«любознайка»



Сторінка1/6
Дата конвертації14.04.2016
Розмір1.02 Mb.
  1   2   3   4   5   6


Российская федерация

Ханты-Мансийский Автономный Округ - Югра

ПРОЕКТ

по созданию группы полного дня

для предоставления общедоступного образования,

услуг по присмотру и уходу неорганизованным

детям 3 - 7 лет

«ЛЮБОЗНАЙКА»

Тип: педагогический

Срок: долгосрочный

Участники: дети (3-7 лет), родители, педагоги

Автор:

Шарова Ольга Владимировна

учитель-логопед



Номинация: комплектование группы полного дня – до 25 детей

ОГЛАВЛЕНИЕ г. Сургут



Раздел I. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА ГПД «ЛЮБОЗнайка»

1.1. Информационная карта проекта…………………………………………3




1.2. Обоснование необходимости разработки и реализации проекта……...5

1.3. Цель и задачи проекта …………………………………………………..11

1.4. Инновационный подход…………………………………………………12

1.5. Содержание проекта …………………………………………………….13

1.6. Этапы и механизмы реализации проекта ……………………................23

1.7. Ожидаемые результаты реализации проекта ………………….……….26

РАЗДЕЛ II. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

2.1 Управление проектом (кадровое обеспечение) …………………..…….28

2.2 Материально-техническое оснащение...…………………………..…….29

2.3 Смета единовременных затрат……………………………………..……. 32


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...35


ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………………37



1.1. Обоснование необходимости разработки и реализации проекта

Стратегия развития вариативного дошкольного образования в ХМАО-Югре имеет своей целью переход от адаптивно-дисциплинарной модели унифицированного образования к личностно-ориентированной модели. В этих условиях особенно острым является вопрос об одаренных, талантливых детях - том творческом потенциале общества, который призван в будущем обеспечить научно-технический и духовно-нравственный прогресс, развитие всех областей практической деятельности, социальной жизни и культуры региона и страны в целом. Они могут оказаться невостребованными в отсутствии целенаправленной  программы и организационной структуры поиска, обучения и воспитания дошкольников, обладающих повышенными творческими способностями и возможностями.

Для частной образовательной организации, проблема вариативного дошкольного образования, в том числе, и в вышеобозначенном аспекте развития творчески одаренной личности, с одной стороны является стратегически-значимой, а с другой, усугубляется опасностью распыления материальных средств и педагогических сил по большому числу кружков, программ, представленных в ассортиментной линейке. Не исключено, конечно, что и в этом случае в поле зрения педагогов могут появиться уникальные личности, но в целом возможности обеспечить универсальным образованием повышенного уровня широкий круг одаренных детей будут существенно ограничены.

В связи с этим становится весьма актуальной и целесообразной необходимость разработки определенной модели группы полного дня для детей 3-7лет, которая предусматривала бы как сосредоточение всех усилий по решению заявленной проблемы, так и создание соответствующей педагогической системы и механизма реализации поставленных целей.

К настоящему времени накопленный опыт работы с одаренными детьми носит в основном "организованный" характер, когда их способности в той или иной области  оцениваются по результатам регулярно проводимых предметных олимпиад, конференций (для школьников) и - реже - фестивалей, конкурсов (для дошкольников). Эти и другие подобные мероприятия, выступая в качестве своего рода экспертизы одаренности, а также средства пропаганды и повышения социального статуса знаний, имеют больше соревновательный смысл. Успехи же в тех или иных состязаниях ума не могут по большому счету служить критериями оценки творческих возможностей детей дошкольного возраста, так как они попадают в сферу внимания обычно на заключительном этапе воспитательно-развивающего процесса.

Опыт целенаправленной работы с одаренными детьми дошкольного возраста, не посещающих МБДОУ, в широких масштабах практически отсутствует. Обсуждаемая проблема в различных ее аспектах, в основном, психолого-педагогических, изучалась такими известными отечественными учеными, как Л.А.Венгер, Б.Л.Вульфсон, Ю.З.Гильбух, Б.М.Теплов, Н.Б.Шумакова, В.Л.Юркевич и другими. Различные концепции были разработаны и зарубежными исследователями, сформулировавшими свои подходы к определению одаренности и, следовательно, к выявлению и обучению одаренных детей Б.Блум, Р.Кэттел, П.Торренс и др.

Интерес к теме проекта носит не только муниципальный, локальный, но и региональный характер. Однако социальный заказ общества на творчески активную личность, способную решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях, может быть реализованным только в том случае, если в инновационном образовательном поле будут созданы соответствующие организационные условия, модель новой системы работы с одаренными детьми, которая сконцентрировала бы все усилия и ресурсы для реализации обозначенных целей. Главный же пробел сегодняшнего состояния работы с одаренными детьми в частных образовательных организациях - это ее бессистемный характер. Все изложенное подтверждает актуальность темы предлагаемой проектной работы.

Как свидетельствуют многочисленные исследования отечественных и зарубежных специалистов, в основе одаренности лежит высокий уровень развития способностей. Способности - это такие психологические качества, которые присущи людям в разной степени и отличают одного человека от другого. Они существуют, развиваются и проявляются в деятельности. От них зависят успешность овладения разными видами деятельности и возможность достижения того или иного уровня успешности в их осуществлении.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Следует учитывать сложность самой проблемы «одарённый ребёнок». Исходя из этого в практической работе с одарёнными детьми вместо понятия «одарённый ребёнок» следует использовать понятие «признаки одарённости ребёнка» (или понятие «ребёнок с высоким уровнем учебной мотивации», «ребенок с высоким уровнем способностей», «ребенок с высоким потенциалом развития»).

Все больше родителей понимают, что инвестиции в развитие и образование ребенка – самое беспроигрышное вложение денег. Образование и развитие детей становится более ранним. Родителям не надо объяснять, что начинать развивать внимание, память, логику, мышление, сосредоточенность ребенка, работать над его социализацией, творческими способностями нужно с раннего возраста. Проблема обеспечения детей местами в дошкольных учреждениях особенно остро стоит в г. Сургуте. «В городе в течение всех последних лет сохраняется устойчивая тенденция к росту рождаемости. Средний возраст жителей остался неизменным по сравнению с предыдущим годом и составил 34 года, что обусловлено высоким уровнем численности женщин активного репродуктивного возраста. Миграционный прирост населения - 4,2 тыс. человек. Дефицит мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в ближайшей перспективе будет сохраняться в связи с несоответствием темпов рождаемости и темпов строительства детских садов. Однако, во исполнение Указа Президента от 07.05.2012г. №599 посредством строительства новых детских садов к 2015 году планируется увеличить до 85% долю детей в возрасте от 3 до 7 лет, посещающих дошкольные учреждения». (Османкина Т.Н. «Публичный доклад о результатах деятельности системы образования в 2012-2013 учебном году»)



Основной идей проекта является создание условий для максимального развития способностей одаренных детей и детей с высоким уровнем развития посредством организации группы полного дня (далее ГПД), в которой будут реализовываться современные педагогические технологии по развитию познавательных и творческих способностей детей 3-7 лет, неохваченных государственным дошкольным образованием.

Для создания информационной базы и принятия управленческого решения в выборе основного воспитательно-развивающего маршрута ГПД «Любознайка», нами был проведен мониторинг потребностей основных потребителей услуг частных детских садов (родителей детей дошкольного возраста), проживающих в г. Сургуте.

Всего по массиву опрошенных – (360 человек), из них:

105 - родители детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)

92 - родители детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

89 - родители детей среднего дошкольного возраста (4-5 года)

77 - родители детей старшего дошкольного возраста (5-7 года)

Анализ результатов анкетирования показал, что наиболее востребованными услугами среди родителей, участвовавших в опросе, являются развитие интеллекта и познавательных процессов, а также речевые компетенции.



Анализ результатов анкетирования родителей (законных представителей)

Схема 1


С целью изучения сегмента рынка организаций и образовательных учреждений, предоставляющих образовательные услуги групп кратковременного пребывания, нами использовались следующие методы сбора информации:

  • Маркетинговый анализ рынка (интернет, рекламные проспекты);

  • Опрос потребителей образовательных услуг.

В городе Сургуте рынок по предоставлению услуг ГПД для детей дошкольного возраста 3-7 лет представлен как муниципальными, так и частными образовательными организациями.



Муниципальные образовательные учреждения

Таблица 2



п/п

Типы и виды образовательных учреждений

Кол-во (ед.)

1.

Дошкольные образовательные учреждения:

56

Детские сады компенсирующего, комбинированного, общеразвивающего вида

38

Центр развития ребенка - детский сад

3

Детские сады присмотра и оздоровления, детские сады

15

Программы дошкольного образования реализуют не только детские сады, но и общеобразовательные учреждения, в числе которых 1 гимназия, 2 прогимназии, 5 начальных школ-детских садов. Открыты 109 групп кратковременного пребывания (56 групп в отдельных помещениях, 53 в функционирующих группах) для 1 224 детей (Османкина Т.Н. «Публичный доклад о результатах деятельности системы образования в 2012-2013 уч. году»)

Коммерческие группы дневного пребывания детей

В городе востребованы услуги присмотра, ухода и развития детей дошкольного возраста, оказываемые негосударственными организациями и учреждениями. Сегодня услугами малого и среднего предпринимательства в сфере дошкольного образования охвачено 4 540 детей в возрасте от 1,5 до 6 лет. Из них, 858 детей посещают центры дневного пребывания, 3 682 – центры дошкольного образования и развития. График работы данных структур зависит от запросов потребителей услуги: от 12-часового до почасового пребывания детей. Наиболее востребованы данные услуги родителями, имеющими детей в возрасте с 1,5 до 4 лет. (Османкина Т.Н. «Публичный доклад о результатах деятельности системы образования в 2012-2013 учебном году»)

Важно отметить, что в городе Сургуте, на сегодняшний день, нет частных детских садов, специализирующихся на услуге, описанной в данном проекте. Реализация проекта позволит создать группу полного дня для детей дошкольного возраста, как один из способов психолого-педагогической поддержки детей, имеющих высокий потенциал развития, неохваченных услугами МБДОУ.

1.3. Цель и задачи проекта

Цель проекта: создать группу полного дня, с возможностью одновременного пребывания до 25 детей дошкольного возраста, как один из способов психолого-педагогической поддержки детей, не охваченных образовательным процессом.

А также создать развивающие среду, в которой созданы условия:

- для диагностики и выявления детей с высоким уровнем развития (ВУР)

- для максимальной реализации и развития способностей воспитанников;

- формирования мотивации к творчеству, интеллектуальной и личностной инициативы дошкольников.

-развитие познавательно-речевых компетенций детей 3-7 лет

Задачи проекта:

1.    Создать постоянно действующую систему выявления и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.


2.    Составить план работы учреждения по сопровождению детей, имеющих ярко выраженные способности.
3.    Собрать кейс диагностических методик для выявления способностей и одаренности у детей.
4.    Составить индивидуальные планы, программы развития для детей с предпосылками одаренности.
5.    Определить стратегию педагогического взаимодействия с одаренными и высокомотивированными детьми.
6.    Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
7.    Направить развитие детей в соответствии с типом одаренности посредством индивидуальной и подгрупповой работы:

-познавательно - речевое развитие (речевые игры и упражнения)

-художественно-эстетическое развитие (нетрадиционные техники ИЗО)

-формирование конструктивной деятельности (LEGO- конструирование).

8.    Активизировать участие детей в конкурсах и фестивалях разного уровня.
9.    Создать единый банк данных по выявлению и развитию одаренных воспитанников.

10. Создать материально-технические условия для организации полноценной воспитательно-развивающей деятельности.


1.4. Инновационный подход

К основным инновациям ГПД «Любознайка» относятся:

1. В области управления негосударственным учреждением:

-разработана и внедрена система менеджмента качества предоставления дополнительных образовательных услуг;

2. В контексте содержания методов работы с детьми:

-подобран диагностический инструментарий;

-разработана модель образовательной услуги;

-сформированы критерии оценки выпускника.

3. Разработаны требования и содержание оснащения развивающей материально-технической среды.

1.5. Содержание проекта

В ходе работы над реализацией проекта нами планируется создание модели психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и детей с ВУР, в условиях частного детского сада, в целях получения желаемого результата в их воспитании и развитии. Определяющим в процессе работы с одаренными детьми должно стать органичное встраивание их в целостный воспитательно-развивающий процесс.



Общие принципы работы с одаренными детьми и детьми с ВУР:

1. Принцип учета возрастных возможностей.

2. Принцип дифференциации и индивидуализации обучения, который реализуется посредством разработки индивидуального маршрута развития одаренного ребенка.

3. Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

4. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.

5. Принцип креативности. Предполагает максимальную ориентацию на творческое начало познавательной, продуктивной и игровой деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта.



Участники образовательного процесса

Участниками образовательного процесса, в рамках работы ГПД «Любознайка», являются одаренные дети и дети с высоким потенциалом развития дошкольного возраста от 3 до 7 лет.

Существуют различные типы одаренности, которые легко выявляются в ходе педагогического наблюдения:

1. Интеллектуальный тип одаренности.

Именно этих воспитанников педагоги называют «умными», «толковыми», сообразительными.

Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности: когда проявляется прежде всего общие умственные способности и нет какой-либо специализации и когда, напротив, высокие способности проявляются прежде всего в одной какой-либо специальной области. Очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени.

2. Академический тип одаренности.

При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Дошкольники этого типа одаренности прежде всего умеют блестяще усваивать новую информацию.



3. Художественный тип одаренности.

Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в области художественной деятельности, в музыке, в танцах.



4. Креативность.

Главная особенность этого типа одаренности в нестандартности мышления, в особом, часто непохожем на других взгляде на мир.

Для того, чтобы увидеть подлинные творческие способности этих детей, им нужно предлагать особую деятельность, допускающую и активно предполагающую проявление их самобытности, необычного видения мира.

5. Лидерская, или социальная одаренность.

Синонимом к этим словам будет являться понятие «организаторские способности». Эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Этот тип одаренности активно проявляется уже в школе. Однако и у дошкольников нетрудно рассмотреть способности в данной сфере.



6. Психомоторная одаренность (спортивная одарённость)

Сюда относятся дети, с так называемой спортивной одаренностью (будущие спортсмены).

Понимание типологии одаренности - это первый и необходимый шаг подготовки педагогов к конкретной работе с одаренными детьми, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей.

Представленные выше категории детей имеют более высокие, по сравнению с большинством сверстников, интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления, обладают активной доминирующей познавательной активностью.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться от выбранной траектории деятельности. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

Одаренные дети обладают рядом особенностей, которые необходимо учитывать при планировании работы (А.И. Савенков "Психология детской одаренности").



  1. Стремление к самоактуализации

  2. Перфекционизм

  3. Самостоятельность

  4. Социальная автономность

  5. Эгоцентризм

  6. Лидерство

  7. Соревновательность

  8. Особенности эмоционального развития

  9. Творческое восприятие случайностей

  10. Чувство юмора

Учет особенностей присущих одаренным детям и детям с ВУР, дает возможность, не растерять, не затормозить рост способностей ребенка, что является особо значимой задачей обучения одаренных детей.

Организация образовательного процесса

Основные положения организации деятельности в ГПД «Любознайка»:

ГПД работает в круглогодичном режиме и функционирует в режиме двенадцати часов, с организацией пятиразового питания.

Время работы: с 7:00 до 19:00.



Таблица 3

Режим дня

Прием, осмотр детей, дежурство

7.00.- 7.30

30 мин.

Наблюдения, самостоятельная игровая деятельность детей

7.30 - 8.20

50 мин.

Утренняя гимнастика

8.20 – 8.30

10 мин.

Подготовка к завтраку, умывание

8.30. – 8.40

10 мин.

Завтрак

8.40. – 8.55

15 мин.

Подготовка к образовательной деятельности

8.55 – 9.00

5 мин.

Непосредственно образовательная деятельность

9.00 – 9.25

25 мин.

Динамическая перемена

9.25 – 9.35

10 мин.

Непосредственно образовательная деятельность

9.35 – 10.00

25 мин.

Второй завтрак

10.00 - 10.05

5 мин.

Подготовка к прогулке. Прогулка.

10.05 – 12.25

2ч.20мин.

Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду.

12.25 – 12.35

10мин.

Обед

12.35 – 12.55

20мин.

Подготовка ко сну. Дневной сон

12.55 – 15.10

2ч.15 мин.

Постепенный подъем, воздушно-водные процедуры, игры

15.15 – 15.30

15 мин.

Подготовка к полднику

15.30 – 15.40

10мин.

Полдник

15.40 – 15.55

15 мин.

Игры, самостоятельная деятельность детей

15.55 – 16.20

25 мин.

Непосредственно образовательная деятельность, игры/ дополнительные платные кружки

16.20 - 16.55

35 мин.

Подготовка к прогулке. Прогулка. Уход детей домой

16.55 – 19.00

2ч.05мин.


Режим работы ГПД «Любознайка»:

Режим 1 - 7:00 до 19:00 с понедельника по пятницу;

Режим 2 неполного дня 8:00-13:00; Режим 3 неполного дня 15:00-19:00

Прием детей в ГПД «Любознайка» осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей), медицинского заключения о состоянии здоровья ребёнка, а так же результатов диагностического исследования психолога и логопеда.

Наполняемость группы - до 25 человек.

Для эффективного проведения занятий дети делятся на подгруппы.



Индивидуальный график посещения: не каждый день  и не менее 5 часов в день в период с 8:00-13:00 или 4 часа в день с 15:00-19:00 с понедельника по пятницу.

Развивающая программа
  1   2   3   4   5   6


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка