Государственный образовательный



Скачати 358.18 Kb.
Дата конвертації11.04.2016
Розмір358.18 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ


Заместитель Министра образования

Российской Федерации


__________В.Д. Шадриков

"_05 "__апреля___2000г.


Регистрационный номер

______326 тех/бак_____



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление
551000 АВИА- И РАКЕТОСТРОЕНИЕ
Степень (квалификация) – бакалавр техники и технологии

Вводится с момента утверждения


Москва 2000 г.


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ

551000 Авиа- и ракетостроение
1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 686.
1.2. Степень (квалификация) выпускника – бакалавр техники и технологии
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 551000 “Авиа- и ракетостроение” при очной форме обучения – 4 года.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника
1.3.1. Место направления в области науки и техники
Авиа- и ракетостроение - область науки и техники, которая включает в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание летательных аппаратов (ЛА), предназначенных для транспортировки грузов как в атмосфере, так и вне ее, и систем, обеспечивающих нормальное функционирование и использование ЛА и их комплексов.
1.3.2. Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются летательные аппараты (самолеты, вертолеты, ракеты, космические и другие аппараты, способные устойчиво перемещаться в атмосфере и вне ее), технические системы, обеспечивающие их нормальное функционирование (силовые установки, системы жизнеобеспечения и защиты, стартовые и наземные системы), а также технологические процессы их производства.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности
Бакалавр по направлению 551000 - Авиа- и ракетостроение подготовлен к профессиональной деятельности (конструкторской, расчетной, производственной, исследовательской) на предприятиях, занимающихся исследованиями, разработкой и производством авиационных ракетных и космических летательных аппаратов и двигателей.


1.3.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности выпускника
Научно-исследовательская деятельность:

  1. участие в проведении экспериментальных исследований процессов, агрегатов и продукции для их совершенствования;

  2. выполнение литературного и патентного поиска, подготовка технических отчетов, информационных обзоров, заключений.


Производственно-технологическая деятельность:

  1. участие в разработке и осуществлении технологических процессов изготовления деталей, а также изделий из них.

  2. участие в разработке и осуществлении мероприятий по защите окружающей среды от техногенных воздействий;

  3. выполнение мероприятий по обеспечению качества продукции.

Организационно-управленческая деятельность:

  1. информационное обеспечение организации производства, труда и управления, метрологическое обеспечение;

  2. участие в составлении необходимой технической документации;

  3. участие в работах по управлению качеством продукции;

При выполнении всех видов деятельности бакалавр должен знать соответствующие стандарты, директивные и распорядительные документы, методические и нормативные материалы, а также уметь использовать современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи.


1.4. Возможности продолжения образования
Бакалавр подготовлен к продолжению образования:

в магистратуре по направлению 551000 “Авиа- и ракетостроение”

к освоению в сокращенные сроки основной образовательной программы по любому из нижеследующих направлений подготовки дипломированного специалиста:
652100 - "Авиастроение";

652200 - "Двигатели летательных аппаратов";

652400 - "Интегрированные авиационные системы";

652500 - "Гидроаэродинамика и динамика полёта";

652600 - "Ракетостроение и космонавтика";

652700 - "Испытания и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники";

657500 - "Организационно-технические системы".
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.


3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 551000 “Авиа- и ракетостроение ”
3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:


цикл ГСЭ - Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН - Общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД - Общепрофессиональные дисциплины направления;

цикл СД – Специальные дисциплины;

ФТД - Факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 551000 “Авиа- и ракетостроение”


Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

1

2

3

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1800

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

1260

ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.

Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).

Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.




340

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни студента. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.




408

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника.

Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России.

Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-про-мышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное.

Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру.

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономичес-кое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима.

Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.



Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.





ГСЭ.Ф.08

Русский язык и культура речи
Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковх факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.







ГСЭ.Ф.09

Социология
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.







ГСЭ.Ф.10

Философия
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вне научное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.







ГСЭ.Ф.11

Экономика
Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы.

Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории.

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.

Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики

Экономика предприятия. Виды предприятий. Виды ценных бумаг. Основы бухгалтерского учета. Оценка результатов хозяйственной деятельности. Понятие банкротства. Основы маркетинга. Виды рекламы. Налоги. Налоговая система.







ГСЭ.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

270

ГСЭ.В.00

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом

270

ЕН

Общие математические и естественнонаучные дисциплины


2350

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент

2020

ЕН.Ф.01

Математика
алгебра: основные алгебраические структуры, векторные пространства и линейные отображения;

геометрия: аналитическая геометрия, многомерная евклидова геометрия, дифференциальная геометрия кривых и поверхностей, элементы топологий;

дискретная математика: логические исчисления, графы, теория алгоритмов, языки и грамматики, автоматы, комбинаторика;

анализ: дифференциальное и интегральное исчисление, элементы теории функций и функционального анализа, теория функций комплексного переменного, дифференциальные уравнения, операционное исчисление;

вероятность и статистика: элементарная теория вероятностей, математические основы теории вероятностей, модели случайных процессов, проверка гипотез, принцип максимального правдоподобия, статистические методы обработки экспериментальных данных.


720


ЕН.Ф.05.

Аэрогидрогазодинамика
основы механики сплошных и разреженных сред;

аэрогидрогазодинамика тел различной формы при дозвуковых, сверхзвуковых и гиперзвуковых скоростях;

элементы газовой динамики;

устойчивость и управляемость тел в средах.




350

ЕН.Ф.06.

Химия
основы квантовой химии - строение и свойства веществ, их реакционная способность;

химические системы; химическая термодинамика энергетика и направленность химических процессов, химическое и фазовое равновесие;

химическая кинетика - скорость реакции и методы ее регулирования, каталитические процессы;

дисперсные системы - истинные и коллоидные растворы; электрохимические системы;

коррозия металлов и способы защиты от нее;

химическая идентификация: качественный и количественный анализ, физико-химические методы анализа; химический практикум.




110

ЕН.Ф.07.

Экология
биосфера и человек, глобальные проблемы окружающей среды;

экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования; экозащитная техника и технологии;

основы экологического права, профессиональная ответственность;

международное сотрудничество в области окружающей среды.




70

ЕН.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

165

ЕН.В.00

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом

165

ОПД

Общепрофессиональные дисциплины направления


2120

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

1740

ОПД.Ф.01
01.01

01.02



Начертательная геометрия. Инженерная графика
Начертательная геометрия.
Предмет начертательной геометрии. Задание точки, прямой, плоскости и многогранников на комплексном чертеже Монжа. Позиционные задачи. Метрические задачи. Способы преобразования чертежа. Многогранники. Кривые линии. Поверхности. Поверхности вращения. Линейчатые поверхности. Винтовые поверхности. Циклические поверхности. Обобщенные позиционные задачи. Метрические задачи. Построение разверток поверхностей. Касательные линии и плоскости к поверхности. Аксонометрические проекции.
Инженерная графика.
Конструкторская документация. Оформление чертежей. Элементы геометрии деталей. Изображения, надписи, обозначения. Аксонометрические проекции деталей. Изображения и обозначения элементов деталей. Изображение и обозначение резьбы. Рабочие чертежи деталей. Выполнение эскизов деталей машин. Изображения сборочных единиц. Сборочный чертеж изделий.


300

80

220



ОПД.Ф.03
03.01

03.02


Материаловедение. Технология конструкционных материалов
Материаловедение
строение металлических материалов; термическая и химико-термическая обработка стали; механические свойства и конструкционная прочность металлов и сплавов;

стали и цветные металлы для конструкций летательных аппаратов;

полимеры – основа неметаллических конструкционных материалов; неметаллические, композиционные материалы и пластмассы для конструкций летательных аппаратов;

поведение материалов в различных условиях внешних воздействий;

полуфабрикаты из различных материалов.
Технология конструкционных материалов
литье, порошковая металлургия, обработка материалов давлением, обработка материалов резанием;

сварка, пайка, формирование защитных покрытий;

влияние технологии обработки материалов на эксплуатационные свойства и надежность изделий;

методы контроля качества изделий; оборудование и инструмент; проблемы экономичности и экологии технологических процессов.




300
150

150


ОПД.Ф.04

Электротехника и электроника
основы теории цепей постоянного и переменного тока;

источники и преобразователи электроэнергии;

основы систем электроснабжения, электроприводов, электромагнитной и электрокоммутационной аппаратуры.

основы электроники и электрические измерения; элементная база современных электронных устройств; усилители электрических сигналов; основы цифровой электроники; микропроцессорные средства; электрические измерения и приборы.




150

ОПД.Ф.05

05.01.


05.02.

Метрология, стандартизация и сертификация
Метрология, стандартизация
стандартизация и взаимозаменяемость;

методы и средства контроля гладких цилиндрических поверхностей; нормирование отклонений формы; расположения и шероховатости поверхностей деталей; методы расчета линейных размерных цепей;

метрологическое обеспечение, основы метрологии и прикладной статистики;

государственная и международная системы стандартизации и сертификации.


Сертификация авиационной техники
система сертификации авиационной техники с целью обеспечения безопасности полетов;

нормативные документы обеспечения летной годности воздушных судов;

сертификация производства, материалов и эксплуатанта.


120
50

70


ОПД.Ф.06

Безопасность жизнедеятельности
Человек и среда обитания;

основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности; безопасность и экологичность технических систем;

безопасность в чрезвычайных ситуациях;

управление безопасностью жизнедеятельности;

анатомо-физические воздействия на человека электромагнитных излучений и других вредных факторов.


100

ОПД.Ф.07

Прочность конструкций
Определение нагрузок в элементах силовых конструкций;

выбор расчетных схем; построение математических моделей;

расчет напряженно-деформированного состояния;

определение запасов прочности.




120

ОПД.Ф.08.

Устройство и проектирование летательных аппаратов:
Несущий комплекс; энергетический комплекс;

электро-, гидро- и пневмосистемы;

системы управления полетом ЛА;

целевой комплекс – системы жизнеобеспечения, защиты и спасения экипажа, пассажиров и груза;

принципы конструирования деталей, узлов и агрегатов ЛА; проектировочные расчеты основных элементов конструкций и агрегатов;

конструирование различных элементов ЛА с учетом технологических и эксплуатационных требований;



основные этапы проектировния ЛА: предэскизный, эскизный и рабочий; решаемые задачи и критерии оценки результатов процесса проектирования.

200


ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

190

ОПД.В.00

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом

190

СД.00

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

624




Дисциплины цикла устанавливаются вузом, включая дисциплины по выбору студента




ФТД.00

Факультативы

450

ФТД.01

Военная подготовка

450


Всего часов теоретического обучения 7344


5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 551000 “Авиа- и ракетостроение”
5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра при очной форме обучения составляет 208 недель, в том числе:


  • теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую

работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, – 136 недель;

  • экзаменационные сессии - не менее 12 недель

  • практики – не менее 6 недель

в том числе:

учебная – 2 недели

производственная – 4 недели


  • итоговая государственная аттестация, включая подготовку

и защиту выпускной квалификационной работы, – не менее 6 недель;

  • каникулы, включая 8 недель последипломного отпуска, – не менее 31 недели.

5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.


5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год, если указанная форма освоения образовательной программы (специальности) не запрещена соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 551000 “Авиа- и ракетостроение”
6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки бакалавра
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза подготовки бакалавра на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам федерального компонента и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, зачтено).


6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин в пределах 5%, а для дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 10%;


- формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история", "Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания.

Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов;


- осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;
- устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла специальных дисциплин; содержание дисциплин указанных циклов должно быть профессионально ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и содействовать реализации задач в их профессиональной деятельности;

- реализовывать основную образовательную программу подготовки бакалавра в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет при очной форме обучения. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.


6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса
Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и (или) опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.


6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса
Лабораторными практикумами должны быть обеспечены дисциплины:

физика, химия, механика, электротехника и электроника, материаловедение, технология конструкционных материалов, безопасность жизнедеятельности и специальные дисциплины (по решению вуза).


Практические занятия должны быть предусмотрены по дисциплинам:

математика, начертательная геометрия и инженерная графика, сертификация авиационной техники, а также ряд специальных дисциплин.


Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться базовыми учебниками и учебными пособиями по всем дисциплинам, перечисленным в настоящем государственном стандарте и доступом каждого студента к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин основной образовательной программы, из расчета обеспеченности учебниками и учебно-методическими пособиями не менее 0,5 экземпляра на одного студента.

Библиотечный фонд должен иметь журналы:

"Техническая информация ЦАГИ"

"Экспресс информация ВИНИТИ"

"Крылья Родины"

"Airplane"

"Interavia"

"Aviation Week"


6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса
Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки бакалавра, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам и правилам.
6.5. Требования к организации практик
Учебная практика

Цель учебной практики: закрепление и расширение теоретических знаний, полученных студентами по изученным дисциплинам и приобретение практических навыков самостоятельной работы в соответствии со специальностью.

Место проведения практики: учебные лаборатории вуза и передовые предприятия промышленности.
Производственная практика

Цели практики:

- закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения и приобретение исходных практических навыков по направлению профессиональной деятельности;

- освоение технологических процессов, конструктивных элементов основного и вспомогательного оборудования, методов лабораторных испытаний;

- ознакомление с документами системы управления качеством продукции, ее реализацией и сертификацией;

- ознакомление с задачами и деятельностью служб охраны труда и защиты окружающей среды;

сбор материалов для курсовых проектов и работ.

Место проведения практики: промышленные предприятия, научно-исследовательские институты и другие организации.


6.6. Аттестация по итогам практики.
Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).
7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 551000 “Авиа- и ракетостроение”
7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра
Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его степени (квалификации), указанной в п.1.2. настоящего государственного образовательного стандарта:

- читать и выполнять технические чертежи;

- выполнять прочностные расчеты деталей машин и механизмов;

- знать основные технологические процессы производства летательных аппаратов и их систем и уметь формулировать требования к ним с целью обеспечения качества продукции;

- применять вычислительную технику и информационные технологии для контроля производства и его анализа;

- осуществлять математическое моделирование простейших систем с использованием вычислительной техники;

- анализировать и обрабатывать результаты измерений;

- составлять обзоры научно-технической литературы и проводить патентный поиск.



7.2. Требования к итоговой государственной аттестации бакалавра
7.2.1. Общие требования к государственной итоговой аттестации
Итоговая государственная аттестация бакалавра включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности бакалавра к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в соответствии с п.1.4 настоящего государственного образовательного стандарта.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
7.2.2. Требования к выпускной работе бакалавра
Выпускная работа бакалавра должна быть представлена в форме рукописи и графических материалов.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной работы бакалавра определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, настоящего государственного образовательного стандарта и методических рекомендаций УМО по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса.

Время, отводимое на подготовку квалификационной работы бакалавра должно составлять не менее шести недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену бакалавра
Порядок проведения и программа государственного экзамена по направлению 551000 “Авиа- и ракетостроение” определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и настоящего государственного образовательного стандарта.


СОСТАВИТЕЛИ:
Учебно-методическое объединение по образованию

в области авиации, ракетостроения и космоса

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по направлению в области авиации, ракетостроения и космонавтики 3 марта 2000 г. (Протокол № 2-2000).

Председатель Совета УМО _______________ А.М. Матвеенко

Заместитель председателя Совета УМО ________________ Ю.А. Сидоров

СОГЛАСОВАНО:
Управление образовательных программ и стандартов

высшего и среднего профессионального образования _______________ Г.К. Шестаков

Начальник отдела технического образования _______________ Е.П. Попова

Главный специалист _______________ Ю.В. Злаказов



РАЗРАБОТЧИК ________________ А.Н. Степанов


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка