3 Программа курса «Международный менеджмент» 4 Экзаменационные вопросы 13 Тема Сущность и характерные черты международного менеджмента 17 Тема Среда международного менеджмента 22



Сторінка1/5
Дата конвертації18.04.2016
Розмір0.5 Mb.
  1   2   3   4   5
НАРОДНАЯ УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ


Конспект лекций для студентов,

обучающихся по специальности

8.03050401 – Экономика предприятия

Харьков

Издательство НУА



2010
Содержание
Введение 3

Программа курса «Международный менеджмент» 4

Экзаменационные вопросы 13

Тема 1. Сущность и характерные черты международного менеджмента 17

Тема 2. Среда международного менеджмента 22

Тема 3. Стратегическое планирование в международных корпорациях 27

Тема 4. Принятие решений в международном менеджменте 30

Тема 5. Организационное развитие международных корпораций 34

Тема 6. Управление персоналом в международных корпорациях 39

Тема 7. Контроль и финансовая отчетность в международных корпорациях 44

Тема 8. Технологические и валютно-финансовые решения в международном менеджменте 50

Заключение 56

Список литературы 57

Введение

Курс «Международный менеджмент» является одной из общих дисциплин программы магистерской подготовки по специальности «Инвестиционный менеджмент».

Актуальность данного курса связана, прежде всего, с процессом глобализации, содержанием которого является растущая взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик, национальных политических, социальных систем, национальных культур и окружающей среды. Успешная деятельность отечественных предприятий на международном рынке во многом зависит от изучения и использования опыта ведущих международных корпораций, от умения правильно оценить внешнюю среду международного бизнеса.

Международный менеджмент – особый вид менеджмента, главными целями которого являются формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможности ведения бизнеса в разных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и других особенностей этих стран и межгосударственного взаимодействия.

Целью курса является формирование у студентов системы теоретических знаний и практических навыков по управлению деятельностью международных корпораций, осуществлению в рамках корпораций основных функций менеджмента – планирования, организации, управления персоналом, мотивации и контроля.

Программа курса «Международный менеджмент»



Раздел 1. Сущность и особенности международного бизнеса и международного менеджмента
Тема 1. Сущность и характерные черты международного менеджмента

Интернационализация и глобализация. Этапы развития международного бизнеса. Содержание и черты международного менеджмента. Субъекты международного бизнеса Задачи международного менеджмента. Роль менеджера в управлении международными корпорациями.


Вопросы для самостоятельного рассмотрения:

  1. Концепции международного менеджмента.

  2. Модели международного менеджмента.


Темы рефератов:

  1. Этапы развития международного менеджмента.

  2. Проблемы и перспективы формирования отечественных транснациональных компаний в экономике Украины.


Литература:

1. Кэмпбел Д. Стратегический менеджмент / Д. Кэмпбел, Дж. Стоунхауз, Б. Хьюстон. – М.: ООО «Издательство Проспект», 2003. – С. 215 – 225.

2. Міжнародний менеджмент: Навч. посібник / В. С. Білозубенко, О. В. Опаріна , А. А. Семенов  / За ред. А. Чернеги. – К.: Центр учбової літератури, 2006. – С. 7 – 40.


  1. Міжнародний менеджмент: Навч. посібник / Л. І. Михайлова, О. Ю. Юрченко, Ю. І. Данько, А. М. Михайлов. – К.: Центр учбової літератури, 2007. – С. 9 – 18.

  2. Міжнародний менеджмент: Навч. посібник / І. О. Піддубний, І. Е. Астахова , Л. М. Бондаренко , Н. М. Лисиця, І. А. Піддубна, Т. О. Резнікова, С. І. Стахорська  / За ред. І. О. Піддубного  – Х.: ВД «ІНЖЕК», 2006. – С. 22 – 36.

5. Международный менеджмент: Учебник для вузов  / Под ред. С. Э. Пивоварова, Д. И. Баркана, Л. С. Тарасевича, А. И. Майзеля – СПб.: Питер, 2000. – С. 27 – 39.
Тема 2. Среда международного менеджмента

Сущность и структура среды международного менеджмента. Основные элементы анализа внешней среды международного бизнеса. Ролевые функции международного менеджера в контексте анализа внешней среды.


Вопрос для самостоятельного рассмотрения.

  1. Национальные стереотипы поведения.


Темы рефератов:

  1. Культурный фактор и его роль в международном менеджменте.

  2. Технологическая составляющая внешней среды международного менеджмента.

  3. Особенности украинской национальной культуры в системе международного менеджмента.


Литература:

  1. Міжнародний менеджмент: Навч. посібник / В. С. Білозубенко, О. В. Опаріна, А. А. Семенов  / За ред. А. Чернеги. – К.: Центр учбової літератури, 2006. – С. 46 – 100.

  2. Міжнародний менеджмент: Навч. посібник / Л. І. Михайлова, О. Ю. Юрченко, Ю. І. Данько, А. М. Михайлов. – К.: Центр учбової літератури, 2007. – С. 19 – 36.

  3. Міжнародний менеджмент: Навч. посібник / І. О. Піддубний, І. Е. Астахова , Л. М. Бондаренко , Н. М. Лисиця , І. А. Піддубна, Т. О. Резнікова, С. І. Стахорська  / За ред. І. О. Піддубного  – Х.: ВД «ІНЖЕК», 2006. – С. 37 –64.

  4. Международный менеджмент: Учебник  для вузов / Под ред. С. Э. Пивоварова, Д. И. Баркана, Л. С. Тарасевича, А. И. Майзеля – СПб.: Питер, 2000. – С. 51 – 87.

Дополнительная литература:

  1. Культура в международном менеджменте / Дистефано Дж., Мазневски М. // Маркетинг. ­­– № 4, 2004. – С. 81– 88.


Раздел 2. Функции международного менеджмента
Тема 3. Стратегическое планирование в международных корпорациях

Основы и сущность международного стратегического планирования. Процесс стратегического планирования. Уровни и виды международных стратегий. Корпоративные стратегии развития. Международные альянсы и совместные предприятия. Лицензирование и франчайзинг.


Вопрос для самостоятельного рассмотрения.

  1. Экспорт или оффшорное производство.


Темы рефератов:

  1. Корпоративные стратегии развития.

  2. Международные альянсы и совместные предприятия.

  3. Лицензирование и франчайзинг.

Литература:

  1. Кэмпбел Д. Стратегический менеджмент / Д. Кэмпбел, Дж. Стоунхауз, Б. Хьюстон. – М.: ООО «Издательство Проспект», 2003. – С. 225 – 234, 248 – 255.

  2. Міжнародний менеджмент: Навч. посібник / В. С. Білозубенко, О. В. Опаріна , А. А. Семенов  / За ред. А. Чернеги. – К.: Центр учбової літератури, 2006. – С. 102 – 164.

  3. Міжнародний менеджмент: Навч. посібник / Л. І. Михайлова, О. Ю. Юрченко, Ю. І. Данько, А. М. Михайлов. – К.: Центр учбової літератури, 2007. – С. 79 – 86.

  4. Міжнародний менеджмент: Навч. посібник / І. О. Піддубний, І. Е. Астахова , Л. М. Бондаренко , Н. М. Лисиця , І. А. Піддубна, Т. О. Резнікова, С. І. Стахорська  / За ред. І. О. Піддубного  – Х.: ВД «ІНЖЕК», 2006. – С. 65 – 82.

  5. Международный менеджмент: Учебник для вузов  / Под ред. С. Э. Пивоварова, Д. И. Баркана, Л. С. Тарасевича, А. И. Майзеля – СПб.: Питер, 2000. – С. 90 – 173.


Дополнительная литература:

  1. Слияние и поглощение: алгоритм успеха / М. Козодоев  // Экономические стратегии. – № 3, 2004. – С. 88 – 92.

  2. Стратегические альянсы в международном бизнесе / Р. Б. Ноздрева //  Менеджмент за рубежом. – №  6, 2002. – С. 89 – 97.


Тема 4. Принятие решений в международном менеджменте

Теоретические основы принятия управленческих решений. Типы управленческих решений в международном менеджменте. Процесс принятия решений в международном менеджменте: методы и модели. Показатели, влияющие на принятие решения.



Вопрос для самостоятельного рассмотрения.

  1. Информация для принятия управленческих решений.


Темы рефератов:

  1. Показатели, влияющие на принятие решений в международных корпорациях.

  2. Процесс принятия управленческого решения и его этапы.


Литература:

  1. Міжнародний менеджмент: Навч. посібник / В. С. Білозубенко, О. В. Опаріна, А. А. Семенов  / За ред. А. Чернеги. – К.: Центр учбової літератури, 2006. – С. 102 – 164.

  2. Міжнародний менеджмент: Навч. посібник / Л. І. Михайлова, О. Ю. Юрченко, Ю. І. Данько, А. М. Михайлов. – К.: Центр учбової літератури, 2007. – С. 79 – 86.

  3. Міжнародний менеджмент: Навч. посібник / І. О. Піддубний, І. Е. Астахова, Л. М. Бондаренко, Н. М. Лисиця, І. А. Піддубна, Т. О. Резнікова, С. І. Стахорська  / За ред. І. О. Піддубного.  – Х.: ВД «ІНЖЕК», 2006. – С. 65 – 82.


Дополнительная литература:

  1. Технологія прийняття управлінських рішень на основі методики оцінки людських ресурсів / І. В. Сіменко // Економіка і управління. – № 2, 2007. – С. 56 – 62.


Тема 5. Организационное развитие международных корпораций

Сущность и общая характеристика организационной функции международного менеджмента. Организационное развитие международных корпораций: причины, виды и содержание. Стратегии организационного развития.



Вопрос для самостоятельного рассмотрения.

  1. Программы и методы организационного развития международных корпораций.


Темы рефератов:

  1. Организационная культура: корпоративная и индивидуалистическая организация.

  2. Эволюция организационных структур: причины и формы.

  3. Направления организационных преобразований в международных корпорациях.

  4. Программы организационного развития международных корпораций.



Литература:

  1. Міжнародний менеджмент: Навч. посібник / В. С. Білозубенко, О. В. Опаріна, А. А. Семенов  / За ред. А. Чернеги. – К.: Центр учбової літератури, 2006. – С. 239 – 302.

  2. Міжнародний менеджмент: Навч. посібник / Л. І. Михайлова, О. Ю. Юрченко, Ю. І. Данько, А. М. Михайлов. – К.: Центр учбової літератури, 2007. – С. 110 – 118.

  3. Міжнародний менеджмент: Навч. посібник / І. О. Піддубний, І. Е. Астахова, Л. М. Бондаренко, Н. М. Лисиця, І. А. Піддубна, Т. О. Резнікова, С. І. Стахорська  / За ред. І. О. Піддубного  – Х.: ВД «ІНЖЕК», 2006. – С. 83 –102.

  4. Международный менеджмент: Учебник для вузов  / Под ред. С. Э. Пивоварова, Д. И. Баркана, Л. С. Тарасевича, А. И. Майзеля – СПб.: Питер, 2000. – С. 589 – 615.

Дополнительная литература:

  1. Реорганизация предприятий в контексте формирования корпоративных структур / М. Данько // Экономика Украины. – № 1, 2007. – С. 64 – 70.

Тема 6. Управление персоналом в международных корпорациях

Система управления персоналом в международных корпорациях. Кадровая политика международных корпораций. Особенности управления человеческими ресурсами в международном менеджменте.


Вопрос для самостоятельного рассмотрения.

  1. Корпоративная культура.


Темы рефератов:

  1. Теории мотивации в контексте международного менеджмента.

  2. Карьера и мотивация в управлении международным бизнесом предприятия.

  3. Система отбора персонала в международных корпорациях.

  4. Опыт работы с персоналом в международных корпорациях.

  5. Международное трудовое право.


Литература:

  1. Міжнародний менеджмент: Навч. посібник / В. С. Білозубенко, О. В. Опаріна, А. А. Семенов  / За ред. А. Чернеги. – К.: Центр учбової літератури, 2006. – С. 314 – 410.

  2. Міжнародний менеджмент: Навч. посібник / Л. І. Михайлова, О. Ю. Юрченко, Ю. І. Данько, А. М. Михайлов. – К.: Центр учбової літератури, 2007. – С. 99 – 105.

  3. Міжнародний менеджмент: Навч. посібник / І. О. Піддубний, І. Е. Астахова , Л. М. Бондаренко, Н. М. Лисиця, І. А. Піддубна, Т. О. Резнікова, С. І. Стахорська  / За ред. І. О. Піддубного  – Х.: ВД «ІНЖЕК», 2006. – С. 103 – 123.

4. Международный менеджмент: Учебник для вузов  / Под ред. С. Э. Пивоварова, Д. И. Баркана, Л. С. Тарасевича, А. И. Майзеля – СПб.: Питер, 2000. – С. 542 – 569.

Дополнительная литература:

1. Технологія прийняття управлінських рішень на основі методики оцінки людських ресурсів / І. В. Сіменко   // Економіка і управління. – № 2, 2007. – С. 56 – 62.
Тема 7. Контроль и финансовая отчетность в международных корпорациях

Контроль как функции международного менеджмента. Субъекты контроля в международном менеджменте. Виды и формы контроля. Финансовая отчетность международных корпораций.


Вопросы для самостоятельного рассмотрения:

    1. Особенности контроля за деятельностью международных корпораций.

    2. Баланс, отчет о финансовых результатах.

    3. Консолидированная отчетность международных корпораций.


Темы рефератов:

  1. Международные стандарты бухгалтерского учета как инструмент международного менеджмента.

  2. Особенности контроля за деятельностью международных корпораций в странах мира.

  3. Бухгалтерский баланс.

  4. Отчет о прибыли и убытках.


Литература:

  1. Міжнародний менеджмент: Навч.-метод. посібник для самост. вивч. дисц. / Є. Г. Панченко – К.: КНЕУ, 2006. – С. 240 – 271.

  2. Міжнародний менеджмент: Навч. посібник / В. С. Білозубенко, О. В. Опаріна, А. А. Семенов  / За ред. А. Чернеги. – К.: Центр учбової літератури, 2006. – С. 418 – 470.

  3. Міжнародний менеджмент: Навч. посібник / І. О. Піддубний, І. Е. Астахова , Л. М. Бондаренко, Н. М. Лисиця, І. А. Піддубна, Т. О. Резнікова, С. І. Стахорська  / За ред. І. О. Піддубного  – Х.: ВД «ІНЖЕК», 2006. – С. 138 – 152.


Раздел 3. Ключевые проблемы международного менеджмента

Тема 8. Технологические и валютно-финансовые решения в международном менеджменте

Технологическая политика международных корпораций. Финансовый менеджмент международных корпораций. Перспективы развития международных корпораций в современных условиях.


Темы рефератов:

  1. Научно-технологический потенциал Украины и пути его реализации в международном бизнесе.

  2. Разработка стратегии технологического развития предприятия.

  3. Система финансирования международной деятельности компании.

  4. Управление валютными рисками.


Литература:

  1. Міжнародний менеджмент: Навч.-метод. посібник для самост. вивч. дисц. / Є. Г. Панченко– К.: КНЕУ, 2006. – С. 272 – 431.

  2. Міжнародний менеджмент: Навч. посібник / Л. І. Михайлова, О. Ю. Юрченко, Ю. І. Данько, А. М. Михайлов. – К.: Центр учбової літератури, 2007.– С. 87 – 98, 110 – 118.

  3. Міжнародний менеджмент: Навч. посібник / І. О. Піддубний , І. Е. Астахова, Л. М. Бондаренко, Н. М. Лисиця, І. А. Піддубна , Т. О. Резнікова, С. І. Стахорська  / За ред. І. О. Піддубного  – Х.: ВД «ІНЖЕК», 2006. – С. 153 – 190.



Экзаменационные вопросы
по курсу «Международный менеджмент»


  1. Основные черты международного бизнеса: интернационализация и глобализация.

  2. Формы международного бизнеса – стратегии проникновения на рынок.

  3. Сущность и структура международного менеджмента.

  4. Отличительные особенности международного менеджмента.

  5. Задачи международного менеджмента и особенности работы международного менеджера.

  6. Функции международного менеджмента.

  7. Концепции и модели международного менеджмента.

  8. Субъекты международного бизнеса.

  9. Субъекты международного менеджмента.

  10. Многонациональные и транснациональные компании.

  11. Структура современных транснациональных компаний.

  12. Эры развития международного бизнеса согласно концепции Ричарда Робинсона.

  13. Проблемы и перспективы формирования отечественных транснациональных компаний в экономике Украины.

  14. Какие мотивы интернационализации и выхода предприятия на международный рынок?

  15. Сущность и структура среды международного менеджмента.

  16. Основные элементы анализа внешней среды международного бизнеса.

  17. Учет национальных стереотипов поведения в международном менеджменте.

  18. Ролевые функции международного менеджера в контексте анализа внешней среды.

  19. Культурный фактор и его роль в международном менеджменте.

  20. Технологическая составляющая внешней среды в международном менеджменте.

  21. Особенности украинской национальной культуры в системе международного менеджмента.

  22. Американский национальный стереотип.

  23. Анализ культурной внешней среды.

  24. Анализ политической внешней среды.

  25. Анализ правовой внешней среды.

  26. Анализ экономической внешней среды.

  27. Английский национальный стереотип.

  28. Восприятие категории времени в различных культурах.

  29. Маркетинговый анализ внешней среды.

  30. Национальный стереотип, характерный для стран Ближнего и Среднего Востока.

  31. Французский национальный стереотип.

  32. Японский национальный стереотип.

  33. Под влиянием каких факторов находится фирма на международном рынке?

  34. Сущность международного стратегического планирования.

  35. Процесс стратегического планирования международных корпораций.

  36. Этапы стратегического планирования международных корпораций.

  37. Уровни стратегического планирования международных корпораций.

  38. Иерархия целей в стратегическом менеджменте.

  39. Корпоративные стратегии развития.

  40. Стратегии роста международных корпораций.

  41. Стратегии сокращения международных корпораций.

  42. Корпоративные стратегии осуществления зарубежных операций – стратегии проникновения на рынок.

  43. Экспорт как способ выхода фирмы на международный рынок.

  44. Лицензирование или международный франчайзинг.

  45. Международные альянсы и совместные предприятия (дочерние предприятия).

  46. Экспорт или оффшорное производство как способ выхода на международный рынок.

  47. Сущность и особенности принятия решений в международных корпорациях.

  48. Виды управленческих решений в международном менеджменте.

  49. Процесс принятия управленческого решения и его этапы.

  50. Показатели, влияющие на принятие решений в международных корпорациях.

  51. Сущность и общая характеристика организационной функции международного менеджмента.

  52. Организационная структура международных корпораций.

  53. Перестройка международных корпораций: причины и содержание.

  54. Уровни организационных преобразований в международных корпорациях.

  55. Типы организационных преобразований в международных корпорациях.

  56. Стратегии организационного развития.

  57. Организационная культура управления: корпоративная и индивидуалистическая организация.

  58. Система управления персоналом в международных корпорациях.

  59. Гуманистический подход в управлении персоналом международных корпораций.

  60. Модели управления человеческими ресурсами: основные черты.

  61. Кадровая политика международных корпораций.

  62. Корпоративная культура международных корпораций.

  63. Особенности управления человеческими ресурсами в международных корпорациях.

  64. Теории мотивации в контексте международного менеджмента.

  65. Мотивация и оплата труда (формы стимулирования).

  66. Система отбора персонала в международных корпорациях.

  67. Подходы к отбору персонала в международных корпорациях.

  68. Критерии отбора менеджеров и других работников в международных корпорациях.

  69. Формы стимулирования персонала международной фирмы.

  70. Сущность и роль контроля как функции международного менеджмента.

  71. Составляющие контроля в системе международного менеджмента.

  72. Виды и формы контроля в международных корпорациях.

  73. Содержание и значение Международных стандартов финансовой отчетности.

  74. Финансовая отчетность международных корпораций.

  75. Ключевые соотношения при анализе финансовой отчетности.

  76. Уровни и система финансового контроля.

  77. Особенности контроля за деятельностью международных корпораций.

  78. Международные стандарты бухгалтерского учета как инструмент международного менеджмента.

  79. Консолидированная финансовая отчетность.

  80. Бухгалтерский баланс.

  81. Отчет о прибыли и убытках.

Конспект лекций



Раздел 1. Сущность и особенности международного бизнеса и международного менеджмента

Тема 1. Сущность и характерные черты международного менеджмента

1. Сущность и характеристика международного бизнеса: интернационализация и глобализация.

2. Основные этапы развития международного бизнеса.

3. Международный менеджмент: содержание и характерные черты.

4. Задачи международного менеджмента и особенности работы международного менеджера.
1.1. Сущность и характеристика международного бизнеса: интернационализация и глобализация
Международный бизнес – предпринимательская деятельность того или иного экономического субъекта в двух или более странах.

Международный бизнес – деятельность, которая ведется за национальными границами с целью получения прибыли.



Международный бизнес – совокупность деловых операций, связанных с пересечением национальных границ и движением товаров, услуг, капиталов, рабочих; трансфером технологий, информации и данных и даже руководство исполнителями.

Основные черты международного бизнеса


Интернационализация Глобализация

Интернационализация бизнеса и менеджмента – объединение усилий национальных и международных компаний разных стран для осуществления различных деловых операций.

Глобализация – объективный социальный процесс, содержанием которого является растущая взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик, национальных политических, социальных систем, национальных культур и окружающей среды.
Формы участия предприятия в МБ:


  • случайное участие;

  • непрямой экспорт;

  • прямой экспорт/ импорт;

  • трансграничная деятельность без инвестирования за рубеж;

  • иностранное инвестирование.

Субъектами МБ могут выступать:



  • физические лица;

  • предприятия;

  • транснациональные структурные образования;

  • международные организации и ассоциации;

  • региональные объединения и государства.

Международные корпорации – предприятия с прямыми иностранными инвестициями, когда зарубежные филиалы являются собственностью компании.

Транснациональная корпорация – предприятие, которое объединяет юридических лиц какой-либо организационно-правовой формы и видов деятельности в двух или более странах и осуществляет проведение взаимосвязанной политики и совместной стратегии благодаря одному или нескольким центрам принятия решений.



1.2. Основные этапы развития международного бизнеса
Международный бизнес в своем развитии можно разделить на несколько этапов. Так, Ричардом Робинсоном (американский ученый) в 1964 г. были выделены четыре эры развития международного бизнеса:

    1. Коммерческая эра (1500 – 1850);

    2. Эра экспансии (1850 – 1914);

    3. Эра концессий (1914 – 1945);

    4. Эра национальных государств (1945 – 1970).


1.3. Международный менеджмент: содержание и характерные черты
Международный менеджмент – особый вид менеджмента, главными целями которого являются формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможности ведения бизнеса в разных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и других особенностей этих стран и межгосударственного взаимодействия.

Отличие категории «международный менеджмент» от «национального менеджмента» – необходимость учета культурной составляющей.


Природа ММ имеет две составляющие:

  • Функции и концепции общего менеджмента – базовая составляющая;

  • Национальные модели менеджмента материнских стран, в которых были созданы те или иные МК – культурологическая составляющая.

Задачи международного менеджмента:


      1. Комплексное изучение, анализ и оценка внешней среды международного бизнеса в интересах поиска и реализации источников конкурентных преимуществ фирмы.

      2. Углубленный анализ и оценка культурного фона в каждой стране пребывания и использование его возможностей (или учет его ограничений) при выработке стратегических, тактических и оперативных решений.

      3. Оценка, выбор и практическое использование организационных форм, в рамках которых осуществляются зарубежные операции фирмы, с тем чтобы максимизировать эффект использования экономического потенциала и правовых возможностей стран пребывания.

      4. Формирование и развитие мультинационального коллектива фирмы и ее подразделений в стране базирования и странах пребывания в интересах максимального использования личного потенциала работников и эффектов от их взаимодействия внутри фирмы.

      5. Поиск, развитие и эффективное использование разнообразных возможностей международного бизнес-сервиса, прежде всего в сферах финансового, технологического и информационного обслуживания экономических операций.

Концепции международного менеджмента:



        • Этноцентризм.

        • Полицентризм.

        • Региоцентризм.

        • Геоцентризм.

Модели международного менеджмента (Барлетт, Гошал):



  • Международная организация.

  • Мультинациональная компания.

  • Глобальная.

  • Транснациональная.


1.4. Задачи международного менеджмента и особенности работы международного менеджера
Международный менеджер должен решать следующие задачи:

  1. Понять специфику того, чем ему предстоит управлять и, отталкиваясь от этого, определить глубину вовлечения своей фирмы в международный бизнес.

  2. Стать убежденным и активным сторонником культурологического подхода, т.е. глубокого изучения культурного фактора (фона).

  3. Рассмотреть возможности фирмы с точки зрения глобализации бизнеса.

  4. Определить соотношение глобального и локального оптимумов в деятельности международной фирмы.

  5. Разумно и рационально использовать свою национальную модель, адаптируя ее к особенностям международной среды.

  6. Грамотно формулировать цели и задачи в области международной деятельности.



Тема 2. Среда международного менеджмента

1. Сущность и структура среды международного менеджмента.

2. Основные элементы анализа внешней среды международного бизнеса.

3. Ролевые функции международного менеджера в контексте анализа внешней среды.


2.1. Сущность и структура среды международного менеджмента
Необходимость анализа внешней среды в международном менеджменте обусловлена следующими факторами:

  1. Предприятия (в частности международные корпорации) – открытые системы, которые прямо или непосредственно взаимодействуют со всеми элементами внешней среды, поддаются различному влиянию, получают необходимые ресурсы и поставляют во внешнюю среду продукты и услуги. (Внутреннее состояние зависит от условий внешней среды).

  2. Нестабильность внешней среды международного бизнеса (научно-технический прогресс; растущая роль международных институтов и изменения законодательного поля конкуренции в авиастроении, в сфере телекоммуникаций, программного обеспечения; трансформация политического, социокультурного, экологического ландшафта международного бизнеса).

  3. Ожидание изменений внешней среды (предвидение, прогнозирование и своевременная реакция на ожидаемые изменения среды обеспечивают предприятию конкурентные преимущества).

  4. Основа для принятия управленческий решений (анализ среды, выявление текущих и потенциальных изменений лежат в основе принятия управленческих решений).

Внешняя среда международного менеджмента – сложная многоуровневая структура с автономным развитием каждого элемента, изменения которых непосредственно влияют на жизнедеятельность предприятия как субъекта международного бизнеса.


Структуру внешней среды международного менеджмента можно представить 2-мя уровнями:

  • микросреда (факторы прямого влияния) – поставщики, потребители, конкуренты, законодательство, заинтересованные группы. Деятельность главных агентов среды прямого влияния постоянно контролируется международными корпорациями.

  • макросреда (факторы непрямого влияния) – посредственно в долгосрочном периоде влияют на особенности развития международных корпораций, сказываются на системе управления процессами и ресурсами – политические, социокультурные, научно-технические, экономические, экологические и др. сегменты.


2.1. Основные элементы анализа внешней среды международного бизнеса
В качестве базовых составляющих анализа внешней среды можно выделить следующие элементы:

  • Анализ экономической внешней среды;

  • Анализ политической внешней среды;

  • Анализ правовой внешней среды;

  • Маркетинговый анализ внешней среды;

  • Анализ культурной внешней среды.

Структура основных данных экономического анализа:



  1. Место, занимаемое страной по показателям: ВНП (ВВП), темпы экономического роста, темпы роста инвестиций, внешнеторговый оборот, импорт товаров и услуг.

  2. Население страны в целом и регионов проникновения в отдельности; половозрастная структура населения в динамике.

  3. Структура общества и удельный вес отдельных социальных слоев.

  4. Основные виды ресурсов, интересующие фирму.

  5. Основные характеристики возможностей связи.

  6. Характеристики транспортных коммуникаций.

  7. Уровень и формы оплаты труда в интересующих фирму сферах бизнеса.

  8. Общая оценка рынка: вероятные конкуренты; поставщики; потребители.

  9. Основные элементы валютного регулирования в стране.

  10. Основные элементы торговых и экспортно-импортных ограничений.

  11. Уровень научно-технической и консультационной деятельности в стране.

  12. Уровень основных экономических проблем в стране (инфляция и т.д.).

Структура основных данных политического анализа:



  1. Политический режим в стране и его отношения с вашей страной.

  2. Межгосударственные (межрегиональные, межгородские) соглашения.

  3. Участие страны в политических блоках, международных экономических союзах.

  4. Политические партии и общественные организации: контакты и уровень влияния.

  5. Наиболее видные политические лидеры (краткие биографические данные).

  6. Основные политические соперники, борющиеся за власть в стране.

  7. Краткая характеристика связки «бизнес-политика» (фирмы, партии, лидеры).

  8. Ближайшие выборы президента и парламента (или их аналогов в стране).

  9. Роль, влияние региональных властей (с учетом регионов проникновения фирмы).

  10. Политическая обстановка в регионах проникновения фирмы.

  11. Общая оценка политической стабильности в стране.

Общая структура правового анализа:



  1. Общая оценка согласованности системы права в стране с основными положениями международного права.

  2. Регулирование экспортно-импортных операций, интересующих фирму.

  3. Регулирование выезда/въезда частных лиц.

  4. Защищенность собственности и прав личности.

  5. Регулирование перемещения капитала, прибыли через границу.

  6. Оценка элементов коммерческого права, которые могут интересовать фирму.

  7. Регулирование создания и трансформации бизнеса.

  8. Регулирование трудовых отношений.

  9. Регулирование цен.

  10. Антимонопольное законодательство, задевающее интересы фирмы.

  11. Подробно: вопросы налогообложения фирм и частных лиц.

  12. Общая оценка стабильности правовой системы страны.

Структура основных данных маркетингового анализа:



  1. Оценка емкости рынка.

  2. Основные конкурентные преимущества товара по сравнению с основными аналогами, имеющимися на рынке.

  3. Описание сегмента рынка.

  4. Характеристика основных каналов дистрибуции.

  5. Возможности и проблемы продвижения товаров.

  6. Бюджет маркетинга.

  7. Структура службы маркетинга.

Структура анализа культурной внешней среды:



  1. Языковые барьеры.

  2. Невербальное общение.

  3. Восприятие.

  4. Стереотипы.

  5. Обстоятельства времени и места.

  6. Этика.

  7. Отношение к вопросам контроля информации.

  8. Этноцентризм.

Заключительным этапом культурной внешней среды является анализ национальных стереотипов поведения, присущих нации в целом и ее бизнесменам, менеджерам и специалистам в частности.



  1. Американский национальный стереотип (США).

  2. Английский национальный стереотип.

  3. Французский национальный стереотип.

  4. Национальный стереотип стран Ближнего и Среднего Востока.

  5. Китайский национальный стереотип.

  6. Японский национальный стереотип.


2.3. Ролевые функции международного менеджера в контексте анализа внешней среды


  1. Международный менеджер как организатор стратегического поиска возможностей фирмы на внешнем рынке.

  2. Международный менеджер как стратегический мотиватор.

  3. Международный менеджер как культурный аналитик.

  4. Международный менеджер как организатор и руководитель интернационального коллектива.

  5. Международный менеджер как дипломат.

  6. Международный менеджер как общественный деятель.

  7. Международный менеджер как «стратегический оптимизатор» международного бизнеса.
  1   2   3   4   5


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка