К рабочей программе по информатике и икт 8 – 9 классы



Скачати 359.37 Kb.
Дата конвертації26.04.2016
Розмір359.37 Kb.


Аннотация к рабочей программе по информатике и ИКТ

8 – 9 классы
Рабочая программа составлена основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089 в редакции от 31.01.2012); Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, Программы курса «Информатика и ИКТ» для основной школы. 2011, БИНОМ, учебного плана МАОУ Партизанская СОШ..
Рассчитана:

в 8 классе – 35 часов (по 1 часу в неделю).

в 9 классе – 68 часа (по 2 часа в неделю).

Весь курс составляет 103 часа.


Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цели изучения информатики и ИКТ:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей <*>:

--------------------------------

<*> Достижение указанных целей в полном объеме возможно, если в рамках образовательного процесса, самостоятельной работы учащихся обеспечен доступ к средствам информационных и коммуникационных технологий (компьютерам, устройствам и инструментам, подсоединяемым к компьютерам, бескомпьютерным информационным ресурсам).
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.


О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:

– Увеличивается время на повторение, систематизацию и обобщение учебного материала, на достижение опорного уровня, который позволяет учащемуся с невысоким уровнем подготовки по Информатике адаптироваться к изучению нового материала следующей ступени обучения.



  • Изменена очередность изучения разделов рабочей программы Информационные технологии в обществе и Коммуникационные технологии 9 класс. Считаю целесообразным поменять порядок изучения разделов программы, так как у обучающихся сначала должно сформироваться представление об организации информации в среде коллективного использования информационных ресурсов, об информационной безопасности и правовой охране информационных ресурсов, об этике и праве при создании и использовании информации, а лишь затем познакомить их с процессом передачи информации по глобальным сетям, с сервисами компьютерных сетей: Всемирной паутиной, файловыми архивами, интерактивным общением, поиском информации и электронной почтой.

–Так как при проведении школьных олимпиад наиболее распространено использование языка программирования Turbo Pascal, поэтому в качестве языка программирования для изучения раздела «Алгоритмизация и программирование» применяется Pascal.

УМК


  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 6-е изд.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.

  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. – 6-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  3. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. – М.: БИНОМ, 2009.

  4. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ». Методическое пособие для учителей.

  5. Информатика. 5-11 классы: развёрнутое тематическое планирование/ авт.-сост. А.М.Горностаева, Н.П.Серова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.

  6. Задачи по программированию / С.А Абрамов; Г.Г. Гнездилова; Е.Н. Капустина; М.И Селюн. - М.: Наука; 1998г.

  7. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих М.: Педагогика-Пресс; 1985г.

  8. Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2004.

  9. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Бином, 2003 (Содержит более 450 практических заданий и задач с решениями по всем темам курса.)

  10. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум. Электронный учебник на CD-ROM. – М.: Бином, 2003 (содержит систематическое и полное изложение курса ИИТ)

Программой предполагается проведение на каждом уроке непродолжительных обучающихся практических работ (10—20 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089 в редакции от 31.01.2012); Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, Программы курса «Информатика и ИКТ» для основной школы. 2011, БИНОМ, учебного плана МАОУ Партизанская СОШ..
Рассчитана:

в 8 классе – 35 часов (по 1 часу в неделю).

в 9 классе – 68 часа (по 2 часа в неделю).

Весь курс составляет 103 часа.


Общая характеристика учебного предмета.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цели изучения информатики и ИКТ:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей <*>:

--------------------------------

<*> Достижение указанных целей в полном объеме возможно, если в рамках образовательного процесса, самостоятельной работы учащихся обеспечен доступ к средствам информационных и коммуникационных технологий (компьютерам, устройствам и инструментам, подсоединяемым к компьютерам, бескомпьютерным информационным ресурсам).
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Обязательный минимум содержания

основных образовательных программ
Информационные процессы
Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации. УПРАВЛЕНИЕ, ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, ИСКАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ, скорость передачи информации.

Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, ГРАФЫ. ВОСПРИЯТИЕ, ЗАПОМИНАНИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ СИГНАЛОВ ЖИВЫМИ ОРГАНИЗМАМИ.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.

Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
Информационные технологии
Основные устройства ИКТ

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т.д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.

Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

Образовательные области приоритетного освоения <*>: информатика и информационные технологии, материальные технологии, обществознание (экономика).

--------------------------------



<*> Предметные области, в рамках которых наиболее успешно можно реализовать указанные темы раздела образовательного стандарта по информатике и информационным технологиям.
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):

- изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);

- текстов (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);

- музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);

- таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.
Создание и обработка информационных объектов

Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, филология, искусство.

Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание (экономика и право).

Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, искусство, материальные технологии.

ЗВУКИ И ВИДЕОИЗОБРАЖЕНИЯ. КОМПОЗИЦИЯ И МОНТАЖ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОСТЫХ АНИМАЦИОННЫХ ГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ.

Образовательные области приоритетного освоения: языки, искусство; проектная деятельность в различных предметных областях.
Поиск информации

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.

Образовательные области приоритетного освоения: обществоведение, естественнонаучные дисциплины, языки.
Проектирование и моделирование

Чертежи. Двумерная и ТРЕХМЕРНАЯ графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.

Простейшие управляемые компьютерные модели.

Образовательные области приоритетного освоения: черчение, материальные технологии, искусство, география, естественнонаучные дисциплины.

Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, естественнонаучные дисциплины, обществоведение (экономика).
Организация информационной среды

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки, обществоведение, естественнонаучные дисциплины.
О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:

– Увеличивается время на повторение, систематизацию и обобщение учебного материала, на достижение опорного уровня, который позволяет учащемуся с невысоким уровнем подготовки по Информатике адаптироваться к изучению нового материала следующей ступени обучения.



  • Изменена очередность изучения разделов рабочей программы Информационные технологии в обществе и Коммуникационные технологии 9 класс. Считаю целесообразным поменять порядок изучения разделов программы, так как у обучающихся сначала должно сформироваться представление об организации информации в среде коллективного использования информационных ресурсов, об информационной безопасности и правовой охране информационных ресурсов, об этике и праве при создании и использовании информации, а лишь затем познакомить их с процессом передачи информации по глобальным сетям, с сервисами компьютерных сетей: Всемирной паутиной, файловыми архивами, интерактивным общением, поиском информации и электронной почтой.

–Так как при проведении школьных олимпиад наиболее распространено использование языка программирования Turbo Pascal, поэтому в качестве языка программирования для изучения раздела «Алгоритмизация и программирование» применяется Pascal.

Содержание курса информатики и ИКТ

8 класс

1. Информация и информационные процессы – 9 ч

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.  Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.



Практические работы:

Практическая работа № 1.1 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».

Практическая работа № 1.2 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Тест № 1. «Количество информации».

 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации – 10 ч

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память.  Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с  файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера.  Операционная система.  Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана  программ и данных. Защита информации.  Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

Защита информации.



Практические работы:

Практическая работа № 2.1 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа № 2.2 «Форматирование, проверка и дефрагментация дискет».

Практическая работа № 2.3 «Определение разрешающей способности мыши».

Практическая работа № 2.4 «Установка даты и времени».

Практическая работа № 2.5 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

 Тест № 2. «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».

3. Коммуникационные технологии – 13 ч

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.



Практические работы:

Практическая работа № 3.1 «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».

Практическая работа № 3.2 «Подключение к Интернету».

Практическая работа № 3.3 «География Интернета».

Практическая работа № 3.4 «Путешествие по Всемирной паутине».

Практическая работа № 3.5 «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа № 3.6 «Загрузка файлов из Интернета».

Практическая работа № 3.7 «Поиск информации в Интернете».

Практическая работа № 3.8 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

 Тест № 3. «Коммуникационные технологии»



4. Итоговое повторение 2 ч

Перечень контрольных работ

  1. Тест № 1. «Количество информации».

  2. Тест № 2. «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».

  3. Тест № 3. «Коммуникационные технологии»


Перечень практических работ

  1. Практическая работа 1.1. Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора

  2. Практическая работа 1.2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера

  3. Практическая работа 2.1. Работа с файлами с использованием файлового менеджера

  4. Практическая работа 2.2. Форматирование дискеты

  5. Практическая работа 2.3. Определение разрешающей способности мыши

  6. Практическая работа 2.4. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы

  7. Практическая работа 2.5. Защита от вирусов: обнаружение и лечение

  8. Практическая работа 3.1. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети

  9. Практическая работа 3.2. Подключение к Интернету

  10. Практическая работа 3.3. «География» Интернета

  11. Практическая работа 3.4. Путешествие по Всемирной паутине

  12. Практическая работа 3.5. Работа с электронной Web-почтой

  13. Практическая работа 3.6. Загрузка файлов из Интернета

  14. Практическая работа 3.7. Поиск информации в Интернете

  15. Практическая работа 3.8. Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML


9класс

Глава 1. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

(13 часов)

Пространственная дискретизация. Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK, HSB. Растровая и векторная анимация. Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео.



Компьютерный практикум

  1. Практическая работа №1. Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.

  2. Практическая работа №2. Кодирование текстовой информации.

  3. Практическая работа №3. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью программного калькулятора.

  4. Практическая работа №4. Кодирование звуковой информации.

  5. Практическая работа №5. Редактирование изображений в растровом и векторном графическом редакторе.

  6. Практическая работа № 6. Создание GIF и flash-анимации.

Контроль знаний и умений: контрольная работа №1 по теме «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации».

Глава 2. Алгоритмы и исполнители (19 часов)

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования, их классификация.

Правила представления данных.

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.

Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование.

Компьютерный практикум:


  1. Практическая работа № 7. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.

  2. Практическая работа № 8. Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления.

  3. Практическая работа № 9. Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор выбора.

  4. Практическая работа № 10. Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор цикла.

  5. Практическая работа № 11 Разработка программы с использованием графического редактора.

Контроль знаний и умений: контрольная работа №2 по теме «Алгоритмы и исполнители».

Глава 3. Формализация и моделирование (8 часов)

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Модели, управляемые компьютером.

Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты.

Таблица как средство моделирования.

Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

Компьютерный практикум


  1. Практическая работа № 12. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.

  2. Практическая работа № 13. Приближенное решение уравнений в электронных таблицах.

  3. Практическая работа № 14. Построение модели экспертной системы для лабораторной работы по химии «распознавание пластмасс».

  4. Практическая работа № 15. Построение и исследование формальной модели движения тела, брошенного под углом к горизонту, с использованием динамических таблиц.

  5. Практическая работа № 16. Построение и исследование биологической модели «Жертва-хищник» в электронных таблицах.

Контроль знаний и умений: контрольная работа №3 по теме «Формализация и моделирование».

Глава 4. Хранение информации (4 часа)

Базы данных. СУБД. Поиск и сортировка записей в готовой базе данных. Поиск, удаление и сортировка данных. Условия поиска информации.

Решение задач ЕГЭ

Компьютерный практикум


  1. Практическая работа № 17. Создание и редактирование базы данных «Записная книжка».

  2. Практическая работа № 18. Поиск данных в электронных таблицах

  3. Практическая работа № 19. Сортировка данных в готовой базе данных.


Глава 5. Информационные технологии в обществе (4 часа)

Информационные ресурсы общества. Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Информационная культура. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.

Защита информации. Установка разных видов ПО.



Компьютерный практикум:

  1. Практическая работа № 20. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.

Контроль знаний и умений: контрольная работа №4 по теме «Информационные технологии в обществе».
Глава 6. Коммуникационные технологии (12 часов)

Процесс передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей. Электронная почта как средство связи. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники.

Архивирование и разархивирование. Создание архива файлов и раскрытие архива.

Web-страницы. Структура WEB-страниц. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Разработка странички с использованием редактора.



Компьютерный практикум:

  1. Практическая работа № 21. Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.

  2. Практическая работа № 22. Подключение к интернету.

  3. Практическая работа № 23. Работа с электронной почтой.

  4. Практическая работа № 24. Путешествие по Всемирной паутине.

  5. Практическая работа № 25. Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.

  6. Практическая работа № 26. Загрузка файла из файлового архива

  7. Практическая работа №27. Разработка странички с использованием редактора.

Контроль знаний и умений: итоговое тестирование за курс 9 класса.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен:

знать/понимать:

- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

- программный принцип работы компьютера;

- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь:


- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

- создавать информационные объекты, в том числе:

структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

создавать записи в базе данных;

создавать презентации на основе шаблонов;

- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
В практике используются формы организации работы на уроке:


  • индивидуальные;

  • групповые;

  • индивидуально-групповые;

  • фронтальные;

  • практикумы.

В качестве методов обучения применяются:



  • словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),

  • наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),

  • практические методы (упражнения, практические работы).

  • Творческая работа учащихся

  •  Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML

  • Задание: Самостоятельно придумать тематику сайта.

  • Реализуйте свой проект средствами графического редактора и Web-редактора. Подготовьтесь представить свою работу товарищам по классу


Формы контроля ЗУН (ов);

  • наблюдение;

  • беседа;

  • фронтальный опрос;

  • опрос в парах;

  • практикум;

  • тестирование.


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменного опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

91-100%

отлично

76-90%%

хорошо

51-75%%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно


При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.


  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

  • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:



  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Устный опрос

Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.


Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;


Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

- отказался отвечать на вопросы учителя.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства


  1. Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  2. Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  3. Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  4. Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

- персональный компьютер;

- проектор;

- принтер;

- модем;


- устройства вывода звуковой информации - стереоколонки для индивидуальной работы со звуковой информацией;

- устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь;

- устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер, фотоаппарат, видеокамера, диктофон, микрофон.
Программные средства


  1. Операционная система – Windows XP, Linux.

  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  3. Антивирусная программа.

  4. Программа-архиватор.

  5. Клавиатурный тренажер.

  6. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  7. Простая система управления базами данных.

  8. Простая геоинформационная система.

  9. Система автоматизированного проектирования.

  10. Виртуальные компьютерные лаборатории.

  11. Программа-переводчик.

  12. Система оптического распознавания текста.

  13. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  14. Система программирования.

  15. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  16. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  17. Программа интерактивного общения.

Простой редактор Wеb-страниц.

УМК


  1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. – 6-е изд.– М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г.

  2. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. – 6-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  3. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. – М.: БИНОМ, 2009.

  4. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ». Методическое пособие для учителей.

  5. Информатика. 5-11 классы: развёрнутое тематическое планирование/ авт.-сост. А.М.Горностаева, Н.П.Серова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.

  6. Задачи по программированию / С.А Абрамов; Г.Г. Гнездилова; Е.Н. Капустина; М.И Селюн. - М.: Наука; 1998г.

  7. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих М.: Педагогика-Пресс; 1985г.

  8. Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2004.

  9. Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Бином, 2003 (Содержит более 450 практических заданий и задач с решениями по всем темам курса.)

  10. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум. Электронный учебник на CD-ROM. – М.: Бином, 2003 (содержит систематическое и полное изложение курса ИИТ)

Программой предполагается проведение на каждом уроке непродолжительных обучающихся практических работ (10—20 мин.), направленных на отработку отдельных технологических приемов.



Тематическое планирование

8 класс

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Теория

Практика

Всего

8 класс

1

Информация и информационные процессы

2

1

3

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

2

4

6

3

Кодирование и обработка текстовой информации

4

10 (31)

14

4

Кодирование и обработка числовой информации

4

6 (2)

10




Резерв, контроль

-

2

2




Итого

12

23

35



1 Курсивом и подчеркиванием в разделе практика указаны часы по проектной деятельности – практикумы, т.е. интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.



База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка