Курс лекций по дисциплине разработка стандарта и нормативной документации предприятия по переработке молока



Сторінка1/6
Дата конвертації18.04.2016
Розмір0.99 Mb.
  1   2   3   4   5   6

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра технологии хранения и переработки растениеводческой продукции

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

по дисциплине



"РАЗРАБОТКА СТАНДАРТА И НОРМАТИВНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ МОЛОКА

И МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ "

для бакалавров направления подготовки



27.03.01 Стандартизация и метрология

Краснодар 2015
Лекция №1

Основные законы и нормативные документы РФ регулирующие взаимоотношения в сфере производства и реализации пищевой продукции

Вопросы:


1) Государственная система стандартизации РФ.

2) Структура системы: основные определения, органы и службы стандартизации, нормативные документы по стандартизации (НД), виды НД, обязательные и рекомендательные требования стандартов.



Нормативные документы стандартизации Результатом деятельности по стандартизации является нормативный документ (НД) – т.е. документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики касающиеся различных видов деятельности или их результатов (ГОСТ Р 1.0-92). Применение НД является способом упорядочения в соответствующей области деятельности. Поэтому НД является средством стандартизации. К НД в области стандартизации, используемой на территории РФ, относятся:

национальные стандарты;

правила, нормы и рекомендации;

общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (ОКТЭСИ);

стандарты организаций.

Одним из составляющих НД является стандарт – документ, в целях добровольного, многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикетке и правилам их нанесения. В зависимости от уровня утверждения различают национальные и стандарты организаций. Национальный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации. Стандарты организаций разрабатываются и утверждаются соответствующей организацией. ОКТЭСИ – документ, представляющий собой свод наименований и кодов классификационных группировок и/или объектов классификации в области ТЭСИ. Классификаторы могут быть общероссийские, отраслевые, предприятий. Общероссийские классификаторы приравнены к национальным стандартам и являются обязательными при создании государственных информационных систем, информационных ресурсов, при межведомственном обмене информацией. Основные положения ЕС ОКТЭСИ установлены правилами по стандартизации ПР – 50-733-93. Объектами ОКТЭСИ являются продукция, процессы, ресурсы, структура народного хозяйства и др.



Категории и виды стандартов

В зависимости от сферы действия и уровня утверждения различают категории стандартов:

международные;

региональные;

национальные;

отраслевые;

научно-технических обществ;

предприятий.

Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией (ИСО, МЭК, ЮНЭСКО и др.). Региональный стандарт – стандарт, принятый международной региональной организацией. Например, европейские стандарты СЕН, CEN ELEK принимаются межправительственными организациями и, в соответствии с директивами ЕС, статус этих стандартов в странах ЕС обязательный. К международным стандартам регионального типа относятся с 1992 г. межгосударственные стандарты ГОСТ бывшего СССР. Ныне они действуют в странах СНГ. Отраслевой стандарт – разрабатывается и принимается органами управления (министерствами, ведомствами и т.п.) отрасли на объекты отраслевого значения, для предприятий и организаций отрасли. Стандарты технических и инженерных обществ (СТО) - разрабатываются для динамичного отражения и распространения результатов фундаментальных и прикладных исследований. СТО являются объектом авторского права, и продажа их как интеллектуальной собственности укрепляет НТО и разработчиков. Стандарты предприятий (СТП) – разрабатываются для обеспечения применения на предприятиях национальных стандартов, стандартов отраслей и др. категорий, а также на создаваемую, на предприятии продукцию, процессы и услуги. СТП утверждает руководитель предприятия и обязателен для работников данного предприятия.

Национальные стандарты разрабатываются на объекты, потребности в которых носят межотраслевой характер. Отраслевые стандарты разрабатываются если отсутствует национальный стандарт на объект стандартизации, либо в случае установления на характеристики объекта показателей качества, превышающих требования действующего национального стандарта. Сказанное относится и к стандартам технических обществ и предприятий. Общим требованием к стандартам (в соответствии с принципами стандартизации) является недопустимость разработки стандартов противоречащих техническим регламентам. В зависимости от назначения и содержания разрабатываются стандарты следующих видов:

а) стандарты основополагающие – НД, имеющие широкую область применения или содержащие общие положения для определенной области. Различают основополагающие организационно-методические, устанавливающие общие положения по проведению работ в определенной области («основные положения …», «порядок разработки…» и т.п.) и общетехнические стандарты, устанавливающие научно-технические термины, условные обозначения объектов и т.п.;

б) стандарты на продукцию и услуги – устанавливают требования к группам однородной или конкретной продукции. Это самый распространенный вид стандарта;

в) стандарты на процессы – устанавливают требования к типовым технологическим процессам создания, хранения, транспортировки и ремонта продукции;

г) стандарты методов испытаний (контроля) – регламентируют порядок отбора проб для проведения испытаний, приводят описание применяемого оборудования, устанавливают правила подготовки, проведения и обработки полученных результатов.



Межотраслевые системы стандартов

В конце 60 начале 70 гг. из разрозненных стандартов были сформированы системы и комплексы стандартов межотраслевого применения. Система (комплекс) стандартов – это совокупность взаимосвязанных национальных и/или международных стандартов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные, преимущественно основополагающие организационно-технические и/или общетехнические требования к взаимосвязанным объектам стандартизации. На основе систем стандартов развивается вся система стандартизации при разработке, производству и использованию продукции, в то числе оформление технической документации, общие правила обеспечения качества продукции, терминология, условия обеспечения и т.п. Как правило, система стандартов охватывает все этапы жизненного цикла изделия от маркетинга до утилизации.

Условно все системы стандартов можно разделить на три группы:

1. Обеспечивающие качество продукции;

2. Управление и информация;

3. Социальная сфера.

В настоящее время действует 15 систем и 10 комплексов стандартов.

Общероссийские классификаторы и каталогизация продукции

Одним из важнейших направлений стандартизации является разработка стандартов в области представления и обмена информацией. Требование информационной совместимости является обязательным для соблюдения государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности. Без информационной совместимости невозможно взаимодействие при сборе, обработке и представлении пользователю данных о различных объектах. Информационная совместимость во многом базируется на классификации и кодировании информации. Порядок работ по классификации и кодированию информации, используемой для решения задач управления на различных уровнях, регламентирован комплексом национальных стандартов – «Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации» (ЕСКК ТЭСИ). Объектами классификации и кодирования в ЕСКК ТЭСИ являются экономические и социальные объекты и их свойства. Результатом работ при ЕСКК ТЭСИ являются классификаторы ТЭСИ. В зависимости от уровня утверждения и сферы применения разрабатывают классификаторы общероссийские, отраслевые и предприятий. В число общероссийских классификаторов входят классификаторы продукции (ОКП), предприятий и организаций (ОКПО), занятий, специальностей, профессий, услуг, стран, документов и др. Составной частью ЕСКК ТЭСИ является каталогизация продукции – процесс составления перечней производимой, экспортируемой и импортируемой продукции с ее описанием. Каталогизация основана на идентификации, классификации и кодировании продукции. Это и позволяет обеспечить информационную совместимость. Идентификация - присвоение объекту уникального наименования, номера, знака, условного обозначения, признака или набора признаков и т.п., позволяющих однозначно выделить его из других объектов. Классификация – разделение множества объектов на классификационные группировки по их сходству или различию на основе определенных признаков в соответствии с принятыми правилами.

Кодирование – образование и присвоение объекту уникального кода. В результате каталогизации создаются каталоги продукции, реализуемые в виде автоматизированных банков данных «Продукция России». Наряду с развитой автоматизированной системой издаются и печатаются «Номенклатурные каталоги», включающие наименование и обозначение продукции, обозначение нормативного или технического документа, наименование изготовителя, его адрес и средство связи. Основой каталогов служат каталожные листы (КЛ), являющиеся обязательным приложением к ТУ, регистрируемых в ЦСМ. Через каталоги изготовитель рекламирует свою продукцию. С помощью каталогов может осуществляться электронный маркетинг.

Правовая база стандартизации.

В связи с изменениями в экономической сфере РФ, стремлением приблизится к условиям регулирования рынка в промышленно развитых странах, обеспечить гармонизацию национальных стандартов с международными с 1 июля 2003 года в РФ вступил в силу закон «О техническом регулировании». Как любой закон он носит правовой, обязательный характер. Под техническим регулированием понимают правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных и добровольных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также правовое регулирование в области оценки соответствия. Правовое, обязательное техническое регулирование осуществляется техническими регламентами – документами, принятыми:

международными договорами РФ;

федеральными законами;

указами Президента РФ;

постановлениями Правительства РФ.



Технические регламенты устанавливают обязательные требования к объектам технического регулирования в целях:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается. Обязательные требования технических регламентов имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент. Планируется в срок до 1 июля 2010 г разработать не менее 2000 технических регламентов, которые могут быть двух видов:

общие технические регламенты;

специальные технические регламенты.

Общие технические регламенты отражают вопросы безопасности, эксплуатации и утилизации зданий, машин, оборудования и т.п.; биологической, экологической, радиационной и т.п. безопасности. Специальные технические регламенты устанавливают требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации и т.п. и не должны содержать требований к конструкции и исполнению (если отсутствие таковых не обеспечивает требований безопасности). Сказанное не означает, что действующие национальные стандарты теряют свое назначение (в настоящее время их порядка 25000). Национальные стандарты становятся добровольными для применения. Но добровольность здесь относительная. Прежде всего, стандарты обеспечивают совместимость и взаимозаменяемость изделий. Это удобно и экономично для всех. Кроме того, технические регламенты будут полностью или частично использовать соответствующие международные и/или национальные стандарты. Поэтому выполнение требований стандартов будет автоматически вести к выполнению требований какого-либо технического регламента. И стандарты станут выполнять роль доказательной базы технических регламентов (презумпция соответствия требованиям технических регламентов при условии соответствия национальным стандартам). Таким образом, национальные стандарты будут функционировать по принципу международных.



Национальная система стандартизации

Национальные стандарты всех категорий и ОКТЭСИ, в том числе правила их разработки и применения, а также органы и службы стандартизации представляют собой национальную систему стандартизации. Основные положения национальной системы стандартизации нашли отражение в комплексе основополагающих национальных стандартов: ГОСТ Р 1.0-92 - ГОСТ Р 1.10-95, в которых конкретизируются вопросы практической деятельности по стандартизации в РФ: цели и задачи; организация и методика выполнения стандартизации; категория и виды НД; объекты стандартизации; порядок разработки, внедрения правила построения, оформления, внесения изменений и дополнений и т.п.



Органы и службы стандартизации

Работа по стандартизации в РФ осуществляется национальным руководящим органом, рабочими органами и контролирующими организациями. Национальным органом РФ по стандартизации, как уже указывалось, является Ростехрегулирование. Это не единственный орган РФ по стандартизации. В области стандартизации в пределах своей компетентности деятельность осуществляют и другие федеральные органы. Так, в сфере здравоохранения действуют санитарные нормы и правила (СанПиН), в сфере строительства – строительные нормы и правила (СНиП), в сфере образования – государственные образовательные стандарты (ГОС) и др. Дисциплина ОСМС рассматривает деятельность Ростехрегулирования РФ. Систему органов и служб стандартизации в РФ образуют следующие структуры:

1. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование);

2. Группы специалистов по стандартизации в министерствах, ведомствах, управлениях и т.п., подчиненных Правительству РФ;

3. Подразделения (службы) предприятий по стандартизации;

4. Технические комитеты (ТК) по стандартизации, создаваемые заинтересованными сторонами.

Все структурные элементы выполняют свои функции. Так, основными направлениями деятельности национального органа по стандартизации являются:

принятие программы разработки национальных стандартов;

организация экспертизы проектов национальных стандартов;

утверждение национальных стандартов;

опубликование национальных стандартов и их распространение;

учет национальных стандартов, правил, норм и рекомендаций в области стандартизации;

утверждение знака соответствия национальным стандартом;

создание технических комитетов по стандартизации и координация их деятельности;

обеспечение соответствия национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-механическому прогрессу;

представление РФ в международных организациях по стандартизации;

участие в разработке международных стандартов и обеспечение интересов РФ при их принятии.

В систему Ростехрегулирования входят 150 организаций и предприятий в т.ч. 19 научных центров,13 промышленных предприятий по производству средств измерений высших классов точности; 100 территориальных центров стандартизации, метрологии, сертификации (ЦСМ); академия стандартизации, метрологии, сертификации (учебная) и два средних учебных заведения; издательско-производтвенный комплекс «Издательство стандартов». Технические комитеты по стандартизации осуществляют непосредственную разработку стандартов. ТК создается на базе предприятий, специализирующихся по определенным видам продукции решением Ростехрегулирования РФ и регистрируются во ВНИИ стандартизации (>300 ТК). К работе в ТК на добровольной основе привлекаются представители заинтересованных сторон: заказчиков и потребителей, исследователей и разработчиков, изготовителей и потребителей. Основные функции ТК:

разработка программ стандартизации;

разработка, рассмотрение, согласование и подготовка к утверждению проектов национальных стандартов, пересмотр, подготовка изменений, предложений по отмене стандартов;

содействие применению международных и региональных стандартов;

гармонизация национальных стандартов с международными;

сотрудничество с ТК смежных областей деятельности, в.т.ч. и иностранных;

сотрудничество с предприятиями, пользователями стандартов, обществами потребителей, испытательными центрами;

участие в работе ТК международных и региональных организаций по стандартизации;

участие в разработке международных стандартов;

подготовка предложений по позиции РФ при голосовании по проектам международных и межгосударственных стандартов.

Разработка, пересмотр и отмена стандарта

Работа ТК начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные органы и организации, общественные объединения, НТО, предприятия, фирмы, предприниматели, которые направляют заявки в соответствующие ТК. В заявке обосновывается необходимость разработки НД, возможно приложения к ней уже разработанного проекта. На основании заявок Ростехрегулирование формирует годовой план национальной стандартизации. Дальнейшая работа осуществляется на основе договоров между заявителем и ТК и включает следующие этапы:

составление технического задания;

разработка проекта стандарта (первая редакция);

разработка проекта стандарта (окончательная редакция);

принятие (утверждение) и регистрация стандарта;

издание стандарта.

В техническом задании определяют сроки разработки; содержание и структуру стандарта; перечень требований к объекту стандартизации; список потенциальных потребителей стандарта. Проект первой редакции рассматривается на заседании ТК и при его соответствии условиям технического задания рассылается для получения отзывов на него. После анализа полученных отзывов составляется окончательная редакция стандарта, которая рассматривается ТК, органами государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований технических регламентов. При согласии 2/3 членов ТК считается одобренной и рекомендуется для принятия. Принятие стандарта осуществляет Ростехрегулирование РФ. Процесс принятия включает в себя анализ содержания на соответствие законодательству России, метрологическим правилам и нормам, а также ГОСТ 1.5.-91. «Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов». Устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандартов, как правило, не определяется. Далее стандарт подлежит регистрации, информируется в ежемесячном информационном указателе, издается и распространяется. При необходимости обновления стандарта ТК разрабатывает проект изменения, проект пересмотренного стандарта или предложение по его отмене и вносит предложение в Ростехрегулированием РФ. Изменения, вносимые в стандарт, как правило, связаны с более прогрессивными требованиями к нему, но они не должны нарушать взаимозаменяемость и совместимость продукции, выпускаемой по действующему и обновленному стандарту. Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены (в случае прекращения выпуска продукции).



Технические условия на продукцию

Ни один вид продукции, выпускаемый на территории России не может появиться без документации на нее. Стандарты не могут охватить всего многообразия продукции, особенно выпускаемой серийно и подверженной воздействию моды и вкусам потребителей. В этом случае используют специфический документ по стандартизации – технические условия. Технические условия (ТУ) наиболее распространенный (более 150 тысяч) и динамичный документ по стандартизации товаров народного потребления. Объектами ТУ являются изделия, выпускаемые мелкими сериями (галантерея, бытовая химия, сувениры, продовольственные товары и др.). ТУ могут выступать в роли технических и НД. Из-за двойного статуса ТУ не вошли в перечень НД, предусмотренных законом РФ «О техническом регулировании». ТУ как технический документ используется на разных этапах жизненного цикла продукции: проектирование – изготовление – обращение – эксплуатация. Это их использование в соответствующей конструкторской и технологической документации по указанным этапам, оформляемой и излагаемой в соответствии с ГОСТ 2.11.4. ТУ становится НД при наличии на него ссылки в договорах на поставляемую продукцию. Разработку и применение ТУ осуществляют в соответствии с правилами стандартизации ПР 50.1.001-93. ТУ утверждает предприятие-разработчик соответствующей продукции. Как правило, без ограничения срока действия. Содержание ТУ согласуется с потребителем продукции. ТУ подлежат регистрации в ЦСМ не позднее месяца после утверждения. На регистрацию предоставляется копия ТУ и в качестве приложения к нему – каталожный лист, в котором приводятся сведения о предприятии изготовителе в виде текста и в закодированном виде. Каталожный лист является источником формирования каталогов выпускаемой продукции в РФ.



Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов

Государственный контроль (надзор) осуществляется в отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов. По содержанию контроль и надзор идентичны (защита жизни или здоровья граждан, имущества, охрана окружающей среды, предупреждение действий вводящих в заблуждение приобретателей). Различие заключается в полномочиях субъектов их осуществляющих. Надзор осуществляется в отношении объектов не находящихся в ведомственном подчинении органов, которые его осуществляют. Надзор осуществляют территориальные ЦСМ и другие государственные органы, имеющие право надзора в определенной области деятельности: экологии, охраны труда, противопожарной безопасности и т.п. Контроль осуществляется в порядке ведомственной подчиненности. Контроль (надзор) может осуществляться в различных формах: испытание продукции, экспертиза документации, лицензирование потенциально опасных технологий и т.п. При обнаружении нарушений требований технических регламентов выдаются предписания об устранении нарушений, запрещении передачи продукции для реализации, приостанавливается или прекращается действие декларации о соответствии или сертификата соответствия, привлекаются изготовители (исполнители или продавцы) к ответственности. В случае если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов при производстве, эксплуатации, хранении и т.п. причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, то виновник обязан возместить причиненный вред, а также обеспечить меры по недопущению вреда другим лицам.



Понятие международной и региональной стандартизации

Расширение международных связей не позволяет стандартизации замыкаться в рамках отдельного государства. Для успешного осуществления торгового, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран первостепенное значение имеет международная стандартизация. Различия национальных стандартов на одну и ту же продукцию, предлагаемую на мировом рынке, является барьером на пути развития международной торговли. Это тем более актуально, что темпы международной торговли в несколько раз превышают темпы развития национальных экономик. В области международной стандартизации работают: Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная Электротехническая комиссия (МЭК), Международный союз связи (МСЭ) и др. Аббревиатура ИСО [isos (греч.) – «равный»], означает: The International Organization for Standardization. ИСО функционирует с 1947 г и в настоящее время в нее входят более 120 стран с разными полномочиями:

комитет-член (более 80 стран) – имеют все права;

членкорреспонденты (более 20 стран) – страны, не имеющие национальных органов стандартизации. Активного участия в работе не принимают, но получают информацию;

член-абонемент – для слаборазвитых стран.

Организационно в ИСО входят руководящие (Генеральная ассамблея, Совет, Техническое бюро, 7 комитетов) и рабочие органы (ТК, ПК, РГ) (рисунок 3). Генеральная ассамблея проводится ежегодно. Председатель Генеральной ассамблеи является президентом ИСО. В период между сессиями работой руководит Совет ИСО, которому подчинены исполнительное и техническое бюро и центральный секретариат.

Проекты международных стандартов непосредственно разрабатывают технические комитеты (ТК), подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ). Официальный язык ИСО – английский, французский, русский. На русский язык переведено примерно 70% всех международных стандартов (из >10000 разработанных). Основная задача ИСО – содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности (метрология, сертификация) с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развитие сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экологической областях. Стандарты ИСО отличаются от стандартов России тем, что лишь около 20% из них включает требования к конкретной продукции. А большая часть касается требований безопасности, взаимозаменяемости, технической совместимости, методов испытаний продукции и др. общих и метрологических вопросов. Использование международных стандартов предполагает, что конкретные технические требования к товару устанавливаются в договорных отношениях. ИСО не является межправительственной организацией, поэтому ее стандарты не являются документами обязательными к применению. Однако добровольность здесь относительная. Международный рынок устроен так, что выход на него с продукцией, не отвечающей международным стандартам, практически закрыт. Поэтому крупнейшие зарубежные фирмы активно участвуют в работе ТК ИСО. Россия руководит 10 ТК, 31 ПК, 10 ПГ. Это намного меньше, чем Германия, Великобритания, США, Франция. Причина – финансовая. Наиболее важные результаты работы ИСО:

международная система единиц измерения;

принятие метрической резьбы;

система стандартов размеров и конструкций контейнеров для перевозки грузов всеми видами транспорта;

стандарты ИСО серии 9000 на системы качества.

МЭК создана в 1906 г. В ее составе более 40 стран. С созданием ИСО, МЭК стала автономной организацией. Основная цель организации – содействие международному сотрудничеству по стандартизации и смежным с ней проблемам в области электротехники и радиотехники. Организационная структура МЭК аналогична ИСО. Не исключено что со временем ИСО и МЭК объединятся. Существуют и другие международные организации, действующие в пределах своей компетентности (МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВОЗ и др.)

Интеграция экономики приводит к объединению региональных рынков. Наибольшее развитие интеграция получила в рамках Европейского Экономического сообщества (ЕЭС). В 1961 г. учрежден Европейский комитет по стандартизации (СЕН), в 1972 г. Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК). В их рамках действует 239 ТК. Особенность евростандартов заключается в том, что в них закладывают, как правило, в качестве основы лучшие стандарты отдельных европейских стран, а также стандартов ИСО. Разработанный проект стандартов считается принятым, если за него проголосовало вдвое больше, чем против. В отличие от ИСО документы СЕН и СЕНЭЛЕК обязательны для применения. Значительная часть стандартов СЕН и СЕНЭЛЕК гармонизированы с ИСО. В итоге, 45% НД представляют уже международные стандарты. Правовую базу стандартизации ЕЭС составляет хорошо развитое техническое законодательство. Оно представлено постановлениями и директивами Совета СЕН, гармонизированными стандартами. Постановления Совета имеют прямое действие (без переоформления через национальное законодательство). Директива Совета – через законодательные акты государства с определением срока ввода ее в национальных рамках. Иногда постановления и директивы Совета называют, одним словом директива. В странах СНГ стандартизация, метрология и сертификация осуществляются в соответствии с «Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации», являющимся межправительственным и действующим с 1992 г. Создан Межгосударственный Совет Стран (МГС), в котором представлены все национальные организации по стандартизации. В 1995 г. Совет ИСО признал МГС международной региональной организацией. Организационные вопросы решаются в соответствии с ГОСТ 1.0-92 «Правила проведения работ по межгосударственной стандартизации. Общие положения». Применение международных и региональных стандартов в РФ Различают применение и принятие НД. Руководство 2 ИСО/МЭК рекомендует 2 способа применения НД:

непосредственное использование в соответствующей области;

введение его в другую НД (полностью или частично).

Принятие НД - официальное опубликование НД уполномоченным органом.

В РФ существует 3 варианта использования международных, региональных, национальных стандартов других стран в зависимости от степени использования и формы представления:

1. Принятие национального стандарта с аутентичным текстом на русском языке. Этот вариант называют прямым методом или «методом обложки». Текст не изменяется, меняется только обложка.

2. Принятие национального стандарта на основе международного стандарта с дополнительными требованиями.

3. Принятие ОСТ, СТП, СТО на основе международного или межгосударственного НД до принятия их в качестве национальных стандартов. Это локальное использование международного стандарта.


  1   2   3   4   5   6


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка