Исследование систем управления Для студентов экономического факультета



Скачати 206.36 Kb.
Дата конвертації11.04.2016
Розмір206.36 Kb.


СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

По курсу

Исследование систем
управления



Для студентов экономического факультета

Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2003

УТВЕРЖДЕНО

кафедрой менеджмента

А в т о р - с о с т а в и т е л ь – канд. пед. наук С.Ж. Гончарова




Сборник методических материалов по курсу «Исследование систем управления». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. – 14 с.
Подготовлен на экономическом факультете.
Программа соответствует требованиям

Государственного образовательного стандарта

© Гончарова С.Ж, 2003


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель курса


Дисциплина имеет целью развитие навыков исследовательской работы будущих специалистов в области менеджмента.

В практике современного управления существует необходимость исследовательского подхода к управлению, которому надо учить и навыки которого развивать уже в процессе подготовки специалистов.


Задачи курса


«Исследование систем управления» – это дисциплина, раскрывающая общую методологию и организацию проведения исследовательской работы. Задачами дисциплины являются:

  • формирование научного представления об исследовательской деятельности;

  • рассмотрение конкретных методов проведения исследований;

  • ознакомление с вопросами планирования и организации исследований систем управления.


Место курса в профессиональной подготовке выпускника


Дисциплина «Исследование систем управления» формирует научное представление об исследовательской деятельности и содержит практические рекомендации ее методологического обеспечения и организации проведения. Она связана с такими курсами управленческого цикла как «Теория организации», «Менеджмент», «Маркетинг», «Организационное поведение» и другими.

Логика построения этой дисциплины предполагает первоначальное рассмотрение ключевых категорий, связанных с пониманием роли и значения, а также методологии исследовательской деятельности в управлении. Далее рассматриваются конкретные методы исследования, наиболее эффективные для изучения системы управления. Дисциплина включает вопросы планирования, организации и оценки исследования, использования его результатов, разработки практических и конкретных рекомендаций.


Профессиональные умения и навыки


В результате изучения дисциплины «Исследование систем управления» студенты должны:

  • знать содержание общенаучных и конкретных методов исследования систем управления, функционально-логические основы исследования систем управления, логику и порядок планирования и организации исследования систем управления, принципы оценки результатов исследования;

  • уметь применять методологию исследования к решению практических проблем управления организациями;

  • иметь представление о подходах к исследованиям, о трудностях и проблемах проведения практических исследований и возможностях преодоления этих трудностей.



II. Содержание курса

п р о г р а м м а

Раздел I. Исследования в управлении


Тема 1. Исследования и их роль в научной
и практической деятельности человека

Понятие исследования. Научные и практические исследования. Виды исследований. Коллективные и индивидуальные исследования. Роль исследований в различных сферах развития производства. Методология и организация исследования. Исследование в практике управления. Исследование как функция менеджмента.



Тема 2. Система управления как объект и предмет исследования

Понятие предмета исследования и методологические принципы его выделения. Явления и процессы, их разнообразие и классификация. Система управления в качестве предмета исследования. Определение проблемы в исследовании процессов и систем управления. Проблемы исследования: возникновение, оценка, содержание. Уточнение и фиксация проблем. Структура и элементы проблемы. Зависимость методологии и организации исследования от его предмета.



Тема 3. Фактологическое обеспечение исследования.

Понятие факта. Факт и информация. Фактология – отбор и анализ фактов. Комплекс фактов. Виды фактов. Свойства фактов. Использование фактов в исследовании. Факты и выводы. Оценка фактов. Истинность фактов. Объективизация исследования.


Раздел II. Общенаучные методы исследования
систем управления


Тема 4. Система общенаучных методов исследования

Состав общенаучных методов исследования. Методы дедукции и индукции, наблюдения, эксперименты, методы измерения и оценки. Использование общенаучных методов проведения исследования.



Тема 5. Системный анализ в исследовании управления

Системный подход к исследованию. Элементы, связи, целостность. Внутреннее состояние и внешняя среда. Принцип внешней дополнительности. Структурно-функциональный анализ систем управления. Дифференциация элементов системы управления и свойства ее целостности.



Тема 6. Разработка гипотезы и концепции исследования
системы управления

Цели и функции исследования в практике развития управления. Исследовательская гипотеза. Роль гипотезы в исследовании. Формирование исследовательских гипотез. Виды гипотез: рабочая, установочная, теоретическая и практическая, прогностическая и программная и др. Концепция исследования: признаки, принципы построения, роль в организации и методологии исследования.


Раздел III. Функционально-логические основы
исследования систем управления


Тема 7. Функциональная роль исследования в развитии
систем управления

Управление функционированием и управление развитием. Диагностика и проектирование систем управления. Сознание в управлении. Осознание развития и потребность в реконструкции и модернизации систем управления. Типы мышления. Механизм мышления и механизм управления: формы связи и результат взаимодействия.



Тема 8. Приемы анализа и обоснования

Постановка вопросов в процессе исследования. Структура вопроса. Классификация, декомпозиция, стратификация. Правила классификации. Типология и ее разработка. Приемы доказательства. Шкалирование и критерии оценок. Использование методов индуктивного и дедуктивного вывода.


Раздел IV. Конкретные методы исследования систем управления


Тема 9. Состав и выбор методов исследования систем управления

Классификация конкретно-специфических методов исследования систем управления. Эффективность, ограничения и условия использования различных методов. Сочетание и комбинация методов исследования. Использование компьютерной техники в исследовании систем управления.



Тема 10. Исследование управления посредством
социально-экономического экспериментирования

Условия, ограничения и эффективность экспериментирования в управлении. Виды социально-экономических экспериментов. Ресурсное, методическое и кадровое обеспечение эксперимента. Организация эксперимента. Оценка результатов экспериментирования. Опыт экспериментирования в управлении производством.



Тема 11. Имитационное моделирование в исследовании систем управления

Исследование систем управления посредством имитационного моделирования. Разновидности моделей и условия их использования в исследовании практических проблем управления. Конструирование исследовательских моделей: принципы и практическая ценность. Использование компьютерной техники при моделировании систем управления.



Тема 12. Параметрическое исследование и факторный анализ
систем управления

Показатели состояния систем управления: состав, конкуренции, валидность. Анализ показателей. Классификация показателей системы управления. Показатели, характеристики и параметры системы управления. Глубина и объективность отражения свойств системы управления в показателях. Показатели статистики и динамики управления, элементов и связей, функционирования и развития.



Тема 13. Социологические исследования систем управления

Виды социологических исследований, используемых в изучении систем управления. Процедуры и организация социологических исследований. Социологические исследования и диагностика систем управления. Методические аспекты социологических исследований. Эффективность и оценка результатов социологических исследований.



Тема 14. Экспертные оценки в исследовании систем управления

Методология и организация экспертных оценок. Состав экспертов. Информационное обеспечение экспертных исследований. Выбор проблем для экспертного обследования. Обеспечение объективности и достоверности экспертных оценок. Обработка результатов экспертного обследования.


Раздел V. Планирование и организация исследования систем управления


Тема 15. Планирование процесса исследования систем управления

План исследования: необходимость, границы возможного и роль в организации. Этапы планирования: консультативный, предварительного составления, корректировки по ограничениям, утверждения. Особенности планирования исследований. Разработка программы исследования.



Тема 16. Организация исследования систем управления

Принципы организации исследования. Исследовательские группы. Разделение и кооперация исследовательской деятельности. Виды организации процесса исследования. Нормативное регулирование исследований и контроль. Оформление результатов исследования.



Тема 17. Научная и практическая эффективность исследования

Потребность и пути оценки результатов исследования систем управления. Социальная и экономическая эффективность исследования. Осознание ситуаций, тенденций развития, потребностей перемен. Исследования и повышение квалификации персонала управления.




III. Практические занятия

Методические рекомендации


Практические занятия по курсу направлены, в первую очередь, на отработку навыков проведения исследовательских процедур, а также, навыков организации коллективного исследования. Учитывая комплексность задач обучения, целесообразно проводить практические занятия в форме деловых игр, моделируя реальные ситуации организации и проведения исследований в практике управления. Ситуации, предлагаемые для деловой игры, отражают реальную практику управленческого консультирования по вопросам реорганизации бизнеса. Форма организации деловой игры позволяет пройти все этапы проведения и организации исследовательской процедуры.

Для освоения навыков проведения и организации исследования недостаточно моделирования ситуаций реальной практики. Необходим цикл учебных действий, направленных на осознание опыта модельного практического действия. Для реализации этой педагогической задачи предусмотрено два вида практических заданий:



    • Проблемные задания, направленные на осознание недостаточности имеющихся теоретических знаний для выполнения практического действия.

    • Закрепляющие задания, направленные на отработку и закрепление навыков организации и проведения исследования, применения теоретических знаний в модельной практике.

Практические занятия проблемного характера предусматривают, в свою очередь, ряд этапов:

  1. практическое действие,

  2. затруднение в выполнении практического действия,

  3. прекращение попыток выполнения практического действия и осознание наличия затруднения,

  4. осознание причин, которые вызвали затруднение (недостаточность теоретических знаний),

  5. формирование запроса на необходимую теорию.

Для организации практического занятия по предложенной схеме необходимо 2 учебных часа (1 час – п. 1, 2, 3; 1 час – п. 4, 5).

В основу моделирования процесса организации исследования в практике управления положена схема организованной коммуникации (автор О.С. Анисимов), отражающая познавательные процессы в мышлении. В ходе занятий моделируется последовательное освоение коммуникативных позиций (автор, понимающий, критик, арбитр и организатор коммуникации). Эти позиции по сути совпадают с этапами исследовательской работы (описание проблемной ситуации – автор, понимающий; выявление проблемы – критик; поиск путей решения – арбитр.). Таким образом, проходя последовательно стадии организации коллективного мышления, студенты приобретают навыки проведения исследования.


учебные задания к семинарским занятиям


Тема 1. Определение объекта и предмета исследования
Задания для групповой работы

  1. Определите цель, объект и предмет исследования в предложенной
    ситуации.

  2. Опишите проблемную ситуацию (выделите проблему).
Задания для дискуссии между группами

  1. Выберите ведущего дискуссию.

  2. Оцените точку зрения группы на цели, объект и предмет исследования.

Примечание:

1. Задания проблемного характера.



  • После фиксации разных точек зрения на объект, предмет, цель исследования, выявляются причины такой ситуации – субъективное видение, а также разное представление о позиции заказчика на проведение исследования. Как один из возможных приемов снятия субъективизма, предлагается оформлять результаты в виде схематических изображений. Определяется необходимость четкой фиксации позиции заказчика на проведение исследований в практике антикризисного управления.

  • Отдельно анализируется опыт организации дискуссии. Выделяются затруднения.

2. На пленарную дискуссию, как правило, необходимо не менее 2 часов. Это связано с количеством подгрупп (не менее 3–4, на каждое выступление с обсуждением – 15 минут минимально), а также отсутствием у студентов опыта участия в организованной дискуссии (неумение и нежелание понять точку зрения другого, большое желание всем доказать, что наша версия лучше всех и т.д.).
Задание для групповой работы

Провести коррекцию первоначальной версии цели, объекта и предмета исследования с учетом выявленных недочетов.

Примечание: группы докладывают результаты работы. Преподаватель ведёт обсуждение, демонстрируя работу организатора коммуникации. Цель обсуждения – выявить общие подходы к формулировке цели, объекта и предмета исследования.

Тема 2. Фактологическое обеспечение исследования
Задания для индивидуальной работы

Опишите проблемную ситуацию, используя схематические изображения. Выделите факты. Покажите несколько вариантов интерпретации фактов.

Примечание: в ходе занятия закрепляются навыки определения позиции заказчика на проведение исследования, навыки минимизации субъективизма при фиксации и интерпретации фактов, изложенных в ситуации.
Тема 3. Методология исследования. Роль гипотезы в исследовании
Вопросы для обсуждения

  1. Сущность диалектического и системного подхода к исследованию.

  2. Определение гипотезы. Структура гипотетического утверждения.

  3. Виды гипотез: рабочая, установочная, теоретическая и практическая, прогностическая и т.д.
Задания на групповую работу

Сделайте предположение о проблеме в предложенной практической ситуации. Обоснуйте гипотезу.
Задания на межгрупповую дискуссию

  1. Выберите ведущего дискуссии и определите его задачи.

  2. Определите подход к исследованию, в рамках которого выдвигается гипотеза.

Тема 4. Функциональная роль исследования в развитии
систем управления

Вопросы для обсуждения

  1. Особенности управления функционированием.

  2. Изменение состояния системы управления: деградация или развитие?

  3. Источники развития социально-экономической системы: роль внешних и внутренних факторов.

  4. Роль исследования в кризисных ситуациях. Прогностические и антикризисные исследования: общее и различное.

Тема 5. Сознание в управлении. Осознание развития и потребность
в реконструкции и модернизации систем управления

Задание на групповую работу

  1. На основе изучения научно-практической периодической печати (домашнее задание) описать ситуацию, в которой менеджер осознает потребность в реконструкции системы управления.

  2. Отметить внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективность реализации этой потребности.

  3. Сделать прогноз об успешности реализации потребности менеджера в реконструкции системы управления.
Задание на межгрупповую дискуссию

Оценить выступление группы по следующим критериям:

  • Наличие причинно-следственных связей в описываемой ситуации.

  • Наличие теоретического основания для прогноза об успешности реализации потребности в реконструкции управления.
Литература

Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность, пути формирования. – М., 1991.

Зазыкин В.Г., Чернышёв А.П. Менеджер: психологические секреты профессии. – М., 1992.
Тема 6. Исследование управления методом социально-экономического экспериментирования
Задания на групповую работу

    1. В русле выбранного подхода к социально-экономическому эксперименту привести пример ситуации, где необходим подобный эксперимент.

    2. Выделить в примере стадию жизненного цикла системы управления, и определить специфику социально-экономического эксперимента для этой ситуации.
Задания для межгрупповой дискуссии:

      1. Оценить выступление группы по следующим критериям:

  • Соответствие примера выбранному подходу к социально-экономическому эксперименту.

  • Соответствие выделенной специфики социально-экономического эксперимента выделенной стадии жизненного цикла системы.

2. Сформулировать рекомендации группе, позволяющие качественно улучшить представление о ситуации необходимости социально-экономических экспериментов в системах управления.

Тема 7. Аналитический отчет как форма представления
результатов исследования

Задание на групповую работу

  1. Изучите предлагаемый отчет о проведении исследования систем управления.

  2. Выделите структуру отчета.

  3. Определите подход и критерии, которые использовали авторы для оценки проблемной ситуации.
Задание на межгрупповую дискуссию

  1. Продемонстрируйте процедуру понимания выступления.

  2. Продемонстрируйте процедуру критики точки зрения.

  3. Согласуйте требования к аналитическому отчету.


Тема 8. Планирование и организация процесса исследования
Задание на групповую работу

  1. В предложенной ситуации (описана история предприятия и проблема исследования) составьте план проведения исследования.

  2. Сделайте предположения о трудностях, которые возможны при реализации плана.
Задание на межгрупповую дискуссию

  1. Согласуйте основные положения плана проведения исследования в предложенной ситуации.

  2. Определите «узкие» места в согласованном плане.


Тема 9. Типовые проблемы в организации исследования
Задание на групповую работу

Разработать критерии для оценки эффективности исследования.
Задание на межгрупповую дискуссию

  1. Выберите ведущего дискуссию. Определите для него задачу.

  2. Проведите дискуссию, с учетом правил ведения дискуссии и согласованных задач.

  3. Оцените организацию дискуссии и участие каждой группы в согласовании критериев для оценки эффективности исследования.

Примечание: занятие подводит итоги работе по практике организации дискуссии и участия в дискуссии по определенным правилам. Дискуссия рассматривается как один из методов организации исследования.
Литература

Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М., 2000.

Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления. – Железнодорожный, 2000.

Анисимов О.С. Стратегии и стратегическое мышление. – М., 1999.

IV. Примерная тематика рефератов


    1. Роль исследования в практике управления.

    2. Взаимоотношение теории и практики управления.

    3. Состав, характеристики и методы исследования систем управления.

    4. Проблема в научном исследовании.

    5. Описание и анализ диалектических методов исследования.

    6. Методы научного исследования.

    7. Комплексный подход к исследованиям.

    8. Эксперимент как метод исследования.

    9. Использование экспертных оценок в прогнозировании и планировании.

    10. Фактологическое обеспечение исследования.

    11. Эффективность фундаментальных исследований.

    12. Исследование взаимосвязей системы управления с управляемым объектом.

    13. Системный подход к абстрагированию проблем.

    14. Социальное экспериментирование в организациях.

    15. Социологические исследования систем управления.

    16. Диалектика познания слагаемых систем.

    17. Анализ информационного обеспечения организации (документооборот, оптимизация коммуникационной сети).

    18. Анализ коммуникаций в системе управления.

    19. Роль моделирования в исследовании систем управления.

    20. Исследование качества управления и бизнеса: проблематика, показатели, методы.


V. вопросы для подготовки к зачету


    1. Взаимоотношение теории и практики управления.

    1. Каким образом практика выступает критерием истинности и полезности результатов исследования управления?

    1. Факторы, определяющие эффективность исследования управления.

    2. Фактология и теория: их роль и отношения в исследовании управления.

    3. Взаимоотношение объективных и субъективных факторов в исследовании управления.

    4. Научная полемика в исследовании проблем управления.

    5. Понятие предмета и объекта исследования.

    6. Организация исследования в практической деятельности по управлению организацией.

    7. Использование диалектических принципов в исследовании управления.

    8. Поиск и распознавание противоречий в процессе исследования.

    9. Планирование исследования управления.

    10. Тестирование как метод получения информации для исследования проблем управления.

    11. Использование социологических исследований в изучении управления.

    12. Концепция исследования в изучении проблем управления: конструирование и реализация.

    13. Основные черты системного подхода к исследованию проблем управления.

    14. Разновидности проблем в социально-экономических системах и методологические принципы их исследования.

    15. Моделирование социально-экономических процессов: возможности использования и факторы эффективности.

    16. Экспериментирование в исследовании социально-экономических проблем. Эксперимент в управлении.

    17. Методологические принципы построения научной концепции. Научное управление.

    18. Качественный и количественный подходы к исследованию проблем управления.

    19. Основные методы исследования проблем управления.

    20. Разработка и доказательство гипотезы.

    21. Понятие гипотезы и ее роль в построении исследовательской концепции.

    22. Эффективность доказательства и основные факторы, ее определяющие.

    23. Основные виды доказательства и их характеристики.

    24. Понятие и общая структура доказательства.

    25. Использование дедуктивных и индуктивных заключений в исследовании управления.

    26. Функции дефиниции в интеллектуальной деятельности человека в исследовании управления.

    27. Классификация операций процесса исследования управления.

    28. Правила классификации, декомпозиции, стратификации и типологии и их использование в исследовании управления.

    29. Особенности логических законов и их использование в исследовании управления.

    30. Функции вопроса в исследовании деятельности человека.

    31. Конструкции вопросов и правила их корректности.

    32. Состав и содержание операций с понятием управления. Степень определенности понятий.

    1. Категория: определение и назначение в теории и исследовании управления.

    2. Планирование исследования. Типовые проблемы организатора исследования.

    3. Критерии оценки эффективности исследования систем управления.

VI. Аудиторные контрольные работы


Работа № 1

Задание:

  1. Определите цель, объект и предмет исследования в предложенной практической ситуации.

  2. Опишите проблемную ситуацию. Оформите результат в виде схемы.

  3. Сформулируйте гипотезу о проблеме на основании выбранного подхода к исследованию.

Работа № 2

Задание:

  1. Определите необходимость исследования в предложенной практической ситуации. Обоснуйте свою точку зрения.

  2. Обоснуйте вывод о состоянии процессов управления в предложенной ситуации (управление функционированием, управление развитием, кризис?).

  3. Для каких исследовательских целей в предложенной ситуации можно применить методику тестирования?



VII. Учебно-методическое обеспечение курса

Л и т е р а т у р а

Основная


Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: ДеКА, 2000.

Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2001.

Бор М.З. Основы экономических исследований. – М., 1998.

Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы. – М., 1998.
Дополнительная

Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. – Железнодорожный, Московской обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2000.

Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятии. – М.: Финансы и статистика, 1990.

Острейковский В.А. Теория систем: Учеб. для вузов. – М.: Высш. шк., 1997.

Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. – М.: ИНФРА-М, 2003.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка