Вопросы к зачету по истории зарубежной литературы конца XIX – начала XX веков Хронологические рамки изучаемого периода. Понятие «переходности»




Сторінка1/4
Дата конвертації12.04.2016
Розмір0.67 Mb.
  1   2   3   4


Вопросы к зачету по истории зарубежной литературы

конца XIX – начала XX веков


  1. Хронологические рамки изучаемого периода. Понятие «переходности», ее проявления в общественной и литературной ситуации рубежа веков.

  2. Основные литературные направления конца XIX – начала XX вв., их общая характеристика.

  3. Философские основы декаданса и модернизма.

  4. Декаданс и модернизм. Основные литературные явления декаданса (декадентские художественные направления) на рубеже веков.

  5. Специфика критического реализма на рубеже XIX – XX веков. Покажите своеобразие реалистической литературы рубежа веков на примере 2-3 произведений.

  6. Философские и литературные истоки французского натурализма. Творчество Э. и Ж. Гонкуров.

  7. Эстетические взгляды Э. Золя. Концепция «экспериментального романа».

  8. «Ругон-Маккары» Э. Золя. Место цикла в творчестве писателя, замысел и структура цикла. Проблема творческого метода писателя.

  9. Особенности поэтики Золя на примере анализа 1 романа.

  10. Творчество Мопассана.

  11. Мопассан и натурализм. Место романа «Жизнь» («Милый друг») в творчестве писателя. Специфика пейзажа.

  12. Анализ 2 – 3 новелл Мопассана.

  13. Творчество Р. Роллана (до первой мировой войны).

  14. «Жан-Кристоф» Р. Роллана: жанровое своеобразие; проблематика; образ Жан-Кристофа.

  15. Французский символизм.

  16. Творчество Г. Ибсена. Связь с традициями национальной романтики. Социально-психологическая драма Г. Ибсена.

  17. Общая характеристика английской литературы рубежа веков.

  18. Творчество Д. Голсуорси (до первой мировой войны).

  19. «Собственник» Д.Голсуорси: понятие «форсайтизма», основные проблемы и темы романа.

  20. Драматургическая концепция Б. Шоу. Б. Шоу и Г. Ибсен. Основные циклы пьес Шоу, их характеристика.

  21. Б. Шоу «Профессия миссис Уоррен»: конфликт и своеобразие структуры драмы; парадоксы.

  22. Место О. Уайльда в английской литературе. Периодизация творческого пути писателя. Эволюция О. Уайльда.

  23. Литературные сказки О. Уайльда: проблематика, система персонажей, художественные особенности.

  24. Эстетические взгляды О. Уайльда, их воплощение в романе «Портрет Дориана Грея».

  25. Творчество Т. Манна (до первой мировой войны). Концепция «бюргерства» и ее воплощение в «Будденброках».

  26. Новеллистика Т. Манна. Тема художника в новелле Т. Манна «Тонио Крёгер».

  27. Творчество Г. Манна (до первой мировой войны).

  28. Тема верноподданничества в романе Г.манна «Верноподданный».

  29. Литературный процесс в США на рубеже XIX–XX вв.

  30. Творчество Д. Лондона.

  31. Мартин Иден» Д. Лондрна: жанровое своеобразие, проблематика, тема художника.

  32. Творчество Т. Драйзера (до первой мировой войны).

  33. «Сестра Керри» Т.Драйзера: воплощение натуралистической концепции человека.

  34. Творчество Марка Твена.

  35. Сопоставительный анализ «Приключений Тома Сойера» и «Приключений Гекльберри Финна».

Ответы по ИЗЛ конец 19 – начало 20 веков.



1.вопрос. Общая характеристика литературного процесса рубежа XIX-ХХ веков

Несмотря на сравнительно небольшие хронологические рамки (1870-е годы – 1914), данная эпоха является качественно новым этапом культурного развития человечества. Многими деятелями культуры, западными и русскими философами, поэтами и писателями, музыкантами и художниками эпоха расценивалась как кризисная. Об апокалиптическом характере современности говорили как западные (Ницше, Шпенглер, Ортега-и-Гассет), так и русские мыслители (В. Розанов, Н. Бердяев, А. Белый, П. Флоренский.



У А. Шопенгауэра (1788-1860) «Мир как воля и представление» (1819), оказал влияние на мировоззрение многих писателей (Т. Манн, Т. Гарди). Он шел вслед за Кантом, основоположником немецкой классической философии (1724-1804). Кантовская теория познания, его этические и эстетические воззрения во многом определили философско-эстетическую доктрину Шопенгауэра. Шопенгауэр создает свое учение о мире как мятущейся, стремящейся к воплощению воле. К познанию этого мира может приблизиться только художник, человек, в котором эстетическая интуиция преобладает над рациональным началом.

Одной из знаковых фигур рубежа веков стал Ф. Ницше (1844-1900), становление философии которого происходило под несомненным влиянием идей Шопенгауэра. Ф. Ницше одним из первых попытался проанализировать суть эпохи, за которой в определенное время закрепилось название «декаданс». Помимо Шопенгауэра, на духовную эволюцию Ф. Ницше оказал влияние Вагнер. Музыка, по мнению Р. Вагнера, - это прямое выражение мировой воли. Идея Вагнера стала основополагающей для труда Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) (несомненный отзвук этих идей студент найдет в творчестве Т. Манна, Р. Роллана). Работы Ф. Ницше «Так говорил Заратустра» (1833-1885) и «По ту сторону добра и зла» (1886)



Учением об интуиции А. Бергсона (1859-1941). Интуицию Бергсон считает основным способом познания жизненной сущности. Оригинальная философская и этико-религиозная концепция Бергсона сделала его кумиром эпохи. Учение Бергсона в определенной степени можно считать философской основой литературного импрессионизма.

Результатом кризиса общественного сознания, ощущения переломности исторического момента и является переосмысление духовных ценностей. Деятелей культуры и литературы рубежа веков объединяет потеря веры в незыблемость прежних идеалов. Так формируется декаданс как тип трагического художественного мироощущения рубежа веков.

Модернизм рубежа веков – это попытка преодоления декаданса. Модернизм – это поиск художниками новых форм выражения своих мыслей, чувств, настроений. Новый культурный, духовный контекст требовал нового типа художественного восприятия действительности. «Задача художника не описывать, запечатлевать объективно существующую действительность, а, исходя из своей собственной художественной вселенной, вступать в отношения с этой действительностью, создавая чисто субъективное искусство».

2 вопрос. Основные литературные направления.

Натурализм становится одним из важнейших явлений второй половины XIX- начала ХХ в. Натурализм рубежа веков – это и художественный метод, то есть способ воссоздания действительности, и литературное направление, то есть совокупность художественно-изобразительных и эстетико-мировоззренческих принципов. Как метод натурализм проявлял себя и в предыдущие эпохи. В связи с этим можно говорить о «натуралистических чертах» в творчестве многих авторов: от античных до современных. Как литературное направление натурализм складывается во второй половине XIX в. Основные принципы натурализма разработаны Э. Золя и изложены им в работах «Экспериментальный роман» (1880), «Натурализм в театре» (1881), «Романисты – натуралисты» (1881), «Что мне ненавистно» (1866).

Другим заметным явлением литературного процесса рубежа веков является импрессионизм. Если импрессионизм в живописи – это уже устоявшееся явление, то к пониманию литературного импрессионизма возможны различные подходы. Если натуралисты требовали точного воспроизведения факта, то импрессионисты буквально возводили в культ отражение вызванного тем или иным фактом впечатления. Импрессионистические тенденции как свойство стиля можно обнаружить в творчестве многих западноевропейских и русских художников слова (А. Рембо, П. Верлен, С. Малларме, Э. Золя, братья Э. И Ж. де Гонкур, О. Уайльд, М. Пруст, Гюисманс Ж. -К., Р. М. Рильке, Г. фон Гофмансталь, В. Гаршин,И. А. Бунин, А. П. Чехов, Е. Гуро, Б. Зайцев).

Практически одновременно с импрессионизмом начиная с 60-х гг. XIX века развивается символизм. Художественная практика символизма несколько опережает эстетическо-теоретические положения (начало 70-х годов – обоснована теория «ясновиденья» А. Рембо; 1882-83 – «Искусство поэзии» П. Верлена; очерки П. Верлена «Проклятые поэты»; «Манифест символизма» Ж. Мореаса).

Во второй половин XIX – начале ХХ вв. получает дальнейшее развитие романтизм и как генетический с ним связанный формируется неоромантизм. Неоромантизм сближается с романтизмом как в тематическом, так и в изобразительно-стилевом планах. Характерными чертами неоромантизма, достигшего кульминации в 90-е годы XIX века исследователи считают следующие: неприятие действительности; сильная личность, духовно неукротимая и часто одинокая, побуждаемая к деятельности альтруистическими идеалами; острота этической проблематики; максимализм и романтизация чувства, страсти; напряженность фабульных ситуаций; приоритет экспрессивного, выразительного над описательным; активное обращение к фантастике, гротеску, экзотике.

Особенного внимания в литературе рубежа веков заслуживает эстетизм, наиболее полно выразившийся в английском литературном процессе. Своеобразной художественной иллюстрацией английского эстетизма может считаться творчество О. Уайльда.

Во второй половине XIX – начале ХХ вв. дальнейшее развитие получает реализм. Интенсивность его развития в разных странах неоднородна. Во Франции он в своей классической форме сложился уже в 30-е – 40-е годы (Стендаль, Бальзак), в Англии (40-е – 60-е). В других европейских странах это происходит в 60-70-е годы и в более позднее время. Реализм рубежа веков всецело сориентирован на художественные искания эпохи. Он становится богаче в жанрово-стилевом отношении, появляются новые формы изображения действительности. На рубеже веков социально-бытовое начало начинает сменяться философско-интеллектуальной, духовно-личностной проблематикой.



15 вопрос. Французский символизм.

Французский символизм - первое направление модернизма. Окончательно оформился как единое литературное движение в 1886 году, когда вышел манифест символизма, и само это слово стало широко употребляться. Однако на самом деле символизм стал складываться гораздо раньше, начиная с 1857 года, когда вышел сборник Бодлера. Но тогда символизм был достоянием одиночек.

Основные особенности французского символизма: 1. Смелое обновление содержания в сторону неклассического мировоззрения (в частности введение в поэзию раннее абсолютно запретных тем, описаний интимных, эротических, отвратительных, низменных сторон жизни). 2. Тяготение к выражению особо сложных, утончённых, странных, часто неопределённых переживаний, состояний, ощущений, оттенков, полутонов чувств. 3. Широкое употребление новых художественных средств, необычного сочетания слов, необычных метафор, эпитетов, разрушающих прямой, ясный смысл стиха, но создающих общее утончённое, неопределённое ощущение. Формирование поэтики намёка, когда вместо прямого ясного смысла – лишь намёк на то, что хотел выразить поэт: намёк – это и есть символ.

Основоположник символизма Шарль Бодлер (1821-1867), хотя вообще-то он относится не к символистам, а к поздним романтикам. Он одним из первых в европейской литературе откровенно и очень ярко выразил неклассическое мировоззрение, и поэтому он всё-таки основоположник символизма и модернизма вообще. Его главное творение – знаменитый, легендарный, скандальный сборник «Цветы зла» (1857), который положил начало европейскому модернизму. Первое, что характерно для него абсолютный пессимизм, глобальное разочарование в мире в духе Байрона. Но есть у Бодлера другие стихи, настоящие бодлеровские, бунтарские, нетрадиционные, где он по-другому относиться к злу – это стихи, где поэт находит позитивное в негативном, красоту в смерти, разложении, наслаждение в грехе и пороке, описывает всё это красиво, красочно.

Бодлер зафиксировал сложность устройства жизни, отношение его к злу неоднозначно. С одной стороны, он знает, что зло и порок ведут к гибели, страданиям, духовному опустошению. С другой стороны, зло непреодолимо, потому что даёт человеку наслаждение и другие необычные переживания, от которых человек отказаться не может.

Поль Верлен (1844-1896) – его считают первым собственно символистом. Верлен первым широко и сознательно применял символистскую поэтику (смелые словосочетания, метафоры, нарушения логического смысла, намёк, неопределённость). Большая часть его стихов выражает тончайшие нюансы, чувства, полутона, неуловимые странные переходные состояния. Этим Верлен и хорош. Много описаний природы, её переходных состояний – сумерки, раннее утро и т.д. Эти состояния полностью слиты с таким же неопределённым состоянием души лирического героя. Стихи Верлена музыкальны и наполнены звукописью (но это можно ощутить, только зная французский язык, потому что половина прелести стихов Верлена при переводе теряется). В целом содержание его поэзии вполне традиционное, классическое. Есть несколько эротических стихов, но их немного.

Артюр Рембо (1854-1891) – очень необычный человек и поэт. Лучшие стихи Рембо написал в 15, 16 лет. Основные особенности поэзии Рембо. 1. Он развивает традиции Бодлера. Вводит всё новые, неприличные, прозаичные темы в поэзию. Если Бодлер поэтизировал зло, безобразие, смерть, то Рембо поэтизировал просто мелкие, бытовые неприличные вещи. 2. Очень яркие, красочные, смелые метафоры и другие средства выразительности, иногда доходящие до разрушения логики. 3. Смелый, свежий взгляд на жизнь.

16 вопрос. Творчество Ибсена.

Общая характеристика творчества Ибсена.

1. Пьесы его интересны для чтения: динамичный сюжет, интеллектуальная насыщенность, острейшая постановка реальных серьёзных проблем.

2. У Ибсена было в значительной степени неклассическое мировоззрение, он бунтарь по духу, его любимые герои – одиночки, бунтари, всегда идущие против большинства, стремящиеся к самостоятельности, свободе от мнения других людей. Часто они стремятся в горы, в высоту, не к людям, а от людей (что, кстати, не характерно для русской литературы).

3. Одна из важнейших проблем, поставленных в творчестве Ибсена - проблема противоречия между нравственностью и человеколюбием. На самом деле это одно из самых важнейших противоречий христианства, а также вообще той морали, которая была свойственна европейскому обществу в 19 веке, да и сейчас.



Периоды творчества Ибсена. 1) 1849-1874 - романтический. Наиболее значительны две пьесы этого периода – «Бранд» (1865) и «Пер Гюнт» (1867), написанные стихами, огромные, обе по 250 страниц, в них Ибсен мало заботится о правдоподобии, а «Пер Гюнт» - это вообще сказка и одновременно пародия на сказку.

Второй период творчества: 1875-1885 - реалистический. В это время Ибсен пишет пьесы, положившие начало новой драмы, такое название получила обновлённая драматургия конца 19 – начала 20 века, ставшая более интеллектуальной, лирической и менее сюжетной. Главные представители: Ибсен, Чехов, Шоу, Метерлинк. Главная особенность новой драмы Ибсена – интеллектуальность, в центре его пьес всегда напряжённый интеллектуальный, идейный спор, борьба не только самих героев, но и мировоззрений. В реалистических пьесах Ибсена аналитическая композиция. В ходе каждой пьесы происходит открытие некой тайны, а чаще нескольких тайн, скрываемых истин, которые резко переворачивают первоначальную ситуацию, что способствует напряженности сюжета. Главный конфликт в этих пьесах Ибсена – между благополучной видимостью и прогнившей, лживой, глубоко неблагополучной сущностью современной жизнью. Раскрытие тайны приводит к переосмыслению, пересмотру, анализу героем или героиней всей своей предшествующей жизни. Поэтому и композиция этих пьес называется аналитической.

«Кукольный дом» (1879) – одна из самых популярных, интересных пьес Ибсена. В ней впервые женщина в мировой литературе заявила, что у неё кроме обязанностей матери и жены «есть и другие, столь же священные обязанности» - «обязанности перед самой собой». Главная героиня Нора заявила: «Я не могу больше удовлетворяться тем, что говорит большинство и что говорится в книгах. Мне надо самой подумать об этих вещах». Она хочет пересмотреть всё - и религию, и нравственность. Нора фактически утверждает право отдельной личности создавать свои собственные нравственные правила и представления о жизни, отличные от общепринятых и традиционных. То есть, Ибсен опять утверждает относительность нравственных норм.

«Привидения» (1881) также одна из лучших пьес Ибсена. В ней постоянно раскрываются какие-то тайны, герои постоянно открывают что-то новое для себя, отсюда напряжение. Самое главное в пьесе – разоблачение традиционной христианской нравственности, требующей от человека, прежде всего исполнения долга. Привидениями фру Алвинг называет устаревшие представления, идеи, которые уже не соответствуют живой жизни, но всё ещё управляют ею по привычке, по традиции. В первую очередь это христианская мораль, носителем которой является высоконравственный и требовательный пастор Мандерс, немного похожий на Бранда. Именно к нему когда-то прибежала юная фру Алвинг, после года супружества с ужасом узнавшая о пороках своего мужа, за которого её выдали без её желания. Она любила пастора, и он её любил, она хотела жить с ним, но он сурово отправил её к законному мужу со словами «ваша обязанность - смиренно нести крест, возложенный на вас высшей волей». Пастор считает тот свой поступок величайшей победой над собой, над греховным стремлением к собственному счастью. Таким образом, в этой пьесе наиболее ярко отразилось противостояние нравственности и человечности, где автор уже полностью на стороне человечности.

Третий период: 1886-1899. Период с оттенком декадентства и символизма. Пьесы этого периода сохраняют признаки новой драмы, но добавляется нечто странное, иногда болезненно-извращённое, иногда почти мистическое, иногда герои психически не нормальные, часто аморальные люди, но описанные без осуждения. Таковы «Росмерсхольм» (1886), «Женщина с моря» (1888), «Маленький Эйольф» (1894), «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» (1899). Они по задумке интересные, умные, глубокие, но в них слишком много разговоров, мало ярких событий, в них нет истинного ибсеновского напряжения.

Идейный итог творчества Ибсена в целом. Пьесы Ибсена ярко показали (и ярче всего «Бранд) неизбежную противоречивость нравственной системы классического мировоззрения. Абсолютно последовательное следование традиционным нравственным заповедям рано или поздно оборачивается против конкретного человека, разрушает его счастье. Нравственность бывает бесчеловечна. Одна нравственная норма противоречит другой. Это доказывает по крайней мере то, что никаких абсолютных, вечных нравственных ценностей и идеалов нет, всё относительно, в том числе религиозные заповеди, без компромиссов, отступлений от этих заповедей в реальной жизни не обойтись.

Более того, Ибсен в некоторых поздних своих пьесах приходит к выводу, что человек имеет право преодолеть традиционную нравственность, ибо самое важное в жизни человека – это быть счастливым, а не выполнять долг, не осуществлять призвание, не служить некой высокой идее.



31 вопрос. «Мартин Иден» Д. ЛОНДОНА.

Лондон продолжил критику буржуазного общества в романе «Мартин Иден» (1909). В лице главного героя Лондон показал трагедию художника в капиталистической Америке. Примером развития характера может служить Мартин Иден. На наших глазах он из простого, необразованного матроса благодаря огромной духовной работе превращается в человека больших знаний, писателя. На протяжении всего романа меняется его язык. Когда мы знакомимся с ним, язык изобилует неправильными грубоватыми оборотами и выражениями. Но по мере того, как он занимается самообразованием, меняется и его речь. Он чувствует в себе талант и призвание, стремится стать писателем. Он отличается большой настойчивостью, он верит в себя, в грядущий успех. Иден пытается бороться, но его силы постепенно иссякают. Лондон показывает, что буржуазное общество глухо к голосу таланта, не в состоянии оценить настоящие произведения искусства. Богатство и слава в конце приходят к Идену, но это не закономерный результат его талантливости и упорства. Успех приходит к нему случайно и при этом слишком поздно. Буржуазное общество уже сломило его: у него пропал интерес к жизни, к борьбе. Единственный выход для себя он видит в самоубийстве.

«Мартин Иден»— произведение, в известной степени, автобиографическое. Писал его Лондон во время своего путешествия по южным морям на шхуне «Снарк». Роман сначала печатался с продолжением в журнале «Паси-фик мансли» («Тихоокеанский ежемесячник»), а в сентябре 1909 года вышел отдельным изданием. «Мартин Иден»— двадцать первая книга Джека Лондона. К этому времени Д. Лондон был уже широко известным писателем, автором таких сборников рассказов, как «Сын волка», «Любовь к жизни» и др.; повестей «Зов предков» и «Белый клык»; романов «Морской волк» и «Железная пята». Естественно, что «Мартин Иден» сразу же привлек внимание читающей публики.

33 вопрос. «Сестра Керри» Т. Драйзера.

В центре романа — история юной провинциалки, которая прибыла в Чикаго в поисках работы. Керри — девушка, преисполненная неуверенных желаний, без четких моральных принципов. Пройдя этап поисков работы и испытав неудовлетворение самой работы, Керри становится легкой добычей коммивояжера Друе, которого она в скором времени оставит ради Герствуда. Управляющий фешенебельного бара Герствуд — единственный герой Драйзера, который испытал настоящую «трагедию страсти», — бросает семью и жертвует положением ради Керри, с которой убегает в Нью-Йорк. Здесь ему не везет. В то время как он опускается вниз, Керри, боясь бедности, начинает искать для себя путь вверх сама. Неожиданно она открывает в себе артистичный талант.

Он помогает ей найти присущую всем людям тоску по идеалу. Нежность, которая жила в глубинах ее души и, очевидно, влекла к ней Герствуда, не помешала ей его покинуть. В то время как Герствуд, став жалким нищим и решив, что «игра закончена», наложил на себя руки в грязной ночлежке, Керри, из артистки кордебалета превратившись в звезду эстрады, в роскошном номере гостиницы «Волдорф» читает роман О. де Бальзака. Выбор Драйзера «Отца Горио» примечателен: драма Герствуда похожа на трагедию этого «буржуазного короля Лира».

Роман Теодора Драйзера "Сестра Кэрри" впервые был опубликован в 1900-м году. В сюжетном отношении роман представляет собой историю профессионального становления молодой американки конца 19 века.

В романе шесть женщин, чьи судьбы изображены более или менее полно. Это - главная героиня, Кэрри, ее сестра Минни, миссис Герствуд, ее дочь Джессика, миссис Вэнс и артистка Лола.

Судьбе Минни в романе уделено несколько страниц. Кухня, мытье полов, штопанье одежды и уход за детьми - вот занятия Минни, и можно предположить, что, если ничего чрезвычайного в ее жизни не произойдет, все так и останется, только дети вырастут, и квартира, возможно, станет больше, если мужу удастся разбогатеть.

Судьбу миссис Герствуд в чем-то можно назвать счастливой. Если жизнь есть борьба за жизнь, то она, безусловно, победитель. Рожденные по любви красивые и здоровые дети, а также прибранное к рукам нажитое за время совместной жизни состояние мужа, то есть гарантия независимости и достойного существования, все это означает, что жизненная программа выполнена. Удачная (в материальном плане) выдача замуж Джессики - очередной тактический успех, лишь подтверждающий правильность общей стратегии.

Однако, если рассматривать образ миссис Герствуд с позиции динамики изображения женских судеб в литературе, ничего примечательного найдено не будет. Образ плоский, а не объемный, мотивы поступков лежат на поверхности, а что за ними, остается загадкой, причем автор намекает, что внутри ничего, собственно, нет. Только стервозная и расчетливая женщина. Персонаж привязан к своей социальной роли, и ничего больше. Впрочем, миссис Герствуд, все же, персонаж второго плана, и изображая ее столь урезанно, автор, возможно, просто не хотел оттенять главную героиню.

Джессика Герствуд изображена еще более примитивным существом, чем ее мать. Миссис Герствуд успешно присваивает нажитые другими состояния, при всей убогости ее активности она хотя бы что-то делает, Джессика же на протяжении романа ведет себя как музейный экспонат. Система ценностей миссис Герствуд сознательно принята и проверена временем. У Джессики нет вообще никакой системы ценностей, ее жизненные ориентиры - успешные музейные экспонаты из ее окружения. При этом начисто отсутствует воля. Единственное стратегическое решение ее жизни (о замужестве) принимается матерью. К зарабатыванию денег и вообще к какому-либо производительному труду, судя по роману, Джессика не способна. К высоким чувствам, способным перевернуть жизнь, судя по всему, тоже. Данный образ (бездушная куколка-аристократка) не представляет собой ничего нового в смысле динамики женских образов в литературе. Возможно, роль Джессики в романе сводится к контрастированию с Кэрри. Сверстницы, красавицы, со средним образованием и без специальности и определенных занятий. И каждая в конце романа получает то, к чему стремилась, причем исключительно благодаря случаю и природным задаткам.

Образ миссис Вэнс противоречивее вышеперечисленных. Очевидно, что эта женщина не глупая, не ограниченная, также отмечается наличие у нее определенных моральных качеств. Однако, остаются неясными мотивы ее замужества за мистером Вэнсом. Это замужество подозрительно напоминает акт купли-продажи. Также бросается в глаза экономически зависимое положение миссис Вэнс в семье. Она нигде не работает и не владеет никакой специальностью, то есть, ее благополучие зависит исключительно от благополучия и доброго расположения к ней ее мужа. Образ миссис Вэнс не являлся на момент создания романа новым в галерее женских образов всемирной литературы.

Лола, подруга Кэрри - это уже независимая от мужчин женщина (независимая напрямую, косвенно она зависима, т.к. клиентами театра являются либо мужчины, либо женщины миссис Вэнс, которые ходят туда на мужские деньги) и женщина, откровенно не стремящаяся продаться, даже на долгосрочной основе. Судьба Лолы - своего рода предвестник освобождения женщин от экономической зависимости и достижения возможности творить свою судьбу и строить свои отношения с мужчинами на экономически равноправной основе. Вышеперечисленные персонажи являются второстепенными героями романа, они изображены настолько, сколько было необходимо для раскрытия главного образа романа - Кэрри.

О Кэрри в романе дается огромное количество информации, причем как о действиях, так и о внутренней, душевной жизни.

Общественная жизнь складывается из взаимосвязей и взаимодействий людей, не связанных отношениями родства, любви и дружбы. В случае Кэрри можно утверждать, что, кроме последней четверти романа, когда она стала работать в театре, ни в какую общественную жизнь и социальную структуру она включена не была. Отработав несколько дней на производстве, потеряв работу и не найдя новую, она встретила Друэ и не работала после этого примерно четыре года. В эти четыре года Кэрри нигде не училась, не приобрела специальность, не занималась общественной деятельностью, не пыталась работать хотя бы для приобретения опыта или поддержания формы. Ее сравнительно успешный опыт выступления в любительском спектакле не может быть рассмотрен как начало профессиональной актерской деятельности, потому что, в общем, ни о чем не говорит. Лишь в последней четверти романа, благодаря внезапно обнаружившемуся таланту актрисы, Кэрри начала успешно работать и очень скоро заняла сравнительно высокое место в социальной структуре общества. Тревожным моментом здесь является отсутствие образования, что может стать препятствием в деле профессионального совершенствования, и вследствие чего, со временем при появлении новых молодых актрис аналогичного уровня Кэрри рискует снова скатиться вниз, став вначале низкооплачиваемой актрисой, а потом лишиться работы и повторить судьбу Герствуда. Причем создается впечатление, что жизнь ничему не учит Кэрри, т.к. как только появляются деньги и жизнь налаживается, она вместо повышения своего образовательного уровня и профессиональной квалификации, то есть создания задела на будущее, расслабляется и, в основном, мечтает о непонятном счастье.

Личная жизнь Кэрри растягивается почти на весь роман. Собственно развитие действия романа представляет собой либо изменение общественного положения ее мужчины (в данном случае - Герствуда), либо смену собственно мужчины (Друэ, Герствуд). Примечательна пассивность Кэрри (все время выбирают ее, и она все время принимает предложения, сначала Друэ, потом Герствуда). Лишь в конце романа она обретает силу выбирать, и отказ от продолжения связи с Друэ можно считать огромным прогрессом в становлении личности Кэрри. Также лишь в конце романа Кэрри находит подругу (Лолу). Миссис Вэнс подругой назвать нельзя, у них нет никакого общего дела, и общались они именно от нечего делать. Вообще, если судить по роману, дружеские связи в полном смысле этого слова бывают только у мужчин. Женщины живут взаперти, и их выход из дома представляет собой больше церемонию в духе "на людей посмотреть и себя показать", нежели общение по интересам или поиск моральной поддержки.

Что касается внутренней жизни Кэрри, то ее внутренняя жизнь представляет собой совокупность вялотекущих процессов, в малой степени влияющих на ее деятельность. Кэрри побывала два раза замужем за нелюбимыми мужчинами и теперь (в конце романа) живет с подругой и посылает поклонников куда подальше. Несмотря на все события, ее мировоззренческие установки что в начале, что в конце романа, это "мечтать о таком счастье, какого тебе никогда не изведать" и пассивно принимать все, что дает жизнь.

Первоначально роль женщины в литературных произведениях сводилась либо к объекту, который защищают, похищают, продают, покупают, освобождают, убивают и т.д., либо к субъекту, который верно ждет отсутствующего возлюбленного либо бесчестно изменяет ему чуть ли не у всех на глазах. Социальный состав героинь ограничен господствующим классом и Золушками. Женщина изображается лишь в одной из семейных ролей плюс роли невесты и любовницы. Ни о каком социальном становлении и участии в общественном производстве речи не идет.

В этой связи тот факт, что главный герой романа - женщина, причем не богатая, не знатная и не отличающаяся никакими особыми достоинствами, уже является примечательным и показывает прогресс литературы в деле художественного восприятия и изображения жизни. Диалектичность образа Кэрри также является огромным прогрессом. Если в прошлые века у литературных персонажей женского пола душевной жизни либо не было вообще, либо эта душевная жизнь была представлена поверхностно и упрощенно. У Драйзера же Кэрри - полноценный человек. Более того, Кэрри в восприятии жизни стоит выше всех персонажей романа, в том числе мужчин, причем мужчин, обладающих ими самими созданным материальным благополучием и общественным положением. Более того, к концу романа Кэрри окончательно эмансипируется, т.е. живет на свои деньги и отказывает солидным мужчинам.

Но вместе с тем присущий Кэрри фатализм сохраняется на протяжении всего романа. Она выиграла бой, но не осознает, что может выиграть войну. Да и она не собирается ее выигрывать. Сидеть в кресле-качалке и мечтать о несбыточном счастье оказывается вершиной ее достижений. Конечно, лучше мечтать в кресле-качалке, чем в швейном цехе или на плантации. Но откуда такое неверие в собственные силы, нежелание сделать шаг без толчка в спину? Кэрри стала хозяйкой себе. В этом проявился прогресс цивилизации, позволивший уже в конце 19 века некоторой части женщин самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, а следовательно, будучи экономически независимыми, самостоятельно определять свою судьбу.


  1   2   3   4


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка