Формирование профессиональных компетенции студентов при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин Федоринова Лидия Ивановна



Скачати 276.99 Kb.
Дата конвертації15.04.2016
Розмір276.99 Kb.
БГОУ ДПО Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Формирование профессиональных компетенции студентов при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин

Федоринова Лидия Ивановна

преподаватель экономических дисциплин

Старооскольский кооперативный техникум

Старый Оскол

2013

Содержание:


Информация об опыте……………………………………………3
Технология опыта…………………………………………………7
Результативность опыта…………………………………………13
Библиографический список……………………………………..18
Приложение к опыту……………………………………………..19

Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта.

Старооскольский кооперативный техникум - учебное заведение Центрально-черноземного района России, открытый в 1962 году на базе Старооскольской торгово-кооперативной школы, основанной в 1949 году и позднее преобразованной в торгово-кооперативное училище. Находится по адресу ул. Ленина 82. Здание расположено в старой части города, в административном и культурном центре Старого Оскола.

11 июля 2012 года техникуму исполнилось 50 лет. За эти годы подготовлено более 30,0 тысяч специалистов и кадров рабочих профессий. Выпускники трудятся в различных отраслях экономики России, но большая их часть работают в сфере торговли, общественного питания, в производственной и заготовительной сфере, в системе потребительской кооперации Белгородского облпотребсоюза.

В настоящее время техникум ведет подготовку для предприятий и организаций всех форм собственности по специальностям:


- 080114 Экономика и бухгалтерский учет

- 080110 Банковское дело

- 100801 Товароведение и экспертиза потребительских товаров

- 030912 Право и организация социального обеспечения

- 260807 Технология продукции общественного питания

- 080110 Страховое дело

- 100701 Коммерция

- 100114 Организация обслуживания в общественном питании


Студентами Старооскольского кооперативного техникума являются выпускники школ города Старый Оскол, городов и районов Белгородской области, других городов РФ. Социальная среда родителей обучающихся техникума неоднородная, преобладают семьи со средним специальным и средним техническим образованием. Они зачастую недостаточно информированы о ситуации на рынке труда, социальном заказе государства, не всегда могут дать квалифицированный совет в выборе специальности. Поэтому администрацией техникума проводится предварительная профориентационная работа среди обучающихся школ города, районов, области, в результате которой в техникум поступают заинтересованные в получении востребованной на рынке труда профессии. В текущем учебном году весь педагогический коллектив техникума работает над проблемой «Компетентностно-модульные технологии как средство реализации ФГОС нового поколения». Вместе с тем следует отметить, что компетентностному подходу к обучению мы уделяем пристальное внимание на протяжении нескольких лет и получены положительные результаты работы педколлектива в этом направлении, что выражается в трудоустройстве наших выпускников, их закреплении на рабочем месте и продвижению по карьерной лестнице.

Основная задача техникума – это подготовка высококвалифицированных, востребованных на рынке труда специалистов и эту задачу опытный педагогический коллектив успешно решает, используя хорошую материально-техническую базу.



Актуальность опыта.

Актуальность выбранной темы заключается в формировании профессиональных компетенций студентов с учетом потребностей современной экономики в конкурентоспособных специалистах, обладающих профессиональной мобильностью. В связи с этим основной акцент делается на качество образования. Успешное решение проблем качества образования возможно при следующих условиях:

-обновление содержания профессионального образования на основе новых государственных стандартов;

-профессионально-личностный подход к качеству подготовки современных специалистов;

-профессиональная компетентность преподавателей, их готовность к изменению и совершенствованию собственной компетентности. Одна из основных задач профессионального учебного заведения сегодня-удовлетворение потребностей рынка труда в специалистах с теми качествами, которые пользуются спросом у работодателей. Приоритетное значение работодатели отдают таким личным качествам, как коммуникабельность, энергичность, ответственность, дисциплинированность, сообразительность, трудоспособность. Среди функциональных качеств работодатели отмечают такие качества, как способность самостоятельно принимать решения, навыки поиска информации, организаторские способности. Кроме того, следует отметить, что по данным социологических исследований основной причин неудач в бизнесе является некомпетентность его субъектов.

. Принцип активности студента в процессе обучения был и остается одним из основных в обучении. Под этим понимается такое количество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т. е. применяемой педагогической технологии. Используя традиционную методику преподавания довольно сложно удерживать постоянный интерес студентов.

Таким образом, возникли следующие противоречия:
- между задачами современного образования, направленного на компетентностно-деятельностный подход в обучении, и недостаточным уровнем качества знаний и умений студентов;

- между традиционной методикой преподавания профессиональных дисциплин и современными требованиями к процессу обучения;

В ходе исследовательской деятельности автору пришлось столкнуться с такими затруднениями, что в жестких рамках выполнения учебных программ трудно использовать в полном объеме постоянно возрастающий актуальный информационный материал так, чтобы студенты были в состоянии справляться с огромным потоком и объемом информации. Поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень подготовки специалистов с использованием блочно-модульных технологий, креативных методов обучения, компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности.
Ведущая педагогическая идея опыта.

Заключается в разработке комплекса методического сопровождения педагогического процесса, обеспечивающего эффективное развитие профессиональных компетенций студентов, профессиональной компетентности преподавателей и совокупности коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивной профессиональной деятельности и деловому общению и успешной самореализации.


Длительность работы.

С 2009 года автор опыта определила задачу формирования профессиональных компетенций обучающихся, используя не только учебные занятия, но и внеурочное время: заседания творческих клубов, воспитательная работа, исследовательская деятельность студентов, индивидуальная работа студентов с преподавателями, курсовое проектирование, производственная практика. Опыт работы показал, что без формирования познавательного интереса на уроках общепрофессиональных и специальных дисциплин развитие профессиональных компетенций весьма проблематично. Поэтому с 2009 года я использую креативные технологии, авторские методики , направленные на формирование профессиональных компетенций с учетом личностного подхода к качеству подготовки современных специалистов.


Диапазон опыта.

Представленный опыт – это система методических разработок по проблеме компетентностного подхода в обучении, включающая авторские технологии обучения.



Теоретическая база опыта.

Стратегическим направлением развития образовательных систем в современном обществе является интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную целесообразную деятельность в различных областях знания. В связи с этим важно определиться с приоритетами в области педагогических технологий с учетом поставленных целей образования, с учетом интересов развития личности. В целях формирования профессиональных компетенций студентов среди разнообразных новых педагогических технологий я выбрала в качестве теоретической основы следующие направления:

-метод проектов;

-личностно-ориентированное обучение

-кейс-метод;

-модульное обучение;

- технологии интеграции, эвристического обучения, игровые технологии, технология концентрации обучения с помощью знаков и символов.

В основу разработанного опыта положены теоретические аспекты организации восприятия на уроке, самостоятельная работа студента с учетом психологического аспекта в рамках компетентностного подхода.

Все эти направления ориентированы на индивидуальность человека, его личность, на развитие его самостоятельного практического мышления Для решения этой проблемы и возникает необходимость в разработке преподавателем своих образовательных ресурсов, которые включают в себя методические разработки учебных занятий по дисциплинам, методические рекомендации по самостоятельному изучению программного материала, моделирующие и контролирующие тесты, практические задания и рекомендации к ним, задания для самостоятельной внеаудиторной работы, структурно-логические схемы, пакет документов конкретных предприятий, ситуаций, пакет оценочных средств.

Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и направлен на получение результата. «Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых проблемных методов, творческих по самой своей сути». (Полат Е.А.) Метод проектов является наиболее популярным в мире, так как позволяет сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных ситуаций. Использование метода проектов, исследовательских методов обучения ведет к изменению деятельности педагога. Преподаватель из «давателя» знаний превращается в организатора творческой познавательной деятельности обучающихся. Кейс-метод представляет собой специальную методику обучения на примере конкретных ситуаций для совместного анализа. Кейс-метод включает в себя и самостоятельную работу студентов, и «мозговую атаку» в малых группах, и публичное представление предполагаемого решения. Этот метод обеспечивает высокую мотивацию студентов в процессе обучения, формирует навыки самостоятельного принятия решений, развивает мышление и коммуникативные навыки, повышает интерес к избранной профессии, формирует умения и навыки в профессиональной деятельности. Объединение разрозненных частей знаний на уроке осуществляется за счет интеграции. Интеграция способствует снятию утомленности студентов за счет переключения их на разнообразные виды деятельности на уроке. Блочно-модульное обучение дает возможность формирования личностных качеств обучающихся. Профессиональный модуль-это часть образовательной программы, имеющая логическую завершенность по отношению к целям и результатам профессионального обучения. Блочно-модульная технология базируется на единстве принципов системности, проблемности и модульности. Новизна технологии состоит в том, что она рассматривается в комплексе: целевой компонент, принципы, способы проектирования содержания обучения, конструирование дидактических материалов и рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя со студентом. Создание благоприятного климата в коллективе, комфортное психологическое самочувствие преподавателя и студента способствуют лучшему усвоению учебного материала, развитию активности студента, формированию его общих и профессиональных компетенций.


Новизна опыта.

Состоит в поиске и создании разнообразных новых форм и методов обучения для повышения качества подготовки студентов в рамках компетентностного подхода.
Технология опыта
Цель опыта – выявить эффективность использования креативных технологий обучения для формирования профессиональных компетенций студентов.

Задачи:

1) разработать комплекс учебно-методического сопровождения учебного процесса;

2) создать условия для формирования и развития познавательного интереса, опираясь на прежний опыт и знания студентов;

3) формировать у обучающихся познавательные, информационно-коммуникативные и исследовательские компетенции;

5) создать условия для самореализации каждого студента в творческих проектах;

6) повысить качество знаний по изученным дисциплинам.

В настоящее время Старооскольский кооперативный техникум занимается проблемой компетентностного подхода в образовательном процессе. Формирование профессиональных компетенций студентов – процесс непрерывный, который осуществляется как на учебных занятиях, так и во внеурочное время: это заседание творческих клубов, воспитательная работа, исследовательская деятельность студентов, индивидуальная работа студентов с преподавателями, курсовое проектирование, производственная практика. Наилучших результатов можно достичь при комплексном подходе к формированию однородных компетенций с использованием интерактивного обучения, креативных методов обучения. Эффективность интерактивного обучения обуславливается тем, что оно является процессом совместного познания студентами учебной информации в диалогическом воздействии друг с другом и преподавателем.

Однако для этого необходим демократический стиль ведения занятий, когда учитывается мнение группы, субъективная позиция студента.

Необходимо создать комфортность обучения, для чего каждого студента надо воспринимать исключительно позитивно, направлять учебный процесс на эмоциональную сферу студента.

Профессиональные компетенции сложно сформировать без развития творческого потенциала студента. Научиться работать творчески помогают различные методы. Остановлюсь на некоторых из них: кейс - метод.

Я раздаю пакет документов для работы, который содержит практическую ситуацию на материалах Старооскольского райпо и рекомендации по работе с данным кейсом, основную и дополнительную литературу и критерии оценки. Кейс – метод успешно использую как на учебных занятиях, так и на заседаниях творческого клуба, причем по каждой компетенции создается свой пакет документов.

Одно из направлений качественного обновления профессионального образования – подготовка специалистов, способных осознанно использовать потенциал фундаментальных дисциплин для решения профессиональных задач. Достичь этого можно на основе междисциплинарной интеграции. Использование междисциплинарных связей способствует повышению качества знаний, появлению интереса к будущей профессиональной деятельности. В этой связи хороший эффект дает проведение ролевых и деловых игр, моделирующих экономические процессы на учебных занятиях, решение ситуаций, конкурсы.

Дидактическая игра является одним из значимых элементов креативной педагогики. Переход к креативным технологиям обучения способствует формирование личности, способной создать новое, личности духовной, открытой новым идеям, наделенной творческим воображениям, остротой мысли, смелостью, независимостью суждений, самокритичностью.

Эти компоненты проявляются у студентов при наличии определенных условий:

а) наличие творческой личности,

б) наличие творческой среды,

в) наличие творческого процесса.

Эти три условия может создать преподаватель на уроке деловой игры, как одной из разновидностей дидактических игр.

Технология деловой игры основана на широком использовании межпредметных связей.

Другим условием проведение деловой игры является достаточный багаж как теоретических знаний, так и практических навыков по изучаемой дисциплине и смежным предметам. Это позволит реализовать компетентностный подход к проведению деловой игры.

Широкий простор для использования междисциплинарных и внутридисциплинарных связей дают конкурсы, которые можно проводить и на уроках и на занятиях творческих клубов.

Уроки – конкурсы позволяют ненавязчиво, в интересной форме реализовать профессиональные компетенции.

Такие уроки требуют особо тщательной подготовки и студентов и преподавателя, так как полностью построены на непосредственном общении преподавателя со студентами и студентов между собой.

Преподаватель должен предвидеть различные варианты хода мыслей студентов на вопросы. Студенты должны иметь навыки работы на таком уроке. Поэтому предварительно целесообразно практиковать на уроках элементы конкурса. Например, студенты задают «соперникам» вопросы по теме (во время опроса) или выполненные на специальных бланках письменные опросы, подписанные преподавателем, раздаются учащимся на дом для самооценки, после чего эти работы проверяются преподавателем. Такая работа помогает учащимся при самоподготовке, когда они степень подготовленности к уроку определяют не категориями «учил – не учил», а могут судить о глубине усвоения материала. Можно практиковать «опросный бой».

Опыт показывает, что в ходе подготовки к уроку – конкурсу необходимо учесть следующее:

1.Подобрать дидактический материал, определить последовательность проведении конкурса.

Материал должен позволить выявить глубину знаний учащимися узловых вопросов темы, но работа не должна быть слишком затянутой (не более 15 мин.). Желательно распределить материал таким образом, чтобы каждый последующий конкурс был логически связан с предыдущим.

2.Выбрать вид конкурса (устный, письменный), способ выдачи задания (по желанию, по жребию), способ проверки итогов работы (сплошная или выборочная, самостоятельная или с помощью жюри).

3.Подобрать технические средства и подготовить к ним материал.

Разнообразит урок использование технических средств при выдаче задания и проверке его выполнения, использование кадров с рисунками.

Конкурсы обеспечивают развитие у студентов навыков анализа и принятия решений, освоение профессиональных функций, формирование умений планировать свою деятельность с учетом действий других.

Остановлюсь на таком методе проблемного обучения как «мозговой штурм» или иначе его называют «Мозговая атака». Этот метод приемлем, если преподаватель уже поработал над созданием комфортной обстановки в группе. Перед студентами ставится проблема и выслушиваются все варианты ее решения, даже самые абсурдные, так как даже абсурдный вариант может натолкнуть студентов на рациональную мысль. Студенты должны быть полностью раскрепощены. Этот метод следует применять чаще, так как он практикуется работодателями при конкурсном приеме на работу и в ходе производственной деятельности фирмы.

Одним из общепризнанных методов обучения является исследовательский метод. В ходе исследовательского метода студенты усваивают знания и умения в результате самостоятельной познавательной деятельности. Задача преподавателя – организовать исследовательскую деятельность студентов как на уроках так и во внеурочное время.

Одна из основных задач профессионального учебного заведения сегодня – удовлетворение потребностей рынка труда в специалистах с теми качествами, которые пользуются спросом у работодателя. Приоритетное значение работодатели отдают таким личным качествам, как:

- коммуникабельность;

- энергичность;

- ответственность;

- дисциплинированность;

- сообразительность;

- трудоспособность;

Среди функциональных качеств работодатели отличают такие качества как:

- способность самостоятельно принимать решения;

- навыки поиска информации;

- организаторские способности и др.

Организация исследовательской работы на уроках и во внеурочное время в определенной степени способствуют формированию у студентов вышеперечисленных качеств.

Я использую исследовательский метод как в процессе преподавания обще профессиональных и специальных дисциплин так и на заседаниях творческого клуба «Секреты рыночной экономики».

Целью исследовательской работы на уроках статистики является:


  1. формирование познавательного интереса как одного из важнейших мотивов и средств обучения;

  2. развитие потребности студента заниматься познавательной и творческой деятельностью;

  3. формирование опыта первоначального умения ведения исследований.

Курс статистики студенты начинают изучать с первых дней пребывания в нашем техникуме. Без знаний, умений и навыков, полученных на уроках статистики студенты не в силах освоить в дальнейшем такие дисциплины как экономика организации (предприятия), анализ финансово-хозяйственной деятельности и др. Поэтому организация исследовательской работы с самых первых уроков создает базу дальнейшего осмысленного целенаправленного самообразования студентов.

В соответствии с требованиями государственных стандартов студенты в процессе обучения должны получить навыки работы с информационно справочной литературой. С целью реализации этих требований предлагаю

Студентам вести исследовательскую работу в виде подготовки сообщения, доклада об итогах социально-экономического развития Белгородской области, Старого Оскола, потребительской кооперации и т.д. Студенты пользуются сборниками Федеральной службы статистики, Интернетом, материалами периодической печати из библиотечного фонда техникума и городской библиотеки: подбирают и обобщают материалы из различных источников.

Особого внимания заслуживает метод проектной деятельности, например по дисциплине «Бизнес - планирование» студенты занимаются творческой работой, направленной на создание новинок товаров (услуг).

Алгоритм такой работы:


  1. Проведение мозгового штурма с целью формирования бизнес -идеи.

  2. Работа в парах, направленная на проведение анализа идей и отбор идей, пригодных для реализации.

  3. Разработка замысла выбранной идеи.

  4. Разработка мероприятий по продвижению бизнес – идеи на рынок.

В 21 веке формирование профессиональных компетенций не мыслимо без использования информационных ресурсов и особенно интернет- ресурсов. Интернет – самое широко используемое средство связи. Интернет предоставляет возможность для творчества, студенты и преподаватели могут общаться, учиться друг у друга по всему миру. Это своего рода дистанционное обучение становится новым педагогическим средством. Но здесь имеется свой минус: невозможно искоренить существующую дезинформацию. Поэтому приходится много трудиться, что бы отделить качественную информацию от неверной.

Высокой продуктивности практических занятий в плане формирования профессиональных компетенций по дисциплине «Бизнес-планирование» можно добиться, работая с программами Microsoft Excel.

Я работаю над формированием профессиональных компетенций как на учебных занятиях, так и используя различные формы и методы внеурочной деятельности. На занятиях творческого клуба «Секреты рыночной экономики» особое внимание уделяется двум ключевым видам образовательных компетенций, развитие которых необходимо любому специалисту в рыночных отношениях. Это:

- учебно-познавательная компетенция;

- коммуникативная компетенция.

Сюда входит знания и умения студентов, организация целеполагания, планирование, анализа, самооценки учебно-познавательной деятельности. Студент овладевает креативными навыками продуктивной деятельности, т.е. добыванием знаний непосредственно из реальности, учится действовать в нестандартных ситуациях.

Исследовательская работа в творческом клубе проводится в различных формах:

- путем подготовки рефератов и докладов с дальнейшим выступлением в группах на классных часах, путем составлением кроссвордов, путем статистического исследования и анализа деятельности организации и предприятий.

Планируя работу кружка, следует предусмотреть промежуточных контроль исследовательской деятельности студентов. Такой контроль можно проводить в игровой форме (экономические игры: «Что? Где? Когда?», «Сильное звено»; деловая игра).

Наиболее эффективно развитие профессиональных компетенций проявляется в ходе поисково-исследовательской деятельности студентов. Исследовательская деятельности студента на протяжении учебного года может быть проведена как по одной, так и по нескольким темам. Организуя исследовательскую деятельность, необходимо использовать межпредметные связи, которые являются основой компетентностного подхода к повышению качества в подготовке специалистов. Так как значительное количество студентов начинают проходить дисциплину «Экономика организации (предприятия)» только во втором полугодии, то можно предложить в начале первого полугодия исследовательскую работу, требующую знаний и умений из курса «Статистика» с использованием опережающих межпредметных связей с дисциплинами «Экономика организации (предприятия)», «Маркетинг», «Организация и техника коммерческой деятельности».

По элементам исследования я практикую следующие виды исследовательских работ:

- исследование с привлечением первичных наблюдений, например:

а) студенты производят торговую перепись отдельных микрорайонов Старого Оскола с дальнейшей статистической обработкой материалов;

б) студенты изучают экономическую эффективность деятельность Старооскольского райпо;

в) студенты изучают формы и система оплаты труда в Старооскольском райпо и анализируют их эффективность.

- исследование на основе литературных источников, например: исследовательская работа по статистике «История переписи населения в России»

- рефераты с обобщением и собственными выводами.

Важным элементом формирования в профессиональных компетенций является контроль над процессом обучения. Преподавателям бывает достаточно трудно удерживать внимание студентов в аудитории. Сочетание на уроке различных креативных методов обучения способно свести на «нет» эту проблему.

Формировать профессиональные компетенции нам приходится у студентов разных способностей, разным уровнем усвоения общеобразовательных дисциплин, разным балансом базовых знаний, разным психологическими особенностями. Поэтому необходима индивидуализация обучения, в том числе индивидуальный контроль за владением той или иной профессиональной компетенцией. Большой эффект может дать блочно-рейтинговая оценка знаний. Такой контроль характеризует в равной мере и успешность учебной деятельности студента, и эффективность педагогической технологии, выбранной преподавателем. Контрольные задания, построенные на содержательной основе позволяют оценивать уровень усвоения конкретных знаний по виду их использования. За основу берут три уровня знаний: критический, достаточный, оптимальный. В каждое задание включены элементы знаний, подлежащих усвоению и определен вид деятельности по их использованию. При использовании системы контроля и оценки в блочно-модульной технологии оценивается конечный результат.

.

Результативность опыта


Для оценки результативности внедрения опыта педагог выделила критерии результативности, исходя из задач:

  1. Уровень сформированности познавательного интереса к специальным дисциплинам.

  2. Уровень сформированности профессиональных компетенций обучающихся по преподаваемым дисциплинам 3. Результаты качества знаний по итогам промежуточной аттестации.

Уровень сформированности познавательного интереса студентов к специальным дисциплинам за последние три года анализировался по системе психолого-педагогических требований Битяновой М. Р.

Уровень сформированности познавательного интереса

по специальным дисциплинам (в %)




Познавательная деятельность студентов

2007-2008 уч.г.

2008-2009 уч.г.




М-21

Б-21

М-31

Б-31

Б-21

БД-21

1.

Интеллектуальный уровень.

35

41

37

55

55

56

2.

Сформированность качеств учебной деятельности.

21

32

23

46

49

56

3.

Уровень волевой регуляции деятельности.

25

26

27

29

27

29

4.

Эмоциональная сфера.

20

20

16

10

9

7

Из таблицы видно, что применение креативных методов обучения порождает мотивацию у студентов, являющуюся источником активности и направленности личности. Мотивация в свою очередь формирует коммуникативную компетентность, которая обеспечивает уровень сформированности познавательного интереса от интеллектуального уровня до эмоциональной сферы. В отношении второго показателя можно сказать, что наблюдается положительная динамика видов мышления, уровня речевого развития, навыков письма. Уровень волевой регуляции деятельности почти остаётся на одном уровне, так как ко второму курсу он в основном уже сформирован, студенты знают, каким предметам нужно будет больше уделить внимания, чтобы успешно сдать экзамены. Отношение студента к учёбе теперь выступает для него в качестве смыслообразующего мотива. Эмоциональная сфера «идёт» на убыль, т.к. появляется у студентов больше серьёзности, рассудительности, исследовательского подхода к обучению.


По второму критерию анализировался уровень сформированности профессиональных компетенций студентов. Для оценки профессиональной компетенции использовала анкеты, интервью по компетенциям, рабочие задания, личностные тесты, интеллектуальные тесты, центры оценки (групповые дискуссии, деловые игры). Обследование уровня сформированности профессиональных компетенций студентов по дисциплине «Статистика» в 2013 году дало следующие результаты:

Группа

Количество

человек


Уровень сформированности профессиональных

компетенций



высокий

средний

низкий

человек



%

человек

%

человек

%

БД - 21

20

15


75

6

25

-

-

Б - 21

15

9

60

6

40

-

-


По третьему критерию результаты мониторинга за последние три года отражают положительную динамику качества знаний по специальным дисциплинам.


Результаты свидетельствуют, что применение комплекса методического сопровождения педагогического процесса, авторских методик обучения обеспечивает эффективное развитие профессиональных компетенций студентов, профессиональной компетентности преподавателей, способствует формированию и развитию личности, способной к продуктивной профессиональной деятельности, успешной самореализации. Формируется гибкость и готовность к изменениям в условиях информатизации современного общества. Растет мотивация у студентов, которая является источником активности и направленности личности. Мотивация в свою очередь обеспечивает уровень сформированности познавательного интереса от интеллектуального уровня до эмоциональной сферы.

Все это позволяет организовать качественно учебный процесс и раскрыть способности одарённых студентов через олимпиады, конкурсы, а положительные оценки на экзаменах являются достойным завершением среднего профессионального образования.

Эффективное введение в традиционный учебный процесс креативных методов обучения авторских образовательных ресурсов, специфически направленных на развитие познавательной сферы студента, является одной из важнейших задач современного обучения.

Таким образом, преподаватель правильно выделила проблему: через использование новых форм и методов обучения развивать познавательный интерес студентов, формировать профессиональные компетенции обучающихся. Ее реализация показывает, что у студентов повышается интеллектуальный уровень, успешно формируются профессиональные компетенции, развился интерес к профессии, к работе с дополнительной литературой, улучшилась грамотность, сформировались умения и навыки в работе с компьютером, снято напряжение страха перед экзаменом.

Результаты опыта свидетельствуют, что разнообразие новых форм и методов обучения способствует повышению качества подготовки студентов в рамках компетентностного подхода.



Библиографический список



  1. Блинов В.И. Концептуальные основы разработки федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения. М.:ФИРО, 2008



  1. Беспалько, В.Г. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Перспектива, 1995.



  1. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе

Д.Б.Эльконина. – М.: Педагогика, 1998.

  1. Н.В.Матяш. Инновационные педагогические технологии. Проблемное обучение: Академия, 2011.

5. С.Д. Якушева. Основы педагогического мастерства: Академия,2012.


Приложения

    1. Приложение № 1 –Методическая разработка на тему «Методика проведения деловой игры по курсу «Экономика организации (предприятия)» с учетом реализации компетентностного подхода».

    2. Приложение № 2 - Сценарий экономического брейн-ринга «Профессия-менеджер».

    3. Приложение № 3 - Практикум по статистике.

    4. Приложение № 4 – Методические указания по выполнению практических заданий по дисциплине «Статистика».

    5. Приложение № 5 – Методическая разработка на тему «Блочно-модульные технологии в подготовке студентов специальности Экономика и бухгалтерский учет в рамках реализации ФГОС нового поколения».

    6. Приложение № 6 – Методическая разработка на тему «Формирование профессиональных компетенций студентов при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин».

    7. Приложение №7 – Методическая разработка на тему «Развитие профессиональных компетенций в процессе поисково-исследовательской деятельности студентов на занятиях кружка «Секреты рыночной экономики».

    8. Методические указания по выполнению домашних контрольных работ по дисциплине Экономика организации для специальности 100701 Коммерция (по отраслям) .

    9. Приложение №9 – Методические указания по выполнению домашних контрольных работ по дисциплине «Экономика организации» для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет.

    10. Приложение №10 – Презентационные материалы по бизнес –планированию.



База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка