Кафедра психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии



Скачати 290.2 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір290.2 Kb.




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ПСИХОКОРРЕКЦИИ И ПСИХОТЕРАПИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т.Сохов

«_03_» ____июля__________2012





РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«АРТТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ САМОВЫРАЖЕНИЯ»
Курс 2 , семестр 4 , форма обучения очная
Направление подготовки (специальность) – 030401.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:

  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология» квалификация «специалист», утвержденный Министерством образования и науки РФ « 24 » декабря 2010 г. № 2057

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России «09» июня 2011г., Протокол № 6

Программа обсуждена на заседании кафедры психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии «14» МАЯ 2012 года Протокол № 10

Зав. кафедрой, профессор ________________В.Л. Малыгин
Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

«28» мая 2012 года Протокол № 25

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

«07» июня 2012 года Протокол № 7

Председатель ученого совета, профессор _________________________ Н.А. Сирота



2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Цель и задачи освоения дисциплины (модуля)

  1. Цель освоения учебной дисциплины (модуля) арт-терапия, как способ самовыражения состоит в профессиональной теоретической и практической подготовке психологов по расширению навыков психотерапии и использованию новых методов в своей работе, а также знакомит студентов с теорией и историей создания направления – арт-терапия, с методологическими основами этого курса. Дает возможность использовать этого метода и для диагностики, и для коррекции пациентов, позволяет испытать методики и упражнения арт-терапии непосредственно на себе и создать собственное мнение об эффективности этого направления в психологии и психотерапии. Практический курс арт-терапии позволяет лучше узнать себя, пробуждает креативность и желание творчески относиться к своей профессии.

При этом задачами дисциплины являются

- приобретение студентами в области теоретических основ терапии искусством

- обучение студентов диагностическим возможности рисунка и рисуночных тестов

- приобретения навыка студентами использовать различные виды арт-терапии

- умение использовать арт-терапии в клиники, с психотическими больными, при работе с кризисом, депрессией.

2.2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ооп университета

2.2.1. Учебная дисциплина (модуль) ориентирован на студентов младших курсов.


2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки:


  • Особенности, задачи и принципы организации работы психолога

  • Диагностические возможности рисунка и рисуночного теста.

  • Основы общей психологии

  • Основы психоаналитической психологии

  • Основы психодинамической психологии

  • Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретации результатов, представленных в сообщении или докладе.

2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины (модуля)

2.3.1.Перечислить виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплины:

1 .научно-исследовательской;

2. психодиагностической;

3. консультативной и психотерапевтической (психологическое

вмешательство);



2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

Пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук (ОК-2);

Владению культурой научного мышления, обобщением, анализ и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

Проведению библиграфической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК-12);

Владением необходимыми знаниями об основных направлениях клинико-психологических вмешательств (психотерапии и психологического консультирования) и их теоретической обоснованности (ПК-9).

а) Студент должен знать:


  • Особенности, задачи и принципы организации работы психолога –арт-терапевта

  • Основные подходы отечественной и зарубежных школ в развитии арт-терапии

  • Диагностические возможности рисунка и рисуночного теста.

  • Групповые и индивидуальные методы работы с рисунком (живописью)

  • Виды арт-терапии, сказкотерапия, библиотерапия, драматерапия .



б) Студент должен уметь:

  • Уметь организовывать работу психолога – арт-терапевта

  • Уметь проводить диагностику рисуночных тестов и интерпретацию рисунка

  • Уметь использовать арт-терапии в психиатрической клинике.

  • Уметь использовать арт-терапии в кризисных ситуациях.

б) Студент должен владеть:


  • Диагностические возможности рисунка и рисуночного теста.

  • Групповые и индивидуальные методы работы с рисунком (живописью)

  • Овладение техниками и методами арт-терапии в психиатрической, клинике.

  • Овладение техниками и методами видами арт-терапии: сказкотерапия, библиотерапия, драматерапия.

  • Изложения в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе


Оценочные средства – собеседование, реферат, эссе, тестирование

Компетенции – обеспечивают интегральный подход в обучении студентов. В компетенциях выражены требования к результатам освоения общей образовательной программы (ОПП).



Все компетенции делятся на общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), которые распределенные по видам деятельности выпускника

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1.1. Объем учебной дисциплины (модуля) и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

Семестры

4

__

часов

часов

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

38

38




Лекции (Л)

10

10




Практические занятия (ПЗ),

28

28




Семинары (С)

-

-




Лабораторные работы (ЛР)










Самостоятельная работа студента (СРС),в том числе:

34

34




Реферат (Реф)










Подготовка к занятиям(ПЗ)

28

28




Подготовка к текущему контролю (ПТК))

6

6


























Вид промежуточной аттестации

Собеседование (обсуждение лекций, рекомендованных статей)

собеседование




Вид итогового контроля

зачет

зачет




ИТОГО: Общая трудоемкость

72 час.









ЗЕТ




























































3.2.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении

п/№

компетенции

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)

1

2

3

4



ОК-2

ОК-3


ОК-12


Теоретические положения терапии искусством


Теоретико-методологические основы арт-терапии История развития направления (психиатрия, психология творчества, искусствоведение) Предмет, современное положение терапии искусством. Основные проблемы терапии искусством



ОК-2

ОК-3


ОК-12


Современные теории, специфические особенности арт-терапии. Основные направления и виды арт-терапии


Теория сублимации, изоляции, компенсаторная теория Показания, противопоказания Техника безопасности при использовании арт-терапии Виды арт-терапии Специфические особенности арт-терапии (метафоричность, триадичность, ресурсность).



ОК-2

ОК-3


ОК-12

ПК-9


Диагностические возможности рисунка и рисуночные тесты


Терапевтические возможности рисунка Показания, области применения, возможные противопоказания Особенности работы с детьми и взрослыми, Терапевтические особенности художественных материалов (карандаш, пастель, гуашь, акварель, сангин, уголь и пр.) Характерные особенности рисунка при шизофрении, эпилепсии. "



ОК-2

ОК-3


ОК-12

ПК-9


Групповые и индивидуальные методы работы с рисунком


Возможности использования рисунка в групповой работе. Работа с групповой динамикой, групповой интеграцией. Работа с конфликтными ситуациями, уровнями взаимодействия, групповыми ролями, стереотипами. Проекции, приписывания, проблематизация, психосоматический симптом, бессонница.



ОК-2

ОК-3


ОК-12

ПК-9


.Виды арт-терапии ( невизуального ряда). Библиотерапия. Сказкотерапия

.Библиотерапия. Три основных направления библиотерапии.

СтДраматургия Работа с готовыми произведениями, Сказкотерапия История возникновения сказкотерапии Направления, формы сказкотерапии Сочинение сказки Символика, архетип сказки Варианты архетипических смыслов сказки Самостоятельная клиентская работа с супервизией





ОК-2

ОК-3


ОК-12

ПК-9


Психоаналитическая и психодинамическая арт-терапия.


Основные положения - доступ к бессознательному, осознание вытесненных конфликтов, катарсис. Техники рисования пациентом снов, фантазий, страхов и т.п. (М. Наумбург, Е.Крамер и др.) Ассоциативное рисование после аналитического сеанса (Штерн, 1952). Техника fingerpaint - спонтанное рисование рукой или пальцами



ОК-2

ОК-3


ОК-12

ПК-9


Экзистенциально-гумманистическая арт-терапия. Трансперсональная арт-терапия

Гуманистичесая арт-терапия Основные положения гуманистической школы (Шарлота Бюлер) Экзистенциальная арт-терапия, З этапа в становлении индивидуума (К.Юнг) Основные принципы трансперсональной психотерапии Принцип холономности. Понятие о коллективном бессознательном. Мандала .Показания и противопоказания Архетип, символика мандалы Основные классификации мандал, Дж Келлог,



ОК-2

ОК-3


ОК-12

ПК-9


Использование арт-терапии в клинике

Использование арт-терапии в работе с тревогой, гневом. Использование арт-терапии в семейной психотерапии Медитативное рисование в терапии психосоматических расстройств. Работа с полярностями Работа с ресурсными зонами

3.2.2. Разделы учебной дисциплины (модуля), виды учебной деятельности и формы контроля

п/№

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Л

ПЗ

СРС

всего




1

2

3

4

5

6

7

8



4

Теоретические положения терапии искусством

2

-

2

4






4

Современные теории, специфические особенности арт-терапии Основные направления и виды арт-терапии

1

-

4

5

Собеседование, эссе



4

Диагностические возможности рисунка и рисуночные тесты

1

8

6

15






4

Групповые и индивидуальные методы работы с рисунком

1

4

4

9






4

Виды арт-терапии ( невизуального ряда). Библиотерапия. Сказкотерапия

1

6

6

13

собеседование



4

Психодинамическая арт-терапия

2

4

4

10

собеседование

7.

4

Экзистенциально-гумманистическая арт-терапия Трансперсональная арт-терапия

2

4

4

10

эссе

8.

4

Использование арт-терапии в клинике

-

2

4

6

собеседование







ИТОГО:

10

28

34

72




3.2.3. Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины (модуля)

п/№

Название тем лекций учебной дисциплины (модуля)

Семестр

4

1

2

3



Теоретические положения терапии искусством

2



Современные теории, специфические особенности арт-терапии Основные направления арт-терапии

1



Виды арт-терапии. Использование различных видов искусства в психотерапии. Сказкотерапия

1



Диагностические возможности рисунка и рисуночные тесты

1



Особенности психоаналитической арт-терапии

2



Особенности экзистенциально-гумманистической арт-терапии.

1



Трансперсональная арт-терапия

1




Итого

10

3.2.4. Название тем практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины (модуля)

п/№

Название тем практических занятий базовой части дисциплины по ФГОС и формы контроля

Объем

семестр

4

1

2

3



Диагностические возможности рисунка и рисуночные тесты. Интерпретация рисунков

6



Индивидуальные методы работы с рисунком (живописью). Анализ рисунка

2



Групповые методы работы в арт-терапии (с рисунком). Анализ групповой работы, собеседование

4



Виды арт-терапии ( невизуального ряда). Библиотерапия. Сказкотерапия Написать и проанализировать сказку

6



Психоаналитическая, психодинамическая арт-терапия Собеседование, анализ работы

4



Экзистенциально-гумманистическая арт-терапия Собеседование, анализ и интерпретация рисунка Трансперсональная арт-терапия Рисование мандал и обсуждение

4



Использование арт-терапии в клинике. Работа в парах, работа с симтомом

4




Итого

28

3.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

3.3.1. Виды СРС

п/п

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Виды СРС

Всего часов

1

2

3

4

5



1

Введение в арт-терапию. Теоретические положения терапии искусством

Подготовка к занятиям

Реферат, доклад



2



Современные теории, специфические особенности арт-терапии Основные направления и виды арт-терапии

1. Подготовка к занятиям

2. Работа с литературой.

2. Подготовка докладов по материалам лекций и дополнительной литературы.

Реферат, доклад



4



Диагностические возможности рисунка, диагностические тесты



1. Подготовка к занятиям

2. Работа с литературой.

Реферат, доклад


6





Групповые и индивидуальные методы работы с рисунком

1. Подготовка к занятиям

2. Работа с литературой.

Реферат, доклад


4



Виды арт-терапии ( невизуального ряда). Библиотерапия. Сказкотерапия

1. Подготовка к занятиям

2. Работа с литературой.

Реферат, доклад


6



Псхоаналитическая и психодинамическое направление арт-терапии

1. Подготовка к занятиям

2. Работа с литературой.

Реферат, доклад


4

6.

Экзистенциально-гумманистическое направление арт-терапии Трансперсональное направление арт-терапии

1. Подготовка к занятиям

2. Работа с литературой.

Реферат, доклад


4

7.

Использование арт-терапии в клинике

1. Подготовка к занятиям

2. Работа с литературой.

Реферат, доклад

Подготовка к тестированию




4

ИТОГО часов в семестре:

34

3.3.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ, контрольных вопросов

Семестр № 4




  1. Три основных направления библиотерапии. Стихосложение Драматургия письма

  2. Сказкотерапия История возникновения сказкотерапии Направления сказкотерапии Формы сказкотерапии

  3. Цветотерапия, влияние цвета на психологическое состояние

  4. Символика сказки Варианты архетипических смыслов сказки.

  5. Мандала. Показания и противопоказания Архетип мандалы Символика мандалы Мандала как диагностическое средство

  6. Ведомое рисование Мужские и женские праформы, архетипические символы

  7. Основные положения психоаналитического направления- доступ к бессознательному, осознание вытесненных конфликтов, катарсис.

  8. Использование арт-терапии в психокоррекции наркозависимых

  9. Использование арт-терапии в психосоматической практике


3.4. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

3.4.1. Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств

п/п

семестра

Виды контроля

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Оценочные средства

Форма

Кол-во вопросов в задании

К-во независимых вариантов

1

2

3

4

5

6

7



4

ВК

Теоретические положения терапии искусством

Собеседование

1

10



4

ТК

Современные теории, специфические особенности арт-терапии Основные направления и виды арт-терапии

Собеседование,

1

10



4

ТК

Диагностические возможности рисунка и рисуночные тесты

Собеседование

1

10



4

ТК

Групповые и индивидуальные методы работы с рисунком

собеседование

1

10



4

ТК

Виды арт-терапии (невизуального ряда). Библиотерапия. Сказкотерапия

собеседование

1

10



4

ТК

Психодинамическая арт-терапия

собеседование

1

10



4

ТК

Экзистенциально-гумманистическая арт-терапия Трансперсональная арт-терапия

собеседование

1

10



4

ПК

Использование арт-терапии в клинике

тестирование

30

1

3.4.2.Примеры оценочных средств:

для входного контроля (ВК)

  1. Философские основания психоанализа З. Фрейда

  1. К.Г. Юнг – биография

  1. Аналитическая психология и психотерапия. История возникновения и основные понятия

для текущего контроля (ТК)

1.Предмет терапии искусством

2.Основные проблемы терапии искусством

3.Современное положение терапии искусством (американская, европейская, британская и шведская школы, арт-терапия в России).

для промежуточного контроля (ПК)

1.Основателем, какого направления арт-терапии является М Наумбург?

  1. Психоаналитическое направление

  2. Гуманистическое направление

  3. Психодинамическое направление

  4. Трансперсональное направление

  5. Экзистенциальное направление

2. К какому направлению относится «ведомое рисование»?

  1. Психоаналитическое направление

  2. Гуманистическое направление

  3. Психодинамическое направление

  4. Трансперсональное направление

Экзистенциальное направление

3. К какому направлению относится «fingerpaint»?

  1. Психоаналитическое направление

  2. Гуманистическое направление

  3. Психодинамическое направление

  4. Трансперсональное направление

  5. Экзистенциальное направление

3.5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

3.5.1. а) Основная литература:

  1. Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 1т. М.: Издательский центр Академия, 2010. -464с.

  2. Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 2т. М.: Издательский центр Академия, 2012. -432с.


3.5.2. б) Дополнительная литература:

  1. Бука Т.Л., Митрофанова Л.М. Психологический тренинг в группе. Учебное пособие. - М.: Институт Психотерапии, 2008. - 144 с.

  2. Психология экстремальных ситуаций. Пособие. /Под ред. Шойгу Ю.С. М.: Смысл, Издательский центр Академия, 2009. – 319 с

  3. Клиническая психология. Общая часть: учебное пособие. /Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко. – М.:ЮНИТИ, 2010 – 247с.

  4. Личностные расстройства /Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. Пособие. СПб.: Питер, 2010. -156с.

3.6. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины (модуля)

Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), ПК, видео- и DVD проигрыватели, мониторы. Наборы слайдов, таблиц/мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины. Видеофильмы. Доски. Материалы для рисования (пастель, акварель, сангин, гуашь), бумага разного формата (А4, А3, ватман)



3.7. Образовательные технологии

Используемые образовательные технологии при изучении данной дисциплины

50 % интерактивных занятий от объема аудиторных занятий

Примеры интерактивных форм и методов проведения занятий:



Неимитационные технологии (лекция, дискуссия), имитационные технологии (ролевые игры, тренинг, ситуация-кейс).

3.8. Разделы учебной дисциплины (модуля) и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами

п/№

Наименование последующих дисциплин

Раздела данной дисциплины, необходимые для изучения последующих дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Основы психологического консультирования, псикоррекция и психотерапия

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Практикум по психокррекции и психотерапии

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Основы психоаналитической терапии
















+







4

Психотерапия: теория и практика

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Спецтренинги и супервизии






















+

4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Обучение складывается из аудиторных занятий (38 час.), включающих лекционный курс и практические занятия, и самостоятельной работы 34 (час.). Практические занятия проводятся в виде дискуссий, подобное изложение материала, позволяет студентам быть включенными в занятие, последовательно приобретая и закрепляя полученные знания

В соответствии с требованиями ФГОС-3 ВПО в учебном процессе широко используются активных и интерактивных формы проведения занятий (имитационные технологии: ролевые игры, тренинг, ситуация-кейс др.; неимитационные технологии: лекция, дискуссия).

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 50 % от аудиторных занятий.

Лекционные занятия снабжают студента базовым набором психологических знаний, необходимых для эффективного выстраивания его профессиональной, общественной и индивидуальной жизни; ориентируют студента психологической проблематике и обозначают пути для его дальнейшего самообразования в этой научной области.

Подготовка к практическим занятиям не ограничивается прослушиванием лекций, а предполагает предварительную самостоятельную работу студентов, выстраиваемую в соответствии с методическими рекомендациями преподавателя.

Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку докладов, рефератов, эссе и включает работу с литературой (анализ выделение наиболее значимого), подготовку устного доклада, написание эссе в свободном стиле.

Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по элективному курсу «арт-терапия, как способ самовыражения» и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение (в разделе СРС). Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам Университета и кафедры.

Написание реферата, эссе формированию навыков (умений): анализировать литературу по конкретному вопросу, выделять наиболее существенный для темы материал, анализировать и рефлексировать свое отношение к проблеме, соотнося его с личностным опытом и тем самым развиваясь как личность.

Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность.



Текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий.

В конце изучения учебной дисциплины (модуля) проводится промежуточный контроль знаний посредством собеседования и тестирования.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка