Интеграция математики с предметами естественнонаучного цикла. Анна Викторовна Моисеева учитель математики моу «сош №3 с углубленным изучением отдельных предметов»



Скачати 47.76 Kb.
Дата конвертації26.04.2016
Розмір47.76 Kb.
Интеграция математики с предметами естественнонаучного цикла.

Анна Викторовна Моисеева

учитель математики МОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Котовска Тамбовской области.

Для нашего времени характерна интеграция наук, стремление получить как можно более точное представление об общей картине мира. Эти идеи находят отражение в концепции современного школьного образования. Но решить такую задачу невозможно в рамках одного учебного предмета. Поэтому в теории и практике обучения наблюдается тенденция к интеграции учебных дисциплин, которая позволяет учащимся достигать межпредметных обобщений и приближаться к пониманию общей картины мира. Это особенно важно для преподавания математики, методы которой используются во многих областях знаний и человеческой деятельности. Интеграция как средство обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов воспринимать мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Неоспорима значимость поставленных задач перед современным образованием. Однако их практическая реализация связана с определенными трудностями. Мы часто встречаем, что содержание учебных дисциплин не соответствует сформированности математического аппарата; Процесс интеграции усложнен несогласованностью тем в программах математики, физики, биологии, химии. Для формирования научного мировоззрения школьников недостаточное внимание уделяется вопросам научной методологии.



Цель – формирование математического аппарата, обеспечивающего связанность естественнонаучных дисциплин.

Задачи:

1) создание реальных возможностей применения учащимися знаний, полученных на уроках математики в изучении естественнонаучных дисциплин.

2) обеспечение практической направленности учебного процесса,

3) установление межпредметных связей, способствующих повышению качества знаний учащихся.

4) включение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность

Процесс интеграции включает два её вида: горизонтальную интеграцию (объединение сходного материала в разных учебных предметах) и вертикальную интеграцию (объединение одним учителем в своём предмете материала, который тематически повторяется в разные годы обучения на разном уровне сложности). Интегрированные уроки математики с другими предметами обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают несомненный познавательный интерес учащихся. Ни для кого уже не секрет, что, к сожалению, знания современных учащихся зачастую представляют собой так называемое «лоскутное одеяло», когда русский язык усваивается сам по себе, физика – сама по себе, математика также и так далее. Опора на математические понятия раскрывают новые аспекты физических, химических, биологических знаний, одновременно математические знания приобретают обобщенный смысл. Не зря говорят: «Математика – царица наук». Она дает методы изучения другим наукам. Применение математических методов в курсах физики, биологии, химии формирует у учащихся обобщенные измерительно-вычислительные, графические умения. Над данной проблемой я работаю в течение 2-х лет. Для достижения поставленных целей и задач ,мной создается комплексная программа интеграции математики с физикой, химией и биологией. Вначале мне пришлось изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме; Познакомилась с опытом работы передовых учителей; Разработала элективный курс для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки «Окружающий нас мир и математические коды для его описания»; Провела ряд уроков по интеграции математики с биологией и физикой. Осуществляла диагностику качества знаний и познавательного интереса учащихся. Мне бы хотелось представить вашему вниманию наиболее успешные примеры из опыта моей работы. 1.Рассмотрим вертикальную и горизонтальную интеграцию алгебры с физикой при изучении темы: «Функции, их свойства и графики» В 7 классе возможна интеграция по темам «Линейная функция» и «Мех. Движ.» В 9 классе по темам «Возрастание и убывание функции» и «Мех. Движ. Графическое описание движения» В 10 классе по темам «Производная функции» и «Мех. Движ. Характеристика мех. Движ. На основе математического анализа». Кроме того, возможна, так называемая диагональная интеграция. Так например, свойства квадр. Функции изучают в 8 классе, а в физике применяют ее свойства при изучении мех. Движения в 9 классе. Такой вид интеграции имеет положительный эффект. Эта интеграция предусмотрена самими авторами некоторых учебников. Но чаще всего учебный материал по разным дисциплинам несинтегрирован. Выходом из данной ситуации является составление рабочих программ по математике совместно с учителями естественнонаучного цикла

.2. Математика дает методы изучения другим наукам:



  • математическое моделирование;

  • системный анализ;

  • статистический метод;

  • синтез;

  • и т.д.

Применение математических методов в курсах физики, биологии формирует у учащихся обобщенные аналитические, измерительно-вычислительные, графические и др. умения. Практическая реализация идей опыта осуществляется с помощью следующих методик.

  • проектное обучение;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Главным условием достижения устойчивых положительных результатов использования интеграции является оптимизация процесса обучения математике, которая создается благодаря использованию ИКТ.

В преподавании математики ИКТ могут быть использованы в виде:



  • мультимедийных презентаций;

  • компьютерного моделирования видеоверсий задач и практических работ;

  • компьютерное тестирование в режиме тренинга и контроля.

Применение мультимедийных презентаций является неотъемлемой частью современного урока. С программой Power Point умеет работать каждый школьник. Поэтому дети являются моими помощниками при создании презентаций к некоторым урокам.

Более значимым, на мой взгляд, является компьютерное моделирование. Компьютерное моделирование позволяет имитировать идеализированные ситуации, встречающиеся в задачах.

Существует большое количество электронных учебников, тренажеров, компьютерных практикумов, которые я использую на этапах обучения, закрепления, и контроля знаний.



Результативность интеграции математики с предметами естественнонаучного цикла:


  • формируется у учащихся целостное представление о научной картине мира,

  • повышается качество знаний учащихся по математике и предметам естественнонаучного цикла;

  • использование ИКТ в течение урока позволяет поддерживать внимание учеников на высоком уровне, снижает утомляемость, снимает усталость и перенапряжение;

  • интегрированный урок вовлекает учителей – предметников в совместную работу;

Данная проблема мне очень интересна. В моих планах продолжать работать над этой темой и открывать новые возможности интеграции математики с предметами естественнонаучного цикла.


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка