-
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины «Профессиональная этика» являются формирование у студентов представлений о профессиональной этике психолога, принципах и правилах этичного поведения педагога, этикете делового общения.
-
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
В процессе изучения дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
Общепрофессиональные:
- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК -8);
- способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6)
IV. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы. Вид промежуточной аттестации – зачет с оценкой.
Вид учебной работы
|
Всего
часов
|
Аудиторные занятия (всего)
|
54/28/8
|
В том числе:
|
|
Лекции
|
12/6/4
|
Практические занятия (ПЗ)
|
32/12/4
|
Семинары (С)
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
Контроль самостоятельной работы (КСР)
|
|
Самостоятельная работа (всего)
|
54/80/127
|
В том числе:
|
|
Курсовой проект (работа)
|
|
Расчетно-графические работы
|
|
Реферат
|
|
Другие виды самостоятельной работы
|
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, диф.зачёт, экзамен)
|
Экзамен
36/36/9
|
Общая трудоемкость/ час. Зач. ед.
|
144
|
3
|
Примечание:
Распределение часов для очной и заочной форм обучения в тематическом плане представлено чрез дробь (54/8).
V. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН1
№
п/п
|
Раздел
Дисциплины
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
семестр
|
Лекции
|
Практ.
занят.
|
Самост.
раб.
|
|
|
МОДУЛЬ 1
|
1
|
Тема 1. Профессиональная этика в структуре этического знания
|
1
|
1/1/1
|
4/2/1
|
5/6/10
|
-
|
2
|
Тема 2. Моральные нормы и ценности.
|
1
|
1/1/0
|
4/2/0
|
5/6/10
|
Практическая работа
|
3
|
Тема 3. Профессиональная этика в психологии
|
1
|
1/0/0
|
3/2/0
|
5/7/10
|
Практическая работа
|
4
|
Тема 4. Международные этические правила.
|
1
|
1/0/0
|
3/2/0
|
5/7/11
|
-
|
|
МОДУЛЬ 2.
|
|
|
|
|
|
5
|
Тема 5. Профессионально-этические нормы в психодиагностике
|
1
|
1/1/1
|
5/2/1
|
5/7/11
|
Практическая работа
|
6
|
Тема 6. Правила и алгоритмы этичного поведения психодиагноста.
|
1
|
1/1/0
|
3/2/0
|
4/7/11
|
Практическая работа
|
7
|
Тема 7. Профессионально-этические нормы в психологическом консультировании
|
1
|
1/0/0
|
3/2/0
|
4/7/11
|
Практическая работа
|
8
|
Тема 8 Границы компетентности психолога.
|
1
|
1/0/0
|
3/2/0
|
4/7/11
|
Тестирование
|
|
МОДУЛЬ 3.
|
|
|
|
|
|
9
|
Тема 9. Этика поведения педагога-психолога на рабочем месте
|
1
|
1/1/1
|
5/2/1
|
4/6/11
|
Тестирование
|
10
|
Тема 10. Региональные кодексы.
|
1
|
1/1/1
|
5/2/1
|
4/7/11
|
Тестирование
|
11
|
Тема 11. Этикет в работе психолога
|
1
|
1/0/0
|
2/1/0
|
4/6/10
|
Тестирование
|
12
|
Тема 12. Этикет делового общения.
|
1
|
1/0/0
|
*2/1/0
|
5/7/10
|
Тестирование
|
|
КСР
|
|
|
|
|
|
|
Экзамен
|
36/36/9
|
|
|
|
|
|
ИТОГО:
|
|
12/6/4
|
42/22/4
|
54/80/127
|
|
VI. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
МОДУЛЬ 1
Тема 1. Профессиональная этика в структуре этического знания
Понятие морали. Этика как философская теория морали.
Тема 2. Моральные нормы и ценности.
Этические аспекты разных видов деятельности психолога: на примере научно-исследовательской.
Тема 3. Профессиональная этика в психологии
Международные этические правила. Этические кодексы в работе психологов разных стран.
Тема 4. Международные этические правила.
Этические комитеты. Этнические компонеты.
МОДУЛЬ 2.
Тема 5. Профессионально-этические нормы в психодиагностике
Конфиденциальность психодиагностической информации в различных ситуациях исследования.
Тема 6. Правила и алгоритмы этичного поведения психодиагноста.
Нормы и правила этичного поведения консультанта. Конфиденциальность информации.
Тема 7. Профессионально-этические нормы в психологическом консультировании
Границы ответственности психолога и клиента.
Тема 8 Границы компетентности психолога.
Этический кодекс психологов системы образования РФ: проекты разных лет.
МОДУЛЬ 3.
Тема 9. Этика поведения педагога-психолога на рабочем месте
Этические принципы и правила действующего положения о психологической службе.
Тема 10. Региональные кодексы.
Моральные нормы и ценности.
Тема 11. Этикет в работе психолога
Этикет как символическое и ритуальное оформление человеческих отношений.
Тема 12. Этикет делового общения.
Структура этического знания и место профессиональной этики в нем.
VII. ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Занятие 1.
1. Предмет, задачи, основные категории.
2. Принципы, которыми руководствуется общая психология и ее отрасли при изучении психики человека.
3. Понятие личности.
4. Структура личности.
Занятие 2. Общие представления о психике.
1. Какие сложности существуют при определении понятия психика?
2. Специфические свойства и характеристики психики.
3. Функции психики.
4. Совокупность психических явлений, изучаемых в психологии.
Занятие 3. Структура психических явлений.
-
Дайте определение психическому процессу, свойству, состоянию.
-
Какие психические процессы изучает психология?
-
Какие психические состояния изучает психология?
-
Дайте определение темперамента, характера, способностей и направленности личности.
Занятие 3. Исследование мнестических и интеллектуальных способностей студентов.
-
Исследование непосредственной произвольной памяти.
-
Выполнение заданий на исследование процессов обобщения, анализа, синтеза.
Занятие 4. Общение и межличностные отношения.
-
Определение общения, модели общения.
-
Общение как коммуникация.
-
Общение как восприятие и понимание.
-
Общение как взаимодействие.
Занятие 5. Общение и межличностные отношения.
Выполнение ряда упражнений на развитие коммуникативных способностей:
-
упражнение «Интервью»;
-
упражнение «Метафора»;
-
упражнение «Качества, важнейшие для общения».
Занятие 6. Барьеры общения и мотивы поведения.
Выполнение упражнений на развитие аттракции (искусство нравиться людям):
-
упражнение «Что в имени твоем»…;
-
упражнение «Комплимент»;
-
упражнение «Как просить, чтобы не отказали».
Занятие 7. Психология вербального и невербального поведения.
Выполнение упражнений на передачу и прием вербальной и невербальной информации:
-
упражнение «Передача текста по цепочке»;
-
упражнение «Подарок»;
-
упражнение «Наводка».
Занятие 8. Психологические и этические особенности проведения деловых бесед и переговоров.
Деловая игра «Переговоры»
Занятие 9. Деловое общение в рабочей группе.
-
Социально-психологические особенности рабочей группы.
-
Профессиональная зрелость рабочей группы.
-
Ограничения, создающие препятствия эффективной работе коллектива.
-
Типы взаимоотношений в коллективе.
-
Классификация психологических типов личности в коллективе (по В.М. Шепель).
Занятие 10. Факторы и механизмы разрешения конфликтов.
1. Выполнение упражнений на использование различных типов поведения в конфликте:
-
упражнение «Предметные позиции»;
-
упражнение «Фазовая структура процесса дискуссии».
2. Тест на оценку уровня конфликтности личности.
Занятие 11. Социально-психологические проблемы руководства.
-
Роль руководителя в становлении коллектива.
-
Неформальные отношения между руководителем и подчиненным.
-
Стили руководства.
-
Основные функции руководящей деятельности.
Занятие 12. Профессиональная этикаа: понятия и принципы.
-
Мораль, ее функции.
-
Этика – учение о морали.
-
Основные категории этики.
-
Деловой этикет.
Занятие 13. Этика взаимоотношений с клиентом, коллегами и начальством в профессиональной деятельности.
-
Золотое правило этики общения.
-
Этика делового общения «сверху-вниз».
-
Этика делового общения «снизу-вверх».
-
Этика делового общения «по горизонтали».
5.. Этика телефонного общения.
6. Этика деловой переписки.
Занятие 14. Профессиональный стресс. Технологии саморегуляциив условиях профессионального стресса.
-
Понятие о профессиональном стрессе.
-
Динамика профессионального стресса.
-
Стрессовые сценарии.
-
Профессиональный стресс достижения, конкуренции, успеха, подчинения.
-
Деньги и профессиональный стресс.
VIII. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ.
-
Теоретические предпосылки развития этики и психологии делового общения.
-
Познавательные процессы в деятельности профессионала.
-
Общение и речь.
-
Творчество в профессиональной деятельности.
-
Волевые свойства личности профессионала.
-
Способности к определенным видам деятельности.
-
Общая модель рефлексии по Д.Холмсу.
-
Эффект ореола и стереотипизации в формировании первого впечатления.
-
Диагностика отношений партнера по общению при помощи невербальных знаков поведения.
-
Ошибки восприятия человека человеком в общении.
-
Приемы активизации деятельности участников совещания.
-
Психологические различия между «Я-высказыванием» и «Ты-высказыванием» в напряженных ситуациях.
-
Типы конфликтных личностей.
-
Морально-психологический климат в рабочей группе.
-
Неформальные отношения между руководителем и подчиненным.
-
Современные взгляды на место этики в профессиональном общении.
IX. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ТЕСТЫ
Вариант 1
Тест № 1
Контрольные вопросы
|
Возможные ответы
|
|
|
Вопрос 1. Слово «культура» впервые появилась…
|
Ответ 1 в Древнем Риме
|
Ответ 2. в Древней Греции
|
Ответ 3. в Древней Руси
|
Вопрос 2. Главной ценностью культуры является…
|
Ответ 1. предметы искусства
|
Ответ 2. человек
|
Ответ 3. орудия производства
|
|
|
Вопрос 3. Структура морали включает в себя…
|
Ответ 1. моральное сознание и нравственную практику
|
Ответ 2. нравственную практику
|
Ответ 3. моральное сознание
|
|
|
Вопрос 4. Этика гражданственности представлена трудами..
|
Ответ 1. Эпикура
|
Ответ 2. Аристотеля и Платона
|
Ответ 3. Зенона
|
|
|
Вопрос 5. Этическая теория справедливости принадлежит…
|
Ответ 1. Джону Ролзу
|
Ответ 2. Фридриху Энгельсу
|
Ответ 3. Иммануилу Канту
|
Вопрос 6. моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма – это…
|
Ответ 1. скептицизм
|
Ответ 2. прагматизм
|
Ответ 3. альтруизм
|
Вопрос 7. Этические понятия подразделяются на…
|
Ответ 1. структурные и сущностные
|
Ответ 2. функциональные и системные
|
Ответ 3. сущностные и системные
|
|
|
Вопрос 8. фиксируют отношение к человеку как к высшей ценности такие категории этики как….
|
Ответ 1. добро и зло
|
Ответ 2. честь и достоинство
|
Ответ 3. долг и совесть
|
|
|
Вопрос 9. К какой классификации относится следующая типология ценностей: одобряемые, отрицаемые
|
Ответ 1. по предметному содержанию
|
Ответ 2. по культурно-генетическому принципу
|
Ответ 3. по социальному отношению
|
|
|
Вопрос 10. Деловая этика включает в себя элементы…
|
Ответ 1. профессиональную и корпоративную этику
|
Ответ 2 универсальную и профессиональную этику
|
Ответ 3. универсальную, корпоративную и международную этику
|
Тест № 2
Контрольные вопросы
|
Возможные ответы
|
|
|
Вопрос 1. Деловая этика подразделяется на…
|
Ответ 1 макроэтику и микроэтику
|
Ответ 2. микроэтику и мегаэтику
|
Ответ 3. макроэтику и мегаэтику
|
Вопрос 2. Корпоративная культура, главная роль в которой отводится лидеру называется…
|
Ответ 1. культура задачи
|
Ответ 2. культура личности
|
Ответ 3. культура власти
|
|
|
Вопрос 3. Форма власти, основанная на личных качества индивидуума называется…
|
Ответ 1. Экспертная власть
|
Ответ 2. Эталонная власть
|
Ответ 3. Законная власть
|
|
|
Вопрос 4. Виды этических кодексов
|
Ответ 1. профессиональные и корпоративный
|
Ответ 2. международный и универсальный
|
Ответ 3. корпоративный и универсальный
|
|
|
Вопрос 5. Нормативная часть этическая кодекса включает в себя…
|
Ответ 1. миссию организации
|
Ответ 2. ценности организации
|
Ответ 3. стандарты поведения членов организации
|
Вопрос 6. Основные принципы профессиональной этики – это…
|
Ответ 1. принцип гуманизма, оптимизма и патриотизма
|
Ответ 2. принцип целенаправленности и децентрализации
|
Ответ 3. принцип коллегиальности и оптимизма
|
Вопрос 7. Что из ниже перечисленного не относится к признакам профессионализма?
|
Ответ 1. наличие харизмы
|
Ответ 2. умение передавать совй опыт и знания
|
Ответ 3. умение получать максимальную личную прибыль
|
|
|
Вопрос 8. Профессиональная специфика муниципальных служащих обнаруживается, в первую очередь…
|
Ответ 1. в сложности профессии
|
Ответ 2. во властных полномочиях
|
Ответ 3. в публичности профессии
|
|
|
Вопрос 9. Самое главное в муниципальной службе – это…
|
Ответ 1. симпатия населения
|
Ответ 2. исполнение закона
|
Ответ 3. инициативность
|
|
|
Вопрос 10. Социальная ответственность бизнеса распространяется…
|
Ответ 1. на собственный персонал
|
Ответ 2 на управленческий аппарат
|
Ответ 3. на персонал организации и на общество в целом
|
Тест № 3
Контрольные вопросы
|
Возможные ответы
|
|
|
Вопрос 1. Схематично расположение руководителя вне группы характерно для…
|
Ответ 1 авторитарного стиля
|
Ответ 2. попустительского стиля
|
Ответ 3. демократического стиля
|
Вопрос 2. Семантические барьеры возможны при…
|
Ответ 1. вербальном общении
|
Ответ 2. невербальном общении
|
Ответ 3. вербальном и невербальном общении
|
|
|
Вопрос 3. Что из ниже перечисленного не относится к деловой беседе?
|
Ответ 1. творческая беседа
|
Ответ 2. кадровая беседа
|
Ответ 3. совещание
|
|
|
Вопрос 4. Что не включает в себя коммуникационный процесс?
|
Ответ 1. декодирование
|
Ответ 2. выбор канала передачи
|
Ответ 3. зарождение мысли
|
|
|
Вопрос 5. Автократические совещания предполагают…
|
Ответ 1. свободную дискуссию
|
Ответ 2. отчёты участников перед руководителем
|
Ответ 3. главную роль руководителя
|
Вопрос 6. Конфликты в организации подразделяются на…
|
Ответ 1. рациональные и иррациональные
|
Ответ 2. интегральные и дифференциальные
|
Ответ 3. созидательные и разрушающие
|
Вопрос 7. «Метод зацепки» относится к…
|
Ответ 1. заключительному этапу беседы
|
Ответ 2. обсуждению темы
|
Ответ 3. начальному этапу беседы
|
|
|
Вопрос 8. Самые распространённые причины конфликтов в организации – это…
|
Ответ 1. личностные
|
Ответ 2. социальные
|
Ответ 3. организационно-управленческие
|
|
|
Вопрос 9. «Метод мозгового штурма» применяется в…
|
Ответ 1. управлении конфликтами
|
Ответ 2. принятии группового решения
|
Ответ 3. приёме на работу
|
|
|
Вопрос 10. Избегание относится к…
|
Ответ 1. стилю управления конфликтом
|
Ответ 2 инструменту управления конфликтом
|
Ответ 3. методу управления конфликтом
|
Тест № 4
Контрольные вопросы
|
Возможные ответы
|
|
|
Вопрос 1. Верхним уровнем социальной ответственности госслужащего является…
|
Ответ 1 признание ожиданий общественности
|
Ответ 2. лидирование
|
Ответ 3. предвосхищение новых требований
|
Вопрос 2. политическая нейтральность – это требование к…
|
Ответ 1. депутату
|
Ответ 2. руководителю предприятия
|
Ответ 3. муниципальному служащему
|
|
|
Вопрос 3. Складывание чиновничьего аппарата относится к…
|
Ответ 1. Петровскому времени
|
Ответ 2. правлению Владимира Мономаха
|
Ответ 3. перестройке 1980-х гг.
|
|
|
Вопрос 4. Модель взаимоотношений руководителя и подчинённых, ориентированная на процесс принятия решений принадлежит…
|
Ответ 1. Ф.Фидлеру
|
Ответ 2. П.Херси и К.Бланчарду
|
Ответ 3. В.Вруму и Ф.Йеттону
|
|
|
Вопрос 5. «Общие принципы поведения государственных служащих» - это…
|
Ответ 1. название профессионального кодекса
|
Ответ 2. Указ Президента рФ
|
Ответ 3. Федеральный Закон РФ
|
Вопрос 6. «Околоэлитное окружение» является окружением …
|
Ответ 1. государственной службы
|
Ответ 2. элитного слоя
|
Ответ 3. неэлитного слоя
|
Вопрос 7. Определенный тип политического сознания и поведения, отстаивающий приоритетность государства и его интересов – это…
|
Ответ 1. этатистская культура
|
Ответ 2. управленческая культура
|
Ответ 3. культура элитного слоя
|
|
|
Вопрос 8. политика и мораль…
|
Ответ 1. абсолютно не связаны другу с другом
|
Ответ 2. находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости
|
Ответ 3. мораль зависит от политики
|
|
|
Тест № 5
Контрольные вопросы
|
Возможные ответы
|
|
|
Вопрос 1. Структура морали включает в себя:
|
Ответ 1 Моральное сознание и нравственную практику
|
Ответ 2. Моральное сознание
|
Ответ 3. Бессознательное и нравственную практику
|
Вопрос 2. Отметьте, что относится к функциям морали:
|
Ответ 1. Оценочная функция
|
Ответ 2. Информативная функция
|
Ответ 3. Мировоззренческая функция
|
|
|
Вопрос 3. Главная ценность культуры:
|
Ответ 1. историческое наследие
|
Ответ 2. человек
|
Ответ 3. мораль
|
|
|
Вопрос 4. К видам корпоративной культуры относятся:
|
Ответ 1. «ролевая культура»
|
Ответ 2. «культура лидера»
|
Ответ 3. «культура производства»
|
|
|
Вопрос 5. Деловая беседа включает в себя:
|
Ответ 1. творческие и кадровые беседы
|
Ответ 2. переговоры
|
Ответ 3. совещания
|
Вопрос 6. Кадровые беседы включают в себя:
|
Ответ 1. беседу при увольнении с работы
|
Ответ 2. дисциплинарную беседу
|
Ответ 3. проблемную беседу
|
Вопрос 7. Дайте точный перевод слова «конфликт». Конфликт – это…
|
Ответ 1. ссора
|
Ответ 2. выяснение отношений
|
Ответ 3. столкновение
|
|
|
Вопрос 8. Для авторитарного стиля руководства характерно…
|
Ответ 1. не сухая речь, а товарищеский тон
|
Ответ 2. деловые краткие распоряжения
|
Ответ 3. позиция руководителя – вне группы
|
|
|
Вопрос 9. основные типы совместных решений участников переговоров:
|
Ответ 1. уклонение и компромисс
|
Ответ 2. компромисс, асимметричное решение, принципиально новое решение
|
Ответ 3. конфликтное решение, уклонение, принципиальное новое решение
|
|
|
Вопрос 10. Отметьте те принципы служебного поведения, которые характерны только для муниципальных служащих
|
Ответ 1. соблюдение норм профессиональной этики
|
Ответ 2 соблюдать политическую нейтральность
|
Ответ 3. исполнять должностные обязанности добросовестно
|
Вариант 2
-
Условно отграниченная область познаваемой действительности, которая отличается особыми закономерностями:
объект науки
предмет науки
свойства науки
особенности науки
-
Предметом ЭиППД является:
эпические и физиологические стороны общения и деятельности людей, занимающихся профессиональной деятельностью
психологическая и нравственная стороны общения и деятельности людей, занимающихся профессиональной деятельностью
Этические и деонтологические стороны общения и деятельности людей, занимающихся профессиональной деятельностью.
3. Признание взаимосвязи, взаимообусловленности психических явлений, как с другими, так и с материальными явлениями – методологический принцип ЭиППД:
развития
системности
детерминизма
4. Трактовка отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации - методологический принцип ЭиППД:
развития
системности
детерминизма
5.Акты психической деятельности, имеющие свой объект отражения и свою регулирующую функцию:
психические состояния
психические процессы
психические свойства
6. Наиболее устойчивые характеристики психической организации человека, сохраняющиеся на протяжении длительного периода или всей жизни
психические состояния
психические процессы
психические свойства
7. К познавательным психическим процессам относятся:
мышление
установки
эмоции
8.Стресс относится к:
психическим состояниям
психическим свойствам
психическим процессам
9. Воображение относится к:
психическим состояниям
психическим свойствам
психическим процессам
10. Способности относятся к:
психическим состояниям
психическим свойствам
психическим процессам
11. Характер относится к:
психическим состояниям
психическим свойствам
психическим процессам
12.Сенсорная информация относится психическому процессу:
мышление
воображение
ощущение
память
13.Мнемическая информация относится к психическому процессу:
мышление
воображение
ощущение
память
14. Сосредоточенность сознания на отдельных объектах действительности:
мышление
ощущение
восприятие
память
внимание
15.Совокупность индивидуальных характеристик человека, которые он приобрел в процессе усвоения социально-культурного опыта:
характер
темперамент
способности
личность
16. Взаимодействие людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и эмоционально-оценочного характера:
взаимовлияние
общение
межличностные отношения
17. Субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождающиеся различными эмоциональными переживаниями.
взаимовлияние
общение
межличностные отношения
межгрупповые связи
18. Сторона общения, состоящая в обмене информацией между людьми:
перцептивная
коммуникативная
интерактивная
19. Сторона общения, состоящая во взаимном познании субъектов общения:
перцептивная
коммуникативная
интерактивная
20. Сторона общения, заключающаяся в организации взаимодействия, совместных действий:
перцептивная
коммуникативная
интерактивная
21. Основа отношения к нам партнера по общению закладывается в первые:
15 минут
15 секунд
30 минут
22. «Эффект ореола»
некритичное восприятие человека
навязчивость порождает отвержение
первая информация о новом человеке оказывается важнее последующей
23. «Эффект бумеранга»
некритичное восприятие человека
навязчивость порождает отвержение
первая информация о новом человеке оказывается важнее последующей
24.Обратил внимание на то, что общение длжно строиться на основе таких добродетелей как справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение нравственных норм:
Конфуций
Сократ
Платон
Аристотель
25.Рассуждал о человеческих способностях как о функциях души, о психологических чертах характера, о целесообразном поведении человека:
Конфуций
Сократ
Платон
Аристотель
26.О влиянии социокультурных факторов на развитие эмоциональной, когнитивной и волевой сфер человека указывал ведущий отечественный психолог-ученый:
Л.С. Выготский
А.Р. Лурия
С.Л.Рубинштейн
Д.Н. Узнадзе
27. Анализ структуры общения: коммуникативной, перцептивной и интерактивной сторон был проведен:
С.Л. Рубинштейном
М.Г. Ярошевским
Г.М. Андреевой
В.Н. Мясищевым
28. Современное направление в психологии, изучающее закономерности поведения человека называется:
Гештальтпсихология
Психоанализ
Бихевиоризм
Экзистенциализм
29. Понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого:
Перцепция
Аттракция
Аутизм
Аффект
30. Установить благоприятный контакт с другим человеком помогает называние его:
Фамилии
Имени
Прозвища
Поділіться з Вашими друзьями: |