Методические рекомендации по формированию портфолио студента профессиональной образовательной организации Бохан 2014



Скачати 161.41 Kb.
Дата конвертації16.04.2016
Розмір161.41 Kb.
#10792
ТипМетодические рекомендации
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Боханский педагогический колледж им. Д. Банзарова»

____________________________________________________________________________

c:\users\ignatenko\desktop\рисунок1.png


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по формированию портфолио студента профессиональной образовательной организации


Бохан 2014

Методическое пособие содержит теоретические положения раскрывающие цель, задачи, функции, структуру формирования портфолио в процессе обучения студента, требования к нему, процедуру защиты, примерные критерии оценки защиты.

Методическое пособие предназначено для студентов педагогического колледжа, обучающихся по специальностям 050144 Дошкольное образование, 050146 Преподавание в начальных классах, 050141 Физическая культура, 040401 Социальная работа по ФГОС СПО.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..4

Цель и задачи портфолио …………………………………………….…..5

Функции портфолио………………………………………………….…...5

Структура портфолио студента ОГБОУ СПО БПК………….……… 7

Требования к оформлению портфолио…………………………………10

Процедура защиты портфолио……………………………………….....11

Примерные критерии оценки портфолио……………………………...11

Список использованной литературы……………………………….…..14

Приложения…………………………………………………………..….15



Введение
В условиях введения ФГОС СПО нового поколения портфолио студента становится одним из эффективных инструментов оценки сформированности компетенций, хронологией индивидуальной траектории развития студента.

Современное образовательное пространство рассматривает портфолио как:

- целенаправленную коллекцию лучших работ и результатов студентов, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях деятельности;

- эффективный способ оценивания будущих специалистов на рынке труда, имеющихся у них общих и профессиональных компетенций, а также перспектив делового, профессионального и творческого взаимодействия работодателя с ними;

- комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений студента;

Разноплановость трактовки понятия портфолио сводится к тому, что оно позволяет учитывать и оценивать результаты, достигнутые студентами в разнообразных видах деятельности: учебной, исследовательской, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного, компетентностного подхода к профессиональному образованию.

Портфолио составлено с учетом компонентов, составляющих модель выпускника ОГБОУ СПО БПК, и позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что будет являться важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.

В рамках профессиональных модулей портфолио является частью квалификационного экзамена, формируемое в течение всего периода обучения в колледже.

В данном методическом пособии представлено краткое теоретическое обоснование значимости портфолио как дополнительного контрольно-оценочного средства и положение о портфолио студента по специальностям, преподаваемым в ОГБОУ СПО «Боханский педагогический колледж им.Д. Банзарова».

Пособие содержит описание структуры портфолио студента по разделам, требования к оформлению, процедуру защиты, примерные критерии оценки портфолио.

Методическое пособие позволяет преподавателям и студентам колледжа выдерживать единые требования по подготовке портфолио к защите на экзамене.


Цель и задачи портфолио
Для ОГБОУ СПО БПК введение портфолио может повысить образовательную активность студентов, уровень осознания ими своих целей и возможностей.
Цель: отслеживание и оценивание сформированности общих и профессиональных компетенций, динамики индивидуального развития и личностного роста, поддержка образовательной и профессиональной активности студента и самостоятельности в процессе изучение общих и профессиональных образовательных программ.
Портфолио позволяет решать следующие задачи:


  1. Повышать учебную, профессиональную мотивацию, активность и самостоятельность студентов;

  2. Совершенствовать навыки целеполагания, планирования и организации собственной деятельности, проектирования профессионально-личностного саморазвития;

  3. Отслеживать индивидуальные достижения студентов; динамику развития профессионально-значимых качеств, успешность общих и профессиональных компетенций на основе накопления и систематизации документов, результатов работы студентов;

  4. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности студентов;



Функции портфолио


  • Функция предъявления личных образовательных и профессиональных достижений – образовательных характеристик, ценностных ориентаций, профессиональной компетентности студента.

  • Функция фиксации, накопления и оценки индивидуальных, образовательных и профессиональных достижений студента, их динамики в процессе освоения образовательной программы.

  • Функция формирования личной ответственности за результаты учебно-профессиональной деятельности, профессионально-личностного самосовершенствования, мотивации и интереса.


Структура портфолио студента ОГБОУ СПО БПК
Портфолио смешанного типа

Титульный лист (приложение1)



Состоит из четырех частей:

  1. Личные данные (приложение 2)

  2. Мотивационная составляющая, включающая в себя три блока: листы самооценки студентов по профессионально значимым личностным качествам на первом и на четвертом курсах (приложение 3), результаты проведенных диагностик на первом, третьем и на четвертом курсах: , индивидуальный образовательный план.

  3. Учебно - профессиональная и исследовательская деятельность

    1. Рабочие материалы по дисциплинам, МДК и ПМ: курсовые и дипломные работы, тезисы выступлений на научно – практических конференциях или тексты докладов, решения педагогических задач, решения контрольно-оценочных средств, созданные буклеты, проекты, презентации и т.д. (приложение 4). Оценка освоения профессиональных образовательных программ: ведомости успеваемости, оценочные листы по освоению ОК и ПК.

    2. По практике: разработки технологических карт, сценариев уроков, внеклассных мероприятий, дневники по практике. Отзыв руководителя по практике, аттестационный лист по практике, фото и видеоматериалы (приложение 5).

    3. Рефлексия - это своеобразный дневник самостоятельной деятельности, включающий: результаты профессионального тестирования, эссе, свидетельства о прохождении курсовой подготовки, освоения дополнительных образовательных программ (физическая культура, бурятский язык и литература, изобразительное искусство), подтверждающие готовность студента к реализации разнообразных видов профессиональной деятельности (приложение 6)

  4. Внеурочная деятельность

    1. Список общественных должностей, которые занимал студент во время учебы, участия в общественной работе группы, студ. совета, педагогического отряда, волонтерского движения и т.д., участия в работе творческих групп, спортивных команд с приложением фото и видеоматериалов, грамот, дипломов, сертификатов (приложение 7).

    2. Список мероприятий, в которых принимал участие студент (конкурсы, конференции, педагогические чтения, олимпиады, КВН, форумы, школа актива, спортивные соревнования и т.п.), дипломы, грамоты, сертификаты, благодарности, волонтерские книжки, фото и видеоматериалы (приложение 8).

    3. Разработки сценариев внеурочных мероприятий, реализованных проектов, театрализованных постановок с приложением фото и видеоматериалов.


Требования к оформлению портфолио


  1. Портфолио должно быть представлено в виде:

  • бумажного носителя (печатного текста) на листах А4; в папке с файлами (текстовые документы представляются в формате Word 2007; параметры текстового редактора: поля – верхнее, нижнее – 2.0 см, левое – 3.0 см, правое – 1.5 см, шрифт Times New Roman, высота 14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, красная строка 1.25;

  • электронного носителя + на CD (диски оформляются в тонких коробочках для дисков) с указанием на них полного ФИ студента, наименования изучаемых профессиональных модулей, образовательного учреждения, группы, специальности.

  1. Приложение к портфолио оформляется отдельно (титульный лист приложение № 8).

      • Видеоматериалы представляются на DVD диске записанные в программе Nero (диски оформляются в тонких коробочках для дисков) с указанием на них полного ФИ студента, группы, специальности, вид мероприятия, тема.

  2. Фотографии, рисунки, схемы, таблицы должны быть подписаны.

  1. Каждый раздел портфолио должен начинаться с новой страницы.

  2. Приложения формируются по разделам портфолио.

  3. Документы, содержащие подписи и печати, сканируются в формате JPG или PDF. Отсканированный текст, подписи и печати должны читаться без затруднений в масштабе 1:1.

  4. В текстах не допускается сокращение названий и наименований;


Процедура защиты портфолио


  1. Защита портфолио проходит в два этапа:

1 этап - за 1 месяц до квалификационного экзамена портфолио сдается на экспертизу членам комиссии (написание отзыва).

2 этап – защита портфолио (этапы защиты: защита портфолио студентом; ответы на вопросы экспертной группы по существу представленных документов; обсуждение результатов защиты членами экспертной группы; доведение до студента выводов и рекомендаций экспертной группы).

  1. Требования к студенту на защите

  1. Четкое, логическое, последовательное раскрытие содержания разделов портфолио, свидетельствующее о его профессиональной компетенции.

  2. Владение навыками публичного выступления (логика рассуждения, культура речи, умение обоснованно отвечать на вопросы комиссии).

  3. Соблюдение регламента защиты (для защиты портфолио студенту отводится 5-10 минут).



Примерные критерии оценки портфолио
Оценка «отлично» - ставится в том случае, если портфолио характеризуется полнотой содержания всего комплекта документов обеспечивающих образовательный процесс. Различные виды документации заполнены с соблюдением требований к ее оформлению. Контролирующая документация представлена в полном объеме. Наличие положительных отзывов с баз практики о выполненных видах работ, где представлен педагогически обоснованный выбор и реализация форм, методов, приемов обучения и воспитания с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей обучающихся. Содержание портфолио свидетельствует о больших приложенных усилиях, наличия высокого уровня самоотдачи и творческого отношения к содержанию портфолио. Представлено разнообразие видов самостоятельной работы. Прослеживается, через представление результатов самостоятельной работы, стремление к самообразованию и повышению квалификации. Проявляется использование различных источников информации. В оформлении портфолио ярко проявляются оригинальность, изобретательность и высокий уровень владения информационно-коммуникативными технологиями.

Оценка «хорошо» - ставится в том случае, если портфолио демонстрирует большую часть от содержания всего комплекта документов обеспечивающих образовательный процесс. Не в соответствии с требованиями заполнена часть документации. Контролирующая документация представлена в полном объеме. Наличие положительных отзывов с баз практики о выполненных видах работ, где представлен педагогически обоснованный выбор и реализация форм, методов, приемов обучения и воспитания с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей обучающихся. Представлено однообразие видов самостоятельной работы. Используются основные источники информации. Отсутствует творческий элемент в оформлении. Проявляется средний уровень владения информационно-коммуникативными технологиями.

Оценка «удовлетворительно» - ставится в том случае, если портфолио демонстрирует половину материалов от содержания всего комплекта документов обеспечивающих образовательный процесс. Не в соответствии с требованиями заполнена большая часть документации. Контролирующая документация представлена наполовину. Отзывы с баз практики содержат замечания и рекомендации по совершенствованию профессиональных умений и навыков. Представлено мало видов самостоятельной работы. Источники информации представлены фрагментарно. Отсутствует творческий элемент в оформлении. Проявляется низкий уровень владения информационно-коммуникативными технологиями.

Оценка «неудовлетворительно» - ставится в том случае, если по содержанию портфолио трудно сформировать общее представление о качестве прохождения практики студентом. В портфолио представлено отрывочное выполнение заданий производственной практики. Документация заполнена не в соответствии с требованиями. Контролирующая документация не представлена. Отсутствуют отзывы с баз практики о выполненных видах работ. Нет возможности определить прогресс в обучения и уровень сформированности ПК.

Приложение 1



Титульный лист:

ОГБОУ СПО «Боханский педагогический колледж им. Д. Банзарова»

ФОТО студента
Портфолио

студента колледжа к квалификационному экзамену


  • Фамилия Имя Отчество студента___________________

  • Группа_____________________

  • Специальность______________

  • Период, за который представлены документы и материалы:

С __________ 201__г.

По _____________ 201__ г.

Бохан

20___г.
Приложение №2

Раздел 1. Личные данные

ФИО студента_____________________________________

Дата рождения______________________________________

Контактный телефон___________________________________

Е-mail__________________________________________________

Характеристика от куратора группы

Приложение 3

Раздел 2. Мотивационная составляющая


  • гражданственность (социальная ответственность; готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем);

  • любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, душевность, вежливость и т.д.);

  • оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ученика);

  • справедливость (честность, совестливость, способность действовать беспристрастно);

  • общительность (педагогический такт, коммуникабельность);

  • требовательность к себе и к детям (ответственность, организованность, самокритичность, добросовестность, правдивость, дисциплинированность, гордость, чувство собственного достоинства, разумность, скромность, инициативность, активность);

  • альтруизм – бecкopыcтиe (бескорыстная забота о благе других);

  • волевые качества (целеустремленность – «рефлекс цели», по выражению И.П. Павлова; выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость);

  • толерантность – терпимость, снисходительность к людям;

  • педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогическая зоркость);

  • эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ученика и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость) – совет № 4 В.А. Сухомлинского из книги «100 советов учителю»;

  • интеллигентность (обаяние, духовность);

  • современность (наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учениками);

  • доминантность (деловитость, склонность вести за собой, принятие ответственности за других, умение руководить);

  • креативность (творчество).

Приложение 4

Раздел 3. Учебно - профессиональная и исследовательская деятельность

    1. Список рабочих материалов по дисциплинам, МДК и ПМ




п/п

Название МДК, ПМ, дисциплины тема по программе

Перечень рабочих материалов

(курсовые и дипломные работы, тезисы выступлений на научно – практических конференциях или тексты докладов, решения педагогических задач, решения контрольно-оценочных средств, созданные буклеты, проекты, презентации и т.д.



Оценка__(если_имеется)__№_приложения'>Оценка

(если имеется)

приложения

Материалы, отзывы и рецензии научных руководителей, сертификаты, дипломы, грамоты



1.










Приложение 1.
















Приложение 5



    1. Сводная таблица по практике

Вид практики

Место прохождения практики

Сроки прохождения практики

Оценка

Документы

№ приложения













- анализы и самоанализы уроков, занятий,

- отчет по практике (фото или видео),

- аттестационный лист по практике,

- отзыв методиста и руководителя практики,

- планы-конспекты занятий, уроков, сценарии праздников, развлечений, внеклассных мероприятий

- дневники практики (наблюдений) и др.



Приложение1.

Приложение 2.

Приложение 3.




Примечание

  1. Документы основной папки по практике: аттестационный лист, отзыв руководителя практики и методиста, характеристика.

  2. В приложение к основной папке выносятся: анализы и самоанализы уроков, занятий, отчет по практике (фото или видео), планы-конспекты занятий, уроков, сценарии праздников, развлечений, внеклассных мероприятий, дневники практики (наблюдений) и др.

Приложение 6



    1. Самостоятельная деятельность студентов




п/п

Название МДК, ПМ, дисциплины, дополнительной образовательной программы, тема по программе

Результаты самостоятельной деятельности студента

(доклады, рефераты, резюме, эссе, кластеры, методические разработки, электронные презентации, электронные пособия, фото, видео вебквесты и т.п.)



Оценка

приложения














Приложение 1.














Приложение 2.














Приложение 3.

Приложение 7



Раздел 4. Внеурочная деятельность

4.1. Список занимаемых общественных должностей, участия в работе творческих, спортивных команд за период обучения в колледже

№ п/п

Дата с _по_

Занимаемая общественная должность, участие в работе творческих и спортивных команд

Приложение (фото, видео, грамоты, дипломы, сертификаты










Приложение 1










Приложение 2




































Приложение 8


4.2. Сведения об участии в мероприятиях различного уровня (при наличии у студента)


Вид мероприятия

Сроки проведения

Место проведения, уровень

(всероссийский, областной, городской, внутриколледжный)



Форма участия

(очная, заочная, выступление, публикация, презентация и др.)



Результат (грамота, сертификат, дипломы, благодарность и др.)



приложения

Конкурсы (профессиональные, творческие, интеллектуальные)
















Олимпиады
















Волонтерство
















Спортивные достижения
















Другое
















Скачати 161.41 Kb.

Поділіться з Вашими друзьями:




База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2022
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка