И. В. Александрова (нгу им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург) в сфере педагогической деятельности, где общение направлено на развитие и формирование личности, значение личной духовности педагога особенно велико. Под профе



Сторінка1/11
Дата конвертації14.04.2016
Розмір2.65 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА и ЗДОРОВЬЯ

имени П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ





Материалы итоговой научно-практической

конференции профессорско-преподавательского состава
Национального государственного Университета
физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург за 2014 г.

Санкт-Петербург

2015

Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург за 2014 г. / Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.: [б.и.], 2015.   133 с.



Печатается по решению Редакционно-издательского совета НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.

В сборнике представлены тезисы ведущих ученых университета, докторантов, аспирантов, соискателей, освящающих актуальные проблемы физической


культуры и спорта.

 НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2015



Секция № 1. Педагогические проблемы физической культуры, спортивно-оздоровительного туризма и массовых спортивно-оздоровительных технологий различных возрастно-половых групп населения




ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДУХОВНОСТЬ ПЕДАГОГА

И.В. Александрова

(НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
В сфере педагогической деятельности, где общение направлено на развитие и формирование личности, значение личной духовности педагога особенно велико. Под профессиональной духовностью понимаются качества личности, являющиеся результатом усвоения человеческой культуры, высших общечеловеческих и национальных ценностей и включающие нравственные принципы, устремленность к высшим идеалам, стремление к самосовершенствованию. Там, где есть духовность как стремление к самосовершенствованию и помощи другим в формировании личности, там всегда есть педагогическое творчество.

Духовность будущего учителя формируется в процессе творческого освоения духовных ценностей педагогического наследия и на основе ценностного отношения к педагогической профессии. Профессиональная духовность педагога включает верность профессиональному сообществу и заботу об общих успехах, тягу к работе с молодежью, способность «заряжать» своей энергией других, научную активность и плодотворность, личную организованность, культуру планирования и бережливого отношения ко времени, личный интерес к преподаваемой дисциплине, раскрытие содержания тем с прослеживанием взаимосвязей излагаемых вопросов с разными социальными аспектами – ответственности, долга, социальной справедливости.

Сила личности раскрывается в профессионализме, а сила профессионализма – в личности. Ценностное отношение к педагогической профессии есть результат осознания избранной профессии как внутренней потребности данной деятельности. На основе ценностей, которые человек принимает и исповедует, он строит отношения, определяет приоритеты, выдвигает цели деятельности. В процессе выбора ценностей, оценки явлений, создания жизненных планов заключается профессиональное развитие личности. Если духовные потребности личности направлены на изучение науки, искусства, религии, то профессиональной деятельности в каждой из указанных областей придается значимость, высокая ценность.

Таким образом, профессиональная духовность педагога заключена в ценностном отношении, профессиональном росте, высокой личной значимости избранной профессии. И профессия педагога в данном случае содержит потенциал для самореализации и раскрытия личности педагога, обладающего профессиональной духовностью.



ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА И ИХ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Т.Е. Баева

(НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Каким должен быть педагог рассуждали и писали многие ученые, начиная от Коменского. Номы так далеко не будем заглядывать, а возьмем ХХ век России. Перечень качеств, предъявляемых к какой-то профессии, принято называть профессиограммой, которая для педагога одна из самых обширных.

Первые профессиограммы советского учителя были составлены в 20-е годы ХХ века. В одной из них находим следующие требования: физическое здоровье; уравновешенность характера; наличие развитой воли; предприимчивость, инициатива; организаторские способности; достаточное общее образование и хорошее знание своего предмета; знакомство с основными течениями современной рефлексологии, педагогики и методики; знание своего ученического коллектива; социально-экономическая и политическая подготовка; ясное и отчетливое осознание целей и задач проводимой работы; внимательное и любовное отношение к учащимся; образцовое поведение учителя в смысле дисциплинированности, аккуратности, опрятности, коллективизма, чувства долга и т.д.

В 80-ые годы наметилась тенденция к превалированию качеств, связанных с умениями организовывать, управлять, прогнозировать, планировать обучение и воспитание, вести эти процессы в соответствии с достижениями науки и практики. Появились такие требования как – коммунистическая убежденность и целеустремленность; знание методов коммунистического воспитания и умение применять их на практике; систематическое и планомерное повышение идейно-политического уровня; борьба за повышение производительности труда и т.д. На смену одним требованиям пришли другие.

Сегодня уже в ХХI веке на наших глазах формируется новый тип учителя – специалиста, работающего в рыночной экономике и подчиняющегося его законам. Иными стали функции педагога, его отношение к труду, общение с учениками. Какие же специфические качества педагога формируют рыночные условия? Многое проясняется в ответах нынешних студентов на вопрос, какими качествами должен обладать педагог? Наиболее значимые качества распределились следующим образом: престиж (рейтинг); знание предмета; умение научить; гарантия качества; юмор(приятность общения); ответственность; требовательность; уважение к ученику (умение наладить контакт); терпение; умеренная стоимость педагогической услуги.

Нетрудно заметить, что на смену возвышенному представлению об учителе приходит прагматичное и требовательное понимание педагога как специалиста, который оказывает на рынке образовательные услуги. Он просто обязан выполнять взятые на себя обязательства, обеспечить получение продукта заданного количества и качества. А потребитель образовательных услуг очень чувствителен к уровню квалификации педагога, а именно к его престижу, который имеет первостепенное значение.

Современный педагог оказался в очень непростых условиях и от него требуется большое мужество, чтобы оставаться верным своей профессии, центральной задачей которой всегда являлось содействие развитию сущностных сил человека.



РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ЗНАНИЙ В ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В КОЛЛЕДЖЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА

С.Н. Бекасова

(Колледж олимпийского резерва №1)
В настоящее время среднее профессиональное образование на первый план выдвигает соответствие качества подготовки педагогов по физической культуре мировому уровню, профессиональной деятельности на основе использования информационных технологий и новейшей информации. Большое значение приобретает продуктивная самостоятельная информационная деятельность и использование информационных знаний для творческой профессиональной деятельности и повышения информационного потенциала обучающихся.

Педагоги по физической культуре обладают знаниями по теории и методике физического воспитания, избранного вида спорта, педагогике, психологии, физиологии и другим дисциплинам, изучаемым в Колледже; имеют опыт учебно-исследовательской деятельности, полученный ими при написании рефератов и выпускных квалификационных работ, выступлений на научно-практических конференциях, но на практике им приходится изучать большой объем информационных источников для более глубокого ознакомления со своей профессиональной деятельностью, овладевать умениями систематизации материала в соответствии с требованиями профессии. И несмотря на то, что студенты за время обучения в Колледже постоянно пользуются услугами библиотек, сети Интернет, информационных знаний, полученных ими в Колледже недостаточно, так как многие из них слабо ориентируются в системе поиска информационных источников, не могут правильно оценить полноту и достоверность получаемой информации, что приводит к большим потерям времени при поиске необходимой литературы, влияет на качество профессиональной деятельности, уменьшает время на принятие нестандартных профессиональных решений. Следовательно, основами информационных знаний, умений и опыта информационной деятельности необходимо овладеть в период обучения в Колледже.



ОПТИМИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Э.И. Белогородцева, Н.Н. Крафт

(НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Воспитание – это нервная система образования. Воспитание любого нравственного качества, любой черты характера должно проходить через следующие стадии (Рубинштейн С. А.): возбуждение (готовность включиться в единое информационное поле) – побуждение (подкрепление, готовность действовать) – генерализация (способность эмоционально и адекватно реагировать, формирование оценочных суждений).

Урок физической культуры, учебно-тренировочное занятие только тогда имеет воспитательную ценность, когда оно вызывает определенные эмоции и субъективные переживания, затрагивающие мотивационную сферу психики учеников, юных спортсменов. Поэтому содержание урока физической культуры, тренировочного занятия должно быть подготовлено должным образом, тогда и учебные цели будут эффективнее достигаться через реализацию воспитательных целей.

При составлении конспекта урока по физической культуре, учебно-тренировочного занятия важно продумывать виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными задачами. Важно помнить, что начало урока, с воспитательной точки зрения, - очень важный момент, так как именно на этом этапе происходит влияние на мотивационную сферу. Для этого существуют различные способы и приемы формирования мотивации: создание проблемных ситуаций, практические задания исследовательского характера, творческие задания и другое, что побуждает любознательность, самостоятельность, интерес, активность. Гуманизация школьного образования предполагает другую иерархию целей учебно-воспитательного процесса на уроке. Сегодня на первый план выступают воспитательные и развивающие цели, тем самым, в содержании образования усиливается морально-нравственный аспект.

Рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока:

1. При планировании урока учитывать уровень нравственной воспитанности учеников.

2. Продумывать все виды деятельности учащихся на каждом этапе урока с поставленными задачами.

3. Осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока, учебно-тренировочного занятия.

4. Использовать на уроке, учебно-тренировочного занятия урока использовать инновационные технологии.

5. Использовать разные виды контроля и самоконтроля для воспитания ответственности, самостоятельности, критичности, трудолюбия;

6. Применять различные способы оценивая, что окажет положительное воспитательной воздействие на ученика в случае успеха или неудачи.

7. Проводить на каждом уроке этап рефлексии, что позволит педагогу корректировать воспитательные задачи.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО СПОРТИВНОМУ ТУРИЗМУ

В.В. Благово

(НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
К особенностям методики проведения занятий (как лекционных, так и семинарских) по дисциплине «Спортивный туризм», влияющим на устойчивое овладение студентами базовых знаний, с нашей точки зрения, относятся:

Первое и главное – это высокая профессиональная квалификация преподавателя, обладающего личным богатым опытом участия и руководства сложными походами и восхождениями.

Второе – преподаватель должен уметь доходчиво и интересно подать материал и ни в коем случае он не должен зачитывать лекционный материал по бумажке. В этом случае чуткие студенческие души сразу уловят фальшь и неубедительность зачитываемых положений.

Третье – недостаточно доходчиво рассказать об особенностях применения тех или иных приёмов. Необходимо проиллюстрировать их картинками, видеороликами, чертежами и схемами, которые бы дополняли рассказ. Особо следует подчеркнуть жизненную необходимость строгого выполнения приёмов, приводя примеры драматических и трагических финалов, вызванных некомпетентностью или слабостью участников похода. Именно на этом этапе следует проводить «разбор полётов», объясняя студентам причины, приведшие к таким печальным результатам.

Четвёртое – всё, что можно провести в аудитории примерно также как и в природных условиях – можно и нужно проводить, не откладывая эти занятия на периоды реальных выездов на скалы, водные просторы, заснеженные лесные массивы и т.д. К таким занятиям можно отнести, в первую очередь, практическое изучение таких дисциплин как топография и геодезия, естественно, в сокращённом объёме. Учащиеся в условиях аудитории должны научиться свободно владеть компасом, легко «читать» топографические карты, схемы, кроки и карты для спортивного ориентирования. Для проведения занятий по горному туризму можно предоставить студентам широкий ассортимент различных устройств, применяемых в тех или иных случаях и разобраться в особенностях работы этих устройств в тёплой аудитории легко и приятно. А изучать приёмы работы с ними на морозе, ветру, да порой в неудобном положении – может оказаться фатальным. Лыжи, лыжные ботинки, крепления, бахилы тоже можно внимательно рассмотреть и запомнить их особенности. Можно очень понятно показать и рассказать об особенностях подготовки велосипеда к длительному путешествию, поскольку некоторые студенты приезжают на учёбу на своих «конях».

Все мы прекрасно понимаем, что только живой опыт тренировочных занятий на природе может помочь окончательно отработать ряд навыков, необходимых для успешного преодоления естественных препятствий в реальном походе или восхождении.



СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПСИХИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ НА ЭТАПЕ ПЕРЕХОДА ОТ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ К ВЫСШЕМУ СПОРТИВНОМУ МАСТЕРСТВУ

В.А. Вальковский

(НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Ведущими качествами спортсменов - ориентировщиков на этапе высшего спортивного мастерства являются: скорость бега на пересеченной местности на уровне анаэробного порога энергообеспечения, способность к принятию решений на такой скорости и эмоционально-психологическая устойчивость спортсменов.

Эти качества можно оценить непосредственно по результатам соревновательной деятельности, а также в процессе тестирования физических и психических качеств. Практический интерес представляет сравнение этих видов оценки.

Целью данной работы является раздельная оценка умственной и физической составляющих в результатах соревновательной деятельности. Такая оценка может быть сделана на основе анализа результатов соревнований по данным электронной системы, представленных в виде «Сплит-таймов», а именно, временных отрезков между контрольными пунктами.

Технология анализа заключается в следующем: вначале выделяются лучшие результаты на каждом из отрезков между контрольными пунктами, и таким образом мы получим результат «идеального ориентировщика». Затем результаты на отрезках для каждого спортсмена сравниваются с соответствующими результатами «идеального ориентировщика».

На отдельных отрезках, реальные результаты стабильно отличаются от идеальных на некоторую постоянную величину, которую обозначим Tстаб. Можно предположить, что этот проигрыш во времени обусловлен разницей в скорости бега реального и «идеального» спортсменов.

На отрезках, где реальный результат значительно отличается от идеального, можно предположить, что спортсмен сделал ошибки. Можно обозначить среднее время ошибок, сделанных на нескольких КП, как Тош.

Чаще всего, ошибки на дистанции обусловлены психологическими качествами: способностью принимать решения в экстремальных условиях.

Разницу между Тош – Тстаб = Тпсих. Можно отнести на счет умственной составляющей в результатах соревновательной деятельности.

Таким образом, предложенный метод анализа результатов соревнований по спортивному ориентированию, позволяет дифференцировать физические и психические качества спортсменов и получить информацию, необходимую для управления тренировочным процессом.
О ВЛИЯНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХСВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ НА ПОВЕДЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ ТУРИСТОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

В.И. Голиков, Г.И. Куликова

(НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Как известно, походы в экстремальных условиях природной среды отличаются большой нагрузкой на психологическое и эмоциональное состояние спортсменов. В этих условиях успешное, безопасное прохождение маршрута обусловлено непременным наличием трех условий, каждое из которых имеет психологическое содержание:

1) биопсихические свойства личности;

2) готовность к максимальной мобилизации волевых усилий;

3) способность к психической саморегуляции (В. Ф. Сопов (2010).

Эти условия представляют собой блоки психологических свойств личности, знание функциональной природы которых позволяет находить слабые звенья в системе самоконтроля и саморегуляции спортсмена.

Блок биопсихических свойств личности включает в себя качества, имеющие биологическую природу, являющиеся врожденными свойствами нервной системы: сила, подвижность, уравновешенность, которые обеспечивают наиболее стабильные реакции личности на воздействие факторов внешней и внутренней среды. Сочетание свойств НС в определенной комбинации определяет тип темперамента, присущий тому или иному спортсмену:

— сангвиник: сила, подвижность, уравновешенность;

— холерик: сила, подвижность, неуравновешенность;

— флегматик: сила, инертность, уравновешенность;

— меланхолик: слабость, инертность (подвижность), неуравновешенность.

Участниками реальных спортивно-туристских походов, как правило, являются представители всех типов темперамента. Поэтому, в целях изучения динамики внутригрупповых социальных отношений, могущих повлиять на успешность похода в экстремальных природных условиях, был проведён эксперимент в пустынях Сары-Есик-Атырау и Кызылкумы.

Анализ отчетов о прохождении подготовки, движения по маршруту и итоговых оценок, показывает, что наиболее адекватным было поведение участников, прошедших полную психологическую подготовку, включающую в себя:

а) ознакомление с особенностями своего характера;

б) дидактические беседы по самовоспитанию необходимых черт характера и мотивационных установок;

в) обучение навыкам психической саморегуляции;

г) ролевой тренинг поведения в предполагаемых ситуациях, особенно в ситуациях проведения различных измерений и исследований друг на друге;

д) зачет по психической саморегуляции.

На основании результатов исследований можно утверждать, что для предотвращения психологических срывов во время походов в экстремальных условиях природной среды в период тренировок необходимо проводить обучение методам психорегуляции – проводить занятия, состоящие из психофизических упражнений и тренировки способности к релаксации.



ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ТРЕНЕРА

И.П. Гомзякова

(НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Социально-экономические перемены, происходящие в современном обществе, повлекли за собой изменение системы духовных, нравственных и культурных ценностей. Характеристики личности современного спортсмена включают низкий уровень общей культуры, отсутствие духовных запросов, корыстолюбие, неразвитое гражданское сознание, недооценка национальных интересов страны, пренебрежение чувством коллективизма, чести, эгоцентрическую позицию в жизни. Подкрепление данным характеристикам создает коммерциализация спорта.

В этой связи необходимо пересмотреть значение физической культуры и спорта как средства воспитания личности, востребованной социумом. Тренер в воспитательной деятельности должен демонстрировать характеристики гражданственности, патриотизма, дисциплины, ответственности. Тогда как сам тренер имеет трудности выбора ценностных ориентаций. Работа с тренерами различных специализаций, имеющих долгий стаж профессиональной деятельности, показала колебания в осуществлении выбора между «коммерческим результатом» и здоровой личностью спортсмена, которую он должен выпустить в жизнь. Решение таких вопросов обеспечивает содержание психолого-педагогической подготовки будущих тренеров, требуется расширение его знаний в вопросах анатомии, физиологии, социологии, педагогики и психологии (Л.И. Божович, В.О. Василенко, А.Г. Здравомыслов, Н.В. Кузьмина, В.П. Тугаринов, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов и др.). Потенциал комплексного подхода в обучении ориентирован на понимание психосоматических особенностей личности, раскрывающих истинные механизмы поведения и ориентации.



ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ШКАЛА ТРУДНОСТИ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Т.В. Горбунова

(НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Учебная деятельность на уроке, как и любая деятельность, может вызывать снижение функциональных возможностей организма, чувство усталости, свидетельствующее о необходимости отдыха для организма учащегося. Разработка научно обоснованных здоровьесберегающих физкультурно-оздоровительных технологий для школьников остаётся актуальной и на сегодняшний день. Одной из задач нашего исследования было изучение субъективной оценки физического состояния учащихся на различных по степени трудности уроках. Нами была разработана анкета, включающая вопросы по выявлению учебных предметов, вызывающих наибольшее ощущение усталости, а также вопросы по самооценке характера утомления (усталости) на уроках. При составлении нашей анкеты мы использовали таблицы шкал трудности (ШТ) учебных предметов для учащихся, рекомендованных СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях"(2010).

Анкетный опрос, проведённый нами среди 76 учеников ГОУ школы № 246 Приморского района города Санкт-Петербурга, показал какие учебные предметы вызывают ощущение усталости у школьников разных классов. Так, пятиклассники испытывают трудности на таких уроках, как «История СПб» - 73,3% (шкала трудности-5баллов)и «Информатика» - 57,8% (ШТ - 4балла). 42,9% учеников 7-ого класса отметили ,как трудные, уроки физики, 80%- русского языка (ШТ - 11баллов) и биологии (ШТ - 7 баллов), а также 38% учащихся испытывают усталость на уроке геометрии (ШК – 12 баллов). Ученики 9-го класса выделили уроки геометрии(66,7 %, ШТ - 8баллов), а также уроки алгебры и биологии (по 50% опрошенных, ШТ - 7баллов). Учащиеся 10-го класса отметили следующие уроки, часто вызывающие ощущение усталости: геометрия - 70% (11 баллов), физика - 50% (12 баллов), история - 45,8%,обществознание - 33,3% (5 баллов).

Для того, чтобы более детально проанализировать характер утомления различных функциональных систем организма, нами было предложено выделить те состояния, которые школьники ощущают в разной степени на уроках. Учащиеся 5-го класса чаще всего испытывают: усталость пальцев кисти (84,2 %), шум в голове, сонливость и вялость (по 68,4%), боли в шейном отделе (52,6%). Семиклассники жалуются на следующие состояния во время уроков: сонливость (95,2%), вялость (90,5%), кружение головы (66,7%), боли в животе (61,9%), усталость пальцев кисти (61,9%), боли в шее и спине (по 52,3%), сердцебиение (47,6%). Полученные данные отражают, по всей вероятности, не только утомление, вызванное трудностями в учёбе, но и начало пубертатной перестройки организма подростков. У учеников 9класса преобладают жалобы на головные боли и боли в шее (по 66,7%) ,в спине (50%) . Что свидетельствует о преобладании утомления, вызванного статическим напряжением мышц при удержании «рабочей» позы во время уроков, и особенностями роста скелета в данном возрасте. Наибольшее количество жалоб на своё состояние во время уроков отмечается у старшеклассников. Особенно выделяют они следующие состояния: вялость(100%), сонливость (95,8%), головная боль (83,3%), боли в спине (70,8%), напряжение в пояснице (70,8%), боли в шее (66,7%), кружится голова , болит живот, устали пальцы ( по 62,5%), сердцебиение, не хватает воздуха, затекли ноги (по 58,3%). Частота встречаемости подобных состояний должна насторожить педагогов и родителей с точки зрения интенсивности процесса обучения, а также с позиций рациональной организации режима дня старшеклассников.

Полученные результаты, позволяют нам говорить о необходимости проведения комплексов физкультурных минуток у старшеклассников (самое большое количество жалоб) на каждом уроке. На уроках физики и геометрии, в первую очередь, должны проводиться физкультурные минутки для улучшения мозгового кровообращения, а также для снятия утомления с плечевого пояса и рук, мышц туловища и ног. На уроках истории и обществознания проводить ФМ снятия утомления зрительного и слухового анализатора. Необходимо принять во внимание, что не всегда предметы , имеющие высокий балл по шкале трудности, вызывают у детей какие-либо функциональные отклонения в состоянии здоровья. Стоит предположить, что это может быть связано с расписанием занятий (последние уроки), новизной предмета, особенностями преподавания.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка