Задача «Есть или не есть?»




Сторінка1/14
Дата конвертації25.04.2016
Розмір1.9 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Задачи на грамотность чтения


Содержание

Введение 3

Типы текстов и способы их использования в учебных заданиях 3

Типы задач на грамотность чтения 4

Информационный шум 5

6. Перевод на предметный язык 6

Читатель 6



Характеристика задачи (профиль) 9

Задача «Полиглот» 10

Задача «Есть или не есть?» 18

Задача «Хочу быть кроликом» 26

Задача «Статьи о молодежи» 30

Задача «Она» 36

Задача «Кухонные часы» 40

Задача «Ночью ведь крысы спят» 48

Задача «Затеси» 52

Задача «Анчар» 62

Задача «Как читать “Капитанскую дочку”?» 68

Задача «Три похищения» 83

Задача «Плагиат» 90

Введение

Типы текстов и способы их использования в учебных заданиях

В документах PISA дана типология текстов, использованных в заданиях. Тексты характеризуются по структуре (сплошной/несплошной), по ситуации (контексту) использования/ функционирования данного текста (для личных целей, для общественных целей, для рабочих целей, для получения образования). Кроме того, есть указания на жанровое разнообразие текстов (без перечня жанров), а также типология, совмещающая в себе традиционное для нашей школы деление текстов на описание, повествование, рассуждение и деление на основе целевой установки (объяснение, аргументация, инструкция).

Наша задачей было сравнить тексты (или, точнее, типы текстов), которые взяты в заданиях PISA, и способы их использования с текстами, которые используются в отечественной учебной литературе.

Существенным мы считали сравнение:



  1. по сферам употребления/функционирования текстов, из которых они «извлече-ны»;

  2. по особенностям включения текстов в учебный (тестовый) материал;

  3. по способам отбора текстов для учебных (контрольных) целей.

Для решения поставленной задачи все тексты, использованные в заданиях PISA, были определены с точки зрения сферы их функционирования и жанровой принадлежности.

В результате получился следующий список основных сфер функционирования текстов:

1) СМИ (научно-популярные тексты, тексты с общественно-значимой тематикой, реклама);

2) бытовая, или повседневная сфера (услуги, покупки, передвижение, здоровье);

3) деловая, или официальная;

4) эстетическая, или художественная;

5) учебная.


Аналогичный список на основе анализа наших учебников состоит из двух основных пунктов: учебной сферы и художественной. Обращение к текстам повседневной, деловой сфер общения и к текстам из СМИ предполагается при изучении функциональных стилей в курсе русского языка. Кроме того, можно встретить неучебные тексты и в курсах обществознания, истории, права, но их функция значительно отличается от функции аналогичных текстов в рас-сматриваемых материалах PISA.

Основные отличия можно сформулировать следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Тексты в заданиях PISA

Тексты в отечественной учебной литературе

1. Тексты группируются вокруг человека, т.е. исходным является представление о том, с какими текстами и в каких ситуациях сталкивается современный человек, какие коммуникативные, организационные, инфор-мационные задачи ему приходится решать. Иными словами, исходным является пред-ставление о текстовом окружении совре-менного человека, принадлежащего опре-деленной культуре, и соответственно, пред-ставление о функциональной грамотности.

2. Привлеченные тексты «тянут за собой» ситуацию их функционирования: задачи, которые ставятся по отношению к этим текстам, аналогичны реальным задачам, возникающим в жизненных ситуациях встречи с подобным текстом. Происходит, если можно так сказать, «примерка» раз-личных коммуникативных ролей.



1. Тексты группируются вокруг предме-та, вокруг концепции авторов учебника, в лучшем случае – вокруг проблемы. Привле-ченные из других сфер тексты иллюстрируют утверждения, ход мыслей авторов учебника.

2. Привлеченные тексты «отрываются» от ситуации, в которой они возникают, и становятся материалом для постановки и решения иных, не свойственных им задач (Самый простой пример: вставить про-пущенные буквы в отрывок из худо-жественного текста). Косвенным свиде-тельством такого отрыва и использования неучебных текстов как материала для «рассуждений по поводу» является мас-совая практика преподавания литературы, при котором оказывается возможным не читать самого произведения, но быть ус-пешным в этом предмете.

Коммуникативная роль ученика остается неизменной.


Российский школьник чаще всего имеет дело с логически выстроенными, не-противоречивыми, «сглаженными» учебными текстами, из которых исключена «не-нужная» информация. Такой текст специальным образом «приспособлен» для ситуации обучения.

Тексты, включенные в задания PISA, представляют собой не специально созданные для учебных целей тексты (так называемые учебные), а тексты, взятые из «реальной жизни», из других сфер. Это отличие носит принципиальный характер, так как даже при общности тематики мы имеем дело с совершенно разными «текстовыми устройствами» и установками на адресата.

При разработке задач мы старались расширить круг текстов, с которыми привыкли работать наши школьники.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка