Федеральный компонент
Иностранный язык
Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции.
Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера.
Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).
Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах.
Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи.
Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.
Культура и традиция стран изучаемого языка, правила речевого этикета.
Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).
Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.
Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты по широкому и узкому профилю специальности.
Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
Физическая культура
Основные понятия. Сущность и содержание. Средства, методы и принципы построения занятий. Представление о техники физических упражнений и ее характеристики. Обучение двигательным действиям и особенности методики. Физические качества и методики их воспитания. Формы построения занятий. Методика тренировки для различных категорий занимающихся. Соревновательная деятельность планирование и педагогический контроль. Организация и судейство соревнований. Техника безопасности и предупреждения травматизма при занятиях физическими упражнениями.
Отечественная история
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII в. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Россия в средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура в. и ее вклад в мировую культуру.
Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е годы. Внешняя политика.
Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е годы. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война.
Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
Попытки осуществления политических и экономических реформ.
НТР и ее влияние на ход общественного развития.
СССР в середине 60-80-х годов: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские событий 1993 г.
Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях геополитической ситуации.
Русский язык и культура речи
Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.
Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.
Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.
Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
Философия
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
Психология и педагогика
Психология: объект и предмет психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение, деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика.
Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства.
Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные критерии педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.
Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.
Культурология.
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.
Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и “серединные” культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции
культурной универсализации в мировом
современном процессе.
Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.
Культура и личность. Инкультурация и социализация
Политология.
Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.
Правоведение.
Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты.
Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации – основной закон государства. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации.
Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их г-нарушение. Наследственное право.
Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответственность.
Понятие преступления. Уголовная ответственность а совершение преступлений.
Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности.
Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные информативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.
Социология.
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения.
Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.
Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.
Экономика.
Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономическое теории.
Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложения. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.
Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Круговорот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизация политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс.
Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере.
Структурный сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.
Национально-региональный (вузовский) компонент
Дисциплины и курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом (факультетом)
Общие математические и общие естественнонаучные дисциплины.
Федеральный компонент
Математика
Аналитическая геометрия и линейная алгебра. Дифференциальные уравнения. Элементы теорий вероятности.
Информатика
Понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование: языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ. Основы защиты информации и сведений, составляющих государственную тайну; методы защиты информации. Компьютерный практикум.
Физика
Физические основы механики. Колебания и волны. Молекулярная физика и термодинамика. Электричество и магнитизм. Оптика. Атомная и ядерная физика. Физический практикум.
Химия
Химические системы: растворы, дисперсные системы, электрохимические системы, катализаторы и каталитические системы, полимеры и олигомеры; химическая термодинамика и кинетика: энергетика химических процессов, химическое и фазовое равновесие, скорость реакции и методы ее регулирования, колебательные реакции, реакционная способность веществ: химия и периодическая система элементов, кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ, химическая связь, комплементарость; химическая идентификация: качественный и количественный анализ, аналитический сигнал, химический, физико-химический и физический анализ. Химический практикум.
Биология с основами экологии
Живые системы, физиология и экология человека, экология и охрана природы. Биологический практикум.
Национально-региональный компонент
Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (факультетом)
Общепрофессиональные дисциплины
Федеральный компонент
Теория и методика физической культуры
Понятие о теории и методике физической культуры и ее интегрирующей роли и месте в дисциплинах специальности 022500 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Понятийный аппарат. Методические основы системы физического воспитания. Систематика средств и методов физического воспитания. Теория и технология обучения двигательным действиям и развития физических качеств индивидуума. Методические основы профилирования физкультурных занятий в зависимости от возрастных, половых и других особенностей контингента занимающихся. Спортивная тренировка и спортивная подготовка и их основные принципы. Тенденции развития спорта. Физкультурно-кондиционная тренировка и другие формы системного использования факторов физической культуры в оздоровительных и других социально важных целях.
Теория и организация адаптивной физической культуры
Понятие об адаптивной физической культуре, история ее становления и развития. Предмет и задачи адаптивной физической культуры. Общие особенности реализации принципов физического воспитания в АФК. Особенности выбора средств, методов и форм построения занятий. Специфика адаптивных физической культуры и спорта в выборе и составе средств, методов и форм построения занятия. Организация физкультурного движения инвалидов. Федерация физической культуры и спорта инвалидов; Паралимпийский Комитет России; Специальный олимпийский Комитет; организация деятельности первичных физкультурно-спортивных организаций инвалидов (ФОК); организация центров спортивной реабилитации инвалидов; формы и методы совместной деятельности государственных и общественных организаций; организация физкультурно-спортивной работы в различных звеньях физкультурного движения инвалидов (дошкольные и школьные специальные учреждения, на промышленных предприятиях, по месту жительства и т.д.); организационные формы и источники финансирования.
Психология развития
Основные понятия, развитие, факторы и общие закономерности развития, изменение, кризисы, возраст в широком и узком смысле, личность и индивидуальность, онтогенез и жизненный путь; основные научные концепции психологии развития в отечественных и зарубежных психологических школах; онтогенетическое развитие личности, факторы развития: генетические конституциональные, средовые, социальные, индивидаульные, возрастно-половые детерминанты развития, переодизация онтогенеза; кризисные модели жизненного пути, подходы к пониманию кризиса, социализация как основное содержание жизненного пути, жизненный путь человека как история формирования и развития, как достижения личностного совершенствования; психологическое время личности, временная перспектива человека, позитивное в жизни и ситуациях; психологическое здоровье как регулятор поведения, здоровье человека как личности и индивидаульности; адаптации и дезадаптация, адаптация как совокупность развития поведения; роль детства в психологии и развития человека, развития личности в зрелом возрасте.
Социальная защита инвалидов.
Понятие инвалидности; врожденная и приобретенная инвалидность; медицинские показания для установления инвалидности; категории инвалидов классификация инвалидности по ВОЗ; критерии и степени снижения трудоспособности; группы инвалидности по ВТЭК.
Общие положения социальной защиты инвалидов. Медицинская экспертиза трудоспособности; пенсия, пособия, социальное обслуживание инвалидов; медицинское обслуживание, протезирование, обеспечение транспортными средствами; содержание в государственных учреждениях и социально-бытовое обеспечение жильем и жилищно-бытовые льготы; профессиональная реабилитация и применение труда инвалидов; дети-инвалиды; медицинская модель инвалидности; социальная модель инвалидности; сегрегация и интеграция; барьеры городской среды; социальные барьеры; независимый образ жизни; основные концепции; центр независимого образа жизни; структура и функции; реабилитационные технологии; оккупационная терапия; понятие, цели, задачи; основные международные акты о социальной защите инвалидов; законодательные вопросы физической культуры и спорта инвалидов; законодательная ответственность государственных учреждений и общественных организаций, работающих с инвалидами.
Правовые основы физической культуры и спорта.
Нормативно-правовая база в сфере физической культуры и спорта; правовые основы деятельности международных физкультурно-спортивных организаций; основы законодательства Российской Федерации о физической культуре, спорте и охране здоровья; правовое регулирование создания и организации деятельности государственных организаций, общественных объединений, коммерческих организаций физкультурно-спортивной и оздоровительной направленности; защита прав потребителей физкультурно-спортивных товаров и услуг в условиях рыночных отношений.
Базовые виды двигательной деятельности и методики обучения.
Теория и методика базовых видов физкультурно-спортивной деятельности; основы техники, методики обучения и тренировки базовых видов (гимнастики, легкой атлетики, плавания, лыжного спорта, спортивных и подвижных игр); особенности методики, организация и судейство соревнований; сооружения и оборудования и их особенности эксплуатации; техника безопасности при занятиях базовыми видами физкультурно-спортивной деятельности.
Комплексная реабилитация больных и инвалидов
Понятие о медицинской реабилитации и ее социальном значении; основные принципы и цели реабилитации; виды реабилитации; основные положения реабилитации; основные средства реабилитации, физическая реабилитация как составная часть медицинской трудовой и социальной реабилитации, средства физической культуры и спорта в системе реабилитации; социальные институты; организация и устройство реабилитационных центров; международная система организации реабилитации; МСЭК, структура и функции; комплексная и индивидуальная программа реабилитации; карта индивидуальной программы реабилитации.
Анатомия человека
Анатомия скелета (костей и их соединений), мышц, органов и систем обеспечения, управления и регуляции двигательного аппарата человека, их анатомо-антропологическая адаптация к физическим нагрузкам. Анатомический анализ положений и движений тела спортсмена с целью оценки эффективности влияния упражнений на организм и совершенствования (коррекции) техники их выполнения. Роль морфологических характеристик человека в практике ориентации и спортивного отбора.
Физиология человека
Функции различных органов и систем в покое и при мышечной работе. Возрастные и половые различия физиологических реакций на физические нагрузки. Физиологические основы физического воспитания, оздоровительной физической культуры и спортивной тренировки. Физиологические принципы управления движениями. Физиологическая классификация физических упражнений и видов спорта. Работоспособность и утомление. Факторы, лимитирующие работоспособность. Физиологические механизмы компенсации нарушенных функций организма.
Биохимия
Строение и свойства химических соединений, входящих в состав организма человека и поступающих с пищей; преобразования веществ и энергии, лежащие в основе физиологических функций, их регуляция; биохимические процессы при мышечной деятельности и в период восстановления; сущность и закономерности биохимической адаптации при систематической мышечной тренировке; возрастные и половые особенности протекания биохимических процессов при занятиях физическими упражнениями; биохимические факторы, определяющие проявления мышечной силы, быстроты, выносливости; биохимические основы питания лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
Биомеханика
Биомеханика двигательных действий как систем целенаправленных движений. Биомеханические аспекты строения и функций двигательного аппарата человека. Основы управления двигательными действиями человека. Биомеханика силы, быстроты, выносливости и гибкости. Оздоровительная направленность физических упражнений и биомеханические требования к их выполнению. Циклические и ациклические локомоторные действия, основные механизмы перемещающих действий, сохранение положения тела и действия на месте. Биомеханические аспекты природы возникновения и профилактики травм. Индивидуальные и групповые особенности моторики человека. Спортивно-техническое мастерство.
Общая и специальная гигиена
Предмет и задачи; гигиена – основа профилактики и здорового образа жизни; гигиена физического воспитания детей и подростков; гигиена физкультурно-спортивной деятельности; закаливание, личная гигиена, рациональное питание, психогигиена, восстановительные средства, гигиена спортивных сооружений; гигиена физической культуры и спорта на производстве и по месту жительства для различных категорий населения; гигиеническое обеспечение подготовки спортсменов; гигиентренировки в отдельных видах двигательной деятельности. Особенности режима жизни инвалидов различных категорий; понятия охранительного режима; системы питания при различных поражениях; использование естественных факторов природы; гигиена физкультурно-спортивной деятельности инвалидов; гигиена спортсооружений для инвалидов; гигиеническое обеспечение спортсменов-инвалидов.
Врачебный контроль в адаптивной физической культуре
Цели, задачи и содержание врачебного контроля в АФК. Методы врачебного исследования. Исследование и оценка физического развития. Исследования функционального состояния различных систем организма спортсменов-инвалидов и занимающихся физическими упражнениями. Тестирование физической работоспособности и тренированности. Особенности врачебного контроля за лицами разного пола, возраста, характера дефекта или патологии, занимающихся физической культурой и спортом. Простейшие функциональные пробы. Медицинский контроль на тренировках, соревнованиях, массовых физкультурных мероприятиях для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Медицинские средства восстановления и повышения работоспособности. Заболевания и травматизм, перетренированность и перенапряжения, их причины и профилактика.
Общая патология и тератология
Общее учение о здоровье и болезни. Этиология. Внешние и внутренние факторы болезней. Причины и условия возникновения болезней. Конституция, наследственность, реактивность, иммунитет и аллергия и их роль в возникновении и течении болезней. Патогенез – учение о механизмах возникновения, развития и исходов болезней. Саногенез. Общие и местные расстройства кровообращения; гиперемия, стаз, ишемия, инфаркт, тромбоз, эмболия,, кровотечение и кровоизлияние. Нарушение тканевого питания, обмена веществ и роста тканей. Дистрофии, атрофии, гипо- и гиперплазии, гиптрофии, некроз, регенерация, опухоли. Воспаление и лихорадка, как типичные патологические процессы.
Понятие и предмет тератологии; классификация врожденных пороков развития; этиологические причины; этапы индивидуального развития, критические периоды; пороки развития эмбриона и плода; врожденные пороки и аномалии развития сенсорных систем; аномалии развития наружного и внутреннего уха; аномалии развития глаз; комбинированные пороки и аномалии развития; пороки развития опорно-двигательного аппарата; дефекты развития трубчатых костей и позвоночника; аномалии мышц и мышечных сухожилий; системные пороки развития; пороки развития ЦНС; многочисленные врожденные пороки развития; хромосомные болезни и генные синдромы.
Научно-методическая деятельность.
Выбор проблемы, предмета и цели исследования; организация и проведение исследования; внедрение результатов в практику; методическая работа, ее разновидности и формы.
Национально-региональный (вузовский) компонент
Дисциплины и курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом (факультетом)
Основные дисциплины специальности
Частная патология
Понятие о травме и травматической болезни, повреждения мягких тканей. Переломы длинных трубчатых костей. Повреждения суставов. Переломы позвоночника и таза. Травмы кисти и стопы. Повреждения ЛОР-органов, глаз. Челюстно-лицевые травмы. Ожоги и обморожения, Болезни системы кровообращения: атеросклероз и ишемическая болезнь сердца, пороки сердца, гипер- и гипотоническая болезнь, нейроциркуляторная дистония. Болезни системы дыхания: пневмония, хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, бронхиальная астма, эмфизема, плеврит, туберкулез. Болезни органов пищеварения: гастриты, язвенная болезнь, дисфункции кишечника, колиты, энтерптозы, холециститы, панкреатиты. Болезни желез внутренней секреции и обмена веществ: сахарный диабет, ожирение, подагра, заболевания щитовидной железы. Болезни системы выделения: гломерулонефриты, пиелонефриты, почечно-каменная болезнь. Болезни и травмы нервной системы: основные клинические данные о нарушениях мозгового кровообращения, травмах и опухолях головного мозга, спастические и вялые параличи и парезы, гиперкинезы, нарушения координации, атаксия, расстройства чувствительности вегетативной и трофической функций нервной системы; нарушения мозгового кровообращения, травматическая болезнь спинного мозга, остеохондроз позвоночника; неврозы, черепно-мозговая травма, заболевания и повреждения периферической нервной системы, патология детей и подростков.
Психология болезни и инвалидности
Внутренняя картина болезни; болезненно-специфические переживания; переживания и внутренняя картина болезни в зависимости от ее остроты, затрагиваемых органов и систем, степени инвалидизации, угрозы жизни; механизмы психологической защиты и совладения; психологическая травма и диссоциация в истории и переживании болезни; проблемы жизни, смерти, суицидального поведения; первичные навыки работы с проблемой личности.
Возрастная психопатология и психоконсультирование
Предмет и задачи психопатологии; роль биологического и социального в генезе психических болезней, методы исследования в психопатологии; возрастная динамика симптомов и синдромов психических заболеваний; нарушения восприятия, мышления, эмоций, памяти, внимания, интеллекта, сознания; классификация психических болезней; течение и исход психических болезней; этика и деонтология в психопатологии, психические расстройства при черепно-мозговых травмах и нейроинфекции, различных соматических и сосудистых заболеваниях; психопатия и акцентуация характера, алкоголизм и наркомания; неврозы и невротические реакции, реактивные психозы, эпилепсия; маниакально-депрессивный психоз, шизофрения; понятия о формах и видах психологической помощи (немедицинской психотерапии), психологическая коррекция, психоконсультирование, супервизорство, сопровождение и др.; сущность процесса психоконсультирования, его структура и стратегия, сферы применения, этические нормы; основные школы психоконсультирования (гуманистическая, психоаналитическая и др.); особенности психоконсультирования детей с отклонениями в развитии и инвалидов; понятие о психопрофилактике; первичная, вторичная и третичная психопрофилактика; формы, виды и методы психопрофилактической работы; психопрофилактика: семейных отношений, отклонений в личностном росте, профессиональной деятельности, психопрофилактическая работа с инвалидами.
Физическая реабилитация
Этапы и периоды реабилитации при переломах костей и вывихах суставов, переломах позвоночника и костей таза. Особенности методики физической реабилитации в зависимости от локализации и способа иммобилизации. Физическая реабилитация на различных этапах при ишемической болезни сердца, инфаркте миокарда, гипертонической болезни и заболеваниях сосудов. Физическая реабилитация при заболеваниях органов дыхания (пневмонии, бронхиальной астме, бронхоэктатической болезни, эмфиземе и др.), органов пищеварения и обмене веществ.
Физическая реабилитация при заболеваниях и поражениях нервной системы: нарушениях мозгового кровообращения, травматической болезни спинного мозга, остеохондрозе позвоночника и невритах периферических нервов. Реабилитация при гинекологических заболеваниях. Физическая реабилитация при ортопедических заболеваниях: нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии. Физическая реабилитация при операциях на органах грудной клетки, брюшной полости и ампутациях. Особенности методики физической реабилитации детей при врожденной и приобретенной патологии.
Массаж
Понятие о массаже. Физиологические механизмы влияния массажа на организм. Показания и противопоказания к проведению массажа. Виды массажа. Спортивный массаж. Основные приемы массажа. Методические особенности при проведении массажа. Характеристика лечебного массажа. Методы лечебного массажа. Показания и противопоказания к проведению лечебного массажа. Сочетание лечебного массажа и физиопроцедур. Сегментарный массаж. Точечный массаж, соединительно-тканный массаж, периостальный массаж.
Специальная психология
Целостность и неделимость психического; норма и дефект; взаимодействие биологического, социального и аномального в человеке; структура дефекта и диалектическая взаимосвязь между его подструктурами; психическое развитие ребенка первых 3 лет жизни; дальнейшее развитие в дошкольном возрасте; развитие ребенка в школьном возрасте; особенности развития в подростковом возрасте; социальные и психологические факторы влияющие на развитие ребенка; специфические проблемы развития в разных возрастных группах; компенсаторные возможности психики ребенка с нарушенным слухом, зрением, интеллектом, нарушениями в двигательной сфере; умственная отсталость, причины, формы, методы диагностики; задержка психического развития, причины, клиническая картина различных форм; слабоумие (деменция); особенности слабоумия при психических сосудистых и других заболеваниях головного мозга; методы диагностики интеллектуальных расстройств. Основы сурдопсихологии, тифлопсихологии, олигофренопсихологии; психология лиц с двигательными нарушениями; психология лиц с выраженными речевыми расстройствами.
Специальная педагогика
Предмет цели и задачи дефектологии, методология и история русской и советской дефектологии; общие сведения о науках, входящих в структуру дефектологии; система образования лиц с недостатками в психическом развитии в РФ; содержание обучения и воспитание лиц с различными недостатками; принципы дидактики и методы обучения лиц с недостатками в развитии; система трудового обучения; система физического воспитания; достижения отечественной специальной педагогики и перспективы ее развития; учение Л.С.Выготского о сложной структуре аномального развития, о первичном дефекте и вторичных отклонениях, возникающих в процессе онтогенетического развития ребенка. Система учреждений по обучению, воспитанию и содержанию лиц с психическими и физическими недостатками, их основные задачи; социально-психологическая реабилитация лиц с особыми проблемами, их интеграция в обществе. Основы сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики, дидактика обучения и воспитания лиц со сложными дефектами и поражениями опорно-двигательного аппарата.
Частные методики адаптивной физической культуры
Классификация и терминология; цели и задачи различных методик применения физических упражнений инвалидов различных категорий; оздоровительная тренировка как основная форма организации занятий с инвалидами; методика занятий с детьми-инвалидами; методика занятий с детьми-инвалидами с поражениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, с нарушениями интеллекта, соматическими заболеваниями и комбинированными поражениями; методика занятий с молодыми инвалидами; методика занятий с женщинами-инвалидами; методика занятий с инвалидами зрелого и пожилого возраста.
Технологии физкультурно-спортивной деятельности
Предмет и задачи. Средства и методы. Обучение двигательным действиям и особенности методики. Воспитание физических качеств. Физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовка. Кондиционная тренировка. Система соревновательной деятельности в адаптивной физической культуре. Организация массовых физкультурных мероприятий. Судейство соревнований. Планирование и педагогический контроль.
Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры
Спортивные сооружения для инвалидов; конструктивные особенности протезно-ортопедической техники, применяемой для восстановления движений физической культуры и спорта, спортивные тренажеры, инвентарь, оборудование, экипировка.
Дисциплины специализаций
Физическая реабилитация
Периоды и этапы физической реабилитации при различных заболеваниях и повреждениях. Задачи, решаемые на каждом этапе и периоде в зависимости от нозологической единицы и состояния больного. Формы, средства и методы физической реабилитации при заболеваниях и повреждениях различных систем. Типовая и индивидуальная программа реабилитации. Методы оценки воздействия и эффективности реабилитационных мероприятий. Клиническая практика.
Адаптивное физическое воспитание
Формы построения занятий, особенности средств, методов, методических приемов адаптивного физического воспитания в различные периоды жизни инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья: в домах ребенка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии (дошкольных, школьных), в интернатах, вузах и других учреждениях, где обучаются, трудятся и проживают взрослые инвалиды, в общеобразовательных школах и вузах с контингентом учащихся и студентов специальных медицинских групп; особенности адаптивного самовоспитания.
Адаптивная двигательная рекреация
Применение средств и методов адаптивной физической культуры для организации и проведения активного отдыха, досуга инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья в реабилитационных центрах, санаториях, курортах, профилакториях, домах отдыха и др. организациях, организация работы “уголков активного отдыха”, в рекреационно-оздоровительных зонах (парках, пригородах), по месту жительства инвалидов; проведение туристских походов выходного дня, семейных туристических походов с участием инвалидов и членов их семей; подготовка сценариев и проведение спортивно-художественных праздников с участием детей-инвалидов и их сверстников из обычных образовательных учреждений (“интегрирование” спортивно-художественных праздников).
Лечебная физическая культура
Механизмы лечебного действия физических упражнений при различных формах патологии. Современная классификация физических упражнений в ЛФК. Периодизация, средства, формы и методы ЛФК в зависимости от нозологической единицы. Организация занятий ЛФК в различных лечебных учреждениях.
Клиническая практика.
Спортивная подготовка инвалидов (адаптивный спорт)
Основные направления адаптивного спорта: параолимпийское, специальное олимпийское, спортивные движения глухих; особенности средств, методов, организационных форм спортивно-адаптивной тренировки инвалидов различного возраста и различных нозологических групп; образовательные учреждения дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности для инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья; календарь соревнований, спортивная классификация, организация соревнований и спортивных праздников.
Адаптивная физическая культура и спорт для лиц с нарушением интеллекта
Содержание образования и физического воспитания умственно отсталых в гос.учреждениях образования, социального обеспечения, здравоохранения. Методика проведения физкультурных занятий с умственно отсталыми в специальных и профессиональных образовательных учреждениях. Методика проведения физкультурно-спортивных праздников. Программа “Специальной Олимпиады”. Спорт и система тренировки. Принципы, цели и методы спортивной тренировки. Рекреативные занятия для умственно отсталых. Организация и методика проведения соревнований по программе “Специальной Олимпиады”. Летние виды спорта. Зимние виды спорта.
Факультативы
Дополнительные виды подготовки
|