Взаимодействие ребенка младшего школьного возраста с культурно-образовательным пространством санкт-петербурга



Сторінка1/6
Дата конвертації16.04.2016
Розмір1.02 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Глава 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

    1. Задачи изучения взаимодействия младшего школьника с культурно-образовательным пространством Санкт-Петербурга

Взаимодействие ребенка с культурно-образовательным пространством Санкт-Петербурга – сложный процесс, включающий все описанные выше компоненты культурно-образовательной среды мегаполиса. Часть этих компонентов воздействует на ребенка постоянно, непосредственно, поскольку связана с условиями его жизни: пространственно-временной, природный, социальный компоненты среды «заданы» объективно, изменить в них что-либо не во власти ученика начальной школы. Влияние остальных компонентов среды зависит во многом от осведомленности ребенка и его ближайшего окружения – родителей, учителей, от выбора того или иного направления деятельности, от склонностей, интересов, активности самого ребенка. Поэтому представляется целесообразным изучить на основе констатирующего эксперимента интересы и потребности петербуржцев младшего школьного возраста, специфику взаимодействия ребенка и средств массовой информации (коммуникации), определить эффективность взаимодействия младшего школьника с музеем, как одним из самых востребованных ребенком элементов городской среды.

Задачи эксперимента – выявить:



  1. Интересы и потребности младших школьников, живущих в Санкт-Петербурге.

  2. Занятость младших школьников в сфере дополнительного образования.

  3. Знание детьми программ, предлагаемых культурными учреждениями, средствами массовой информации и коммуникации, степень участия в данных программах.

  4. Специфику общения ребенка младшего школьного возраста с печатными и электронными СМИ, с системой Интернет.

  5. Специфику организации взаимодействия младших школьников и музея.

Дети младшего школьного возраста – это весьма неоднородная группа, поэтому в ходе эксперимента необходимо проследить возрастную и гендерную динамику в рамках каждой из названных выше задач.

Основной метод решения поставленных задач – анкетирование учащихся, учителей, родителей, работников культурно-образовательных учреждений, сопоставительный анализ полученных данных.

Исследование проводилось на базе образовательных учреждений Санкт-Петербурга: Второй Петербургской гимназии, гимназий № 75; 278; 534; 700; школ № 266; 536, 576; Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Всего в исследовании приняли участие 950 учеников 1-4 классов, 895 родителей, 40 учителей.


    1. Интересы и потребности младших школьников, живущих в Санкт-Петербурге

Интересы и потребности младших школьников находятся в процессе становления, во многом зависят от ситуации. Изучение интересов и потребностей учеников 1 – 4 классов проводилось на основе анализа ответов детей на следующие вопросы:



  • Назови свое любимое занятие.

  • О чем ты хотел бы посмотреть (послушать) телепередачу (радиопередачу)? Какие темы тебе интересны?

  • Какие материалы в журналах для детей тебе интересны, о чем ты хотел бы почитать?

  • Писал ли ты когда-нибудь письма в журнал? Участвовал ли в теле- (радио)передачах? Хотел бы принять участие? В чем именно? Почему?

Отвечая на вопрос о своем любимом занятии, не все дети смогли его назвать, некоторые перечислили три-четыре вида деятельности, что вполне естественно для младшего школьника, пристрастия которого еще не определились. Главное – большинство детей любит занятия активные, любовь к безделью им не свойственна. В целом интересы детей весьма разнообразны: выделено более пятидесяти различных занятий. В таблицу рейтинга любимых занятий младших школьников (таблица 2.1.) мы включили только семь позиций, поскольку восьмое и последующие места делят между собой занятия, отражающие индивидуальные интересы и часто связанные с тем, какой кружок или секцию посещают дети конкретного класса. Многие из указанных занятий встречаются один раз: сажать цветы, ухаживать за котом, вышивать, ездить верхом и т.д.

Таблица 2.1.



Рейтинг любимых занятий младших школьников


рейтинг

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

М

Д

М

Д

М

Д


М

Д

1


компьютер

рисовать

компьютер

телевизор

компьютер

рисовать

компьютер

чтение

2


телевизор

компьютер

играть

рисование

играть

читать

спорт

рисование

3

футбол

плавание

гулять

гулять,

играть


спорт

танцы

гулять

танцевать

4

игры,

спорт


музыка

рисовать,

конструировать



компьютер

конструирование

компьютер

хоккей

зоология

5


хоккей

танцы

телевизор

читать

шахматы

телевизор

футбол

пение

6

музыка

спорт

футбол

делать уроки

футбол, батут

петь. делать уроки

играть

Играть, играть на компьютере

7

рисование

теннис

плавание

играть с друзьями

русский язык


русский язык, математика

танцевать

музыка

Среди любимых занятий мальчиков часто встречается упоминание различных видов спорта, конструирование, у девочек чаще называются виды художественной деятельности. Редко, но все же дети упоминают в числе любимых занятия, связанные с учебой: люблю «делать уроки», «решать задачи», «выполнять сложные задания и решать примеры» и т.д. Преодоление трудностей доставляет удовольствие, поскольку наглядно показывает ребенку его рост. Одно из любимых занятий младших школьников – рисование. Девочки сохраняют интерес к нему до конца начальной школы, причем занимает рисование у девочек 1– 2 рейтинговые места, для мальчиков 1-2 класса занятие рисованием входит в число любимых занятий, хотя и не стоит на первом месте, к 3 – 4 классам интерес к нему снижается, зато растет интерес к конструированию. Выбор занятий вполне соответствует гендерным особенностям: девочки пытаются освоить мир, увидеть его красоту, мальчики – переконструировать. Так, ни один мальчик не назвал в числе любимых занятий чтение, зато у девочек чтение постепенно завоевывает позиции, перемещаясь с восьмого места в первом классе на пятое – во втором, второе место – в третьем классе и выходит на первое место у четвероклассниц.

Младшие школьники – достойные члены информационного общества, в число наиболее любимых занятий и мальчиков, и девочек с 1 по 4 класс прочно вошла работа на компьютере. Причем компьютер занимает первое рейтинговое место среди любимых занятий мальчиков всех возрастных групп. Меняются с возрастом формулировки: если первоклассники и второклассники любят «играть в компьютер», то у учеников третьего класса появляется термины Интернет, сайт, компьютерные игры, встречаются названия конкретных игр, 10% четвероклассников написали, что любят «сидеть в контакте». Для девочек компьютер не только менее значим, но рейтинг его постепенно снижается: со второго места у первоклассниц компьютерные игры отступают на четвертое место у учениц 2 и 3 класса, и доходят до шестой рейтинговой позиции у четвероклассниц.

Интересно отметить, что, хотя все дети весьма активно смотрят телевизор, отношение к проведению времени у телеэкрана весьма неровное и просмотр телепередач не всегда упоминается детьми в качестве любимого занятия. Так, телевидение вообще не было упомянуто девочками-первоклассницами и четвероклассниками, единичны упоминания телепередач мальчиками 3 класса. В то же время мальчики-первоклассники ставят его на второе место, а девочки-второклассницы на первое. Телевидение для многих детей стало фоном: смотрят взрослые, и дети оказываются вынужденными зрителями часто вовсе не детских передач.

Обращает на себя внимание тревожный факт – дети 7-10 лет не любят гулять, многие не любят играть, крайне редко упоминают в числе любимых занятий общение с друзьями, вообще не упоминают совместные прогулки, походы, семейное чтение, игры с родителями или другими членами семьи. Значительная часть любимых занятий не требует общения ни со сверстником, ни со взрослым. С младшего школьного возраста ребенок привыкает быть один, общение с человеком подменяется коммуникацией с техническими устройствами и воспринимается как норма.

Познавательные интересы младших школьников достаточно широки и чаще всего связаны с живой природой. Отвечая на вопросы: О чем ты хотел бы посмотреть (послушать) телепередачу (радиопередачу)? Какие темы тебе интересны? Какие материалы в журналах для детей тебе интересны, о чем ты хотел бы почитать, мальчики и девочки всех возрастов выбирали рассказы о жизни животных и растений. Это не было «дежурным ответом», поскольку темы предлагались весьма разнообразные: «о том, как пьют растения», «о бабочках, почему они такие красивые», «о подводном мире», «о спасении животных», «о кошках», «о пингвинах» и т.д. В целом вопросов о животных значительно больше, чем о растениях. К живому существу маленькие городские жители, лишенные общения с природой, относятся с трепетом и любовью, хотят больше узнать, готовы подружиться, заботиться о нем.

На втором месте стоит интерес детей к миру, к его устройству. В каждом из опрашиваемых классов предлагалось сделать передачу о космосе, о вселенной, о звездах, о других планетах, о других странах, о путешествиях и т.д. Младших школьников манят далекие миры, никто не предложил рассказать о своей стране, своем городе. Зато многие проявили интерес к своему внутреннему миру, миру своих сверстников, выразив желание посмотреть передачу о себе, своих друзьях, своем классе, «таких же детях, как мы». Характерно, что к космическим проблемам больше тянет мальчиков, к самопознанию – девочек. Любовь детей к сказке, романтическое восприятие мира проявились в желании читать о принцессах, русалках, чудесах, волшебстве, рыцарях, мечтах (девочки), о рыцарях, драконах, пиратах, галиотах, парусниках, инопланетянах (мальчики). Мальчики часто проявляют интерес к технике, девочки – к моде. Встретились темы, свидетельствующие о тревожности детей, чувстве незащищенности в современном городе: «Хочу, чтобы рассказали о том, как вести себя на улице, чтобы ничего не случилось», «Как можно себя защитить, если нападут». Хотя подобных ответов было всего пять, они еще раз подтверждают важность социального фактора культурно-образовательной среды.

Анализ ответов детей на последнюю серию вопросов показал, что 3% учеников 1-4 классов уже контактировали со средствами массовой информации, в основном, участвуя в конкурсах, объявленных журналами. Активность и вера в собственные силы, свойственная младшим школьникам, проявилась в том, что 65 % мальчиков 72% девочек захотели принять участие в какой-либо передаче, хотя большинство затруднились конкретизировать и обосновать свое желание. Первоклассники были особенно активны, и хотя большинство детей не понимали, в чем может состоять их участие, они, нисколько не смущаясь, выражали желание поучаствовать в соревнованиях по шахматам, велогонках, сняться в фильме «Тайны следствия», «поплавать в бассейне» и т.д. К четвертому классу предложения становились более реальны и сводились, в основном, к участию в конкурсах без указания журнала или передачи, или к участию в шоу «Кто умнее пятиклассника», «Как стать миллионером», хотя почти никто из детей не смог сформулировать цель своегоучастия, а несколько человек связали эту цель с получением денежного выигрыша.

С учащимися первого класса дополнительно было проведено собеседование. Мы предложили первоклассникам выбрать из перечисленных занятий те, которые им больше всего нравятся, и расставить их по местам: на первом месте — самое любимое и т.д. Тем детям, которым трудно было распределить привлекательные для них виды деятельности по местам, разрешалось этого не делать.

Нас прежде всего интересовало, на каком месте окажутся виды деятельности, связанные с творчеством, причем как в активной форме (ребенок-творец), так и в пассивной (ребенок воспринимает результат чужой творческой деятельности), какое место займут компьютерные игры и чтение если предложить детям список возможных занятий. В этот список вошли, как названные, так и не названные детьми в первом срезе занятия: играть, гулять, учиться, ничего не делать, общаться с друзьями, беседовать с родителями, играть на компьютере, рассматривать художественные альбомы, читать, рисовать, смотреть художественные фильмы, смотреть мультфильмы, заниматься спортом, играть на музыкальных инструментах, петь, слушать музыку; ходить в театр, зоопарк, на музыкальные концерты; играть в школьном спектакле, ходить в музей, мастерить своими руками.

В опросе участвовало 120 человек — первоклассников Санкт-Петербурга.

Анализ результатов подтвердил, что ученики начальной школы, независимо от их возраста, в большинстве своем предпочитают активные виды деятельности, т.е. те, которые не сводятся только к восприятию, а требуют внешней деятельности: заниматься спортом, участвовать в спектаклях, играть на музыкальном инструменте, рисовать, что-то делать своими руками, играть на компьютере. Однако 33 % опрошенных включили в число любимых занятий безделье («ничего не делать»), хотя и поместили его на последние места. Добавим, что дети практически не отказываются ни от каких видов деятельности: почти все предложенные занятия им нравятся.

Итак, первоклассники меньше всего любят: ничего не делать, рассматривать художественные альбомы, готовить уроки, играть на музыкальных инструментах, смотреть художественные фильмы (независимо от их жанра) и разговаривать со взрослыми. Предпочитают же такие занятия, как чтение интересных книг, просмотр мультипликационных фильмов, рисование, посещение цирка, зоопарка и музыкальных концертов.

Как видим, результаты двух срезов не совпали, что объясняется, в первую очередь, ситуативностью интересов первоклассников. Так, мальчики самостоятельно не назвали чтение в числе любимых занятий, но, когда увидели эту позицию в предложенном перечне, выделили чтение как одно из самых любимых занятий.

Собеседование показало, что большинство первоклассников, по их собственным ответам, научились читать до школы. Дети любят, когда им читают вслух, но их внимание сосредоточено на событиях, а не на том, кто же написал интересную книгу. И все-таки около 30 % первоклассников смогли назвать любимых писателей. Среди них оказались А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Саша Черный, А.Линдгрен, Т.Янсон, Н.Носов, К.Булычев, А.Милн, Г.Остер, Р.Киплинг. В устной беседе дети назвали свои любимые произведения этих писателей и рассказали об их героях.

Мы поинтересовались семьями этих ребят. Беседы с родителями прояснили картину: во-первых, детям уделялось и уделяется много внимания; во-вторых, им постоянно читали и читают вслух, беседуют с ними о прочитанном, рассказывают о писателях; в-третьих, детей начали учить читать, когда они сами изъявили это желание. К 7 годам некоторые из них читают вслух со скоростью 100 слов в минуту осознанно и правильно.

Нравятся первоклассникам и книги научно-популярные, особенно о природе: чаще всего они называют разные детские энциклопедии.

Интерес к изобразительному искусству тоже оказался неголословным. Конечно, первоклассники гораздо больше любят рисовать сами, чем вступать в диалог с художниками: для них восприятие живописи все-таки, скорее, сводится к рассматриванию, а не к осмыслению художественной идеи автора. Они могут проникнуться общим настроением картины, но не проникнуть в замысел художника. Более 50 % опрошенных учеников отметили, что им нравятся все картины, 15 % смогли назвать свои любимые картины: «Февраль» К.Юона, «Девочка с персиками» В.Серова, «Февральская лазурь» И.Грабаря, «Девятый вал» И.Айвазовского — наиболее частые примеры. Кто-то помнил лишь название картины, кто-то — имя художника. Нам удалось восстановить, кто из художников известен детям по картинам: это В.Серов, В.Суриков, И.Репин, И.Грабарь, И.Левитан, Н.Пиросмани. Но имена дети запоминают плохо, как и названия картин, хотя легко узнают их, если видят во второй-третий раз.

Удивительное магнетическое воздействие оказывают на первоклассников прикладные художественные изделия, скульптуры, величественные архитектурные сооружения прошлого. Учеников, проживающих в Санкт-Петербурге, мы попросили назвать их любимые архитектурные сооружения и уголки нашего города. Нас интересовало, во-первых, обращает ли ребенок внимание на окружающее его городское пространство и, во-вторых, что его в этом пространстве привлекает.

Оказалось, что дети тонко чувствуют гармонию архитектуры и природы, их любыми уголками города стали скверик Аничкова дворца, Летний сад, парк в Царском селе, парк в Павловске, Петродворец, парк на Крестовском острове, Петропавловская крепость, Египетский мостик через Фонтанку. Из архитектурных сооружений дети, живущие или часто бывающие в центральных районах города, выбирают Эрмитаж, Казанский собор, Русский музей, Исаакиевский собор, Мариинский театр, здание биржи на Васильевском острове. Но дети, живущие в «спальных районах» и редко бывающие в центре, затрудняются в выборе архитектурного сооружения.

Рассказать о своих предпочтениях согласились только 22% учеников от общего числа опрашиваемых. Отказы они объясняли скупо: либо «Я не знаю, почему мне нравится…», либо «Нравится, и все». Те, кто рассказал нам о своем любимом, тоже не были многословны: от описания и рассуждения дети быстро переходили к повествованию о своей деятельности, связанной с любимым:

«Мне нравится скверик Аничкова дворца. Я люблю там гулять с Алисой. Когда осень, там желуди. Самое лучшее занятие для нас — это, конечно, играть в магазин. Мы берем песок и кладем его вокруг желудя, получается торт. Мы можем гулять там беспрерывно».

Конечно, если бы девочек водили гулять в другой скверик, то именно он был бы назван любимым. То есть детский выбор не основан прежде всего на эстетическом критерии. Но эстетическое чувство не чуждо первоклассникам:



«Мне очень понравилось в Павловске. Там так красиво осенью! Мы шли по большой аллее, и прямо на дорогу выбегали белки. А потом ушли далеко, как в лесу. Но деревья были разноцветными, стояли группами, словно подружки. А в озере прямо в воде стояло маленькое деревце, а в воде отражалось красивое здание».

Впрочем, архитектурные интересы детей связаны с крупными сооружениями, поражающими наше воображение. Отвечая на вопрос о том, где бы они хотели побывать и что увидеть, первоклассники называли Биг Бен в Лондоне, Эйфелеву башню в Париже, статую Свободы в Нью-Йорке, развалины дворца, в котором был лабиринт и жил Минотавр, на острове Крит, Диснейленд в Париже.

Но не только размеры и необычность сооружений привлекают детей, в этом возрасте уже появляется познавательный интерес:

На остров Крит, побывать в музее, где есть всякие древние оружия, диковины, рога, вроде бы, Минотавра.

Я хотела бы поехать в Швецию, встретиться с Пеппи, Томми и Анникой. Я о них знаю, и они мне нравятся.

Хочу посмотреть все музеи, которые есть в Англии, потому что смогу увидеть в них что-то новое.

Факт детской познавательной активности подтверждается признанием детей в том, что они любят бывать в музеях. Но это не столько художественные музеи, сколько специальные (исторические, краеведческие, военно-морские, музыкальных инструментов, прикладного искусства и т.п.) Детей привлекает не рассматривание художественных полотен, а прикладная деятельность человека. Они с увлечением рассматривают орудия труда, украшения, оружие, домашнюю утварь, одежду. Если бы у них была возможность, они бы обязательно все это потрогали, поиграли, т.е. освоили бы в практической деятельности. Красота предметов волнует детей, но и здесь пока действует закон внешней формы, размеров: перед гробницей Александра Невского в Эрмитаже застывают все, как и перед древнеегипетским саркофагом или мумией. Не останется без внимания все яркое, блестящее, необычное. А вот мимо горшка, неброской статуэтки и т.п. дети пройдут мимо.

При посещении первоклассниками музеев изобразительных искусств срабатывает тот же закон детского восприятия: большое полотно выигрывает у небольшого, яркое — у пастельного, динамичное — у статичного, событийное — у психологического.

Отношение к музыке у первоклассников единодушно положительное, многие дети говорят о том, что им нравится петь, играть на музыкальных инструментах. Но среди них есть и такие, кто не причисляет музыкальные занятия к интересным. Мы выяснили, что играть на музыкальных инструментах не любят те дети, у которых либо их нет дома, либо отсутствует хороший музыкальный слух. Добавим, что чаще всего ребенок отказывается от музыкальной деятельности в комплексе: ему не нравится слушать музыку, ходить на концерты, играть и петь. Хотя некоторые (15%) ребята, заявившие о своей нелюбви к игре на музыкальных инструментах, занимаются музыкой, только не по собственному желанию, а по настоянию родителей. Но, как свидетельствуют результаты анкетирования, большинство первоклассников не отвергает музыкальные занятия, хотя при этом они необязательно наделены музыкальными способностями1. Уточним и то, что, хотя многие дети назвали посещение музыкальных концертов увлекательным занятием, на самом деле в опыте первоклассников эта деятельность практически отсутствует. Как они объясняют, им нравится бывать в новых местах, нравится само слово «концерт». Кроме того, мы выяснили, что многие дети отвергают музыку не из-за того, что она им не нравится, а из-за того, что вызывает слишком сильные эмоциональные впечатления, переживания, осознать которые ребенок еще не в силах. Вспомним рассказ В.Г.Короленко «Слепой музыкант», в котором очень точно описано первое потрясение маленького Петруся от нахлынувшей на него лавины звуков.

Мы предложили детям назвать своих любимых композиторов, певцов и любимые музыкальные произведения.

Наиболее часто дети называют П.И.Чайковского, В.А.Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф.Шопена. Современные композиторы в ответах детей не упоминаются. Но назвать имена композиторов смогли только около 20 % отвечавших. Большинство первоклассников пока запоминает мелодию, а не ее автора. Среди предпочитаемых музыкальных произведений лидируют современные, причем в описательном виде: нравится энергичная музыка, песни Алсу, песни Земфиры, А.Пугачевой, Ф.Киркорова — таких ответов большинство. Названия классических и народных произведений встречаются редко — около 15 % от давших ответ. Лишь около 10 % учеников любят слушать «детские песни». Более 30 % учеников не назвали ни композиторов, ни музыкальных произведений, ограничившись ответом «нравится все».

Экспериментальная проверка позволила установить, что в числе любимых дети называют те имена, которые когда-то слышали и запомнили. В их памяти отсутствует прочная связь между понравившейся им мелодией и именем ее автора. Многие дети называют те фамилии, которые слышат от родителей, о которых им уже кто-то рассказывал. В этом возрасте дети доверчивы и охотно присваивают без проверки позицию авторитетного взрослого. А вот современных исполнителей они узнают легко: их они слышат практически каждый день либо по телевидению, либо в аудиозаписях, либо по радио — отовсюду.

Актеров первоклассники почти не знают, более 70 % детей не дали ответ на этот вопрос. Остальные называют артистов и кино, и театра, и балета: У. Лопаткина, М.Барышников (ответы любителей балета), просто актер, исполняющий роль в понравившемся спектакле (волшебник в «Снежной королеве», театр Сказки), Брюс Уиллис, Антонио Бандерос. Как видим, зарубежные артисты в этом миниатюрном списке лидируют. Следует пояснить, что большинство первоклассников фамилий иностранных актеров не помнят — им помогают родители или учителя, узнавая, какого актера имеет в виду ребенок, по пересказанным сюжетам кинофильмов.

Почти все первоклассники назвали хотя бы один запомнившийся им театральный спектакль (либо драматический, либо балетный, либо музыкально-драматический; не встретились названия оперных спектаклей): «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» Чайковского, «Золушка», «Снежная королева», «Красная шапочка». В большинстве своем это сказки, поставленные разными театрами. Названий театров дети, как правило, не помнят.

Телевизор есть в каждом доме, и дети единодушно заявляют о том, что очень любят смотреть телевизор. Первоклассники, как мы уже отмечали, предпочитают мультипликационные фильмы игровому актерскому кино. Что же они смотрят? Это мультфильмы студии «Дисней», т.е. те, которые ежедневно демонстрируются по всем телеканалам. Ответов, в которых упоминаются шедевры отечественной анимации, значительно меньше, но зато комментарии первоклассников не могут не порадовать:

Наш «Вини Пух» лучше американского! Он такой смешной, добрый! Американский тоже хороший, то у него мордочка не такая забавная, а Пяточок вообще на червяка похож.

Мне очень нравится «Мауги», но его редко показывают.

«Карлсон» — это так здорово! Я люблю этот мультик.

Мне еще нравятся мультики про кота Леопольда, они такие смешные и добрые!

Многие первоклассники знают только иностранные мультфильмы, они не смогли вспомнить ни одного отечественного произведения.

Кинофильмы же дети смотрят преимущественно зарубежные: «Звездные войны», «Прогулки с Динозаврами», «Пятый элемент», «Секретные материалы», и т.п. (эта ситуация характерна и для 2, и 3 класса). Обратим внимание на то, что в названных детьми произведениях присутствует насилие и смерть и что все они предназначены не для аудитории младшего школьного возраста.

Не менее любопытен и обнаруженный нами следующий факт: в опыте младших школьников практически отсутствуют художественные фильмы об их сверстниках. Согласитесь, наше телевидение все меньше и меньше показывает хороших отечественных фильмов для детей и о детях, зарубежные фильмы воспроизводят совсем другой мир, совсем другие условия жизни и общения, а потому не очень привлекают младших школьников. Время, выделяемое телевидением для демонстрации детских художественных фильмов, совпадает с тем, когда ребята занимаются в кружках. Детективы многим из них неинтересны потому, что, по их словам, «ничего не понятно», что вполне естественно: логическое мышление у младших школьников развито плохо — они не в состоянии следить за мыслью детектива, анализировать отдельные, казалось бы, не связанные между собой факты. Зато время на просмотр боевиков, фильмов-катастроф и т.п. у детей находится. (Мало кто из младших школьников ложится спать в 21 час: они проводят это время вместе с родителями у телевизора!) Думать при этом особенно не нужно. Обратим внимание на то, что первоклассники отвергали любые кинофильмы, а ко второму классу возрастает интерес детей к событиям, приключениям, и они удовлетворяют его с помощью кино и компьютерных игр.

Из бесед с детьми и их родителями мы выяснили следующее.

Если родители не только разрешают своим детям смотреть все, что они хотят, но и сами с удовольствием смотрят «агрессивное» кино вместе с детьми, то подобные произведения становятся любимыми для ребенка. Он быстро привыкает к смерти на экране и перестает воспринимать ее как что-то ужасное. Культ силы становится нормой для зрителя. Ребенок еще плохо разбирается в сути событий, мелькающих на экране, а переживает за «нашего», за «хорошего» героя. Идеал «добра с кулаками» очень быстро усваивается маленьким человеком.

Если в семье существует критическое отношение к подобному киноискусству, телевизор не является главным собеседником родителей в их свободное время, если взрослые предлагают детям посмотреть действительно хорошие фильмы, то телевизор не заменяет ребенку мир, и представления его о мире и отношение к нему формируются более гармоничные.

Родители, с трепетом относящиеся к воспитанию и развитию своих детей, поделились с нами своими наблюдениями за детским восприятием анимационного и игрового кино. Так, до 4—5 лет дети отказывались смотреть кинопроизведения, в которых можно обнаружить открытую и даже скрытую агрессию (например, знаменитые «Покемоны»): малыши плакали. Но уже к 6—7 годам отторжение сменялось интересом, а защитные механизмы организма переставали включаться, и от «Покемонов» оторвать ребенка оказывалось трудно, хотя год назад малыш не хотел это смотреть.

Очень точно высказалась по этому вопросу З.Новлянская: то, что вредно смотреть нашим детям, вредно смотреть и нам2. И, показывая детям анимационные и игровые «ужастики», «боевики» и т.п., мы сами отравляем их души, способствуем раннему проявлению агрессивности и формированию потребительского отношения к миру.

Наш мир — мир телекультуры. Но пока ее трудно назвать искусством. В большей степени перед нами эрзац или кич. Но у наших детей нет средства защиты, нет иммунитета, помогающего им противостоять болезни пошлости, подлости, алчности, эгоизма.

Миру информационных технологий противостоит мир живой природы. Первоклассники еще во многом сохранили естественную связь с природой: их интересует устройство мира, жизнь животных и растений и т.п. Еще мы выяснили, что у 80 % детей, не выбравших заботу о домашних животных как интересную для них деятельность, нет домашних друзей, а 20 % не любят вытирать лужи за своими щенками, а вот играют и гуляют с ними с большим удовольствием все. Почти все заявили, что, если бы им купили собаку или кошку, то они стали бы о них заботиться. То есть на детском языке «не люблю заботиться о животных» означает, скорее, «у меня нет дома животных». Мир домашних растений оказался менее притягательным для первоклассников, чем мир животных. Они объясняют это так:

Конечно, цветочки — это красиво, но с ними не интересно: не поиграть, не поговорить, ничего не сделаешь.

Растет себе в горшке и молчит.

Они глупые.

Все дети согласились, что растения очень красивые, что они радуют глаз, особенно цветы, что в комнате без цветов неуютно и уныло. Когда студенты-практиканты принесли в классы удивительные комнатные растения и рассказали детям об их свойствах, характерах, о том, как о них нужно заботиться, некоторые малыши из тех, кто отверг заботу о растениях, даже захотели, чтобы у них дома появились комнатные растения.

Приведенные примеры говорят о том, что отказ маленького ребенка от какого-то вида деятельности свидетельствует о недостаточном знакомстве с этой деятельностью или о невозможности ею заниматься.

Не нравится первоклассникам делать уроки. Это совсем не странно, т.к. у детей еще не выработались учебные умения и навыки, самостоятельное выполнение домашних заданий не всем дается легко, на уроки уходит много времени, ребенок постепенно привыкает к систематической работе.

Проанализировав анкетные данные и устные ответы первоклассников, мы пришли к следующим выводам. Ученики 1-х классов практически не дифференцируют свои пристрастия: они либо выбирают, либо отвергают. Первоклассников интересуют практически все виды деятельности: они активно осваивают мир, и им важно попробовать все; они еще не могут с уверенностью сказать, что им нравится больше, а что меньше. Некоторые виды деятельности многим первоклассникам пока знакомы только теоретически, например, игра на музыкальном инструменте, участие в театральных спектаклях, но дети хотят ее освоить. А вот если ребята вообще ни разу не сталкивались с каким-то занятием, например, рассматриванием художественных альбомов, театром, концертом, музеем, то оно совсем не привлекает их, т.к. ни о чем им не говорит. Деятельность, требующая напряжения, больших затрат времени, или та, которая плохо и не всегда получается, тоже оказывается за чертой интересов первоклассников.

  1   2   3   4   5   6


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка