Формула успеха



Сторінка1/6
Дата конвертації14.04.2016
Розмір0.84 Mb.
  1   2   3   4   5   6
ФОРМУЛА УСПЕХА

Негосударственное высшее образование в России: иллюзии и реальность
Сегодня образование стало одной из главнейших сфер человеческой деятельности — не случайно, по определению ЮНЕСКО, XXI век признан "Веком Образования". В эпоху информационного общества именно интеллектуальные и профессиональные знания, умение добывать, анализировать и грамотно применять информацию становятся залогом личного и социального успеха любого человека. А это значит, что во стократ усиливается значимость выбора, совершаемого юношей или девушкой на пороге жизненного пути. Куда пойти учиться? Какую профессию выбрать? В каком вузе искать учителей, способных не просто преподать студентам основы специальных знаний и навыков, но и помочь им сделаться истинными Профессионалами, готовыми к постоянному саморазвитию, к решению творческих задач, к карьерному росту, к продвижению в жизни?..

Такой выбор был непростым во все времена. Сегодня и в нашей стране он непрост особенно. С одной стороны, Россия, как и все государства мира — даже самые преуспевающие — явилась заложницей ситуации, которую специалисты именуют не иначе как "всемирный кризис образования"; суть этого кризиса в том, что существующие образовательные системы оказываются неготовыми к вызовам нового времени, не обладают необходимым запасом прочности в динамично меняющемся мире, и это значит, что вопрос о качестве подготовки в вузе выходит на первый план. С другой же стороны, образование в нынешней России, как и все прочие сферы жизни, в последние десятилетия существует в условиях постоянных реформ, противоречивость которых зачастую сбивает человека с толку. Одно из безусловных завоеваний этих реформ — вариативность всех элементов образовательного рынка (государственные и негосударственные учебные заведения, различные типы школ, альтернативные учебники, многообразные модели образования и т.п.) — конечно, расширяет для молодого человека возможности выбора, но одновременно и усложняет принятие решения.

Одна из первейших и главных задач, которую приходится решать сегодня абитуриенту, заключается в том, какому именно сектору образовательного рынка отдать предпочтение — государственному или частному. Вопрос не праздный, потому что, несмотря на бурное развитие негосударственного высшего образования в России (если осенью 1991 года на стадии регистрации находилось 45 негосударственных вузов, то в настоящее время их зарегистрировано уже 578, и 395 из них прошли процедуры аттестации и аккредитации1), эта форма подготовки специалистов все же до сих пор воспринимается россиянами с определенным недоверием. Деятельность негосударственных вузов окружена в нашей стране мифами и иллюзиями — чаще всего, носящими характер предубеждения; восприятие их работы перегружено негативными стереотипами. А потому крайне важно, чтобы современной российской молодежи была доступна объективная информация о плюсах и минусах негосударственного образования, а также о том, что может дать студенту серьезный негосударственный вуз.

Зная этот сектор российского образования не понаслышке, являясь президентом одного из наиболее известных негосударственных вузов

России, я хотел бы помочь определиться с решением всем тем, кто стоит сегодня перед выбором профессии и жизненного пути в целом. Почему именно высшее образование так высоко ценится в XXI веке во всем мире? Почему (и кому именно) имеет смысл выбирать негосударственное обучение? Наконец, как выбрать по-настоящему качественный, серьезный, свой — подходящий именно тебе — негосударственный вуз?

Итак, для начала —



Почему высшее?

Советский Союз по праву гордился своей системой образования. Высокий уровень школьной и профессиональной подготовки в СССР признавали даже его зарубежные оппоненты, которых трудно было бы заподозрить в излишней симпатии к нашей стране. Московский, Ленинградский, Томский университеты, такие технические вузы, как МФТИ или МВТУ им. Н.Э. Баумана, многие гуманитарные институты сумели дать государству не только необходимых ему инженеров, врачей, учителей, но и ученых высочайшего класса, всемирно известных нобелевских лауреатов. Опираясь на четыре знаменитых образовательных принципа — фундаментальность, систематичность, последовательность и преемственность, — наши вузы успешно готовили профессионалов самого различного профиля.

Однако уже к середине 80-х годов СССР стал постепенно утрачивать свои лидирующие позиции в образовании. Поскольку никаких иных образовательных учреждений, кроме государственных, в стране не было, и все они подчинялись Госплану (а жесткое централизованное планирование всегда чревато определенными перекосами), начались деформации в структуре подготовки специалистов. Но беда не только в том, что вузы "производили" слишком много инженеров и слишком мало бухгалтеров, на которых вдруг появился невиданный спрос, — беда еще и в том, что уровень подготовки этих инженеров и бухгалтеров перестал отвечать требованиям эпохи информационного взрыва. Да и могло ли быть иначе в тех (уже почти позабытых нами) условиях чрезмерной идеологизированности учебных планов, недостаточной технической оснащенности, "закрытости" страны?..

А потом в стране началась эпоха перемен. Государство уже не могло ни вкладывать в образование столько финансовых и материальных средств, сколько раньше, ни обеспечивать в одиночку функционирование всей разветвленной системы образовательных учреждений. Позволю себе привести несколько достаточно ярких цифр. В 1950 году СССР тратил на образование 10% национального дохода, а США — 4%. В 1988 году эти цифры были уже принципиально иными и составили соответственно 7 и 12 процентов. С 1992 года доля национального дохода, направляемого в России на образование, упала ниже 4 процентов. Понятно, что в этой ситуации государство уже никак не могло претендовать на единоличный и полный контроль образовательной деятельности, и в стране появился рынок образовательных услуг.

Не могла власть теперь отвечать и за трудоустройство выпускников вузов. Жертвами безработицы все чаще становились те самые "лишние" инженеры и учителя, которым, чтобы прокормить семью, приходилось переквалифицироваться в "челноков", торговцев, маляров, электриков.

Многим семьям до сихпор памятны примеры того, как терялись любимые профессии, утрачивался стаж, обрывались профессиональные связи, а вместе со всем этим менялся и статус, и привычный образ жизни — вплоть до того, что рушились судьбы… Между прочим, именно тогда в сознании людей прочно закрепилась мысль: высокий уровень образования — увы! — не связан напрямую с высоким уровнем жизни, и вовсе не обязательно тратить годы на учебу, если это никак не гарантирует достойного существования. Расхожей стала ироничная фраза "Мы университетов не кончали", и спрос на высшее образование в те годы принял неустойчивый и неоднозначный характер. В целом можно констатировать, что в тот период в стране сложилась ситуация интенсивного разрушения устоявшейся социальной структуры общества, актуализации новых ценностных подходов, среди которых высшее образование (как некий фундамент для дальнейшей самореализации человека в творческом и профессиональном плане) больше не фигурировало.

Во Всемирном докладе ЮНЕСКО по образованию (1998 год) и докладе Всемирного банка (2002 год) приводятся статистические данные по охвату молодежи высшим образованием. Исходя из этих документов, по данному показателю Россия занимала в 1985 году 3-е место в мире, в 1995-м году — 16-е, а в 1998-м — уже только 23-е. Специалисты ожидают, что в 2005 году Россия не войдет даже в тридцатку ведущих стран мира по охвату молодежи высшим образованием2. И хотя количество студентов в России в последние годы снова растет, наличие просто вузовского диплома как такового (особенно не подкрепленного реальными знаниями) уже не является теперь гарантом успешной карьеры и продвижения по социальной лестнице.

Что означают для всех нас приведенные цифры? Они означают, что специалисты не просто с дипломом, а с качественным высшим образованием самым естественным, хотя и не слишком заметным образом, превращаются в нашей стране в подлинную элиту. Ведь современная экономика, основанная на знаниях и на интеллекте, требует от своих работников образования выше среднего. "В последние годы не иметь высшего образования становится просто неприличным, — не без оснований утверждает газета "Московские новости". — Более того, поскольку получение высшего образования становится социальной нормой, работодатель предпочитает брать на работу тех, кто его получил".

К тому же во всем мире количество рабочих мест, базирующихся на вузовской подготовке, растет куда более интенсивными темпами, нежели количество рабочих мест, для которых годятся низкоквалифицированные кадры. При этом обществу требуются люди, не просто нагруженные определенным объемом знаний, но умеющие творчески распорядиться ими, способные к самообразованию, владеющие управленческими и социально-психологическими навыками, привыкшие пользоваться новыми информационными технологиями, обладающие экологическим мышлением…

А следовательно, современному человеку необходимо качественное высшее образование, если он


  • планирует получить профессию, приносящую не только заработок, но и стабильный рост благосостояния, и творческое удовлетворение;

  • собирается грамотно и эффективно выстроить свою профессиональную карьеру;

  • намерен неуклонно двигаться вверх по социальной лестнице;

  • осознает роль "интеллектуального тренажа", которым является хорошее высшее образование, для становления личности — неординарной и живущей полноценной жизнью.

Между тем на рынке высшего образования страны продолжаются реформы. Платное обучение — причем не только в частных вузах, но и в самых что ни на есть государственных — стало привычной для всех реальностью. Введение Единого государственного экзамена, появление новых уровней подготовки (бакалавриат и магистратура), закрытие военных кафедр в вузах, изобилие высших учебных заведений и перманентные слухи о грядущем сокращении их числа — все эти и многие другие реалии нашей жизни привели к тому, что сегодня абитуриент зачастую находится в растерянности перед важнейшим выбором в своей жизни. А самое главное, что количество бюджетных (бесплатных) мест в государственных вузах постоянно уменьшается — достаточно заглянуть летом в приемные комиссии их факультетов, во многих из которых на информационных стендах обнаруживаются примерно такие данные: "План приема на бюджетное отделение — 15 человек; план приема на контрактное отделение — 100 человек"… В некоторых госвузах за обучение платят до 75-80 процентов студентов. Понятно, что лишь немногим абитуриентам (несмотря даже на "репетиторство" и прямые взятки, поразившие, к сожалению, всю систему высшего образования) удается стать студентом бюджетного отделения, и вряд ли в дальнейшем число таких счастливчиков будет расти.

Но если многие из нас уже хорошо осознают, что плата за высшее образование — это инвестиции в будущее ребенка, что за качественное обучение действительно стоит платить, то по-прежнему в сомнениях остаемся мы по поводу того, а кому, собственно, отдать свои деньги? Как выбрать вуз, способный дать максимальные гарантии в области качества и надежности? По счастью, хороших учебных заведений в России попрежнему много, но хватает и "чертополоха" на ее образовательном поле. И обидно, что иногда мы выбираем вуз не по принципу "хороший — плохой", а всего лишь исходя из собственных привычных иллюзий: "Государственный — значит, надежный, должно быть, и хороший тоже, и уж конечно, более легальный, чем все эти новые учебные заведения…"

Попробуем разобраться в истоках этих заблуждений и посмотреть, чем отличается от своего государственного собрата негосударственное высшее образование, какими преимуществами по сравнению с ним может обладать и почему в определенных ситуациях оно является предпочтительным.

Почему негосударственное?

Более десяти лет назад в системе российского образования вновь (после более чем семидесятилетнего перерыва) появились негосударственные учебные заведения — школы, колледжи, лицеи, институты, университеты, академии. Сегодня больше не стоит вопроса: быть или не быть негосударственному высшему образованию в России — ведь число негосударственных вузов уже составляет 47 процентов от общего числа вузов страны, по приему студентов — это пятая часть общего приема, а если брать остродефицитные специальности (например, право или экономика), то на долю негосударственных вузов приходится большая часть набора студентов… С тех пор, как в сентябре 1991 года был зарегистрирован первый в новейшей российской истории негосударственный вуз, утекло немало воды, и из стен частных институтов и академий вышло много высококлассных специалистов4. И, тем не менее, до сих пор общественное мнение нередко исходит из того, что частное образование — явление странное, ненадежное и "чуждое российской действительности", созданы эти вузы для обогащения владельцев, качество образования в них низкое и учатся там сплошь дети "новых русских", которые ни за что не прошли бы в госвузы по конкурсу…



Есть ли во всем этом толика правды? Увы — есть. И прежде всего потому, что негосударственные вузы бывают разные. От серьезного, качественного образовательного учреждения, ориентированного на подготовку специалистов высокого уровня, до института-однодневки, дипломы которого оказываются скомпрометированными после первого же выпуска, — дистанция огромного размера. Но ведь и тот, и другой попадают в одну категорию и числятся "по одному ведомству". Хотелось бы подчеркнуть: все, что мы говорим о преимуществах негосударственного образования, относится лишь к серьезным, качественным негосударственным вузам. Но как рядовому абитуриенту (и его родителям, оплачивающим учебу) отличить настоящее высшее негосударственное образование от подделки? Каковы параметры, отличающие хороший негосударственный вуз?

Рассмотрим их последовательно, один за другим.

Во-первых, это наличие всех необходимых документов. Для серьезного вуза это не только лицензия, дающая право реализации конкретных образовательных программ (необходимая, кстати, как негосударственному, так и любому государственному вузу), но еще и аккредитация, которая позволяет вузу выдавать диплом государственного образца по определенным специальностям. Заметим, что отсутствие документов (в частности, лицензии) — это одно из самых распространенных нарушений на рынке образовательных услуг. Именно поэтому, выбирая вуз, необходимо прежде всего быть уверенным в том, что уровень его государственного признания (регистрация, лицензия, аттестация, аккредитация) находится на высоте, соответствует самым высоким требованиям и к тому же не является "просроченным", то есть подтверждается в установленные сроки. ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, например, прошел очередную аттестацию в конце 2004 года и получил все необходимые документы на пять последующих лет — это означает, что данный институт признан вполне соответствующим представлениям о том, каким должен быть серьезный, подлинно государственный вуз.

Во-вторых, важным показателем является качество учебных планов и программ образовательного учреждения. С одной стороны, в серьезном вузе обязательно придерживаются Государственного стандарта высшего профессионального образования, который устанавливает требования к подготовке специалистов по каждой конкретной специальности. С другой же стороны, хороший негосударственный вуз, исходя из своих возможностей и специализации, предоставляет студентам сверх обязательной базы еще и определенную палитру дополнительных образовательных услуг. Углубленное изучение иностранных языков, навыки межкультурной и деловой коммуникации, свободное владение многочисленными компьютерными программами — все это, добавленное к Государственному стандарту, безусловно, обеспечивает студенту более широкое образование и, как следствие, повышает его конкурентоспособность на рынке труда. "Плюсом" хорошего негосударственного вуза является, помимо опоры на базовые учебные планы, и способность к реализации различных новаций, оригинальных авторских программ, которые не только позволяют раскрыться творческому потенциалу преподавателей, но и с энтузиазмом воспринимаются студентами.

В-третьих, существенный момент, на который необходимо обратить внимание при оценке вуза, — это его развитая структура. Серьезное учебное заведение не только отличается продуманным набором факультетов и кафедр, не только имеет грамотную систему управления и администрирования, но и владеет сетью филиалов. Например, в ИМПЭ им. А.С. Грибоедова таких филиалов семь — в Нижневартовске,

Калуге, Мурманске, Липецке, Петрозаводске, Вологде и Ульяновске. Все они зарегистрированы в органах местной администрации, имеют лицензии, аттестованы и аккредитованы государственными органами и успешно выдерживают конкуренцию на рынках образовательных услуг данных регионов.



В-четвертых, качество вуза напрямую зависит от уровня преподавательского состава, работающего в нем. Здесь важны не только доля преподавателей, имеющих ученую степень, количество профессоров и доцентов, но и общее соотношение числа преподавателей и студентов (сколько "голов" учащихся приходится на одного лектора), и сочетание в вузе представителей академической среды со специалистами-практиками, и многие иные качественные показатели профессорско-преподавательского состава.

В-пятых, оценивая вуз, следует учитывать не только его образовательный потенциал, но и его научную деятельность, а также возможность защиты диссертаций, наличие аспирантуры. Среди негосударственных вузов, преподаватели и учащиеся которых активно занимаются наукой, можно выделить Московский гуманитарный университет, Московскую международную высшую школу бизнеса "МИРБИС", Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова и другие негосударственные вузы — как московские, так и питерские, новосибирские, казанские… Профессора и доценты этих вузов пишут учебники и методические пособия, по которым потом занимаются студенты всей страны, аспиранты защищают диссертации, вносящие свой вклад в науку, — и это значит, что такой вуз становится не просто образовательным, но и научным центром притяжения интеллектуальных ресурсов.

В-шестых, серьезным показателем качества вуза становится наличие у него международных контактов. Далеко не все государственные вузы сегодня предоставляют своим студентам возможность получения международных образовательных сертификатов (языковых или профессиональных), не все практикуют стажировки преподавателей и лучших учащихся за рубежом. Если негосударственный вуз располагает такими возможностями, если у него есть международные партнеры — следовательно, его репутация достаточно прочна не только в России, но и за рубежом.

В-седьмых, очень важным является и момент, связанный с разнообразием моделей и форм обучения в вузе. Если таких форм достаточно много (ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, например, предлагает своим абитуриентам очную, очно-заочную, заочную формы обучения, послевузовское образование, дополнительное образование, второе высшее образование и т.д.), то это свидетельствует, с одной стороны, о широте охвата образовательных услуг и общем потенциале учебного заведения, а с другой — об индивидуализации обучения в вузе, о стремлении предложить каждому студенту наиболее удобную для него форму получения профессии.

В-восьмых, об уровне учебного заведения может свидетельствовать его материально-техническая база и инфраструктура вуза в целом. Хороший вуз, ориентирующийся на подготовку по-настоящему грамотных, вооруженных самыми современными знаниями и навыками специалистов, не станет экономить на количестве компьютеров, на возможности доступа в Интернет, на необходимом оборудовании. Очень важна для студентов и возможность получить в библиотеке не только все необходимые учебники, но и самые современные научные издания — по доступности для учащихся нужных книг тоже можно судить о серьезности учебного заведения (в ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, например, фактическая обеспеченность студентов учебно-методической литературой превышает установленный лицензией норматив (0,5) и составляет от 1,1 до 3 экземпляров на одного студента). Качественное и недорогое питание, удобные учебные кабинеты, спортивные залы, наличие охраны и медицинского обслуживания — все это тоже следует иметь в виду, выбирая вуз.

В-девятых, весьма существенным признаком — и едва ли не самым показательным из всех — является спрос работодателей на выпускников вуза и дальнейший карьерный рост вчерашних студентов.

Ведь, в конечном счете, самое главное для абитуриента — не чье здание солидней и не где учат дешевле всего. Главное — куда выпускник в дальнейшем сможет устроиться с дипломом своего института, сколько ему будут платить и какую карьеру он сможет сделать. В последнее время в нашей стране все чаще говорят о том, что в рейтингах вузов обязательно должно учитываться мнение работодателей, что в России — по примеру западных стран — необходимо специально отслеживать карьерный рост молодых специалистов5… Между тем хорошие вузы давно уже работают "на опережение" этой идеи и начинают заниматься трудоустройством будущего выпускника с самого начала его обучения.

Этим задачам целенаправленно служат и организация практик, и разработка дополнительных образовательных программ, и прямые контакты с работодателями, и организация специальных вузовских структур по трудоустройству.

Наконец, десятым (но отнюдь не последним по значимости!) можно назвать такой момент, как репутация вуза, его рейтинг, его участие в профессиональных союзах и ассоциациях. Добрая слава института или академии традиционно складывается из отзывов его студентов, из мнений родителей, отношения работодателей, оценок государственных проверяющих организаций… Помимо всего этого, существуют еще и различные специальные рейтинги, по которым можно с достаточной степенью уверенности судить об уровне высшего учебного заведения. Так, например, Институт международного права и экономики им.А.С. Грибоедова не только неоднократно занимал в девяностые годы ведущие места в рейтингах журнала "Карьера", но и в рейтинге Министерства образования и науки за 2004 год в четвертый раз подряд занял первое место в РФ среди негосударственных вузов своей категории6. При определении этих рейтингов учитывается множество различных аспектов работы вуза: количество студентов разных форм обучения, качество профессорско-преподавательского состава, издательская деятельность, объем научных исследований и так далее.

Впрочем, не рейтингом единым живо современное образование.

Внимательный человек, выбирая вуз, обязательно обратит внимание и на его участие в профессиональных вузовских ассоциациях и объединениях, серьезно зарекомендовавших себя как в общественном мнении, так и на рынке образовательных услуг. Членство в организациях такого рода является дополнительной "гарантией качества" учебного заведения и превращает некогда разрозненные "образовательные точки" в систему. Скажем, Союз негосударственных вузов Москвы и Московской области объединяет лишь около 30 высших учебных заведений из более чем 200 вузов, работающих в этом регионе. Как говорит И.М. Ильинский, ректор Московского гуманитарного университета и президент этого вузовского объединения, "Мы не набираем членов Союза, а отбираем. Многих мы не принимаем. Это позволяет нам двигаться вперед"7. Поэтому такие вузы, как Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС" (Институт), Институт современного искусства, ИМПЭ им.А.С. Грибоедова, Национальный институт бизнеса и другие дорожат своим участием в Союзе и не снижают, а постоянно повышают требования к качеству обучения и научной деятельности.

Если негосударственный вуз отвечает перечисленным десяти пара* метрам качества, это свидетельствует о том, что он не просто может успешно конкурировать с государственными учебными заведениями, но в определенных аспектах обучения способен и превзойти их. И это притом, что такого рода конкуренция происходит в условиях, весьма неблагоприятных для частного сектора высшего образования. Давайте сравним государственные и негосударственные вузы с точки зрения их взаимоотношений с государством. Итак,


  • Государственные вузы: получают от государства бюджетные средства (при этом реальное качество подготовки кадров зачастую не принимается во внимание); пользуются помещениями и зданиями в необходимом количестве; поддерживаются различными программами — на компьютеризацию и т.д. При этом государственные вузы имеют возможность вести платную образовательную деятельность и владеют правом сдавать часть своих площадей в аренду.

  • Негосударственные вузы: не получают ни копейки бюджетных денег — напротив, вынуждены платить немалые налоги; должны арендовать или строить собственные площади, надеясь только на свои силы; даже после государственной аккредитации не имеют возможности претендовать ни на какую поддержку (средствами, помещениями или техникой). При этом не секрет, что требования, предъявляемые к этим вузам со стороны государства при получении аккредитации, гораздо более жесткие, нежели к государственным учебным заведениям.

Получается, что негосударственные вузы "отвоевали" у государственных значительную часть студентов (вспомним цифры, приведенные выше), находясь в совершенно невыгодных для себя условиях — финансовых, ресурсных, психологических. Объяснить это можно лишь одним: серьезные высшие учебные заведения негосударственной формы собственности выигрывают ка* чеством образовательных услуг, которые они предлагают людям.

Созданные и действующие в соответствии с российским законодательством, работающие на основе самофинансирования и являющиеся самоуправляемыми, эти вузы — при ближайшем рассмотрении — обладают рядом преимуществ перед своими государственными собратьями. И эти преимущества позволяют сформулировать как минимум семь доводов в пользу выбора негосударственного высшего образования в современной России, которые мне сейчас и хотелось бы перечислить.


  1   2   3   4   5   6


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка