Электронная история болезни. Общие положения гост р ХХ. 0001–200х проект



Сторінка1/3
Дата конвертації11.04.2016
Розмір0.61 Mb.
  1   2   3



Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации




Национальный стандарт
Система стандартов в здравоохранении

Электронная история болезни.

Общие положения
ГОСТ Р ХХ.0001–200Х

Проект

Москва 2005

Настоящий проект национального стандарта разработан в соответствии с планом работы Технического комитета по стандартизации № 466 "Медицинские технологии" на 2005-2006 годы.

Настоящий проект разработан в Гематологическом научном центре РАМН академиком А.И.Воробьевым, Б.В.Зингерманом, Н.Е.Шкловским-Корди.


Введение

Классическая форма клинической истории болезни (ИБ) является одним из выдающихся достижений европейской культуры, образцом успешной, сбалансированной формализации описания пациента. В первоначальном варианте это был индивидуальный продукт творческой работы врача. Однако сегодня ИБ - это результат работы множества специалистов, а число исследований выросло за сто лет в десятки тысяч раз. Ориентироваться в “бумажной” ИБ становится невозможно, требуются новые формы обобщения. Важнейшую роль призваны сыграть современные информационные и электронные технологии.

Лечащий врач остается центральной фигурой, ответственной за пациента и ведение ИБ в целом. Он не может быть регистратором результатов анализов и заключений специалистов, должен знакомиться с первичной диагностической информацией – представлять себе особенности сложных изображений (морфология, рентгенография, УЗИ и т.д.), на основании которых формулируется диагноз.

Объемы и разнородность клинических данных иногда затрудняют их правильную оценку, проблемой становится не недостаток, а избыток информации, причиной ошибок – фрагментарные, несистематизированные знания, оторванные от понимания проблемы в целом. Для преодоления этого врач должен целенаправленно стремиться к формированию “образа болезни”, или “модели пациента”, то есть образно-понятийного представления о целостной картине заболевания. Правильно сформированный “образ болезни” становится смысловым фильтром, через который пропускается вся информация о пациенте. Если очередной клинический факт согласуется с имеющимся у врача “образом”, он занимает там свое место, его подкрепляя, а если противоречит, то необходима ревизия, которая заканчивается либо обнаружением ошибки в фактах, либо изменением “образа”, т.е. формированием новой, более адекватной концепции.

В историю болезни заносится мысленно отредактированный врачом рассказ больного о беспокоящих его ощущениях. Описание жалоб больного - самая трудная для врача часть истории болезни, т.к., с одной стороны, бессмысленно цитировать рассказ больного, а с другой, - нельзя в процессе редактирования утратить фактическую базу жалоб, заменив их трафаретом.

Главная опасность на пути создания электронной истории болезни – излишняя формализация, которая, будучи незаменимой для создания отчетов и статистической обработки, не может вместить в себя будущих, новых вопросов, которые могут быть обращены к ИБ. Такими неожиданными новыми вопросами полна история медицины, и они возникают не только при обобщении разрозненных доселе наблюдений, рождающем новые нозологии и методы лечения, но и при попытках разобраться в юридических коллизиях. На сегодняшний день можно сформулировать положение о том, что в любом месте электронной истории болезни (ЭБ) должна быть предоставлена возможность для сохранения СВОБОДНОГО ТЕКСТА, который напишет лечащий врач, консультант или лаборант в дополнение к заполнению формального бланка. Динамика развития компьютерных средств обработки текстов позволяет не бояться переполнения баз данных или невозможности анализа т.к. на подходе общедоступные инструменты полнотекстового поиска. В качестве примера того, что может потерять формализованная ИБ приводим современное методическую рекомендацию «План истории болезни при описании пациентов с лимфатическими опухолями» (Приложение 1).



Содержание

План истории болезни 31

Система органов дыхания 35

Органы пищеварения 36

Мочевая система 36

Половая система 37

Психическая сфера 37

Дневник истории болезни 37

Этапный эпикриз 38

Эпикриз 38

Выписка из истории болезни 38




ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ.
Назначение.
Настоящий документ определяет общие положения и требования, предъявляемые к информационным системам типа «электронная история болезни».

История болезни - учетно-оперативный документ, составляемый на каждого больного в стационаре лечебно-профилактического учреждения, предназначенный для регистрации сведений о диагнозе, течении и исходе болезни, а также лечебно-профилактических мероприятиях, проведенных за время пребывания больного в стационаре.

Под электронной историей болезни (ЭИБ) в данном документе понимаются системы, предназначенные для ведения, хранения на электронных носителях, поиска и выдачи по информационным запросам (в том числе, и по электронным каналам связи) персональных медицинских записей (ПМЗ).

Под персональными медицинскими записями в данном документе понимаются любые записи, сделанные конкретным медицинским работником в отношении конкретного пациента. Такая запись обычно содержит описание проведенного осмотра или обследования (в том числе, лабораторного или инструментального), консультации, назначения, выполненной операции или процедуры, обобщенного заключения о состоянии больного и т.д. Совокупность таких записей, выполненных традиционным способом в конкретном медицинском учреждении, и составляет историю болезни или амбулаторную карту пациента.

В настоящее время бурно развиваются компьютерные информационные системы, обеспечивающие ведение, хранение и доступ к персональным медицинским записям в электронном виде. Такие системы могут использоваться отдельным медицинским работником, подразделением или службой или охватывать целое медицинское учреждение, включающее удаленные филиалы. Использование таких систем может значительно повысить безопасность и качество медицинской помощи, увеличить оперативность представления медицинской информации, обеспечить комфортность в работе медицинского персонала. Однако в настоящий момент эти системы играют лишь подсобную роль, поскольку правовой и юридический статус электронных медицинских записей не определен. Фактически такие системы сейчас используются для подготовки и печати медицинских документов, которые затем подписываются и далее участвуют в традиционном медицинском документообороте, определенном существующими нормативными документами. Такой документ обычно подклеивается в историю болезни или амбулаторную карту, которая находится у лечащего врача, затем сдается в архив или регистратуру и может быть получен оттуда по специальному запросу.

Получение электронного медицинского документа из электронного архива осуществляется значительно быстрее и проще. Такой документ, в отличие от традиционного, может быть доступен многим врачам одновременно и может быть использован для компьютерной обработки (построения динамических кривых, сводных заключений, статистической обработки, подготовки отчетов и т.д.).

Однако использование электронных медицинских записей требует обеспечить в отношении них важных условий, таких как:


  • неизменность и достоверность на протяжении всего периода хранения;

  • регламентация прав доступа и конфиденциальность;

  • персонифицируемость (возможность определить автора и происхождение записи в любой момент времени – аналог подписи на традиционном документе).

В отношении традиционной медицинской документации в течение более чем столетия разработана огромная нормативная и прецедентная база, сформированы определенные алгоритмы поведения медицинских работников.

В отношении электронных персональных медицинских записей (ЭПМЗ) необходимо выработать нормативную базу, обеспечивающую их правовой статус и эффективное использование в медицине и здравоохранении. Настоящий документ должен составить основу для разработки стандартов и нормативных документов, регламентирующих использование электронных персональных медицинских записей и электронных историй болезни в целом.

В настоящем документе не будут рассматриваться сущностные требования к ведению конкретных медицинских записей (статусов, эпикризов, консультаций врачей-специалистов, результатов анализов и др.). Не будут также приведены требования к полноте и охвату медицинских записей. Эти требования приведены в соответствующих нормативных документах, приказах Минздрава, других стандартах.

Предметом рассмотрения настоящего документа являются общие требования к системам ведения и архивам ЭПМЗ.


Цели и задачи.
В этом разделе приведены несколько наиболее характерных ситуаций, в которых использование ЭПМЗ вызывает серьезные трудности.

      1. Медицинский документ сформирован в электронной форме, затем распечатан, подписан и подклеен в традиционную историю болезни. История болезни, содержащая этот документ, зачастую недоступна или труднодоступна, однако врач может найти его электронный аналог в электронном архиве. Это значительно повышает информированность врача. Но никакими нормативными документами не определено, имеет ли он право принять важное медицинское решение на основании электронной версии медицинского документа (ЭПМЗ). Необходимо определить способы и механизмы, обеспечивающие неизменность, достоверность и персонифицированность этого документа.

      2. Та же проблема возникает в отношении документа, поступившего из другого учреждения по электронным каналам связи.

      3. Врач принял важное медицинское решение на основании электронной версии медицинского документа (ЭПМЗ), а затем автор исправил этот документ (ЭПМЗ). Врач, принявший решение, может просто не знать о сделанных исправлениях, требующих пересмотра уже принятого решения (например, отмены назначенного лекарства). Кроме того, в этой ситуации врач не сможет представить обоснование своего решения, т.к. служивший его основанием документ уже изменен. Необходимо определить механизмы, предотвращающие такие ситуации.

      4. Анализы, выполненные в другом (удаленном) подразделении, распечатываются, подписываются и попадают к лечащему врачу со значительным опозданием. С другой стороны, их электронные версии становятся доступны лечащему врачу значительно раньше. Он может их распечатать, однако не может их использовать (в частности, подклеить в историю болезни), так как на них нет обязательной подписи лица, выполнившего анализ. Необходимо разработать механизм использования электронной подписи или ее аналога.

      5. При массовом внедрении систем, обеспечивающих ведение электронных историй болезни, основная масса внутренних медицинских документов может не распечатываться, что в перспективе может сделать не нужной бумажную копию истории болезни. Необходимо выработать механизмы, позволяющие передавать копии ЭПМЗ или всей истории болезни в другое медицинское учреждение, больному или по запросу государственных органов.

Целью настоящего документа является разработка основ для преодоления вышеперечисленных ситуаций и им подобных.



Область распространения.
Настоящий документ может быть использован при разработке нормативных документов, национальных стандартов и стандартов организаций, касающихся электронных персональных медицинских записей и электронных историй болезни в целом.

Требования настоящего документа могут учитываться и конкретизироваться при формировании и утверждении технических заданий на создание или развитие систем электронных историй болезни, при разработке программ и методик испытания информационных систем следующих организаций и учреждений здравоохранения всех уровней:



  • Министерство здравоохранения и социального развития РФ;

  • органы территориального (ведомственного) управления здравоохранением (ОТУЗ);

  • медицинские управления министерств и ведомств (МУВ);

  • органы Государственного санитарного эпидемиологического надзора (ГСЭН);

  • Федеральный фонд ОМС;

  • Территориальные фонды ОМС (ТФОМС);

  • филиалы ТФОМС и их представительства;

  • страховые медицинские организации (СМО);

  • лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ);

  • санаторно-курортные учреждения (СКУ);

  • медицинские учебные заведения (МУЗ).


Нормативные ссылки

  1. Федеральный закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.91 № 1499-1 (в редакции ФЗ от 02.04.93 № 4741-1).

  2. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.93 г. № 5487-1 (в редакции Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288, Федеральных законов от 02.03.98 № 30-ФЗ, от 20.12.99 № 214-ФЗ).

  3. Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 № 24-ФЗ.

  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.99 №1194 «О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью».

  5. Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".

  6. ГОСТ Р 1.5-2002 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

  7. ИСО/МЭК 15417-200Х «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики штрихового кода Code 128 (Код 128)».


Определения

В настоящем стандарте используются термины и определения в соответствии с ОСТ 91500.01.0005-2001, а также термины в интерпретации, делающей их однозначными для восприятия медицинскими работниками.


Функциональная классификация систем ЭИБ и ЭПМЗ
Под системами ЭИБ и ЭПМЗ понимаются системы, использующие электронные и компьютерные средства для ведения, хранения и поиска в электронных архивах электронных персональных медицинских записей. Если такая система охватывает отдельные категории медицинских записей (лабораторных, рентгеновских, записей лечащего врача и др.), то она называется системой ведения электронных персональных медицинских записей (ЭПМЗ). Если система охватывает все категории медицинских записей медучреждения (или их подавляющую часть), то она называется системой ведения электронной истории болезни (ЭИБ).
Системы, занимающиеся ведением ЭИБ и ЭПМЗ, можно разбить на 2 класса:

  • индивидуальные;

  • коллективные.




    1. К индивидуальным системам относятся системы, в которых электронные средства и электронные архивы являются техническим средством для подготовки традиционных медицинских записей, которые далее распечатываются на бумажном носителе, подписываются и затем функционируют в соответствии с правилами и нормативными документами, регламентирующими работу с медицинской документацией. Такие системы и электронные архивы используются конкретными медицинскими работниками для хранения шаблонов, заготовок, фрагментов и электронных копий различных документов. Отличительной особенностью является то, что хранящиеся в таких системах и электронных архивах документы не имеют самостоятельного статуса и, таким образом, не являются медицинскими документами. Статус медицинского документа приобретает копия на бумажном носителе, распечатанная и подписанная автором. Вся ответственность, возникающая в связи с данным документом, возлагается на автора и регламентируется нормативными документами, определяющими правила работы с медицинской документацией. Индивидуальные системы могут функционировать на персональных компьютерах, компьютерах общего пользования или в компьютерной сети. Требования к индивидуальным системам изложены в 5.1.

    2. К коллективным системам относятся системы, в которых ЭПМЗ отчуждаются от их автора, т.е. ЭПМЗ может быть непосредственно извлечена из электронного архива другим медицинским работником и использована в качестве официального медицинского документа. Т.е. любой медицинский работник, имеющий соответствующие права доступа (см 8.1.), может использовать извлеченную из электронного архива ЭПМЗ так же, как и традиционную бумажную медицинскую запись, собственноручно подписанную автором. Под использованием ЭПМЗ здесь понимается чтение в электронном виде, принятие на основании ЭПМЗ медицинских решений, распечатка и подклейка в историю болезни в качестве официального медицинского документа, передача ее другим лицам, имеющим соответствующие права. Требования к коллективным системам изложены в 5.2.


Общие требования к системам ЭИБ и ЭПМЗ
Требования к индивидуальным системам ЭИБ и ЭПМЗ.
Поскольку индивидуальные системы ЭИБ и ЭПМЗ не предполагают отчуждения медицинских записей и документов от их автора и хранимые в них записи и документы не имеют никакого самостоятельного медицинского статуса, то к ним выдвигается никаких специальных требований. Вся ответственность за содержание и последующий жизненный цикл документа возлагается на его автора и регламентируется нормативными документами, определяющими правила работы с медицинской документацией.

Однако поскольку в таких системах персональная медицинская информация хранится на электронных носителях, то в отношении таких систем применимы общие требования безопасности электронных систем, содержащих персональную и конфиденциальную информацию (см. находящийся в разработке общий технический регламент «Обеспечение безопасности государства, общества и личности при использовании систем (продукции) с компьютерной обработкой информации).

В случае если медицинский документ, сформированный в индивидуальной системе, посылается по электронным каналам связи в другую организацию (подразделение), то к нему применимы требования изложенные в 12.

Требования к коллективным системам ЭИБ и ЭПМЗ.
К коллективным системам ведения ЭИБ и ЭПМЗ, кроме общих требований безопасности и конфиденциальности (см. находящийся в разработке общий технический регламент «Обеспечение безопасности государства, общества и личности при использовании систем (продукции) с компьютерной обработкой информации»), предъявляются дополнительные требования, обеспечивающие отчуждение ЭПМЗ от ее автора и приданию ей статуса официального медицинского документа.

В настоящем документе изложены требования к:



  • структуре ЭПМЗ и медицинских электронных архивов;

  • обеспечению сохранности, неизменности и достоверности ЭПМЗ;

  • организации прав доступа к ЭПМЗ и медицинских электронных архивов;

  • персонифицируемости ЭПМЗ;

  • пользовательским интерфейсам ЭПМЗ;

  • электронной цифровой подписи для ЭПМЗ;

  • передаче ЭПМЗ по электронным каналам связи и электронным копиям ЭПМЗ;

  • созданию бумажных копий ЭПМЗ;

  • идентификации ЭПМЗ и медицинских электронных архивов;

  • к технологическим инструкциям и процессу обучения пользователей работе с ЭПМЗ и электронными медицинскими архивами;




  • к технологическим службам, обеспечивающим бесперебойную работу и регламентное обслуживание электронных медицинских архивов.

Все вышеперечисленные требования приводятся в последующих разделах настоящего документа.

В настоящем документе приведены лишь общие требования. Конкретные требования и методы их достижения должны быть изложены в стандартах и других нормативных документах конкретных организаций. Наличие таких документов является основой для признания ЭПМЗ официальными медицинскими документами внутри данной организации.

Стандарты организации и другие нормативные документы, регламентирующие ведение ЭПМЗ в медицинской организации, должны предоставляться по запросу любым заинтересованным лицам и организациям. На основе анализа этих документов должно приниматься решение о признании ЭПМЗ данной медицинской организации официальными медицинскими документами в двусторонних взаимоотношениях медицинских организаций.



Лицензирование стандартов организации и других нормативных документов, регламентирующих ведение ЭПМЗ в медицинской организации, федеральным органом, имеющим соответствующие полномочия, является основой для признания ЭПМЗ данной медицинской организации официальными медицинскими документами в системе здравоохранения РФ в целом.

Требования к структуре ЭПМЗ и медицинских электронных архивов
Структура ЭПМЗ.
ЭПМЗ включает в себя следующие элементы (обязательные и необязательные):

      1. Идентификатор пациента, однозначно определяющий, к какому пациенту относится данная ЭПМЗ. Идентификатор, как правило, является ссылкой к списку пациентов данного учреждения, содержащемуся в электронном медицинском архиве. Однако идентификатором может являться и набор реквизитов пациента, позволяющий его однозначно определить среди пациентов данной медицинской организации (обязательный элемент).

      2. Уникальный идентификатор данной ЭПМЗ, позволяющий однозначно найти данную ЭПМЗ в электронном архиве соответствующей медицинской организации. Этот идентификатор должен входить в распечатку бумажной копии ЭПМЗ и включаться в сообщение при передаче ЭПМЗ по электронным каналам связи (обязательный элемент).

      3. Идентификатор типа ЭПМЗ, согласно классификатору типов ЭПМЗ, используемых в данном электронном архиве соответствующей медицинской организации. Может быть опущен, если в данном электронном архиве используется всего один тип ЭПМЗ (например, в изолированном электронном архиве лаборатории, делающей один тип анализов и, соответственно, ведущей один тип ЭПМЗ).

      4. Дата и время, события описываемого данной ЭПМЗ (осмотра пациента, проведения манипуляции, забора биоматериала для анализа и др.). Дата является обязательным элементом, время указывается там, где оно имеет значение.

      5. Номер истории болезни или амбулаторной карты. Необязательный элемент, позволяющий определить в рамках какой истории болезни или амбулаторной карты составлена данная ЭПМЗ.

      6. Идентификатор лица, создавшего запись. Обязательный элемент, позволяющий однозначно определить, кто создал данную запись. Идентификатором может быть ссылка к справочнику сотрудников или набор реквизитов, позволяющий однозначно определить автора ЭПМЗ среди сотрудников данной медицинской организации. Лицо, создавшее запись, и автор записи могут различаться (см. 7.2.1).

      7. Текст ЭПМЗ. Необязательный элемент, описывающий содержание данной ЭПМЗ (результат анализа или обследования, статус, эпикриз, назначение лекарств и т.д.). Текст может отсутствовать, если он содержится в файлах, прикрепленных к ЭПМЗ, или строится на основании формализованного описания, прикрепленного к ЭПМЗ.

      8. Прикрепленные файлы, содержащие дополнительную информацию о данной ЭПМЗ (медицинские изображения, графические материалы, тексты в различных форматах и т.д.). Прикрепленные файлы должны иметь стандартные форматы. В систему должны быть включены средства (программы), обеспечивающие просмотр файлов используемых форматов. (Необязательный элемент).

      9. Формализованное описание ЭПМЗ. Набор кодов, значений и реквизитов, позволяющий представить содержимое ЭПМЗ, а также производить электронную обработку ЭПМЗ (строить динамические кривые, производить поиск, отбор и фильтрацию ЭПМЗ по определенным признакам, проводить статистическую обработку, формировать отчеты и т.д.). (Необязательный элемент).

      10. Идентификатор автора ЭПМЗ. Обязательный элемент, позволяющий однозначно определить, кто написал и подписал данный документ. Идентификатором может быть ссылка к справочнику сотрудников или набор реквизитов, позволяющий однозначно определить автора ЭПМЗ среди сотрудников данной медицинской организации. При использовании ЭПМЗ идентификатор автора должен позволить найти сертификат электронной цифровой подписи и проверить его.

      11. Дата и время подписи ЭПМЗ, обязательный параметр, указывающий, с какого момента документ считается законченным, подписанным и приобретает статус официального медицинского документа. Этот элемент также является признаком статуса документа:

  • если дата и время указаны, то документ закончен и доступен другим медицинским работникам;

  • если дата и время не указаны, то документ не закончен и является рабочим документом автора или группы сотрудников.

      1. Дайджест, полученный методом хеширования содержимого ЭПМЗ и заши­фро­ван­ный секретным ключом сертификата Электронной цифровой подписи (ЭЦП) лица, подписавшего ЭПМЗ. Дайджест должен быть получен хэшированием всего содержимого ЭПМЗ, включая все прикрепленные файлы и все элементы формализованного описания. Этот элемент обязателен при использовании ЭЦП.

ЭПМЗ может включать в себя и другие структурные элементы, определенные правилами работы конкретной медицинской организации.
Электронный медицинский архив.
Под электронным медицинским архивом (ЭМА) в данном документе понимается определенным образом организованное электронное хранилище данных, содержащее ЭПМЗ и другие наборы данных и программ (классификаторы и справочники, списки пациентов и сотрудников, средства навигации, поиска, визуализации, распечатки ЭПМЗ). Электронный медицинский архив является единым информационным объектом, позволяющим выполнить все необходимые процедуры в отношении хранящихся в нем ЭПМЗ. Каждый электронный медицинский архив должен быть зарегистрирован в ведущей его организации или в вышестоящей и иметь идентификатор. Идентификатор электронного медицинского архива должен входить в распечатку бумажной копии ЭПМЗ и включаться в сообщение при передаче ЭПМЗ по электронным каналам связи. Идентификатор ЭМА вместе с идентификатором ЭПМЗ должен обеспечить поиск и однозначную идентификацию ЭПМЗ для ее контроля.

Электронный архив должен обеспечивать достаточные возможности поиска и навигации. Обязательно должны быть включены следующие возможности:



  • найти и идентифицировать любого пациента;

  • найти все ЭПМЗ, относящиеся к данному пациенту, и отсортировать их по дате или типу записи.

Желательно также, чтобы ЭМА предоставлял возможность найти все ЭПМЗ, подписанные конкретным медицинским работником.

Требования к обеспечению сохранности, неизменности и достоверности ЭПМЗ
Сохранность, неизменность и достоверность ЭПМЗ должны обеспечиваться в течение всего жизненного цикла ЭПМЗ. Требования, выдвигаемые на каждом этапе жизненного цикла, приведены в 7.2. Все процедуры обеспечения сохранности, неизменности и достоверности должны быть отражены в «Политике безопасности» (см. ниже).
Политика безопасности в отношении ЭПМЗ.
В медицинской организации, использующей электронные медицинские архивы, должен существовать документ «Политика безопасности в отношении электронных персональных медицинских записей» (далее ПБ). Этот документ должен состоять из открытой и закрытой части.

В открытой части документа должны быть отражены следующие вопросы:



  • Какие электронные медицинские архивы ведутся в данной организации (включая их идентификаторы).

  • Какие типы электронных персональных медицинских записей содержатся в этих архивах.

  • Какие меры безопасности используются для обеспечения сохранности, неизменности и достоверности ЭПМЗ.

  • Какие лица и в какой ситуации имеют права на создание, ведение, подписание, доступ, просмотр, распечатку, копирование и передачу ЭПМЗ по электронным каналам связи, а также каким способом обеспечиваются эти права.

  • Какие лица ответственны за обеспечение безопасности и прав доступа в системе.

  • Какие лица имеют особые права в данной системе (администрирование архива, выполнение особо ответственных и нештатных процедур), и какова мера их ответственности.

Открытая часть документа должна предоставляться для ознакомления всем заинтересованным лицам, в том числе всем сотрудникам медицинской организации при их допуске к работе с электронным медицинским архивом.

Закрытая часть документа должна содержать описание технических методов и средств обеспечения безопасности и должна предоставляться только органам, лицензирующим данный электронный медицинский архив, а также компетентным органам по решению суда.



Жизненный цикл ЭПМЗ.
Жизненный цикл ЭПМЗ включает следующие этапы:

  • Создание ЭПМЗ.

  • Ведение ЭПМЗ.

  • Подписание ЭПМЗ.

  • Хранение ЭПМЗ с предоставлением доступа к ней заинтересованным лицам.


Создание ЭПМЗ.
Создание ЭПМЗ может быть выполнено медицинским сотрудником, имеющим право на создание данного типа ЭПМЗ. При этом следует учитывать, что право на создание и работу с ЭПМЗ могут иметь разные сотрудники. В частности, запись об анализе создается лечащим врачом в момент назначения им этого анализа, а право работы с этой записью (заполнения результатов анализа) и подписи имеют сотрудники лаборатории. При этом сотрудники лаборатории могут не иметь права самостоятельно создавать запись (делать направление на анализ).

В момент создания заполняется часть структурных элементов ЭПМЗ:



  • Идентификатор пациента;

  • Уникальный идентификатор данной ЭПМЗ;

  • Идентификатор типа ЭПМЗ;

  • Дата и время события, описываемого данной ЭПМЗ;

  • Номер истории болезни или амбулаторной карты;

  • Идентификатор лица, создавшего запись.

Все эти заполненные структурные элементы должны оставаться неизменными в течение всего жизненного цикла ЭПМЗ.

Правила и права по уничтожению и корректировке созданной ЭПМЗ должны быть следующими:



  • Запись, созданная, но еще не поступившая в работу к другим лицам и не подписанная, может быть уничтожена или исправлена лицом, создавшим ее.

  • Запись, подписанная или уже поступившая в работу к другим лицам, не может быть исправлена или уничтожена лицом, создавшим ее (см. 7.4.).


Ведение ЭПМЗ.
Под ведением ЭПМЗ понимается создание и преобразование в электронную форму сущностной медицинской части данной медицинской записи.

Ведение ЭПМЗ может осуществляться сотрудником или группой сотрудников, имеющих на это право. В частности, разные параметры одного анализа могут записывать разные лаборанты.

В процессе ведения (до подписания) ЭПМЗ не является официальным медицинским документом. Данные, вносимые в ЭПМЗ в процессе ее ведения могут изменяться и дополняться авторами.

Доступ к ЭПМЗ для просмотра в процессе ее ведения и список лиц, имеющих на это право, определяется самой медицинской организацией. Программы, осуществляющие такой доступ, должны включать в интерфейс обязательное хорошо заметное сообщение о том, что документ не закончен и не имеет официального статуса.

Распечатка не подписанной ЭПМЗ в виде официального медицинского документа (см. 13) не допускается. Распечатка технических копий для проверки и согласования допускается. Технические копии должны визуально отличаться от официальных и не должны включать элементов, предписанных официальным копиям.
Подписание ЭПМЗ.
Подписание ЭПМЗ является технической процедурой, превращающей незаконченный и неофициальный документ в законченный и официальный медицинский. Выполнив процедуру подписания автор медицинского документа принимает на себя всю полноту ответственности за его содержание. После подписания ЭПМЗ приобретает статус официального медицинского документа и открывается для просмотра и распечатки всем лицам, имеющим на это право. Подписанный документ может служить основанием для принятия важных медицинских решений.

После подписания ЭПМЗ отчуждается от ее автора и не может быть им исправлена, изменена или удалена. Права на изменение или исправления подписанной ЭПМЗ переходят специальному сотруднику (группе сотрудников), указанных в политике безопасности (см. 7.1,7.2.4).

Процедура подписания ЭПМЗ должна быть активной и осознанной. Медицинский работник должен инициировать процедуру подписания самостоятельно. Компьютерная система не должна навязывать процедуру подписания (может только напоминать о не подписанных документах). В процессе подписания медицинский сотрудник должен быть проинформирован о том, что сейчас будет выполняться процедура подписания, и иметь возможность согласиться на ее выполнение или отказаться от нее. Согласие на процедуру подписания должно сопровождаться активным действием, а также действиями, позволяющими провести персонификацию и аутентификацию медицинского сотрудника:


  • ввод пароля;

  • подключение электронного идентифицирующего устройства (SMART-карты или ключа);

  • считывание кода с индивидуальной карты (магнитной или штрихкодовой);

  • ввод PIN-кода для SMART-карты или ключа, постоянно подключенного к компьютеру.

В процессе подписания заполняются следующие структурные элементы ЭПМЗ:

  • идентификатор автора ЭПМЗ;

  • дата и время подписи ЭПМЗ; дата и время должны фиксироваться независимо от желания автора по системным часам компьютерной системы и объективно отражать момент подписания ЭПМЗ.

Предпочтительным является также выполнение после этого процедуры электронной цифровой подписи с использование цифрового сертификата, выданного данному медицинскому работнику. В этом случае также формируется и сохраняется дайджест ЭПМЗ.

Хранение ЭПМЗ с предоставлением доступа к ней заинтересованным лицам.


Срок хранения ЭПМЗ определяется нормативными документами, регламентирующими сроки хранения обычных (бумажных) медицинских документов данного типа. На протяжении всего срока хранения для ЭПМЗ должна быть обеспечена сохранность, неизменность и достоверность.

Для обеспечения сохранности обычно используются методы обеспечения бесперебойного функционирования электронного оборудования и методы резервного копирования.

Для обеспечения неизменности и достоверности обычно используется комплекс технологических и административных процедур, препятствующих случайному или намеренному изменению хранимых записей. Наилучшим решением является использование электронной цифровой подписи, позволяющей в любой момент проверить неизменность хранимой записи в сравнении с моментом ее подписания.

Все используемые процедуры обеспечения сохранности, неизменности и достоверности ЭПМЗ должны быть изложены в «Политике безопасности» организации. Их исполнение и контроль должны быть возложены на соответствующий персонал медицинской организации, осознающий всю степень ответственности за соблюдение этих процедур.

Корректировка и удаление ЭПМЗ в случае обнаружения в них ошибок должна производиться в соответствии с четко расписанным регламентом и специально назначенным для этого сотрудником (группой сотрудников). Перед внесением исправлений или удалением записи должны быть проверены и предотвращены все возможные последствия такой корректировки. В частности, должны быть оповещены все сотрудники, которые могли принять на базе этой записи важные медицинские решения (в первую очередь, лечащий врач). Процедура корректировки или удаления должна быть запротоколирована в соответствующем бумажном или компьютерном журнале с приложением распечатки (электронной копии) ЭПМЗ до и после корректировки.

Предоставление доступа к хранимым подписанным ЭПМЗ осуществляется в соответствии с правами доступа (см 8.).

Копирование для передачи заинтересованным лицам и пересылка хранимых подписанных ЭПМЗ по электронным каналам связи осуществляются в соответствии с требованиями раздела 12 настоящего документа.

Требования к организации прав доступа к ЭПМЗ и медицинским электронным архивам
Система организации прав доступа должна быть детально изложена в «Политике безопасности» медицинской организации и должна содержать следующие разделы:


  • Права и организация доступа к ЭПМЗ сотрудников медицинской организации;

  • Права и организация доступа к ЭПМЗ пациентов;

  • Права и организация доступа к ЭПМЗ представителей сторонних и вышестоящих организаций.


Права и организация доступа к ЭПМЗ сотрудников медицинской организации.
В данном разделе должно быть отражено, какие сотрудники и в какой ситуации имеют права на создание, ведение, подписание, доступ, просмотр, распечатку, копирование и передачу ЭПМЗ по электронным каналам связи, а также каким способом обеспечиваются эти права.

Права доступа сотрудников могут быть:



  • персональными (предоставленными сотруднику лично);

  • должностными - предоставленные сотруднику в соответствии с занимаемой им должностью (лечащий врач, зав.отделением и др.);

  • ситуационными – отвечающими той ситуации, в которой сотрудник исполняет свои обязанности (в частности дежурный врач на время дежурства должен иметь больше прав, чем врач отделения; врач-консультант только при провидении консультации или врач-лаборант при выполнении исследования должны иметь полный доступ ко всем ЭПМЗ пациента);

  • административными – расширенные права доступа, предоставленные специальному персоналу, осуществляющему администрирование медицинских архивов и ЭПМЗ, обеспечивающим безопасность и разрешение нештатных ситуаций.

Права доступа могут распространяться на отдельные типы записей или записи, относящиеся к определенным пациентам.

В основу распределения прав доступа должны быть положены требования в отношении ведения бумажной медицинской документации, определенные существующими нормативными документами, и требования и технология лечебного процесса медицинского учреждения.

В политике безопасности должны быть определены также технические и организационные средства аутентификации сотрудников при работе с ЭПМЗ, на основе которых определяются права доступа сотрудника. К средствам аутентификации могут относиться пароли, SMART-карты, идентификационные карты (магнитные или штрихкодовые), USB-ключи. Для обеспечения прав доступа могут использоваться те же технические средства, что и для подписания ЭПМЗ (см. 9.). В процессе представления сотруднику прав доступа и средств аутентификации с него должна быть истребована подписка о том, что он обязуется держать эти средства в секрете и что он проинформирован об ответственности, связанной с передачей средств аутентификации другим лицам и использовании их для несанкционированного доступа к ЭПМЗ и электронным медицинским архивам.

Права и организация доступа к ЭПМЗ пациентов.
Права доступа пациента к собственной истории болезни и другим медицинским документам определены Конституцией и нормативными документами. Права доступа пациентов к собственным ЭПМЗ, определены общими правами пациента, однако при этом должна быть обеспечена конфиденциальность персональных медицинских данных. Собственные ЭПМЗ могут передаваться пациентам в виде бумажных копий (см. 13.) или в виде копий на электронных носителях (дискетах, CD и DVD дисках, флеш-картах и т.д.). При передаче пациенту бумажных или электронных копий ЭПМЗ, обеспечение конфиденциальности возлагается на самого пациента.

При обеспечении пациенту прав доступа к собственным медицинским данным непосредственно в электронном архиве медицинской организации ему должна быть также предоставлены средства аутентификации. При этом с него должна быть истребована подписка о том, что он обязуется держать эти средства в секрете и что он проинформирован о возможности нарушения конфиденциальности его медицинских данных при утрате или передаче средства аутентификации посторонним лицам. Предоставление доступа к собственным медицинским данным должно осуществляется только после прохождения процедуры аутентификации пациента.

По решению руководства медицинской организации или по этическим соображениям некоторые ЭПМЗ могут быть закрыты от пациента. При этом ответственность за соблюдение конституционных прав пациента возлагается на руководство медицинской организации.


    1. Права и организация доступа к ЭПМЗ представителей сторонних и вышестоящих организаций.

В «Политике безопасности» должно быть прописано, в каких ситуациях ЭПМЗ могут передаваться сторонним организациям и какими правилами и документами должна быть оформлена соответствующая передача. При такой передаче должны строго соблюдаться требования конфиденциальности в отношении медицинских данных пациента.

ЭПМЗ могут передаваться сторонним организациям в виде бумажных копий (см 13.), электронных копий или по электронным каналам связи (см. 12.).

При передаче ЭПМЗ должны быть выполнены требования идентифицируемости, позволяющие определить, в каком медицинском электронном архиве какой медицинской организации храниться данная ЭПМЗ.

При передаче ЭПМЗ должны быть выполнены требования неизменности достоверности и персонифицируемости ЭПМЗ. Для обеспечения этих требований передаваемые записи должны быть защищены электронной цифровой подписью (ЭЦП) автора ЭПМЗ или руководителя (доверенного лица) передающего учреждения. Наличие ЭЦП позволяет в любой момент проверить неизменность ЭПМЗ и идентичность ее записи, хранящейся в электронном медицинском архиве медицинской организации.
Требования к персонифицируемости ЭПМЗ
Под персонифицируемостью ЭПМЗ понимается возможность объективно определить автора и происхождение ЭПМЗ в любой момент ее жизненного цикла. Персонифицируемость является аналогом подписи на традиционном документе.

Для обеспечения персонифицируемости необходимо выполнение 2-х условий:



  • аутентификация автора в момент подписания ЭПМЗ (см 7.2.3.);

  • обеспечение сохранности и неизменности ЭПМЗ в течение всего периода ее хранения (см. 7.2.4.).

Все процедуры обеспечения персонифицируемости ЭПМЗ должны быть изложены в «Политике безопасности» медицинской организации. При подключении к работе с ЭПМЗ каждый медицинский работник должен быть ознакомлен с «Политикой безопасности» и должен дать подписку о том, что он признает свое авторство ЭПМЗ, подписанной в соответствии с правилами, изложенными в политике безопасности, а также признает свою электронную подпись под ЭПМЗ равносильной своей собственноручной подписи.

Сотрудник может отказаться от дачи такой подписки, если средства обеспечения персонифицируемости ЭПМЗ кажутся ему недостаточно надежными. Все конфликты, возникшие по этому вопросу между сотрудником и администрацией, решаются в порядке, определенном трудовым законодательством.

После дачи подписки сотруднику предоставляются технические средства аутентификации (пароли, SMART-карты, идентификационные карты магнитные или штрихкодовые, USB-ключи и др.). Средства аутентификации для подписи ЭПМЗ могут быть теми же, что и средства аутентификации для обеспечения доступа к ЭПМЗ или могут отличаться более высокой степенью защиты.

Для обеспечения персонифицируемости ЭПМЗ внутри медицинской организации желательно использование электронной цифровой подписи (см.11.).

Для обеспечения персонифицируемости ЭПМЗ при передаче за пределы организации их электронных копий по электронным каналам связи или на электронных носителях (дискетах, CD и DVD дисках, flesh-картах) использование электронной цифровой подписи обязательно (см. 12.).

Требования к пользовательским интерфейсам ЭПМЗ
Интерфейс представления ЭПМЗ должен отвечать следующим требованиям:


  • быть понятным и не допускать двусмысленного толкования;

  • быть выполненным с учетом эргономических требований, быть интуитивно понятным;

  • все кодированные или дающиеся в сокращении параметры или элементы должны иметь расшифровку или всплывающие подсказки, поясняющие их значение; пояснения могут всплывать автоматически при наведении на кодированный элемент или по нажатию специальной клавиши;

  • любой интерфейс должен включать обязательные элементы, позволяющие однозначно определить:

    • к какому пациенту относится данная ЭПМЗ;

    • дату и время описываемого в ЭПМЗ события;

    • статус, стадию жизненного цикла ЭПМЗ (только создана, находится в процессе ведения, подписана). Для неподписанных ЭПМЗ их статус должен сразу бросаться в глаза;

    • для подписанных ЭПМЗ - ФИО подписавшего и дата и время подписи; при использовании электронной цифровой подписи (ЭЦП) в интерфейс должен включаться результат проверки ЭЦП в соответствии с сертификатом подписавшего. Сведения о нарушение ЭЦП должны выделяться особенно броско;

    • при работе на многопользовательских компьютерах в интерфейс необходимо включать информацию о лице, прошедшем аутентификацию на данном компьютере, что позволит новому пользователю своевременно пройти процедуру собственной аутентификации.

Требования к электронной цифровой подписи для ЭПМЗ


Требования к электронной цифровой подписи для ЭПМЗ должны соответствовать требованиям выдвигаемым Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", а также требованиям других нормативных документов, регламентирующих использование электронной цифровой подписи.

Для выдачи сертификатов ЭЦП должен быть выбран удостоверяющий центр, лицензированный и признанный федеральным или местным органом управления здравоохранения. Сотрудники могут иметь несколько сертификатов ЭЦП:



  • Сертификат, предназначенный для цифровой подписи документов во внутреннем документообороте медицинской организации;

  • Сертификат, предназначенный для цифровой подписи электронных документов, передаваемых за пределы медицинской организации. Такой сертификат могут иметь сотрудники, уполномоченные подписывать передаваемые за пределы организации (в том числе и пациентам) электронные медицинские документы. Такой сертификат должен быть выдан удостоверяющим центром, признанным федеральным органом управления здравоохранением.

Для функционирования механизмов ЭЦП должны использоваться лицензированные и признанные федеральным органом по управлению здравоохранением алгоритмы, методы и технические средства.

При использовании электронной цифровой подписи для подписания ЭПМЗ подпись должна охватывать всю информацию ЭПМЗ, включая прикрепленные файлы и формализованное описание ЭПМЗ, с тем чтобы обеспечить неизменность и персонифицируемость всей информации, включенной в ЭПМЗ.


Требования к передаче ЭПМЗ по электронным каналам связи и электронным копиям ЭПМЗ
В случае необходимости могут создаваться электронные копии ЭПМЗ для передачи заинтересованным лицам и организациям (включая пациентов). При этом должны быть выполнены следующие требования:

  • конфиденциальность персональной медицинской информации;

  • неизменность и достоверность ЭПМЗ, защита ее от подделок;

  • идентифицируемость копии ЭПМЗ, возможность определить происхождение ЭПМЗ и место ее постоянного хранения.

В «Политике безопасности» медицинской организации должны быть регламентированы:

  • порядок выполнения электронных копий ЭПМЗ и список лиц, имеющих право на выполнение копий;

  • порядок передачи электронных копий ЭПМЗ пациентам, способ регистрации передачи копий и уведомления пациентов о правилах по соблюдению конфиденциальности персональных медицинских данных; рекомендуется разработать «памятку» для пациентов, содержащую рекомендации по пользованию электронными копиями ЭПМЗ;

  • порядок передачи электронных копий ЭПМЗ сторонним и вышестоящим организациям, запросы на предоставление копий, способ регистрации передачи копий и документы, служащие основанием для такой передачи.

Электронные копии ЭПМЗ могут выгружаться на электронные носители информации (дискеты, CD и DVD диски, flesh-карты) или пересылаться по электронным каналам связи. Требования, выдвигаемые к этим разновидностям копий в целом одинаковы. К электронным копиям, передаваемым по электронным каналам связи, может быть дополнительно применено шифрование - для предотвращения несанкционированного доступа к информации в процессе ее передачи. Решение о шифровании передаваемых записей должно быть предметом отдельного соглашения между передающей и принимающей организациями.

Электронная копия ЭПМЗ обязательно должна быть подписана электронной цифровой подписью лица, выполнявшего копию. Подпись должна распространяться на всю цифровую информацию, входящую в копию, включая все прикрепленные файлы.

В электронную копию ЭПМЗ должна быть включена вся информация, необходимая для доступа к содержимому ЭПМЗ, в частности:



  • вся информация о пациенте, позволяющая его точно идентифицировать;

  • фрагменты электронных справочников и классификаторов, позволяющие расшифровать и представить в человекочитаемом виде все формализованные и кодированные элементы ЭПМЗ.

  • идентификаторы электронного медицинского архива и передаваемой ЭПМЗ, позволяющие определить место постоянного хранения данной ЭПМЗ.

Электронная копия ЭПМЗ должна сопровождаться печатной или включенной в текст электронного сообщения инструкцией, описывающей способ просмотра и правильной организации доступа к электронной копии ЭПМЗ.

У получателя электронной копии ЭПМЗ должны иметься электронные средства (компьютерные программы), необходимые для просмотра и организации доступа к электронной копии ЭПМЗ. Эти электронные средства могут:


  • содержаться на том же электронном носителе, что и копия ЭПМЗ;

  • передаваться по электронным каналам связи;

  • заранее передаваться получателю копии ЭПМЗ по отдельному соглашению.

В случае если для просмотра копии ЭПМЗ нужны какие-либо стандартные электронные средства (программы), информация об их необходимости должна быть включена в инструкцию по просмотру копии ЭПМЗ. В инструкцию также необходимо включать требования к оборудованию, необходимому для просмотра ЭПМЗ.
Требования к созданию бумажных копий ЭПМЗ
Бумажная копия ЭПМЗ может быть создана автором и подписана им стандартным способом. В этом случае вся ответственность, возникающая в связи с данным документом, возлагается на автора и регламентируется нормативными документами, определяющими правила работы с медицинской документацией.

В ситуации, когда бумажная копия ЭПМЗ создается без участия автора, должны быть выполнены ниже перечисленные требования.



    1. Бумажная копия ЭПМЗ должна иметь явно видимые визуальные отличия, свидетельствующие о том, что данный документ является бумажной копией ЭПМЗ, а не традиционным медицинским документом. Для обеспечения этого требования каждая распечатываемая страница распечатанной копии должна содержать колонтитул, содержащий:

  • надпись «Копия из ЭМА » (электронного медицинского архива);

  • идентификатор электронного медицинского архива;

  • идентификатор ЭПМЗ в данном электронном медицинском архиве;

  • дату распечатки;

  • номер страницы и общее число страниц в документе;

  • идентификатор электронного медицинского архива и идентификатор ЭПМЗ выведенные в виде штрихового кода, доступного для чтения средствами автоматической идентификации (см. 14.);

В конце документа должны быть напечатаны дата и время подписания ЭПМЗ и ФИО подписавшего.

    1. Медицинский сотрудник, производящий распечатку, должен выполнить процедуры, обеспечивающие проверку неизменности и авторства ЭПМЗ. Регламент таких процедур должен быть описан в «Политике безопасности» медицинской организации. После распечатки бумажной копии медицинский сотрудник, проводивший распечатку, должен удостоверить подпись автора ЭПМЗ своей подписью. Список лиц, имеющих права удостоверения подписи на бумажных копиях ЭПМЗ, должен быть прописан в «Политике безопасности» медицинской организации. Права удостоверения подписи рационально предоставлять:

  • лечащим врачам в отношении ЭПМЗ, относящимся к их пациентам;

  • заведующим отделениями, старшим медицинским сестрам отделений, дежурным врачам (в период их дежурства) в отношении ЭПМЗ, относящимся ко всем пациентам отделения;

  • другим лицам, по усмотрению администрации лечебного учреждения.

С учетом выполнения этих требований бумажная копия ЭПМЗ приобретает статус официального медицинского документа и может быть подшита в историю болезни, выдана пациенту, направлена в другое медицинское учреждение.
Требования к идентификации ЭПМЗ и медицинских электронных архивов
Каждый электронный архив должен быть зарегистрирован в ведущей его медицинской организации и должен иметь уникальный идентификатор. Этот идентификатор должен распечатываться на бумажных носителях и включаться в электронные копии ЭПМЗ для идентификации места постоянного хранения ЭПМЗ.

Идентификатор электронного архива должен содержать следующие элементы:



  • код зарегистрировавшего данный архив медицинского учреждения по ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций);

  • 4-значный уникальный числовой код данного медицинского архива среди медицинских электронных архивов, зарегистрированных данной медицинской организацией.

Бумажная копия ЭПМЗ (см 13.) должна содержать в колонтитуле символ штрихового кода, позволяющий уникально идентифицировать данную ЭПМЗ и должен содержать следующую информацию:

  • идентификатор электронного архива (14 символов);

  • идентификатор ЭПМЗ (6 символов).

Символ штрихового кода должен печататься в символике штрихового кода Соде128 (Код 128) (см. ГОСТ ИСО/МЭК 15417-200Х «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики штрихового кода Code 128 (Код 128)»).



  1. Требования к технологическим инструкциям и процессу обучения пользователей работе с ЭПМЗ и электронными медицинскими архивами

Для обеспечения бесперебойной и качественной работы медицинского персонала с электронными медицинскими архивами и ЭПМЗ в медицинском учреждении должно быть проведено обучение персонала всех уровней.

В систему обучения персонала должны входить следующие элементы:


  • обучение общим навыкам работы с компьютерным и электронным оборудованием;

  • обучение в группах (общее описание специализированной системы электронной истории болезни ее структуры и основы ее функционирования);

  • обучение непосредственным приемам работы на рабочем месте.

Наиболее удобной и гибкой является 3-хуровневая система организация персонала:

  • технический персонал, в совершенстве знающий технические особенности системы и ее возможности, умеющий выполнять ее настройку и устранять нестандартные и аварийные ситуации;

  • медицинские работники, обладающие высоким уровнем компьютерной грамотности и оказывающие помощь и поддержку другим медицинским работникам в своем отделении; в обязанность этих сотрудников входит также первичная оценка недостатков и ошибок в работе систем, формулирование предложений по реорганизации и перенастройке систем;

  • медицинский персонал, непосредственно работающий с системами электронной истории болезни.

Каждая из этих категорий персонала должна проходить обучение по своей программе.

По результатам обучения желательно проводить тестирование и оценку подготовленности персонала.

Для каждой категории персонала должны быть разработаны соответствующие инструкции.

Для медицинского персонала в первую очередь должна быть разработана «Инструкция о поведении в экстренных, аварийных и нестандартных ситуациях», включающая информацию о телефонах аварийных и технических служб и действиях, которые необходимо выполнить до их прибытия. Разработка подробных инструкций для медицинского персонала по использованию системы электронной истории болезни не обязательна, ввиду крайне низкой эффективности таких инструкций. Гораздо эффективней непосредственное обучение на рабочем месте и создание постоянно действующей системы поддержки пользователей системы.

Для технического персонала должны быть разработаны инструкции, описывающие структуру системы, организацию данных, функции отдельных ее модулей, входные и выходные данные, способы настройки системы, методы устранения аварийных и чрезвычайных ситуаций, регламент обслуживания системы.

Требования к технологическим службам, обеспечивающим бесперебойную работу и регламентное обслуживание электронных медицинских архивов


Для обеспечения бесперебойной работы систем электронной истории болезни должны быть организованы специальные технологические службы, в обязанности которых входит проведение регламентных работ по обслуживанию систем электронной истории болезни, ликвидация аварийных и нештатных ситуаций, поддержка пользователей системы.

Эти работы могут выполняться как штатными сотрудниками медицинской организации, так и представителями сторонней организации по отдельному договору.

Регламент таких работ, часы работы технологической службы и ее состав определяются технологическими особенностями функционирования систем электронной истории болезни, требованиями бесперебойности, максимально допустимым временем простоя системы. Все эти особенности должны быть отражены в «Положении о технологической службе» и должностных обязанностях ее сотрудников или в договоре об обслуживании системы, заключенном со сторонней организацией.
Приложение 1.

  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка