Законодательного Собрания Нижегородской области 2014 года



Сторінка1/16
Дата конвертації11.04.2016
Розмір3.08 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
ДОКЛАД

Законодательного Собрания Нижегородской области 2014 года

"О состоянии законодательства Нижегородской области и об основных итогах законотворческой деятельности Законодательного Собрания за 20 лет"

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Раздел I.    Реализация в законодательстве Нижегородской области                     отдельных положений Конституции Российской Федерации   

        1. Выступление Евгения Викторовича Лебедева - Председателя Законодательного Собрания Нижегородской области на заседании Законодательного Собрания 17 декабря 2013 года, посвященное 20-летию Конституции Российской Федерации.


       2Законодательные акты Нижегородской области, принятые в целях реализация отдельных положений Конституции Российской Федерации.



Раздел  II.       Основные итоги законотворческой деятельности                            Законодательного Собрания (за период 2009-2013 годов) и                            современное состояние законодательства                           Нижегородской области
          1. История формирования и развития законодательства Нижегородской области.

2. Сравнительные показатели законотворческой деятельности Законодательного Собрания Нижегородской области за 5- летний период (2009-2013 годы).

          3.  Устав Нижегородской области.

          4. Законодательство об организации государственной власти: Законодательное Собрание и Правительство Нижегородской области, иные исполнительные органы государственной власти, другие государственные органы; государственные должности Нижегородской области; государственная гражданская служба Нижегородской области; государственные символы; награды и премии Нижегородской области.

5. Административно-территориальное устройство Нижегородской области.

6. Правовое регулирование статуса депутата Законодательного Собрания Нижегородской области.

Государственная гражданская служба.

Государственные символы Нижегородской области.







7. Организация местного самоуправления; муниципальная служба.

8. Законодательство о выборах и референдуме.

           9. Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях.

          10. Организация судебной власти в Нижегородской области.

11. Законодательство о нотариате, адвокатуре и организации бесплатной юридической помощи.

12. Бюджетное и налоговое законодательство: законодательство о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, налогах и сборах.

Законодательство о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, налогах.

13. Законодательство о социально- экономическом развитии Нижегородской области. Обеспечение поддержки реального сектора экономики. Формирование промышленной политики в Нижегородской области.

14. Законодательство о социальной политике. Реализация социальной политики: социальная защита населения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; труд и занятость населения.

15. Законодательство о здравоохранении, об образовании, о культуре, физической культуре, спорте и туризме, научной деятельности.

Законодательство об образовании.

16. Законодательство по вопросам государственной собственности области.

Развитие дорожной сети и инфраструктуры.

Законодательное обеспечение дорожной деятельности и развития транспортной инфраструктуры.

17. Земельное и лесное законодательство.

18. Жилищное и градостроительное законодательство.

Законодательство об объектах культурного наследия.

19. Законодательство, регулирующее общественную безопасность и охрану правопорядка.

20. Поддержка общественных объединений.

21. Регулирование нормотворческой деятельности. Регламент Законодательного Собрания Нижегородской области.

22. Организация деятельности комитетов Законодательного Собрания и фракций в Законодательном Собрании.

23. Молодежная политика; деятельность Молодежного парламента при Законодательном Собрании.

24. Законодательство, регулирующее проведение публичных мероприятий.

25. Противодействие коррупции, профилактика правонарушений.



Раздел III. Мониторинг правоприменения и основные задачи законотворческой деятельности Законодательного Собрания Нижегородской области   

1. Мониторинг правоприменения законодательства Нижегородской области.

2. Анализ судебной практики по законодательным актам за 2009 – 2013 годы.

3. Анализ протестов и представлений прокуратуры Нижегородской области по вопросам приведения законов Нижегородской области в соответствие с федеральным законодательством за 2009- 2013 годы.



4. Основные задачи законотворческой деятельности Законодательного Собрания Нижегородской области

     
 Основные задачи по совершенствованию законодательства Нижегородской области.




ПРЕДИСЛОВИЕ
В марте 2014 года исполняется 20 лет со дня формирования и начала работы законодательного (представительного) органа государственной власти Нижегородской области – Законодательного Собрания Нижегородской области.

Конституция Российской Федерации, двадцатилетие которой отмечалось в декабре 2013 года, на основе принципа разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами закрепила право субъектов Российской Федерации осуществлять собственное законодательное регулирование.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, что эти права и свободы определяют смысл, содержание и применение всех законов, смысл деятельности законодательной и исполнительной ветвей власти и обеспечиваются правосудием.

Реализуя указанные конституционные положения, а также положения о правовом и социальном государстве, Законодательное Собрание Нижегородской области в тесном сотрудничестве с Правительством Нижегородской области и органами местного самоуправления последовательно формировало законодательство Нижегородской области.

С начала работы Законодательного Собрания в марте 1994 года принято более 1 800 законов Нижегородской области и более 8 тысяч постановлений Законодательного Собрания, в том числе за последние 5 лет (01.01.2009-01.01.2014) – более 1 000 законов и более 1 800 постановлений.                Такое количество законов объективно предполагает необходимость их анализа, выявления проблем правового регулирования, определения путей дальнейшего формирования законодательства Нижегородской области как целостной и успешно функционирующей системы.

На развитие законодательства Нижегородской области оказывают влияние различные факторы, в том числе изменения в экономической, социальной и политической сферах, а также связанные с ними изменения в системе управления.



Законодательным Собранием Нижегородской области проводилась системная деятельность по разработке и принятию законов области, обеспечивающих реализацию федеральных законов.

             Соблюдение прав и свобод граждан, поддержка институтов гражданского общества, эффективная организация государственной власти и местного самоуправления остаются важнейшими направлениями развития законодательства Нижегородской области.  Изменения законодательства Нижегородской области направлены также на создание условий для инновационного развития экономики региона, повышение его инвестиционной привлекательности, обеспечение отраслевой конкурентоспособности.

          Современный этап развития законодательства Нижегородской области (с середины 2000-х гг. по настоящее время) – этап совершенствования законодательства.

Имевшее место во время работы I и II созывов Законодательного Собрания "опережающее" правовое регулирование до принятия соответствующего федерального закона, работа Законодательного Собрания по решению проблем в сложной социально-экономической ситуации сменились системной работой, направленной на повышение эффективности регулирующего воздействия принимаемых актов.

Комплексное и эффективное решение вопросов социально-экономического развития Нижегородской области возможно только при наличии выверенного и сбалансированного законодательства. На качественную оценку изменений, происходящих в финансовой, экономической и социальной сферах, направлен мониторинг эффективности правового регулирования, связанный со своевременным внесением и оперативным принятием необходимых законов.

Мониторинг законодательства Нижегородской области и правоприменительной практики, проводимый Законодательным Собранием с 2008 года, стал одним из инструментов реализации указанного приоритетного направления деятельности законодателей – повышения качества и действенности законов. За прошедшие годы результатом данной работы стало внесение, по итогам анализа правоприменения, изменений в десятки законов, иных нормативных правовых актов, позволившее оптимизировать правовое регулирование во многих сферах жизни нижегородцев.

            Важнейшим критерием оценки законодательства является его соответствие долговременным целям и ценностям развития личности, общества и государства, качественному правовому обеспечению проводимых в стране преобразований.

Последовательное совершенствование и развитие законодательства Нижегородской области являются одними из важнейших условий социально-экономического развития Нижегородской области и решения стратегической задачи повышения качества жизни граждан.

Приоритетными направлениями развития законодательства Нижегородской области за прошедшие годы являлись:

            повышение качества и уровня жизни нижегородцев;

социальная защита населения Нижегородской области;

            поддержка реального сектора экономики и малого и среднего предпринимательства;

            принятие областного бюджета и контроль его исполнения;

            приведение законодательства Нижегородской области в соответствие с федеральным законодательством;

            повышение качества регионального законодательства.

С целью подведения итогов законотворческой деятельности Законодательного Собрания Нижегородской области за прошедший период, оценки состояния законодательства Нижегородской области и определения перспектив его дальнейшего развития подготовлен доклад Законодательного Собрания Нижегородской области "О состоянии законодательства Нижегородской области и об основных итогах законотворческой деятельности Законодательного Собрания за 20 лет".

          Основанием для подготовки доклада о состоянии законодательства Нижегородской области стали также рекомендации Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

          Анализ состояния законодательства Нижегородской области в указанном докладе представляет системное обобщение результатов законотворческой деятельности Законодательного Собрания и развития законодательства за 5-летний период (2009-2013 гг.), в котором учитывается оценка итогов законотворческой деятельности Законодательного Собрания, отмеченной в докладе Законодательного Собрания Нижегородской области "О состоянии законодательства Нижегородской области и об основных итогах законотворческой деятельности Законодательного Собрания за 15 лет".

Одной из основных целей доклада является выработка рекомендаций по совершенствованию и развитию законодательства Нижегородской области на ближайшую перспективу, обеспечению высокого качества законов и контроля за их реализацией.

Для обсуждения проекта доклада 6 февраля 2014 года в Законодательном Собрании научно-консультативный совет провел "круглый стол" по обсуждению указанного Доклада. Участники "круглого стола" одобрили проект доклада и выработали рекомендации по развитию законодательства области на ближайшую перспективу и его совершенствованию.

Настоящий доклад направлен на информирование граждан, общественных объединений, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных организаций и научных учреждений о состоянии законодательства Нижегородской области, основных итогах законотворческой деятельности Законодательного Собрания за 20-летний период.



Раздел I.    Реализация в законодательстве Нижегородской области                     отдельных положений Конституции Российской Федерации   
1. Выступление Евгения Викторовича Лебедева - Председателя Законодательного Собрания Нижегородской области на заседании Законодательного Собрания 17 декабря 2013 года, посвященное 20-летию Конституции Российской Федерации
Уважаемые коллеги!

Прежде всего, я хочу поздравить всех с 20-летием со дня принятия основного Закона нашей страны - Конституции Российской Федерации!

Специалисты подсчитали, что средний "срок жизни" каждой из советских Конституций составлял 17 лет. Впервые в новейшей истории России действующая Конституция преодолела этот рубеж, сохранив свою актуальность, что свидетельствует как о стабильности государства, так и о качестве нашего Основного Закона!

Мне очень приятно отметить, что у истоков Конституции 1993 года стояли и нижегородцы, чья инициатива, в том числе, определила вид и параметры Основного Закона.

Конституция принималась в непростое время трансформации социально-экономической и общественно-политической жизни нашей страны, и многие скептики предрекали ей недолгую жизнь. Однако прошедшие годы подтвердили правильность сделанного российским народом выбора в пользу свободы, демократии и правового государства!

Та непростая эпоха, которую сейчас иногда называют "лихими 90-ми годами" запечатлена в документах и фотографиях. Эти "следы времени", в том числе подлинные документы, представлены в специальной экспозиции музея Законодательного Собрания Нижегородской области, с которой каждый желающий может ознакомиться.

Конституция стала фундаментальной основой современной российской государственности. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы действующего права и законодательства!

Однако Конституция – это не только Основной Закон страны, обладающий высшей юридической силой. Конституция стала актом общественного согласия по базовым ценностям современного российского общества, без чего было бы немыслимо создание жизнеспособного стабильного и сильного государства!

Я хотел бы процитировать слова из Послания Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина корпусу законодателей нашей страны в честь 20-летия Основного Закона: "Конституция, провозгласив высочайший статус прав и свобод граждан, ценности федерализма и сильного государства, стала надежным фундаментом для развития страны. Опираясь на Основной Закон и заложенные в нем объединительные идеи, мы уверенно прошли через непростые испытания, сохранили целостность страны и справились с острейшими вызовами времени, сформировали ключевые правовые, политические, экономические, общественные институты, которые определяют жизнь современной России".

Ориентируясь на принятую во всем цивилизованном мире практику, Основной Закон России определил демократию как основу конституционного строя. Высшей ценностью была признана человеческая личность, были утверждены правовой характер государственности и принципы федерализма! Конституция однозначно определила российский народ носителем государственного суверенитета и единственным источником власти в стране!

Общая историческая судьба и государственное единство, свобода человека и гражданский мир, уважение к деяниям предков и любовь к Отечеству, вера в справедливость и стремление к процветанию России – вот фундаментальная система морально-нравственных ценностей нашего многонационального народа, изложенная в преамбуле Конституции!

Уверен, что за прошедшие два десятилетия наш Основной Закон не исчерпал своего ресурса! Безусловно, жизнь вносит свои коррективы, но "править" Конституцию всегда нужно с крайней осторожностью.

Поправки к Конституции можно вносить, чтобы преодолеть правовую неопределенность, как в случае объединения Верховного и Высшего Арбитражного судов, которое направит судебную практику в единое русло, а значит, укрепит гарантии реализации конституционного принципа равенства всех перед законом.

Однако следует тщательно оберегать базовые конституционные положения от необдуманных и скороспелых конъюнктурных изменений! Это подсказывает нам и опыт других стран с развитыми демократическими традициями. Например, в Конституцию США, принятую двести с лишним лет тому назад (в 1787 году), за все время ее существования было внесено всего 27 поправок. В Конституцию Франции, действующую с 1958 года, - 2 поправки.

Мы только начинаем осваивать то богатство, которое заложено в нашем Основном Законе! В своем Послании законодательному корпусу страны в честь юбилея Конституции Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подчеркнул, что "дальнейшее развитие громадного потенциала Конституции зависит от эффективности правотворческой деятельности на всех уровнях". Это значит, что от нас, законодателей, требуется последовательное усиление практической составляющей конституционных норм через принимаемые законы!

В настоящее время готовится доклад Законодательного Собрания о состоянии законодательства Нижегородской области (его утверждение запланировано на февраль 2014 года). В этом документе будет специальный раздел о реализации положений Конституции России в региональном законодательстве, включающий в себя аналитический обзор нормативных правовых актов, принятых во исполнение положений Конституции.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что Россия объективно нуждается в сильной региональной и местной власти, обладающей правом и возможностями самостоятельно решать многие вопросы экономического, социального развития. Именно благодаря Конституции российские регионы, которые долгое время рассматривались как безгласные административно-территориальные единицы, обрели статус полноправных субъектов Федерации.

В настоящее время в 83-х субъектах Российской Федерации действуют региональные парламенты, которые за два десятилетия приняли около 160 тысяч региональных законов. Законодательным Собранием Нижегородской области за годы своей работы принято более чем 2 500 законов.

Считаю, что в современной ситуации роль законодательных органов власти регионов будет только возрастать, потому что без соответствующей региональной законодательной базы не создать по-настоящему благоприятного инвестиционного и делового климата, не обеспечить на местах активное развитие образования, здравоохранения и культуры, укрепление гражданского мира и согласия. При этом качество законодательства должно быть не просто безупречным, оно должно снимать потенциальные угрозы! Необходимо понимать, что это вопрос не только правовой политики, но и конкурентоспособности региона! Сегодня нужно не принятие множества новых нормативных правовых актов, а приведение уже созданного массива законов в эффективную и удобную для применения систему! Кардинального повышения качества законодательства Нижегородской области можно добиться, лишь неукоснительно следуя Конституции, и не только ее букве, но и духу! Думаю, что Конституцию следует воспринимать как национальную идею, объединяющую всех, кто хочет и готов добиваться успеха для нашей страны!

Необходимо также широкое общественное участие граждан в законотворчестве! Мы многое сделали в этом направлении. Так, была максимально снижена планка, ограничивавшая законодательную инициативу граждан: сегодня для превращения инициативы в законопроект нижегородцам достаточно собрать 2 тысячи подписей. Все значимые региональные законопроекты получают не только экспертную оценку, но и выносятся на широкое общественное обсуждение. Наконец, любой нижегородец может обратиться к своему депутату с предложением через официальный сайт Законодательного Собрания в "Интернете".

Цели расширения общественного участия в законотворчестве служит и работа Молодежного парламента при Законодательном Собрании Нижегородской области. Через молодых инициативных ребят мы можем лучше раскрыть подрастающему поколению те возможности, которые дает им Конституция страны!

Безусловно, насущной проблемой сегодняшнего дня является повышение правовой культуры нашего общества!

Скажем честно, далеко не каждый россиянин читал Конституцию России. Необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы каждый школьник и студент, а в перспективе и каждый дееспособный гражданин осознанно и ответственно изучил положения Основного Закона!

Конечно, нельзя достичь правовой грамотности через "зубрежку" Конституции в школе или вузе. Нужна широкая, пронизанная творческим подходом, креативная по своей сути и многообразная по формам государственная программа этой работы.

Деятельность депутатов Законодательного Собрания в значительной степени ориентирована на правовое просвещение населения. В этом году в рамках мероприятий по подготовке к юбилею Конституции областными парламентариями, а также представительными органами власти муниципальных районов и городских округов дополнительно было проведено свыше 700 мероприятий – "Парламентские уроки", классные часы, посвященные Конституции России, конкурсы журналистских материалов.

Дважды Законодательным Собранием проводились "Парламентские дебаты" с участием студентов ведущих вузов Нижнего Новгорода.

Наверное, все обратили внимание на выставку детских рисунков и сочинений, представленную в холле Законодательного Собрания. Это лучшие произведения участников областного конкурса школьных творческих работ "Голос ребенка", также посвященного 20-летию Конституции.

Уверен, что правовая культура должна воспитываться со школьной скамьи и сопровождать человека практически всю жизнь, потому что знание законов, своих прав и обязанностей является непременным условием формирования гражданского самосознания и гражданского общества!

Уважаемые коллеги!

В заключение позвольте мне еще раз поздравить всех с нашим общим большим праздником - 20-летием Конституции Российской Федерации - и пожелать всем новых успехов в ответственной работе на благо Нижегородской области!

Спасибо за внимание.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка