Контрольно- оценочная деятельность на учебном занятии
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и психологических принципов организации контрольно-оценочной деятельности
Задачи:
1. Изучить дидактические требования к организации контрольно- оценочной деятельности учителя;
2. Раскрыть роль процесса оценивания в повышении уровня учебной мотивации;
3. Рассмотреть психологические аспекты организации контрольно-оценочной деятельности учителя;
4. Выработать рекомендации по организации эффективной контрольно-оценочной деятельности на уроке, по стимулирующему оцениванию знаний;
План проведения:
Научно-теоретический блок
Нормы оценивания учащихся. Виды. Методы и приемы контроля.
Средства коррекции и предупреждения типичных ошибок учащихся при освоении содержания учебного предмета
Учебно-методический блок
Применение современных педагогических технологий для устранения пробелов в знаниях и их корректировки.
Практический блок
Принципы работы учащихся с памятками, алгоритмами, осмысленному запоминанию учебного материала с помощью разнообразных методов и приемов, в том числе мнемотехники. Отработка основных учебных и специальных (теоретических, фактологических, хронологических, картографических, источниковедческих и др.) знаний и умений учащихся и их коррекция на учебном занятии.
Литература:
1. Интегральная система контрольно-оценочной деятельности в УВП начальных классов. Н.А.Кокола "Кіраванне ў адукацыі" № 9/2005
2. Векслер С.И. Требования к современному уроку.
3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения.
4. Штурбина Н. "И плюс мотивация". Директор школы № 7/2007
5. Матковская И. Роль мотива в достижении цепи. "Учитель" № 5/2007
6. Контрольно-оценочная деятельность как форма управления саморазвитием личности учащегося. "Кіраванне ў адукацыі" № 4/2007.
7. Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности. "Образование в современной школе" № 6/2005.
8. Дудинская Л.В. Контроль и оценка учебной деятельности школьников "Народная асвета" № 9/2007.
9. Дылян Г.Д. Оценка качества образования в деятельности общеобразовательных школ. "Народная асвета" № 1/2002.
10. "Эффективный урок: какой он?", составительН.И.Прокопенко. "Белый ветер", 2007
В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности накоплен большой опыт. Но, по-прежнему, актуальность вопроса оценочной деятельности учащихся на уроке не снижается, по-прежнему эти вопросы остаются сложнейшими педагогическими проблемами.
Сегодня на семинаре мы вместе с Вами попробуем еще раз осмыслить проблему оценивания ЗУН учащихся с целью дальнейшего совершенствования практики оценивания и повышения качества и эффективности урока.
Травмирующее влияние оценки
Один известный педагог писал: "Я пришел к ужасному выводу, что я как учитель являюсь главной фигурой в классе. Своим личным поведением я формирую климат в наших отношениях. Всё зависит от моего повседневного настроения. Я, учитель, обладаю громадной властью над детьми, я могу сделать жизнь каждого из них несчастной или, наоборот, радостной. Я могу быть орудием пытки или источником вдохновения".
Главным недостатком существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога, - это их возможное травмирующее влияние на ребенка. Педагогам хорошо известна напряженная тишина в классе при объявлении отметок, тоскливое перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и ту реакцию, которую вызывают отметки у детей: от нескрываемой радости до слез.
Значимость влияния оценки и отметки на развитие личности ребенка
Почему же отметка и оценка так важны в жизни ребенка? Прежде всего потому, что она тесным образом связана с такими психологическими характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, тревожность, эмоциональной комфорт, взаимоотношения с окружающими, творчество.
Учебный процесс это деятельность трехсторонняя. Ее участниками являются: учащиеся, учителя и родители. Каждый участник заинтересован в достижении учебных результатов, и в том, чтобы эти результаты были оценены объективно, чтобы были исключены случаи субъективных и ошибочных суждений, чтобы отметки отражали действительную успеваемость учащихся. Сегодня учащиеся и их родители ждут от учителя прежде всего, чтобы он понимал их и их проблемы и вместе с тем был строг, последователен и справедлив.
Неслучайно сегодня эпиграфом семинара я выбрала слова Е.Ильина: "В оценке зачастую мало педагогики и много власти".
Задача каждого педагога строить образовательный процесс таким образом, чтобы в его оценке власти было мало, а педагогики много. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.
Начать хотелось бы с основных нормативных документов, которые регламентируют контрольно-оценочную деятельность учителя, которые каждый учитель обязан знать и умело применять знания на практике.
Прежде всего, это 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования, которая была введенаМО РБ в 2002 году, где для оценки результатов учебной деятельности учащихся были выделены пять уровней усвоения учебного материала.
Идея не новая. Еще в 18 веке М.Ломоносов предложил критерии, которые включали в себя все, что учеником сделано или упущено, усвоено или не совсем и обозначались они следующим образом:
ВИ - все исполнено;
НУ - не знал урока;
НЧУ - не знал части урока;
ЗУНТ - знал урок не твердо;
НЗ - не знал задачи;
ВИЗ - все исполнил с избытком.
Вы видите, что есть определенное сходство с пятью уровнями нынешней 10-балки:
1-2 - низкий уровень;
3-4 - удовлетворительный;
5-6 - средний;
7-8 - достаточный;
9-10 - высокий.
2009 год
Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам
5 уровней усвоения учебного материала
-
Низкий – действия на узнавание
-
Удовлетворительный –действия по воспроизведению на уровне памяти
-
Средний - действия по воспроизведению на уровне понимания
-
Достаточный – действия по применению знаний в знакомой ситуации
-
Высокий - действия по применению знаний в незнакомой ситуации
2011 год Кодекс РБ «Об образовании»
Гл.25 «Аттестация учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования»
Ст.164 «Текущая и промежуточная аттестация учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования»
Ст.165 «Итоговая аттестация учащихся при учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования
Постановление МО РБ №38 от 20.06.2011 года «Правила аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования»
Прежде всего, мне хотелось бы, чтобы мы с вами уточнили понятия: "Оценка" и "Отметка" т.к. от понимания сути того или иного термина зависит, что каждый из нас вкладывает в его понимание.
В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы.
Согласно толковым словарям русского языка, слова оценка и отметка не являются синонимами.
Оценка - это мнение о ценности, уровне или качестве чего - либо;
Отметка - это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний ученика.
Согласно нормативному документу:
Оценка - развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося.
Оценить - значит определить степень, уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленными перед ними в процессе обучения.
Когда учитель оценивает учащегося, он высказывает, прежде всего, свое личное мнение о конкретной работе конкретного учащегося.
Отметка - это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах.
Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний. При этом зачастую за выставленной отметкой не проявляется сам процесс получения знаний.
Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратная картина: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их. Более того, комментарий часто носит краткий, свернутый характер.
Обычно учителями используются следующие формы оценки:
-многочисленные "малые формы оценки" в ходе занятий, находящие свое выражение в мимике, жестах, модуляции голоса, обращении к ученику, в кратких одобрениях, критических замечаниях учителя;
- краткие замечания, в которых учитель высказывает в устной или письменной форме (в домашних работах, письменных заданиях, сочинениях, на рисунках или в школьном дневнике) свои суждения по поводу успеваемости и дисциплины данного ученика;
- отметки, с помощью которых по десятибалльной системе оцениваются успеваемость и определенные аспекты поведения;
- общие характеристики, включающие оценку учебных и трудовых успехов, которые пишутся в конце учебного года, при получении аттестата зрелости или для профессиональных заведений и т. п.
Сюда прибавляются оценочные высказывания учителя при посещении родителей, на родительских собраниях
Смысл комментирования отметок заключается во-первых, в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика, во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним, в-третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой.
Оценки и отметки могут существенно способствовать делу повышения успеваемости, но не совершают «чудес»
Оценки и отметки – важное средство воспитания
Оценки и отметки – важный метод стимулирования активности учащихся
Выставление отметок способствует развитию ученика, если:
Он понял, что от него требуют
Он не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений
Он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия
Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней.
Контроль - процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся, направленная на установление степени соответствия реально достигнутых результатов учебной деятельности каждым учащимся планируемым результатам обучения в предметно-деятельностной форме, определённых образовательными стандартами и учебными программами;
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОНТРОЛЕ?
• Вид контроля
• Цель
• Сроки проведения
• Как провести?
• Что должно проверяться?
Различают следующие основные виды контроля: текущий, периодический промежуточный и итоговый.
Текущий контроль - подразделяется на поурочный и тематический, значимость которого определяется спецификой учебного предмета.
ПРомежуточный контроль - проверка степени усвоения учащимися учебного материала за длительный период времени.
Итоговый контроль - производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующую степень обучения.
Цель контроля
определение качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой
- обнаружение достижений и успехов учащихся
- указание путей совершенствования, углубления знаний, умений
- создание условий для включения школьников в активную деятельность
- обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле
- воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
Что оценивать во время проведения поурочного
1.Уровень учебных достижений учащихся по отдельным элементам темы:
• распознавание,
• воспроизведение учебного материала,
• владение и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях
2.
• полноту
• осознанность
• системность
• прочность
• мобильность знаний м
• степень познавательной самостоятельности учащихся в выполнении учебных задачм
3.
• процесс учебной деятельности учащихся
• познавательные и общеучебные умения
• использование рациональных способов выполнения заданий
• проявление интереса к учению
• стремление к достижению поставленной цели
• индивидуальные и личностные качества
• предыдущие достижения
и тематического контроля
учебные достижения учащихся в логической системе, соответствующей структуре учебной темы (тем).
тематический контроль
учебные достижения учащихся в логической системе, соответствующей структуре учебной темы
Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.
Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется можно получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, собеседования, дидактические тесты, диктанты, изложения, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и практические работы, лабораторные опыты, экспериментальные исследования, рефераты и другие методы и средства контроля.
Дидактические требования к организации оценки знаний:
• Целенаправленность контроля
• Систематичность контроля
• Всесторонность контроля
• Индивидуальность контроля
• Объективность контроля
Основные методы контроля знаний учащихся:
Устный опрос (фронтальный и индивидуальный)
Следует чаще предлагать вопросы, требующие объяснения, доказательства, сравнения, предлагать нетрафаретные задания, особенно задания, требующие применения знаний и умений к решению жизненных задач
Позволяет реализовать принцип индивидуального подхода
Письменные работы
Позволяют одновременно проверить у большого числа учеников
Позволяют делать выводы о качестве знаний и их развитии
Недостаток: не всегда отражают объективную картину
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».
(Л.Н.Толстой
Новые формы контроля
Исторический «Снежный ком»: дополняя друг друга по предложению, дети должны составить логический рассказ по изученному материалу. Это может быть абсолютно любая тема («Средневековый город», «Религия Египта», «Олимпийские игры», «Реформы Петра Ι», «Куликовская битва» и т.д.). Приём универсален и позволяет охватить большую часть класса.
• «Историческая азбука»: ребятам предлагается по 1, 2, или 4 человека за определённый временной промежуток написать список из слов, тесно связанных с изучаемой темой. Важен элемент соревнования: побеждает тот (или те), чей список окажется самым правильным и длинным.
• «Отгадай героя»: к доске приглашается один из учеников (обычно более сильный), который загадывает про себя имя какого-то исторического персонажа; остальные дети должны задавать вопросы с целью отгадать имя загаданного героя. Сложность заключается в правильности постановки вопросов, т.к. ведущий ученик может отвечать на вопросы только «да» или «нет», и в ограниченности количества вопросов - не более 10.
Прием педагогической техники «Острова»
Этот прием педагогической техники, как правило, используется в начальной школе. Однако его можно использовать и на уроках истории, когда возникает проблема связного устного рассказа ученика.
Условия приема следующие. На страницу накладывается трафарет: лист плотной бумаги с вырезанными окошечками – «островками». Ученик читает увиденные слова и затем составляет связный рассказ.
Данный приём легко трансформировать в мультимедийный. Размещаем текст на экране и закрываем его трафаретом. Алгоритм действия – обратный описанному ранее приёму медиадидактики ТРАФАРЕТ. Только на этот раз наш шаблон не наплывает в качестве проверки, а наоборот: сначала находится неподвижно, а затем мы убираем его по щелчку кнопки
• «Турнир»: к доске приглашаются 2 ученика; дополняя друг друга по предложению, они составляют рассказ по изученному материалу. Побеждает (и получает оценку) тот, чьё предложение будет последним
• «Аукцион имён»: Ι вариант - сразу назвать имена. Которые можно отнести к изученной теме; ΙΙ вариант – на работу в тетради даётся 5 минут. Назначается цена («5») за, например, 6 имён и вопрос: Кто больше? Побеждает тот, чьи знания окажутся наиболее полными.
• «Исторический футбол»: класс делится на команды (обычно по рядам), каждая из которых получает задание составить вопросы по определённому материалу: два простых (со слов кто, что, когда) и один сложный (со слов почему, зачем, в чём различие; что, если; объясните и т.д.). Обычно работа выполняется индивидуально в тетрадях, а групповая принадлежность необходима лишь при определении очереди вопроса: 1 ряд задаёт вопрос 2, 2-3-му, 3-1-му. Если никто из команды не смог ответить на вопрос, то весь ряд лишается права задавать вопрос в течение 1 тура, а значит- рискует рейтингом.
• «Имя, дата, событие».
Ι вариант: разгадывание с классом недостающих звеньев в логической цепочке на доске.
Дмитрий Донской → ? → Куликовская битва
? → 1242 → Ледовое побоище
Христофор Колумб → 1492 → ?
ΙΙ вариант: дети самостоятельно в тетрадях готовят свои задания, а потом предлагают их классу.
ΙΙΙ вариант возможен только в хорошо подготовленных классах: работа по формированию логических цепочек ведётся в движении, звенья цепочки по очереди составляют сами учащиеся Пример: один ученик называет начало цепочки – Пётр Ι; второй ученик должен назвать дату, относящуюся ко времени правления Петра Ι, и от того какую дату он назовёт, зависит окончание цепочки- 1709 год; третий ученик завершает формирование цепочки, называя событии - Полтавская битва
В старших классах игровая деятельность скорее расслабляет, чем концентрирует, поэтому в 8-11 классах необходимы несколько иные приёмы деятельности, помогающие формировать логичность мышления и видение ситуации в целом, т.е. системное мышление.
• Эвристическая беседа (с использованием проблемных вопросов).
• Перекрёстная дискуссия. В тетрадях дети составляют следующую таблицу:
Аргументы «за» Вопрос Аргументы «против»
Согласны ли вы, что…
• Петр Ι был более реформатор, чем тиран?
• Революция 1917 года была неизбежна?
и т.д.
После обсуждения вырабатывается общая позиция по вопросу.
• Составление синквейна по изученному материалу. Темы самые разнообразные: от средневековой философии и культуры Киевской Руси до революции 1917 года и перестройки. Этот приём хорош тем, что позволяет в краткой форме выделить, резюмировать характерные особенности изучаемого события или предмета.
• Работа на доказательство факта. Сначала разбираем общие особенности исторического развития (например, особенности феодализма или феодальной раздробленности), затем, работая с фактологическим материалом учебника или документа, дети должны доказать или опровергнуть наличие признаков феодальных отношений в какой-либо конкретной стране в определённый промежуток времени, подкрепив свой ответ историческими фактами.
• Моделирование будущего развития. Обладая определёнными знаниями о конкретной исторической ситуации, учащиеся строят свои предположения о возможном развитии событий, вариантах развития. Этот приём позволяет видеть ситуацию в целом, учит навыкам анализа, позволяет на практике применить знание законов исторического развития.
• Составление кластера по изученному материалу. Этот приём позволяет в наглядной форме систематизировать изученный материал, восполнить недостающие сведения.
10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся многофункциональна. Сколько функций имеет данная система? (5 функций)
РАБОТА В ГРУППАХ -практикум
Насколько успешно реализуется 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся покажет предложенное задание Название функций и толкование разделены.
Образовательная функция
|
Сущность:
Использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, которые содействуют продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала; заключается в ориентации учителя на активизацию мышления, познавательную деятельность, мотивационную и волевую сферу учащихся
Реализация:
осуществление оперативной обратной связи;
самооценка, саморегуляция собственной деятельности учащихся, взаимооценка, взаимоконтроль;
цель урока, отражает дифференцированный подход к обучению (в основе - "Типология разноуровневых заданий в соответствии с требованиями 10б системы).
выделение типичных ошибок
комментирование отметок (по "Нормам..."),
использование различных форм контроля.
создание ситуаций для повышения мотивации учения
наличие"эталона", к которому должны стремиться ученики.
|
Контролирующая функция
|
Сущность:
Объективное определение уровня усвоения учебного материала в процессе контроля и аттестации учащихся
Реализация:
Качественная проверка(соответствие требованиям программы, уровню) выполненных во время урока заданий
Качественное ведение рабочих тетрадей, проверка домашних заданий (соответствие отметки нормам оценивания).
Систематичность контроля, своевременность обработки информации и доведения её до сведения обучаемых, использование данных для построения урока.
Грамотное составление и содержаниеразноуровневых заданий.
Использование различных видов контроля;
Включение учащихся в оценочную деятельность;
Аттестация учащихся.
|
Диагностическая функция
|
Сущность:
Анализ, оперативное регулирование и коррекция образовательного процесса и учебной деятельности
Реализация:
Подведение итогов урока и перспектива(выходной тест-самопроверка-д. з.-проверка учителем-следующ.урок)
Ранжирование вопросов, заданий, дидактических тестов, других методов и средств оценивания по уровням учебной деятельности;
Анализ учебных достижений каждого ученика с целью дальнейшей коррекции его учебной деятельности.
|
Стимулирующая функция
|
Сущность:
установление динамики достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности, развития индивидуальных качеств личности на всех этапах учебной деятельности. Контроль должен стимулировать желание ребенка заниматься данным предметом.
Реализация:
объяснение критериев оценки;
разумные требования;
принцип открытых перспектив (можно исправить свою отметку);
вселение успеха (при контроле движение от простого к сложному);
частота контроля (чем чаще контроль, тем эффективнее управление);
оценка (вербальная) положительных достижений коллектива вообще и отдельных учащихся индивидуально, заключается в феномене положительного оценивания "вложенного труда"
|
Социальная функция
|
Сущность:
дифференцированный подход к осуществлению проверки и оценки результатов учебной деятельности учащихся , учёт их индивидуальных возможностей и потребностей. Предполагает, что способствует достижению определенного уровня образования в соответствии с образовательными стандартами и социальным заказом общества и государства.
Реализация:
оценивание достижений обучающихся, а не их недостатков;
дифференцированный и индивидуальный подход к оценке процесса и результатов учебной деятельной ученика;
объективная оценка учебных достижений учащихся
реализация возможных мер подхода к слабоуспевающим;
работа с одарёнными и способными учащимися.
создание положительного эмоционального фона оценочной ситуации независимо от оценивания ученика;
укрепление статуса ученика в образовательном пространстве и социуме.
|
Влияет ли стиль работы учителя на оценочную деятельность ?
Среди признаков, характеризующих работу учителей, которые добились наибольших успехов в обучении, можно выделить следующие: предъявлялись высокие требования, выполнение которых последовательно контролировалось и оценивалось; умело использовались оценки и отметки в целях развития личности учащихся.
К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в школе относятся: (по страницам учебника)
- великодушие, снисходительность. Проявляется в завышении отметок. Крайней формой великодушия в оценках обучаемых явилась процентомания;
- перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку):
- оценка по настроению;
- отсутствие твердых критериев (преподаватель ставит высокие отметки за слабые ответы, и наоборот);
- центральная тенденция (проявляется в стремлении избежать крайних отметок., например, не ставить единиц, двоек и десяток);
- неустойчивость системы (преподаватель то долго не спрашивает, то весь урок опрашивает);
- близость оценки той, которую ставят коллеги (например, по большинству предметов ученик не отличается успехами, в такой ситуации трудно выставлять высокие отметки по своему предмету);
- ошибки ореола (проявляются в тенденции преподавателя оценивать только положительно или отрицательно тех учащихся, к которым он относится соответственно либо положительно, либо отрицательно);
- перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету;
- завышение и занижение отметок и др.
Выставляя оценку, хочется, чтобы главное - это не мнение коллег, администрации, диагностика мониторинговых исследований. Думайте: что я оцениваю? Все ли я сделал для того, чтобы ребенок был удовлетворен полученными знаниями, отметкой, какой бы она не была. Что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли он за книгу, станет ли более тщательно подходить к учебной деятельности или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит его равнодушным, вызовет отрицательную реакцию к изучению предмета, посещению уроков.
ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-
Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой.
-
Учитель заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки.
-
Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом.
-
Учитель обязан объявлять оценку отвечающему и всему классу.
-
Оценка обязательно комментируется.
-
Учитель обязан заранее объяснять критерии оценок.
-
Выставление отметок в дневник - обязанность учителя.
-
Недопустимо снижение оценки и выставление неудовлетворительной оценки с целью наказания .
-
Необходимо обучать школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля.
-
Проверяйте регулярно рабочие тетради.
-
Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке.
-
Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы.
-
Продумывайте формы опроса заранее.
-
Важно поурочное оценивание!
-
Ваши ученики "выиграют", если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме.
-
Ожидание опроса и сам опрос - ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками.
-
Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ.
-
Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки.
-
Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство.
-
Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего задания и т.п.), иначе это потерянное время для класса.
П А М Я Т К А
по стимулирующему оцениванию знаний учащихся
Нельзя выставлять отрицательную оценку:
1. По всем предметам всю первую четверть в 5-ых классах.
2. Всю первую четверть во всех классах в начале изучения нового предмета.
3. Всю первую четверть учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель.
4. В первые две недели месяца начала учебного года во всех классах по всем предметам.
5. На первых двух уроках после каникул во всех классах по всем предметам.
6. В первый день после выходных и праздников во всех классах и по всем предметам.
7. На следующий урок после отсутствия учащегося в классе.
8. Во время кратковременной замены основного учителя другим учителем.
9. Если у учащегося стоит "незакрытая" неудовлетворительная оценка по данному предмету.
10. При организации, проведении и проверке самостоятельных работ во всех классах и по всем предметам.
Новые формы оценивания знаний
На всех этапах развития школы при усилении демократических начал в ее организации на первое место выдвигается вопрос поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя.
Из этого вытекают три функции учителя нового типа :
1. Создание условий для включения в самостоятельную познавательную деятельность учащихся;
2. Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона;
3. Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата
Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение современного учителя.
Выставляя ребенку отметку не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том , что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе , оставит равнодушным. Сегодня, наверное , именно в этом заключается объективность и справедливость отметки.
Поділіться з Вашими друзьями: |