Кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления



Сторінка1/9
Дата конвертації14.04.2016
Розмір1.46 Mb.
#6618
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления

Направление подготовки – Управление персоналом



Методическое обеспечение
на 4 семестр 2012-2013 учебного года

группы УСЗ-12

Брянск 2013

Предметный план

на 4 семестр 2012/2013 учебного года

группы УСЗ-12




Дисциплина

Форма

контроля

Преподаватель



Акмеология и психология профессиональной деятельности

экзамен

Батарчук Д.С., канд. пед. наук, доцент



Информационные технологии в управлении персоналом

Экзамен,

курсовая работа

( по выбору)

Филичева Т.А., канд. техн. наук, доцент кафедры



Управление персоналом организации

Экзамен,

курсовая работа

( по выбору)

Астафьева Н.В., ст. преподаватель



Экономика организаций

зачёт

Боброва Н.А., канд. экон. наук, доцент кафедры



Демография

зачёт

Верхутина М.В., канд. полит. наук, доцент кафедры



Методология и методы научного исследования

зачёт

Азаров А.И., канд. психол. наук, доц. кафедры



Системы управления базами данных

Зачёт

Сазонова А.С., канд. техн. наук



Основы финансового менеджмента

зачёт

Аксёненко А.В., канд. экон. наук, доцент



Планирование карьеры

зачет

Ермачков Д.А., преподаватель

Кол-во контрольных работ – 0

Кол-во лабораторных работ-0

Кол-во рефератов – 0

Кол-во курсовых работ (проектов) – 1

Кол-во экзаменов – 3

Кол-во зачетов – 6



АКМЕОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Акмеология и психология профессиональной деятельности»

Планы семинарских занятий
СЕМИНАР 1. Акмеология как наука системы человекознания

План и ход занятия

1.      Психологическая информация (заслушивание сообщений по материалам научной и периодической печати, отражающих актуальность и современное состояние рассматриваемой темы).
2. Вопросы для обсуждения:

  1. Сравнить несколько определений акмеологии.

  2. Каковы основные направления развития акмеологии как области научных знаний на современном этапе?

  3. Охарактеризовать предмет акмеологии.

  4. Раскрыть содержание понятия «творческий потенциал».

  5. Основные элементы проявления творческого потенциала, которые можно использовать в акмеологическом исследовании.

  6. Проблемы и задачи акмеологии, относящиеся к изучению феномена «акме».

  7. Проблемы и задачи акмеологии, относящиеся к профессиональной деятельности.


Задание для самостоятельной работы:

Реферат «Перспективы акмеологии как науки» по материалам журнала «Акмеология»


Список литературы для подготовки к семинарскому занятию:

  1. Семенов И.Н. Акмеология – новое направление комплексных исследований в современном человекознании // Общественные науки и современность. 1998. № 3.

  2. Акмеология, политология, педагогика социального развития и управления / Отв. ред. Т.С. Болховитина, И.Н. Семенов. М.; Брянск, 2001.

  3. Деркач А. А., Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М., 1998.

  4. Семенов И.Н. Методологические проблемы гуманитаризации непрерывного образования на основе рефлексивно-акмеологического подхода // Инновационная деятельность в образовании. 1994. № 1.

  5. Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации психологии творчества и рефлексии // Наука о человеке. М., 1989.


Семинар 2. Базовые категории и понятия акмеологии. Феномен «акме».

План и ход занятия
1. Вопросы для обсуждения:

  1. Возможные пути достижения «акме».

  2. Преграды на пути «акме».

  3. Условия для достижения «акме».

  4. «Кризисный путь «достижения «акме».

  5. «Личностный путь».

  6. «Деятельностный путь».

2. Практические задания

Задание 1. Если бы вам ретроспективно пришлось рассмотреть собственное развитие от рождения и до настоящего времени, какие моменты вы могли бы в этом процессе выделить?

Задание 2. Вообразите себе, что перед вами незнакомый вам ранее взрослый человек, и вам надо установить, что он из себя представляет как субъект познания, общения и труда (в той области, в которой вы специалист). Какие качества его в этом случае вы будете выявлять у него в первую очередь?

Задание 3. Перед вами трудовой коллектив, во главе которого долгое время стоял человек с авторитарным стилем руководства, а его сменил руководитель с глубоко укоренившимся в нем демократическим стилем. Что вы в этом случае рекомендовали бы делать, чтобы развитие коллектива пошло по восходящей, и почему?

Список литературы для подготовки к семинарскому занятию:

  1. Акмеология 2000. Методические и методологические проблемы / Под ред. Н.В. Кузьминой, Э.М. Зимичева. СПб., 2000.

  2. Ананьев С.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.

  3. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. Калуга, 2001.

  4. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. М., 1998.

  5. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: Методолого-прикладные основы акмеологического исследования. М., 2000.


Семинар 3. Акмеологическая концепция развития профессионала

 План и ход занятия


1. Вопросы для обсуждения:

  1. Психологические основы профессионального самоопределения. 

  2. Профессиональная направленность. 

  3. Соотнесение профессиональной направленности с учебной и внеучебной деятельностью

Терминологический тезаурус: интеллектуальная активность, оригинальность мышления, профессиональное самоопределение, учебно-профессиональная деятельность.
2. Практические задания


    1. Опишите типы задач Вашей будущей профессиональной деятельности.

Тип задачи

Характеристика

Социальные задачи




Этические задачи




Нравственные задачи





Психологические задачи







    1. Постройте «модель специалиста» в выбранной Вами области в соответствие с основные составляющими (А.К. Маркова): профессиограмма, то есть описание самой деятельности; профессионально-должностные требования (минимально необходимые знания и умения при выполнении определенных профессиональных задач); квалификационный профиль (знания и умения работника в соответствии с тарифными разрядами оплаты труда).

Совокупность характеристик квалифицированного специалиста в сравнении с неквалифицированным позволят «объективировать» модель деятельности. Заполните соответствующую таблицу:


Основные качества

Квалифицированного

Неквалифицированного

1. Цели профессиональной деятельности







2. Отклики и реакции в усложненной ситуации профессиональной деятельности







3. Мировоззрение (концепция)







4. Социальная и культурная продуктивность







5. Рефлексивность







6. Ограничения в деятельности







7. Межличностные отношения в работе







8. Человеческое достоинство







    1. Составьте профессиональное резюме «Я – успешный специалист» в соответствие с основными принципами: краткость, конкретность, активность (использование энергичных глаголов, показывающих активность), избирательность (только важнейшая информация), честность. Используйте любой тип резюме: хронологическое резюме (достижения описаны в хронологической последовательности), функциональное резюме (представляет ваши навыки, опыт и достижения, а не конкретный перечень работ, которыми вам приходилось заниматься на различных этапах своего образования), комбинированное или функционально- хронологическое резюме (не только демонстрирует ваши достижения, но и позволяет получить более отчетливое представление о вашей биографии).

    2. Проанализируйте внешние ресурсы, влияющие на личностно-профессиональное развитие и определите, какие ресурсы есть в Вашем распоряжении уже сейчас. Что необходимо сделать для пополнения ресурсной базы?

      Общая сфера (внеобразовательная)

      Способствует развитию

      Препятствует развитию







      Специальная сфера (образовательная)

      Способствует развитию

      Препятствует развитию







    3. Уточните стандартный набор Ваших профессиональных качеств с учётом специфики профессиональной деятельности в выбранной Вами профессии.

Наименование

Примеры и комментарии

I. Первичные качества

1. Общекультурные

Общая подготовка




Целевые и жизненные ориентации




Опыт общения с людьми




Определённые этические и эстетические навыки




Культура речи




2. Деловые (профессиональные)

Компетентность в вопросах управления




Трудовая активность




Опыт общественной деятельности




Дисциплинированность, чувство ответственности за результаты труда




Умение и стремление повышать свое образование




3. Личностные

Моральная устойчивость




Честность




Самостоятельность




Развитая воля




Решительность




Инициативность




Коммуникабельность




Надёжность




II. Приобретаемые качества

1. Общекультурные

Знание истории страны (региона)




Знание основных интеллектуальных ценностей современности




Ораторское мастерство




Навыки проведения конкретных практик




Чувство лидера и ответственности




Способности масштабно мыслить




2. Деловые (профессиональные)

Организованность




Трудовая активность




Умение направлять и контролировать деятельность других




Настойчивость и последовательность в реализации поставленных задач




Умение разбираться в достижениях социального и научного прогресса, находить способы их использования на практике




3. Личностные

Мужество




Принципиальность




Способность противостоять конъюнктуре и личной выгоде




Умение убеждать




Образцовое поведение в любых ситуациях





Семинар 4, 5. Акмеологический подход к периодизации возрастного развития человека.

План и ход занятия

1.      Психологическая информация (заслушивание сообщений по материалам научной и периодической печати, отражающих актуальность и современное состояние рассматриваемой темы).

2. Вопросы для обсуждения:

  1. Периодизация жизни человека. Подходы к периодизации разлиных авторов.

  2. Характеристика возрастов с акмеологической точки зрения.

  3. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста. 

  4. Психическое развитие ребенка младшего школьного возраста.

  5. Психологические особенности подросткового возраста (интимно-личностное общение со сверстниками – ведущий вид деятельности подросткового возраста, «чувство взрослости» – основное новообразование подросткового возраста, психологические причины отклоняющегося поведения трудных подростков и пути их коррекции). 

  6. Психологические особенности юношеского возраста (причины девиантного поведения в юношеском возрасте, профессиональное самоопределение как основное новообразование юношеского возраста). 
       3. Практичекие задания

Задание 1. Каким факторам развития придаёт первостепенное значение каждый учёный? Каково ваше мнение по поводу их высказываний?

А. З. Фрейд считал, что развитием личности человека движет сексуальный инстинкт и что через подавление его и формируется личность человека.

Б. Джон Локк сравнивал ребёнка с «чистой доской, на которой жизнь пишет свои узоры».

Задание 2. Прочитайте пословицы.

Яблочко от яблони недалеко падает.

Умел дитя родить, умей научить.

Сын то мой, а ум него свой.

Значение каких факторов развития подчёркивается в этих пословицах? Оцените их правильность с точки зрения акмеологии.

Задание 3. Прочитайте определения понятий.

1.Возраст - это то, сколько лет прожил человек.

2.Социальная ситуация развития - это условия жизни, в которых живёт ребёнок.

Какие ошибки и неточности допущены в данных определениях? Поясните свой ответ.



Задание 4. Из нижеперечисленных понятий (ведущий вид деятельности и основные новообразования) соответствуют следующим возрастам: дошкольному, младшему школьному, подростковому. Поясните свой выбор.

Непосредственное эмоциональное общение, учебная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, игровая деятельность, предметно-орудийная деятельность, общение в системе общественно-полезной деятельности, сенсорные эталоны, готовность к обучению в школе, рефлексия, чувство взрослости, внутренний план действий, абстрактное критичное мышление, мировоззрение, убеждения, стремление к самовоспитанию волевых качеств, освоение функций предметов, прямохождение, наглядно-образное мышление.



Задание 5. Прочитайте.

Миша (2 года 4 месяца) пытается сам одеваться. Кряхтя, он натягивает колготки. У него ничего не получается. Вмешивается мама со своей помощью.

- Я сам! - протестует ребёнок.

- Сиди спокойно, ничего у тебя не получается.

- Я сам хочу! - опять заявляет малыш.

Можно ли считать поведение Миши упрямством или это проявление развивающейся личности? Обоснуйте свой ответ, опираясь на знание особенностей раннего возраста.



Задание 6. Прочитайте.

Максим (6 лет) стоит в углу. Спрашивает:

- Можно из угла выйти?

И сам себе отвечает:

- Нет, нельзя! Зачем девочку бил! (По П. И. Пидкасистому.)

Какое новообразование дошкольного возраста иллюстрирует данный пример? Поясните свой ответ.



Задание 7. Какие рекомендации родителям выдадите по психологической подготовке ребёнка к школе?

Задание 8. Прочитайте.

Наш Павлик быстро и рано научился говорить. Мы поощряли это. Детский сад он не посещал. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда он не рисует, не лепит, как все дети в детском саду, да он и не стремиться к этому. И мы не поощряем. Считаем, что он и так будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает.

Определите, какие компоненты психологической готовности к школе не учитывают родители. Предложите вариант беседы с родителями, чтобы помочь им подготовить ребёнка к школе.

Задание 9. Сформулируйте рекомендации учителю по учёту возрастных психологических особенностей младших школьников, закончив предложения.

1.На уроках в начальной школе требуется частая смена заданий и упражнений, потому что…

2.Одним из ведущих принципов обучения младших школьников является принцип наглядности, что объясняется…

3.Запоминание у младших школьников преобладает механическое, поэтому учителю следует…

4.Вначальной школе велик авторитет учителя, что можно использовать для…

5.Для школьника очень значима оценка учителя, которая должна применяться грамотно, то есть…

6.Восприятие младших школьников отличается слабой целенаправленностью, имеет поверхностный характер, поэтому учителю следует на уроке…

7.На уроках в начальной школе следует чаще использовать игру как метод обучения, так как…

8.Дети часто не понимают переносного значения слов, выражений, смысла пословиц, так как…

9.При обучении обязательно опираться на наглядный материал, так как…

Нельзя одновременно демонстрировать более двух картин, иллюстраций и давать задания, делать уточнения во время выполнения детьми начальных классов какой-то работы, потому что…

Задание 10. Закончите предложения.

1.В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является …

2.Сензитивность младшего школьного возраста заключается в том, что…

3.Отношение к одноклассникам у младших школьников складывается под влиянием …

4.Ведущими мотивами учения в младшем школьном возрасте являются…

5.Внутренние мотивы учебной деятельности у младших школьников являются …

6.Характерной особенностью младшего школьного возраста является то, что дети связывают оценку не со своими знаниями, а с …

7.Внимание на протяжении всего возраста преобладает …

8.Восприятие младших школьников характеризуется …

9.Память у младших школьников преобладает …, но постепенно развивается и … память.

10.В младшем школьном возрасте мышление …

11.Характерная черта развития воли - это …



Задание 11. Выберите из следующих высказываний те, которые характеризуют подростковый и младший школьный возраст. Докажите правильность своего выбора.

1.Внимание основывается на непосредственном интересе, произвольное внимание развито слабо.

2.Мышление формируется теоретическое, критичное.

3.Мышление преобладает наглядное, логическое мышление только начинает формироваться.

4.Появление стремления к самовоспитанию воли.

5.Внимание и восприятие избирательны.



Задание 12. Определите, о каких возрастах идёт речь в каждом описании.

1.Внимание в этом возрасте непроизвольное. Ребёнку трудно заставить себя быть внимательным. Требуются внешние стимулы для поддержания внимания.

2.Для этого возраста характерна избирательность внимания. Если ребёнку интересно, то он может долго и сосредоточенно работать даже со сложным материалом. Но всё-таки внимание легко может быть нарушено.

Задание 13. Выберите предложения, характеризующие нравственные понятия и представления подростков.

1.Подростки безнравственны.

2.Подростки в основном правильно пронимают суть нравственных качеств.

3.Подростки преувеличенно трактуют значение некоторых нравственных качеств.

4.Подростки не уважают традиций своего народа, потому что слушают иностранную музыку и подражают западной моде.

5.Упрямство подростков - следствие невоспитанности.

6.Упрямство подростков имеет психологические причины.

7.Сквернословием подростки пытаются повысить свой статус среди сверстников. (По В. А. Крутецкому.)



Задание 14. Прочитайте.

Миша (13 лет) очень хочет заниматься спортом. Он месяц посещал секцию баскетбола, а недавно перешёл в лыжную. (По Волкову.)

Долго ли он будет посещать секцию? От чего это будет зависеть?

Задание 15. О чём говорят случаи неподчинения подростков?

Задание 16. Объясните, почему именно в подростковом возрасте человек чаще всего приобретает вредные привычки. Каковы психологические причины этого явления (в личностной сфере, нравственных понятиях и представлениях, взаимоотношениях)?

Задание 17. Какая характерная особенность юношеского возраста проявляется в следующих высказываниях?

« Я не буду жить так, как вы! У меня будет и квартира, и денежная работа, и богатый муж».

«Надо бороться со всем плохим; не дать себя сломать, не приспосабливаться к этому». (По Волкову.)


Каталог: departments -> constitutional and municipal law -> information for students -> 27.12.13
departments -> Журналістика, філологія та медіаосвіта”
departments -> Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения на территории Приморского края
27.12.13 -> Кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления
departments -> Спецсеминар: Религиозные традиции в истории Европы
departments -> European credit system інформаційний пакет психолого-педагогічного факультету напрями підготовки: 030102 Психологія
27.12.13 -> Контрольная работа Карпенко Е. В., канд социол наук, доцент кафедры
departments -> Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України Полтавський національний педагогічний університет
departments -> Практикум по дисциплине «информационные технологии» для направлений подготовки 230100. 62 «Информатика и вычислительная техника»


Поділіться з Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2022
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка