1. Наименование и область использования



Скачати 122.01 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір122.01 Kb.


1. Наименование и область использования

    1. Наименование дисциплины – Психология личности

    2. Условное обозначение рабочей программы – РП

    3. Шифр специальности – 0305010.65

    4. Номер дисциплины в учебном плане - ОПД. Ф. 08

    5. Аббревиатура кафедры – ОП

    6. Год разработки - 2010


2.ОСНОВАНИЕ
1. Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта ВПО по специальности 020400 «Психология» по циклу общеобразовательных дисциплин (ОПД. Ф. 08) от 17 марта 2000 г.).

2. ОС ВПО. Общие требования к структуре высшего профессионального образования, к условиям их реализации, к нормативам учебной нагрузки обучающихся и максимальному объему. Утвержден 12.08.94. № 940.

3. ГОС ВПО. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. Приложение к Приказу Госкомвуза России от 30.09.2003 № 276

2. ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ

В настоящее время психология, пронизывая все сферы жизнедеятельности человека, становится неотъемлемой частью знаний образованной личности.



Цель дисциплины состоит в ознакомлении студентов с основными понятиями и проблемами психологии личности, прослеживая связи между методологическими, теоретическими и эмпирическими уровнями научного знания.

Также, формируются следующие задачи:

1. Обсудить основные методологические принципы, на которых строиться исследование в области психологии личности.

2. Выделить общие и специфические признаки научной теории, психологической теории и теории личности.

3. Провести анализ современных теорий личности.

4. Научно доказать существование исторической преемственности в постановке и решении основных вопросов психологии личности, подчеркнув специфику их разработки на современном уровне научного знания.



4. ИСТОЧНИКИ

4.1. Стандарт АГТУ 01.1-2003 «Система вузовской документации. Основные положения».

4.2. ГОС ВПО. Общие требования к структуре высшего профессионального образования к условиям их реализации, к нормативам учебной нагрузки обучающихся и максимальному объему.

4.3.ГОС ВПО. Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009 - 2003. М., 2004

4.4. Учебные планы специальности 030501.65 «Психология».

4.5. Учебная программа по дисциплине «Психология личности», учебный план по специальности 020400 «Психология», график учебного процесса по специальности 020400 «Психология».



5. ТРЕБОВАНИЯ
В процессе изучения курса «Психология личности» студентам необходимо сориентироваться в многообразии существующих наиболее влиятельных и перспективных теорий личности, дающих о ней достаточно четкое и полное представление.

При проведении занятий преподаватели должны помочь студентам усвоить основные научные понятия, содержащиеся в программе, раскрыть перед студентами ведущие идеи курса по каждой теме, научить их самостоятельно устанавливать связи между изученным материалом и подлежащим изучению в смежных курсах.

В результате освоения курса студент должен

Знать:


  • объектные и субъектные, детерминистические и индетерминистические, монологические и диалогические, структурно-функциональные и историко-генетические, номотетические и идиографические ориентации в исследовании личности;

  • уровни методологического анализа проблемы личности;

  • основные направления, подходы и теории в психологии личности;

  • основные критерии классификации методов эмпирического исследования личности;

  • отличительные признаки и разновидности экспериментального метода;

Уметь:

  • различать методы диагностики личности, исследования личности и воздействия на личность (с целью управления, реабилитации, коррекции, развития);

  • подбирать приемы, адекватные поставленной задаче исследования, имея в виду множественность феноменологии и фактологии личности;

  • планировать и осуществлять три основных стратегии исследования личности: клиническое исследование, эксперимент и корреляционный анализ с использованием опросников;

  • осуществлять базовые процедуры анализа жизненных проблем человека, социализации личности, проблем профессиональной деятельности.

Владеть:

  • следующими методами оценки развития интеллектуальных качеств и обучаемости индивида; исследования особенностей мотивационной и эмоциональной сферы личности; самооценки личности; исследования личностной идентичности; исследования личности в группах и коллективах.



КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

Наименование темы

Кол-во час.

Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни.

Движущие силы и условия развития личности. Периодизации развития индивида, личности и индивидуальности.



2

Индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности.

Личность в социогенезе. Социально-исторический образ жизни - источник развития личности.



2

Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь

Структура личности и различные подходы к ее изучению в психологии.



2




6



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Перечень примерных тем рефератов


  1. Психология личности в науках о природе, человеке и обществе.

  2. Индивид и личность.

  3. Движущие силы и условия развития личности.

  4. Проблема периодизации развития личности.

  5. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности.

  6. Личность в социогенезе.

  7. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности.

  8. Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь.

  9. Структура личности и различные подходы к ее изучению в психологии.

  10. Проблема воли, волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа.

  11. Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением.

  12. Проблема личностного выбора.

  13. Свобода и ответственность личности.

  14. Проблема творческой самореализации личности.

  15. Теории личности в отечественной психологии.

  16. Теории личности в зарубежной психологии.

  17. Личность и культура.

  18. Развитие представлений о личности в неопсихоанализе.

  19. Норма и зрелость личности.

  20. Диалогический подход в психологии личности.

  21. Теория самоактуализации и ее критика.

  22. Актуальные проблемы психологии личности.


Тестовый контроль по курсу "Психология личности".


  1. В этот период впервые стали вести систематические наблюдения за личностью больного:

а) философско-литературный период; б) клинический; в) экспериментальный период; г) все ответы верны.


  1. С именем этого ученого связаны первые экспериментальные исследования личности в России:

а) Андреев Г.М.; б) Бодалев А.А.; в) Лазурский А.Ф.; г) Леонтьев А.Н.; д) Петровский В.А.


  1. Эту теорию отличает стремление видеть личность в каждом человеке, а в самой личности – ее духовное начало:

а) биологическая теория; б) социологическая теория; в) гуманистическая теория.


  1. Теория " зеркального Я" принадлежит:

а) Д.Г. Миду; б) З. Фрейду; в) Ч. Кули; г) Э. Эриксону.


  1. Этот отечественный психолог считал, что личность – это социальная сущность человека и поэтому темперамент, характер, способности и знания не входят в состав личности. Они лишь являются условиями для формирования этого образования:

а) Рубинштейн С.А.; б) Столин В.В.; в) Платонов К.К.; г) Леонтьев А.Н.; д) Немов Р.С.


  1. Этим ученым была предпринята попытка описать процесс формирования людьми, связанных непротиворечивых представлений о себе и развитие "Я-концепции" в виде последовательности предсказуемых стадий:

а) Дж. Ловингер; б) Келли; в) Роджерс; г) Стрелау; д) Кеттелл.


  1. Личность человека можно охарактеризовать пятью основными потенциалами, которые задают направление процессу развития личности. Один из них обуславливается объемом и качеством информации, которой располагает личность. Он также включает в себя психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности человека.

а) эстетический; б) коммуникативный; в) творческий; г) морально-нравственный; д) познавательный.


  1. Социальный психолог, одним из первых предложил теорию развития личности, в течение всей ее жизни. Согласно его теории, жизненные циклы развития состоят из восьми стадий:

а) Л.С. Выгодский; б) Д.Б. Эльконин; в) А.Н. Леонтьев; г) Б.Г. Ананьев; д) В.А. Крутецкий.


  1. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Эта теория принадлежит:

а) Колбергу; б) Э. Эриксону; в) Ж.Пиаже.


  1. Этим ученым было выделено шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности. В отличии от других он не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом:

а) Фрейд; б) Пиаже; в) Колберг.


  1. Это понятие введено в гуманистической психологии. Определяется стремлением к личностному самосовершенствованию:

а) самообладание; б) самоактуализация; в) социализация; г) экстериоризация; д) интериоризация.


  1. От других черт личности, отличается своей устойчивостью и более ранним формированием. В общей структуре занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Это понятие:

а) потребности; б) склонности; в) социальные установки; мировоззрение; д) характер.
13. Им была предпринята попытка построения типологии характеров. Он выделил и описал три наиболее часто встречаемые типа строения тела: астенический, атлетический, пикнический…

а) У. Шелдон; б) Э. Фромм; в) К. Леонгард; г) А. Личко; д) Э.Кречмер.


14. Суть этой теории состоит в следующем: нами установки изменяются потому, что мы вынуждены поддерживать согласованность между нашими знаниями. Эта теория когнитивного диссонанса принадлежит:

а) Э. Дикеру; б) Ч. Уоллбому; в) р. Фацио; г) М. Занну; д) Л. Фестингеру.


15. Теория личностных конструктов, где личность представляет собой систему индивидуальных конструктов, принадлежит:

а) Дж. Келли; б) А. Маслоу; в) Мюррей; г) Скиннер; д) Бандура.


16. Сторонники какой теории придерживаются мнения, что типичному для пола поведению обучаются так же, как и другим формам поведения, то есть путем инструментального обуславливания и наблюдения?

а) Теория психоанализа; б) теория социального научения; в) теория когнитивного развития; г) правильный ответ отсутствует.


17. Фаза развития личности в относительно стабильной общности, которая определяется трансформацией групповых взаимодействий (А.В. Петровский) – это …

а) адаптация; б) индивидуализация; в) интеграция; г) рационализация;


д) правильный ответ отсутствует.
18. Сторонники какой теории установили, что наказание является специальным средством обучения?

а) Когнитивная теория; б) психоаналитическая теория; в) гуманистическая теория; г) бихевиоризм.


19. Одно из расстройств самосознания, когда происходит утрата своего "Я" и все происходящее в своей психике люди воспринимают как бы со стороны, называется…

а) дереализацией; б) деперсонализацией; в) расщепление ядра личности; г) нарушение телесной идентичности.


20. Теория, согласно которой человеческие потребности удовлетворяются в иерархическом порядке, начиная с физиологических и до потребностей в самоактуализации, принадлежит:

а) Колбергу; б) Ж. Пиаже; в) З. Фрейду; г) А. Маслоу; д) правильный ответ отсутствует.


21. По мнению этого ученого, процесс формирования личности включает различные стадии: стадия имитации, игровая стадия и т.д.:

а) И. Кули; б) Дж. Мид; в) Ж. Пиаже; г) А. Валлон.


22. Иерархическую пирамиду потребностей разработал известный психолог;

а) Э. Эриксон; б) А. Маслоу; в) А. Адлер; Выготский.


23. По мнению этого ученого, самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до 5 лет. Именно в это время формируются главные структуры личности.

а) А. Бандура; б) Ж. Пиаже; в) Э. Эриксон; г) З. Фрейд.

24. Личностное развитие человека может быть представлено в виде восхождений структуры с координатами самосознания и сознания – вертикали и горизонтали. Эта схема лежит в основе антропологических знаний…

а) Канта; б) Платонова; в) Рубинштейна; г) Леонтьева.


25. Это понятие представляет собой фундаментальное образование зрелой психики, включающее в себя важнейшие знания о мире и отношении к нему.

а) направленность; б) характер; в) мировоззрение; г) мышление.


26.В этих теориях в центре внимания находятся прошлые подкрепления и условия настоящего:

а) классический психоанализ З. Фрейда; б) теория научения; в) гуманистическая теория; г) когнитивная теория.


27. В этой теории основным источником личностных различий является наследственность:

а) теория научения; б) фрейдизм; в) гуманистическая теория; г) когнитивная теория.


28. Этот психолог выделяет в области научного исследования личности три исследовательские традиции: клинический, корреляционный, экспериментальный подходы:

а) А. Фернхем; б) П. Хейвен; в) Первин; г) Айзенк.


29. Этот подход подразумевает рассмотрение статистических связей между объективными результатами измерений различных характеристик, в которых обнаружены индивидуальные различия:

а) клинический подход; б) корреляционный подход; в) экспериментальный подход; г) правильный ответ отсутствует.


30. Центральное место в теории этого ученого занимает положение о том, что социальные установки зависят от таких факторов, как психотизм, экстраверсия, нейротизм:

а) Дж. Келли; б) Г. Айзенк; в) Бандура; г) Скиннер.


Вопросы к зачету по курсу
«Психология личности»




  1. Основные подходы к описанию личности.

  2. Личность как поле исследования в работах зарубежных персонологов.

  3. Личность как поле исследования в работах отечественных психологов.

  4. Структура личности в концепциях С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, К.К. Платонова, В.С. Мерлина или др. отечественных ученых.

  5. Личность как совокупность отношений (по В.Н. Мясищеву).

  6. У. Джеймс об уровнях в структуре личности.

  7. Структура личности по З. Фрейду.

  8. Бихевиоризм и развитие личности.

  9. Инстанции личности в концепции Эрика Берна.

  10. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.

  11. Теория развития мышления Ж. Пиаже.

  12. Теория нравственного развития Лоренса Кольберга.

  13. Гуманистические теории о самоактуализации личности.

  14. А. Адлер о развитии личности.

  15. Влияние семьи и семейных отношений на развитие личности.

  16. Механизмы развития личности.

  17. Условия для развития личности.

  18. Структура самосознания личности.

  19. Проблема развития самосознания личности.

  20. Становление «Я-концепции».

  21. Источник активности личности.

  22. Проблемы экзистенциальной психологии.

  23. Логотерапия В. Франкла.

  24. Защитные механизмы и их роль в регуляции поведения человека.

  25. Особенности формирования идентичности. Этническая, половая и эго-идентичность.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:


  1. Утлик Э.П. Психология личности. – М.: Академия, 2008.

  2. Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

  3. Айзенк Г. Как измерить личность. – М., 2000.

  4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

  5. Бодалев А.А. Психология о личности. – МГУ, 1988.

  6. Джеймс У. Психология личности. – М., 1982.

  7. Леонтьев А.Н. Мотивы, эмоции и личность/Психология личности: Тексты. – М., 1982.

  8. Немов Р.С. Психология. – в 3-х т. – М., 1995.

  9. Холл С., Линдсей Г. Теории личности. – М., 1999.

  10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – М., 1997.



Дополнительная литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980.

  2. Ананьев Б.Г. Некоторые черты психологической структуры личности / Психология личности: Тексты. – М., 1982.

  3. Анастази А. Психологическое тестирование. – Т.1,2. – М., 1982.

  4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1976.

  5. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния семьи и семейных отношений. – М., 2000.

  6. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ непосвященных. – СПб., 1991.

  7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – Киев, 1989.

  8. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.

  9. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1,2. – М., 1992.

  10. Как построить свое «Я» / Под ред. В.П. Зинченко. – М., 1991.

  11. Карабущенко П.Л. Антропологическая элитология. – М. – Астрахань, 1999.

  12. Кон И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. – М., 1988.

  13. Кон И.С. Социология личности. – М., 1967.

  14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1996.

  15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

  16. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. – М. – Воронеж, 1999.

  17. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988.

  18. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.

  19. Столяренко Л.Д. Психология. – Р-на-Дону, 2000.

  20. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – М., 1992.

  21. Фрейд З. Психология бессознательного. – М. 1989.

  22. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М., 1993.

  23. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.

  24. Юнг К. Либидо, его метаморфозы и символы. – СПб., 1994.

  25. Юнг К. Психология бессознательного. – М., 1996.


программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http://koob.ru,

http://ihtik.lib.ru,

http://elibrary.ru,

http://flogiston.ru (неофициальный сайт факультета психологии МГУ),

http://voppsy.ru (журнал «Вопросы психологии»),



http://psychol.ras.ru/08.shtml («Психологический журнал»),


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка