Кафедра клинической психологии



Скачати 188.68 Kb.
Дата конвертації12.04.2016
Розмір188.68 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т.Сохов

«_03__» __июля___________2012 г.




РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»

Курс _5_, семестр _9_, форма обучения очная

Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология».

Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии

«_11_» мая 2012 года Протокол № _10_

Зав. кафедрой, профессор ______________Н.А. Сирота

Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

«28» мая 2012 года Протокол № 25

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ____________Э.В. Луцевич
Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

«07» июня 2012 года Протокол № 7


Председатель ученого совета, профессор ______________________Н.А. Сирота

Цель и задачи дисциплины:

Цель: освоение теоретических знаний и практических навыков методологического анализа в области клинической психологии – как науки.

  1. Задачи дисциплины:

Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:

  • Общая характеристика методологии науки и методологии клинической психологии как самостоятельной области научного познания

  • Представления о современных методологических концепциях применяемых в клинической психологии

  • Методологические основы экспериментальной клинической психологии

Компетентность:

Способность методологически грамотно организовать процесс профессиональной деятельности. Обоснованно делать заключение по психодиагностике. Планировать и оценивать процесс психологической интервенции. Системный подход к анализу психологического функционирования



Коммуникативность:

Умение обмениваться информацией и профессиональными знаниями с коллегами устно и письменно



  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

а) Студент должен знать и уметь использовать

  • Системный подход к анализу психологического функционирования в норме и патологии

  • Системообразующие понятия клинической психологии

  • Методологические проблемы экспериментального исследования в клинической психологии

  • Методологические проблемы психологического воздействия с терапевтической и научно-исследовательской целью

  • Методологические проблемы оценки эффективности работы клинического психолога

  • Принципы построения современных классификационных систем

  • Многоуровневый принцип оценки психического состояния

  • Основные парадигмы психологии и медицины


б) Студент должен иметь навыки:

  • Методологического осмысления оценки психического состояния

  • Построения научного и клинического исследования в рамках современных парадигм в психологии и медицине

  • Методологического анализа

  • Методологической интерпретации экспериментальных исследований в клинической психологии

  • Методологического анализа достижений и направлений в современной клинической психологии

в) Студент должен иметь представление о:

  • Основных разделах главы 5 «Психические и поведенческие расстройства» МКБ-10, диагностических критериях и принципах диагностики.

  • Структуре методологического знания

  • Истории развития методологии в психологии

  • Истории развития основных принципов клинической психологии

  • Основных методологических концепциях современного научного познания

г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

Знания, полученные по психологическим и естественно-научным. дисциплинам, в том числе по: философии, общей психологии, патопсихологии, клинической психологии, базовым теориям психотерапии, суицидологии, психологии зависимости, основам психосоматики, психиатрии, основам общей патологии.



  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

    Вид учебной работы

    Всего часов

    Семестры


    Общая трудоемкость дисциплины

    60







    IX
















    Аудиторные занятия:

    • лекции

    • семинарские занятия (СЗ)

    34

    10

    24









    34

    10

    24



    Самостоятельная работа (СР)

    26







    26

    Формы текущего контроля


    Тестовый контроль (письменная контрольная работа).

    Собеседование (обсуждение монографий, обязательных для изучения).

    Устное сообщение в виде доклада по текущей теме семинарского занятия.

    Предоставление рефератов, схем, выполненных студентом самостоятельно.



    Вид итогового контроля

    ЗАЧЕТ

  2. Содержание дисциплины

    1. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Виды учебной работы

Количество часов

Всего







Лекции

СЗ

СР






Основные понятия теории науки. Парадигмы в психологии и медицине


2

5

5

12



Системный подход к анализу патологии психики.

Системообразующие понятия клинической психологии. Понятие о психической норме и патологии

Здоровье и болезнь как проблема адаптации


2

4

6

12



Современные международные классификации болезней МКБ-10, DSM-4

Место клинической психологии в системе общепсихологических наук



2

5

5

12



Связь телесных соматических процессов с психическими (душевными) процессами. Проблемы сомы и психики

Проблема измерения в клинической психологии



2

5

5

12



Методологические проблемы оценки эффективности работы клинического психолога

Методологические проблемы психологического воздействия



2

5

5

12




Зачет










+







10

24

26

60


4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Системный подход к анализу патологии психики.

Методология отражается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности. Методология в целом является предметом философской рефлексии и представляется как система апробированных принципов и правил познания. В компетенцию методологии входит и комплекс научных приемов исследования наблюдение, эксперимент, моделирование. Различают различные уровни методологии – философский, общенаучный, конкретно-научный.

В теме раскрывается значение понятий организация, структура, система.
Раздел 2. Современные международные классификации болезней МКБ-10, DSM-4

Тема раскрывает принципы классификации психических и поведенческих расстройств на примере современных классификационных систем. Вопрос рассматривается в методологическом аспекте построения системы. Затронуты современные проблемы классификации и возможные пути их преодоления.
Раздел 3. Место клинической психологии в системе общепсихологических наук

Методологический анализ психокоррекционных и психотерапевтических ожиданий в клинической психологии (практическая психология и основные направления). В психодинамических и когнитивно-поведенческих подходах переход на уровень сознания обеспечивает положительный эффект. Ожидание заполняется поиском путей перехода и интерпретацией действий, образов и эмоций. НЛП – технология разрушения образов, препятствующих адаптации и развитию.


Раздел 4. Системообразующие понятия клинической психологии. Понятие о психической норме и патологии

В теме раскрываются принципы многомерного подхода к оценке психического состояния с точки зрения феноменологического подхода. Рассматриваются базовые принципы-альтернативы такие как, «болезнь-личность», «нозос-патос», «реакция-состояние-развитие», «психотическое-непсихотическое», «экзогенное-эндогенное-психогенное», «дефект-выздоровление-хронификация», «адаптация-дезадаптация», «негативное-позитивное»



Раздел 5. Парадигмы в психологии и медицине


Раздел посвящен раскрытию сути естественно-научной парадигмы в психологии, ее эволюционного развития и значения для развития психологической науки. Раскрываются принципы гуманитарной парадигмы в терминах каузальной, целевой и холистической детерминации. Представлены принципы медицинской этиологической парадигмы Л. Пастера и адаптационной парадигмы Г. Селье. Вопросы освещены в сравнительном и эволюционном аспекте. Отражены общие для обеих наук методологические проблемы и современные тенденции развития.

Раздел 6. Здоровье и болезнь как проблема адаптации


Методологический анализ понятия стресс. Физиологические механизмы реагирования на угрозу по У. Кеннону. Теория стресса Г. Селье. Общий адаптационный синдром. Теория стресса и копинга Р. Лазаруса. Копинг стратегии и копинг-ресурсы. Методы измерения копинга. Влияние копинга на здоровье. Эффективность копинг-поведения. Возрастные и нозологические особенности совладания.


Раздел 7. Связь телесных соматических процессов с психическими (душевными) процессами. Проблемы сомы и психики

Психоаналитически ориентированные теории. Биопсихосоциальная модель. Интегративная модель здоровья, болезни и болезненного состояния. Культурно-исторический подход к телесности.



Раздел 8. Проблема измерения в клинической психологии


Субъективность и объективность оценки измерений в клинической психологии. Традиционно используемые и современные подходы к измерению в клинической психологии. Репрезентативность выборки. Этические проблемы измерений в клинической психологии.
Раздел 9. Методологические проблемы оценки эффективности работы клинического психолога

Практические задачи, решаемые клинической психологией. Этические принципы работы клинического психолога. Стандарты подготовки клинического психолога. Организация и правовое регулирование деятельности психолога в системе здравоохранения.



Раздел 10. Методологические проблемы психологического воздействия


Тема раскрывает особенности психологического воздействия основных направлений психотерапии. Цели и этические аспекты психологического воздействия.

Тематический план лекций.

5 курс, 9 семестр

  1. Системный подход к анализу патологии психики.

  2. Место клинической психологии в системе общепсихологических наук

  3. Системообразующие понятия клинической психологии

  4. Многомерный подход к оценке психического состояния

  5. Развитие психологии в естественнонаучной и гуманитарной парадигмах. Общемедицинская парадигма и новые парадигмы в психиатрии.

  6. Здоровье и болезнь, как проблема адаптации

  7. Проблема измерения в клинической психологии

  8. Проблемы сомы и психики.

  9. Методологические проблемы оценки эффективности работы клинического психолога.

  10. Методологические проблемы психологического воздействия


4.3. Тематический план практических занятий по семинарам.

  1. Методология как предмет философской рефлексии, как система апробированных принципов и правил познания.

  2. Многоосевой принцип оценки психической патологии. Основные рубрики МКБ-10

  3. Многомерный подход к оценке психического состояния. Феноменологический подход в психиатрии. Принципы-альтернативы.

  4. Развитие психологии в естественнонаучной и гуманитарной парадигмах. Общемедицинская парадигма и новые парадигмы в психиатрии.

  5. Сравнительный анализ современных парадигм в психологии и медицине. Перспективы развития концептуальных методологических схем в клинической психологии.

  6. Понятие о физиологическом, психологическом и эмоциональном стрессе. Понятие о совладающем поведении. Диспозиционный, ситуационный и интегративный подход. Концепция поисковой активности В. Ротенберга. Концепция выученной беспомощности М. Селигмана.

  7. Современные теории психосоматики.

  8. Основные практические задачи и общие принципы работы клинического психолога. Получение данных для дифференциальной диагностики. Изучение динамики психических нарушений. Участие в экспертной работе. Участие в реабилитационной работе. Исследование недостаточно изученных психических заболеваний. Участие в психотерапии. Деонтологический аспект деятельности клинического психолога.

  9. Основные навыки диагностической работы клинического психолога и их оценка. Основные навыки реабилитационной и консультативной деятельности психолога. Супервизия, как этап обучения клинического психолога и супервизия, как метод оценки работы клинического психолога.

  10. Цели и задачи различных форм и способов психологического воздействия

4.5. Самостоятельная работа студентов

№ п/п

Наименование темы

Содержание

самостоятельной работы



Вид контроля

Часы



Методология как система апробированных принципов и правил познания.

1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).



Собеседование.

3



История классификации психических и поведенческих расстройств


1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).




Собеседование, тестовый контроль, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

3



Многомерный подход к оценке психического состояния. Феноменологический подход в психиатрии.


1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (и его изложение в виде реферата).



Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

3



Развитие психологии в естественнонаучной и гуманитарной парадигмах. Общемедицинская парадигма и новые парадигмы в психиатрии.

1. Работа с литературой.

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).



Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

3



Сравнительный анализ современных парадигм в психологии и медицине.

1. Работа с литературой

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).




Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

3



Перспективы развития концептуальных методологических схем в клинической психологии.


1. Работа с литературой

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).




Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

3



Понятие о физиологическом, психологическом и эмоциональном стрессе. Понятие о совладающем поведении.

1. Работа с литературой

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).




Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

3



Современные теории психосоматики.

1. Работа с литературой

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).




Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

3



Основные практические задачи и общие принципы работы клинического психолога.

1. Работа с литературой

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).




Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

3



Цели и задачи различных форм и способов психологического воздействия

1. Работа с литературой

2. Подготовка доклада по материалам семинарских занятий (его изложение в виде реферата).




Собеседование, устное сообщение на семинарском занятии, представление рефератов.

3

Всего

30




  1. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен.

  1. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины.

  • Методологическое осмысление оценки психического состояния

  • Построения научного и клинического исследования в рамках современных парадигм в психологии и медицине

  • Навык методологического анализа

  • Навык методологической интерпретации экспериментальных исследований в клинической психологии

  • Навык методологического анализа достижений и направлений в современной клинической психологии


7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
7.1.Рекомендуемая литература

а) Основная литература:

  1. Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 1т. М.: Издательский центр Академия, 2010. -464с.

  2. Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 2т. М.: Издательский центр Академия, 2012. -432с.

  3. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. –М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. -880с.: ил.


б) Дополнительная литература:

  1. Клиническая психология. Общая часть: учебное пособие. /Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко. – М.:ЮНИТИ, 2010 – 247с.

  2. Судаков С.А. Кластерный анализ в психиатрии и клинической психологии: руководство + CD-DISK. М.: МИА 2010, 160 c.


7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

  1. Учебные комнаты.

  2. Учебно-методическая литература.

  3. Наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, кино-видео-фильмы, обучающие компьютерные программы.




  1. Материально-техническое обеспечение.

  • Учебные классы

  • Видеоклассы, оснащенные телевизором и видеомагнитофоном для просмотра учебных видеофильмов

  • Компьютерные классы, оснащенные компьютерами для работы с обучающими программами, демонстрации исследовательских и диагностических методик.




  1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является специальной дисциплиной которая основывается на изучении других специальных дисциплин в области клинической психологии.

Практическое занятие состоит из следующих этапов:



  • проверка исходных знаний;

  • выступление студентов с докладами по текущей теме семинара;

  • обсуждение докладов и беседа по теме семинара;

  • подведение итогов занятия с обсуждением работы группы.

На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом.

Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям и контрольным работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий.

Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии (по меньшей мере, раз в семестр). Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составления резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, т.е. ведения научно-исследовательской работы и ее защиты в рамках профессиональных дискуссий. Аналогичные цели должны преследоваться и при ориентации студентов на самостоятельный поиск новых материалов по текущим разделам и чтение дополнительной литературы.

Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью тестового контроля, собеседования, представления докладов, рефератов, таблиц, схем и др. В процессе изучения дисциплины проводится 1 зачет (в конце 7 семестра). Тематика дисциплины включена в итоговую государственную аттестацию.


ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

Тесты

Реферат+сообщение

Ответы на занятии


50 - 60

20 - 20


0 - 20

Всего: 70 - 100




ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Зачет, необходимый минимум 70 баллов



Рабочая учебная программа по дисциплине «Методологические проблемы клинической психологии» составлена на кафедре клинической психологии факультета клинической психологии МГМСУ, доцентом кафедры, к.м.н. Воробьевой Т.В.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка