Ярославский государственный университет имени П. Г. Демидова Институт психологии Российской академии наук
Администрация Ярославской области Российский фонд фундаментальных исследований Российское психологическое общество
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Материалы Всероссийской научно-практической конференции
В трех частях ЧАСТЬ I
19-21 мая 2011 г. Ярославль
Ярославль 2011
УДК 159.9.07 ББК Ю9
Редакционная коллегия:
А. В. Карпов (отв. ред.), Л. Ю. Субботина (зам. отв. ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков
Издание Материалов Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы» осуществлено при финансовой поддержке РФФИ; проект № 11-06-013-г.
Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Ярославль, 19—21 мая 2011 г. [Текст]: В 3 ч. Ч. I / Отв. ред. А. В. Карпов, ЯрГУ им. П. Г. Демидова; Российский фонд фундаментальных исследований. — Ярославль: ЯрГУ им. П.Г.Демидова, 2011. — 656 с.
В сборнике представлены материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы» по следующим направлениям работы конференции: методология психологической науки; когнитивная психология; актуальные проблемы социальной психологии; психология образования; психология труда и организационная психология; психологическое и организационное консультирование; клиническая психология. Материалы отражают результаты новейших исследований современных проблем теоретической и прикладной психологии.
Материалы адресованы исследователям, аспирантам и студентам, работающим в сфере гуманитарного знания, преподавателям и педагогам, практикующим психологам, а также всем, интересующимся проблемами психологии.
© Ярославский государственный
университет им. П. Г. Демидова, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Методология
Об общих закономерностях и характеристиках психики. А. К. Байме-
тов, А. Р. Кирпиков 13
Б. В. Зейгарник об эксперименте в школе К. Левина. М. В. Базиков,
Н. В. Золотова, В. А. Мазилов 16
О построении локальной периодизации истории отечественной
психологии (на примере психологии воли). А. Р. Батыршина 21
К вопросу о полипарадигмальности отечественной психологии.
Д. Б. Богоявленская 25
Психология как научная дисциплина: специфика исследователь-
ской логики и нормативной методологии. Т.П. Войтенко 29
Динамика и детерминанты профессионального становления субъ-
екта. В. Г. Денисова 33
Проблема развития в исследованиях Института мозга им. В. М. Бех-
терева (30-е гг. ХХ в.). К. Г. Ефимова 37
К вопросу об отечественных психологических школах. А. Н. Ждан 39
Психологическая практика — на пути к доказательности? А. Л. Жу-
равлев, Д. В. Ушаков 43
Психологическая наука и социальная практика современной России.
Ю. М. Забродин 48
Отношение к деятельности и процесс саморегуляции поведения
и деятельности. В. А. Зобков, А. В. Зобков 58
Позиционная расстановка структурных элементов как методологический принцип изучения сознания. А. А. Иванов, Я. С. Вов-
ченко 61
К методологии духовно-нравственного воспитания. И. М. Ильи-
чева 63
Трудовая и игровая деятельности: критерии дифференциации.
С. Ю. Исаев, А. В. Варенов 67
Контекстный подход как методологический проект в психологии.
В. Г. Калашников 69
Методология практической психологии. И. Н. Карицкий 73
Метасистемный подход к разработке проблемы сознания. А. В. Кар-
пов 77
Тезисы интегративной парадигмы психологии. В. В. Козлов 86
Метод репликации в исследованиях памяти в культурно-истори-
ческой психологии. И. А. Корепанова 96
Системный подход в определении сущности психики. А. Ф. Кор-
ниенко 100
Проблемы определения базисных категорий психологии. А. Ф. Кор-
ниенко 104
Методологические аспекты изучения сознания. Н. С. Куделькина,
А. Ю. Агафонов, Я. С. Вовченко 108
Эмпирическое обоснование проблемы смысла жизни. О. А. Куп-
рина 110
Место категории «психологическое благополучие» в психологиче-
ском тезаурусе. Т. А. Лапина 114
Когнитивная методология психологической науки. В. А. Ма-
зилов 117
Научная психология: уровневая структура метода. В. А. Мази-
лов 122
Проблема недостаточной практической направленности психологического образования: источники и направления решения.
А. А. Маленов 126
Психологические аспекты проблемы экспертизы. Н. Н. Мехти-
ханова 130
Личность и профессия: проблемное поле эволюционирования.
Л. М. Митина 133
Методологические и методические основы исследования проблемы
ментальной репрезентации. М. А. Михеева 137
О метасистемном подходе к решению методологических проблем
психологии. А. В. Непомнящий 141
К вопросу о соотношении теории и экспериментальной практики
в психологическом исследовании. Е. А. Савотин 145
Теоретический анализ периодизации истории психологии. И. Н. Се-
менов 149
Количественный и качественный методы в психологии: иллюзия
альтернативы. А. Э. Симановский 154
Методы психодиагностики как инструмент исследования личности.
Л. Н. Собчик 157
На какой основе возможен диалог между разными «парадигмами»
в психологии? Е. Е. Соколова 161
Системогенетическая парадигма в психологии — новый этап разви-
тия системы психологического знания о человеке, его внутрен-
нем мире. Г. А. Суворова 165
Музыкальная психология: направления и проблемы развития.
Р. Ф. Сулейманов 170
К обоснованию феноменологического исследования диалога. Т. А. То-
польская 174
Возможности применения психосемиотического подхода к анали-
зу познавательной деятельности. А. С. Турчин 178
Психологическое содержание этапов деятельности рабочих конвейер-
ного труда. А. И. Фукин 182
Пути развития психологической мысли народов Средней Азии
и Казахстана. В. В. Чистов 186
Методологические проблемы психологии: о соотношении понятий
«деятельность», «поведение», «жизнь». В. Д. Шадриков 190
Когнитивная психология
Эволюция категории «психологической защиты» в зарубежной пси-
хологии. И. Р. Абитов 199
Ассоциативный уровень репрезентации психических состояний.
Е. М. Алексеева 203
Структурные характеристики образа психического состояния. Л. В. Ар-
тищева 207
Творческие кризисы как перспективное направление психологиче-
ского исследования. Ю. Д. Бабаева, Я. И. Варваричева, А. Ю. Кононенко 210
Влияние индивидуально-личностных особенностей учащихся на
эффективность решения мыслительных задачв условиях дефици-
та времени. Ю. Д. Бабаева, Н. А. Ротова 214
Понятие активности в динамической психологии К. Левина.
Е. А. Белан 218
Субъективное переживание личностью силы воздействия жизнен-
ных ситуаций. Е. А. Белан 222
Психосемиотические аспекты генезиса самосознания личности.
О. В. Белановская 226
Гендерные различия в распознавании эмоций. Д. А. Бережная,
М. В. Борисова 230
Психологическое сопровождение одаренных детей. И. Н. Била 234
Экспериментальные исследования фиксированной установки.
И. В. Блажнова 238
Психологические особенности творческого восприятия стихотворений.
Н. А. Ваганова 242
Роль креативности в использовании подсказок при решении задач.
Е. А. Валуева, Е. М. Лаптева 246
Образовательная среда как фактор развития общих познаватель-
ных способностей учащихся. Т. Л. Валуйская 250
О мышлении и обобщении. А. В. Варенов 254
Функциональность как основное свойство инструмента и ее роль
в практическом мышлении. О. В. Васильчикова, Ю. К. Корнилов 256
Исследование опознания зрительных образов у детей с трудностями
в обучении. Е. А. Вишнева 262
Осознаваемые и неосознаваемые процессы. Где граница? Н. П. Вла-
дыкина, В. Ю. Карпинская, М. Б. Кувалдина 266
Процессы кодирования и извлечения семантической информации
из памяти: эффект «силы» следа. Е. В. Гаврилова, Д. В. Ушаков 270
К пониманию проблемы ментальной репрезентации в психологии.
Р. О. Гасанова 274
«Синдром исчезнувшего близнеца» как один из пренатальных факторов, влияющих на формирование личностных особенностей
человека. С. С. Дмитриева, Л. Л. Панченко 277
Обживание внутреннего мира в жизнедеятельности человека.
О. М. Ешукова 281
Субъективное время подростков в настоящем и будущем.
О. Н. Жильцова 284
Оппозиции жизни как предмет индивидуального мышления.
А. Н. Исаева 286
Особенности диссинхронии психического развития студентов тех-
нических специальностей. Г. Ю. Исрафилова 290
Остроумие как структурный компонент творческой деятельности.
Э. В. Киричевская 293
Влияние психических состояний на поведение субъекта в различ-
ных ситуациях жизнедеятельности. О. В. Киселев 295
Особенности памяти у младших школьников, проживающих в селе.
Н. В. Колмакова, Т. А. Фотекова 298
Современные теоретико-экспериментальные исследования когни-
тивного развития ребенка в отечественной и зарубежной психоло-
гии. Е. И. Комкова 300
Мышление и взаимодействие субъекта со стимулом. Ю. К. Кор-
нилов 305
Влияние глубинной структуры задачи на особенности процесса ре-
шения орудийных задач. С. Ю. Коровкин, И. Ю. Владимиров 309
Нам помогает формировать понятие знак, но не его значение.
A. А. Котов, Е. Ф. Власова 313
Системный подход к анализу взаимосвязей психического развития
и здоровья ребенка. Л. В. Кочкина 317
Эмоциональные аспекты осознания старшими дошкольниками сво-
его взросления. А. Д. Кошелева 321
Доминирующее в долговременной памяти содержание телепередач.
Л. В. Куликов, Ю. А. Ситников 326
Исследование творческого восприятия социальной информации.
Н. М. Латиш 330
Связь понимания ментального и физического мира и уровня ин-
теллектуального развития в дошкольном возрасте. Е. И. Лебедева 334
Проявления психических состояний несовершеннолетними осуж-
денными. Э. В. Леус, А. В. Костина 337
Восприятие эмоциональной окраски музыки. Д. В. Люсин 341
Личностные факторы творческих решений в теории проблемных
ситуаций А. М. Матюшкина. А. А. Матюшкина 344
Изучение изобразительной деятельности младших школьников.
Н. В. Медведева 348
Стратегиальная организация процесса творческой деятельности.
B. А. Моляко 351
Образ жизненного пути в период кризиса середины жизни.
А. В. Морозова 354
Методы диагностики практического мышления. О. М. Моталова,
А. В. Панкратов 357
Особенности психического развития детей в условиях семейной де-привации в русле подхода «модель психического». А. В. Найденова 361
Индуктивный анализ в рамках перцептивно-коммуникативного
подхода. В. Н. Носуленко, Е. С. Самойленко 366
Препятствия развитию субъекта в современном социуме. Т. Н. Ов-
чинникова 371
Роль куклы в развитии ребенка. О. Ю. Одинцова, Н. В. Пережи-
гина 376
Понятие о мышлении и его особенностях в психологических ис-
следованиях. В. В. Перевозчикова 380
Образ психического состояния. А. О. Прохоров 384
Роль феномена времени в процессе переживания личностного
кризиса. Л. А. Пузырева 387
Основные подходы к пониманию регулятивной функции «Обра-
за Я» в отечественной и зарубежной науке. Т. А. Разговорова 392
Основные характеристики научной рефлексии. Теоретический анализ.
Т. В. Разина 396
Модели телесного Я у женщин. Т. А. Ребеко 400
Соотношение событий жизненного пути и стремления к личност-
ному росту и развитию. Е. В. Самаль 404
Процессуальные характеристики мышления в структуре интел-
лекта. В. В. Селиванов 408
Субъективный возраст человека: системно-субъектный и метаког-
нитивный подходы. Е. А. Сергиенко 412
Изучение особенностей качества контакта матери и ребенка в воз-
расте 3—4 месяцев. И. А. Симоненко, А. В. Бурухина 416
Ревность и измена романтического партнера: переживание и со-
владание. Н. С. Смирнова 421
Субъектность как составляющая взрослости. В. А. Соловьева 425
Можно ли эмпирически выявить полную психологическую струк-
туру мыслительной задачи? В. Ф. Спиридонов 429
Исследование механизмов возникновения эмоционального эффек-
та Струпа. Т. А. Сысоева 430
Связь переживания террористической угрозы и психологического благополучия личности в различных возрастных группах. Н. В. Та-
рабрина, Н. Н. Бакусева, Ю. В. Быховец 434
Возрастная эволюция сложных психологических систем человека:
возможности «истинных» и «квази-измерений». А. В. Толочек 438
Концепция системогенезиса творческого политического мышления.
Т. М. Траверсе 442
Творчество как инструмент духовности. Т. М. Третяк 446
Психические состояния осужденных, находящихся в закрытой
среде. И. С. Худякова 449
Имплицитная и эксплицитная проблематизация как условия повы-
шения метакогнитивной осведомленности. А. Е. Фомин 452
Роль различных форм репрезентации в решении задач. Н. В. Хам-
диева, А. В. Панкратов 456
Деятельностная тревога в аспекте саморегуляции. С. В. Хусаинова 460
Исследование способности распознавать эмоции по выражению
лица у старших дошкольников. Е. А. Чиркова 464
Связь уровня сформированности зрительного гнозиса со способ-
ностью распознавать эмоции по выражению лица. Е. А. Чиркова 467
Влияние рефлексии на образ психического состояния. Н. Е. Чечик 470
Клиническая психология
Современная психотерапия психосоматических пациентов. Р. Г. Ак-
сенфельд 477
Особенности самосознания подростков с врожденной стоматологи-
ческой аномалией. Е. Р. Артамонова 480
Особенности социальной идентичности беременных женщин, имевших опыт лечения нарушения репродуктивной функции.
Х. В. Бежина, Т. Д. Василенко 483
Комплексный подход в работе клинического психолога в отделе-
нии пульмонологии. М. П. Билецкая, М. И. Бурлакова 487
Особенности страхов в структуре эмоциональной сферы больных
гипертонической болезнью. М. П. Билецкая, Ю. И. Сидорова 491
Психологические проблемы в хосписе. Т. А. Богданова, С. О. Пер-
минова 495
Смысловое переживание беременности женщинами, имеющими опыт незавершенной беременности. Т. Д. Василенко, А. И. Блюм....499 Рефлексивные и смысловые процессы в ситуации хронического
соматического заболевания. Т. Д. Василенко, А. В. Селин 503
Изменения временных отношений личности в ситуации онкологического заболевания гинекологического профиля. Т. Д. Василенко,
А. В. Селин, В. А. Сотников 507
Проблемы психической адаптации у больных с сахарным диабе-
том, осложненным синдромом диабетической стопы. В. А. Вино-
кур, О. А. Исаченкова 511
Роль материнского отношения и качеств личности матери в разви-
тии соматического заболевания у детей. С. Н. Воронина 516
Роль речи в когнитивном развитии у школьников с дефицитар-
ным дизонтогенезом. Л. П. Григорьева 520
Система и динамика ценностных ориентаций лиц, страдающих алко-
голизмом. И. М. Грязнов 524
Психологические условия формирования навыков саморегуляции у младших подростков с ограниченными возможностями здоровья
в процессе учебной деятельности. Н. Р. Давлетшина 528
Внутренняя мотивация врачей-неонатологов за время реализации национального проекта «здоровье»: изменений не выявлено.
Н. В. Деларю 532
Социально-психологическая характеристика психотерапевтов круп-
ного промышленного города. В. В. Деларю, А. А. Горбунов 534
Методологический аспект рассмотрения личности в ситуации бо-
лезни. М. В. Дрынова, Н. В. Пережигина 537
Особенности организации метакогнитивного опыта у детей с раз-
личными формами дизонтогенеза. А. А. Емелин 540
Практические задачи работы медицинского психолога с семьей
в системе здравоохранения. Н. В. Зверева, И. Ф. Рощина 544
Динамика типов готовности к материнству у женщин, ожидаю-
щих первого ребенка. И. Н. Земзюлина 547
Проблемы профессиональной идентичности психолога, работающего в соматическом стационаре клинической больницы.
Н. А. Земляная, И. А. Корецкая 551
Динамика когнитивного развития детей младшего школьного и подросткового возрастов, имеющих в анамнезе родовую травму.
Е. В. Казакова 554
Особенности мышления у детей младшего школьного возраста с дизартриями и задержкой психического развития церебрально-
органического генеза. Е. В. Каретникова 557
Исследование нейрокогнитивных функций у детей дошкольного
возраста с трудностями понимания логико-грамматических конст-
рукций языка. С. Ю. Киселев, Ю. Ю. Лапшина, И. Г. Волик 561
Психолого-педагогические условия коррекции тревожности у детей
с интеллектуальной недостаточностью. Н. С. Козловская, М. В. Швед 565
Психологические факторы мотивации к лечению у больных ту-
беркулезом легких. О. В. Крапивина, Е. А. Деревянко 569
Основные принципы психологической реабилитации лиц с огра-
ниченными возможностями здоровья. Ю. Е. Куртанова 572
Проблемы профессионального восстановления пациентов, пере-
несших заболевания нервной системы. В. И. Мельникова 575
Психологическое сопровождение беременных женщин в первом
триместре. Н. А. Митрушина 578
Внекогнитивные факторы в решении педиатрами профессиональ-
ных задач. Л. И. Мозжухина, Н. В. Ратынская, В. К. Солондаев 582
Критерии нормы и патологии субъектности в ситуации хронического соматического заболевания. В. Б. Никишина, И. В. Запе-
соцкая 587
Психологическая помощь психосоматическим больным с позиции
синергетики. И. А. Новикова 591
Исторические и методологические аспекты клинического метода
в психологии и медицине. Н. В. Пережигина 595
Формирование трудовой мотивации персонала медицинских учреж-
дений как один из этапов модернизации российского здравоохра-
нения. В. П. Перфилов 599
Особенности отношения к болезни лиц с разным типом субъект-
ной регуляции. Г. С. Прыгин 603
Подходы к психокоррекции детей и подростков с психосоматиче-
скими заболеваниями в гештальт-психологии. Т. В. Рогачева 607
Методологические и общепсихологические концепты диалога в пси-
хотерапии. Н. А. Русина
Проблемы подготовки и деятельности клинических психологов.
Н. А. Русина
615
Применение скрининговых диагностических психологических тес-
тов для оценки риска развития психосоматических и невротиче-
ских заболеваний у лиц вербальных профессий. А. Ф. Рыбакова 619
Роль профессионально значимых качеств личности в профессио-
нальной деятельности врача. Г. Ю. Самигуллина, А. И. Фукин 622
Оценка взаимодействия с врачом родителей больного ребенка.
В. К. Солондаев, М. А. Николаева 626
Соматизация как механизм психологической защиты. А. Торопова,
Л. Ю. Субботина 631
Комплаенс как проявление внутренней картины лечения. В. А. Уры-
ваев 634
К методам регуляции состояний и психосоматического исцеления.
А. В. Хайкин 637
Психосоматика: вопросы, модели, методы. А. В. Хайкин 641
Анализ диагностических критериев проявлений синдрома дефици-
та внимания с гиперактивностью. К. Ф. Юркшат 645
Социальные модели здоровья как объект психологических иссле-
дований. Н. В. Яковлева 649
Развитие методов психологической диагностики больных эпилепсией.
О. Н. Якунина 653
МЕТОДОЛОГИЯ
А. К. Байметов, А. Р. Кирпиков
Об общих закономерностях и характеристиках психики
Психика как инструмент активного взаимодействия организма в среде обитания появилась в процессе эволюции животных с возникновением нервной ткани. Нервная система как орган наиболее чувствительный и связывающий все системы организма позволяет его носителю целостно и вместе с тем дифференцированно реагировать на внешние воздействия адекватно ситуации, потребностям и состоянию организма. Психика есть сигнальное отражение организмом ситуации и одновременно переживание своего состояния в этой ситуации, обеспечивающее организму готовность к соответствующей активности.
Таким образом, психика несет в себе двоякую функцию: функцию отражения в форме знания и переживания и функцию регуляции активности (поведения и деятельности).
Знание функционирует в форме образов ощущений, восприятия, представлений памяти, психических состояний, мышления, у человека еще в виде воображения, абстрактного мышления, речи, сознания и самосознания. Психические состояния, являясь для человека сигналом «положения», статуса в среде, одновременно несут в себе функцию регуляции уровня активности.
Психическая регуляция активности заключается в изменении уровня переживания, ясности и отчетливости впечатлений, мыслей, в придании определенной направленности активности в соответствии с потребностями и условиями их удовлетворения.
На уровне психики регуляция проявляется в форме влечений, эмоций, внимания, установок, у человека еще в целеполагании, воле, высших чувствах, убеждениях, совести.
Высшим регулятором человеческого поведения и деятельности является личность в целом.
Деление психических функций на познавательные и регулирующие является довольно условным. Без впечатлений извне, без образов и мыслей не могут возникать определенные психические состояния, установки, готовность действовать в соответствии с потребностями и условиями их удовлетворения. В свою очередь, сами образы, мысли, намерения обусловлены уровнем функционирования нервной системы и организма в целом. Исследования А. А. Ухтомского (учение о доминантах), П. К. Анохина (понятие о функциональной системе), различные клинические наблюдения позволили А. Р. Лурия выделить три основных «блока» головного мозга, функционирующих во взаимодействии.
Все существует, развивается и, завершая свое существование, обретает новые формы в пространстве, в движении и во времени. В соответствии с этим и психические функции, как «познавательные», так и «регулирующие» служат познанию и ориентировке в пространстве и времени в вечно подвижном, изменяющемся мире. Есть механизмы восприятия пространства (протяженности, объема, глубины и т. д.), мы ощущаем и воспринимаем время, движение.
С другой стороны, ощущение, восприятие дают нам образы настоящего, мышление, воображение — возможность предвидеть будущее, память сохраняет прошлый опыт.
Отнесенность к пространству, времени и движению характерна и для регулирующей функции психики. Эмоции дают нам возможность ориентирования в текущей ситуации в дефиците времени; чувства, опыт переживаний, память в целом направляют наши действия и поведение с учетом прошлого; надежда на лучшее будущее, мечта, желание сделать жизнь лучше пробуждают нашу волю, нацеленную на будущее.
Из философии мы знаем о диалектике закономерного и случайного, сущности и явления, единичного, особенного и общего. Ощущение есть «акт превращения энергии внешнего воздействия в психический факт», как нечто единичное, случайное, которое, однако, может быть и отражением общего и закономерного. В образах представлений есть момент обобщения. В мышлении мы постигаем законы бытия в обобщенном виде.
Ситуативная эмоциональная реакция (испуг, удивление, радость) вполне может быть случайной. Устойчивая тревожность, присущая данному человеку, закономерна. В целом преобладание эмоциональных реакций скорее есть признак того, что человек в своем поведении следует влиянию случайных ситуаций, а волевое поведение является следствием познания и осознания необходимого, закономерного.
Исходная характеристика психического — его нематериальность. Психика не обладает ни массой, ни объемом, ни энергией. Звук, свет, вкус,запахит.д.—ощущения.Ввыражениях«сильныйзвук», «яркий свет», «тяжелый запах» определения относятся к раздражителям, которые вызывают соответствующие ощущения или являются метафорами. В языке не выработано средств, специально предназначенных для обозначения психических явлений. Одними и теми же средствами мы выражаем предметы и явления и их отражение в психике. Отсюда и реальная проблема психологии — отсутствие адекватного языка для обозначения психического (например, словосочетание «психическая деятельность», где идеальное и материальное искусственно соединены вместе).
Поскольку психика не материальна, она не может быть познаваема непосредственно в ощущениях и восприятии. Мы судим о ней по аналогии с собственными образами, мыслями и переживаниями. Совершенно справедливо суждение о том, что главным инструментом познания для психолога является его собственная психика. Это обстоятельство требует от психолога склонности к самоанализу, способности к рефлексии и достаточного опыта самонаблюдения при предельной откровенности и честности по отношению к самому себе, своему внутреннему миру.
Другой характеристикой психического является его абсолютная процессуальность (непрерывность, изменчивость), отражающая изменчивость обстоятельств, нашего состояния и взаимодействия с миром. Вот почему результаты однократного наблюдения или одиночного акта диагностики не могут быть достаточно надежными.
Психика целостна. В каждом акте психического отражения или переживания присутствуют все необходимые для реализации предпринятого действия формы и механизмы психики. В связи с этим французский философ и психолог Л. Сэв замечает, что единицей психического является не ощущение, не отдельная мысль или эмоция, а целостный психический акт, обеспечивающий выполнение определенного действия. Целостность психики не позволяет, например, при оценке памяти человека абстрагироваться от мотивов, психического состояния, прошлого опыта и других аспектов психики. Изучение и оценка любого психического явления требует целостного подхода.
Такие психологические категории как личность, характер, способности, темперамент не обозначают структурных образований психики. Они являются целостной, системной характеристикой психики и сознания.
Личность есть системная характеристика психики человека как социального субъекта в ее проявлениях в поведении и деятельности. Характер — личность в поведении, способности — личность в деятельности. Темперамент — индивидуальное своеобразие характера и способностей, обусловленное природными индивидуальными различиями людей.
Общепризнанно, что личность в целом и характер мы подвергаем этической оценке в отличие от способностей и темперамента. Хотя... все не так просто.
К примеру — доброжелательность — черта характера, этически одобряемая. Но если она проявляется только по отношению к определенному кругу лиц, от которых ожидают корысть и выгоду? Гений часто совместим со злодейством. Импульсивность может превратиться в необузданность. В понимании психики как нигде, нужен диалектический подход.
М. В. Базиков, Н. В. Золотова, В. А. Мазилов
|