Материалы к лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «История» подготовлены на основании следующей литературы



Сторінка1/6
Дата конвертації13.04.2016
Розмір0.82 Mb.
#6346
  1   2   3   4   5   6
Материалы к лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «История» подготовлены на основании следующей литературы:

  1. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. –Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 496 с.

  2. Самыгин П.С. История / П.С. Самыгин и др. — Изд. 7-е. — Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. — 478

  3. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций /

Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. — М.: Центр, 2001.—352с.

Тема 15. Вторая мировая война и послевоенное устройство мира

  1. Вторая мировая война как проявление кризиса современной цивилизации

Международные отношения накануне Второй мировой войны. Причины неустойчивости системы международных отношений. Влияние мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. на усиление соперничества ведущих держав. Угроза мировой стабильности со стороны фашистских государств. Внешнеполитическая программа нацистской партии Германии. Причины Второй мировой войны. Начало Второй мировой войны.

  1. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны

Политика создания системы коллективной безопасности. Пакт Молотова-Риббентропа и секретные протоколы о разграничении сфер влияния. Нападение Германии на Польшу. Ввод советских войск в Западную Украину и Белоруссию. Война с Финляндией.

Основные этапы Великой Отечественной войны. План «Барбаросса». Неудачи Красной Армии в начальный период войны и их причины. Перестройка жизни страны на военный лад. Оборонительные бои летом и осенью 1941 г. Разгром фашистских войск под Москвой – решающее военно-политическое событие первого года войны. Приказ № 227 от 28 июля 1942 г. «Ни шагу назад». Оборона Сталинграда. Сражения на Кавказе. Коренной перелом в ходе войны и ее победоносное завершение. Всемирно историческое значение и уроки Великой Отечественной войны.



  1. Международные отношения после Второй мировой войны. Холодная война: противостояние социалистической и капиталистической систем

Итоги Второй мировой войны. Нюрнбергский трибунал. Создание ООН, ее состав, структура и функции. Причины холодной войны. Фултонская речь У. Черчилля. «Железный занавес». «Доктрина Трумэна». План Маршалла. Бомбардировка Хиросимы и Нагасаки – начало ядерной эпохи. Создание враждебных военно-политических блоков НАТО и ОВД. Гонка вооружений.

.


  1. Вторая мировая война как проявление кризиса современной цивилизации


Зарождение фашизма. Мир накануне Второй мировой войны

Фашизм явился отражением и результатом развития главных противоречий западной цивилизации. Его идеология вобрала в себя (доведя до гротеска) идеи расизма и социального равенства, технократические и этатистские концепции. Эклектическое переплетение различных идей и теорий вылилось в форму доступной популистской доктрины и демагогической политики. Национал-социалистская рабочая партия Германии выросла из «Свободного рабочего комитета за достижение доброго мира» – кружка, основанного в 1915 г. рабочим Антоном Дрекслером. В начале 1919 г. в Германии создаются другие организации национал-социалистского толка. В ноябре 1921 г. создается фашистская партия в Италии, насчитывающая 300 тысяч членов, из них 40% рабочих. Признавая эту политическую силу, король Италии поручил в 1922 г. лидеру этой партии Бенито Муссолини (1883-1945) сформировать кабинет министров, который с 1925 г. становится фашистским.

По тому же сценарию и в Германии фашисты приходят к власти в 1933 г. Руководитель партии Адольф Гитлер (1889-1945) получает должность рейхсканцлера из рук президента Германии Пауля фон Гинденбурга (1847-1934).

С первых шагов фашисты зарекомендовали себя непримиримыми антикоммунистами, антисемитами, хорошими организаторами, способными охватить все слои населения, и реваншистами. Их деятельность едва ли могла быть столь стремительно успешной без поддержки реваншистских монополистических кругов своих стран. Наличие прямых их связей с фашистами не вызывает сомнения хотя бы потому, что рядом на скамье подсудимых в Нюрнберге в 1945 г. оказались главари преступного режима и крупнейшие, хозяйственные магнаты фашистской Германии (Г.Шахт, Г.Крупп). Можно утверждать, что финансовые средства монополий способствовали фашизации стран, укреплению фашизма, призванного не только уничтожить коммунистический режим в СССР (антикоммунистическая идея), неполноценные народы (идея расизма), но и перекроить карту мира, уничтожив Версальскую систему послевоенного устройства (реваншистская идея).

Феномен фашизации ряда европейских стран еще более отчетливо продемонстрировал критическое состояние всей западной цивилизации. По существу это политическое и идейное течение представляло альтернативу ее основам путем сворачивания демократии, рыночных отношений и замены их политикой этатизма, строительства общества социального равенства для избранных народов, культивирования коллективистских форм жизни, антигуманного отношения к неарийцам и т. п. Правда, фашизм не предполагал полное уничтожение Западной цивилизации. Может быть, это в известной мере объясняет относительно лояльное в течение длительного времени отношение правящих кругов демократических стран к этому грозному феномену. Кроме того, фашизм можно отнести к одной из разновидностей тоталитаризма. Западные политологи предложили определение тоталитаризма на основе нескольких критериев, получивших признание и дальнейшее развитие в политологии. Тоталитаризм характеризуется: 1) наличием официальной идеологии, охватывающей наиболее жизненно важные сферы жизни человека и общества и поддерживаемой подавляющим большинством граждан. Эта идеология основана на неприятии существовавшего доселе порядка и преследует задачу сплочения общества для создания нового уклада, не исключая применения насильственных методов; 2) господством массовой партии, построенной на строго иерархическом принципе управления, как правило, с вождем во главе. Партии – выполняющей функции контроля за бюрократическим государственным аппаратом или растворяющейся в нем; 3) наличием развитой системы полицейского контроля, пронизывающего все общественные стороны жизни страны; 4) практически полным контролем партии над средствами массовой информации; 5) полным контролем партии над силовыми структурами, прежде всего армией; 6) руководством центральной власти хозяйственной жизнью страны.

Подобная характеристика тоталитаризма применима как к режиму, сложившемуся в Германии, Италии и других фашистских странах, так и во многом к сталинскому режиму, сложившемуся в 30-е годы в СССР. Не исключено и то, что подобная схожесть различных обличий тоталитаризма затрудняла осознание опасности, исходящей от этого чудовищного явления, политиками, находившимися во главе демократических стран в тот драматический период новейшей истории.

Уже в 1935 г. Германия отказалась от выполнения военных статей Версальского договора, за которым последовала оккупация Рейнской демилитаризованной зоны, выход из Лиги Наций, помощь Италии в оккупации Эфиопии (1935-1936), интервенция в Испании (1936-1939), аншлюсс (или присоединение) Австрии (1938), расчленение Чехословакии (1938-1939) в соответствии с Мюнхенским соглашением и т. п. Наконец в апреле 1939 г. Германия в одностороннем порядке расторгает англо-германское морское соглашение и договор о ненападении с Польшей, так возник casus belli (повод к войне).


Каталог: docs
docs -> Економічний факультет
docs -> Програма фахового випробування для вступників на навчання для здобуття ступеню
docs -> Київський національний університет імені Тараса Шевченка
docs -> Міністерство освіти і науки України Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова
docs -> Методичні вказівки до вивчення курсів 2954 «Основи психології»
docs -> Соціально-психологічний клімат у педагогічному колективі Соціально-психологічний клімат
docs -> Державний вищий навчальний заклад


Поділіться з Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2022
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка