1. 1 Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 040400. 62 Социальная работа. Профиль Менеджмент в социальной сфере



Сторінка1/39
Дата конвертації13.04.2016
Розмір2.72 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

Факультет экономики и управления

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе
_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2013 г.


Основная образовательная программа

высшего профессионального образования подготовки бакалавра
по направлению 040400.62 Социальная работа

Профиль: Менеджмент в социальной сфере

(очная форма обучения)

Квалификация (степень)


Бакалавр

Программа рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета

факультета экономики и управления (протокол от « 27 » июня 2013 г. № 12)

Ульяновск, 2013



СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения

1.1 Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 040400.62 Социальная работа. Профиль - Менеджмент в социальной сфере.

1.2 Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 040400.62 Социальная работа. Профиль - Менеджмент в социальной сфере.

1.3 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат) 040400.62 Социальная работа. Профиль - Менеджмент в социальной сфере.

1.4 Требования к абитуриенту.
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 040400.62 Социальная работа. Профиль - Менеджмент в социальной сфере.

2.1 Область профессиональной деятельности выпускника.

2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника.

2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника.

2.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника.
3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.
4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки 040400.62 Социальная работа. Профиль - Менеджмент в социальной сфере.

4.1 Годовой календарный учебный график.

4.2 Учебный план подготовки бакалавра.

4.3 Рабочие программы учебных дисциплин (модулей).

4.4 Программы учебной и производственной практик.
5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата по направлению подготовки 040400.62 Социальная работа. Профиль - Менеджмент в социальной сфере в вузе.
6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников.
7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата по направлению подготовки 040400.62 Социальная работа. Профиль - Менеджмент в социальной сфере.

7.1 Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

7.2 Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата.
8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.

1. Общие положения


1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая в ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова» по направлению подготовки 040400.62 Социальная работа. Профиль - Менеджмент в социальной сфере, представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.


1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 040400.62 Социальная работа. Профиль - Менеджмент в социальной сфере.


Нормативную правовую базу разработки ООП бакалавриата составляют:

  • Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ);

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71 (далее – Типовое положение о вузе);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа» высшего профессионального образования (бакалавриат), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «08» декабря 2009 г. № 709.

  • Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

  • Приказ Минобрнауки России о внесении изменений в соответствие специальностей СПО, перечень которых утвержден приказом Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. N 355.

  • Устав ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова».

1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (бакалавриат) 040400.62 Социальная работа. Профиль - Менеджмент в социальной сфере.


1.3.1. Цель (миссия) ООП бакалавриата по направлению 040400.62 Социальная работа. Профиль - Менеджмент в социальной сфере.

Социальная значимость (миссия) ООП ВПО по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа» состоит в концептуальном обосновании и моделировании условий подготовки высокопрофессиональных современных специалистов, способных эффективно, с использованием фундаментальных теоретических знаний и инновационных технологий осуществлять социальную деятельность по социальной защите, обслуживанию, обеспечению различных категорий населения в различных сферах жизнедеятельности.

Формирование у студентов личностных качеств, а также общекультурных (универсальных, общенаучных, социально-личностных, инструментальных и др.) и профессиональных компетенций, развитие навыков их реализации в социально-технологической, научно–исследовательской, организационно-управленческой, проектно-аналитической деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа» (бакалавр).

ООП бакалавриата по направлению 040400.62 Социальная работа. Профиль - Менеджмент в социальной сфере имеет своей целью методическое обеспечение реализации ФГОС ВПО по данному направлению подготовки и на этой основе развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки.

1.3.2. Срок освоения ООП бакалавриата по направлению 040400.62 Социальная работа. Профиль - Менеджмент в социальной сфере.

Срок освоения ООП - 4 года в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению.

1.3.3. Трудоемкость ООП бакалавриата по направлению 040400.62 Социальная работа. Профиль - Менеджмент в социальной сфере.

Трудоемкость освоения ООП - 240 зачетных единиц за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.


1.4. Требования к абитуриенту


Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата по направлению подготовки 040400.62 Социальная работа. Профиль - Менеджмент в социальной сфере.

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника


Сферами профессиональной деятельности являются: - система социального обслуживания; государственная служба занятости; государственная служба медико-социальной экспертизы; миграционная служба; МЧС; пенитенциарная система; предприятия, фирмы (государственные, частные, общественные, а также промышленные и сельскохозяйственные); ритуальная служба; силовые структуры; система здравоохранения; система культуры; система образования; система пенсионного обеспечения; система социального страхования; система социальной защиты и социально-правовой патронаж.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника


Объектами профессиональной деятельности бакалавра являются отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и обслуживании; коллективы учреждений социальной сферы; общественные организации (фонды, ассоциации, объединения); специалисты и подразделения учреждений, организаций, органов управления социальной защиты населения, социального обслуживания, социального страхования, пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, культуры; социально ориентированный бизнес.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника


В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками бакалавр может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

- социально-технологическая;

- организационно-управленческая;

- исследовательская;

- социально-проектная.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.


2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника


Бакалавр по направлению подготовки 040400.62 Социальная работа. Профиль - Менеджмент в социальной сфере должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности регламентированным ФГОС:

2.4.1. В социально-технологической деятельности:

  • разработка и эффективное применение социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития человека и общества, обеспечения его социального здоровья;

  • целенаправленная и эффективная разработка и реализация моделей современных технологий психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы в области социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения;

  • обеспечение высокой культуры технологий социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения, благополучия граждан, их физического, психического и социального здоровья;

  • личное участие в посреднической, социально-профилактической и консультационной деятельности, организация бесконфликтного делового общения с сотрудниками и подопечными (клиентами) по проблемам социальной адаптации, абилитации и реабилитации;

  • самостоятельное (на уровне технологического процесса) и творческое осуществление, поиск оптимального способа оказания социальной помощи и услуг отдельным лицам, социальным группам;

  • личностно-ответственное участие в создании социально благоприятной среды инновационной деятельности организаций, учреждений, коллективов и служб социальной защиты населения;

  • профессионально и граждански мотивированное участие в решении проблем клиентов путем привлечения соответствующих специалистов и мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов человека, обеспечения его здорового образа жизни;

  • предупреждение личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального "выгорания", девиаций социального здоровья;

  • педагогическая деятельность (обучение и воспитание) в образовательных учреждениях общего, начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, в коллективах социальной защиты населения, ее социально-психологическое обеспечение.

2.4.2. В исследовательской деятельности:

  • изучение особенностей культуры социальной жизни, благополучия, поведения различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп;

  • анализ специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп;

  • анализ, структурирование, оценка социальной информации с разных точек зрения, выделение в ней главного;

  • диагностика, прогнозирование, проектирование и моделирование социальных процессов и явлений в системе социальной защиты населения, обеспечения его социального здоровья;

  • соучастие (партнерство) в деятельности научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы;

  • самостоятельное определение научной и практической ценности решаемых задач в области социальной работы и составление практических рекомендаций по использованию результатов научных исследований;

  • выявление разных способов решения исследовательских задач;

  • осуществление поиска путей повышения эффективности социальной работы в целом, социальной защиты населения в частности;

  • представление (презентация) результатов исследований в формах отчетов, рефератов, публикаций в доступном для других виде;

  • систематическое использование результатов научных исследований в обеспечении эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, их физического, психического и социального здоровья.

2.4.3. В организационно-управленческой деятельности:

  • определение, конкретизация и построение иерархии задач деятельности отдельных социальных работников и их групп в основных направлениях психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, в том числе медико-социальной помощи;

  • самостоятельное осуществление координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите;

  • стимулирование мотивации профессионального развития, творческое участие в организационно-административной работе в подразделениях учреждений и служб социальной защиты населения;

  • разработка предложений по повышению эффективности системы контроля деятельности и мотивации труда специалистов учреждений социальной защиты населения;

  • содействие координации деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения и при работе в конкретных случаях, в организации медико-социальной помощи;

  • организация делового общения, приносящего максимальную пользу социальной защите населения;

  • принятие ответственности за результат действий в рамках своих функциональных обязанностей;

  • понимание, осознание, критическая оценка принципов и механизмов деятельности в рамках ее избранного профиля и конкретного случая;

  • принятие ответственности за результат действий сотрудников на конкретном участке деятельности и принятие решений в нестандартной ситуации;

  • обеспечение высокой социальной культуры управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан;

  • учет в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенностей национально-культурного и половозрастного развития граждан, их социального положения, физического, психического и социального здоровья.

2.4.4. в социально-проектной деятельности:

  • обеспечение высокой социальной культуры своего участия в социоинженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения;

  • учет специфики физического, психического и социального здоровья, особенностей национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных этнонациональных и половозрастных, а также социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих благополучие граждан;

  • участие в разработке социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики;

  • участие в пилотных проектах по созданию экспериментальных площадок в системе социальной работы;

  • участие в разработке комплексных и индивидуальных социальных проектов для привлечения дополнительных финансовых средств;

  • участие в работе по решению проблемы в конкретном случае трудной жизненной ситуации, умение проектировать современные виды психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, а также медико-социальной помощи.

3. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ООП ВПО 040400.62 Социальная работа. Профиль - Менеджмент в социальной сфере.


Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения данной ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:


3.1. Общекультурными (ОК):


  • владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения - ОК-1;

  • уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь - ОК-2;

  • быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе - ОК-3;

  • быть способным находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность - ОК-4;

  • уметь использовать в своей деятельности нормативные правовые документы - ОК-5;

  • стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства - ОК-6;

  • уметь критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков - ОК-7;

  • осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности - ОК-8;

  • использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач - ОК-9;

  • использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования - ОК-10;

  • понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основными требованиями информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны - ОК-11;

  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией - ОК-12;

  • быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях - ОК-13;

  • владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного - ОК-14;

  • владеть основными методами медико-социальной помощи, защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий - ОК-15;

  • владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности - ОК-16;

  • быть способным учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни - ОК-17;

  • владеть способностью понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, социально-исторического и повседневно-прагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического - ОК-18;

  • быть способным использовать специфику этнокультурного развития своей страны для формирования и эффективного использования социоинженерных и социально-технологических практик обеспечения психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы - ОК-19;

  • быть готовым к эффективному применению психолого-педагогических знаний для решения задач общественного, национально-государственного и личностного развития, проблем социального благополучия - ОК-20.

3.2. Профессиональными (ПК):


3.2.1 Социально-технологическими:

  • быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества - ПК-1;

  • быть способным обеспечивать высокий уровень социальной культуры технологий социальной защиты слабых слоев населения, медико-социальной поддержки, благополучия граждан - ПК-2;

  • быть готовым к посреднической, социально-профилактической, консультационной и социально-психологической деятельности по проблемам социализации, абилитации и реабилитации - ПК-3;

  • быть готовым к обеспечению социальной защиты, помощи и поддержки, предоставлению социальных услуг отдельным лицам и социальным группам - ПК-4;

  • быть способным к созданию социально и психологически благоприятной среды в социальных организациях и службах - ПК-5;

  • быть способным к инновационной деятельности в социальной сфере, оптимизации ее сочетания с традиционной культурой личной и общественной жизни - ПК-6;

  • быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента - ПК-7;

  • быть готовым к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания» - ПК-8;

  • быть способным целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи населения - ПК-9;

  • быть способным осуществлять оценку качества социальных услуг на основе достижений современной квалиметрии и стандартизации - ПК-10;

  • быть способным к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней - ПК-11;

  • быть готовым соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности - ПК-12;

3.2.2 Исследовательскими:

  • быть способным исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп - ПК-13;

  • владеть способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп - ПК-14;

  • быть способным выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи - ПК-15;

  • быть способным определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия - ПК-16;

  • быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья - ПК-17;

  • быть способным составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований - ПК-18;

  • быть готовым представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений - ПК-19;

  • быть способным к осуществлению прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи - ПК-20;

  • быть способным к участию в работе научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям обеспечения социального благополучия - ПК-21;

3.2.3 Организационно-управленческими:

  • владеть высокой социальной культурой управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан своей страны - ПК-22;

  • быть способным учитывать в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенности национально-культурного, половозрастного и социально-классового положения граждан, нуждающихся в помощи, обеспечении благополучия - ПК-23;

  • быть способным к координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите, медико-социальной помощи - ПК-24;

  • быть способным к организационно-управленческой работе в подразделениях социальных учреждений и служб - ПК-25;

  • быть готовым к координации психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы различных организаций, учреждений и предприятий, а также деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения - ПК-26;

  • быть способным к работе с персоналом предприятий в учреждениях социальной сферы, к планированию и координации деятельности по решению актуальных задач социальной работы, медико-социальной помощи - ПК-27;

  • быть готовым к управлению проведением деловых переговоров в области организации работы по социальному обслуживанию населения - ПК-28;

  • быть способным разрабатывать предложения по повышению эффективности системы мотивации труда специалистов учреждений социальной защиты населения, анализировать и разрабатывать предложения по повышению эффективности системы контроля их деятельности - ПК-29;

3.2.4 Социально-проектными:

  • быть готовым к обеспечению высокой социальной культуры своего участия в социально-инженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения - ПК-30;

  • быть способным учитывать специфику национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных национальных, половозрастных и социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы - ПК-31;

  • быть готовым к разработке инновационных социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики, обеспечения социального благополучия, медико-социальной помощи - ПК-32;

  • быть способным участвовать в пилотных проектах по созданию инновационных площадок учреждений в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы - ПК-33;

  • быть готовым разрабатывать комплексные и индивидуальные социальные проекты для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг) - ПК-34;

  • быть способным создавать социальные проекты для работы в трудных жизненных ситуациях, для обеспечения физического, психического и социального здоровья людей - ПК-35.

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата по направлению подготовки 040400.62 Социальная работа. Профиль - Менеджмент в социальной сфере.


В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО бакалавриата по направлению подготовки 040400.62 Социальная работа. содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом бакалавра с учетом его профиля; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.

4.1. Календарный учебный график по направлению подготовки 040400.62 Социальная работа. Профиль - Менеджмент в социальной сфере.


Календарный учебный график, в котором указывается последовательность реализации ООП ВПО, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы, представлен в Приложении 1.

Приложение 1


Учебный план подготовки бакалавра по направлению подготовки 040400.62 Социальная работа. Профиль - Менеджмент в социальной сфере.


В учебном плане приведена логическая последовательность освоения циклов и разделов ООП ВПО (дисциплин, практик), обеспечивающих формирование компетенций, указана общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах.

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).


Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400.62 Социальная работа, утверждённого приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года (номер государственной регистрации № 709 ) и в соответствии с учебным планом.

Б1.Б.1 Иностранный язык


Актуальность курса «Иностранный язык» для подготовки бакалавров заключается в том, что владение иностранным языком является неотъемлемой частью профессиональной подготовки всех специалистов в вузе, а само обучение иностранному языку в вузе направлено на комплексное развитие коммуникативной, когнитивной, информационной, социокультурной, профессиональной и общекультурной компетенций студентов.

Программа учитывает особенности обучения иностранному языку для неязыковых специальностей и строится на основе следующих педагогических и методических принципов: коммуникативной направленности, культурной и педагогической целесообразности, интегративности, нелинейности, автономии студентов.


1. Цели и задачи освоения дисциплины


Основной целью курса является повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных проблем в различных областях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования.

Задачи, конкретизирующие цель обучения:

1. Формирование знаний, развитие навыков и умений во всех видах речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо).

2. Формирование представлений, знаний о культуре страны изучаемого иностранного языка и развитие навыков и умений использовать полученные представления и знания в непосредственном и опосредованном иноязычном общении.

3. Формирование профессиональной компетентности студентов средствами иностранного языка путем извлечения профессионально-ориентированной информации из иноязычных источников.

4. Формирование навыков и умений, развитие способности к самостоятельной деятельности по изучению иностранного языка.

5. Формирование положительного отношения (мотивации) к изучению иностранного языка за счет практического применения полученных знаний, навыков и умений (участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, выпуск газет факультетского и вузовского масштаба и т.д.).

Изучение иностранного языка призвано также обеспечить:


  • повышение уровня учебной автономии, способности к самообразованию;

  • развитие когнитивных и исследовательских умений;

  • развитие информационной культуры;

  • расширение кругозора и повышение общей культуры студентов;

  • воспитание толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов.

2. Место и роль дисциплины в структуре основной образовательной программы


Дисциплина «Иностранный язык» входит в состав базовой части цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл», основная цель которого сформировать как общекультурные так и профессиональные компетенции. Наряду с другими дисциплинами цикла ГСЭ изучение иностранного языка способствует формированию таких общекультурных компетенций, как: владение культурой мышления, готовности к работе в коллективе, стремление к саморазвитию, умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, владение навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации. Курс иностранного языка расширяет кругозор и повышает общую культуру студентов, воспитывает толерантность и уважение к духовным ценностям разных стран и народов.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Минимальные требования к уровню иноязычной коммуникативной компетенции студентов по завершению курса обучения не выходят за рамки Основного уровня (А1 – А 2+).

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

немецкий язык в объеме примерно 4000 учебных лексических единиц, из них примерно 800-1000 единиц специальной лексики;

грамматический минимум, включающий грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;

дифференциацию лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая);

основные способы словообразования;

основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи;

культуру и традиции стран изучаемого языка;

основные особенности обиходно-литературного, официально-делового и научного стиля речи, а также стиля художественной литературы;



уметь:

письменно оформлять различные виды речевых произведений (аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография);

поддерживать устные речевые контакты в ситуациях профессионального общения;

читать оригинальную литературу по специальности для извлечения необходимой информации;



владеть:

чтением транскрипции, спецификой артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке;

основными особенностями полного стиля произношения, характерными для сферы профессиональной коммуникации;

свободными и устойчивыми словосочетаниями, фразеологическими единицами;

правилами речевого этикета;

основами публичной речи (устное сообщение, доклад);

культурой межнационального общения.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц или 252 часа

5. Семестр: 1,2,3

6. Основные разделы дисциплины:


Бытовая сфера общения

Учебно-познавательная сфера общения

Социально-культурная сфера общения

Профессиональная сфера общения


Б1.Б.2 Русский язык и культура речи

1. Цели и задачи освоения дисциплин


Цель курса - совершенствование коммуникативных навыков и умений студентов.

Задачи курса:



  • сформировать представление об общении как основополагающей когнитивной деятельности;

  • познакомить с коммуникативными качествами речи;

  • сформировать представление о нормах современного русского литературного языка; выработать навык саморедактирования при создании устных и письменных связных высказываний;

  • сформировать готовность эффективно взаимодействовать с партнерами по общению;

  • привить стремление к совершенствованию собственного речевого портрета (работа над жестикуляцией, дикцией, голосом);

  • выработать навык составления профессионально значимых речевых произведений;

  • сформировать основы эффективного речевого поведения в различных коммуникативно-речевых ситуациях.

2. Место дисциплины в структуре ООП


Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в раздел «Б.1.Б.4. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть» ФГОС по направлению подготовки ВПО 040400.62 Социальная работа с квалификацией выпускника бакалавр.

3. Требования к усвоению дисциплины


В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

  1. владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

  2. способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-2);

  3. использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

  4. владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-12).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:


сведения о богатстве русского языка, его ресурсах, структуре, формах реализации;

нормы литературного языка и их варианты;

функциональные стили речи, их признаки, правила их использования;

уметь:


говорить и писать с соблюдением всех норм современного русского литературного языка; говорить и писать точно, логично, ясно, образно, выразительно;

создавать тексты научного стиля, а именно научного выступления, доклада, реферата, курсовой и дипломной работы;

выступать публично по той или иной проблеме, применяя в речевой практике приемы выбора темы, сбора и систематизации материала;

устанавливать контакт с собеседником, поддерживая или опровергая его мнение;

аргументировано отстаивать свою точку зрения в ходе споров, дискуссий, диспутов;

эффективно владеть невербальными средствами общения; объективно оценивать свое и чужое публичное выступление;

владеть:

навыками комплексного анализа письменного текста и устного высказывания;

навыками свободного владения собственной речью в различных условиях общения;

правильного композиционного и языкового оформления различных научных сочинений, деловой корреспонденции и документации, правилами и нормами делового этикета.



4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы или 108 часов

5. Семестр: 1

6. Основные разделы и темы дисциплины:

  • Введение в предмет

  • Нормы современного русского литературного языка.

  • Функции речи.

  • Основы публичного выступления

Б1.Б.3 История

Цели и задачи дисциплины.


Цель курса – формирование у студентов системы устойчивых знаний по отечественной истории и целостного представления о характере и особенностях исторического развития России, определение места и роли страны в истории мировых цивилизаций, подготовка к использованию накопленных исторических знаний при формировании гражданской позиции и ориентации в современных проблемах общественно-политической жизни России и тенденциях мирового развития.

Задачи курса:



  • раскрыть содержание основных этапов социально-экономического и государственно-политического развития России;

  • определить факторы самобытности российской истории;

  • проследить роль России во всемирной истории;

  • выявить сущность важнейших дискуссионных проблем отечественной истории;

  • рассмотреть современное политико-государственное устройство России и основные тенденции ее социально-экономического развития.

Место дисциплины в структуре ООП


Учебный курс «История» относится к числу общепрофессиональных дисциплин: гуманитарного, социального и экономического цикла и предполагает профессиональную подготовку. Данный курс преподается в соответствии с государственным образовательным стандартом и требованием обязательного минимума содержания профессионально-образовательных программ.

Изучение курса истории России даёт возможность студентам рассмотреть сложнейшие социально-политические процессы, происходившие в нашей стране на протяжении всей её истории. Овладение историческим материалом, его систематизация призваны помочь студентам на основе научного анализа выработать собственную точку зрения на прошлое страны, её настоящее и будущее. Предметом курса «История России» является: изучение основных тенденций, конкретно-исторических закономерностей возникновения и развития российского общества и государства, как целостной системы в контексте мировой истории, уяснение основных черт исторического опыта и вытекающих из него уроков истории.

Программа курса охватывает период отечественной истории с древнейших времён и до наших дней. Главное внимание уделяется проблемам социально-экономического и политического развития, процессу формирования государства, начиная с Киевской Руси, истории социальных конфликтов, развитию российской государственности, вопросам истории культуры, общественной жизни. Особое место в истории России занимает ХХ век, когда трудным был поиск ответа на вопрос о будущем России и её народа.

Требования к уровню освоения содержания курса


В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими:

  1. общекультурными компетенциями (ОК):

  • владением культурой мышления, способностью к обобщению и анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  • использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

  • владеть способностью понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, социально-исторического и повседневно-прагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического (ОК-18).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные закономерности взаимодействия человека и общества;

  • основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества;

  • основные механизмы социализации личности;

  • особенности современного экономического развития России и мира.

Обучающийся должен уметь:

  • использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности;

  • анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

  • применять экономические знания в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности.

Обучающийся должен владеть:

  • технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний;

  • навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;

  • различными способами вербальной и невербальной коммуникации;



Объем дисциплины и виды учебной работы


Дисциплина преподается в 1 семестре, трудоемкость составляет 3 зачетные единицы. Курс рассчитан на 108 часов: из них 48 часов аудиторной нагрузки и 33 часа самостоятельной работы. Форма итогового контроля – экзамен.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка