Библиотека школьного психолога и социального педагога



Сторінка1/11
Дата конвертації14.04.2016
Розмір1.71 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Библиотека школьного психолога и социального педагога

Камионская Т.Б.

«Ты и твоя будущая профессия»







Москва, 2007 год

Настоящий сборник включает в себя пакет материалов и типовых диагностических методик и предназначен для проведения комплексного психологического обследования учащихся старшего звена образовательных учреждений и работы по профориентации школьников.

Он помогает получить объемную информацию, позволяющую составить индивидуальную карту психологических особенностей учащегося. Подобранные диагностические методики позволяют выявить тип личности, индивидуальные особенности и профессиональные наклонности школьников.

Настоящий сборник материалов составлен педагогом-психологом ГОУ гимназия № 1532 Камионской Т.Б. Они были опробованы ею на практике для проведения занятий с учащимися по авторской программе «Ты и твоя будущая профессия» и комплексного обследования учащихся 9-х классов гимназии.

Этот сборник может представлять интерес для педагогов-психологов, учителей психологии, социальных педагогов и руководителей образовательных учреждений, специалистов, занимающихся работой по профориентации школьников и осуществляющих психологическое сопровождение процесса самоопределения учащихся.

Пакет типовых диагностических методик может быть полезным для родителей и старшеклассников, серьезно размышляющих о выборе профессии.

© Составитель: Камионская Т.Б., 2006 г.

© ЦДиК «Теплый Стан», оформление, 2007 г.


Содержание
1. Пакет типовых диагностических методик, помогающих выявить индивидуальные особенности и профессиональные наклонностей школьников


  • Бланк для проведения комплексной психологической диагностики

  • Инструкции по проведению психологической диагностики и обработке результатов

  • Дополнительные психологические диагностики

2. Материалы «Мир профессий»

  • Классификация профессий Е.А. Климова

  • Основные понятия профориентации

  • Факторы, влияющие на выбор профессии

  • Типичные ошибки и трудности, встречающиеся при выборе профессии

3. Описание профессий.

Профессиограммы:

  • Модельер

  • Реставратор

  • Водитель

  • Инженер-конструктор

  • Ветеринарный врач

  • Лингвист

  • Маркетолог

  • Учитель

  • Психолог-консультант

4. Дополнительные материалы

Пакет типовых диагностических методик,

помогающих выявить индивидуальные особенности и профессиональные наклонности школьников
Профессиональное и личностное самоопределение является важнейшей задачей, стоящей перед старшеклассником и любым человеком в течение всей жизни.

Профессиональное самоопределение – процесс и результат самостоятельного и сознательного выбора своего места в мире профессий.

Это очень непростая задача. Необходимо иметь много информации о мире профессий, иметь представления о том, какие требования предъявляет конкретная профессия к работнику. Знание факторов, влияющих на выбор профессии, типичных ошибок и трудностей, встречающихся человеку на этом пути, позволит старшекласснику грамотно осуществить свой выбор.

Для того чтобы правильно выбрать профессию, человеку важно хорошо изучить свои индивидуальные психологические особенности, потребности, способности и возможности, ограничения, определиться с ценностными ориентирами, то есть осуществить работу по самопознанию. Представленные в этом сборнике пакет типовых психологических диагностик и материалы о мире профессий позволят старшекласснику найти свое место в современном мире.

Материалы, представленные в сборнике, используются в работе по психологическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников и в преподавании курса «Я и моя будущая профессия» в гимназии № 1532 города Москвы.

Комплексная диагностика школьников

«Ты и твоя будущая профессия»
Фамилия, имя______________________________________________

Школа №________________Класс_____________________________


Дата проведения____________________________________________
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)






I

II

III

IV

V












































































10а







10б







11а

11б

12а

12б

13а




13б

14а

14б

15а

15б




16а




16б




17а







17б

18а




18б







19а




19б







20а







20б




+
















-
















Всего:


















Тип мышления


П-Д

А-С

С-Л

Н-О

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

















Методика «Профиль»


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50
































Опросник профессиональных склонностей




1

2

3

4

5

6

1

а







в




б

2




в




а

б




3

б

а




в







4







б




в

а

5

в

а

б










6

б

в










а

7




б

в

а







8

б










а

в

9




б




а

в




10










в

а

б

11

в

б

а










12







а

б

в




13

а










б

в

14




а




б

в




15

в




а




б




16

б




в







а

17










б

а

в

18

а

в

б










19







в




а

б

20

в




б







а

21




а

в

б







22




б

а

в







23




в




а




б

24

а










б

в

всего





















Профессиональный тип личности

Р

И

С

К

П

А




















Тип темперамента

тип





























































баллы

Х

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20




С

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20




Ф

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20




М

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

20






Инструкции по проведению психологической

диагностики и обработке результатов
Методика

«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)

Инструкция:

Настоящая методика позволяет выявить профессиональные склонности человека. Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».

Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20–30 мин. Возможно использование методики индивидуально и в группе. Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.
Инструкция для испытуемого:

«Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»


Возможен другой вариант инструкции:

«Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Дайте, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО. При этом ответы должны быть дифференцированными. Если названная в вопросе деятельность скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в соответствующей клетке «Листка ответов ДДО» знак (+).

Если определённо нравится - два плюса (+ +), а если очень нравится - три плюса (+ + +). Если скорее не нравится, чем нравится, - один минус (-), если определённо не нравится - два минуса (- - ), а если очень не нравится - три минуса (- - - )».
Обработка результатов тестирования ДДО

Результаты ответов (количество плюсов и минусов) подсчитывается по каждой колонке « Листа ДДО» (итог может быть выражен как алгебраическая сумма). Эти результаты и будут характеризовать область наиболее целесообразного применение сил испытуемого. Следует оговорить, что результаты ДДО, характеризуя склонность испытуемого в данный момент, в какой-то мере характеризует и его способности. Но лишь в какой-то мере.



Таблица ответов сделана так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» и «-» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определённому типу профессий. Рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков «+» при минимальном количестве «-».


Название типов профессий по столбцам:

  1. «человек - природа» — все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;

  1. «человек - техника» — все технические профессии;

  1. «человек - человек» — все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;

  2. «человек - знак» — все профессии, связанные с расчетами, цифрами и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;

  1. «человек - художественный образ» — все творческие специальности.


ТЕКСТ ОПРОСНИКА

la. Ухаживать за животными.

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным.

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток.

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, металл т.п.)

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

ба. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством, подъёмным краном, трактором и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (справочное бюро, на экскурсии и т.д.)

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных.

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта расте­ний

116. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты пита­ния и т.п.)

12а. Разбить споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять

126. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13 а. Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности

136. Наблюдать, изучать жизнь микро­бов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.

146. Оказывать людям мед. помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.

18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, походы и т.п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

196. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.

206. Работать на клавишных машинах (компьютере, пишущей машинке и др.)

Опросник для определения типа мышления

Инструкция для испытуемого:

У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с предложенным высказыванием, то в бланке поставьте знак «+», если не согласны - поставьте знак «–».



  1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

  2. Мне интересно составлять компьютерные программы.

  3. Я люблю читать книги.

  4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

  5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

  6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

  7. Я люблю играть в шахматы.

  8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

  9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.

  10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.

  11. Мне нравится все делать своими руками.

  12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.

  13. Я придаю большое значение сказанному слову.

  14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

  15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

  16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

  17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

  18. Мне интересна работа ведущего телерадиопрограмм, журналиста.

  19. Мне легко представить предмет или животное, которого нет в природе.

  20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.

  21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.

  22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

  23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.

  24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

  25. Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.

  26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

  27. Я понимаю красоту математических формул.

  28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.

  29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

  30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

  31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.

  32. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.

  33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

  34. Я согласен с Ф.М. Достоевским, что красота спасет мир.

  35. Не люблю ходить одним и тем же путем.

  36. Истинно только то, что можно потрогать руками.

  37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.

  38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

  39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.

  40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.


Обработка результатов

Подсчитай число плюсов в каждой из пяти колонок и запиши полученное число в пустой нижней клетке бланка.

Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления:


  • 0-2 баллов – низкий уровень,

  • 3-5 баллов – средний уровень,

  • 6-8 баллов – высокий уровень

Интерпретация результатов

1. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры.

2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие люди науки – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение также необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер также должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. У большинства людей преобладает один или два типа мышления. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.



5. Креативность – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.

Соотнеси свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Насколько удачен твой выбор? Если твои профессиональные планы не вполне соответствуют твоему типу мышления, подумай, что тебе легче изменить – планы или тип мышления?



Как развивать мышление

  • Информация для мышления – все равно, что пища для тела. Источники информации – общение с людьми и книгами, экскурсии, путешествия, Интернет. Как и пища, информация должна быть качественной.

  • Мышление активизируется, когда стандартные решения не дают результатов. Поэтому так важно развивать у себя умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать необычное в обычном.

  • Мышление и речь – неразрывны. Мышление развивается, когда вы рассказываете о прочитанном или увиденном, участвуете в дискуссиях, излагаете свои или чужие мысли в письменной форме.

Методика «Профиль»

(модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока)

Инструкция для испытуемого:

Данные вопросы касаются твоего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли тебе делать то, о чем говорится в опроснике? Если «Да», то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставь знак “+”. Если «Нет» – поставь знак «-». Если сомневаешься, поставь знак «?».

1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.

2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.

3. Выяснять устройство электроприборов.

4. Читать научно-популярные технические журналы.

5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.

6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.

7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.

8. Наблюдать за работой медсестры, врача.

9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.

10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.

11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.

12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.

13. Ремонтировать бытовые электроприборы.

14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.

15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.

16.Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.

17. Участвовать в общественной жизни школы, города.

18. Объяснять одноклассникам учебный материал.

19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.

20. Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни.

21. Проводить опыты по физике.

22. Ухаживать за животными растениями.

23.Читать статьи об электронике и радиотехнике.

24.Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.

25. Коллекционировать камни, минералы.

26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.

27. Читать биографии известных политиков, книги по истории.

28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.

29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.

30. Участвовать в военных играх, походах.

31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.

32. Замечать и объяснять природные явления.

33. Собирать и ремонтировать компьютеры.

34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.

35. Участвовать в географических, геологических экспедициях.

36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.

37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом

38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.

39. Искать и находить способы зарабатывания денег.

40. Заниматься физической культурой и спортом.

41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.

42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.

43. Разбираться в принципах работы электроприборов.

44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.

45. “Читать” географические и геологические карты.

46. Участвовать в спектаклях, концертах.

47. Изучать политику и экономику других стран.

48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.

49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.

50. Участвовать в спортивных соревнованиях.



Обработка результатов

Десять колонок в бланке - это десять возможных направлений твоей деятельности:



1 – физика и математика;

2 – химия и биология;

3 – радиотехника и электроника;

4 – механика и конструирование;

5 – геогра­фия и геология;

6 – литература и искусство;

7 – история и политика;

8 – педагогика и медицина;

9 – предпринимательство и домоводство;

10 – спорт и военное дело.
Подсчитайте число плюсов в каждом столбике. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Это – необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. Другое важное условие – способности, или профессионально важные качества.

Если сумма баллов ни в одной колонке не превышает трех баллов, значит, профессиональные интересы слабо выражены.

По результатам одной методики бывает трудно найти подходящую профессию. Поэтому в случае затруднений обратитесь к консультанту по выбору профессии.


Опросник профессиональных склонностей
Методика Йовайши
Инструкция для испытуемого:
При выборе профессии очень важно учитывать свои склонности. Склонность — это влечение к какому-либо занятию. Можно говорить о склонности к определенной деятельности, если привлекает не только результат, но и сам процесс. Для того чтобы определить свои склонности к различным видам деятельности, надо выбрать один из трех вариантов — «а», «б» или «в» — и отметить его в бланке.

1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:

а) общаться с людьми;

б) производить материальные ценности;

в) создавать произведения искусства.



2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:

а) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;

б) сюжет, действия героев;

в) полезная информация.



3. Меня больше обрадует Нобелевская премия:

а) в области науки;

б) за общественную деятельность;

в) в области искусства.



4. Я скорее соглашусь стать:

а) управляющим банка;

б) главным инженером на производстве;

в) начальником экспедиции.



5. Будущее людей определяет:

а) достижения науки;

б) развитие производства;

в) взаимопонимание между людьми.



6. Если я стану директором школы, в первую очередь займусь:

а) ее благоустройством (столовая, спортзал, компьютеры);

б) созданием дружного, сплоченного коллектива;

в) разработкой новых технологий обучения.



7. На технической выставке меня больше привлечет:

а) внешний вид экспонатов (цвет, форма);

б) внутреннее устройство экспонатов;

в) их практическое применение.



8. В людях я ценю, прежде всего:

а) мужество, смелость, выносливость;

б) дружелюбие, чуткость, отзывчивость;

в) ответственность, честность, аккуратность.



9. В свободное от работы время я буду заниматься:

а) литературой;

б) опытами по физике или химии;

в) туризмом и спортом.



10. Я предпочитаю:

а) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг);

б) деловые поездки;

в) знакомство с историей и культурой другой страны.



11. Мне интереснее беседовать:

а) о машине нового типа;

б) о новой научной теории;

в) о человеческих взаимоотношениях.



12. Если бы в моей школе были три кружка, я бы выбрал (а):

а) технический;

б) музыкальный;

в) спортивный.



13. В школе больше внимания следует уделять:

а) улучшению взаимопонимания между учителями и учениками;

б) поддержанию здоровья учащихся, занятиям спортом;

в) укреплению дисциплины.



14. Я с большим удовольствием смотрю:

а) научно-популярные фильмы;

б) программы о культуре и искусстве;

в) спортивные программы.



15. Я предпочитаю работать:

а) с машинами, механизмами;

б) с объектами природы;

в) с детьми или сверстниками.



16. Школа в первую очередь должна:

а) давать знания и умения;

б) учить общению с другими людьми;

в) обучать навыкам работы.



17. Каждый человек должен:

а) вести здоровый образ жизни;

б) иметь возможность заниматься творчеством;

в) иметь хорошие бытовые условия.



18. Для благополучия общества в первую очередь необходима:

а) защита интересов и прав граждан;

б) забота о материальном благополучии людей;

в) наука и технический прогресс.



19. В школе мне нравились уроки:

а) физкультуры;

б) математики;

в) труда.



20. Мне интереснее было бы:

а) планировать производство продукции;

б) изготавливать изделия;

в) заниматься сбытом продукции.



21. Я предпочитаю читать статьи:

а) о выдающихся ученых и их открытиях;

б) о творчестве художников и музыкантов;

в) об интересных изобретениях.



22. Свободное время я провожу:

а) в мастерской;

б) в библиотеке;

в) на выставках и в концертных залах.



23. Больший интерес у меня вызовет сообщение:

а) о художественной выставке;

б) о ситуации на фондовых биржах;

в) о научном открытии.



24. Я предпочитаю работать:

а) в помещении, где много людей;

б) в необычных условиях;

в) в обычном кабинете.


Обработка результатов:
Теперь необходимо подсчитать сумму очков по каждому из шести столбцов:

  • 10-12 баллов — ярко выраженная профессиональная склонность

  • 7-9 баллов — некоторая склонность к определенному виду деятельности.

  • 4-6 баллов — слабо выраженная профессиональная склонность.

  • 0-3 баллов — профессиональная склонность не выражена.

Прочитайте описания шести видов деятельности. Какие из них вызывают у вас больший интерес? Совпадают ли результаты тестирования с вашими будущими профессиональными планами?



1склонность к работе с людьми

Это профессии, которые связанны с работой с людьми:

обучение, воспитание, управление, обслуживание (бытовое, медицинское, справочно-информационное).

Люди, успешные в профессиях этой группы, отличаются общительностью, способностью находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения, хорошо помнить их личные качества и особенности.


2склонность к умственной работе

Это профессии, связанные с научной, исследовательской деятельностью.

Кроме специальных знаний, такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.
3склонность к работе на производстве

Интерес к техническим объектам (машинам, механизмам, материалам, видам энергии).

Круг этих профессий очень широк: производство различной продукции, обработка металлов; сборка изделий, монтаж машин; ремонт, наладка, обслуживание механического или электронного оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом.
4 склонность к эстетическим видам деятельности

Это профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью.

Людей творческих профессий, кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских), отличает оригинальность и независимость.
5склонность к экстремальным вилам деятельности

Это группа профессий, связанных с занятием физкультурой и спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют высокие требования к физической подготовке и здоровью человека.


6склонность к планово-экономическим вилам деятельности

Это профессии, которые связаны с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист, менеджер); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (дизайнер, чертежник, топограф).

Люди, выбирающие профессии этой группы, как правило, практичны, усидчивы, собраны, аккуратны.
В ходе работы с опросником профессиональных склонностей сужается поле выбора профессии, определяется степень выраженности профессиональных интересов. Результаты диагностики могут учитываться при формировании специализированных или профильных классов.

Методика может быть использована в индивидуальной работе.

Допускается самостоятельная обработка результатов.

«Определение профессионального типа личности

Опросник Дж. Голланда

Инструкция для испытуемого:

В каждой паре профессий постарайтесь отдать предпочтение одной из них. Например, если в первой паре вы предпочитаете работу конструктора, напишите на своем листочке рядом с цифрой 1 букву «И». То же самое следует проделать со всеми остальными парами профессий.




1Р Инженер-технолог

1И Конструктор

2Р Вязальщица

2С санитарный врач

3Р Повар

3К Наборщик

4Р Фотограф

4П Заведующий магазином

5Р Чертёжник

5А Дизайнер

6И Философ

6С Психиатр

7И Учёный-химик

7К Бухгалтер

8И Редактор научного журнала

8П Адвокат

9И Лингвист

9А Переводчик художественной литературы

10С Педиатр

10К Статистик (в театре)

11С Завуч по внеклассной работе

11П представитель профсоюзного комитета

12С Спортивный врач

12А Фельетонист

13К Нотариус

13П Снабженец

14К Перфораторщик

14А Карикатурист

15П Политический деятель

15А Писатель

16Р Садовник

16И Метеоролог

17Р Водитель трамвая

17С Фельдшер

18Р Инженер-электронщик

18К Секретарь-машинистка

19Р Телеоператор

19П Режиссер

20Р Маляр

20А Художник по металлу

21И Биолог

21С Главный врач

22И Гидролог

22К Ревизор (налоговый инспектор)

23И Зоолог

23П Главный зоотехник

24И Математик

24А Архитектор

25С Работник детской комнаты милиции

25К Счетовод

26С Учитель

26П Командир отряда

27С Воспитатель

27А Художник по керамике

28К Экономист

28П Заведующий отделом

29К Корректор

29А Критик

30П Заведующий хозяйством

30А Дирижер

31Р Радиооператор

31И Специалист по ядерной физике

32Р Наладчик

32К Монтажник

33Р Агроном-семеновод

33П Председатель кооператива

34Р Закройщик

34А Декоратор

35И Научный работник музея

35С Консультант

36И Археолог

36П Эксперт

37И Ученый

37А Актер

38С Логопед

38К Стенографист

39С Врач

39П Дипломат

40С Психолог

40А Поэт

41К Главный бухгалтер

41П Директор


Обработка и интерпретация результатов:

Подсчитайте число одинаковых букв, выбранных в каждой паре.



Запишите соответствующие буквам цифры по следующей схеме, например:


Р

И

С

К

П

А

1

7

6

5

2

12



Буквы обозначают:

  • Р - реалистичный тип,

  • И – интеллектуальный тип,

  • С – социальный тип,

  • К – конвенциальный (офисный) тип,

  • П – предприимчивый тип,

  • А – артистический тип

Далее выбираются буквы, по которым набраны наибольшие баллы (первые два типа).
Описание профессиональных типов личности

(методика Дж. Голланда)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка