  
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Материалы лекций (опорных тезисов) для работы индивидуальных пропагандистов
Ростов-на-Дону 2010
|
Содержание
|
|
|
|
Стр.
|
1.
|
Лекция «Международное сотрудничество как основа для антитеррористической деятельности»
|
4
|
2.
|
Лекция «Позитивная и негативная роль СМИ в формировании образа террориста у молодого поколения»
|
31
|
3.
|
Лекция «Понятие информационной безопасности и основное содержание угроз информационной безопасности России»
|
46
|
4.
|
Лекция «Проблемы информационной безопасности в период распространения информационных войн»
|
63
|
5.
|
Лекция «Особенности влияния материалов экстремисткой и террористической направленности на молодежную аудиторию: экспертиза информации и способы противодействия»
|
87
|
1. Лекция «Международное сотрудничество как основа для антитеррористической деятельности»
Целевая группа: руководители среднего и низшего звена региональных органов власти, органов местного самоуправления и аппарата АТК
План:
Рекомендуемая литература по проблеме: 22
Приложение 26
2. Нормативно-правовая база Российской Федерации в сфере противодействия терроризму.
3. Международное сотрудничество – краткая характеристика международных организаций.
4. Международный банк данных.
5. Дальнейшие перспективы.
Вопросы для дискуссионного обсуждения
Список использованной литературы
Рекомендуемая литература по проблеме
Печатные издания
Электронные издания
Приложение (Словарь терминов)
Терроризм: истоки, виды, стратегии борьбы
В начале третьего тысячелетия мировое сообщество лицом к лицу столкнулось с террористической угрозой. И, хотя терроризм не является новообразованием конца ХIХ – ХХI веков, его истоки можно проследить еще в древнем мире (иудейская секта сикариев) и в средние века (секта Хашашаинов). В настоящее время он стал всеохватывающим явлением. Можно сказать, что современный мир шагнул не только в эпоху глобализации, но и в эпоху тотального противодействия терроризму.
Однако на сегодняшний день не существует общепринятого юридического определения терроризма. В Кодексе законов США, титул 22 раздел 2656 ф(д) он квалифицируется как «предумышленное, политически мотивированное насилие, совершаемое против мирного населения или объектов субнациональными группами или подпольно действующими агентами, обычно с целью повлиять на настроение общества». В российском праве терроризм определяется как «идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий» [11, ст.3 п. 1].
Существует несколько классификаций видов терроризма в зависимости от выделяемого критерия.
Так, по характеру субъекта террористической деятельности терроризм делится на [8]:
-
неорганизованный, или индивидуальный (терроризм одиночек) – в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация (Дмитрий Каракозов, Вера Засулич, Равашоль и др.);
-
организованный, коллективный – террористическая деятельность планируется и реализуется некой организацией (народовольцы эсеры, Аль-Каида, ИРА, ЭТА, государственный терроризм). Данный вид терроризма является наиболее распространенным в современном мире.
По адресату террористического акта говорят о [8]:
-
терроризме оппозиционеров по отношению к власти и терроризме самих властей, государственном терроризме, терроризме как направлении государственной политики;
-
терроризме индивидуальном, при котором адресатами терактов являются конкретные лица в силу их личных действий или принадлежности к определенной группе или организации (русские цари и государственные сановники; Анвар Садат, Индира Ганди) и терроризме массовом, или слепом, в отношении случайных людей (взрывы в Оклахоме, Москве, Волгодонске);
-
уголовном терроризме.
В зависимости от целей выделяют следующие виды терроризма [8]:
-
националистический – преследует сепаратистские или национально-освободительные цели;
-
религиозный – может быть связан с борьбой приверженцев религии между собой (индуисты и мусульмане, мусульмане и христиане) и внутри одной веры (католики-протестанты, сунниты-шииты), и преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную (Исламистский терроризм);
-
идеологически заданный, социальный – преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны, привлечения внимания общества к какой-либо острой проблеме (анархистский, эсеровский, фашистский, европейский «левый», экологический терроризм и др.). Этот вид терроризма также называют революционным.
Современный международный терроризм имеет разнообразные формы: это необъявленные войны и экспорт революций и контрреволюций, массовые взрывы и политические убийства, захват самолетов и кораблей, государственных учреждений, посольств и общественных и образовательных учреждений, похищения, избиения и издевательства, ограбления банков, ювелирных магазинов и многое другое [3].
Среди наиболее часто используемых стратегий борьбы с терроризмом выделяют следующие [8]:
-
стратегия, допускающая частичные уступки требованиям террористов – выплату выкупа, территориальные и моральные уступки (например, признание лидеров террористов равноправными партнерами по переговорам и т.д.);
-
стратегия, нацеленная на безоговорочное уничтожение террористов и их сторонников, а также поощрение лиц, идущих на сотрудничество с «демократическими» государствами в их борьбе с террором, отказ от каких бы то ни было переговоров с террористами, отказ от заключения перемирий.
-
Нормативно-правовая база Российской Федерации
в сфере противодействия терроризму
Правительство Российской Федерации выработало ряд нормативно-правовых актов, определяющих политику нашего государства в сфере противодействия терроризму.
К основным документам относятся:
-
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. Глава 24. Преступления против общественной безопасности. Статья 205 [9];
-
Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» (с изменениями от 02.08.2006) [10];
-
Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утвержденное Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116) (с изменениями от 02.08.2006) [4];
-
Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [11];
-
Положение об Антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации (утвержденное Национальным антитеррористическим комитетом 7 июля 2006 г.) [5];
-
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации [2].
В частности, в Разделе 2 пункт 5 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации говорится: «Общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма».
В Разделе 2 пункт 12 указывается, что «Противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям:
а) предупреждение (профилактика) терроризма;
б) борьба с терроризмом;
в) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма» [2].
В Российской Федерации создается система противодействия терроризму [6], на федеральном уровне она представлена Национальным антитеррористическим комитетом [7].
3. Международное сотрудничество – краткая характеристика международных организаций
В современных условиях глобализации мировых процессов практика показывает, что разрозненные действия отдельных стран не достаточны для эффективного противостояния терроризму. Сегодня терроризм не является проблемой отдельно взятого региона или страны, а превратился в одну из наиболее острых проблем, существенно подрывающую внутриполитическое и социально-экономическое развитие ряда государств мира, реально угрожающую их национальной безопасности. Осознание опасности распространения международного терроризма и возможности перенесения порожденных им вооруженных конфликтов на территории других государств поставило мировое сообщество перед необходимостью создания международной системы борьбы с данным видом преступной деятельности. Оценивая состояние и угрозу расширения терроризма на ближайшее будущее, мировое сообщество едино во мнении, что эффективность борьбы с этим явлением зависит не только от мер, которые принимаются на уровне национальных спецслужб, правоохранительных органов, других учреждений и организаций, на которые возложены задачи борьбы с терроризмом, но и от координации политики и сотрудничества государств на многосторонней основе, в том числе в рамках международных организаций, институтов и форумов, вырабатывающих общие подходы к этой проблеме.
В большинстве стран созданы собственные специальные контртеррористические структуры [1], представленные в Таблице 1:
Таблица 1. Контртеррористические структуры зарубежных стран
Страна
|
Структура
|
Адрес
|
Цели и задачи
|
Австрийская Республика
|
Федеральное ведомство по защите конституции и борьбы с терроризмом (BVT)
|
http://www.bmi.gv.at/
|
Борьба с деятельностью иностранных разведок, террористическими проявлениями, экстремизмом, организованной преступностью, незаконной миграцией.
|
Группа антитеррора «Cobra»
| -
борьба с терроризмом и организованной преступностью;
-
освобождение заложников, аресты, связанные с большим риском, борьба с похищениями людей;
-
защита и охрана важных персон;
-
антитеррористическое сопровождение полетов;
-
участие в программе защиты свидетелей;
-
обеспечение охраны австрийских представительств за границей.
|
Республика Беларусь
|
Антитеррористический центр (АТЦ) КГБ
|
| -
организацию и координацию деятельности подразделений органов государственной безопасности в целях достижения согласованности их действий по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций, вскрытию и устранению причин и условий, способствующих их подготовке и реализации;
-
обеспечение взаимодействия с субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом, а также с другими государственными органами, участвующими в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции;
-
обеспечение деятельности оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, участие в ведении переговоров с террористами;
-
установление и поддержание рабочих контактов с АТЦ СНГ, международными центрами и организациями, занимающимися вопросами борьбы с терроризмом.
|
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии
|
Единое полицейское подразделение по борьбе с терроризмом (S015)
|
www.security.homeoffice.gov.uk/,
www.mi5.gov.uk/output/terrorism.html
|
Основной замысел – объединить ресурсы всех служб и подразделений полиции, задействованных в борьбе с терроризмом. Работает в тесном контакте с контрразведкой МИ-5, разведывательными структурами, а также Королевской прокурорской службой.
|
Контртеррористический научно-технический центр (КНТЦ)
|
КНТЦ предназначен для технического обеспечения действий вооруженных формирований Министерства обороны и других ведомств по борьбе с терроризмом, и ликвидации последствий терактов.
|
Комиссия по вопросам безопасности и терроризма (КВБТ)
|
Решение вопросов общей стратегии по борьбе с терроризмом.
|
Группа квалифицированных сотрудников Единого антитеррористического подразделения
|
Организация антитеррористической работы с позиций территориальных органов Скотланд-Ярда, дислоцированных в 32 районах Большого Лондона.
|
Грузия
|
Антитеррористический центр МВД
|
www.police.ge/index.php
| -
добывание информации относительно возможных террористических актов против президента Грузии, других высокопоставленных лиц и членов их семей, физических или юридических лиц находящихся под защитой государства или международной защитой;
-
вскрытие подготовки и предотвращение террористических актов политического характера;
-
вскрытие подготовки и предотвращение террористических актов направленных против государственных, стратегических, политических или экономических интересов Грузии;
-
вскрытие активности террористических организаций и незаконных вооруженных формирований, действующих на территории Грузии и пресечение их действий;
-
противодействие международному терроризму и незаконной миграции;
-
проверка возможных контактов и оказание помощи иностранным гражданам принудительно вовлеченным в антигосударственную деятельность и находящихся на территории Грузии в составе террористических организаций;
-
вскрытие и предотвращение фактов незаконного приобретения ядерного, радиоактивного, химического, бактериологического или любого другого вещества, представляющего опасность человеческой жизни и здоровью, а так же их незаконного присвоения с террористической целью.
|
Королевство Дания
|
Антитеррористический центр (АТЦ)
|
http://www.pet.dk/English.aspx
|
Обобщение информации, имеющей отношение к безопасности страны с точки зрения террористической угрозы.
|
Государство Израиль
|
Контртеррористический комитет при Совете национальной безопасности Израиля
|
www.terrorism-info.org.il/site/home/default.asp
|
Анализ и обобщение информации о внутренних и внешних угрозах государству.
|
Королевство Испании
|
Национальный координационный антитеррористический центр (НКАЦ)
|
http://www.guardiacivil.org/index.jsp, http://www.mir.es/
|
Информационно-аналитическое подразделение, призванное в режиме реального времени отслеживать ситуацию в области борьбы с терроризмом, проводить анализ складывающейся обстановки, выявлять и прогнозировать террористические угрозы, своевременно предупреждать о них правительство страны, предоставлять ему предполагаемые сценарии развития событий и давать соответствующие рекомендации для принятия решений.
|
Респуб-лика Казахстан
|
Центр антитеррористических программ (ЦАП)
|
http://www.knb.kz
|
Содействие информационной, научной, организационной и материально-технической поддержке всех субъектов, участвующих в программах и проектах по борьбе с терроризмом и экстремизмом.
|
Китай-ская Народная Республика
|
Министерство общественной безопасности
|
http://www.gov.cn
|
Выполняет задачи по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом, осуществляет охрану общественного порядка, контролирует каналы въезда-выезда из страны.
|
Респуб-лика Молдова
|
Антитеррористический Центр (АТЦ) Службы информации и безопасности (СИБ)
|
http://www.sis.md
| -
техническое координирование мер по предупреждению и борьбе с терроризмом;
-
анализ, хода проведения антитеррористических мероприятий органами власти;
-
оценка факторов риска и террористических угроз национальной безопасности;
-
разработка и введение в действие национальной системы оповещения в случае террористической угрозы;
-
создание и администрирование специализированного банка данных, организаций и лиц, относящихся к международному терроризму, их финансового обеспечения.
|
Республика Монголия
|
Координационный совет (КС) по борьбе с терроризмом Главного разведывательного управления (ГРУ)
|
http://pmis.gov.mn/
|
Координационная деятельность – на регулярной основе проводятся консультативные встречи, в ходе которых уточняются позиции по интересующим вопросам, вырабатываются направления взаимодействия в борьбе с терроризмом и экстремизмом.
|
Палестинская Национальная Администрация
|
Служба общей безопасности
|
http://www.gcc.gov.ps
|
Проведение операций против повстанцев и террористов, выявление лиц, сотрудничающих с Израилем.
|
Португальская Республика
|
Разведывательная служба безопасности (РСБ)
|
http://www.sis.pt
|
Борьба против террористической угрозы и связанных с ней организованной преступности, нелегальной миграции, незаконного оборота наркотиков и оружия, распространения элементов оружия массового поражения (ОМП), а также националистических движений.
|
Румыния
|
Антитеррористический оперативный координационный центр (АОКЦ)
|
www.mai.gov.ro
| -
осуществляет координацию специальных мероприятий, путем задействования представителей от учреждений и общественных институтов, входящих в Национальную Систему Противодействия и Борьбы с Терроризмом (НСПБТ);
-
обеспечивает оперативный обмен данными и информацией между министерствами и ведомствами, входящими в НСПБТ, по вопросам деятельности, связанной с противодействием террористический угрозе;
-
осуществляет анализ полученных данных в целях своевременного принятия необходимых мер;
-
организует отслеживание террористической активности и оперативное информирование государственных учреждений и общественных организаций, задействованных в НСПБТ.
|
Антитеррористическая группа «Acvila» («Орел»)
|
Выявление и отслеживание фактов использования систем телекоммуникаций и средств связи в интересах обеспечения деятельности террористических организаций и организованных преступных группировок, а также недопущение использования финансовых институтов страны для «отмывания» денежных средств.
|
Соединенные Штаты Амери-ки
|
Национальный Контртеррористический центр (НКЦ)
|
http://www.nctc.gov/about_us/about_nctc.html
| -
координация разведывательной аналитики 16 американских спецслужб;
-
обеспечение стратегического планирования и поддержки операций, направленных на предотвращение терактов.
|
Украина
|
Антитеррористи-ческий Центр (АТЦ) при Службе Безопасности Украины (СБУ)
|
http://www.sbu.gov.ua/sbu/control/uk/
|
Межведомственная координация деятельности органов исполнительной власти всех уровней, направленная на предупреждение и силовое пресечение террористических актов в отношении государственных деятелей, критических объектов жизнеобеспечения населения, объектов повышенной опасности, актов, угрожающих жизни и здоровью большого количества людей.
|
Французская Респуб-лика
|
Центр по координации борьбы с терроризмом (UCLAT)
|
http://www.interieur.gouv.fr/
|
Координирующий орган
|
Национальное управление по борьбе с терроризмом (DNAT)
|
Задачи идентификации, выявления местонахождения и захвата лиц, совершивших теракты, и их сообщников.
|
Отделение борьбы с финансированием терроризма
|
Право «замораживания» используемых террористами банковских счетов вне зависимости от легальности источников поступления денежных средств.
|
Служба оперативной документации
|
Выявление каналов финансирования террористической деятельности.
|
Управление общего осведомления (RG)
|
Контроль деятельности политических партий и общественных организаций, иностранцев (исключая подозреваемых в шпионаже), средств массовой информации, разработка террористических групп, контрразведывательное обеспечение среднего и малого бизнеса.
|
Федеративная Респуб-лика Герма-ния
|
Антитеррористический ситуационный центр
|
http://www.bmi.bund.de/
|
Анализ сведений, связанных с террористическими угрозами, оперативный обмен информацией между национальными спецслужбами.
|
Чешская Респуб-лика
|
Информационная служба безопасности (ИСБ)
|
http://www.bis.cz/, http://www.mvcr.cz/
|
Разработка и планирование контртеррористических мероприятий, организация обмена информацией с зарубежными партнерами в США и ЕС.
|
Япония
|
Следственное управление общественной безопасности
|
http://www.moj.go.jp/
|
Борьба с терроризмом, наркобизнесом и организованной преступностью.
|
Кроме того, для борьбы с международной преступностью и терроризмом созданы специальные Межгосударственные структуры (Таблица 2.).
Таблица 2. Контртеррористические межгосударственные структуры
Структура
|
Адрес
|
Цели и задачи
|
Антитеррористический центр государств-участников Содружества Независимых Государств (АТЦ СНГ)
|
http://www.cis.minsk.by/main.aspx?uid=6668
|
Обеспечение координации взаимодействия компетентных органов государств-участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.
|
Международная организация уголовной полиции – Интерпол
|
http://www.interpol.ru/
|
Способствует международному полицейскому сотрудничеству, поддерживает и помогает всем организациям, властям и службам, миссия которых состоит в том, чтобы предотвратить или противостоять международным преступлением.
|
Контртеррористический комитет Совета Безопасности Организации Объединенных Наций
|
http://www.un.org/russian/sc/ctc/
|
Содействует укреплению потенциала государств – членов Организации Объединенных Наций по предотвращению террористических актов как на национальном, так и межрегиональном уровне.
|
4.Международный банк данных
В 2007 г. в средствах массовой информации было объявлено о создании при активном участии Национального антитеррористического комитета Международного банка данных по противодействию терроризму в целях укрепления международного сотрудничества. Основная цель данного банка данных заключается в формировании единой межгосударственной информационной системы обеспечения антитеррористической деятельности. В банке данных созданы самостоятельные разделы, в которых накапливается информация о средствах идеологического воздействия террористов, а также об инструментах для осуществления контрпропаганды. Доступ к банку данных могут иметь только спецслужбы и правоохранительные органы любого государства, заключившего соответствующее соглашение с Национальным антитеррористическим комитетом. Однако Национальный антитеррористический комитет считает, что наряду с бизнес-структурами академические и коммерческие научные сообщества призваны сыграть ключевую роль как в разработке и внедрении новых технологий для усиления мер охраны и безопасности, так и в проведении исследований по вопросам, связанным с терроризмом, включая изучение структурных и других факторов, которые могут способствовать радикализации и вербовке террористов.
Сегмент открытой информации международного банка данных по противодействию терроризму может быть плодотворно использован для совместной работы силовых структур и представителей различных научных, образовательных и общественных организаций над:
-
созданием системы противодействия идеологии терроризма (Раздел 2 пункт 13 а);
-
противодействием распространению идеологии терроризма путем обеспечения защиты единого информационного пространства Российской Федерации; совершенствование системы информационного противодействия терроризму (Раздел 2 пункт 15 б);
-
разработкой мер и осуществлением профилактических мероприятий по противодействию терроризму на территориях субъектов Российской Федерации (Раздел 2 пункт 15 е);
-
обеспечением скоординированной работы органов государственной власти с общественными и религиозными организациями (объединениями), другими институтами гражданского общества и гражданами» (Раздел 2 пункт 15 л Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации [2]).
5. Дальнейшие перспективы
В заключении необходимо еще раз отметить, что терроризм сегодня носит транснациональный характер, и решать данную проблему возможно только совместными усилиями всех членов мирового сообщества, что приводит к необходимости разработки комплексных международных подходов и единых методов противостояния различным террористическим проявлениям. При этом первостепенную роль в предотвращении террористических актов имеют не только скоординированные совместные действия всех участников мирового сообщества, но и своевременное получение информации. Эффективное решение этой проблемы возможно при активном взаимодействии различных стран и использования сегмента открытой информации международного банка данных по противодействию терроризму.
Целесообразно было бы также создание в рамках международного банка данных по противодействию терроризму отдельного раздела, к которому бы имели доступ различные общественные, научные и образовательные организации. Цель выделения такого раздела – создание единого гражданского информационного пространства: взаимообмен контактами, опытом и информацией о проводимых мероприятиях, расширение сотрудничества с различными международными гражданскими антитеррористическими организациями.
Кроме того, перспективой антитеррористической деятельности также является не только совершенствование механизмов дальнейшего развития международного сотрудничества, но, в особенности, пропаганда идеологии гражданского общества и формирование гуманитарных ценностей, которые будут способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей.
Вопросы для дискуссионного обсуждения
-
Особенности терроризма XXI века и его исторические, социальные и другие предпосылки.
-
Современный терроризм – это «проблема» отдельно взятой страны или всего мирового сообщества?
-
Современные стратегии противодействия терроризму. Политика двойных стандартов отдельных государств.
-
Особенности нормативно-правовой базы Российской Федерации. Структуры и возможности для противодействия.
-
Иностранные и международные организации, участвующие в антитеррористической деятельности.
-
Международный банк данных по противодействию терроризму:
-
Какая информация должна находиться в разделе открытого доступа (в общем пользовании), а какая должна быть «ДСП» (для служебного пользования)?
-
Как должен быть организован доступ к сегменту открытой информации международного банка данных по противодействию терроризму?
-
При каких условиях организациям и другим лицам должен предоставляться доступ к банку? Критерии отбора организаций и частных лиц?
-
Необходимо ли популяризировать информацию о банке данных в СМИ и в Интернет-ресурсах и почему?
-
Что может являться источником для пополнения банка данных? Какая информация и каким образом должна попадать в международный банк данных?
-
Перспективы международного сотрудничества для формирования установок антитеррористического мышления.
Список использованной литературы
-
Зарубежные контртеррористические структуры – http://nak.fsb.ru/nac/cooperation.htm
-
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации –
-
Королев А.А. Международный терроризм на современном этапе – Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2008, № 6. –
-
Положение о Национальном антитеррористическом комитете (утвержденное Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116) (с изменениями от 2 августа 2006 г.) –
-
Положение об Антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации (утвержденное Национальным антитеррористическим комитетом 7 июля 2006 г.)
-
Система противодействия терроризму в Российской Федерации – http://nak.fsb.ru/nac/structure.htm
-
Структура аппарата Национального антитеррористического комитета – http://nak.fsb.ru/nac/institution/structure.htm
-
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. –
-
Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» (с изменениями от 2 августа 2006 г.) –
-
Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ –
|