Методические рекомендации по формированию портфолио студента профессиональной образовательной организации Бохан 2014



Скачати 161.41 Kb.
Дата конвертації16.04.2016
Розмір161.41 Kb.
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Боханский педагогический колледж им. Д. Банзарова»

____________________________________________________________________________

c:\users\ignatenko\desktop\рисунок1.png


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по формированию портфолио студента профессиональной образовательной организации


Бохан 2014

Методическое пособие содержит теоретические положения раскрывающие цель, задачи, функции, структуру формирования портфолио в процессе обучения студента, требования к нему, процедуру защиты, примерные критерии оценки защиты.

Методическое пособие предназначено для студентов педагогического колледжа, обучающихся по специальностям 050144 Дошкольное образование, 050146 Преподавание в начальных классах, 050141 Физическая культура, 040401 Социальная работа по ФГОС СПО.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..4

Цель и задачи портфолио …………………………………………….…..5

Функции портфолио………………………………………………….…...5

Структура портфолио студента ОГБОУ СПО БПК………….……… 7

Требования к оформлению портфолио…………………………………10

Процедура защиты портфолио……………………………………….....11

Примерные критерии оценки портфолио……………………………...11

Список использованной литературы……………………………….…..14

Приложения…………………………………………………………..….15



Введение
В условиях введения ФГОС СПО нового поколения портфолио студента становится одним из эффективных инструментов оценки сформированности компетенций, хронологией индивидуальной траектории развития студента.

Современное образовательное пространство рассматривает портфолио как:

- целенаправленную коллекцию лучших работ и результатов студентов, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях деятельности;

- эффективный способ оценивания будущих специалистов на рынке труда, имеющихся у них общих и профессиональных компетенций, а также перспектив делового, профессионального и творческого взаимодействия работодателя с ними;

- комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений студента;

Разноплановость трактовки понятия портфолио сводится к тому, что оно позволяет учитывать и оценивать результаты, достигнутые студентами в разнообразных видах деятельности: учебной, исследовательской, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного, компетентностного подхода к профессиональному образованию.

Портфолио составлено с учетом компонентов, составляющих модель выпускника ОГБОУ СПО БПК, и позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что будет являться важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.

В рамках профессиональных модулей портфолио является частью квалификационного экзамена, формируемое в течение всего периода обучения в колледже.

В данном методическом пособии представлено краткое теоретическое обоснование значимости портфолио как дополнительного контрольно-оценочного средства и положение о портфолио студента по специальностям, преподаваемым в ОГБОУ СПО «Боханский педагогический колледж им.Д. Банзарова».

Пособие содержит описание структуры портфолио студента по разделам, требования к оформлению, процедуру защиты, примерные критерии оценки портфолио.

Методическое пособие позволяет преподавателям и студентам колледжа выдерживать единые требования по подготовке портфолио к защите на экзамене.


Цель и задачи портфолио
Для ОГБОУ СПО БПК введение портфолио может повысить образовательную активность студентов, уровень осознания ими своих целей и возможностей.
Цель: отслеживание и оценивание сформированности общих и профессиональных компетенций, динамики индивидуального развития и личностного роста, поддержка образовательной и профессиональной активности студента и самостоятельности в процессе изучение общих и профессиональных образовательных программ.
Портфолио позволяет решать следующие задачи:


  1. Повышать учебную, профессиональную мотивацию, активность и самостоятельность студентов;

  2. Совершенствовать навыки целеполагания, планирования и организации собственной деятельности, проектирования профессионально-личностного саморазвития;

  3. Отслеживать индивидуальные достижения студентов; динамику развития профессионально-значимых качеств, успешность общих и профессиональных компетенций на основе накопления и систематизации документов, результатов работы студентов;

  4. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности студентов;



Функции портфолио


  • Функция предъявления личных образовательных и профессиональных достижений – образовательных характеристик, ценностных ориентаций, профессиональной компетентности студента.

  • Функция фиксации, накопления и оценки индивидуальных, образовательных и профессиональных достижений студента, их динамики в процессе освоения образовательной программы.

  • Функция формирования личной ответственности за результаты учебно-профессиональной деятельности, профессионально-личностного самосовершенствования, мотивации и интереса.


Структура портфолио студента ОГБОУ СПО БПК
Портфолио смешанного типа

Титульный лист (приложение1)



Состоит из четырех частей:

  1. Личные данные (приложение 2)

  2. Мотивационная составляющая, включающая в себя три блока: листы самооценки студентов по профессионально значимым личностным качествам на первом и на четвертом курсах (приложение 3), результаты проведенных диагностик на первом, третьем и на четвертом курсах: , индивидуальный образовательный план.

  3. Учебно - профессиональная и исследовательская деятельность

    1. Рабочие материалы по дисциплинам, МДК и ПМ: курсовые и дипломные работы, тезисы выступлений на научно – практических конференциях или тексты докладов, решения педагогических задач, решения контрольно-оценочных средств, созданные буклеты, проекты, презентации и т.д. (приложение 4). Оценка освоения профессиональных образовательных программ: ведомости успеваемости, оценочные листы по освоению ОК и ПК.

    2. По практике: разработки технологических карт, сценариев уроков, внеклассных мероприятий, дневники по практике. Отзыв руководителя по практике, аттестационный лист по практике, фото и видеоматериалы (приложение 5).

    3. Рефлексия - это своеобразный дневник самостоятельной деятельности, включающий: результаты профессионального тестирования, эссе, свидетельства о прохождении курсовой подготовки, освоения дополнительных образовательных программ (физическая культура, бурятский язык и литература, изобразительное искусство), подтверждающие готовность студента к реализации разнообразных видов профессиональной деятельности (приложение 6)

  4. Внеурочная деятельность

    1. Список общественных должностей, которые занимал студент во время учебы, участия в общественной работе группы, студ. совета, педагогического отряда, волонтерского движения и т.д., участия в работе творческих групп, спортивных команд с приложением фото и видеоматериалов, грамот, дипломов, сертификатов (приложение 7).

    2. Список мероприятий, в которых принимал участие студент (конкурсы, конференции, педагогические чтения, олимпиады, КВН, форумы, школа актива, спортивные соревнования и т.п.), дипломы, грамоты, сертификаты, благодарности, волонтерские книжки, фото и видеоматериалы (приложение 8).

    3. Разработки сценариев внеурочных мероприятий, реализованных проектов, театрализованных постановок с приложением фото и видеоматериалов.


Требования к оформлению портфолио


  1. Портфолио должно быть представлено в виде:

  • бумажного носителя (печатного текста) на листах А4; в папке с файлами (текстовые документы представляются в формате Word 2007; параметры текстового редактора: поля – верхнее, нижнее – 2.0 см, левое – 3.0 см, правое – 1.5 см, шрифт Times New Roman, высота 14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, красная строка 1.25;

  • электронного носителя + на CD (диски оформляются в тонких коробочках для дисков) с указанием на них полного ФИ студента, наименования изучаемых профессиональных модулей, образовательного учреждения, группы, специальности.

  1. Приложение к портфолио оформляется отдельно (титульный лист приложение № 8).

      • Видеоматериалы представляются на DVD диске записанные в программе Nero (диски оформляются в тонких коробочках для дисков) с указанием на них полного ФИ студента, группы, специальности, вид мероприятия, тема.

  2. Фотографии, рисунки, схемы, таблицы должны быть подписаны.

  1. Каждый раздел портфолио должен начинаться с новой страницы.

  2. Приложения формируются по разделам портфолио.

  3. Документы, содержащие подписи и печати, сканируются в формате JPG или PDF. Отсканированный текст, подписи и печати должны читаться без затруднений в масштабе 1:1.

  4. В текстах не допускается сокращение названий и наименований;


Процедура защиты портфолио


  1. Защита портфолио проходит в два этапа:

1 этап - за 1 месяц до квалификационного экзамена портфолио сдается на экспертизу членам комиссии (написание отзыва).

2 этап – защита портфолио (этапы защиты: защита портфолио студентом; ответы на вопросы экспертной группы по существу представленных документов; обсуждение результатов защиты членами экспертной группы; доведение до студента выводов и рекомендаций экспертной группы).

  1. Требования к студенту на защите

  1. Четкое, логическое, последовательное раскрытие содержания разделов портфолио, свидетельствующее о его профессиональной компетенции.

  2. Владение навыками публичного выступления (логика рассуждения, культура речи, умение обоснованно отвечать на вопросы комиссии).

  3. Соблюдение регламента защиты (для защиты портфолио студенту отводится 5-10 минут).



Примерные критерии оценки портфолио
Оценка «отлично» - ставится в том случае, если портфолио характеризуется полнотой содержания всего комплекта документов обеспечивающих образовательный процесс. Различные виды документации заполнены с соблюдением требований к ее оформлению. Контролирующая документация представлена в полном объеме. Наличие положительных отзывов с баз практики о выполненных видах работ, где представлен педагогически обоснованный выбор и реализация форм, методов, приемов обучения и воспитания с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей обучающихся. Содержание портфолио свидетельствует о больших приложенных усилиях, наличия высокого уровня самоотдачи и творческого отношения к содержанию портфолио. Представлено разнообразие видов самостоятельной работы. Прослеживается, через представление результатов самостоятельной работы, стремление к самообразованию и повышению квалификации. Проявляется использование различных источников информации. В оформлении портфолио ярко проявляются оригинальность, изобретательность и высокий уровень владения информационно-коммуникативными технологиями.

Оценка «хорошо» - ставится в том случае, если портфолио демонстрирует большую часть от содержания всего комплекта документов обеспечивающих образовательный процесс. Не в соответствии с требованиями заполнена часть документации. Контролирующая документация представлена в полном объеме. Наличие положительных отзывов с баз практики о выполненных видах работ, где представлен педагогически обоснованный выбор и реализация форм, методов, приемов обучения и воспитания с учетом возрастных, индивидуальных и личностных особенностей обучающихся. Представлено однообразие видов самостоятельной работы. Используются основные источники информации. Отсутствует творческий элемент в оформлении. Проявляется средний уровень владения информационно-коммуникативными технологиями.

Оценка «удовлетворительно» - ставится в том случае, если портфолио демонстрирует половину материалов от содержания всего комплекта документов обеспечивающих образовательный процесс. Не в соответствии с требованиями заполнена большая часть документации. Контролирующая документация представлена наполовину. Отзывы с баз практики содержат замечания и рекомендации по совершенствованию профессиональных умений и навыков. Представлено мало видов самостоятельной работы. Источники информации представлены фрагментарно. Отсутствует творческий элемент в оформлении. Проявляется низкий уровень владения информационно-коммуникативными технологиями.

Оценка «неудовлетворительно» - ставится в том случае, если по содержанию портфолио трудно сформировать общее представление о качестве прохождения практики студентом. В портфолио представлено отрывочное выполнение заданий производственной практики. Документация заполнена не в соответствии с требованиями. Контролирующая документация не представлена. Отсутствуют отзывы с баз практики о выполненных видах работ. Нет возможности определить прогресс в обучения и уровень сформированности ПК.

Приложение 1



Титульный лист:

ОГБОУ СПО «Боханский педагогический колледж им. Д. Банзарова»

ФОТО студента
Портфолио

студента колледжа к квалификационному экзамену


  • Фамилия Имя Отчество студента___________________

  • Группа_____________________

  • Специальность______________

  • Период, за который представлены документы и материалы:

С __________ 201__г.

По _____________ 201__ г.

Бохан

20___г.
Приложение №2

Раздел 1. Личные данные

ФИО студента_____________________________________

Дата рождения______________________________________

Контактный телефон___________________________________

Е-mail__________________________________________________

Характеристика от куратора группы

Приложение 3

Раздел 2. Мотивационная составляющая


  • гражданственность (социальная ответственность; готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем);

  • любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, душевность, вежливость и т.д.);

  • оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ученика);

  • справедливость (честность, совестливость, способность действовать беспристрастно);

  • общительность (педагогический такт, коммуникабельность);

  • требовательность к себе и к детям (ответственность, организованность, самокритичность, добросовестность, правдивость, дисциплинированность, гордость, чувство собственного достоинства, разумность, скромность, инициативность, активность);

  • альтруизм – бecкopыcтиe (бескорыстная забота о благе других);

  • волевые качества (целеустремленность – «рефлекс цели», по выражению И.П. Павлова; выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость);

  • толерантность – терпимость, снисходительность к людям;

  • педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогическая зоркость);

  • эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ученика и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость) – совет № 4 В.А. Сухомлинского из книги «100 советов учителю»;

  • интеллигентность (обаяние, духовность);

  • современность (наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учениками);

  • доминантность (деловитость, склонность вести за собой, принятие ответственности за других, умение руководить);

  • креативность (творчество).

Приложение 4

Раздел 3. Учебно - профессиональная и исследовательская деятельность

    1. Список рабочих материалов по дисциплинам, МДК и ПМ




п/п

Название МДК, ПМ, дисциплины тема по программе

Перечень рабочих материалов

(курсовые и дипломные работы, тезисы выступлений на научно – практических конференциях или тексты докладов, решения педагогических задач, решения контрольно-оценочных средств, созданные буклеты, проекты, презентации и т.д.



Оценка

(если имеется)

приложения

Материалы, отзывы и рецензии научных руководителей, сертификаты, дипломы, грамоты



1.










Приложение 1.
















Приложение 5



    1. Сводная таблица по практике

Вид практики

Место прохождения практики

Сроки прохождения практики

Оценка

Документы

№ приложения













- анализы и самоанализы уроков, занятий,

- отчет по практике (фото или видео),

- аттестационный лист по практике,

- отзыв методиста и руководителя практики,

- планы-конспекты занятий, уроков, сценарии праздников, развлечений, внеклассных мероприятий

- дневники практики (наблюдений) и др.



Приложение1.

Приложение 2.

Приложение 3.




Примечание

  1. Документы основной папки по практике: аттестационный лист, отзыв руководителя практики и методиста, характеристика.

  2. В приложение к основной папке выносятся: анализы и самоанализы уроков, занятий, отчет по практике (фото или видео), планы-конспекты занятий, уроков, сценарии праздников, развлечений, внеклассных мероприятий, дневники практики (наблюдений) и др.

Приложение 6



    1. Самостоятельная деятельность студентов




п/п

Название МДК, ПМ, дисциплины, дополнительной образовательной программы, тема по программе

Результаты самостоятельной деятельности студента

(доклады, рефераты, резюме, эссе, кластеры, методические разработки, электронные презентации, электронные пособия, фото, видео вебквесты и т.п.)



Оценка

приложения














Приложение 1.














Приложение 2.














Приложение 3.

Приложение 7



Раздел 4. Внеурочная деятельность

4.1. Список занимаемых общественных должностей, участия в работе творческих, спортивных команд за период обучения в колледже

№ п/п

Дата с _по_

Занимаемая общественная должность, участие в работе творческих и спортивных команд

Приложение (фото, видео, грамоты, дипломы, сертификаты










Приложение 1










Приложение 2




































Приложение 8


4.2. Сведения об участии в мероприятиях различного уровня (при наличии у студента)


Вид мероприятия

Сроки проведения

Место проведения, уровень

(всероссийский, областной, городской, внутриколледжный)



Форма участия

(очная, заочная, выступление, публикация, презентация и др.)



Результат (грамота, сертификат, дипломы, благодарность и др.)



приложения

Конкурсы (профессиональные, творческие, интеллектуальные)
















Олимпиады
















Волонтерство
















Спортивные достижения
















Другое

















База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка