Выявить динамику взглядов на предмет психологии и методы ее изучения в различные исторические периоды



Сторінка1/5
Дата конвертації12.04.2016
Розмір0.83 Mb.
  1   2   3   4   5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»




Кафедра психологии

Согласовано Утверждено

на заседании кафедры

психологии_________

___________________ завкафедрой__________

Протокол № ________

от_________________




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Специальность: 020400 «Психология»

Хабаровск

2008

АННОТАЦИЯ


  1. Цели учебной дисциплины:

    1. Выявить динамику взглядов на предмет психологии и методы ее изучения в различные исторические периоды.

    2. Проанализировать достижения и заблуждения исследователей, оказавших значительное влияние на становление психологии.

    3. Показать преемственность во взглядах современных ученых на развитие психологии.

  1. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана специальности. История психологии относится к числу обязательных дисциплин необходимых для подготовки профессионального психолога, поэтому он имеет обширные межпредметные связи с циклами общепрофессиональной и специальной подготовки: философией, педагогикой, историей, общей, педагогической, возрастной психологией и др.

  2. Ожидаемые результаты освоения учебной дисциплины:

3.1. Знание этапов становления и персоналий, внесших существенный вклад в развитие донаучной и современной психологии.

3.2. Уметь производить сравнительный анализ психологических концепций.

3.3. Владеть научным аппаратом, разрабатываемым в русле различных психологических школ и направлений.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»


Кафедра психологии

«Утверждаю»:

завкафедрой______________

________________

«____»________________2009 г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Специальность: 020400 «Психология»

Курс 4


Семестр 8

2009


Разработчик
Доц. кафедры психологии, канд. психол. наук _________ Кочеткова Т.Н.

РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА на заседании кафедры психологии


_________протокол № _________

Задачи учебной дисциплины:

  1. Знакомство с историческими этапами и соответствующими им теориями философов, выявление предпосылок и условий для оформления психологии в самостоятельную дисциплину.

  2. Изучение теоретических и прикладных аспектов современных концепций отечественных и зарубежных исследователей.

  3. Ориентация студентов на самостоятельную работу с дополнительной литературой и первоисточниками.


Выписка дидактических единиц из образовательного стандарта специальности


  1. Введение в курс истории психологии.

    1. Предмет и задачи истории психологии.

    2. Функции истории психологии в современной психологической науке.

  1. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе и философское учение о сознании.

    1. Античная психология.

    2. Развитие психологии в средневековый период.

    3. Психологические концепции эпохи Возрождения.

    4. Психология Нового времени.

    5. Психологические воззрения эпохи Просвещения.

  1. Развитие естествознания и выделение психологии в самостоятельную науку.

    1. Условия, способствующие выделению психологии в самостоятельную дисциплину в XIX веке.

  1. Развитие психологии до периода открытого кризиса.

    1. Программы развития психологии как науки.

  1. Зарубежная психология периода открытого кризиса.

    1. Бихевиоризм.

    2. Психоанализ и неофрейдизм.

    3. Гештальт-психология.

    4. Французская социологическая школа.

    5. Описательная психология.

  1. Развитие отечественной психологии.

    1. Идеология и психология.

    2. Поведенческое направление.

    3. Культурно-историческая теория.

    4. Развитие деятельностного подхода.

    5. Комплексный и системный подходы в отечественной психологии.

    6. Психология установки.

    7. Теория планомерного формирования умственных действий.

  1. Современное состояние зарубежной психологии.

    1. Межкультурные исследования.

    2. Гуманистическая психология.

    3. Логотерапия.

    4. Когнитивная психология.


Содержание дисциплины




Виды учебной работы

Объем в часах

по формам обучения







ДО

ОЗО



Общая трудоемкость

180

180



Аудиторные занятия

104

22



Лекции

70

16



Семинары/практические занятия

34

6



Курсовые работы

0

0



Самостоятельная работа

76

158



Вид итоговой аттестации

экзамен

экзамен


Тематическое планирование дисциплины (ДО)




Наименование темы

Всего часов

Лекции

Семинары

Самост.

работа

Прод. сам. работы



Введение в курс истории психологии

6

2

2

2

конс., тест, блок-схема



Античная психология

12

4

2

6

конс., тест



Развитие психологии в средневековый период

10

4

2

4


конс., тест



Психологические концепции эпохи Возрождения

10

4

2

4


конс., тест



Психология Нового времени

12

4

2

6

конс., тест



Психологические воззрения эпохи Просвещения

14

6

2

6


конс., тест



Условия, способствующие выделению психологии в самостоятельную дисциплину в XIX веке

16

6

2

8


конс., тест, кроссворд



Программы развития психологии как науки

12

4

2

6


конс., тест, блок-схема



Развитие зарубежной психологии в период открытого кризиса

30

12

6

12


конс., тест, блок-схема



Развитие отечественной психологии в период открытого кризиса

20

8

4

8


конс., тест, блок-схема



Психологические концепции советского периода (40-е – 80-е гг. XX века)

20

8

4

8


конс., тест, реферат



Современные теории и тенденции в развитии мировой психологии

18

8

4



6

конс., тест, блок-схема, реферат







180

70

34

76





Тематическое планирование дисциплины (ОЗО)




Наименование темы

Всего часов

Лекции

Семинары

Самост.

работа

Продукт сам. работы



Введение в курс истории психологии

8

2




6

конспект



Античная психология

10







10

конспект



Развитие психологии в средневековый период

8







8

конспект



Психологические концепции эпохи Возрождения

8







8

конспект



Психология Нового времени

10







10

конспект



Психологические воззрения эпохи Просвещения

10







10

конспект



Условия, способствующие выделению психологии в самостоятельную дисциплину в XIX веке

14

2

2

10

конспект




Программы развития психологии как науки

12

2




10

конспект



Развитие зарубежной психологии в период открытого кризиса

34

4




30


конспект



Развитие отечественной психологии в период открытого кризиса

24

2




22


конспект



Психологические концепции советского периода (40-е – 80-е гг. XX века)

22

2

2

18


конспект



Современные теории и тенденции в развитии мировой психологии

20

2

2

16


конспект







180

16

6

158





Краткое содержание каждой темы
Тема 1. Введение в курс истории психологии

Предмет, объект, задачи, методы и функции истории психологии. Этапы развития психологической науки. Факторы и принципы, определяющие развитие психологии. Место истории психологии в системе психологических дисциплин, взаимосвязь с другими гуманитарными науками.



Ключевые понятия темы:

  1. предмет, объект истории психологии;

  2. методологические принципы;

  3. этапы развития психологического знания;

  4. практическое значение истории психологии для развития современной психологии.


Тема 2. Античная психология

Общая характеристика и периодизация развития взглядов на предмет психологии в античный период. Натурфилософские представления о сущности мира представленные эфесской, милетской и элейской школами (Гераклитом, Фалесом, Анаксименом, Анаксимандром, Парменидом и др.). Основные заслуги и заблуждения Пифагора и его последователей. Суть и значение теорий древнегреческих атомистов – Левкиппа и Демокрита. Представления о душе Сократа, его критика софистов. Развитие идеалистических тезисов в теории Платона, общие и отличающие черты от положений Сократа. Систематизация философских воззрений в теории Аристотеля: главные достижения и ошибки античного энциклопедиста. Представления о нравственности в учении Эпикура. Главные положения школы стоиков в трудах Зенона, Хризиппа, Сенеки, Марка Аврелия, закладывание этических положений христианства. Зарождение неоплатонизма в трудах Плотина. Значение работ Филона Александрийского для формирования религиозного мировосприятия. Основные достижения александрийских врачей.



Ключевые понятия темы:

  1. натурфилософия;

  2. душа;

  3. анимизм;

  4. гилозоизм;

  5. сократовский диалог;

  6. эллинизм.


Тема 3. Развитие психологии в средневековый период

Главные черты и этапы Средневековья. Формирование религиозных положений в период апологетики в работах Тертуллиана, Климента Александрийского. Божественное обоснование происхождения мира «отцами церкви» в эпоху патристики (Августин Аврелия, Северин Боэция и др.). Значение теории Платона для развития положений реалистов (Иоанна Скота Эриугены, Ансельма Кентерберийского, Гильома). Возрождение естественнонаучных взглядов на генезис природы и человека в странах Ближнего Востока (трактаты Альгазена, Авиценны, Аввероэса). Основные положения и значение учения о двух истинах (деизма) предложенного Ибн Синой. Зарождение светской власти и открытие первых университетов в период схоластики. Модернизирование и развитие идей Аристотеля в работах Фомы Аквинского. Зарождение номинализма и концептуализма со ссылкой на положения Аристотеля (Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам, Иоанн Росцеллин). Вызов схоластическому методу и взглядам в работах Роджера Бэкона.



Ключевые понятия темы:

  1. христианство;

  2. апологетика;

  3. волюнтаризм;

  4. патристика;

  5. схоластика;

  6. реализм;

  7. номинализм;

  8. концептуализм;

  9. деизм;

  10. аввероизм;

  11. томизм.


Тема 4. Психологические концепции эпохи Возрождения

Возрождение и развитие натурфилософских концепций в период ренессанса. Критика библейских трактатов в работах Лоренцо Валла. Обращение к неоплатонизму в период зарождения и расцвета ренессанса (Георгиос Гемистос, Марсилио Фичино и др.). Место человека в мире с позиций Николая Кузанского. Значение работ Леонардо да Винчи для развития естественнонаучных воззрений. «Очищение» работ Аристотеля от средневекового томизма, популяризация его идей в трудах Пьетро Помпанацци, Филиппа Меланхтона, Родольфа Гоклениуса. Философия природы Джордано Бруно. Обоснование деятельности души с позиций медицинского знания (Хуан Уарте, Гомес Перейра, Андреас Везалий, Парацельс). Развитие принципов эмпиризма и сенсуализма в работах Хуана Луиса Вивеса. Теория природосообразного воспитания с позиций Эразма Роттердамского.



Ключевые понятия темы:

  1. ренессанс;

  2. гуманизм;

  3. антропоцентризм;

  4. эмпиризм;

  5. сенсуализм.


Тема 5. Психология Нового времени

Общая характеристика Нового времени. Расхождения во взглядах на процесс познания в направлениях рационализма и сенсуализма (Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк). Обоснование и использование индуктивного (сторонники эмпирического изучения) и дедуктивного методов познания (представители сенсуализма). Утверждение принципа механического детерминизма в концепции Р. Декарта. Проявление дуализма в теориях картезианства. Разрешение психофизической проблемы в учении Б. Спинозы и Г. В. Лейбница. Основные положения теории познания Ф. Бэкона. Закладывание основ эмпирической психологии в работах Т. Гоббса. Основные виды опыта в учение Д. Локка. Создание методологических предпосылок для формирования ассоциативной психологии. Вклад Уильяма Гарвея в исследовании сердечной деятельности под влиянием эмоций. Изучение влияния психологических факторов на развитие истерии Томасом Синедхемом.



Ключевые понятия темы:

  1. психофизическая проблема;

  2. сознание;

  3. монадология;

  4. ассоциация;

  5. методы познания;

  6. эпифеноменализм;

  7. механодетернинизм;

  8. рефлексия.


Тема 6. Психологические воззрения эпохи Просвещения

Краткая характеристика эпохи и исторических условий, способствующих распространению психологии. Зарождение и развитие ассоциативной психологии в Англии. Развитие линии деизма в учении Джона Толанда. Вибрационная теория ассоциаций Дэвида Гартли. Возможность познания в концепции Дэвида Юма. Философия здравого смысла Томаса Рида. Материалистическая концепция Дени Дидро. Возможности познания в теории Клода Адриана Гельвеция. Сподвижники эмпирического направления во Франции (Ж. Ламетри, Д. Дидро, Ж.–Ж. Руссо, Ф. Вольтер). Основные положения теории воспитания Жан-Жака Руссо. Теория познания Иммануила Канта. Натурфилософия Фридриха Вильгельма Шеллинга. Развитие психологических идей в России (Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Николаевич Радищев, Григорий Саввич Сковорода, Василий Никитич Татищев и др.).



Ключевые понятия темы:

  1. вибрация;

  2. теория воспитания;

  3. апперцепция;

  4. трансцендентальный опыт;

  5. ассоциативная психология.


  1   2   3   4   5


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка