В. Н. Вершинин От вечерней школы к модели



Сторінка1/15
Дата конвертації13.04.2016
Розмір2.38 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Ульяновский институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования

Федеральная экспериментальная площадка


Муниципальное образовательное учреждение
Открытая сменная общеобразовательная
школа №4 г. Ульяновска

Вечерняя школа в инновационном поиске



Материалы исследования
В.Н. Вершинин

От вечерней школы к модели
открытого образования


Творческий отчет

Ульяновск

2010
ББК 74.202.2

В - 37


Вершинин В.Н. Вечерняя школа в инновационном поиске. От вечерней школы к модели открытого образования [Текст]: творческий отчет /В.Н. Вершинин. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. – 195 с.

Творческий отчет как литературный жанр не существует. Но эта жанровая вольность автора, позволяет читателю избежать скуки научного отчета, поверхностности публицистического подхода и докучливости методических деталей. Сочетая первое, второе и третье, автор доступным языком знакомит читателя с ходом, опытом и результатами системного педагогического эксперимента, позволившего создать на базе скучно-однообразной «вечерки» образовательное учреждение, отвечающее современным образовательным потребностям самых различных групп населения.

Для педагогов и руководителей всех типов общеобразовательных школ для взрослых: вечерних, сменных, открытых, Центров образования.

Автор: Вершинин В.Н., к.п.н., доцент, в.н.с. НИЛ развития инновационных процессов в учреждениях образования УИПКПРО.

Рецензент:
Данилов С.В., к. пс. н., проректор по научно-методической работе
Ульяновского ИПКПРО

Печатается по решению научно-методического совета УИПКПРО.

© Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2010

© Вершинин В.Н.

Содержание:

Предисловие 4

История и результаты эксперимента. (Краткий обзор) 7

Школа взрослых в историческом развитии


§ 1. Социальные функции общеобразовательной школы
взрослых 25

§ 2. Становление школы взрослых в России 38

§ 3. Школа взрослых и детская школа в общем социально-образовательном пространстве 52


Основные категории общей педагогики и их рефлексия
современной общеобразовательной школой взрослых

§ 1 Педагогические категории в свете социального заказа
на общее образование взрослых 57

§ 2.. Содержательный полиморфизм школы взрослых 65

§ 3. Организационный полиморфизм школы взрослых 75


Специфика организации и методики учебного процесса
в школе взрослых

§ 1 Учебный процесс школы взрослых 79

§ 2. Методические аспекты учебного процесса 110


Параллельное образование

§ 1. Профессиональная и до-профессиональная
подготовка 134

§ 2. Интеграция общего и профессионального
образования 143

§ 3. Общекультурная (общеразвивающая) подготовка 150


Участники образовательного процесса

§ 1 Учащиеся школы взрослых 161

§ 2. Педагоги школы взрослых 172

§ 3. Социально-педагогическая работа школы
в социуме 180

Литература 188

Предисловие


В перечне сегодняшних типов общеобразовательных учреждений есть некая неувязка, неполнота. Термин «школа» до недавнего времени был общеупотребительным обозначением единственного типа учреждения. К сегодняшнему дню этот тип распался на образовательные учреждения со специфическими характеристиками (гимназии, лицеи, колледжи, частные школы), и на учреждения, сохраняющие традиционный уклад учебно-воспитательного процесса массовой школы.

И каждый раз, когда необходимо уточнить, о каком именно виде школ идет речь, эту остаточную группу называют «обычными» или «традиционными» школами. (Специфического названия для них не нашлось). И на шкале престижа они занимают чаще всего самые нижние ступени. Социальная характеристика различий между этими двумя группами состоит в том, что первые собирают детей из наиболее обеспеченных и образованных слоев населения, а последние – всех оставшихся.

Наряду с ними функционирует еще один тип общеобразовательного учреждения – вечерняя школа1, подбирающая всех тех, кто выпадает из основных возрастных образовательных потоков. В годы войны и в первые послевоенные десятилетия ему уделялось достаточно серьезное внимание, так как надо было доучивать массу бывших фронтовиков и еще большее количество недоучившихся из-за войны детей, а потом долго ещё подтягивать к уровню всеобщего среднего образования «его величество рабочий класс».

В целях научно-методического обеспечения этого специфического варианта образования в 1960 году в Ленинграде создается научный центр, специально занимающийся проблемами вечернего и заочного среднего образования взрослых – НИИ вечерних (сменных) и заочных общеобразовательных средних школ АПН РСФСР, преобразованный потом в связи с дальнейшим расширением проблематики в НИИ общего образования взрослых АПН СССР.

Однако, по мере реализации детской школой Закона об обязательном среднем общем образовании, этот тип общеобразовательного учреждения переместился в поле преимущественно критического внимания. И к началу переломных девяностых годов прошлого века он уже прочно обрел недобрую славу школы последнего сорта. В общественном мнении звание «Учащийся вечерней школы» приобрело характер диагноза.

В период формирования гимназий, колледжей и лицеев «вечёрка» практически исчезла из поля научного и административного внимания. Рассказывали, что каждый новый министр образования с удивлением вопрошал: «А разве вечерние школы всё ещё существуют?»

Однако эта школа продолжала функционировать и шаг за шагом адаптировалась и к новым общественно-экономическим условиям, и к принципиально изменявшемуся контингенту учащихся. Из школы для социально и профессионально определившихся взрослых она постепенно превращалась в учебное заведение для обездоленных, для групп социального риска – безработных подростков, беженцев, мигрантов, осужденных и заключенных. Это объективно требовало изменений практически всех составляющих образовательного процесса.

Воспользовавшись тем, что управленцам, занятым школами повышенного уровня, оказалось не до нее, вечерняя школа исподволь начала эксперимент, целью которого было собственное развитие этого специфического типа общеобразовательной школы.

Этот эксперимент по части теории был инициирован НИИ образования взрослых и его Московской лабораторией. Идеи создания «Центров образования взрослых», введения семестрового обучения, ускоренного образования, очно-заочного обучения, экстерната и т.п. в порядке обсуждения были вынесены на страницы журнала «Вечерняя школа» сотрудниками института. Официального признания (как и осуждения) эти новации не получили, но привлекли пристальное внимание педагогов-вечерников. Идеи были настолько своевременны, что в ряде вечерних школ фактически начался негласный эксперимент по их реализации.

Мы хотим рассказать о школе, где этот эксперимент приобрел, во-первых, наиболее глубокий, комплексный и системный характер, а во-вторых, был относительно официальным и гласным благодаря появлявшимся в стране общественным экспертно-педагогическим сообществам. Сначала – сообществу экспериментальных учреждений Ульяновской области, а затем – в рамках инновационной образовательной сети «Эврика». Гласность обеспечивал так же научно-методический журнал «Открытая школа», транслировавший в течение нескольких лет материалы ульяновского эксперимента на всероссийскую педагогическую аудиторию.

Предлагаемые ниже материалы творческого отчёта коллектива учителей-экспериментаторов непосредственно адресованы коллегам по данному типу школ. Они повествуют о том, как возникала, изменялась и развивалась версия школы, адекватной социальному заказу на образование самых разнообразных групп населения, как и благодаря чему бывшая типичная «вечёрка» превращалась в открытую сменную общеобразовательную школу и о том, что за этим громким название на деле скрывается.

Полагаем, что педагоги вечерних школ найдут в материалах эксперимента немало интересного и полезного для своих коллективов и для себя лично. В этом мы видим конечную ценность и результат многолетнего эксперимента педагогов-ульяновцев и коллег из многих других вечерних школ страны.

На этом можно закончить наше вступление. Но, как это порою в науке случается, эксперимент, нацеленный на решение специфической задачи, вдруг обретает гораздо более широкое значение. Так и в нашем случае, работая «на себя», вечерняя школа сработала на гораздо более масштабную проблему. Уроки эксперимента могут оказаться потенциально полезными для решения сложнейшей задачи развития «традиционных» и «обычных» школ, упорно отбрасываемых в социально-образовательное захолустье набирающей силу сословной школой.

Однако, это пока лишь гипотеза, причём, на уровне смутной догадки. Продолжение разговора о таком неожиданном осмыслении эксперимента мы считаем целесообразным после того, как читатель ознакомится с материалами отчёта, адресованными непосредственно вечерней школе.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка