Заместитель Министра образования



Скачати 194.16 Kb.
Дата конвертації11.04.2016
Розмір194.16 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждаю

Заместитель Министра образования

Российской Федерации
______________ В.Д.Шадриков
14.04.2000 г.
Номер государственной регистрации
_______354 пед/сп_______________

Государственный образовательный
стандарт
Высшего профессионального образования

Cпециальность 031100.00 Педагогика и методика дошкольного образования

с дополнительной специальностью
Квалификация организатор-методист дошкольного образования

и (в соответствии с дополнительной специальностью)

Вводится в действие с момента утверждения

Москва 2000



1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 031100.00 Педагогика и
методика дошкольного образования с дополнительной специальностью

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000г.
1.2. Квалификация выпускника – организатор-методист дошкольного образования и (в соответствии с дополнительной специальностью).

Нормативный срок освоения основной образовательной программы организатора-методиста дошкольного образования и (в соответствии с дополнительной специальностью) по специальности 031100.00 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью при очной форме обучения 5 лет.


1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник, получивший квалификацию организатор-методист дошкольного образования и (в соответствии с дополнительной специальностью), должен быть готов руководить работой воспитателей, осуществлять планирование, организацию, координацию и контроль педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения; проводить анализ современных тенденций развития дошкольного образования, образовательных программ; определять перспективные направления развития педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении; обеспечивать методическое оснащение образовательного процесса; организовывать и координировать методическую работу, повышение квалификации воспитателей, способствовать развитию их творческих инициатив, оказывать квалифицированную помощь педагогам в разработке инновационных педагогических технологий; координировать взаимодействие между представителями педагогической науки и практики; консультировать родителей и лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания, обучения и развития их детей; организовать просветительскую работу для родителей и лиц, их заменяющих; создавать условия для формирования у родителей и лиц, их заменяющих, потребностей в компетентных образовательных услугах для своих детей; формировать в дошкольном образовательном учреждении сообщество воспитывающих взрослых (родителей, педагогов и других сотрудников) с целью обеспечения эмоционального благополучия ребенка и педагогического коллектива.

Организатор-методист дошкольного образования и (в соответствии с дополнительной специальностью) должен знать Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации, органов управления образованием и другие нормативные документы и методические рекомендации по вопросам дошкольного образования; педагогику и психологию (общую и дошкольную); возрастную анатомию и физиологию ребенка, основы педиатрии, гигиены; основы доврачебной медицинской помощи; концепции дошкольного образования; дошкольные образовательные программы и методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста; основы гражданского и трудового законодательства; основы теории управления и менеджмента; психологию управления; правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей, техники безопасности и противопожарной защиты.

Выпускник по специальности 031100.00 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа.

Видами профессиональной деятельности специалиста являются:

научно-методическая;

организационно-управленческая;

преподавательская;

социально-педагогическая;

воспитательная;

культурно-просветительская.

Квалификационная характеристика выпускника по дополнительной специальности определяется соответствующим государственным образовательным стандартом.


1.4. Возможности продолжения образования выпускника – организатора-методиста дошкольного образования и (в соответствии с дополнительной специальностью), освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 031100.00 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью

Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.


2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
031100.00 Педагогика и методика дошкольного образования


с дополнительной специальностью
3.1. Основная образовательная программа подготовки организатора-методиста дошкольного образования и (в соответствии с дополнительной специальностью) разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки организатора-методиста дошкольного образования и (в соответствии с дополнительной специальностью), к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки организатора-методиста дошкольного образования и (в соответствии с дополнительной специальностью) состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки организатора-методиста дошкольного образования и (в соответствии с дополнительной специальностью) должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

цикл ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

цикл ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины;

цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины;

цикл ДПП – дисциплины предметной подготовки;

ДДС – дисциплины дополнительной специальности;

ФТД – факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки организатора-методиста дошкольного образования и (в соответствии с дополнительной специальностью) должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ
организатора-методиста дощкольного образования ПО
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 031100.00 Педагогика и методика дошкольного
образования с дополнительной специальностью



Индекс

Наименование дисциплини их основные разделы

Всего часов

1

2

3

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1500

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

1050

ФТД.01


Военная подготовка

450


ИТОГО: 8874 ч.
5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 031100.00 Педагогика и методика
дощкольного образования с дополнительной специальностью

5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки организатора-методиста дошкольного образования и (в соответствии с дополнительной специальностью) при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе:

теоретическое обучение, включая

научно-исследовательскую работу студентов,

практикумы, в том числе лабораторные 156 недель;

экзаменационные сессии 27 недель;

практики как по основной,

так и по дополнительной специальности не менее 20 недель;

учебные 4 недели;

производственные 16 недель;

итоговая государственная аттестация, включая

подготовку и защиту выпускной

квалификационной (дипломной) работы не менее 8 недель;

каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) не менее 38 недель.

5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.
5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 031100.00 Педагогика и методика
дошкольного образования с дополнительной специальностью

6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовки организатора-методиста дошкольного образования и (в соответствии с дополнительной специальностью)
6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки организатора-методиста дошкольного образования и (в соответствии с дополнительной специальностью) на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).


6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5 %;

формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из десяти базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: “Иностранный язык” (в объеме не менее 340 часов), “Физическая культура” (в объеме не менее 408 часов), “Отечественная история”, “Философия”. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной и предметной подготовки, выделенные на их изучение часы, могут перераспределяться в рамках цикла;

осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин предметной подготовки.
6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.


6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.


6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.


6.5. Требования к организации практик

Практическая подготовка осуществляется во время учебных практик, где основное время студента регламентировано заданиями по наблюдению, изучению, анализу различных сторон и проявление ребенка, воспитателя, совместной работе с педагогом. Во время производственных практик студенты работают самостоятельно в качестве воспитателя, старшего воспитателя дошкольного учреждения, методиста.

Учебные практики организуются в группах детей раннего возраста дошкольных образовательных учреждений и в первом классе школы.

Производственные педагогические практики организуются в дошкольных образовательных учреждениях и органах управления образованием.

Практика по дополнительной специальности (не менее 4 недель) организуется в образовательных учреждениях, соответствующих профилю дополнительной специальности.

Содержание каждого вида практики определяется соответствующей программой.


7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 031100.00 Педагогика и методика дошкольного
образования с дополнительной специальностью

7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2 настоящего государственного образовательного стандарта.

Специалист должен знать государственный язык Российской Федерации — русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.

Организатор-методист дошкольного образования должен знать:

своеобразие детства как особого периода развития личности человека;

пути приобщения детей и педагогов дошкольных образовательных учреждений к общечеловеческим, национальным, духовным ценностям, формирования активного отношения к миру;

научные основы организации образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений;

содержание, формы и методы управления дошкольным образовательным учреждением.

Организатор-методист дошкольного образования должен уметь:

реализовывать современные образовательные программы и применять прогрессивные педагогические технологии в образовательном процессе с детьми раннего дошкольного возраста в разных социокультурных условиях;

проводить психолого-педагогическую диагностику детей раннего и дошкольного возраста;

организовывать и проводить современные виды и формы методической работы с педагогами и родителями;

планировать, организовывать, контролировать педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения и деятельность педагогического коллектива;

регулировать взаимоотношения участников педагогического процесса, предвидеть и разрешать конфликтные ситуации;

анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

применять методы психолого-педагогических исследований, обработки и анализа материалов, способы их оформления.

Требования к профессиональной подготовленности специалиста по дополнительной специальности определяются соответствующим государственным образовательным стандартом.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста
7.2.1. Общие требования к итоговой государственной аттестации

Итоговая государственная аттестация организатора-методиста дошкольного образования и (в соответствии с дополнительной специальностью) включает защиту выпускной квалификационной работы по основной специальности и государственные экзамены как по основной, так и по дополнительной специальностям.

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности организатора-методиста дошкольного образования и (в соответствии с дополнительной специальностью) к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4 вышеупомянутого стандарта.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.


7.2.2. Требования к выпускной квалификационной (дипломной) работе специалиста

Дипломная работа должна быть представлена в форме рукописи.

Требования к объему, содержанию и структуре дипломной работы определяются высшим учебным заведением на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по специальности 031100.00 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью и методических рекомендаций УМО вузов Российской Федерации по педагогическому образованию.

Время, отводимое на подготовку и защиту квалификационной работы, составляет не менее восьми недель.


7.2.3. Требования к государственным экзаменам организатора-методиста дошкольного образования и (в соответствии с дополнительной специальностью)

Порядок проведения и программы государственных экзаменов по специальности 031100.00 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующих примерных программ, разработанных УМО вузов Российской Федерации по педагогическому образованию, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по специальности 031100.00 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью.



СОСТАВИТЕЛИ:
Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании учебно-методического совета по педагогике, психологии и методике дошкольного образования 30 октября 1999 г., протокол №3.

Председатель Совета УМО В.Л. Матросов


Заместитель председателя Совета УМО В.И. Жог

СОГЛАСОВАНО:
Управление образовательных программ и

стандартов высшего и среднего

профессионального образования Г.К. Шестаков

Начальник отдела педагогического образования В.Е. Иноземцева

Главный специалист И.Н. Чистова


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка