Бурчакова Марина Анатольевна
Источник: Окрепилов В.В. Управление качеством. - М.: Экономика, 1998, с. 19. Объект - то, что может быть индивидуально рассмотрено и описано. Например, процесс, деятельность или продукция, отдельное лицо, организация, система, любая комбинация из них . Термин "процесс " обозначает совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, преобразующих входящие элементы в выходящие (ресурсы: персонал, средства обслуживания, оборудование, технология и методология).
В быту и рекламе широкое распространение получили такие определения качества, как "настоящее качество", "американское качество", "европейское качество", "повышение качества", а также связанные с понятием "лучше-хуже", "выше-ниже", "хорошо-плохо" и т.д. Для определения высшей степени и количественных характеристик при проведении оценок используются термины "относительное качество", "уровень качества" и " мера качества ".
Еще недавно практиковался способ простого совмещения индивидуальных показателей характеристик качества (комплексный, групповой, обобщенный, и интегральный показатели качества). Однако подобный набор характеристик не отражал полностью физическую сущность, весь набор потребительских свойств продукции. Остались в прошлом и попытки сравнения качества объекта с мировым уровнем качества аналогичных объектов, присвоение Знака качества (аттестация объектов по уровням качества).
Для более полного представления о понятии качества рассмотрим следующие термины, которые позволят пояснить также определение общего руководства качеством. " Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством (административного управления качеством )".* *В.В.Окрепилов. Управление качеством, 1998, с.20. Цели, задачи и требования к качеству и реализации элементов системы качества реализуются в процессе планирования качеством. Основные направления и цели, официально сформулированные высшим руководством, формируют политику организации в области качества. Обеспечение качества - комплекс видов деятельности (в том числе и планирование), осуществляемых в рамках системы качества, для обеспечения выполнения требований к качеству продукции. Улучшение качества - комплекс мероприятий, направленных на более эффективную и результативную деятельность организации для увеличения прибыли и повышение потребительских свойств продукции, качества услуг. Следует различать, что термин качество в дальнейшем будет применяться двояко - в отношении к системе управления (система качества) и к продукции (качество продукции). 1.2. Экономические аспекты качества Все приведенные выше понятия о качестве согласно Международному стандарту ИСО 8402 "Управление качеством и обеспечение качества - Словарь" версии 1994 года - имеют экономическое значение. Из этого следует, что целью управления качеством служит достижение экономического эффекта (прибыли) и что административное управление качеством также должно опираться на экономические факторы . Только через проектирование эффективной системы качества в организации, как утверждает Международный стандарт Международной организации по стандартизации МС ИСО 9004-1 версии 1994 года, могут быть обеспечены следующие требования к продукции, которая должна: а) соответствовать области применения, назначению, четко определенным потребностям; б) отвечать требованиям потребителей; в) соответствовать принятым техническим условиям и стандартам; г) удовлетворять требования и запросы общества; д) отвечать требованиям охраны окружающей среды; ж) быть экономически выгодной, приносить прибыль. Сегодня, при насыщении рынка большинством видов продукции, ростом конкуренции и потребительских запросов общества первостепенное значение имеет решение проблем, связанных с затратами, рисками и выгодами как для организации, так и для потребителя. В этой связи необходимо: а) для достижения экономического эффекта, получения прибыли :
б) для уменьшения затрат :
в) для минимизации риска :
1.3. Классификация затрат на качество Движение по пути рыночных отношений вынуждает все шире осваивать новые (международные) правила ведения учета, анализа хозяйственной деятельности и отчетности. Данную совокупность нормативных документов, информацию по характеру ее сбора, получения и по использованию можно разделить на внешнюю (финансовую) и внутреннюю (управленческую). Внутренний учет и анализ называют управленческим . Управленческий анализ субъективен, конфиденциален, им занимаются профессионалы высокого уровня, но именно он обеспечивает и обусловливает принятие решений. Однако он не дает возможности сопоставить и обобщить данные различных фирм. Международные стандарты на системы качества подчеркивают, что затраты для обеспечения качества составляются (классифицируются) внутри организации по ее собственным критериям. Затраты для обеспечения качества - это затраты, появляющиеся при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в процессе совершенствования качества в том числе, а также связанные с потерями, когда нет удовлетворительного качества . Некоторые виды потерь определить количественно крайне трудно. При этом они могут быть очень значительными. Например, потеря престижа организации. Эффективная система качества (СК) с финансовой (внешней) точки зрения может непосредственно влиять на рентабельность организации, особенно за счет совершенствования хозяйственной деятельности, что влечет за собой не только снижение брака и затрат на изготовление продукции, но и к сокращению затрат, связанных с использованием и эксплуатацией продукции Международные стандарты на системы качества (МС 9004-1: 1994г.) для единообразия, сопоставимости и обобщения хозяйственной информации дают рекомендации только по отдельным методам калькуляции (классификации) затрат на качество для внешней (финансовой) отчетности о деятельности производителя (изготовителя).
Затраты на качество (ЗК) в целом подразделяются на затраты, являющиеся результатом внутренней хозяйственной деятельности (Ву) и внешних работ (Вш). Составляющие затрат по внутренней хозяйственной деятельности анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД профилактика (П), оценивание (О), дефекты (Д). Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капиталовложениями, а затраты на устранение дефектов - убыточными.
2. Метод калькуляции затрат, связанных с процессами Данный метод оперирует понятиями стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса: а) стоимость соответствия - затраты на удовлетворение всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса; б) стоимость несоответствия - затраты, возникшие вследствие нарушения существующего процесса. Как стоимость соответствия, так и стоимость несоответствия могут быть источником экономии средств.
Здесь основное внимание уделяется внутренним и внешним потерям из-за низкого качества и определению материальных и нематериальных потерь. Типичный пример внутренних нематериальных потерь - снижение производительности труда вследствие переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т.д. Типичные внешние нематериальные потери - сокращение в будущем объема сбыта вследствие неудовлетворенности потребителей. Материальные потери - внутренние и внешние затраты , являющиеся следствием дефектов. Рассмотрим пример калькуляции затрат на качество изготовления и эксплуатации холодильников методом ПОД, которые равны: Затратам на метрологическое обеспечение производства
Затраты на испытание и сертификацию
Затраты на брак в производстве
Затраты от возврата продукции потребителями
Теперь определим сумму общих затрат на качество и затрат на качество, явившихся следствием внутрихозяйственной деятельности организации. ЗКВу = ПЗК + ОЗК + ДЗК = 330 млн. руб. ЗК = ЗКВу ЗКВш = 340 млн. руб.
Эффективность является одним из наиболее общих и важнейших экономических понятий. В данном курсе мы рассматриваем прежде всего влияние качества на эффективность изготовления и эксплуатации продукции. В рекомендациях, приводящих оценку эффективности мероприятий научно-технического прогресса, под эффективностью понимается характеристика способности системы производить экономический эффект (Э), равный разности между результатом экономической деятельности (Р) и затратам (З), произведенными для его получения (Зп) и использования или эксплуатации (Зэ). З - Система - Р Э = Р - З = Р - (Зп + Зэ). Существует экономический механизм зависимости экономической эффективности от улучшения качества. При улучшении качества продукции изготовителем, как правило, увеличивается и объем финансирования (затраты на качество). Увеличение затрат повышает продажную цену продукции. Для приобретения продукции потребителем по более высокой цене необходимо, чтобы процесс ее совершенствования вел к увеличению экономического эффекта потребителя. В свою очередь изготовитель за счет увеличения продажной цены рассчитывает компенсировать увеличение затрат на совершенствование продукции, а также повысить свой экономический эффект для расширения (развития) производства. В то же время изготовитель повышает экономический эффект потребителя прежде всего за счет сокращения затрат на эксплуатацию, исключив до минимума или снизив дефекты при использовании продукции.
При таком подходе совершенно очевидно, что выгоду получают как изготовитель, так и потребитель, в результате растет общий экономический эффект, движется научно-технический прогресс за счет совершенствования качества продукции, развития производства. ![]() Вопросы для самопроверки 1. Что вы понимаете под понятием "качество"? 2. В какой зависимости находятся понятия "качество" и "потребность"? 3. Дайте описание терминам "характеристика", "свойство" и "объект". 4. Какое соотношение имеют термины процесс и объект? 5. В чем выражаются количественные характеристики и превосходная степень при проведении технических оценок термина качество? 6. Дайте определения терминам "система качества", "обеспечение качества" и "улучшение качества". 7. При каком условии могут быть обеспечены требования к продукции в соответствии с Международным стандартом? Назовите эти требования. 8. Что необходимо предпринять для достижения экономического эффекта в управлении качеством? 9. Из каких составляющих скадываются затраты на качество? 10. Приведите и охарактеризуйте классификацию методов калькуляции затрат на качество. 11. Дайте определение понятию "эффективность". 12. Каким образом качество влияет на эффективность изготовления и эксплуатации продукции? 13. Как изготовитель может увеличить прибыль за счет совершенствования качества выпускаемой продукции?
Скачати 2 Mb. Поділіться з Вашими друзьями: |