Концепция развития российского математического образования



Сторінка1/14
Дата конвертації14.04.2016
Розмір0.92 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Концепция развития российского математического образования

Основное содержание

Версия 13 февраля 2013


Оглавление


Математика в современном мире и ее значение для России 2

Области математической деятельности и математического образования 2

Общая проблематика системы образования и ее места в обществе 3

Цели и содержание общего и профессионального математического образования 4

Информирование общества о состоянии математического образования 5

Информационные и коммуникационные технологии – важнейший фактор развития математического образования в ближайшем будущем 6

Ключевые компоненты системы математического образования и направления их развития 7

Педагог-математик – основной фактор качества математического образования 7

Непрерывное образование математических лидеров и их роль в системе образования 9

Общественная миссия математика-профессионала и педагога-математика 10

Приложение в математическом образовании научных результатов в области педагогики и психологии и мирового опыта 11

Математика как элемент общей культуры, функциональной грамотности и повседневного применения. Математическое просвещение 12

Математика в общем образовании 13

Математика в среднем профессиональном и высшем образовании 15

«Профессиональный» и «общий» бакалавриат 15

Подготовка педагогов 16

Подготовка педагогов дошкольного и начального образования 16

Подготовка учителей-математиков 16

Математика в дополнительном профессиональном образование учителей 17

Подготовка преподавателей, готовящих учителей, и преподавателей, повышающих их квалификацию 18

Преподаватели математики для высшего не педагогического образования 19

Подготовка математиков 19

Математический бакалавриат 19

Математическая магистратура 19

Математическая аспирантура и математические исследования 20

Кадровая мобильность 20

Математический компонент в прочих направлениях подготовки 21

Оценка деятельности, аттестация кадров и аккредитация институтов 21

Управление содержанием математического образования 22

Направления действий 23

Усиление кадрового потенциала 24

Укрепление и расширение институтов математического образования 25

Модернизация содержания и методов математического образования 27

Формирование и использование системы измерения качества образования и управления качеством 28

Массовая и профессиональная информационная математическая среда 28

Риски и способы их снижения 29

Риск недостаточного ресурсного обеспечения 29

Риск регресса или застоя. Риск отторжения значительной частью профессионального сообщества 29

Риск несоответствия квалификации преподавателя новым образовательным задачам 30

Риск подгонки нивелирования лучших общеобразовательных учреждений 31

Риск невостребованности результатов образования 31

Риск экстенсивного развития 31

Риск некорректного использования индикаторов 32

Индикаторы результата 32

Механизмы и регламенты измерений 32

Список показателей 33

Резюме ключевых идей 33

Приложения 34

Математическая компетентность отдельных категорий граждан России 34

Государственная поддержка математики 36

Проблемы российского образования 36

Тенденции и направления развития содержания математического образования 38

Оценка роли математики и математического образования в мире 39

Педагогические исследования, нашедшие применение в российском математическом образовании 41

Профессиональный стандарт учителя математики и информатики 41

Введение 41

Роль учителя 43

Предпосылки работы учителя 43

Предметная компетентность учителя математики и информатики 43

Общепедагогическая компетентность учителя математики и информатики 46

ИКТ в математическом образовании 47

Инструменты математической деятельности 47

Информационная среда образовательного процесса 48

Информационная среда и проблема качества образования 49

Белая книга математического образования детей в России 50



Математика в современном мире и ее значение для России


Способы логического рассуждения, планирования и коммуникации, моделирования реального мира, реализуемые и прививаемые математикой, являются необходимым элементом общей культуры с более чем трехтысячелетней историей.

Математика лежит в основе всех современных технологий и научных исследований, является необходимым компонентом экономики, построенной на знании. Создание современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является, прежде всего, математической деятельностью.

Математическое знание, математическая компетентность пользовались большим уважением в России в последние столетия. Российская математика была сильнейшей в мире во второй половине XX в., в частности, оборонный паритет достигался за счет вклада советских математиков, компенсировавшего отставание в компьютерной мощности. Математика, включающая прикладную математику и информатику, может обеспечить конкурентные преимущества экономики РФ в XXI веке (и имеет для этого, при соответствующих вложениях, наибольшие шансы среди всех отраслей науки).

Для всех граждан России математическая грамотность является необходимым элементом культуры, социальной, личной и профессиональной компетентности. Для деятельности различных групп профессионалов, в том числе: специалистов по приложениям математики, педагогов-математиков, профессионалов в области ИТ, важны свои виды и уровни математической компетентности, как и всеобщая математическая грамотность. Наконец поддержание этой компетентности, как и развитие математического образования, требуют деятельности математических лидеров, включенных в создание ключевых элементов современной мировой математики. Таким образом, общенациональная математическая компетентность складывается из взаимосвязанных и равно важных элементов. (См. Приложение «Математическая компетентность отдельных категорий граждан России»).

Математика может стать важны элементом национальной идеи России XXI века, основой инновационно-технологического потенциала и полем наиболее эффективных инвестиций (см. Приложение «Государственная поддержка математики»). Математическое образование должно фактически явиться предметом государственной программы (возможно, интегрированной в другие госпрограммы).

Любое стратегическое направление развития страны будет требовать высокого уровня математического основания и сопровождения.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка