«Яко свеча на подсвечнике…»: преподобный Авраамий – великий просветитель земли Смоленской



Сторінка1/7
Дата конвертації12.04.2016
Розмір1.9 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7


«Яко свеча на подсвечнике…»:

преподобный Авраамий – великий просветитель

земли Смоленской
Организационно-практические материалы

Лукашенкова Жанна Васильевна,

учитель русского языка, литературы и православной культуры,

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 города Смоленска
Данные материалы прошли внешнюю экспертизу:


  1. Конкурс работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью

«За нравственный подвиг учителя»; муниципальный этап;

номинация «Лучшая методическая разработка года»

Диплом II степени – 2011 год

(Департамент Смоленской области по образованию и науке).



  1. I-ый Московский региональный конкурс

«Лучший учитель Православной культуры»

Диплом I степени – 2012 год

(Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет;

Московский интитут открытого образования (лаборатория

истории и культуры религий мира, кафедра ЮНЕСКО).

СОДЕРЖАНИЕ







Стр

Введение

актуальность конкурсных материалов……………………………………..

цели и задачи конкурсных материалов…………………………………….

структура конкурсных материалов…………………………………………



Раздел I

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ: МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ К УРОКАМ «СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНЫЙ АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ»………………….

Творческое чтение…………………………………………………………..

Работа с понятиями, обозначающими духовно-нравственные категории……………………………………………………………………..

Использование наглядных средств обучения……………………………..

Творческие задания………………………………………………………….

Характеристика святого……………………………………………………..

Рефлексия ……………………………………………………………………

Домашнее задание как продолжение работы на уроке……………………

Реферирование ………………………………………………………………

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА……………………………………………………………..

Классные часы………………………………………………………………

Экскурсии……………………………………………………………………

Научное общество школьников……………………………………………


Раздел II

РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ……………………………………………………………...

  • «Преподобный Авраамий Смоленский. По страницам жития» (информационная беседа)………………………………………………….

  • «Преподобный Авраамий, архимандрит Смоленский – «лествица высокого благочестия духовного» (работа с текстом житийной литературы)…………………………………………………………………

  • «Житие Авраамия Смоленского и определение типа подвига» (урок с применением проектных технологий)……………………………………..

  • «Святой преподобный Авраамий Смоленский: ученый, оратор, воин духовных рубежей…» (занятие с элементами творческой мастерской)

  • «Просветитель земли Смоленской Авраамий: жизнь и подвиги» (семинар)……………………………………………………………………..

  • «Невидимая святость. Есть ли праведники в современном мире?» (проблемная беседа)…………………………………………………………


СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ………………………………..

«Преподобный Авраамий – просветитель земли Смоленской» (театрализованное представление)


Раздел III

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ……………………………………….

  • Преподобный Авраамий и подвижническая традиция нашего времени.

  • Подвиги Авраамия Смоленского. Юродство и духовное наставничество как формы служения ближнему.

  • Странички жития святого Авраамия Смоленского.

  • Удивительные подвиги Авраамия Смоленского: дар слова, пост и смирение.

  • Как мы понимаем жизнь и подвиги Авраамия Смоленского, святого XIII века.

  • Образ святого Авраамия Смоленского.

  • Жизнь и подвиги Авраамия Смоленского.

  • «Светлый подвиг жизни и терпения» подвижника и просветителя земли Смоленской преподобного Авраамия (реферат).

  • «В благочестной семье родился наш святой…» (стихотворение).


Раздел IV

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ………………..

  • «Духовные соты»: интерпретация ключевых духовных категорий и нравственных понятий……………………………………………………..

  • Справочный материал: термины, используемые на занятиях……………

  • «Богородицкое – место духовных подвигов святого преподобного Авраамия Смоленского»……………………………………………………

  • «О святости»…………………………………………………………………

  • «О монашестве и монастырях»……………………………………………..

  • «О юродивых Христа ради»………………………………………………...

  • Подборка стихотворений……………………………………………………

  • Афоризмы, высказывания, сентенции



Заключение…………………………………………………………………………..

Литература, интернет-ресурсы …………………………………………

4

5



6

7

9


9

16

17



19

20

21



23

24

24



24

26
26


26
33
37
43
48
49
55

61

85


100

102


104

105


109

110


112

113


114




Введение
Есть имена, которые выступили за границы времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века своим благотворным действием, так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица его сделавшего, в сознании этих поколений, постепенно спадало все временное и местное…

и самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Такие люди становятся для грядущих поколений путеводителями, и люди целые века благоговейно почитают их память, чтобы не забыть правила, ими завещанные.



В.О. Ключевский
Одна из публицистических работ Ю. Н. Афанасьева, историка, публициста, доктора исторических наук, начиналась так: «В наш практический и деньголюбивый век...». XXI век, к сожалению, тоже не избавился от этих пороков человеческого бытия. Но, преодолевая низкое в себе, поднимая глаза к Небу, перешагивая через «жирное счастье», вечно стремится человек к высшему. Выдержать этот путь помогает духовная литература, примеры жизни святых.

Смоленщина является местом жизненных подвигов, родиной многих известных исторических и церковных деятелей, оставивших глубокий след в истории России, как светской, так и духовной. К ним можно отнести, например, выдающегося деятеля Киевской Руси Климента Смолятича, много потрудившегося для общерусской истории; Петра Дмитриевича Барановского, исключительного реставратора, вся жизнь которого была посвящена изучению и спасению культурного наследия не только Смоленской земли, но и России.

Смоленская земля дала миру немало святых мужей. Среди них следует упомянуть имя благоверного князя Ростислава, учредившего в 1136 г. в Смоленске самостоятельную ар­хиерейскую кафедру. В страшные годы ордынского нашествия Смоленск был спасен воином-мучеником Меркурием от разорения, который с небольшой дружиной одержал победу над многочисленным и жестоким врагом. Следует вспомнить также о преподобном Симоне — ученике и ближайшем соратнике преподобного Сергия Радонежского и бывшем архимандрите одного из смоленских монастырей. Образцом благочестия и нравственности может служить подвиг благоверной княгини Иулиании Вяземской, принявшей мучениче­скую смерть в 1406 г. за то, что не пожелала нарушить священных уз брака и супружеской верности. К началу XVI века относятся подвижнические труды и молитвен­ные подвиги преподобного Герасима Болдинского.

Заслуживают особого упоминания великие православ­ные миссионеры, несшие свет Христовой истины разным народам, как в Российской державе, так и за ее пределами. Это епископ Питирим Тамбовский (1645-1698), архимандрит Макарий (Глухарев) (1792-1847), архиепископ Японский Николай (1836-1912). Все они родились на Смоленской земле, здесь проходило их становление как пастырей. Святостью сияют новомученики и исповедники Российские: Иоанн Попов(1867–1938), преподобномученик Владимир (Волков) (1878-1938), священномученик Феодор (Недосекин) (1889-1942); священномученик диакон Елисей (Штольдер) (1883 - 1937); святой праведный пресвитер Петр Великодворский, исповедник (1888 — 1972); священномученик Макарий (Гневушев), епископ Орловский (1858-1918); священномученик Стефан Крейдич (1874-1937); священномученик Иаков (Леонович) (1876-1937); священномученик Владимир (Хираско) (1874 -1932); священномученик Серафим (Остроумов), епископ Смоленский и Дорогобужский (1880 - 1937), священномученик Владимир Лозина-Лозинский (1885-1937)…

Особое место среди смоленских святых занимает преподобный Авраамий, которому посвящены натсоящие конкурсные материалы. Духовный путь этого святого отмечен удивительным сочетанием высокой подвижни­ческой жизни аскета, праведника и молитвенника с активным обще­ственным служением, стремлением нести в мир свет и духовное обновление.

Ушедший в историю 2010 год был ознаменован круглой датой – 800-летием со дня основания Смоленского Спасо-Преображенского Авраамиевого мужского монастыря; и 838 лет со дня рождения святого Авраамия Смоленского. 2010 год президентом Российской Федерации был объявлен годом учителя. Этот же год епископ Смоленский и Вяземский, Владыка Феофилакт, назвал годом Авраамия Смоленского. И не случайно. Святой Авраамий по праву считается одним из первых духовных учителей земли Смоленской, который свои многочисленные таланты и блестящую образованность отдавал просвещению населения.


Цели и задачи конкурсных материалов
Данные конкурсные материалы представляют собой попытку систематизации и обобщения методического и педагогического опыта учителя в построении занятий, посвященных преподобному Авраамию. Конечная цель методических разработок – воспитание такой личности учащегося на примере жития преподобного Авраамия Смоленского, который способен достойно и ответственно жить в своей стране. Данные материалы могут оказать практическую помощь учителю в подготовке и проведении занятий и внеклассных мероприятий, посвященных жизни и подвигам святого, обеспечат необходимым методическим инструментарием для поиска оптимальных способов преподавания темы.
Структура конкурсных материалов

Материалы структурированы по разделам:



  • в 1 разделе описывается методический инструментарий, который используется для конструирования уроков и внеклассных мероприятий.

  • 2 раздел предлагает разработки уроков, сценарии классных часов и внеклассных мероприятий.

  • 3 раздел содержит творческие работы детей и молодежи (сочинения-эссе, реферативные работы, стихотворения).

  • 4 раздел - дополнительные справочные и дидактические материалы: 1) «Духовные соты» (ин­тер­пре­тация клю­че­вых духов­ных ка­те­го­рий и нравственных понятий, которые используются учителем при построении уроков темы «Святой преподобный Авраамий Смоленский»); 2) справочный материал для учителя и учащихся; 3) подборка стихотворений.

Дополнительный материал позволит учителю по-своему корректировать, расширять поурочный и сценарный внеклассный материал, а также разрабатывать новые занятия и мероприятия по теме «Святой преподобный Авраамий Смоленский».

Методический инструментарий первого и второго разделов предполагает культурологический подход в изучении жизни и подвигов преподобного Авраамия в их духовно-краеведческом аспекте. Материалы связаны с изучением курсов истории России (периода Киевской Руси), литературы Древней Руси, истории и литературы Смоленского края.

Представленные на конкурс методические материалы не претендуют на исключительность, хотя успешно апробированы автором на практике. Каждому учителю-практику понятно, что любую разработку можно дополнить и улучшить: совершенство недостижимо. Материалы рекомендуются коллегам как примерные для собственного творческого использования. Рассчитаны на учителей образовательных учреждений, преподающих духовно-нравственные дисциплины. Однако могут быть полезны и классным руководителям при подготовке различных воспитательных мероприятий краеведческого характера.
РАЗДЕЛ I

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Произведение житийной литературы для ребенка - это образ святого человека, сюжет, связанный с образом. А святой человек - это носитель самых разнообразных эмоциональных ситуаций, духовно-нравственных идеалов. Погружаясь в мир жития святого, ученик, вольно или невольно, вступает в отношения с этим миром, следует по духовному пути развития святого, решает нравственные задачи, ищет смысл жизни. Работа с текстом жития решает педагогические задачи воспитания личности учащегося. Определим эти задачи:

- через анализ сюжетов жития и характеристику образа святого восполнить у учащихся недостаток представлений о нравственной и духовной жизни, расширив при этом эмоциональное и духовно-нравственное поле личности ученика;

- открыть на примере жизни святого неизвестные ученику нравственные чувства, мысли, стремления, такие как: смирение, покаяние, целомудрие, нищелюбие и др.; способствовать желанию ученика дать им комментарий;

- приобщить к миру новых для ребенка ценностей.

Житийная литература предлагает учащимся познание мира в специфической – духовно-нравственной - области, которая недоступна для таких наук, как физика, математика, химия, и лишь в известной степени доступна гуманитарным дисциплинам: истории и литературе. Гуманитарные дисциплины дают учащимся синтетическое, целостное
понимание человека и человеческого общества во всем разнообразии его жизни и в прошлом, и в настоящем.

Настоящий методический инструментарий предполагает культурологический подход к изучению жизни и подвигов преподобного Авраамия в их духовно-краеведческом аспекте. Тему «Святой Авраамий Смоленский» возможно связать с изучением курсов истории России (периода Киевской Руси), литературы Древней Руси, истории и литературы Смоленского края. Поэтому возможно в ходе построения уроков опираться на знания, умения и навыки, полученные учащимися при изучении этих предметов. Считаем, что уроки о святом должны быть повышенно эмоциональны и в то же время торжественны.

Сегодня жизнь человека заполнена поиском средств к жизни, которые стали самоцелью, поэтому приоритет ценностного подхода в изучении агиографического жанра в современной школе очевиден. На учебных занятиях и внеклассных мероприятиях о святом Авраамии Смоленском обсуждаются вечные ценности. Этот вопрос можно связать с основной темой русской литературы - противоборством двух стремлений - к сокровищам небесным и сокровищам земным. Современные дети легко и быстро вступают в спор по этому вопросу, справедливо определяя, что человек не может вовсе обходиться без земных благ. Но как определить, какие блага для души человека важнее, какие сокровища собирал и умножал в своей жизни преподобный Авраамий? Человек вполне определенно ощущает, к чему прикипает его сердце, что в жизни для него предпочтительнее, если вслушивается в голос совести. Иисус Христос обозначил критерий выбора ясно: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Житие Авраамия Смоленского, как и вся литература Древней Руси, выбор определяет четко: быть с Христом, служить ближнему ради любви к Богу.

На примере образа Авраамия Смоленского говорим о важных жизненных ценностях:



  1. о путях духовного совершенствования человека;

  2. о важности общественного служения и милосердия;

  3. о подчинении плоти духу христианской любви.

……………………………………………………………………………………………………………………………..


МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ К УРОКАМ

«СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНЫЙ АВРААМИЙ

СМОЛЕНСКИЙ»
Наиболее эффективными урочными приемами и методами, позволяющими решать задачи духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения на примере святого Авраамия Смоленского, представляются следующие:


  1. Творческое чтение.

  2. Работа с понятиями, обозначающими духовно-нравственные категории.

  3. Использование наглядных средств обучения.

  4. Творческие задания.

  5. Характеристика святого.

  6. Рефлексия.

  7. Домашнее задание как продолжение работы на уроке.

  8. Реферирование.

Рассмотрим некоторые из них.

  1. ТВОРЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ

Предлагаем интересный прием этого метода - интуитивно-сотворческий (или абдукции - угадывания). Он «работает» во время первоначального чтения Жития Авраамия, то есть на первом уроке темы. Учитель во время чтения делает остановку и опускает одно из событий. Это событие ребенку надо восстановить. Интересны такие пропуски в проблемных поворотах сюжета. Как поступит Авраамий - богатый наследник - после смерти родителей? Почему вы так думаете/предполагаете? Как поступил праведник у автора жития? Поразмышляйте, почему?

Особенно интересен пропуск финальной части жития, в которой говорится о гонениях на Авраамия. Часто у детей после собственных построений финала авторский вызывает удивление и заставляет размышлять о личностных качествах святого еще долгое время после урока. Таким образом, этот метод уже на первом уроке об Авраамии проблематизирует ситуацию и навязывает читателю роль активного «сотворца» жития.

Можно на первом уроке предложить учащимся комментированное чтение текста с целью пошаговой записи плана «Жития Авраамия Смоленского», поскольку произведение написано сложно.


  1. РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ, ОБОЗНАЧАЮЩИМИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАТЕГОРИИ

Предлагаются выдержки из «Жития» Авраамия Смоленского, написанного преподобным Ефремом, учеником святого. Фрагменты содержат «специфические» слова (церковно-славянские; устаревшие; слова, которые уходят из активного употребления), истинное значение которых забывается. Например, окормлять, подвиг, грех, целомудрие. Значение таких слов детям неизвестно, а они чрезвычайно важны для воспитания молодого поколения, поскольку цель уроков духовно-нравственных дисциплин - дать раз­виться всем внутренним силам человека так, чтобы он был способен достойно обустроить земную жизнь. Возможно, что сложной серьезной работе над православным понятием необходимо отвести весь урок или большую его часть. При подготовке такого урока важно использовать труд схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Симфо­ния», составленный по творениям святителя Тихона Задонского. Поясним почему. Труд «Симфония» рекомендован Министерством образова­ния как книга для учителя по духовно-нравственному воспитанию и уже в течение не­скольких лет широко используется в педагогической практике. «Симфония» Иоанна Маслова возвращает многим понятиям их подлинный, давно забытый смысл. Использование труда Иоанна Маслова способствует развитию умения учащихся использовать дополнительную литературу.

Поясним сказанное на примерах работы с такими понятиями:




Смирение


Покаяние

Грех


Подвиг

Целомудрие


Милосердие


СМИРЕНИЕ

Особое внимание в житие святого уделяем подвигу СМИРЕНИЯ. Смирение, пожалуй, одно из главнейших подвигов Авраамия Смоленского. Когда на Авраамия начались гонения, святой смиренно принял это! Спрашиваем учеников «Что такое смирение?», ребята молчат, не знают или начинают гадать. Открываем толковый словарь русского языка, там сказано, что смирение - это способ­ность подчинять свою волю другому. Подросткам не нравится такое качество, они не хотят никому под­чиняться и слушаться вопреки своей воли, поэтому для них смирение входит в разряд негативных. Открываем «Симфонию», читаем. Там поясняется, что смирение дает способность видеть истину. Дети удивляются: «А мы что, не видим? А что та­кое истина? А почему мы не видим? Как эту способность приобрести?» Так обучающиеся выводятся на очень интересный, глубокий раз­говор с обязательной характеристикой образа святого Авраамия.

Может начаться работа над понятием СМИРЕНИЕ с домашнего задания, где учитель просит детей дать определение слова с обращением к анализу собственного опыта (!).

Каждая страничка жизни святого – это описание поступков, дел, внутреннего состояния человека, достигшего обожения. Постоянная работа над собой - таково движение преподобного Авраамия к смирению. Смирение – это спо­соб­ность жить с ми­ром в ду­ше, спо­кой­ное вос­при­ятие и участие в про­ис­хо­дя­щем. В на­шем не­про­стом XXI веке, где мно­го агрес­сии и не­га­ти­ва, нам не­об­хо­ди­мо взять смирение за руководство жизни, по­нять на примере Авраамия, что муд­рость и счастье - в смирении. Ам­вро­сию Оп­тин­скому при­над­ле­жат уди­ви­тель­ные сло­ва о том, что да­же ес­ли не­бо при­жмет­ся к зем­ле, то смиренному че­ло­ве­ку не бу­дет страш­но.

Образ Авраамия есть образ смирения, потому как он, полагаясь на Господа, терпел унижения неправедного суда, тюремное заточение. Смире­ние есть внут­рен­ний стер­жень че­ло­ве­ка, ду­хов­ная муд­рость и духовная сила.

В ходе работы над понятием выстраивается такой ряд контекстуально синонимических слов: Смирение - милосердие - жертвенность - верность - послушание - прощение - самоотвержение - христианский подвиг – смиренномудрие – долготерпение - любовь. Смире­ние про­ти­во­по­лож­но гор­до­сти, которая служит причиною всех нравственных падений, тщеславию или самолюбию.


ГРЕХ

Есть понятия, которые сегодня не использу­ются многими педагогами, но без которых пол­ноценная педагогическая деятельность невоз­можна. Это, например, понятие греха. Слово грех греческого происхождения, что обозначает «про­мах, не­по­па­да­ние в цель». В церковном понимании грех – это рана, которую человек наносит своей душе. Грех разрушает целостность человеческой природы, омрачает ум. В Свя­щен­ном Пи­са­нии грех пред­став­ля­ет­ся под об­ра­зом бо­лез­ни, а отпуще­ние гре­ха – под об­ра­зом ис­це­ле­ния.

Помрачение разума духовенства, злословящего преподобного Авраамия, не было ли болезнью души? Осознание своей неправоты, испрашивание прощения за заблуждения, привело к исцелению. Со своими грехами телесными и душевными приходили к Авраамию люди, просили духовной помощи, совета.

Грех – это то, что ме­ша­ет че­ло­ве­ку лю­бить близ­ких. Это то, что раз­де­ля­ет лю­дей, то, что де­ла­ет че­ло­ве­ка бес­ко­неч­но оди­но­ким. Греховные от­но­ше­ния ме­ж­ду людь­ми те, ко­то­рые ве­дут к раз­ры­ву, разделе­нию, на­прав­ле­ны не на­встре­чу друг дру­гу, а на се­бя. Отношения разных людей к Авраамию были различны. Прихожане любили преподобного, текли полноводной рекой к своему ДУХОВНИКУ (ещё одно новое слово для учащихся), чтобы поучиться исполнению заповедей Христовых, благому деянию, получить духовный совет. Благочестивые смоляне, вооруженные крепкой верой в помощь Божию, заступались за Авраамия во время гонений. Смоленское духовенство, видящее в притягательной силе личности Авраамия угрозу для собственного благополучия, завидовали, злословили на него, обвиняли в колдовских хитростях. Ученики преподобного не оставляли своего учителя в годину испытаний, разделяли тяготы судилища и заточения, которым он подвергся. Один из учеников, Ефрем, после кончины преподобного создал житийную повесть, в которой стремился как можно полнее донести до читателя образ своего наставника... Были ли взаимоотношения священнослужителей и Авраамия греховными? Были ли отношения прихожан к своему пастырю благими? Ко­гда мы с учащимися размышляем об этих отношениях, то в пер­вую оче­редь, ищем не внеш­ние проявления (в по­ве­де­нии или фор­ме от­но­ше­ний), а пытаемся разобраться: они способствуют лю­бви к ближнему или ве­дут к не­люб­ви, к раз­ры­ву?

Ка­те­го­рию «Грех» учащиеся наполняют такими понятиями: об­ман, кра­жа, пре­да­тель­ст­во, раз­дра­же­ние, крик, уни­же­ние, зло­сло­вие, гор­дость, са­мо­лю­бие, об­жор­ст­во, жад­ность, за­висть, гнев, зло­ба, кле­ве­та, убий­ст­во, сквер­но­сло­вие, уны­ние. Ожи­дае­мый ре­зуль­тат над понятием «грех» — осоз­на­ние гре­хов­ных ка­честв че­ло­ве­ка, а значит их духовной слабости; раз­мыш­ле­ния о них, стрем­ле­ние к ис­ко­ре­не­нию в се­бе гре­хов­ных ка­честв.


ЦЕЛОМУДРИЕ

Толковый словарь русского языка Дмитрия Николаевича Ушакова определяет слово «целомудрие» как добродетель, строгость в нравственном отношении.

Целомудрие – это скромность, которая проявляется во всех отношениях (во взглядах, в одежде, в мыслях, в поведении, в речи). Синонимы к слову: безукоризненность, безупречность, здравомыслие, безгреховность, неиспорченность, чистота, непорочность, нравственность, невинность, честь, честность, безгрешность, скромность.

Целомудрие – значит нетронутость. В день духовного рождения у подножия Голгофского креста, путём прощения, человечество получило кристальную внутреннюю чистоту. Преподобный Авраамий Смоленский сохранял её нетронутой грехом на протяжении всей своей жизни. Целомудрие Авраамия проявлялось в его внутренней чистоте, цельности мировоззрения, мыслях и поступках, которые не обусловливались внешними факторами.

Целомудрие относится к целостному составу человека. Отсюда и само слово "цело-мудрие". Святые отцы говорят об этой целостности как о том правильном устроении души и соответствующем состоянии тела, которые заповеданы Христом. Целомудрие требует огромной силы человека внутри себя. Преподобный Авраамий является образцом такой проявленной силы.

Слово «целомудрие» и синонимические ему словосочетания уходят из современного языка. О чем это говорит?..


ПОКАЯНИЕ и СТРАШНЫЙ СУД

Преподобный Се­ра­фим Саровский как-то за­ста­вил двух мо­на­хинь вне­сти на ко­ло­коль­ню кам­ни: одну – тя­же­лый ка­мень, а дру­гую – груд­ку мел­ких, но по од­но­му ка­меш­ку. Пер­вая, хо­тя и с тру­дом, но вы­пол­ни­ла свое по­слу­ша­ние. Вто­рая при­зна­лась, что ее по­слу­ша­ние ей не под си­лу. «Так вот и гре­хи на­ши, - по­яс­нил им пре­по­доб­ный, - при од­ном, хо­тя бы и тя­же­лом гре­хе, мы еще име­ем си­лу, что­бы по­ка­ять­ся, но ес­ли гре­шим непре­рыв­но, хо­тя бы и ма­лы­ми гре­ха­ми – у нас нет уже воз­мож­но­сти к по­кая­нию». В своих ярких проповедях преподобный Авраамий призывал своих современников к раскаянию грехов (покаянию) перед лицом грядущего Страшного Суда. Характерной чертой святого Авраамия были непрестанные размышления о Страшном Суде. Им даже собственноручно были написаны две иконы («Страшный суд» и «Мытарства небесные»), украсившие монастырь Святого Креста в Смоленске и Богородичную церковь в Селище (в пяти поприщах к востоку от Смоленска). Для преподобного «мерой всех вещей» являлось именно это событие – Страшный Суд и подготовка к нему через покаяние.

Раскаяние греха (покаяние) рассматриваем как понимание совершенного проступка, как от­ре­че­ние от зла, как путь к ис­прав­ле­нию себя. Гре­че­ское сло­во по­кая­ние (metanoeo - «ме­та­нойя») оз­на­ча­ет «измене­ние». Из­ме­не­ние серд­ца, ра­зу­ма, об­раза жиз­ни. По­кая­ние есть пере­ро­ж­де­ние, внут­рен­няя пе­ре­строй­ка. Это спо­соб­ность уви­деть се­бя гла­за­ми ближ­не­го, уме­ние под­верг­нуть бес­при­стра­ст­но­му су­ду свои мысли и по­ступ­ки – готовность к духовному труду над собой.

Хри­сти­ан­ское по­ни­ма­ние то­го, что та­кое по­кая­ние, спо­соб­ность искрен­не ка­ять­ся да­ет­ся ре­бен­ку не сра­зу. Свет­ское по­ни­ма­ние сло­ва «каять­ся» - зна­чит, ис­крен­не огор­чать­ся тем, что ты при­чи­нил боль, ранил чув­ст­во дру­го­го че­ло­ве­ка, и ес­ли нет та­ко­го ис­крен­не­го огор­че­ния, то не сто­ит и про­ще­ния про­сить – это бу­дет фаль­ши­во. А для христианина «по­кая­ние» оз­на­ча­ет боль за то, что ты огор­чил Бо­га, был не­ве­рен Бо­гу, не­ве­рен то­му об­ра­зу, ко­то­рый Бог вло­жил в те­бя.



Ожи­дае­мый ре­зуль­тат — осоз­на­ние то­го, что по­кая­ние — это путь нравственного совершенствования, спо­соб­ность к са­мо­кри­ти­ке и внутрен­не­му су­ду над со­бой, путь подвига.
ПОДВИГ

Словарь современного русского языка трактует подвиг только как акт са­мопожертвования во имя чего-либо. Между тем «Симфония» Иоанна Маслова раскрывает значение подвига как ежедневно необходимого внутреннего состоя­ния человека, потому что без подвига невоз­можно стать нравственным человеком, достичь совершенства. Кстати, и понятие совершен­ствования так же глубоко раскрывается в «Симфонии».


МИЛОСЕРДИЕ

Учащиеся, читая житие преподобного, удивляются щедрости и особому вниманию Авраамия к сиротам и вдовам. Монах отдавал им последнее, что у него было. Закон, по которому жил святой, заключен в его же словах: «Человек создан не для того, чтобы пить, есть и одеваться в красивые одежды, а для того, чтобы служить Богу, служить людям!». Ми­лость в от­но­ше­нии к ближ­ним – это спо­соб­ность че­ло­ве­ка дей­ст­вен­но от­клик­нуть­ся на чу­жую бе­ду. Ми­ло­сер­дие сравниваем с тка­нью, в ко­то­рой на­креп­ко пе­ре­пле­та­ют­ся ни­ти человеческих су­деб. Раздать свое богатейшее наследство нищим, помогать сиротам и вдовам – на такие подвиги способно только сострадательное сердце.

На­пол­не­ние ка­те­го­рии «Ми­ло­сер­дие»: де­ла до­б­ра, по­мощь ближнему, часть серд­ца, ме­сто в на­шей па­мя­ти, под­держ­ка, опо­ра, внутрен­ние скре­пы, от­зыв­чи­вость, со­стра­да­ние, доб­ро, со­еди­не­ние, добро­сер­де­чие, по­ми­ло­ва­ние; ми­ло­сты­ня, бла­гое дея­ние, со­уча­стие, вспомо­ще­ст­во­ва­ние, бла­го­сты­ня, доб­ро­де­ла­ние, спо­соб­ность откликнуться на чу­жую боль, со­стра­да­ние, спо­соб­ность вой­ти в пережива­ния дру­го­го.

Про­ти­во­по­лож­ное по зна­че­нию на­пол­не­ние ка­те­го­рии «Милосердие»: злость и ис­пор­чен­ность серд­ца, за­кос­не­ние, ог­ру­бев­шее во гре­хе серд­це, ум ом­ра­чен, от­вер­де­ние от гру­бо­сти, без­за­ко­ние; отчужден­ность; бес­чув­ст­вие; без­раз­ли­чие; без­жа­ло­ст­ность; на­си­лие; злоба; об­ман; ко­вар­ст­во и т.д.

Работая над понятием милосердие в контексте жития Авраамия Смоленского, учащиеся приходят к такому выводу: «ес­ли по­сто­ян­но не вы­па­лы­вать ро­ст­ки бес­чув­ст­вия в ду­ше, то на их мес­те очень ско­ро вы­рас­та­ют тер­нии жес­то­ко­сер­дия и бес­че­ло­веч­но­сти». (См. творческую работу «Странички жития святого Авраамия Смоленского»).

Работая над понятием МИЛОСЕРДИЕ предлагаем ввести другое понятие СПРАВЕДЛИВОСТЬ, которое тоже отражает кардинальную христианскую добродетель. Но: трактуя это понятие, выйти на философскую дилемму: что важнее в условиях выбора милосердие или справедливость. Решение такой сложной проблемы необходимо искать и в житии преподобного Авраамия, и в притче о блудном сыне (притча изучается на уроках литературы в 6 классе).

В «Симфонии» мы встречаемся также с понятиями вечной жизни, духовности, спасения, с целым блоком понятий, которые позволяют глубоко нравственно строить свою работу по теме «Святой преподобный Авраамий Смоленский».

В творческих работах учащихся, представленных в данных конкурсных материалах, юные авторы показывают своё понимание этих слов (См. примеры творческих работ).


В работе с понятиями, обозначающими духовно-нравственные категории, интересна методика погружения в понятие. Урок следует начинать с личного опыта детей:

1. Первая фраза учителя: «Дадим определение понятию». Она уже настраивает детей на сотрудничество, общее решение проблемы, получение знания эвристическим путем.

2. Задания: отобразите ассоциативный ряд слова (записывается на доске с добавление слов учителя), выделите в ряду слова, которые более других раскрывают суть понятия. Так выявляется веер смысла слова.

3 . Разбирается этимология слова (информация учителя).

4. Использование понятия на практике с порой на этимологию и веера смыслов. Прорабатывается понятие в контексте жития святого.
Предлагаем еще одну интересную методику работы со словом. Ее основной вектор - сотворчество учителя и детей, основной принцип – опора на личный опыт детей. Принцип действия такой: 1) вычленить из слова уже имеющиеся в нем понятия. Можно менять буквы местами и даже незначительно добавлять новые по ассоциации. Например, слово ЦЕЛОМУДРИЕ, акцентное понятие в житие Авраамия Смоленского. Дети выделяют из этого слова «целый», «цельный» «мудрость» «умудренный», «ум», «целостный», «целиком»...

2) Обобщить полученный результат в монологическом размышлении над понятием. Вот пример из ученической работы: «Целомудрие – это мудрость, которая проявляется в человеке целостно. Хорошо, когда человек умен (мудрость ума) – умный человек бывает интересным собеседником, с ним интересно дружить, работать. Счастье, когда рядом есть человек, у которого мудрое сердце. Это, как правило, человек старый – умудренный жизнью, опытный. Целомудренный же тот, в ком мудрость ума сочетается с мудростью сердца. Это самый надежный человек. Он и сам не обманется, и тебя не подведет своими советами».

При таком методическом подходе дети незатруднительно справляются с определением понятия!


  1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Проблема перевода знаний на личностно-смысловой уровень давно рассматривается в педагогической психологии. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали. Исследователи говорят о существовании особого вида «эмоционального познания».

Важное значение в виду этого приобретает использование в ходе урока аудиовизуальных компонентов (иллюстраций, живописи, музыки, кино- и видеоматериалов), способствующих решению воспитательно-образовательных задач своими специфическими средствами.

Образно-эмоциональная ситуация может быть создана в начале урока, неся в себе ценностную установку, в конце урока, в середине, являясь своеобразным дидактическим центром, она может пронизывать содержание теоретического материала и исследовательской деятельности учащихся, содержание всего урока.

Направления использования образно-эмоционального фона на уроках изучения житийной литературы таковы:



  • Использование фотографий и изображений, воссоздающих время жизни святого, с музыкальным фоном-сопровождением.

  • Использование видеоряда к строкам жития.

  • Создание видеопроектов самими учениками.

При работе над житием святого Авраамия Смоленского используются живопись, фотографии и изображения, воссоздающие время подвигов святого, музыкальный фон-сопровождение. Эти средства обучения включают в работу зрение, слух учащихся, что, в свою очередь, расширяет спектр эмоций, чувств, приводит к более глубокому восприятию сюжета жития. Педагоги знают, что, визуализация (восприятие зрением) и слуховые ассоциации повышают эмоциональное восприятие материала и оказывает эстетическое влияние на учащихся. У каждого ребенка в его восприятии мира есть три основных канала (визуальный, аудиальный, кинестетический), по которым человек получает информацию из окружающей среды. Одновременное трехканальное влияние на ребенка обеспечивает усвоение материала.

На уроках, посвященных Авраамию Смоленскому, используем репродукции икон: святой Авраамий, «Собор смоленских святых», древнейшая синайская икона «Лествица». Прекрасно «работают» иллюстрации М. В. Нестерова, Павла Рыженко, Павла Корина, рисующие монаха и монастырскую жизнь. Используем фотографии Смоленского Спасо-Преображенского Авраамиевого мужского монастыря, окраин деревни Богородицкое, где, как свидетельствует предание, пустынножительствовал Авраамий.

Помогают создавать колорит урока аудиозаписи колокольного звона, духовной музыки.


  1. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Творческие задания усиливают положительные эмоции и повышают уровень мотивации, дают возможность вербального и невербального выражения своего эмоционального мира, ориентируя его на евангельские нравственные законы.

Творческие задания на уроках о святом Авраамии Смоленском важны, поскольку помогают решать следующие образовательные задачи:

- формирование навыков самостоятельного высказывания в процессе изложения собственной точки зрения и сравнения своего представления о личности святого с представлениями одноклассников;

- пополнение словарного запаса;

- развитие восприятия и осмысления окружающего и внутреннего мира человека;

- развитие умения использовать личный опыт и умения обогащать его;

- развитие навыков вдумчивого чтения житийной литературы;

- развитие умения использовать дополнительную литературу.



Предложим написать учащимся сочинение-размышление о святом Авраамии, выбрав в качестве темы мудрое высказывание:

  • «Чем человек умнее и добрее, тем больше добра он замечает в людях» (Б. Паскаль).

  • «Человек подобен дроби, где числитель – это то, что он собой действительно представляет, а знаменатель то, что о себе воображает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь, если знаменатель – бесконечность, дробь равна нулю» (Л. Н. Толстой).

  • «О достоинствах человека надо судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он ими пользуется» (Ларошфуко).

  • Сми­рен­ный «ны­ря­ет под дья­воль­ские се­ти».

  • Сми­рив­ше­му­ся до кон­ца не­ку­да пасть, по­то­му что он представляет се­бя ни­же всех.

  • Сми­рен­ный ве­рит в то, что и го­речь, и сла­дость, по­сы­лае­мые ему в зем­ной жиз­ни Не­бес­ным Вра­чом (Богом), слу­жат к его поль­зе.

Интересным будет размышление и над таким высказыванием: «Во втором тысячелетии язычник Диоген обратился к своему другу христианину, желая узнать, «на какого Бога христиане уповают». Его друг христианин ответил: «Что в теле душа, то в мире христиане. Душа распространена по всем членам тела, и христиане по всем городам мира. Они находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются поставленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Они любят всех и всеми бывают преследуемы, ... они бедны, но многих обогащают. Всего лишены и во всем изобилуют. Жизнью, полной любви, христиане превосходят мирские законы, которые не заповедуют совершенной любви ко всем, даже к врагам».


  1. ХАРАКТЕРИСТИКА СВЯТОГО

Работа над выдержками «Жития Авраамия, архимандрита Смоленского» дает возможность характеризовать качества личности, что, надеемся, способствует размышлениям учащихся над собственными качествами и показывает возможность исправления и роста - нравственного и духовного. Учащимся можно предложить выбрать важное на их взгляд качество личности Авраамия. Это качество необходимо прокомментировать с позиции современного молодого человека. Приведем пример такого комментария. Молодые люди на примере преподобного Авраамия размышляют о пользе (как вы думаете, чего?)… чтения книг. «Помощь и утешение преподобный получал от святых книг. Где вы нынче найдете человека, который бы находил успокоение или укреплялся чтением книг?! Знание для Авраамия было убеждением, верой, жизнью в Боге! Верить в Бога так, как верил Авраамий, настоящее счастье! Ведь Господь для него был не на периферии жизни, а в самом центре. И такая вера помогала жить. Поэтому–то и достиг Авраамий Смоленский богатырского духовного роста – святости. А движению к святости и крепости веры, как нам кажется, помогало и чтение святых книг, как бы парадоксально это ни звучало в наш XXI век. С детства преподобный руководствовался в своей жизни писаниями святых отцов. В юности изучал Библию, богословскую литературу и свои поступки равнял на заповеди Христа. Книги, изучаемые святым Авраамием, православные верующие характеризуют как «чудные», «написанные Святым Духом». Вот бы подержать в руках такие книги, полистать, вчитаться… Наверно, сложно… Но почему-то уверены – полезно... Из настоящих книг изливается настоящая жизнь». (Выдержка взята из третьей части сборника «Творческие работы обучающихся»)

Хочется верить, что такое представление о важности чтения книг, духовной литературы не останется без практического воплощения.

Отметим важный элемент в характеристике святого - анализ его эмоциональных состояний и чувств. С этой целью нужно выбрать из жития соответствующие «сюжетные» отрывки. Ученики, рассуждают, творчески «развертывают» эпизоды жизни, учатся понимать внутренний мир реально жившего земного человека, но, в отличие от других исторических личностей - достигшего святости. Такая работа учит видеть значимость духовно-нравственных ориентиров в жизни человека. Результаты анализа полезно переносить на жизненные ситуации современных людей.

В нашем случае с преподобным Авраамием отрывками жития могут быть выбраны, к примеру, следующие сюжеты: «Учение молодого отрока в школе при монастыре», «Решение облачиться в «одежды праведности», т.е. стать монахом», «Принятие подвига юродства», «Жизнь в монастыре: ночные молитвы и бдения, подчинение игумену, послушание братии, чтение Святых книг», «Обвинения и гонения» и др. Такой прием изучения может присутствовать практически на каждом уроке, посвященном православной духовности.

Возможен другой вариант – подготовка характеристики по предложенному плану. Например, вот такому:


  1. Кем был и в какое историческое время жил Авраамий Смоленский.

  2. Образцом каких личностных качеств являлся святой Авраамий. Выскажите свое мнение о важности таких качеств в современных людях.

  3. Какой подвиг/подвиги совершил преподобный. Расскажите.

  4. Значение образа в настоящее время. Образцом чего может послужить жизнь Авраамия. Аргументируйте.

Метод характеристики формирует у школьников взгляды, мнения, суждения, оценки, идеалы. При этом педагог организует работу в целях воспитательной коррекции развития личности.


  1. РЕФЛЕКСИЯ

Слово рефлексия произошло от латинского «обращение назад».

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Таким образом, это процесс самопознания учеником внутренних психологических состояний, которые были испытаны во время урока/уроков.

Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагироваться от всего внешнего. Дж. Локк определял рефлексию как особый источник знания, внутренний опыт в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств.

Рефлексия на уроке важна, поскольку развивает способность ребенка к самоотчету, самоанализу, является такой формой, при которой учащийся осознает, как он воспринимается и оценивается другими участниками урока.

Рефлексия предполагает осуществление нескольких позиций:

1. Сам субъект, каков он есть в действительности;

2. Субъект, каким он видит самого себя;

3. Субъект, каким он видится другому.

Таким образом, цель рефлексии не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.

Рефлексия – условие создания развивающей среды на уроке, направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.

Классификация: - рефлексия настроения и эмоционального настроения; - рефлексия содержания учебного материала; - рефлексия деятельности.

Прием «Выбор начала фразы из рефлексивного экрана»: 1) Сегодня я узнал…; 2) Было интересно…; 3) Было трудно…; 4) Я выполнял задания…; 5) Я понял, что…; 6) Теперь я могу…; 7)Меня удивило…; 8) Урок дал мне для жизни…; 9) Я почувствовал, что…; 10) Я приобрел…; 11) Я научился…; 12) У меня получилось…; 13) Я смог…; 14) Я попробую…; 15) Мне захотелось…



Заключительная фраза урока по теме «Преподобный Авраамий Смоленский» может быть такой: «Где и как вы можете использовать то, о чем мы сегодня вели разговор?»

  1. Очень важным элементом обучения является ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

При организации домашних заданий учитываются следующие рекомендации:

  • задание понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);

  • задание носит характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно «разжёваны» (должны иметь проблемный характер);

  • задание предопределяет его проверку. При помощи контроля учитель воспитывает у учащихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль);

  • задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий);

  • задание по предмету строго регламентировано (учет объема заданий);

  • задание НЕ однообразно и НЕ однотипно. В заданиях встречаются нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания (разнообразие заданий);

  • задание ориентирует учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);

  • в задания вводятся вопросы для повторения основных понятий курса «Православная культура», темы «Святой преподобный Авраамий Смоленский» (установка на повторение пройденного);

  • каждое задание имеет трудность, но посильно для учащихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения);

  • задания включают в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);

  • задание может быть предложено на продолжение исследования, начатого на уроке; решение новой задачи на нравственную тему.

Примеры:

  • Составление плана как мини-итога по материалу урока и самостоятельному чтению статьи учебника «Преподобный Авраамий Смоленский».

  • Проблемные вопросы, ответы на которые требуют подбора эпизодов из текста жития об Авраамии Смоленском.

  • Составление тезисов по новому материалу.

  • Составление характеристики образа святого.

  • Создание творческих работ.



  1. РЕФЕРИРОВАНИЕ

Реферирование темы «Святой преподобный Авраамий Смоленский» возможно для старшеклассников, проявляющих повышенный интерес к личности святого, имеющих склонность к исследовательской работе. Такая работа проводится только на основе осознанной мотивации. При реферировании создается атмосфера научного поиска. Учащиеся занимаются по индивидуальным планам, разработанным совместно с учителем. Проводятся консультации по корректировке самостоятельно добытых учащимися знаний. Основной метод этой работы - исследовательский. При подготовке рефератов учащиеся используют те же методические приемы, как и на занятиях по истории, литературе и другим гуманитарным предметам.

Примерные темы рефератов:



  1. «Как свеча на подсвечнике... О жизни святого преподобного Авраамия Смоленского».

  2. «Духовные подвиги святого Авраамия Смоленского».

  3. «Светлый подвиг жизни и терпения подвижника и просветителя земли Смоленской преподобного Авраамия» (См. раздел «Творческие работы»)

  4. «Нравственные основы учения Авраамия о Страшном суде и небесных мытарствах» (по произведению преподобного Авраамия «Слово о небесных силах и о том, зачем был создан человек»).

…………………………………………………………………………………………………………………………………


ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ

«СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНЫЙ АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ»
Педагогической наукой доказано, а в школьной практике проверено, что в развитии и закреплении познавательного интереса учащихся к любому предмету значительное место, наряду с уроками, отводится внеклассным занятиям.

Внеклассная работа со школьниками имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она способствует расширению и углублению знаний, развитию склонностей, творческой активности. Внеклассная работа открывает простор для осуществления духовного и нравственного воспитания.

По теме «Святой преподобный Авраамий Смоленский» предлагаем такие формы внеклассной работы: классные часы, экскурсии, деятельность в научном обществе школьников.

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ

Классные часы можно посвящать разговору о принципах жизни святого, построив их на использовании отдельных эпизодов жизни преподобного, делая их сильнейшим средством нравственного воспитания учащихся. Например, о том, что Авраамий всю свою жизнь учился и совершенствовал себя посредством книг. Для нынешней нечитающей России эта тема актуальна. Или обсудить поведение Авраамия во времена незаслуженных обвинений и гонений, делая акцент на таком сильном человеческом качестве как смирение. Или рассказать о скромности, о нищелюбии преподобного, о стремлении служить Богу и людям. Интересно занятие, построенное на произведении Авраамия «Слово о небесных силах и о том, зачем был создан человек», где рассказывается о 12 ангельских чинах, о падении ангелов, о родственности души человека и природы ангелов «невещественному» огню (метафизика света), о времени Страшного Суда, когда свернется пространство и время. Проведенные классные часы свидетельствуют о неподдельном интересе учащихся указанным частям «Слова» Авраамия.

Интересно занятие, построенное на сравнении нравственных установок Авраамия и «этических нормативов» язычества. Время жизни Авраамия (12-13 века) не удалено от язычества, что способствует достоверности сопоставления. В языческой традиции (как и в античной литературе) мы не встретим таких нравственных категорий, как «честь», «совесть», «милосердие» - они пришли с христианством и обрели плоть в святых. Русские святые потому и велики, что в полной мере удовлетворяют человеческую потребность в идеале.

ЭКСКУРСИИ

Экскурсия может быть использована как метод ознакомления с новым материалом по теме, углубленным его изучением или для закрепления изученного.

Несколько часов, посвященных посещению Спасо-Преображенского Авраамиевого монастыря и беседа с его настоятелем, посещение святого Авраамиевого источника, выезд в Богородицкое – это все возможность для ученика и получить новые знания, и по-новому взглянуть на духовные памятники родной земли, даже если они неоднократно видели данное место. Экскурсии способствуют воспитанию любви к родному городу, углубляются знания об истории Смоленщины, ее культуре. После экскурсий дети воспринимают информацию на уроке боле заинтересованно и осмысленно.

Экскурсия, умело сочетаемая со словом, приносит свои добрые плоды: акцентируется внимание на изучаемом, удерживается внимание на главном. Хорошо использование раздаточного материала, предшествующего или сопутствующего содержанию экскурсии.

Экскурсии - это элемент научно-исследовательской работы, имеющий явно практическую направленность. Мир для ребенка, таким образом, не замыкается рамками классной комнаты, получаемые знания оказываются актуализированными. Необычайная форма получения знаний повышает к ним интерес учащихся. Так происходит неявная ориентация на доброе, вечное. Осуществляется личностно-ориентированный подход в образовании, ибо знания опираются на личный опыт учащегося. Ребенок в этом месте гулял. Это был личный опыт.

Неоценима при таком способе получения знаний и эмоциональная насыщенность материала. Важно и какая была погода, и сколько времени и по какой местности шли, запоминаются запахи, звуки. Например, незабываемое впечатление для детей оставляет свет свечей, отражающийся в начищенном полу. Как можно этому научить, не выходя из классной комнаты? Полученные таким образом знания становятся прочными и долговременными.

Воспитывается и этика поведения: входя в церковь, необходимо снять шапку, вести себя тихо. Формируется культура общения, умения задавать вопросы.

Проводимая после этого письменная работа становится по-настоящему творческой.



НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО ШКОЛЬНИКОВ

В нашей школе научное общество школьников (НОШ) стало организацией традиционной, в рамках которой проводятся Школьные дни науки – праздники научного творчества учащихся. В течение учебного года учащиеся выполняют работы по выбранной теме: пишут творческие рефераты, учебные исследовательские работы, снимают фильмы, создают слайд-презентации, ставят инсценировки и др. Выполненные работы проходят промежуточный контроль на Неделе првославной культуры, защищаются на школьных Днях науки, которые, как правило, проходят в конце года.



  1   2   3   4   5   6   7


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка