МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
по специальностям:
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений;
08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Основы философии»
Кемерово 2014
Темы для самостоятельного изучения:
-
Бытие. Бытие - основополагающее понятие философии. Трансформация понятия бытия. Новая идея бытия.
-
Мистическая философия. Метафизика. Новые идеи современных философов.
-
Человек как основная проблема философии. Вселенная. Человек во вселенной.
-
Происхождение человека. Его сущность. Концепции происхождения Вселенной и Человека.
-
Смысл жизни и ценности человека. Категории бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.
-
Человек и познание. Субъект, объект познания. Рациональное и чувственное познание, эмпиризм и рационализм. Формы и методы научного познания.
-
Сознание и духовный мир человека. Человек и культура. Цивилизация.
-
Понятие сознания. Сознательное, бессознательное в человеке. Духовный мир человека. Классификация культуры. Западная и восточная культура.
-
Проблемы и перспективы современной цивилизации. Сценарий будущего.
Литература:
1. Горелов, А.А. Основы философии [Текст]: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. / А. А. Горелов. – М: Академия, 2009. – 256 с.
Дополнительная:
2. Горбачев В.Г. Основы философии [Текст] : Учебник для студентов СПО. / В.Г. Горбачев.- М: Владос- пресс, 2002. -336 с.
3. Канке, В.А. Основы философии [Текст] : Учебник для студентов СПО / В. А. Канке. – М: Логос, 2001.- 288 с.: ил.
Вопросы для самопроверки.
ТЕМА: БЫТИЕ
-
Как переводится термин «бытие»?
-
Что включается в себя материальный мир?
-
Что означает единство окружающего мира?
-
Какие естественные науки изучают материю?
-
Какие категории применяет философия для постижения бытия?
-
В чем смысл философской проблемы бытия?
-
Проблема «бытия» была поставлена в античной философии. Каковы «жизненные корни» и философский смысл этой проблемы?
-
Покажите на примерах эволюцию понятия «бытие», начиная с античности и заканчивая ХХ веком?
-
Движение – атрибут материи, основной принцип материалистической философии. В чем его смысл?
-
Раскройте цепочку: мир природы – мир символов мир человека.
-
Охарактеризуйте понятия «пространства» и «времени». Взаимосвязаны ли они?
-
Как вы понимаете бесконечность и неисчерпаемость материи?
-
Что имел ввиду французский ученый Б. Паскаль, когда писал: «В необъятных просторах пространства и времени мы – ничто…»?
-
Можно ли создать «машину времени»?
-
Как вы понимаете фразу У. Шекспира: «Не хвастай, время, властью надо мной!».
ТЕМА: ЧЕЛОВЕК ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ.
-
Какие науки изучают феномен человека?
-
Какие природные качества человека вы считаете главными?
-
Что в человеке от природы, а что от общества?
-
Что вы понимаете под свободой человека и для чего она нужна?
-
Надо ли, на ваш взгляд, размышлять над смыслом своей жизни?
-
Как вы представляете свое призвание в жизни?
-
На какие ценности вы предпочитаете ориентироваться в своей жизни?
-
Как вы думаете, можно ли человеку жить без идеала?
-
Как вы понимаете выражение «человек есть тайна»?
-
В чем сущность фрейдистской концепции человека?
-
Как охарактеризовать понятие «человечество»? Почему в конце 20 - го века остро встала проблема «выживания» человечества?
-
Что означает тезис о человеке как о космопланетарном феномене?
ТЕМА: ВСЕЛЕННАЯ. ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕЛЕННОЙ.
-
Что есть природа для человека: храм, мастерская, нечто другое?
-
Какие причины привели к глобальному экологическому кризису?
-
Как изменялись философские представления о природе?
-
Попытайтесь привести примеры сложных систем, в которых есть хаос и порядок?
-
Что (кто), на ваш взгляд, сотворил мир?
-
Подчиняется ли человек законам физики?
-
Пустота и пространства это одно и тоже?
ТЕМА: СОЗНАНИЕ.
-
В чем трудности решения философской проблемы сознания?
-
Сознание неразрывно связано с языком. В чем смысл связи?
-
Что такое «иллюзорное сознание»?
-
Что такое «обыденное сознание»?
-
Что такое «общественное сознание»?
-
Чем отличалось античное понимание от средневекового?
-
Философия нового времени заявила о том, что «сознание есть самопознание» как это понимать?
-
В чем смысл проблемы «бессознательного»?
ТЕМА: ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА.
ЦИВИЛИЗАЦИИ
-
Какие науки изучают культуру общества?
-
Что вы понимаете под «антикультурой»? В чем она проявляется?
-
Что вы можете сказать о своеобразии русской культуры?
-
Как происходит диалог культур?
-
Что означает в вашем понимании «быть культурным человеком»?
-
Что такое смысл истории?
-
Почему понятие «культура» многовариантно? По разному интерпретируется?
-
Есть ли разница между «обыденным и теоретическим» представлением о культуре?
-
Как соотносится «природное» и «культурное»?
-
Почему понятия «культура» и «культ» созвучны? Есть ли связь между ними?
-
Что такое традиции, новации в культуре? Как они взаимосвязаны?
-
Что такое «элитарная» , «массовая» , «молодежная» культуры?
-
Какими путями культура распространяется? Как она воспринимается людьми?
-
Дж. Р. Киплинг утверждал: «Запад есть запад, Восток есть восток. И им никогда не сойтись». Можно ли согласиться с решительными утверждением английского писателя?
-
П. Я. Чаадаев полагал, что Россия могла бы стать «мостом» между Западом и Востоком. Каково место России в мировой историю?
-
Каким образом наша личная биография вписывается во всеобщую историю?
Реферат.
Реферат – (от латинского refere – докладывать, сообщать) доклад по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Рефераты могут являться изложением содержания научной работы, статьи.
Требования к составлению реферата.
-
Реферат составляется в объеме 10-12 листов
-
Содержит: титульный лист (тема реферата, ФИО студента, учебное заведение, группа), план, вступление (раскрывает суть изучаемого вопроса, цели и задачи), основную часть(отражает главную суто реферата), выводы(обобщенные выводы и резудьтаты проделанной работы), список литературы (не менее 1-3 источников)
-
Реферат пишется на бумаге стандарта А4, с расположением текста только с одной стороны
Цель написания реферата:
-
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах;
-
знать социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
-
формирование самостоятельного исследовательского мышления;
-
умение работать с информацией и ее систематизация, интерпретация;
-
получение дополнительной информации по изучаемой дисциплине.
Темы рефератов:
1.Эмпиризм и рационализм в философии XVII века
Литература:
-
Мамардашвили М.к. Картезианские размышления. – М. , 1993.
-
Рассел Б. История западной философии. Т. 2. – Новосибирск, 1994. – Гл. 10-12.
-
История философии в кратком изложении. – М. . 1993.
2.Французский материализм XVIII века
Литература:
-
Введение в философию. Ч. 1. – М. , 1990.
-
История философии в кратком изложении. – М. . 1993.
-
Азаркин Н. М. Монтескье. – м. , 1988.
3.Философия И. Канта
Литература:
-
Соловьев Э. Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. – М. , 1992.
-
Рассел Б. История западной философии. Т. 2 – Новосибирск, 1994.
-
Философия Канта и современность. – М., 1974.
4.Философия К. Маркса
Литература:
-
Кантор К. М. Немецкая идеология Маркса – Энгельса и русский марксизм // Вопросы философии. – 1995. - № 12.
-
Толстых В. И. и др. Марксизм: pro и contra. – М. , 1992.
5.Проблемы человека в философии XX века
Литература:
-
Введение в философию. – М. , 1990. – Ч. 1 – Гл. 4.
-
Мир философии. Ч. 1. 2. М. . 1991.
6.Традиции и особенности русской философии XI –XIX веков.
Литература:
-
Благова Т. И. Родоначальники славянофильства. А. хомяков и И. Киреевский. – М. , 1995.
-
Зеньковский А. В. История русской философии. – Л. . 1991.
-
Лосский Н. О. История русской философии. – М. . 1991.
7.Русская религиозная философия XX веков:Н. . Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, П. А., П. . Флоренский. С. Л. Франк, Л. Шестов
Литература:
-
Вехи. Из глубины. – М. . 1991.
-
Вригт Г. Ч., фон. Философия и техника Н. Бердяева // Вопросы философии. - 1995. № 4.
8.Философия категории бытия
Литература:
-
Глядков В. А. Философский практикум. – М. , 1994.
-
Зотов А. Ф. , Мельвиль Ю. К. Западная философия XX века. – М. . 1994. – Гл. 5.
-
Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М. , 1986.
9.Философская категория материи
Литература:
-
Введение в философию. – М. , 1990. – Ч. 1, Гл. 2. Ч. 2, Гл. 6
-
Шредингер Э. Мое мировоззрение // Вопросы философии. – 1994. - № 9,10.
10.Категории пространства и времени
Литература:
-
Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. – М., 1982.
-
Пространство и время. – Киев, 1984
11.Философское понимание природы
Литература:
-
Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. – М. . 1988.
-
Карпинская Р. С. Биология и мировоззрение. – М. , 1980.
12.Практика как специфически человеческий способ отношения к миру
Литература:
-
Ильенков Э. В. Диалектическая логика. – М. , 1974.
-
Введение в философию. – М. , 1990. – Ч. 2. – Гл.10.
13.Человечество перед лицом глобальных проблем
Литература:
-
Введение в философию. – М. , 1990. – Ч. 2. – Гл.16.
-
Мир философии. – М. , 1991. –Ч. 2. – Разд. 8.
Критерии оценки реферата:
-
легкость и доступность изложения;
-
логика изложения;
-
объяснение новых понятий;
-
наличие выводов;
-
эмоциональность изложения;
-
интерес слушателя.
Сообщение.
Сообщение по персоналиям – это форма предоставления информации, передающаяся в виде предложений, это краткий рассказ о жизни и деятельности известного мыслителя.
-
Тип сообщения – повествование
-
Продолжительность сообщения до 10 минут
-
Источниками сообщения могут быть – учебники, словари, энциклопедии, интернет – ресурсы.
-
Сообщение предлагается в устной форме (при изложении можно пользоваться записями)
-
Записи не требуют специального оформления.
-
В сообщениях по персоналиям следует отражать биографию автора, назнание его произведений, основные идеи его научной и филофской концепции.
Цель сообщения:
-
формирование самостоятельного исследовательского мышления;
-
умение работать с информацией и ее систематизация, интерпретация;
-
получение дополнительной информации по изучаемой дисциплине.
Темы сообщений:
-
Натурфилософы античности: Фалес, Гераклит, Демокрит, Парменид, Платон, Аристотель, Анаксемен, Анаксимандр. Сократ.
-
Философы средневековья: Августин Блаженный, Фома Аквинский.
-
Философы Возрождения. Первые гуманисты Европы – Франческо Петрарка, Данте Алигъере. Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Коперник, И. Ньютон, Фр. Бэкон.
-
Философия французского Просвещения: Ж. Ж. Руссо, Ф. Вольтер, Д. Дидро.
-
Мыслители философии 20 века: З. Фрейд, Ф. Ницше. Теория психоанализа, идея сверхчеловека.
-
Русская философия 19-20 века: В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, Данилевский Н. Я., Иванов В. И., Шестов Л.
-
Мистическая философия
-
Человек как основная проблема философии.
-
Смысл жизни и ценности человека (творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть).
-
Русский космизм. К. Э. Циолковский, Н. Ф. Федоров.
-
Человек и познание.
|