Задачами курса являются



Сторінка1/3
Дата конвертації14.04.2016
Розмір1.12 Mb.
  1   2   3
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения дисциплины является усвоение студентами важных понятий социологии права для завершения формирования научного профессионального юридического мировоззрения.
Задачами курса являются:

- закрепить усвоение основных этапов развития науки социологии права особенностей формирования профессионального юридического мировоззрения; описания наиболее важных приемов, способов, используемых для получения юридического социологического знания;

- выработать умение применять полученные знания о социологических методах юридического познания в ходе собственного проводимого поиска, что особенно важно для научно-исследовательской работы;

- привить навыки анализа и осмысления, своевременной обработки и оформления полученных результатов творческих изысканий, проводимых в ходе изучения учебного курса.


II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРКЕ ООП
Курс «Социология» занимает важное место в мировоззренческой и профессиональной подготовке специалистов, входит в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, предусмотренных стандартам высшего профессионального образования.

Социология как наука об обществе является одной из составных частей гуманитарного образования. Социология дала начало таким наукам, как политология, политэкономия, эстетика, правоведение и др. Она раскрывает широкий спектр социальных процессов, помогает сформировать у студента четкие мировоззренческие и методологические позиции. Являясь интегративной междисциплинарной наукой, она тесно связана и находится под влиянием естественных наук: математики, демографической, экономической и социальной статистики, информатики, которые помогают ей в исследовании всех сфер жизни общества.

Плодотворна связь социологии с социальными науками: социологии и истории, социологии и философии, социологии и юриспруденции. Общеисторическая социология рассматривает проблемы данных наук в социальном контексте, выявляет роль изучаемых ими явлений в обществе и историческом процессе.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Реализация требований ФГОС ВПО к освоению соответствующих компонентов профессиональных компетенций при подготовке бакалавров по направлению Юриспруденция ОК-4, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-1, ПК-5 и на этой основе формирование у них теоретических знаний, практических навыков и умений по дисциплине «Социология».

В результате освоения дисциплины «Социология» студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями


Код

компетенции

(ФГОС)


Содержание компетенций

Направления подготовки


ОК-4

способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

030900

Юриспруденция



ОК-7

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

030900

Юриспруденция



ОК-8

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

030900

Юриспруденция



ОК-9

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы

030900

Юриспруденция



ПК-1

способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности

030900

Юриспруденция



ПК-5

способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

030900

Юриспруденция


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


Знать:

  • методы и средства поиска, систематизации и обработки правовой информации;

  • закономерности функционирования государства и права как социально-экономического явления и осознавать их проявления в развитии отечественной государственно-правовой системы;

  • роль государства и права в политической системе общества, в общественной жизни;

  • особенности конституционного строя, правового положения граждан, форм государственного устройства, организации и функционирования системы органов государства и местного самоуправления в России;

  • методы и средства правовой защиты интересов субъектов экономической деятельности, виды экономической, административной и уголовной ответственности за финансовые правонарушения.

Уметь:

  • применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации; оперировать юридическими понятиями и категориями;

  • анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;

  • принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять юридические документы; применять технико-криминалистические средства и методы;

  • правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебных экспертиз и предварительных исследований, анализировать и правильно интерпретировать содержание заключений эксперта (специалиста);

  • использовать тактические приемы при производстве следственных действий и тактических операций;

  • выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений, планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений;



Владеть навыками:

  • навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности;

  • юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами;

  • навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

  • навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики;

  • навыками разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права, принятия необходимых мер защиты прав;

  • навыками применения технико-криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации и изъятия следов и вещественных доказательств;

  • методикой квалификации и разграничения различных видов правонарушений;


IV. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

Вид учебной работы

Всего

часов


Аудиторные занятия (всего)

36/8

В том числе:




Лекции

12/4

Практические занятия и семинары (ПЗ)

20/4

Контроль самостоятельной работы

4/-

Самостоятельная работа (всего)

36/60

В том числе:




Курсовой проект (работа)

-

Расчетно-графические работы

-

Реферат

-

Другие виды самостоятельной работы




Вид промежуточной аттестации (зачет, диф.зачёт, экзамен)

4/4

Общая трудоемкость/ час.

72/72

Зач.ед.

2/2

Примечание:

Распределение часов для очной, очно-заочной и заочной форм обучения в тематическом плане представлено чрез дробь (54/28/8).

V. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Таблица распределения часов по темам и видам учебных занятий для бакалавров очной и заочной форм обучения
Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

Примерный тематический план1



п/п




Раздел

Дисциплины

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы

текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)



Форма промежуточной аттестации (по семестрам)







Всего аудиторных

Лекции

Практ.

занят.

Самост.

раб.







МОДУЛЬ 1 Социология как наука

1

Тема 1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.

3/1

1/1

2/1

3/5

-

3

Тема 2. Социальные группы и общности. Виды общностей.


3/1

1/1

2/1

3/5

Проверка конспектов

3

Тема3. Малые группы и коллективы. Социальная организация.


3/1

1/1

2/1

3/5

Проверка рефератов

4

Тема 4. Социальное неравенство, социальная стратификация, социальная мобильность


3/1

1/1

2/1

3/5

-




Модуль 2
















5

Тема 5. Социальное взаимодействие и социальные отношения

3/1

1/0

2/0

3/5

Проверка конспектов источников

6

Тема 6 .Общественное мнение как институт гражданского общества


3/1

1/0

2/0

3/5

Проверка рефератов

7

Тема 7. Культура как фактор социальных изменений

.


3/1

1/0

2/0

3/5




8

Тема 8. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация.


3/1

1/0

2/0

3/5







Модуль 3 Социальные структуры и их изучение.

9

Тема 9. Социальные изменения. Социальные революции и реформы


3/0

1/0

1/0

3/5

Реферат

10

Тема 10. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.


3/0

1/0

1/0

3/5

собеседование

11

Тема 11. Методы социологического исследования.

.


3/0

1/0

1/0

3/5




12

Тема 12. Методический (процедурный) раздел

.


3/0

1/0

1/0

3/5

Выполнение заданий




Диф. зачет КСР 4 часа.



















ИТОГО: 72 часа

36/8

12/4

20/4

36/60





.

VI. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки

Предпосылки социологии как науки.

Исторические и социокультурные предпосылки возникновения социологии. О.Конт – основатель социологии. Социологический проект О.Конта. Представление об объекте и предмете социологии. Место социологии в системе социально-гуманитарных наук.

Классические социологические теории. Натуралистическая теория Г.Спенсера. Психологическое направления в развитии социологии. Социология К.Маркса, Г.Зиммеля, Э.Дюркгейма, М.Вебера, В.Парето. Становление и развитие эмпирической социологии в 20-30 г.г. ХХ века. Исследования У.Томаса и Ф.Знанецкого. Американская индустриальная социология. Ф.Тейлор, Э.Мэйо. Современные социологические теории (функционализм, структурализм, структурно-функциональный анализ, теория социального конфликта, теория социального обмена, бихевиоризм, символический интеракционизм, этнометодология, феноменологическая социология). Социология как полипарадигмальная наука. Плюралистичность теорий, состязательность школ как особенности социологии.

Русская социологическая мысль: становление и развитие. Характеристика основных направлений. Социологические концепции Н.Данилевского, М.Ковалевского, Н.Михайловского, Н.Кареева. Социология в СССР. Теоретические и эмпирические исследования 70-90-х годов ХХ в. Современная российская социология.

Особенности профессии социолога и специфика его деятельности. Роль и статус социологии в российском обществе.

Структура социологического знания. Теоретическая социология. Социологические теории среднего уровня и отраслевые социологии. Эмпирическая социология. Макро - и микро - социология. Функции социологии: познавательная, диагностическая, мировоззренческая, управленческая, критическая. Социология и социальный прогноз.

Категориальный аппарат социологии.

Роль социологии в осмыслении социальных процессов и профессиональной деятельности педагога.
Тема 2. Социальные группы и общности. Виды общностей

Понятие “социальная группа”, её основные признаки. Социальные функции групп. Новые социальные группы российского общества.

Условия возникновения социальных общностей. Классификация социальных общностей. Номинальные и реальные общности, культурно-исторические общности, родственные, поколенческие, половозрастные общности, классовые, территориально-региональные, профессиональные, городские и сельские общности. Система взаимодействий общности (культура и субкультура, управление и самоуправление, смысловая символика и др.). Социальные общности как источник самодвижения, социальных изменений. Стадии развития общностей.

Проблема гибких (массовидных) и жестких общностей. Причины массовых образований. Теории динамики массовых процессов (эпидемиологическая, теория конвергенции, ценностно-ориентационная, мобилизационная).

Социальные движения: предпосылки и стадии развития. Политические движения (партии, народные фронты) Класс как социологическая категория. Основные трактовки классов (М.Вебер, К.Маркс). Стратификационный подход к классам (высший, средний, низший класс). Развитие марксистской теории классов в западной и отечественной социологии. Основные признаки классов. Неформальные молодёжные объединения. Проблема социальной идентификации. Функции социальной идентификации. Вопрос устойчивости социальной идентификации. Виды идентификации (функциональная и кросситуативная).

Тема3. Малые группы и коллективы. Социальная организация

Понятие «малая группа». Характерные признаки малых групп. Социальные функции малых групп. Типы малых групп: первичная и вторичная, формальная и неформальная, референтная и группа присутствия. Характер внутригрупповых отношении: сплочённость, конфликт, лидерство. «Групповое сознание»: ценности, нормы, идеалы. Роль малых групп в процессе формирования личности. Концепция социальной дистанции (П.Сорокин, Р.Парк, Э. Берджесс). Групповая динамика. Социометрия как метод изучения малых групп. Понятие «квазигруппа». Организация как формальная группа и система. Признаки организаций. М.Вебер об основных чертах идеального типа организации. Основные теоретические модели организации (организация как трудовой процесс, организация – машина, организация – община и др.) Формальная и неформальная организация. Социальная иерархия в организации. Система управления социальными параметрами сложных организаций. Виды организаций: деловые, общественные, ассоциативные. Малые группы и коллективы. Бюрократизм, патернализм, партнёрство как модели организационных отношений. Типы организационных структур. Конфликты в организациях. Проблема лидерства

Управленческое консультирование. Жизненные циклы развития деловых организаций. Патологии развития организаций. Бюрократия как форма организации современного общества, закономерности её функционирования. Формирование кадров государственного управления. Корпоративная культура. Факторы укрепления корпоративных ценностей. Социальная роль предприятий в России.

Тема 4. Социальное неравенство, социальная стратификация, социальная мобильность

Социальная структура, ее виды. Социально-классовая структура общества. Классификация социальных групп. К.Маркс, М.Вебер, Р.Дарендорф, А.Гидденс о социальном классе.

Социальная структура современного российского общества: состав, способы воспроизводства основных социальных групп, их функциональная роль. Динамика социальной структуры: дифференциация, интеграция, маргинализация.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Социальная стратификация – структурированная иерархизация общества. Теория стратификации П.А.Сорокина. Критерии стратификации. Уровни социальной иерархии: высший, средний, низший. Роль среднего класса в социальной иерархии. Особенности формирования и положения среднего класса в российском обществе.

Виды социальной стратификации. Одномерная и многомерная стратификация. Модели стратификационных систем. Стратификация в СССР и в современной России.

Стратификация и социальный статус. Статусная позиция социального субъекта. Достигаемый и предписанный статус.

Социостратификационная идентичность. Виды идентификации. Персональная и социальная составляющие идентичности. Уровень идентификации основных социальных групп российского общества. Мобильность как качество социальной структуры общества. Типы социальной мобильности. Межпоколенческая и внутрипоколенческая мобильность. Вертикальная и горизонтальная мобильность. Социальное восхождение и социальное нисхождение (индивидуальное и групповое). Объективные и субъективные показатели социальной мобильности. Интенсивность мобильности. Тип общества и характер мобильности. Особенности и основные каналы социальной мобильности в российском обществе.

Миграция как вид социальной мобильности. Типы миграции. Первичная и вторичная миграция. Экономическая, экологическая, этническая и романтическая миграция. "Волны" миграции и эмиграции в нашей стране. Социальный портрет мигранта. Новые мигранты. Проблемы миграции на Урале.



Тема 5. Социальное взаимодействие и социальные отношения

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Социальное действие как основа развития общества. М. Вебер о признаках и типологии социального действия. Анатомия социального действия. Обобщенная модель социального действия в работах Т. Парсонса. Механизм социального действия.

Социальная связь. Социальное взаимодействие как процесс, его основные признаки. Формы социального взаимодействия: социальные отношения, социальные институты, социальные общности. Социальное взаимодействие как фактор формирования социальных групп. Типология социального взаимодействия. Макро - и микро - уровень социального взаимодействия. Теории социального взаимодействия П.А.Сорокина и Т. Парсонса. Теории межличностного взаимодействия: теория обмена Дж. Хоманса, символический интеракционизм Дж. Мида, этнометодология Г. Гарфинкеля, теория управления впечатлениями Э. Гоффмана. Социальные регуляторы взаимодействия. Формирование основных видов социальных отношений. Социальные отношения зависимости и власти. Ресурсы власти. Основные подходы к анализу феномена власти. Власть как товар. Легитимность и легальность политической власти.

Тема 6 .Общественное мнение как институт гражданского общества

Понятие общественного мнения в социологии. Общественное мнение как состояние общественного сознания Структура общественного мнения. Общественное мнение и уровни общественного сознания. Двойственная природа общественного мнения. Функции общественного мнения. Характер и условия его формирования в современном обществе. Общественное мнение как социальный институт. Общественное мнение как фактор социальных изменений. Общественное мнение и власть. Общественное мнение и право. Опыт организации изучения общественного мнения в нашей стране и за рубежом.



Тема 7. Культура как фактор социальных изменений

Культура как фактор социальных изменений. Основные интерпретации культуры. Материальные и нематериальные элементы культуры. Основные элементы нематериальной культуры: язык, ценности, ценностные ориентации, социальные нормы, обычаи, традиции, ритуалы, табу. Социальные функции культуры (интегративная и дезинтегративная, регулирующая, социализирующая и др.). Культурная динамика: саморазвитие, диффузия, воспроизводство.

Образ жизни социальных групп и стандарты культуры. Особенности потребления и воспроизводства культуры социальными общностями. Массовая и элитарная культура, официальная и неофициальная, потенциальная и актуальная, субкультура и контркультура как отражение этих особенностей.

Культура как фактор социальной адаптации, стратификации и мобильности. Роль моды, цензуры и рекламы в процессе социальной идентификации и регуляции.

Конфликты в сфере культуры. Тенденции развития культуры в современном российском обществе.

Социология музыки. Социология чтения. Социология спорта. Социология досуга.

Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Тема 8. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация

Личность как предмет со­циологического анализа. Основные социологические теории личности (бихе­виоризм, концепция "зеркального Я" Ч. Кули и Дж. Мида, ролевая теория). Психологические и психоаналитические концепции личности (Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Эриксон).

Социальный статус личности. Статусный набор. Социальная роль. Ролевые требования и ролевые ожидания. Проблема социальной идентичности. Виды идентификации: "негативная", "реактивная" и полемическая.

Структура личности: понятие социального статуса. Самосознание, направленность деятельности. Типология личности. Малые группы и коллективы.

Социализация личности. Механизмы и этапы социализации личности. Эффект социализации. Влияние на процесс социализации классовых, этнических, культурных и др. факторов. Институты социализации. Кризис институтов социализации.

Адаптация и активность личности. Социализация и индивидуализация. Личность в кризисной ситуации. Российский человек как социальный тип, его основные черты.

Девиация и норма. Основные теоретические подходы к пониманию природы девиации: биологические, психологические, социологические. Отклоняющееся поведение и инновация. Отклоняющееся поведение и дезорганизация. Разнообразие форм и видов девиантного поведения.

Социальный порядок. Социальный контроль и девиация. Социальный контроль как механизм регламентирования социального поведения людей, форма саморегуляции социальной системы. Институты и механизмы социального контроля. Виды социального контроля: формальный, неформальный, групповой, универсальный. Особенности социального контроля в различных социальных группах (детский коллектив, ученический коллектив и др.). Личность как деятельный субъект.



Тема 9. Социальные изменения. Социальные революции и реформы

Понятие социального процесса. Социальный процесс как функционирование (воспроизводство), изме­нение и развитие. Модели социальных процессов: традиционная, иннова­ционная, интегративная. Социальное состояние: стабиль­ность, застой, кризис.

Социальные изменения. Основные теоретические подходы к анализу социальных изменений: эволюционизм; теория эволюции Т. Парсонса, марксизм, теории циклического развития, синергетика. Виды и структура социальных изменений. Социальная статика и социальная динамика О.Конта. Идеи социальных изменений в работах К.Маркса, Г.Спенсера, М.Вебера, Л.Гумпловича, П.Сорокина, Н.Данилевского. Теория социальных изменений П.Штомпки. Типы социальных изменений: стихийное и планируемое, качественное и количественное, длительное и кратковременное. Природа и уровни социальных изменений, действующие силы социальных изменений. Понятия «равновесие сил», «внутренние и внешние источники социальных изменений». Концепция социального прогресса. Проблемы социального прогресса и регресса, эволюции и революции в социологии. Формы социального состояния: стабильность, застой, кризис. Стадии и движущие субъекты прогресса. Концепции социальной эволюции. Социальные движения как источник социальных изменений. Социальные противоречия и их типы. Теория социального конфликта. К.Маркс, Р.Миллс, Л. Козер, Р. Дарендорф. Стадии развития конфликта. Классификация конфликтов. Причины появления конфликтов. Способы урегулирования социальных конфликтов.

Понятие модернизации общества. Основные подходы к проблеме общественной модернизации: модели роста, концепции достижения целей, аграрные проекты и технологические подходы. Социальные революции и реформы. Модели модернизации. Модернизация российского общества.



Тема 10. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе

Представления о мировой системе. Теория глобального общества И. Валлерстайна. Глобализация общества. Глобализация и локализация. Глобальные мировые сообщества как объект социологии. Всемирная экономическая, политическая, культурная интеграция. Мировое разделение труда. Миграция капитала и человеческих ресурсов. Стандартизация законодательства. «Вестернизация» и американизация. Рост международной торговли. Теория конвергенции. Место России в мировом сообществе.



Тема 11. Методы социологического исследования

Социологическое исследование и его функции. Виды социологических исследований. Этапы социологического исследования. Проблема достоверности и надежности социологической информации. Качественная и количественная стратегии.

Программа социологического исследования как теоретическая разработка подходов, путей изучения и разрешения конкретной проблемы. Структура программы.

Методологический раздел программы социологического исследования: теоретическое осмысление и формулирование проблемы исследования, определение целей и задач социологического исследования, объекта и предмета, формулирование гипотез. Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий, отбор системы показателей.



Тема 12. Методический (процедурный) раздел

Сплошное, монографическое и выборочное социологическое исследование. Виды и типы выборки. Проблема репрезентативности выборки. Ошибки выборки.

Методы социологического исследования. Анализ данных социальной статистики.

Опрос в социологическом исследовании: его роль, основные преимущества и недостатки, виды опросов. Вопрос как метод получения информации.

Наблюдение в социологическом исследовании, его особенности. Виды наблюдения.

Понятие документа. Классификация документов. Анализ документов в социологии.

Эксперимент в социологии.

Специфика методов сбора первичной социологической информации в рамках качественной стратегии: глубинное интервью, фокус-группа, биографическое интервью, включенное наблюдение и др.

Методы обработки данных. Анализ и оформление результатов исследования.

Возможности практического использования полученных данных в профессиональной деятельности педагога.


  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка