Всего часов 10



Сторінка1/9
Дата конвертації12.04.2016
Розмір1.93 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
image1.jpg

АННОТАЦИЯ

«Отечественная история» является учебной дисциплиной федерального компонента цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин, устанавливающей базовые знания для получения профессиональных навыков.

УМК по дисциплине «Отечественная история» предназначен студентам специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» высшего профессионального образования, обучающихся по очной и заочной формам обучения. Комплекс включает в себя конспект лекций, рабочую учебную программу, контрольно-измерительные материалы, список литературы. Также в УМКД помещены темы и задания для практических работ, материалы для самостоятельной работы студентов.

Курс «Отечественная история» представляет собой емкую науку о человеке, обществе и государстве Россия с древнейших времен до наших дней. Он исходит из того, что история является важнейшей составной частью гуманитарной культуры, а не только политики и идеологии.


СОДЕРЖАНИЕ


Всего часов 10

Распределение по семестрам/ курсам 10

3.Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН [Электронный ресурс] / Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (ИИАЭ ДВО РАН). – Режим доступа : http://www.ihaefe.orghttp://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/zagl_vsemist/index.php 33

IПРИЛОЖЕНИЕ «А» 42

IIСхема 2 43

III Феодальная раздробленность – закономерный этап 43

IVв развитии средневековых государств (к теме 6) 43

VКОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ 48

VIМАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 105

VIIМАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 126

VIIIКОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 133

IXСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 177

3.Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН [Электронный ресурс] / Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (ИИАЭ ДВО РАН). – Режим доступа : http://www.ihaefe.orghttp://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/zagl_vsemist/index.php 179



image2.jpg

image3.jpg


Аннотация

Уважение к минувшему и знание истории своего народа – качества, всегда выгодно отличающие образованного человека. Каждый из нас невольно оглядывается, сопоставляет прошлое с настоящим, чтобы предугадать будущее. Всякая нация в годы реформ и революций обязательно обращается к своей социальной памяти – истории с тем, чтобы точнее понять происходящее и выбрать перспективу. Современная Россия мучительно ищет идею, которая бы объединила нацию и консолидировала общество. Успех этого поиска будет зависеть от того, насколько эта идея будет отвечать интересам русского народа, его многовековой истории, впитает в себя исторический опыт наших предшественников, учтет менталитет и нравы населения России.



Курс «Отечественная история» («История Отечества») представляет собой емкую науку о человеке, обществе и государстве Россия с древнейших времен до наших дней. Он исходит из того, что история является важнейшей составной частью гуманитарной культуры, а не только политики и идеологии. Поэтому наука история имеет большое значение для духовного развития человека.

1 Цели и задачи дисциплины

История – колоссальный массив духовно-нравственного, культурного и социального опыта человечества, накопленный многими поколениями. Потеря исторической памяти разрушает общественное сознание, делает жизнь бессмысленной, варварской. Поэтому современная концепция высшего образования в России, предусматривающая его гуманизацию и гуманитаризацию, рассматривает историческое образование как профилирующий элемент системы этой подготовки.



Цель курса – сформировать ценностное, патриотическое отношение студентов к российскому историческому наследию.

Задачи:

    • привить учащимся любовь к Родине

    • приобщить студентов к культурным традициям

    • сформировать у будущих специалистов гражданское самосознание.

2 Начальные требования к освоению дисциплины

Всем известно, что систематическое изучение курса истории происходит в средней школе, на первом и втором уровне образовательной программы. Поэтому вузовское преподавание сталкивается с методологической проблемой: что изучать, для того чтобы избежать дублирования курса и вывести студента на новый уровень исторического сознания.

Курс предполагает углубление обобщающих знаний по цивилизационному развитию страны, которые учащиеся получили при изучении обществознания. Если в школе тем по Отечественной истории в обществознании было изучено две, то в институте их будет девятнадцать. Базой для изучения курса послужит весь комплекс обществоведческих знаний – основ философии, антропологии, психологии, акмеологии, социологии, экономики и права, спроецированный на базовые знания по дисциплинам «История России» и «История Отечества» с привлечением фактов из всемирной истории. При освоении комплекса знаний по Отечественной истории пригодятся школьные знания по географии, биологии и филологии.

3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Государственным образовательным стандартом определены следующие дидактические единицы, которые должны освоить студенты в процессе обучения в вузе.



Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XY вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революция и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале XX в. Объективная потребность ндустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и Интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ.

НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80 гг.; нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России и внешнеполитическая деятельности в условиях новой геополитической ситуации.

После изучения дисциплины студент должен



знать

  • актуальные проблемы мировой и отечественной истории, методологию и теорию исторической науки;

  • ведущие факты и события исторического процесса, их хронологию и их критическое осмысление;

  • направления цивилизационного развития человечества и об объективности исторического пути;

уметь

  • вырабатывать и обосновывать свою позицию по вопросам исторического прошлого, преодолевать субъективизм и тенденциозность в изложении исторического материала;

  • давать характеристику и оценку историческим деятелям;

  • анализировать и сопоставлять исторические факты исходя из современных знаний исторической науки.

4 Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Распределение по семестрам/ курсам


Общая трудоемкость дисциплины

144/144

2/1

Лекции

36/8

Практические занятия - Семинары

18/2

Всего самостоятельная работа

в том числе:



контрольная работа

54/134
-/20 (1 работа)


Вид итогового контроля

36 /

экзамен
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка