Государственное-частное партнёрство сферы услуг в туризме



Скачати 279.97 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір279.97 Kb.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Кафедра философии и политологии
РЕФЕРАТ
по дисциплине «История и философия науки»

на тему: «Государственное-частное партнёрство сферы услуг в туризме»


Выполнил: аспирант 1 -го года обучения

кафедры экономики и управления в социальной сфере



Гончаров Дмитрий Сергеевич

Проверил: научный руководитель,
к.экон.н., доцент

Пономарева Елена Георгиевна

Москва - 2015

Содержание


Введение 3

1. Основы государственное-частное партнёрство (ГЧП) 7

2. Рынок в туризме и деловом туризме 9

3. Тенденции рынка туризма 20

Заключение 23

Список использованной литературы 25








Введение


ГЧП – уникальный инструмент, позволяющий органам государственной власти и представителям бизнес-сообщества выйти на новый этап развития взаимоотношений. Принципы этого партнерства сложны и многообразны.

Само понятие «Государственно-частное партнерство» впервые появилось в России менее 10 лет назад, и короткое время стало популярным. К огромному сожалению, использование данного понятия зачастую заканчивается его произнесением, а понимание ограничивается каким-то взаимодействием частного бизнеса и государства. Наша страна с каждым годом все сильнее укрепляет свои позиции на мировом рынке, все активнее развивает свои возможности, занимается совершенствованием законодательства, определяет основные приоритеты развития государственности, не забывая и о частном бизнесе, без участия которого невозможно представить ни одно государство мира. В современных рыночных условиях успеха достигнуть можно лишь в реализации социально значимых проектов, при этом необходимо объединить усилия государства и бизнеса. Это должно быть в обязательном порядке взаимовыгодное партнерство, сотрудничество, направленное на развитие всего государства, общества и экономики в целом. В таких партнерствах органы государственной власти и субъекты предпринимательской деятельности всецело дополняют друг друга, взаимовыгодно сотрудничают и вместе идут к одной заранее намеченной цели. Вопросы такого взаимодействия приобретают особую значимость.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, развитие институтов государственно-частного партнерства определяется в качестве стратегического направления.

Наша страна не является исключением, и поэтому в последнее время как в России, так и во всем мире наблюдается тенденция сотрудничества государства и бизнеса, особенно в инфраструктурных отраслях, которые ранее всегда находились в государственной собственности и в государственном управлении.

Одной из основных задач государства на данном этапе становления государственно-частного партнерства является повышение привлекательности всех механизмов государственно-частного партнерства, попытка сделать их максимально доступными для бизнеса, сформировать основные составляющие и усовершенствовать нормативную правовую базу для развития столь перспективного и нужного направления. Бизнес должен получить более деятельную поддержку со стороны всех институтов развития форм государственно-частного партнерства.

Принято считать, что вследствие постоянной нехватки средств бюджетов всех уровней и инвестиционного фонда создание новых инструментов финансирования на разных уровнях власти приобретает острую необходимость.

Учитывая всем хорошо знакомые последствия недавних кризисных явлений, на сегодняшний день самой главной задачей ГЧП в России является делегирование местным и региональным властям полномочий по внедрению механизмов ГЧП.

Представителям государственной власти необходимо сделать акцент на развитии инфраструктуры в каждом городе, в каждом населенном пункте. Регион должен научиться самостоятельно искать инвесторов, разрабатывать программы развития и совершенствования существующих систем привлечения капитала, так как лучше его истинные потребности и возможности никто не знает.

В России начинает возрастать интерес органов государственной и муниципальной власти, а также частных инвесторов к возможным способам привлечения финансирования под конкретный проект. Очень важно в этом случае грамотно, взвешенно и точно рассчитать собственные силы, возможности инвестора и совместными усилия прийти к единственно правильному и верному решению. При этом не стоит забывать, что спрос на многолетние финансово значимые и прибыльные проекты территориального, городского или промышленного развития во многом инициируются за счет деятельности именно органов государственного и муниципального управления.

Естественно, подобного рода взаимодействие потребует к себе очень внимательного и тщательного подхода, оно не может протекать без каких-либо противоречий, сложностей и неясностей. Тем более, когда все это только начинает развиваться и является по практической сути новым для российской рыночной экономики.

В сложившихся экономических и политических условиях развития России именно проекты ГЧП смогут стать реальным инструментом помощи по выходу из сложившейся непростой ситуации. Государство в лице органов региональной и местной власти с помощью ГЧП сможет перейти от прямого бюджетного финансирования проектов, которое, несомненно, будет в той или иной степени ограниченно, к перспективной модели привлечения частных денежных средств на условиях разделения рисков, тем самым повышая эффективность своей деятельности. ГЧП сможет помочь профинансировать инфраструктурные объекты и сократить государственные проектные риски.

На сегодняшний момент можно утверждать, что ГЧП как явление общественной жизни в России существует и успешно развивается. Термин «государственно-частное партнерство» широко используется, он все чаще встречается в публичных заявлениях представителей государственной власти, СМИ, сети Интернет и т. д. В органах государственной и муниципальной власти создаются или вот-вот будут созданы собственные структурные подразделения, занимающиеся вопросами ГЧП.

В настоящее время в качестве приоритетных сфер развития государственно-частного партнерства в России принято рассматривать:


  • развитие производственной и транспортной инфраструктуры;

  • жилищно-коммунальное хозяйство;

  • здравоохранение и социальные услуги;

  • финансирование научных исследований;

  • развитие инновационной инфраструктуры.

Законодательству о государственно-частном партнерстве требуется четкая юридическая позиция, касающаяся вопросов собственности, структуры налогообложения и регулирования потенциальных конфликтов интересов. Оно должно также определять приемлемую структуру для принятия на себя органами государственной власти связанных риском обязанностей.

Внедрение разработанной правовой структуры важнейшее условие для мотивации бизнеса на вступление в государственно-частное партнерство. Успех такого проекта в России на 70 % зависит от качества подготовки проекта на начальных стадиях.

Правильное и грамотное партнерство может быть реализовано лишь при полной ясности и прозрачности стратегии дальнейшего развития государства. В случае отсутствия четких «правил игры», без уверенности в стабильности и правильности сделанного выбора от бизнеса нельзя ожидать ничего, кроме показного интереса и формального участия в крупномасштабных проектах государства в целях самосохранения. Фактор эффективного предпринимательства при этом может быть утрачен.

Появление стимулов для осуществления максимально возможных вложений со стороны инвесторов должно быть вызвано созданием возможностей достижения максимальной рентабельности. Инвесторам требуются не временные льготы, а долгосрочные гарантии возврата вложенного капитала. Если этого нет, то рост предпринимательского риска ведет к сокращению инвестиционного предложения и утечке капитала из страны.


1. Основы государственное-частное партнёрство (ГЧП)


Прежде всего, необходимо определиться с терминами. Существует множество развернутых определений государственно-частного партнерства (англ. РРР - Public-Private Partnership), но суть понятия может быть сформулирована просто как «объединение (сотрудничество) для реализации совместных проектов между государственным и частным секторами». В западной практике термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП) используется в узком смысле - как инструмент привлечения бизнеса к выполнению государственных и муниципальных задач, связанных с предоставлением публичных услуг, развитием общественной инфраструктуры, осуществлением крупных и сложных проектов развития технологий1. При этом концепция ГЧП гораздо шире и включает самые разные формы взаимодействия государства и бизнеса.

«Государственно- частное партнерство — это специфическая, различных видов форма взаимодействия государства и частного сектора в сфере экономики, основополагающей чертой которого является сбалансированность интересов, прав и обязательств сторон в процессе его реализации».

Роль туризма существенно возросла во время мирового финансового кризиса и особенное началом процесса восстановления мировой экономики. В качестве одной из крупнейших экспортных отраслей, продолжающей укрепляться даже в условиях нынешней экономической неопределенности. Туризм стал важным инструментом развития инфраструктуры, искоренения нищеты, стимулирования роста и создания рабочих мест. В России туризм сегодня находится на острие государственной политики. Раньше никогда к отрасли не было такого внимания со стороны руководства страны.

Рассмотрим вклад каждого из секторов в развитие отрасли. Государство отвечает за создание среды, благоприятной для развития туризма: сохранение культурного наследия и окружающей среды, разработку отраслевого законодательства, создание туристской инфраструктуры (дороги, общественный транспорт, парковки для туристских автобусов. информационные центры, система указателей и т.п.) и продвижение страны как направления для безопасного и комфортного туризма на международной арене. Если государство реализует свои функции качественно и в полном объеме, это создаст предпосылки для развития бизнеса.

Строительства отелей и ресторанов, объектов индустрии развлечений, создания и продвижения турпродуктов, роста числа занятых в отрасли. Как следствие, бизнес получает прибыль, а государство - налоговые поступления, рост ВВП. Дополнительные рабочие места, диверсификацию и увеличение объемов экспорта. Несмотря на очевидные социально- экономические выгоды от развития туристской отрасли, для государства она является достаточно обременительной. Большая часть прибыли (около 90%) достается частному сектору, при этом расходы государства на поддержание туристской инфраструктуры значительны и не покрываются его доходами. Частный сектор также вынужден вкладывать заработанные деньги в сохранение и развитие бизнеса, однако в целом у него образуется некоторый излишек, который он готов инвестировать. Недостаток денежных средств у государства, с одной стороны и их избыток у бизнес-сообщества.

Теперь рассмотрим, что стоит за понятиями частного и государственного секторов в данной отрасли. Бизнес-сообщество представлено как отдельными предприятиями, так и различными отраслевыми объединениями, и во взаимоотношения с государством может вступать любой из этих компонентов. Разнообразие видов деятельности, прямо или косвенно относящихся к туризму, предполагает и разветвленную систему его регулирования на государственном уровне. В итоге национальная туристская политика становится продуктом взаимодействия целой группы министерств и ведомств на разных уровнях власти.

Для нормального развития отрасли необходимо грамотное распределение полномочий и зон ответственности между сторонами. Возможности для партнерства следует искать в точках пресечения.

В качестве примера возьмем классификацию отелей. В этом вопросе очень важно определить обязанности государственных и частных секторов. Государственные органы должны гарантировать минимальные стандарты безопасности и гигиены в соответствующих средствах размещения. Частный сектор, ориентированный на коммерческую эффективность, заинтересован в том, чтобы созданная классификация обеспечивала потребителя качественной и прозрачной информацией о гостиничных объектах и уровне обслуживания в них. Это формирует потребность в последовательном использовании признанной и согласованной терминологии. ГЧП обеспечивают эффективное достижение данной цели.

В целом, если рассмотреть цепочку создания стоимости национального турпродукта - то мы увидим, что оба сектора активно вовлечены в этот процесс и вносят равноценный вклад в развитие отрасли.

Возможно, именно туризм (культурно- познавательный. экотуризм и др.). развиваемый в рамках ГМ П. станет важнейшим средством активизации туристского потенциала России, а также обеспечения сохранности памятников исторического наследия и природных ресурсов.



2. Рынок в туризме и деловом туризме


Центрами главного туризма сегодня являются США, Великобритания, Австралия, Германия, Франция, Австрия и Испания. На Востоке непревзойдённым лидером стал Китай, хотя в последнее время индустрии MICE стали уделять внимание и в Индонезии, и в Лаосе, и во Вьетнаме.

В исследовании "Shaping the Future of Travel", проведенном компанией Amadeus1, туристскую отрасль ждет устойчивый рост и развитие технологий, а главным ее локомотивом станут страны Азии во главе с Китаем. Бизнес-туризм также выходит из посткризисной «зоны ожидания», но полного оздоровления достигнет лишь к 2018 году. Последние десять лет, вошедшие в историю как годы глобального экономического кризиса и его преодоления, были очень сложными для мировой тревел-индустрии. Отрасль вступает в новое десятилетие уверенного роста, который во многом будет обусловлен бурным развитием тревел-индустрии и мобильных технологий, увеличением доступности авиаперелетов, благодаря конкуренции между традиционными перевозчиками и лоукостерами, а также расширением и диверсификацией предложений отелей. Прирост международного туристического потока составит 5,4% в год, превысив показатель глобального валового внутреннего продукта (ВВП) на 2%.

Ведущими в туристической индустрии будут развивающиеся рынки, интерес к которым со стороны деловых путешественников по - прежнему высок. Если в 2013 году доля Китая, Бразилии, Индии, России, Индонезии, Турции и других развивающихся стран в международном авиационном трафике составила 44%, то в течение следующих десяти лет она увеличится до 51%. Лидером станет Китай. В 2014 году по объемам выездного туризма самая густонаселенная страна в мире обгонит США, а к 2017 году сможет обойти крупнейшую экономику и по внутреннему туризму. Доля только китайских туристов к 2023 году достигнет 20% от мирового туристского потока, то есть каждый пятый путешественник будет жителем Китая.

В исследовании отмечается, что развивающиеся рынки наиболее восприимчивы к новым инструментам, технологиям и бизнес-моделям. Местные агенты проявляют больше гибкости и готовности к экспериментам, активнее адаптируют глобальный и региональный контент к нуждам туристов и внедряют мобильные решения для поиска предложений отелей и авиакомпаний, бронирования, оплаты и получения дополнительной информации, в отличие от своих коллег из крупных международных компаний.

Европейские и американские компании в условиях глобального экономического кризиса искали пути оптимизации расходов на деловые поездки. Политика снижения затрат подтолкнула многих корпоративных покупателей отказаться от услуг агентств и перейти к организации командировок силами собственных тревел-специалистов или самих сотрудников. Активно поощрялись альтернативные способы коммуникации, например, видеоконференцсвязь.

Как отмечают эксперты Amadeus, в последние годы в большинстве компаний серьезно сократились лимиты на организацию командировок. Так, повсеместно произошел отказ от билетов бизнес-класса в эконом-класса, при этом среднее количество ночей пребывания бизнес-путешественника в отеле стало меньше, а категория гостиницы — ниже. Особенно заметен отказ от премиальных классов обслуживания на ближнем и среднемагистральных рейсах.

По прогнозам специалистов Оксфордского университета, расходы американских сотрудников в 2014 году только выйдут на докризисный уровень, европейский рынок же полностью восстановится не ранее 2018 года. В период оздоровления традиционных экономик двигать вперед мировую индустрию делового туризма продолжат страны Северо- и Юго-Восточной Азии, на долю которых придется 42 и 13% тревел-расходов на международные поездки соответственно.

Один из главных трендов в туристической индустрии прошедшего и будущего десятилетия - оптимизация расходов и жесткая экономия. Поэтому наметившаяся конкуренция между традиционными (legacy) авиакомпаниями и лоукостерами, по данным Amadeus, будет только расти. Особенно это будет заметно на ближнемагистральных рейсах, где пассажиры готовы смириться с отсутствием бесплатного питания и других удобств при условии дешевого билета.

Уже сегодня бюджетные перевозчики опережают традиционные авиакомпании на всех континентах. Только в европейском воздушном пространстве они ежегодно перевозят 250 млн путешественников, причем в будущем показатель будет увеличиваться. По мнению экспертов, устойчивый спрос на услуги лоукостеров в развивающихся странах Азии, Ближнего Востока и Африки обеспечит средний класс, доля которого в трафике авиакомпаний-дискаунтеров за последние пять лет выросла вдвое.

Дальнейшее развитие бюджетных авиакомпаний потребует от них существенного изменения привычной бизнес-модели, основанной на строгой экономии, — в частности, введения дополнительных услуг или возможности повышения классов обслуживания.

Традиционные перевозчики, в свою очередь, попытаются адаптировать отдельные составляющие стратегии лоукостеров, чтобы конкурировать с последними по уровню эффективности и ценам.

По данным KPMG2, уже в 2012 году разница в стоимости кресло-километра (Available Seat Kilometer) между ними составляла всего 2,5 центов, в то время как в 2006 году этот показатель был равен 3,6 центов.

Эксперты уверены, что, несмотря на продолжающуюся конвергенцию между бизнес-моделями авиакомпаний и появление гибридных перевозчиков, дальше определенного предела эта интеграция не зайдет. У традиционных авиакомпаний слишком много сдерживающих факторов, не позволяющих до бесконечности снижать цены не в ущерб качеству обслуживания.

При этом авторы отчета отмечают большой потенциал развития лоукостеров и говорят о возможной диверсификации их авиапарка (рассчитанного главным образом, на ближнем и среднемагистральные рейсы), расширении географии полетов и списка предлагаемых услуг, что в долгосрочной перспективе будет приближать их к традиционным перевозчикам. Вопрос в том, удастся ли при этом лоукостерам сохранить главное преимущество — дешевые билеты.

Отели также ощутили на себе последствия кризиса. Многие деловые путешественники начали останавливаться в гостиницах более низкой ценовой категории либо бронировать меньшее количество ночей. Некоторые и вовсе отказались от отелей и перешли на однодневные командировки.

Основной «удар» приняли на себя средства размещения среднего ценового сегмента, так как сузившийся рынок оказался разделен между пятизвездочными отелями, ориентированными на топ-менеджеров, дешевыми гостиницами и хостелами.

В погоне за упущенной выгодой отельеры стали присматриваться к новым технологиям и инструментам, попутно расширяя целевую аудиторию, активно перенимать у авиакомпаний приемы управления доходностью, ценовую дискриминацию и диверсификацию услуг, уделяя все больше внимания дополнительным источникам прибыли (например, организуя под крышей отеля шоппинг-молл) и тревел-опциям. Распространение интернета и социальных медиа также повлияло на бизнес-модель. При этом предоставление беспроводного доступа в интернет стало уже стандартом в индустрии.

Очевидно, что растущий поток туристов из стран Азии в следующие десять лет обеспечит необходимый спрос на услуги гостиниц. Вместе с тем, по мнению опрошенных Amadeus специалистов, отельерам придется снижать цены, чтобы удовлетворить потребности «экономных» представителей азиатского среднего класса. Помимо умеренных тарифов, ситуация будет диктовать отелям и другие условия, в частности, ориентацию на азиатские вкусы в кухне и обслуживании, знание персоналом соответствующих языков.

С развитием технологий все больше компаний внедряют и используют систему конференц-связи. В частности, корпорации обратились к Telepresence как альтернативе командировкам, в особенности, когда дело касается внутренних совещаний самой компании или рутинных переговоров между давними партнерами. Эксперты отмечают, что удаленное общение позволяет сэкономить не только время, потраченное на командировку (включая ее подготовку), но и существенно сокращает продолжительность самой встречи, ведь по статистике удаленные совещания в среднем проходят быстрее очных.

Однако говорить о том, что телеконференции смогут полностью заменить поездки, нельзя. Личный контакт продолжает оставаться наиболее эффективной формой делового общения, в особенности в сфере продаж, а также в силу национальных особенностей и деловых традиций на некоторых рынках (например, в Азии и на Ближнем Востоке). Исследователи говорят и о том, что тесное личное общение способствует групповой продуктивности. Нельзя также забывать, что многие важные договоренности в бизнесе достигаются кулуарно, в ходе неформального общения на кофе-брейках и т.д. Наконец, телеконференции не подходят для мероприятий, в которых счет участников идет на сотни и более (MICE-мероприятия, тренинги, симпозиумы).

Компании стараются соблюсти оптимальный баланс между удаленным общением и встречами лицом к лицу, прописывая в тревел-политиках условия для того или другого способа общения. Соотношение между ними может время от времени меняться под воздействием экономической ситуации, бюджетной политики, смены направления деятельности компании или других внешних, или внутренних факторов, но в перспективе видеоконференции и личные контакты будут оставаться равными по значимости инструментами тревел-программы.

По мере того, как бизнес становится мобильнее, и все больше деловых людей проводят много времени в дороге, набирает популярность концепция так называемого «бесшовного туризма» (seamless travel) — единого билета или брони сразу на несколько видов транспорта. Другими словами, это ваучер «от двери до двери», по которому путешественник едет в аэропорт, садится на самолет и добирается от аэропорта до отеля. Так, клиенты программы лояльности австралийской авиакомпании Qantas уже сегодня могут сразу пройти к выходу на посадку на внутренних рейсах, если не имеют при себе багажа, минуя стойку регистрации. А Singapore Airlines предлагает путешественникам единый билет на самолет и Heathrow Express.

Однако диверсификация провайдеров и отсутствие координации между ними пока тормозит дальнейшую интеграцию различных видов транспорта, сдерживая развитие концепции seamless travel. Решением может стать появление на рынке крупной компании-оператора, своего рода государственного или международного регулятора, который и возьмет на себя важную роль «связующего звена» между поставщиками.

Эксперты Amadeus сообщают, что в период с 2005 по 2013 гг. количество пользователей мобильных устройств в развивающихся странах стремительно увеличивалось со средним ежегодным приростом 36,8%. Для сравнения: в развитых государствах показатель равен всего 6,8%.

Более того, в 2013 году число абонентов мобильного интернета в развивающихся странах впервые оказалось больше, чем в развитых, — 1,2 млрд. против 900 млн. человек.

Безусловно, «мобилизация» затронула и тревел-индустрию. Аэропорт Schiphol использует сигналы Bluetooth для анализа загруженности терминалов. Ряд мобильных приложений, например, Amadeus Travel Seeker, позволяет отслеживать выгодные тарифы авиакомпаний и отелей. С помощью девайсов путешественники сегодня могут заказывать и оплачивать услуги, а также делиться между собой полезной информацией по организации командировки.

Ожидается, что с 2012 по 2014 год количество мобильных бронирований в США вырастет втрое, достигнув $25,8 млрд. Согласно статистике, трое из десяти американцев в 2013 году забронировали или оплатили билет либо гостиницу с телефона, а больше половины использовали смартфон для поиска соответствующей информации. По прогнозу PhoCusWright, к 2015 году пятая часть всех онлайн-заказов будет осуществляться со смартфонов и планшетов.

Эксперты Amadeus обращают внимание на то, что мобильный контент позволяет поставщикам услуг гораздо быстрее «достучаться» до клиента и предложить ему адаптированный для него продукт.

В Российской Федерации индустрия MICE-туризма сформировалась относительно недавно и сейчас очень стремительно развивается. Высокие стандарты сервиса в этой области в нашу страну привезли сами клиенты – зарубежные компании, привыкшие к качественному обслуживанию у себя дома.

Эксперты Ассоциации бизнес-туризма констатировали, что в 2013 году объем российского рынка делового туризма увеличился на 7% по сравнению с 2012 годом и составил 471 млрд рублей3.

Деловой туризм в России существовал давно, но как отдельный сектор рынка туристических услуг он сформировался в последние 20 лет. Ранее организацией деловых поездок чиновников и предпринимателей занимались преимущественно секретари. Но вскоре появились отдельные агентства, специализирующиеся на оказании подобного рода услуг.

После развала СССР на постсоветском пространстве спрос в данной сфере экономики в основном заполнялся западными гигантами «тревел-менеджмента». Но постепенно сформировался конкурентоспособный отечественный рынок услуг бизнес-туризма. Появились профессиональные агентства и первые тревел-менеджмент компании (TMC).

В рейтинге стран, составленном экспертами Всемирного экономического форума (ВЭФ) в марте 2011 года, по уровню развития туризма Россия оказалась на 59 месте из 139 стран4.

Среди потенциально интересных путешественников европейских государств наша страна оказалась на малопривлекательной 33-й позиции. И все же эксперты ВЭФ поставили Россию на пятое место по наличию природных туристических ресурсов мирового значения. Богатое культурное наследие позволило России занять девятое место в мире среди стран, которые туристы посещают с целью "прикоснуться к прекрасному".

Однако по уровню затрат на развитие туротрасли Россия занимает лишь 91 место. На эти цели государство выделяет 3,5 млн. евро в год.
В итоге, несмотря на хороший потенциал, доля туристической отрасли в российской экономике в 2010 году составила лишь 6%5.

Сами россияне стремятся за рубеж: в 2010 году в страну приехали 2,4 млн. туристов (рост к 2009 году составил 14,3%), а выехали за границу более 12 млн. человек (рост на 32%). Российские туристы вывезли за рубеж в 2010 году 26,5 млрд. долларов, а к нам иностранцы ввезли 8,9 млрд. долларов6.

В целом тенденция развития делового туризма в России и странах СНГ отвечала общемировым тенденциям развития этого вида туризма. Так, с середины 80-х до середины 90-х годов среднегодовые темпы прироста делового туризма в Европе составляли 9 %, тогда как туризма в целом - 4-5%.

Следует отметить, что на государственном уровне понятие делового туризма не отделено от туризма в целом. Поэтому в РФ не существует целевой программы развития этого сегмента туристической индустрии. Между тем его доля составляет свыше 15 % от всего туризма, и в дальнейшем будет расти, поэтому деловой туризм заслуживает специального внимания государства и отдельную строку в бюджетном финансировании национальной туристической отрасли.

Рынок делового туризма в России находится в стадии становления с 2004 г. (емкость - 860 млн. долларов США: из них 80% - бронирование авиабилетов и гостиничных мест, 20% - дополнительные услуги). При этом около 70 % рынка делового туризма приходится на Москву и Санкт-Петербург7. Данная тенденция, на наш взгляд, сохранится в долгосрочной перспективе, что дает основания считать деловой туризм основным туристическим сектором в этих городах. Соответственно, основные субъекты данного сегмента также сосредоточены в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Из общего числа посетителей Москвы из дальнего зарубежья более половины всех иностранных гостей указывает деловую цель в качестве основной причины поездки. Выгоды от организации крупных форумов для гостиниц, транспортных компаний и государств в целом – очевидны.

Среднегодовой рост данного вида туризма в РФ варьировался в 2000–2010 гг. в диапазоне 25-30 %. Динамика развития делового туризма, по всей видимости, будет опережать рост прочих видов туризма: если в 2010 году объем рынка делового туризма в России составил 5,6 млрд. долларов, то, по оценкам специалистов, в 2013 году он превысит 12 млрд. долларов. В мире же среднегодовой темп роста сектора делового туризма в 2000–2010 гг. составил 5,6%, что более чем в два раза превышает темп роста мирового валового продукта за тот же период8.

На деловые встречи и конференции в 2011 году в Россию прибыло около двух миллионов гостей из-за рубежа, в результате чего было занято шестое место в мире в сфере MICE9. Для сравнения - Китай принял в 2011 году около 7,9 миллиона гостей. На втором месте Франция (около 5 миллионов), на третьем – Италия (около 3,5 миллиона). В топ-10 стран деловой сферы туризма вошли также Германия, Испания, Турция, Малайзия, Гонконг и Великобритания. В то же время США продолжают оставаться мировым лидером по объёму расходов туристов сегмента MICE.

Согласно прогнозам Euromonitor International, число деловых путешественников значительно вырастет к 2016 году. Предполагается, что российский рынок MICE до 2016 года может принять около 3,3 миллиона гостей10.

Эксперты считают, что только 20 % туристического потенциала РФ используется для туризма. В российском деловом туризме уровень удовлетворения потребностей клиента и сервиса далеки от международных требований и стандартов, низок уровень подготовки работников туризма. Количество отелей соответствующего уровня и специализированных средств оборудования незначительно. Это делает бизнес - туризм очень привлекательным для иностранных инвесторов, но из-за нестабильного инвестиционного климата (бюрократизации экономики, административные барьеры для ведения деятельности, отсутствие гармонизации внутренних стандартов с международными, избыточное вмешательство государства в экономику и т.п.) они не стремятся вкладывать средства11.



3. Тенденции рынка туризма


Индустрия гостиничного бизнеса еще не полностью восстановилась после кризиса. В кризисный период цены снизились на 40%, поток туристов значительно уменьшился. Пятизвездочные отели были вынуждены понизить цены до уровня четырех звезд с целью привлечения клиентов с более низким доходом, а четыре звезды понизили цены до трех и так далее.

За прошлый год загруженность отелей составила 50-60%. В частности, загруженность трехзвездочных отелей выросла на 8%. Это уже неплохая динамика.

По словам экспертов Market-report, гостиничный бизнес - один из самых быстро и успешно развивающихся в России, ежегодно он растет на 15-20%. Этот рост обусловлен увеличением числа гостиниц высокого сегмента - 4 звезды и 5 звезд, однако наиболее востребованными остаются двух- и трехзвездочные отели. По данным исследований "Маркет Аналитика", на данный момент в России насчитывается 13 тыс. гостиничных номеров, которые соответствуют международным стандартам. 10 тыс. из них находятся в Москве, еще 1,5 тыс. - в Санкт-Петербурге и всего лишь еще 1,5 тыс. - в других городах России.

Также можно выделить следующие тенденции, характерные для развития российского рынка туризма, многие из которых отмечены участниками RBTА12:

1) преобладание комбинированных мероприятий, сочетающих в себе конференцию и инсентив-программу;

2) традиционное предпочтение стран с более мягким климатом в качестве места проведения корпоративных мероприятий: популярные среди российских компаний бизнес-дестинации - Турция, Египет, Кипр, Хорватия и другие курорты;

3) в случае необходимости проведения мероприятия в России выбор делается, в основном, в пользу Москвы, в меньшей степени Санкт-Петербурга, иногда – Сочи, так как другие города просто не обладают нужной инфраструктурой: отели 4-5*, конгресс-центры, транспорт, информационные технологии и т.д.

4) заказчики отмечают дороговизну услуг делового туризма в России относительно зарубежных направлений, что вполне объяснимо недостаточным предложением и пока еще некоторой эксклюзивностью услуг на российском рынке делового туризма, например, сегодня в Сочи всего 4 отеля отвечают требованиям проведения деловых мероприятий и их услуги постоянно востребованы;

5) традиционное время проведения корпоративных мероприятий на курортах –межсезонье (май, июнь и сентябрь, октябрь): теплое море, межсезонные цены, места в отелях, но в последнее время растет спрос и на корпоративные программы в период сезона отпусков (июль и август) – обычно это встречи высшего менеджмента компаний или инсентив-туры VIP-уровня.

Главной проблемой развития делового туризма в России является недостаток бизнес-отелей и конгресс-центров. Отели 5*, достаточно востребованные в мире на рынке делового туризма, имеются в недостаточном количестве, особенно в регионах. Если мероприятия с числом участников до 100 чел. возможно организовать в Сочи, на Красной Поляне, в Анапе или Геленджике, то провести мероприятие численностью 300-500 человек становится проблематично. Разместить участников возможно, но провести общие мероприятия – сложно, особенно при числе участников 500-1000 и более13.

России необходимо развивать государственно-частное партнерство в индустрии гостеприимства. Также среди ключевых тенденций развития гостиничного бизнеса в России эксперты выделяют покупку зарубежных гостиниц российскими компаниями и предпринимателями, развитие строительства модульных отелей, которые можно было бы собрать и разобрать без ущерба окружающей среде, а также строительство плавучих отелей и развитие сегмента малобюджетных хостелов.
http://cdnimg.rg.ru/img/content/56/74/31/830_14.gif


Заключение


Устойчивость рынка туризма остается довольно высокой, не смотря на сложные экономические условия. Однако рост в течение года происходит медленнее, чем это было в предыдущих годах, начиная с 2011 года. Этому способствует замедление экономики в целом.

В современных условиях модернизации и структурных изменений российской экономики большое значение для развития туристической отрасли страны имеет деловой туризм. Индустрия делового туризма является одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономики в мире, важнейшим инструментом стимулирования деловой активности, роста промышленного производства и расширения сферы услуг, развития кооперационных связей между субъектами хозяйственной деятельности, укрепления межрегионального и международного сотрудничества, создания и поддержки благоприятного имиджа страны, демонстрации ее ресурсного потенциала и инвестиционной привлекательности на внешних рынках. Деловой туризм для многих стран мира является важной отраслью экономики и весомой статьей доходов.

Динамика развития туризма будет опережать рост прочих видов услуг: если в 2010 году объем рынка делового туризма в России составил 5,6 млрд. долларов, то, по оценкам специалистов, в 2013 году он превысил 12 млрд. долларов. В мире же среднегодовой темп роста сектора делового туризма в 2000–2010 гг. составил 5,6%, что более чем в два раза превышает темп роста мирового валового продукта за тот же период.

Для усиления конкурентоспособности Российской Федерации на рынке туризма необходимо разработать программу активного продвижения турпродукта, отработать принципы и механизм поддержки органами власти и местного самоуправления туристических бизнес-продуктов, а также повышения инвестиционной привлекательности туристической отрасли. В этой связи необходима разработка и реализация программных мероприятий, связанных с туристической инфраструктурой; с разработкой и продвижением на рынок конкурентоспособных туристических бизнес-продуктов; с использованием современных интернет-проектов для информационно-организационного обеспечения развития индустрии туризма, в том числе делового.




Список использованной литературы


1

1. Федеральной службы государственной статистики (Росстат) http://www.gks.ru/

2

2. Федеральный Закон № 132 ФЗ "Об основах туристской деятельности".

3

3. Постановление правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)".

4

4. Архипова О.В. Конгрессно-выставочная деятельность. – СПб: СПБГИЭУ, 2010.

5

5. Балабанов И.Т. Экономика туризма / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. -

6

6. Белых Е. В 2013 году расходы европейских деловых туристов вернутся

7

7. Вигдорчик Л. Утром стулья – вечером деньги: к 2016 году расходы иностранных туристов в России составят $15.3 млрд., осталось только модернизировать отрасль. – Режим доступа: http://www.tourprom.ru/news/17614/ 5.7.2012.

8

8. Всемирный совет по путешествиям и туризму (WTTC). – Официальный сайт: wttc.org.

9

9. Дефицит туристов в России: пути решения проблемы и перспективы отрасли: Проведен под эгидой «HiltonWorldwide» (опубликован в июне 2012 г.).

1

10. Доклад вице-президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Ю. Барзыкина на пресс-конференции в РИА Новости 22 июня 2011 г.

1

11. Зорин И.В. Энциклопедия туризма / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2004.

1

12. Исследование ВТО «ImpactonTourism», также представленное на конференции в Лиссабоне по обмену опытом в области устойчивого туризма, 8-11 марта 2012 г. Исследование-прогноз по вопросу расходов на деловой туризм: «Global Business Travel Spending Outlook 2011-2015».

1

13. Казанцева В. Российский рынок делового туризма - шестой в мире. – М.: РИА. Туризм, 2012. - 24 авг.

1

14. Международная индустрия MІCE [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.pe.com.ua.

.

15. Отчет MICE Forum, 2012.

1

16. Официальный сайт World Tourism Organization - UNWTO. – Режим доступа: unwto.org.

1

17. Официальный сайт Ассоциации делового туризма России (RBTА: Russian Association of Business Travel). - Режим доступа: rbta.ru.

1

18. Российский статистический ежегодник. – М.: Статистика России, 2012. 19. Российский рынок гостиниц РФ: Маркетинговое исследование и анализ рынка, 2010-2011.

1

19. Сердюкова Н. Рынок делового туризма в России: современные тенденции // Профессия директор. - 2007. - № 8.

2

20.Федеральное агентство по туризму РФ // http://russiatourism.ru.

.

21. Фиоктистов К.С. Проблемы формирования инфраструктуры делового туризма // Бизнес-журнал. – 2011. - № 3.

2

22. Цацулина И.А. Развитие делового туризма в России // Общество: экономика, политика, право. – 2011. - №1.

2

23. Чимитдоржиева О.Г. Деловой туризм: методологические аспекты // Вестник ОрелГИЭТ. – 2010. - № 2. Business Travel Seen Growing in 2011 // The Wall Street Journal, January. – 2011.

2

24. Euromonitor International (независимая компания, специализирующаяся в области международных стратегических исследований потребительских рынков). – Официальный сайт: euromonitor.com.

2

25. Global Business Travel Spending Outlook 2011-2015 // Global Business Travel Association (Официальный сайт GBTA: http://www.gbta.orgaspx).

2

26. Tourism towards 2030 Global Over / UNWTO General Assembly 19th Session. - Gyeongju Republic of Korea. - 10 October 2011.



1 www.amadeus.ru – система бронирования

2 http://www.kpmg.com/ru/ru/pages/default.aspx

3 Российская газета. Аналитическая статья на тему "Развитие рынка делового туризма в Российской Федерации в течение последних 25 лет", 2013.

4Селиванова М.Почему иностранные туристы едут мимо России? // РИА Новости. – 22.06.2011.

5Доклад вице-президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Ю. Барзыкина на пресс-конференции в РИА Новости 22 июня 2011 г.

6Туризм в цифрах. – М.: Статистика России, 2011. – 39 с.

7Деловой туризм // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2008. - N 10. – С.12.

8Туризм в цифрах. – М.: Статистика России, 2011. – 39 с.; Euromonitor International (независимая компания, специализирующаяся в области международных стратегических исследований потребительских рынков). – Официальный сайт: euromonitor.com; Ямутова Р. Россию ждет подъем индивидуального и делового туризма. – Режим доступа: http://100dorog.ru/guide/news/1374415.

9Польских А. Россия вошла в десятку лидеров мирового делового туризма // ИА «Росмедиа». - 25.08.2012.

10Euromonitor International (независимая компания, специализирующаяся в области международных стратегических исследований потребительских рынков). – Официальный сайт: euromonitor.com.

11Tourism business in Russia // International Business Community (IBC promotes business relations between countries).

12RBTА (Russian Association of Business Travel) - Ассоциацияделового туризма России. – Официальный сайт: rbta.ru 

13По материалам аналитического обзора портала http://sochi.lazurny.ru.



База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка