МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
Методические рекомендации по изучению дисциплины
«Основы социальной работы»
для студентов специальности 050708.65 – Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Социальная педагогика»
Автор:
Тегалева Т.Д. – старший преподаватель кафедры «Социальных наук».
Шовина Е.Н., к.ф.н., доцент кафедры «Социальных наук».
Цель освоения дисциплины «Основы социальной работы»:
- формирование системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки и практики, как области познания и практической деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека и обеспечение социальных изменений в обществе.
Основные задачи курса «Основы социальной работы»:
-
получение представление о главных теоретических и аксиологических парадигмах социальной работы, о существующих подходах к теории и практике современной социальной работы в отечественном и зарубежном опыте, об основных направлениях исследований;
-
формирование представлений об актуальных направлениях и формах социальной работы с различными категориями населения;
-
овладение студентами знаниями и умениями в области основ социальной работы как необходимой базы для получения полноценного образования в ВУЗе
-
формирование понятийного аппарата и расширение социокультурного тезауруса студентов;
-
формирование аксиологического мышления и гуманистических взглядов на вопросы социальной помощи, обеспечения и защиты;
-
выработка личностно-ценностного отношения к социально-педагогической деятельности;
-
формирование устойчивой мотивации к избранной профессии, развитие потребности в профессионально-педагогическом самообразовании
В результате изучения материалов курса студенты должны знать:
-
систему понятий теории социальной работы;
-
различные теоретические концепции в области социальной работы;
-
основные этапы и закономерности развития социальной работы в России и за рубежом;
-
взаимосвязь общественного развития и эволюции парадигм социальной помощи;
-
основные направления и уровни социальной работы;
-
формы и методы социальной работы с различными категориями граждан;
-
основы государственной политики в области социальной защиты различных категорий граждан;
-
теоретические и практические затруднения, возникающие в деятельности социального работника;
-
проблемы и ориентиры развития теории социальной работы в XXI веке.
В результате изучения материалов курса студенты должны уметь:
-
применять теоретические знания в целях улучшения качества и эффективности профессиональной деятельности, содействия социального развития общественных отношений.
-
понимать и объяснять особенности социальной ситуации в стране и мире и тенденций её изменения, варианты ее развития в будущем;
-
использовать различные формы и методы социальной работы в практической деятельности с различными категориями граждан;
-
анализировать и влиять на взаимодействие различных социальных институтов с другими общественными институтами и человеком;
-
грамотно работать с предлагаемой литературой (аннотирование, тезирование, конспектирование источников, подготовка докладов и рефератов).
Разделы дисциплины и примерное распределение
учебного времени
№
п/п
|
Наименование темы
|
Количество часов
|
Всего ауд.
|
ЛК
|
ПР/ СМ
|
Самосто-ят. работа
|
|
Раздел 1. Методологические основы социальной работы.
|
|
|
|
|
1.
|
Социальная работа как феномен современного мира и как профессиональная деятельность.
|
1
|
1
|
0
|
2
|
2.
|
Сущность, цели, структура социальной работы.
|
2
|
2
|
0
|
4
|
3.
|
Социальная политика и социальная работа.
|
3
|
1
|
2
|
2
|
4.
|
Общественные объединения и благотворительные организации в системе социальной защиты населения.
|
3
|
2
|
1
|
4
|
5.
|
Социальная работа в системе социального обслуживания населения.
|
4
|
2
|
2
|
4
|
6.
|
Социальный работник как субъект помощи.
|
4
|
2
|
2
|
2
|
7.
|
Профессиональное взаимодействие социального работника и индивида, имеющего проблему.
|
4
|
2
|
2
|
4
|
8.
|
Клиент как объект познания социального работника.
|
3
|
1
|
2
|
4
|
9.
|
Методы социальной работы.
|
4
|
2
|
2
|
4
|
10.
|
Технология социальной работы.
|
4
|
2
|
2
|
4
|
|
Раздел 2. Основные направления социальной работы
|
|
|
|
|
11.
|
Социальная работа с женщинами.
|
4
|
2
|
2
|
2
|
12.
|
Семья как объект социальной работы.
|
4
|
2
|
2
|
4
|
13.
|
Социальная работа с молодёжью.
|
4
|
2
|
2
|
4
|
14.
|
Особенности социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми.
|
3
|
1
|
2
|
4
|
15.
|
Социальная работа с инвалидами.
|
4
|
2
|
2
|
4
|
16.
|
Социальное измерение проблемы занятости населения
|
4
|
2
|
2
|
4
|
17.
|
Миграция и проблемы социальной работы.
|
4
|
2
|
2
|
4
|
18.
|
Социальная работа в пенитенциарной системе.
|
4
|
2
|
2
|
4
|
19.
|
Социальная работа с лицами БОМЖ
|
4
|
2
|
2
|
4
|
|
Раздел 3. Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы
|
|
|
|
|
20.
|
Проблемы эффективности социальной работы.
|
4
|
2
|
2
|
4
|
21.
|
Проблемы и ориентиры развития социальной работы.
|
3
|
2
|
1
|
4
|
|
Итого:
|
74
|
38
|
36
|
76
|
Содержание практических занятий
Практическая работа № 1.
Тема: Социальная работа как феномен современного мира и как профессиональная деятельность
План
-
Актуальность проблем социальной работы на современном этапе развития российского общества.
-
Социальная работа как профессиональный вид деятельности, как наука, как учебная дисциплина.
-
Оформление отечественной теории социальной работы.
-
Основные подходы к оказанию социальной помощи в Европе и Америке.
Вопросы для обсуждения
-
В чем специфика социального развития России и как она повлияла на становление социальной науки и практики?
-
Как шел процесс становления социальной работы?
-
Какова роль благотворительности в истории становления социальной работы в России?
-
Каковы основные идеи организации государственной системы общественного призрения и в чем ее историческое значение?
-
Охарактеризуйте основные модели социальной поддержки в мире. В чем преимущества и недостатки каждой из них?
Задания для студентов
-
Прочитать заданную тему в источниках № 1,3.
-
Законспектировать статью Филонова Г.Н., Яркиной Т.Ф. (2).
Основная литература
-
Павленок П. Д. Социальная работа как научная и учебная дисциплина.// СОЦИС. – 2000. - № 9. – С. 119 – 122.
-
Социальная работа./ Под ред. В. И. Курбатова. – Ростов н /Д, 2000.
-
Теория социальной работы. /Под ред. Е. И. Холостовой. М., 2001.
-
Филонов Г.Н., Яркина Т.Ф. Актуальные проблемы социальной работы в России. // Педагогика. – 1993. - № 6.
-
Фирсов М. В. Введение в теоретические основы социальной работы. М., 1997.- С. 29 – 84.
Дополнительная литература
-
Основы социальной работы. / Отв. ред. П. Д. Павленок, М., 2001.
-
Социальная работа: теория и практика./ Под ред. Е. И. Холостовой, М., 2001.
-
Фирсов М. В. История социальной работы в России. М., 2001.
Практическая работа № 2.
Тема: Сущность, цели, структура социальной работы
План
-
Сущность и содержание социальной работы как принципиально нового вида социальной помощи.
-
Цели и задачи социальной работы.
-
Объекты социальной работы.
-
Субъекты социальной работы.
-
Функции социальной работы.
-
Уровни социальной работы.
Вопросы для обсуждения
-
Чем на ваш взгляд отличаются понятия социальное обслуживание, социальная защита, социальное обеспечение, социальная работа?
-
Почему в практике социальной работы рекомендуется использовать термин «клиент» для обозначения объекта социальной работы, а не пациент?
-
Каков предмет социальной работы?
-
Какова взаимосвязь объектов и субъектов социальной работы?
Задание для студентов
-
Выписать в словарь специалиста по социальной работе следующие понятия: социальное обслуживание, социальная защита, социальное обеспечение, социальная помощь. Проанализировать и сравнить их (4).
-
Выписать основные экономические, социальные, культурные права человека, пользуясь источником №1.
-
Сопоставьте функции: а) социального работника и психолога; б) социального работника и педагога; в) социального работника и врача; г) социального работника и юриста; д) социального работника и социального педагога.
-
Подготовить краткие выписки из статьи Шанина Т.
Основная литература
-
Декларация прав человека.
-
Мицкевич Н.И. Образовательная функция социальной работы.// Социально-педагогическая работа. – 2001. - № 5. – С. 13 – 20.
-
Основы социальной работы. / Отв. ред. П. Д. Павленок, М., 2001.
-
Словарь – справочник по социальной работе. /Под ред. Е. И. Холостовой., М., 2001.
-
Социальная работа./ Под ред. В. И. Курбатова. – Ростов н /Д, 2000.
-
Шанин Т. Социальная работа как культурный феномен современности (Новая профессия и академическая дисциплина в контексте социальной теории и политической практики нашего дня) // Вопросы философии. - 1997. - № 11. - С. 55-72.
Дополнительная литература
-
Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. М., 2003.
-
Теория социальной работы. /Под ред. Е. И. Холостовой. М., 2001.
-
Социальная работа: теория и практика./ Под ред. Е. И. Холостовой, М., 2001.
Практическая работа № 3.
Тема: Социальная политика и социальная работа
План
-
Сущность социальной политики.
-
Принципы социальной политики.
-
Специфика современного российского государства как основного социального института общества.
-
Основные направления социальной политики государства.
-
Взаимодействие социальной работы и социальной политики.
Вопросы для обсуждения
-
Что такое социальная политика?
-
Охарактеризуйте государство как основной субъект социальной политики.
-
В чем вы видите особенности современного российского государства как социального института общества?
-
Назовите основные направления социальной политики государства.
-
Раскройте содержание социальной справедливости как важнейшей характеристики социальной политики.
-
Каковы основные задачи социальной политики на современном этапе развития российского общества.
-
В чем, на ваш взгляд, состоит единство и различие между социальной политикой и социальной работой?
Задание для студентов
-
Прочитать тему в указанных источниках.
-
Прочитать «Закон Москвы (проект) об уполномоченном по правам ребенка», проанализируйте, выскажите свое мнение.
-
Составить, пользуясь «Конвенцией о правах ребенка», «Семейным кодексом», документ «Права и обязанности ребенка в общеобразовательном учреждении (школе, ДОУ)».
Основная литература
-
Взаимосвязь социальной работы и социальной политики./ Под ред. Ш. Рамон. М., 1997.
-
Зайнышев И. Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. М., 1994.
-
Закон Москвы (проект) об уполномоченном по правам ребенка. //Социальная педагогика. – 2003. - № 2.- С. 121 – 127.
-
Основы социальной работы./ Отв. ред. П. Д. Павленок. М., 2001.
-
Холостова Е. И. Социальная политика. М., 2001.
Дополнительная литература
-
Карелова Г. Уполномоченный по правам ребенка: первые итоги деятельности.// Социальная педагогика. – 2003. - № 2. – С. 3 – 6.
-
Никитин В. А. Некоторые проблемы взаимосвязи социального образования и социальной политики на пороге XXI века./ Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. М., 2003. - С. 48 – 53.
-
Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. М.,2001. – С.136 – 172.
Практическая работа № 4
Тема: Социальная работа в системе социального обслуживания населения
План
-
Понятие о системе социального обслуживания населения. Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения.
-
Система социального обслуживания: принципы, функции, виды и формы деятельности.
-
Типология социальных служб.
-
Классификация социальных услуг.
-
Социальное обеспечение.
Вопросы для обсуждения
-
Что понимается под системой социального обслуживания?
-
Охарактеризуйте социальные институты по работе с детьми и семьями.
-
Назовите учреждения социального обслуживания клиентов с особыми нуждами. В чем специфика работы с ними?
-
Какие учреждения по обслуживанию пожилых людей вы знаете?
Задание для студентов
-
Подготовить ответы на вопросы, используя указанную литературу.
-
Сделать краткие выписки из статьи Кареловой Г.
-
Законспектировать статью Келасьева В. Н.
-
Подготовить доклад по статье Лумана Н.
Основная литература
-
Ляшенко А. И. Организация и управление социальной работой в России. Учебное пособие. - М.: Наука, 1995.
-
Луман Н. Формы помощи в процессе изменения общественных условий.// Социологический журнал. – 2000. - № ½.
-
Карелова Г. Новые формы социального обслуживания прочно входят в жизнь.// Социальная работа. – 2002. - № 3.
-
Келасьев В. Н. Социальная защита населения и власть.// Журнал социологии и социальной антропологии.// 1999. – Т.2. – выпуск 2.
-
Основы социальной работы./ Под ред. П. Д. Павленок. М., 2001.
-
Теория социальной работы./ Под ред. Е. И. ХолостовойМ., 2001.
-
Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. М.,2001.
Дополнительная литература
-
Социальная работа с инвалидами. – М., 1996.
-
Социальная работа с пожилыми людьми. – М., 1995.
-
Топчий Л. В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. – М., 1997.
Практическая работа № 5
Тема: Профессиональное взаимодействие социального работника и индивида, имеющего проблему
План
-
Сущность и особенности взаимодействия социального работника и индивида, имеющего проблему.
-
Основные подходы профессионального взаимодействия социального работника с клиентом.
-
Восстановление социального функционирования как основная задача социального работника.
Вопросы для обсуждения
-
Назовите основные проблемы взаимодействия социального работника и клиента.
-
Как происходит установление и развитие социально-терапевтического контакта.
-
Охарактеризуйте роль социальной диагностики в процессе взаимодействия.
-
Какие теоретические подходы к проблемам клиента и их решению вы можете назвать?
-
В чем заключаются проблемы эффективности социально-психологического взаимодействия?
Задания для студентов
-
Подготовить ответы на вопросы плана, используя предложенную литературу.
-
Сделать конспекты статей Минигалиевой М. Р. и Шапиро Б. Ю.
-
Подготовить выступление (написать реферат) на одну из ниже предложенных тем:
-
Основные проблемы взаимодействия социального работника и клиента.
-
Установление и развитие социально-терапевтического контакта.
-
Социальная диагностика в процессе взаимодействия.
-
Проблемы эффективности социально-психологического взаимодействия.
-
Человек как субъект социальной работы.
-
Дискриминация человека по признаку возраста.
-
Модели антидискриминационной практики.
-
Общественное и психическое здоровье: сущность и различие.
-
Основы коммуникативной деятельности работника социальной сферы.
-
Практика социальной работы в отношении этнических меньшинств.
-
Сексизм и этнизм как факторы дискриминации человека.
-
Этноцентризм и проблемы дискриминации.
Основная литература
-
Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. М., 1996.
-
Минигалиева М. Р. Стратегии понимания психологом клиента в индивидуальном психологическом консультировании. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2000. - № 2.
-
Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. — М., 1997.
-
Социальная работа: Российский Энциклопедический словарь. — М., 1999. — T.I.
-
Фирсов М.В. Теоретические основы социальной работы. — М., 1997.
-
Шапиро Б. Ю. Психосоциальное консультирование как технология социальной работы. //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001. - № 3. – С. 3 – 17.
Дополнительная литература
-
Абрамова Г. С. Практикум по психологическому консультированию. Ек., 1995.
-
Алешина Л. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М.,1994
-
Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. - СПб., 1997.
-
Кейсмент П. Обучаясь у пациента. — СПб. ,1997.
-
Рудестам. К. Групповая психотерапия. — М., 1990.
Поділіться з Вашими друзьями: |