Манонов А., Рахимова Г., Манонова Р. А. «Педагогика и психология»



Сторінка1/14
Дата конвертації12.04.2016
Розмір2.47 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Манонов А., Рахимова Г., Манонова Р.А.
«Педагогика и психология»

(перевод с таджикского языка)

Худжанд-2010.


Предисловие

Нынешняя политика суверенного Таджикистана направлена на процветание страны таджиков. Под рукаводством президента, Э.Рахмон праводиться социально-экономическая реформа орентирована на снижение уровня бедности в стране. Под этим лозунгом на городские и районные хукуматы, все трудолюбивые труженники земли трудяться во имя благосостояния жизни народа.

Мы, преподователи высшых школ видим решение этих актуальных проблем в воспитании висококвали-фицированных специалистов. Проблемы подготовки висококвалифицированных специалистов всегда было, есть и остаётся актуальной во все времена. Каждый специалист, каторый так или иначе работающий с людми должен иметь психолого-педогогичекое знание, поскольку уровень воспитания подростков и юношей находится на очень низком уровне, одна из причин которых кроется в низкой подготовки самих родителей и воспитанию детей. Создаётся такое ощущение, что никому нет дела до воспитания подрастющего поколения ради получения материальной выгоды, готовы продать свою и купить чужую совесть, поподаем в грязные истории. Возникает закономерные вопросы куда делась девичий стыд таджички?, куда делись понятие мужчины? Ради получения сиюминутного мизерного материалного вознагрождения юноши пускают в ход ложь и лицомерые. Учитывая эти и другие недостатки имеющие место в области воспитанной работы Минестерство оброзования нашей республики включило в учебный план высших учебных завидений специальный курс педагогики и психологии, чтобы будущие специлисты вооруживщись психолого - педагогическими знаниями внесли посильный вклад в деле воспитания молодёжи.

С этой целью мы разработали краткий курс педагогики и психологии для того, чтобы заполнить пробел, имеющийеся в области психолого-педагогической подготовки будущих специалистов. Настоящее пособие является результатом многолетного педагогического опыта и покозало себя с положительной стороны. Данное пособие состоит из двух частей: педагогики и психологии.



Первая частьпедагогика, которая включает два раздела составлена кандидатом педагогических наук, доцентом А.Маноновым, старшими преподовательямы Г. Рахимовой и Р. А. Маноновой.

Раздел 1. Общая часть.

    1. Обучение в высщей школе;

    2. Высщее образование на современном этапе;

    3. Народная педагогика, как основной источник научной педагогики.

Раздел 2. Теория воспитания.

2.1. Педагогика как наука о воспитании, обучении и образовании;



2.2. Принципы воспитания;

2.3. Составные части воспитания;

2.4. Методы воспитания;

2.5. Общение;

2.6. Управление и стиль руководство.

Следует отметить, что пособие включает также специфику учебного процесса в высщей школе. Это помогает студенту оптимально адаптироваться к учебному процессу в высщей школе и более активно и сознательно приступить к выполнению своей функции.

Часть психологии составлена М.Рахимовой и включает изучения следующих тем;

- Психология как наука;

- Психика и организм;

- Психология позновательных процессов;

- Мышление;

- Личность;

- Темперамент и характер;

- Способность;

- Чувство и эмоции;

- Воля.

Следует отметить, что каждая из высщеназванных тем, по педагогике, так и по психологии по обьему требуют выделение значительного количество учебных часов, но всвязи с отсутствием такой возможности в настоящей пособии мы предлогаем внимание наших читателей и их краткое содержание.

При составлении данной пособии мы опирались на основные положения указанной по каждой теме, а также на свой опыт.

Каждая тема начинается с указания основных изучаемых вопросов и проблем, а в конце предлагается вопросы для самоконтроля, которое помогают для осуществления обратной связи.

В конце следует отметить что составленные пособие, это первая попытка авторов в данном направлении и закономерного, что оно не лишено недостатков. Поэтому просим наших уважаемых читателей посилать свои предложения по улучшению качество нашей работы по адресу; г. Худжанд, ул. Хаким Карим – 55\29.


ЧАСТЬ 1. ПЕДАГОГИКА


ГЛАВА 1. Общий раздел.
Процесс обучения в высщей школе.
Содержание; 1. Лекция и её значение в висщей школе.

2. Требования к лекциям.

3. Формы лекции в современной высщей школе.

4. Самостоятельная работа студентов (СРС).

5. Педагогический контроль. Тесты.

Литература:


  1. Гордон Г.Д. Экзамены в средней школе.

  2. Манонов А. Учитесь береч время: \В помощь первокурснику\. Педагогическое мастерство от 5 сентября 1983г. – с. 223.

  3. Манонов А., Рахимова Г., Рахимова М. Педагогика ва психология. Матбааи «Ношир», ш.Хучанд. 2000с. -268с.(бо заб.точики).

  4. Педагогика высщей школы. Цикл лекций.

  5. Педагогика и психология высщей школы. Для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-с.74-132.

  6. Педагогика: учеб. /Л.П.Крившенко [и др.]; под.ред. Л.П.Крившенко. –М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. 432с.


Предисловие.

Формы организации обучения в высщей школе существенно отличается от форм организации обучения в общеобразовательной школе. К формам организации обучения в высщей школе относяться: лекционные занятия, семинарские занятия, лабороторные работы, практикумы, научно-методическая работа, научно-исследовательская работа студентов под рукаводством учёных, производственная практика. Процесс обучения имеет свои формы контроля: индивидуальная беседа, коллоквиум, зачёт, тестовой экзамен, рейтинг, защита курсовой работы, защита дипломной работы, выпускной государственный экзамен.



  1. Лекция и её значение в высщей школе.

Лекция (от латынского слово Lectioh-чтение) является основным звеном обучения, которая имеет цель формирования основ знаний. Лекция появилась в Древней Греции, в середине века она роспространилась в Древную Рим. С середины XIX века лекции были дополнены практическими занятиями, в процессе которых контролировали ход усвоения теоретических знаний студентами.

Лекция рассматривалась как этап подготовки студента к самостоятельным работам. Лектор должен быть оратором и иметь глубокие научные знания по своему предмету.

В 30 - е годы с целью эксперимента было прекращено проведение лекционных занятий, что привело к резкому снижению уровня знаний обучаемых.

Значение лекций:

- прямое общение лектора со слушательями, эмоциональное взаимодействие лектора со слушательями;

- лекция форма экономичного получения основ научных знаний;

- лекция спасобна активизировать мыслительную деятельность слушателя.



Основные требования к лекциям:

- нравственная ценность лекционных занятий;

- научности содержания лекционных занятий;

- наличие точных и конкретных примеров и доводов;

- научное докозательство научных истин;

- эмоциональное изложение и октивизация мыслительной деятельности слушателей;

- ситематичность и последовательность изложения содержания текста лекции.

2. Специфические особенности лекционных занятий.

Лекции как правило имеют свою особую логическую структуру и содержание и излогаются на основе конкретного плана. Впоследствии обсуждённые вопросы и проблемы будут включены в состав вопросов зачёта и экзаменационных билетов. Кроме этого новая тема излогается в связи со старой темой. Каждая лекция заключается заключением.



Лекция введение - ознокомливает студентов с целью и значением изучения традицию, лектор ознокомляет студентов с развитием учебной дисциплиной, перечисляет великих учёных данной отрасли, а также их вклад и достижения. В этих лекциях ставится научные проблемы, гипотезы, а также определяется перспективы развития науки, с учётом современного состояния науки. Теоретический материал связывается с практикой, что усиливает ориентированность теории на практику. Далее лектор ознокомит студентов с методикой работы, пособием, предлогает объязательную и дополнительную литературу, обьясняет основные требования к зачётам и экзаменам.

Обзорная лекция - такая лекция проводится в конце изучения раздела или всего курса, которая включает сущностное содержание учебного предмета. Обзорная лекция, это не краткий конспект курса, а она относится к числу знаниям высокого уровня общих систематизации.

Психологией обучения выявлено, что системтизированный материал хранится в долговременной памяти обучаемых. Обзорная лекция, как правило, включает трудноусваиваемые темы экзаменационных билетов. Лектор должен иметь в виду, что в процессе обзорной лекции, студенты делают определённые записи в своих тетрадях.



Конспект (заметки) - это заметки, которые студенты не пишут со слов лектора в процессе лекции и которые используются в ходе подготовки к семинарам, зачётам и экзаменам. Д. И. Менделеев отметил, что «Не конспектированная лекция ровна потерянному кладу». Подчёркивая важность высказанной мысли, следует отметить, что лектор готовить текст своей лекции множества первоисточников, которые могут быть недоступны его студентам. Поэтому студентам рекомендуются лекционные занятия и делать побольше заметок. Задача лектора заключается в том, чтобы дать студентам наибольшие возможности для конспектирования. В процессе лекции студенты должны слушать, думать, анализировать и конспектировать.

Мастерство (искусство) - оказывает лектору практическую помощь в целокообразной организации лекции. Содержание, конкретная структура лекции, способны активизировать мыслительную деятельность и повишать работаспособность студентов, а также позволяют осуществить связь с аудиторией. Ораторское искусство лектора способна стимулировать позновательный интерес студентов, а также формировать у них такое важное качество как трудолюбие.

Оценка качество лекции (содержание, стиль, руководство работой студентов, элемнты ораторство, результаты лекции).

Содержание лекции: получность, мировозренческий аспект, наличие методических установок, правильное их объяснения.



Методика организации лекции: конкретная структура лекции и логики изложения, план лекции на основе плана. Ознокомление с литературой лекции, объяснение новых понятий. Доказательность и обаснованность, акценнирование внимание студентов на основные идеи и подведение необходимых выводов.

Применение средств упрожнения: повторение, вопросы для контроля внимания, усвоения материала, выводы по каждому вопросу и в конце выводы об итогах изучённой лекционной темы. Применение технических и наглядных средств обучения, опорных материалов, тесты, конспекты, отдельные правила, чтение без опоры на опорные материалы.



Руководства работой студентов: требования к конспектированию и его контроль. Приучение студентов конспектированию и оказание им практической помощи средством: снижения темпа чтения лекции, повторения, применения пауз, составления графиков.

Контроль конспектирования студентами содержания лекции, в процессе лекции, после этого в процессе семинарских и практических занятиях применеие методов аксентрация внимания, вопросов не требующих ответа, юмор, методы ораторского искусства. Разрешение присутствующим право на постановку вопросов.



Требования к лектору: знание своего учебного предмета, эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство, искусство красноречия, внешный вид, новых устоновления контакта с аудиторией.

Результаты лекционного занятия: информационная ценность, воспитательное значения достижения дидактической цели.
3. Формы лекционных занятий в современной высщей школе.

В современных условиях гуманитаризации сферы образования предлогаются все новые формы лекционных занятий:

- проблемная лекция;

- лекция диалог;

- демонстрационная лекция;

- лекция пресс-конференция.

Проблемная лекция отличается от информационного тем, что в ней новое знание излогается в проблемной форме. Лектор привлекает студентов к сотрудничеству в поиске решения проблемной ситуации, что активизирует на научно-исследовательскую деятельность. Главное условие -это реализация принципа проблемного усвоения содержания лексионного занятия. С помощью проблемной лекции формируется теоритическое мышление студентов.

Демонстрационная лекция, является следствием поиски новых способов реализации принципа наглядности. Психолого-педагогические исследования показали, что в процессе усвоения глубокого понимания, содержания лекционного занятия ведущую роль играют также наглядность (слайды, плёнки, схемы, планцесты, рисунки и др).

Лекция диалог - организуется способом изложения нового учебного материала двумя лекторами. Теоретическое и практичесое обсуждения учебного материала двумя лекторами.

Лекция пресс-конференция. Лектор называет тему и просит студентов задавать вопросы на данной теме в письменной форме. В течении 2-3 минут студенты составляют и дают свои вопросы лектору. Лектор в течении 3-5 минут группирует вопросы по содержанию и приступить к их ответу. Однако, лекция не организуется вопросно-ответной форме, а излогается в логически систематичной и последовательной форме, включая одновременно и ответы на поставленные вопросы.

Практические занятие, является такой формой занятия в высщей школе, которое приследует цель глубокого усвоения основ изучаемого предмета. План практических занятий составляется соответствуюшими специалистами, который обсуждается и утверждается на заседание кафедры. Практическое занятие организуется как продолжение лекционного занятия и направленно на достижение самостоятельности и побуждения позновательного интереса студентов к данной учебной дисциплине. Студент должен себя выбрать и писать 5-10 новых информаций по изучаемой теме, иначе занятие теряет для студента свое смысловое назначение и в таком случае считается, что учебное время затраченно бесполезно.



Семинарское занятие является одной из активных форм усвоения теоретических знаний обучаемыми. В процессе семинарских занятий решаются следующее педагогические задачи:

- развитие профессиональных знаний в условиях обучения;

- осознание профессионального долга и ответственности;

- применение профессиональных знаний в условиях обучения.

Кроме, того преподователь в процессе обучения решает следующие учебные задачи:

- повторение изакрепление знаний;

- контроль;

- педагогическое общение.

В настоящее время в высщей школе применяется три формы семинара:

1. Просеминар;

2. Семинар;

3. Спецсеминар.

Просеминар - форма семинара, которая проводится со студентами первого курса. Данная форма семинара преследует цель ознакомления студентов первого курса со спецификой самостоятельной работы с литературой, первоисточниками, методикой работы с ними. Наш многолетный опыт показывает, что студент первого курса может работать с несколькими первоисточниками, он может пойти необходимую литературу, анализировать её и может найти ответы на поставленные вопросы по теме. Он ищет в литературе однозначный ответ на семинарские вопросы, если сможет найти точно перепишет необходимые абзацы. Поэтому следует обратить особое внимание на обработку учебного материала.

На втором этапе просеминара студенты пишут рефераты по определённым темам, проводится также чтение и обсуждение реферата. В конце руководитель даёт свое заключение.

Семинар - направлен на установление контакта со студентами и на установление взаимодоверительных отношений между преподовательями и студентами.

Формы семинарского занятия:

а). долговременный диспут на основе предварительного плана;

б). маленький доклад студентов и их обсуждение с участниками семинара.

Семинар - это средство общения наставника с участниками, основанное на взаимодоверие. Опытный наставник всегда организует работу на основе взаимосогласия и творческого подхода, соответственно студенты совместно ищут решение задач поставленных на семинарских занятиях.

Специальный семинар. Семинар выступает как подготовительный этап к подготовке студентов старшего курса к специальным семинарам. В ходе специального семинара у студентов формируется исследовательское отношение к обсуждаемым проблемам. Руководство специальным семинаром доверяется уважемому и образованному наставнику. В конце руководитель в форме тематического обзора дает научное заключение

В этих занятиях следует изучить:

1. Актуальные темы, усвоения которых способствует качественной професиональной подготовке;

2. Трудноизучаемые и трудноусваиваемые проблемы, которые требуют участия каждого студента.

Лабараторное занятие (лат. слово Labor-труд, работа, трудность) - важной формой работы на каждой лабороторной занятии заключается в выполнении упражнений, которое включает решение задач, выполнение графических работ, определение научных понятий.
4.Самостоятельная работа студента (СРС).

СРС - является одной из форм процесса обучения. Для интенсификации СРС её следует провести согласно утвержденного плана.

Самостоятельная работа - является запланированной формой работы студента, которая выполняется под руководством наставника, но в процессе его выполнения сам наставник не присутствует.

СРС - имеет целью изучения темы, формирование навыка в самостоятельной работе, в учебной научной работе, в профессиональной деятельности, способности принять на себя ответственности, самостоятельного решения проблем, принять решения или же выйти из различных ситуаций.

В высщей школе применяют различные виды индивидуальной самостоятельной работы: подготовка к лекционным, семинарским, лобараторным занятиям, к зачётам, экзаменам, выполнение учебных заданий, написание курсовых или пректных работ, наконец-написание дипломных работ.



СРС - способствует расширенному и углубленному усвоению учебного материала, формирует позновательный интерес студентов, приучает способом самоусвоения учебного материала, развивает способности усвоения знаний студентами. В процессе лекционных занятий наставник рекомендуя литературу своим студентам, разясняет способы работы над текстом лекции. В этом отношении большую роль играют предварительном или инструкционные занятия.

В семинарских и практических занятиях должны быть учтены задачи на формированию поисковых умений, анализ лучших вариантов ответов.

Самостоятельная работа по выполнению упражнений на основе образца предлогают: решения задач, оформление таблиц системы и др. деятельность студента по по самоусвоению проявляется в знание, понимание, запоминание. Цель данной работы заключается в закреплении знаний, формирование умений и навыков.

Реконструктивная саостоятельная работа. В процессе этой работы решение задачи возобновляется, повторно организуется планирование, рецензирование и постоновка проблем. На этом этапе можно организовать также выполнение реферативной работы.

Самостоятельная творческо-аналитическая работа требует создания проблемных ситуаций. Студент сам должен определить выбор средств и методов (научно-учебные задания, курсовая или дипломная работа).

Психолого-педагогические аспекты интенсивной самостоятельной работы студента. В интенсификации СРС наставники ознокомят своих студентов с профессиональной, которая включает также процесс подготовки будущего специалиста по каждому отдельному учебному предмету.



Индивидуализация СРС - при организации данного вида работы следует учест специфические личностные особенности студентов: в зависимости от уровня развития позновательных способностей выбрать соответствующие виды работы включая общественную работу.

Следующие советы новерняка соответствуют в организации индивидуальной работы студентам в зависимости от их разнообразия их личностных качеств и характера:

- следует так организовать аудиторную работу, чтобы все студенты были обеспечены самостоятельной работой;

- контроль (машинный или безмашинный) за процессом СРС с советами наставника, так как общение наставника со студентами имеет большое воспитательное значение;

- для интенсивной выполнении СРС необходимо соответствующие методические рекомендации. В начале учебного года в первых занятиях преподователь должен ознакомить студентов с целью, средствами, трудностями, сроки выполнения, формы контроля и самоконтролья за самостоятельной работой студентов:

- пакет домашных заданий и практических занятий по учебному предмету должен включать всех видов заданий, список терминов, доводов, законов и приемов;

- текст заданий должен также включать сроки выполнения;

- задания для СРС состоит из двух частей; обьязательные и факультативные. Результаты выполнения заданий учитывается во время сдачи зачётов;

- в зависимости от качества выполнения СРС; переуспевающим студентам даётся право на участие в работе научного кружка, дополнительная работа проводится со слабоуспевающими студентами, им также ставится дополнительная самостоятельная работа.
Известны следующие способы СРС:

- организация индивидуального планирования обучения с привлечением студентов к научно-исследовательской работе (НИРС), с выполнением производственных проектных заданий;

- планирование СРС и составление расписания занятий и индивидуальных консультаций в секциях;

-организация комплексных учебно-методических инструкций для выполнения СРС;

- обработка системы задач для секций;

- выбор лекционных занятий по СРС;

- рейтинговый приём контроля СРС;

- коллегиональное отношение преподователей и студентов;

- обработка заданий, которые требуют не традиционного подхода, и решений;

- индивидуальная консультация преподователья, с учётом результатов СРС;

- проведение форм лекционных занятий: лекция беседы, лекция диспут, в которых в качестве докладчиков выступают студенты, а преподователь выполняет руководящую функцию.

Коллоквиум (от лат.слово collocvium-беседа) один из форм занятий преподователя со студентами для контроля уровня усвоения знаний студентами. Это занятие также писледует цель контрольно-обучающего характера.


  1. Педагогический контроль. Тесты.

Контроль над процессом обучения стимулирует студентов и имеет воспитательное влияние и поведение студентов, например: рейтинговая форма контроля в рамках моделированного обучения.

В сфере контроля видают три функции контроля: диагностический, обучающий, воспитательный.



Прогностико - диагностическая функция, которая включена контроль усвоения знаний, умений и навыков студентов и определяет обьективную оценку знаниям, умениям и навыками студентов.

Обучающая функция проявляется в усвоении учебного материала.



Воспитательная функция - дисциплинирует систему контроля, направлена на организацию деятельности студентов, способствует выявлению и ликвидации недостатков и проблемов в знаниях студентов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка