                        КГБОУ ДПО «Красноярский центр профессиональной ориентации
и психологической поддержки населения»
Рабочая тетрадь ученика
по курсу «Основы профессионального самоопределения»
МБОУ средней образовательной школы №__________, класс_________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
(ФИО ученика)
Красноярск 2013
Рабочая тетрадь ученика предназначена для проведения профориентационной работы с учащимися 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Основная часть материала рабочей тетради также может быть использована школьниками для самостоятельного изучения.
Рабочая тетрадь ученика разработана в соответствии с рабочей тетрадью педагога в рамках предложенного профориентационного курса «Основы профессионального самоопределения».
Авторы-составители:
Подкова К.Ю. – педагог-психолог отдела содействия профессиональной карьере КГБОУ ДПО «Красноярский центр профориентации и психологической поддержки населения».
Морева А.М. – педагог-психолог отдела содействия профессиональной карьере КГБОУ ДПО «Красноярский центр профориентации и психологической поддержки населения».
Дорогой учащийся!
«Способность выбирать - есть драгоценнейшее из свойств разума».
Торнтон Уайлдер
Каждый человек в жизни делает множество выборов – от повседневных, волнующих его ежедневно, до серьезных, от которых зависит его будущее. Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к одному из самых сложных из них. Правильно сделанный выбор – это начало пути к личному и профессиональному успеху, к самореализации, к социальному и материальному благополучию в будущем.
Данное методическое пособие поможет тебе в понимании вопросов профессионального самоопределения как в школе на учебных занятиях, так и дома при самостоятельном изучении.
Будем рады, если представленная в пособии информация окажется тебе полезной и интересной, поможет тебе сделать правильный и разумный выбор. Желаем тебе успехов в выборе своего профессионального пути!
ГЛАВА 1. Введение в профессиональную ориентацию
Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей на рынке труда), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Профессиональное самоопределение - это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии.
Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
Схема 1. Путь профессионального самоопределения
Задание №1. В пункте №1запиши, как ты понимаешь следующие понятия: профессия, специальность, должность.
В пункте №2 запиши определения, которые были сформулированы в результате обсуждения всей учебной группой.
Профессия
1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специальность
1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Должность
1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №2. Впишите понятия: трудовая деятельность, профессия, специальность, должность, определив их взаимосвязь.
Успешная трудовая деятельность
Схема 2. Взаимосвязь понятий: трудовая деятельность, профессия, специальность, должность
Задание №3. В пункте №1 запиши, как ты понимаешь понятия: профессионал и любитель.
В пункте №2 запиши определения, которые были сформулированы в результате обсуждения всей учебной группой.
Любитель
1._____________________________________________________________________________________________________2._____________________________________________________________________________________________________
Профессионал
1._____________________________________________________________________________________________________________2._____________________________________________________________________________________________________________
Задание №4. Заполните пустые поля недостающими словами, определяя возможные профессии, специальности и должности. Придумайте и запишите в пустые поля свои примеры.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
ДОЛЖНОСТЬ
ПРОФЕССИЯ
_______________________
_________________
преподаватель психологии
_______________________
________________________
врач
______________________
_______________________
педагог дополнительного образования
_______________________
инженер - строитель
_______________________
слесарь
________________________
_______________________
_______________________
_________________________
налоговый инспектор
_______________________
_________________________
_______________________
_______________________
_________________________
_______________________
_______________________
_________________________
_______________________
Задание №5. Распредели слова по группам: профессия, специальность, должность.
Профессия
Пластический хирург
-
Директор школы
-
Продавец цветов
-
Водитель
-
Кондитер
-
Мастер производственного обучения
-
Фотограф
-
Преподаватель психологии
-
Уборщик производственного помещения
-
Журналист
-
Дизайнер ландшафта
Специальность
Инженер лесного отдела
-
Учитель
-
Художник – конструктор
-
Спасатель МЧС
-
Продюсер документального фильма
-
Фармацевт
-
Программист
-
Повар
-
Инспектор службы занятости населения
-
Кассир кинозала
-
Электромонтер по ремонту электрооборудования
Должность
Электрогазосварщик
-
Бухгалтер
-
Слесарь - ремонтник
-
Системный администратор
-
Редактор журнала
-
Начальник производственного отдела
-
Специалист по туристическим услугам
-
Сторож
-
Агроном
-
Специалист по информационной безопасности
-
Страховой агент
ГЛАВА 2. Основы профессиональной ориентации
Задание №1. Проанализируй ситуацию и письменно ответь на вопросы.
Александр с 7 класса увлекся фотографией и был очень рад, когда родители подарили ему фотоаппарат, о котором он мечтал. Закончив 9-й класс, Саша твердо решил учиться на фотографа и уже выбрал учебное заведение. Но родители его выбор не одобряли, считая, что профессия фотографа несерьезна и настаивали, чтобы он поступал учиться на повара. Саша послушал родителей и, закончив обучение в училище, сразу устроился в столовую рядом с домом. Работа не приносила ему удовольствия, ему даже казалось, что он готовит хуже остальных поваров, он с тоской вспоминал о своем увлечении.
Какие трудности возникли у Александра в работе?________________________________________________________________________________'>______________________________________________________________________________'>_________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сможет ли он добиться успеха в своей профессии? Почему?__________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что Александр не учел, выбирая профессию?______________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Могу
Способности
Таланты
Состояние здоровья
Хочу
Интересы
Желания
Стремления
!
Надо
Потребности рынка труда
Схема №1. Взаимозависимость трех элементов, составляющих основу профессионального выбора
Задание №2.
Напиши 2-3 профессии, которые тебе интересны
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составь список своих интересов, увлечений, любимых занятий («Хочу»)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Составь список своих способностей, талантов, полезных навыков («Могу»)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как ты считаешь, выбранные тобой профессии, нужны нашему городу, Красноярскому краю («Надо»)? Почему?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Личные планы
А чего же хочу я???
Интересы
Что мне нравится?
Мнение семьи о моей будущей профессии
Мнение друзей Ожидания, взгляды друзей
Предпочтения
Чего бы я хотел?
Способности
Что я умею делать?
7.
8.
4.
5.
6.
2.
Моя профессия
3.
1.
Мнение учителей
Ожидания учителей, их взгляды на мою будущую профессию
Знания о профессиях
Какие профессии бывают?
Чем занимаются специалисты?
Схема №2. Факторы выбора профессии
Задание №3. Вместе с учителем проанализируй этапы построения личного профессионального плана (ЛПП) и заполни схему:
______________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_________________________________
___________________________
________________________________________________ ________________________
___________________________________________________________________________________________
Схема №3. Этапы построения личного профессионального плана
Задание №4. Распредели мотивы выбора профессии по группам: внутренние и внешние мотивы.
Мотивы выбора профессии:
|
Внутренний мотив
|
Внешний
мотив
|
Возможность получить известность, прославиться.
|
|
|
Возможность продолжать семейные традиции.
|
|
|
Возможность продолжать учебу со своими товарищами.
|
|
|
Возможность служить людям.
|
|
|
Высокий заработок.
|
|
|
Общественное и государственное значение профессии.
|
|
|
Легкость поступления на работу.
|
|
|
Перспективность работы.
|
|
|
Возможность проявить свои способности.
|
|
|
Возможность общаться с людьми.
|
|
|
Обогащение знаниями.
|
|
|
Разнообразная по содержанию работа.
|
|
|
Романтичность, благородство профессии.
|
|
|
Творческий характер труда, возможность делать открытия.
|
|
|
Трудная, сложная профессия.
|
|
|
Чистая, легкая, спокойная работа.
|
|
|
Можно выбирать востребованную профессию, а можно стать востребованным СПЕЦИАЛИСТОМ в рамках интересующей вас профессии.
Задание №5. Проанализируй ситуацию и ответь на предложенные вопросы.
Яна и Маша работают официантками в престижном ресторане. Маше очень нравится ее работа. Ей нравится обслуживать людей, общаться с ними, шутить и видеть улыбки на лицах посетителей. Ей хочется, чтобы людям было максимально комфортно в их ресторане. У нее хорошая заработная плата, их ресторан считается одним из лучших в городе и Маша этим очень гордится. Довольные посетители также оставляют не плохие чаевые в благодарность за хорошее обслуживание. Ей доставляет удовольствие сервировать столы и обслуживать посетителей с учетом всех норм правильной подачи блюд.
Ее коллега Яна, не получает такого удовольствия от общения с посетителями, ей не нравится убирать за ними столы, и выслушивать их вопросы о блюдах: «Зачем, когда в меню все написано?». Яну устраивает ее заработная плата, ей нравится, что ресторан, в котором она работает, является одним из лучших в городе, хотя в этом есть и минусы – по мнению Яны, слишком много клиентов стремятся попасть в этот ресторан, из-за чего ей приходится много работать.
Поділіться з Вашими друзьями: |