Аннотация по дисциплине



Сторінка1/12
Дата конвертації14.04.2016
Розмір3.28 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
АННОТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ГСЭ.Ф.1 Иностранный язык

Цели и задачи дисциплины

Подготовка современного специалиста требует владения иностранным языком в степени, обеспечивающей возможность практического использования его в будущей профессиональной деятельности.



Цель освоения дисциплины – обучить студентов навыкам восприятия и порождения дискурса, понимания иноязычной речи, чтения и письма, перевода, ведения интеракции (диалогическое общение), способствующих эффективной коммуникации в бытовой и профессиональных сферах общения.

Задачи дисциплины:

  • обучить владению одним из иностранных языков на уровне, позволяющим получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников

  • обучить навыкам публичной речи, ведения дискуссии и полемики

  • обучить владению одним из иностранных языков на уровне профессионального общения.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины

знать:

  • основные понятия, связанные с артикуляцией звуков, интонацией, акцентуацией и ритмом, чтением транскрипцией лексики по сферам применения (бытовая, официальная, общенаучная, терминологическая и др.), свободными и устойчивыми словосочетаниями, фразеологическими единицами;

  • основные положения об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях и стиле художественной литературы и их лексико-грамматических особенностях;

  • о культуре и традициях стран изучаемого языка, о правилах речевого этикета.

уметь:

  • использовать полученные знания для перевода текстов по специальности и использовать полученную информацию для повышения своей квалификации;

  • читать несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности, уметь переводить их с помощью словарей и вести по ним беседу.

владеть:

  • методами современного перевода;

  • навыками письма при подготовке аннотаций, рефератов, тезисов, частных и деловых писем, биографии (резюме) и др. на иностранном языке.

приобрести опыт деятельности: в добывании полезной информации из текстов на иностранном языке и использовании полученной информации в своей профессиональной деятельности.

Содержание разделов дисциплины

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, научном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля.

Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета.

Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад).

Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.
АННОТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ГСЭ.Ф.2 Физическая культура
Цель и задачи дисциплины

Цель – сформировать физическую культуру личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания, которая представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей. Задачи:


  • раскрыть роль физической культуры в развитии личности и подготовке её к профессиональной деятельности;

  • рассмотреть научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;

  • формировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

  • формировать систему практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

  • обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность выпускников вуза к профессии;

  • приобрести опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



знать:

  • основные понятия физического воспитания;

  • научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни; цели и задачи физического воспитания студентов;

  • основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями;

  • основы методики профессионально-прикладной физической подготовки студентов;

уметь:

  • использовать опыт физкультурно-спортивной деятельности для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, для достижения личных жизненных и профессиональных целей

  • решать задачи совершенствования комплекса двигательных способностей, а также формирования;

  • решать задачи овладения практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств;

владеть:

  • средствами и методами укрепления личного здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности, для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности.

приобрести опыт деятельности:

  • повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;

  • подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

  • организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха и при участии в массовых спортивных соревнованиях.



Содержание разделов дисциплины

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности. Основы здорового образа жизни. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности. Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.

Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и контроль за состоянием своего организма.


АННОТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ГСЭ.Ф.3 Отечественная история
Цели и задачи дисциплины

Цель– изучить и понять особенности исторического развития Российского государства.

Задачи:

  • изучить основные исторические события, вехи истории России и её народов;

  • привить навык исторического анализа;

  • научить понимать самобытный характер исторического пути России;

  • сформировать умения использовать полученные знания, самостоятельно

  • извлекать их из исторических источников, находить нужную информацию

  • в разнообразном потоке историко-публицистической литературы;

  • воспитать гражданские качества: любовь к России, чувство долга, чести,

  • гуманности, толерантности;

  • развить способности анализировать и оценивать факты, явления и события, умения раскрыть причинно-следственные связи между ними;

  • заложить основы для понимания будущего России;

  • уяснить свое место в историческом процессе и судьбе России.

  • получить в единстве с другими общественными науками (философией,

  • социологией, политологией, экономикой, этнологией) широкую

  • теоретическую базу для выработки научно обоснованных решений по

  • предупреждению общественных событий и явлений.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины

знать:

  • функции исторического знания, понятия, категории, исторические факты,

  • хронологию событий;

  • историографию истории Росси

  • законы и закономерности исторического процесса;

  • эволюцию политической власти;

  • специфику взаимоотношений власти и общества;

  • экономическую модернизацию страны;

  • влияние геополитического фактора на ход российской истории;

  • особенности духовной жизни, быта, ментальности россиян;

  • общественно-политические течения;

  • место России в мировом сообществе;

уметь:

  • анализировать исторические источники;

  • классифицировать, правильно соотносить факты и обобщения, оценивать события;

  • устанавливать причинно-следственные связи, закономерности общественного развития;

  • определять конкретно-исторические условия той или иной эпохи;

  • выявлять характерные особенности исторических фактов, явлений, событий;

  • давать собственную оценку историческим фактам, явлениям, событиям;

владеть:

  • умением участвовать в дискуссии, грамотно, логично, доказательно излагать свои мысли;

  • методами исторического анализа;

  • навыками работы по составлению тезисов выступлений, научного сообщения,

  • навыками работы с тестовыми заданиями по дисциплине.


Содержание дисциплины

I. Теория и методология исторической науки

История как наука. Сущность, формы, функции исторического знания. Категории, особенности, историография. (В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, М. Н. Покровский и др.; советская историческая школа и ее особенности. современная историческая наука) Методы и источники изучения истории. Методология истории. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

II. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII – середине XV вв.

Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Особенности социального строя Древней Руси.. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда - проблемы взаимовлияния.

III. Образование и развитие Московского государства

Предпосылки, этапы, сущность, особенности формирования единого российского государства. Становление Московского государства. Значение Куликовской битвы. Характерные черты и важнейшие события внутренней и внешней политики Ивана III, Ивана IV, цели и итоги реформ 50-х гг. XVI в. и опричнины. Сословия и механизм функционирования сословного строя. Структура феодального землевладения. Проблема власти в русской политической мысли.

IV. Российское государство в к. XVI - XVII вв.

Причины, хронологические рамки, этапы и важнейшие события Смутного времени. Восстановление централизованного государства в период правления первых Романовых: политическая организация, сословная система, правопорядок, структура, эволюция форм собственности на землю. Крепостное право в России. Укрепление бюрократического аппарата. Церковная реформа. Её цели, ход и итоги.

Культура России в XVII в.: появление светских начал.

V. Рождение империи. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

Особенности складывания российского абсолютизма. Необходимость петровских преобразований, их сущность, цели. Формирование европейского типа российского государства: реформы «сверху». Раскол русского общества, «Свет и тени» петровских реформ: оценка в исторической перспективе. Итоги внутренней и внешней политики. Дворцовые перевороты. Сущность политики «просвещенного абсолютизма» Екатерины II.

VI. Реформы и реформаторы XIX в.

Либеральная политика Александра I. Преобразования государственно-правовой системы, важнейшие попытки решения крестьянского вопроса. Отечественная война 1812 года и её значение в общественно-политическом развитии России. «Аракчеевщина». Дискуссии о генезисе самодержавия. Социально-экономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Николай I. Итоги внешней политики. Роль Александра II в выборе путей развития России. Эпоха великих реформ 60-70-х гг. Социально-политический кризис рубежа 70-80-х гг. Оценка деятельности Александра III в исторической науке.

VII. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.

Революционные идеи и политические программы декабристов. Общественное движение 30-50 гг. XIX в. Наследие П.Я.Чаадаева. Основные направлении общественной мысли: зарождение «охранительной» идеологии, становление российского либерализма, «Русский социализм» В. Г. Белинского, А. И. Герцена, петрашевцы. Эволюция либерализма II половины XIX века. Народничество, основные течения. Появление марксизма в России. Русская культура XIX века и её вклад в мировую культуру.

VIII. Буржуазная модернизация (90-е годы XIX в. – 1917 г.)

Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Поиск путей обновления российского государства в деятельности С.Ю.Витте. Российский вариант капиталистического развития. Сущность и важнейшие мероприятия политики форсированной индустриализации С.Ю Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина – программа буржуазной модернизации. Судьба реформ в цивилизационно-неоднородном обществе.

IX. Россия в условиях войн и революций (1905-1921 гг.)

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Русско-японская война. Формирование политических партий накануне и в ходе революции 1905-1907 гг.: особенности, модели общественного устройства. Первая российская революция и начало парламентаризма. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Первая мировая война. Россия в 1917 году: выпор пути. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция.

X. Советский вариант модернизации (1918 – 1939 гг.)

Внутренняя политика большевиков в годы гражданской войны. Политический кризис весной 1921.НЭП. Сущность и реализация новой экономической политики. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. 1 и 2 Конституции СССР. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. Советская внешняя политика в 1920-1930-е гг.

XI. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война: периоды, ход, события, люди, итоги, цена победы. Решения конференций «большой тройки». Источники победы советского народа в Великой Отечественной войне. Уроки и последствия Второй мировой войны.

XII. СССР в 1945-1953 гг.

Советское общество в восстановительный период: социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь. Сохранение индустриальной модели развития. Репрессивная политика: «Ленинградское дело», борьба с космополитизмом, «дело врачей». Альтернативы развития общества после смерти Сталина. Внешняя политика в СССР в послевоенные годы. Холодная война.

XIII. Советское государство и общество в 1953-1985 гг.

Хрущёвская «оттепель»: десталинизация общества. Особенности экономического развития СССР в 1953-1964 гг., половинчатость мер по демократизации общественной жизни, достижения СССР в освоении космоса и решении социальных вопросов. Причины смещения Н. С. Хрущёва. Смена власти и смена курса. Сущность экономической реформы 1965 г. СССР в середине 60-80 гг.: нарастание кризисных явлений в экономике, усиление консервативных тенденций в руководстве. Концепция развитого социализма. Конституция СССР 1977 г. Оформление диссидентского движения. Третья волна эмиграции из СССР. Внешняя политика в 1953-1985 гг.

XIV. Перестройка. Распад СССР. (1985-1991 гг.)

Политика перестройки: курс на обновление социализма. Важнейшие изменения в экономической, политической и социальной сферах. Новое политическое мышление. Личность М.С. Горбачева. Попытка государственного переворота 1991 года и ее провал. Итоги перестройки. Распад СССР.

XV. От перестройки к обновленной России. (1991 – 2008гг.)

Распад СССР – разрушение государственности, важнейшие изменения в политическом строе, кризисы власти. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Трансформация культурных ценностей. Место России в новой геополитической ситуации.


АННОТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ГСЭ.Ф.4 Русский язык и культура речи
Цель и задачи дисциплины. Курс “Русский язык и культура речи” направлен на повышение уровня практического владения специалистами нефилологического профиля современным русским литературным языком в разных сферах речевой практики, в письменной и устной ее разновидностях. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся неотделимо от углубления понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширения общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.

Задачи. Задачи курса состоят в формировании у студентов следующих основных навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности и каждый член общества – для успешной коммуникации в самых различных сферах – бытовой, юридически-правовой, научной, политической, социально-государственной:

- продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

- участие в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.

Этими навыками носитель современного русского языка должен свободно владеть и в устной, и в письменной форме. Они охватывают не только собственно принципы построения монологического и диалогического текста, но и правила, относящиеся ко всем языковым уровням, - фонетическому (орфоэпия, орфография), лексическому (сочетаемость слов, выбор синонимов и др.), грамматическому (словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация). Знание того или иного элемента системы языка включает его правильное употребление (выбор и комбинацию с другими элементами) при продуцировании речи и интерпретацию – при понимании речи.

В ходе изучения курса “Русский язык и культура речи” студенты должны не просто укрепить знания в перечисленных областях, но научиться практически применять их для построения текстов, продуктивного участия в процессе общения, достижения своих коммуникативных целей.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, освоивший этот курс должен::

- знать круг языковых средств и принципов их употребления, которыми активно и пассивно владеет говорящий,

- систематизацию этих средств в соответствии с тем, в какой ситуации, в каком функциональном стиле или жанре речи, они используются,

- владеть способами трансформации несловесного материала, в частности изображений и цифровых данных (схем, графиков, таблиц и т.п.) – в словесный, а также различным возможностям перехода от одного типа словесного материала к другому (например, от плана к связному тексту).

Таким образом, курс “Русский язык и культура речи” одновременно формирует у студентов - нефилологов три вида компетенции:



  • языковую,

  • коммуникативную (речевую) и

  • общекультурную - с акцентом на коммуникативной компетенции.


Содержание дисциплины

Тема 1. Введение. Предмет, цель и задачи курса.

Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры, нуждающийся в охране и правильном использовании. Русский язык как знаковая система передачи информации, требующая дальнейшего совершенствования на новом этапе развития цивилизации.

Культура речи. Аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этикет.

Тема 2. Речевое общение, основные единицы

Постулаты общения. Основные единицы речевого общения. Организация вербального взаимодействия. Эффективность речевой коммуникации.

Невербальные средства общения. Этика общения. Речевой этикет.

Тема 3. Литературный язык – основа культуры речи.

Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Устная и письменная формы литературного языка.

Типы норм. Типы орфографических словарей современного русского языка.

Тема 4. Научный стиль. Культура научной речи.

Понятие «специальный язык». Сферы использования – наука, техника, образование. Многожанровость языка для специальных целей. Основные лингвистические черты специального языка. Стилевые и жанровые особенности научной речи. Письменная и устная формы научной речи.



Тема 5. Официально-деловой стиль. Культура делового общения.

Сфера функционирования официально-делового стиля. Жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов и коммерческой корреспонденции. Правила оформления документов. Реклама в деловой речи. Устная форма официально-деловой речи.



Тема 6. Публицистический стиль.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Культура публичной речи. Понятие об ораторском искусстве. Оратор и его аудитория. Подготовка речи и выступление.

Культура дискутивно-полемической речи. Понятие спора. Спор как форма организации человеческого общения. Этика дискутивно-полемической речи.

Тема 7. Разговорная речь в системе функционирования разновидностей русского литературного языка.

Понятие разговорной речи. Сфера использования – быт. Основная функция – непосредственное общение. Условия функционирования разговорной речи. Роль внеязыковых факторов. Причины коммуникативных неудач.



АННОТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ГСЭ.Ф.5 Философия
Цель и задачи дисциплины.

Цель университетского курса философии – представить ее как особую форму духовного творчества в ее отношении к мифу, религии, науке, искусству, роли в социальной жизни и развитии личности, а также формировать у студентов научное мировоззрение, развивать умение работать с философской литературой, прививать навыки самостоятельного осмысления актуальных проблем, содействовать развитию свободной личности, ее социализации.

Задачи дисциплины:

  • раскрыть роль и сформулировать задачи философии в современном обществе;

  • рассмотреть особенности философского самопознания в различные культурные и исторические эпохи;

  • ознакомить студентов с философским категориальным аппаратом;

  • проанализировать структуру и функции философского знания;

  • познакомить с некоторыми основополагающими трудами философов и формировать навык самостоятельного анализа философских сочинений;

  • научить основным правилам философской дискуссии;

  • дать ориентиры для самостоятельного чтения и изучения русской философской мысли;

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший данную дисциплину, должен

иметь представление

  • о роли и задачах философии в современном обществе;

  • об особенностях развития философской европейской и отечественной мысли;

  • о структуре и функциях философского знания;

  • об основных правилах философской дискуссии;

  • о месте отечественной философской мысли в мировой философии;

  • о приемах анализа первоисточников;

знать

  • основные философские категории;

  • цели и задачи философии в современном обществе;

  • историю развития философской мысли;

  • основные направления и тенденции в современной философии;

уметь

  • использовать полученные знания;

  • анализировать философские тексты;

  • вести философскую дискуссию;

  • различать специфику научных, религиозных и философских проблем;

  • использовать полученные знания в научно- исследовательской практической деятельности;

владеть

  • методами поиска информации;

  • приемами анализа первоисточников;

  • способами построения научного текста и навыками публичного выступления;


Содержание разделов дисциплины

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка