Український вісник психоневрології. Том 23, вип. 4 (85). – 2015 Роль психообразования в комплексном лечении больных с рекуррентным депрессивным расстройством



Скачати 190.31 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір190.31 Kb.


Український вісник психоневрології. - Том 23, вип.4 (85). – 2015

УДК 616.895.4-036.65-08:371.711

Роль психообразования в комплексном лечении больных с рекуррентным депрессивным расстройством

д.м.н. Марута Н.А., д.м.н. Кожина А.М., д.м.н. Колядко С.П.



ГУ «Институт неврологии, психиатрии и наркологии НАМН Украины», отделение неврозов и пограничных состояний

Харьковский национальный медицинский университет, кафедра психиатрии, наркологии и медицинской психологии

В настоящее время во всем мире, в том числе и в Украине, отмечается рост заболеваемости психической патологией, среди которой одно из первых мест занимают аффективные расстройства, в частности рекуррентные депрессии. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общая распространенность рекуррентного депрессивного расстройства среди населения составляет в среднем 5 %. При этом известно, что около 25 % больных, обратившихся за помощью к врачам общего профиля, страдают депрессивным расстройством. Также одной из важных проблем этого направления является проблема «омоложения» контингента больных с аффективными расстройствами, что существенно отражается на качестве жизни и социальном функционировании пациентов [1,2].

Учитывая, что современные концепции выздоровления базируются на принципах личностного роста, личностно-экзистенциального выздоровления, максимального привлечения личностного ресурса, партнерского стиля взаимодействия пациента и врача перспективным методом реабилитации является психообразование, которое способствует активизации позиции пациента в преодолении последствий болезни, повышению социальной компетентности, чувства ответственности и выработке адекватной стратегии совладания с болезненными переживаниями аффективного круга [3-6]. Однако, в современной литературе недостаточно освещены вопросы, отражающие роль психообразования в комплексной терапии пациентов с реккурентным депрессивным расстройством [7,8].

Учитывая вышеизложенное, целью нашего исследования явилось – изучить роль психообразования в структуре комплексной терапии больных с рекуррентным депрессивным расстройством.

Методы исследования: клинико-психопатологический, психодиагности-ческий (шкала восприятия качества жизни (Mezzich) 9, методика «Тип отношения к болезни» 10, опросник «Выраженность суицидального риска» 11 и опросник ведущих копинг-стратегий 12), статистический.

В процессе проведения исследования больные получали комплексную терапию, включавшую фармакологические методы терапии в сочетании с психообразовательной программой, разработанной отделом неврозов и пограничных состояний ГУ «ИНПН НАМНУ» совместно с кафедрой психиатрии, наркологии и медицинской психологии ХНМУ. Основными задачами предложенной психообразовательной программы были:

- предоставление информации о природе заболевания; особенностей его течения; важности медикаментозного лечения и связанных с ним вопросах (эффективности, побочных эффектах, приверженности); распознавании и действиях при ранних признаках обострения;

- выработка у больных и их родственников комплайенса (осознанного соблюдения предписанного режима лечения);

- обеспечение «психосоциальной поддержки», когда группа больных является постоянным источником поддержки и одновременно терапевтической средой, в которой пациенты могут в безопасных условиях вырабатывать адекватные навыки поведения, общения, совладения со сложными ситуациями;

- эмоциональная поддержка в ситуации, когда пациент узнает о своем заболевании;

- улучшение адаптации пациента в семье.

Психообразовательный подход относится к обучающему типу психосоциального вмешательства, при котором занятия строятся по принципу тематического семинара с элементами социально-поведенческого тренинга.

В терапии больных депрессиями целесообразно использовать интегративную модель психообразования представляющую собой комплексную бифокальную (ориентированную как на пациента, так и на членов его семьи) поэтапно осуществляемую систему информационных, психокоррекционных и социокоррекционных воздействий 5.

Психообразовательная программа реализовывалась в групповой форме с количеством участников от 6 до 12 человек. Каждый цикл психообразования состоит из 5 - 10 занятий, продолжительностью 45 минут с частотой 1-2 раза в неделю. Групповая работа давала возможность пациентам обсудить полученную информацию с другими участниками, соотнести ее с собственным опытом. Немаловажное значение имеет тот факт, что участники могут получить важную информацию не только от врача, но и от других участников, обменяться с ними опытом, вместе поискать решение проблем. Занятия в группе позволяют поддержать пациента на стабильном уровне функционирования, помогают пациенту и его родственникам лучше понимать характер и особенности заболевания и его влияние на пациента и членов его семьи. Не менее значимым результатом групповой программы является и то, что она способствует созданию дополнительной сети эмоциональной поддержки.

Психообразовательная программа состояла из четырех этапов:

I этап – информационный - направлен на разъяснение пациентам особенностей клинических проявлений депрессивного расстройства, многофакторных (биопсихосоциальных) причин болезни; ее распространенности ("болезнь не уникальна") и прогнозе; необходимости обращения к врачу и приема медикаментов, способствующих купированию болезненной симптоматики; а также медикаментозных и немедикаментозных методов лечения (психотерапия). Также в ходе занятий предоставляется информация о сходстве и отличиях депрессии с соматическими болезнями; влиянии депрессии на больного и его близких; определение ситуаций и обстоятельств, провоцирующих ухудшение; выявлении ранних симптомов обострения (рецидива). Реализация данного этапа осуществляется в форме лекций, дискуссий, а также использования вспомогательной визуальной информации и печатной продукции (листовок, буклетов).

II этап – терапевтический – направлен на восстановление социального функционирования пациентов за счет изменения их отношения к болезни, к своему «я», восприятию себя как личности, способной справиться с возникающими проблемами, обусловленными болезнью; предупреждению аутоагрессивных тенденций и изменению привычных патологических копинг-стратегий. Цели и задачи данного этапа реализовывались с помощью тренинга позитивного самовосприятия, тренинга формирования коммуникативных умений и навыков и тренинга решения проблем межличностного взаимодействия. В процессе групповой работы участниками обсуждались возможные способы совладания с собственным болезненным состоянием, анализировались варианты адаптивных поведенческих реакций.

III этап – социальный– направлен на преодоление стигматизации пациентов с рекуррентным депрессивным расстройством и формирование поддержки и понимания переживаний больного членами его семьи. Психообразовательные занятия с родственниками пациентов проводились с количеством участников от 6 до 12 человек. Психообразовательные занятия с родственниками больных с рекуррентным депрессивным расстройством способствовали решению следующих задач:

-укрепление терапевтического сотрудничества между врачом и родственниками больного за счет эмоциональной и социальной поддержки в атмосфере понимания и информированного оптимизма;

- восстановление, стимуляция естественной сети поддержки пациента родственниками - принятие болезни, уменьшение гнева, чувства вины, избыточной эмоциональной и поведенческой сверхвовлеченности (снижение уровня "выраженных эмоций"), критицизма, гиперопеки или отрицания психического здоровья;

- улучшение взаимоотношений в семье больного, определение баланса между социальной стимуляцией и чрезмерной изоляции от стрессов, приводящей к эффекту госпитализации на дому;

- обучение предвидению, пониманию и рациональному решению "типовых" проблем (тренинг навыков разрешения проблем нацелен на усовершенствование способов преодоления повседневных проблем, методов совладания с стрессовыми жизненными событиями, разработку планов, позволяющих справляться со стессорами, которые можно предвидеть).

IV - заключительный. Целью этапа было закрепление новых форм реагирования и вариантов совладающего поведения в случае обострения депрессивного расстройства, закрепление адекватных и конструктивных форм межличностного взаимодействия путем выполнения функциональных тренингов с последующим обсуждением и анализом результатов их выполнения. Данный этап направлен на социальную реабилитацию больных с рекуррентным депрессивным расстройством.

В исследовании, направленном на изучение роли разработанной психообразовательной программы в комплексной терапии пациентов с рекуррентным депрессивным расстройством, приняло участие 68 человек. Возраст больных колебался от 17 до 63 лет, преобладала возрастная категория пациентов 30-39 лет (39,47 %). Выборка больных состояла из 42 (61,76 %) женщин и 26 (38,23 %) мужчин. Среди всех пациентов 36,76 % имели среднее специальное образование, 20,59% - среднее, 14,70 % - неоконченное высшее и 25,0 % - высшее образование. Преобладающая часть обследованных проживала в городе – 66,17 %, меньшая - в сельской местности- 33,82 %. Оценка социальной занятости демонстрировала, что среди обследованных преобладали работающие (72,05 %). Анализ семейного положения показала, что в браке состояло – 63,24 % пациентов, одиноких было 36,76 %. Средняя продолжительность заболевания составляла 7,5 лет. Средняя продолжительность текущего эпизода – 1,2 года.

Клинико-психопатологическая картина депрессивного спектра характеризовалась наличием аффективными проявлениями, личностными переживаниями, когнитивными нарушениями, соматическими проявлениями. Аффективные расстройства характеризовались наличием подавленного настроения, снижением активности и инициативы, повышенной утомляемостью, снижением энергии, эмоциональной лабильностью и раздражительностью.

Анализ полученных данных свидетельствовал о том, что у всех 100% обследованных ведущим симптомом было подавленное настроение, которое сопровождалось ангедонией (100,00 %), анэргией (62,24 %).

Структура личностных переживаний характеризовалась наличием чувства вины (36,76 %), суицидальными мыслями (26,47 %), чувством отсутствия перспективы (39,70 %), эмоциональной уязвимостью (45,59 %), снижением уверенности в себе (60,29 %).

В структуре когнитивных нарушений отмечалось ухудшение памяти (41,18 %), снижение концентрации внимания (57,35 %), психической утомляемости (73,52 %).

Соматические проявления в структуре депрессивного симптомокомплекса характеризовались наличием физической утомляемости (76,47 %), расстройствами сна (82,35 %), снижением аппетита (72,06 %).

На основании клинических проявлений психопатологических симптомов были выделены основные симптомокомплексы: тревожно-депрессивный (55,88 %), астено-депрессивный (16,18 %), апатико-депрессивный (17,65 %), ипохондрический (10,29 %).

В дальнейшем, для оценки эффективности предложенной терапии, все пациенты были разделены на 2 группы: 1-ю группу составили 33 пациента, которым наряду с фармакотерапией проводилась разработанная психообразовательная программа, 2-ю группу составили 35 пациентов, которые проходили фармакотерапию и психотерапию (без использования психообразования).

В результате проведенного лечения имела место позитивная динамика в структуре клинических проявлений изучаемого депрессивного расстройства в обеих группах. Так, изменения выраженности психопатологических синдромокомплексов наиболее значительными были в 1-й группе обследованных (Рис. 1). Необходимо отметить, что в результате проведения терапии с применением психообразования наибольшей редукции претерпевали тревожно-депрессивный (54,56 % - до лечения и 24,24% - после лечения), астено-депрессивный (15,15 % и 6,06 % соответственно) и апатико-депрессивный (18,19 % и 12,12 % соответственно) симптомокомплексы (р ≤ 0,05). Во 2-й группе также отмечалась положительная динамика, однако она носила менее выраженный характер: тревожно-депрессивный (57,14 % до лечения, 40,00 % после лечения), астено-депрессивный (17,14 % и 8,57 % соответственно) и апатико-депрессивный (17,14 % и 11,43 % соответственно).





Рисунок 1 Динамика психопатологических симптомокомплексов в процессе лечения больных с рекуррентным депрессивным расстройством в группах обследованных

При проведении психодиагностической части нашего исследования были получены следующие результаты.

Значение показателей качества жизни (КЖ) пациентами с рекуррентным депрессивным расстройством до лечения характеризовалось низкими показателями психологического и эмоционального благополучия (4,13 баллов), неудовлетворенностью состоянием здоровья (4,72 баллов) и ощущением нехватки общественной и социо-эмоциональной поддержки (4,26 и 4,81 баллов соответственно) (Рис.2).

Условные обозначения шкал: 1- Физическое благополучие; 2. Психологическое/

эмоциональное благополучие; 3. Самообслуживание и независимость действий; 4. Работоспособность; 5. Межличностное взаимодействие; 6. Социо-эмоциональная поддержка; 7.Служебная и общественная поддержка; 8. Личностная реализация; 9. Духовная реализация; 10. Общее восприятие качества жизни.

- достоверность различий в динамике между 1-й и 2-й группой на уровне р 0,05


Рисунок 2 Динамика показателей качества жизни больных с рекуррентным депрессивным расстройством в группах обследованных

На среднем уровне пациенты оценивали свою работоспособность (5,35 баллов), независимость действий (6,29 баллов), межличностное взаимодействие (5,75 баллов), ощущение личностной и духовной реализации (5,81 и 6,56 баллов соответственно). Также удовлетворенность общим качеством жизни у больных с рекуррентным депрессивным расстройством была средней и составила 5,43 балла.

Самооценка показателя качества жизни в динамике лечения проводилась в двух группах для оценки эффективности использования психообразования в комплексной терапии. Следует отметить, что после проведенного лечения отмечалось улучшение качества жизни в двух группах по всем показателям. Так, было установлено, что улучшение восприятия физического состояния в 1-й группе увеличилось на 18,3 %, а во 2-й группе – на 13 %; ощущение независимости действий улучшилось в 1-й группе на 15,9 %, а во 2-й группе – на 6 %; удовлетворенность работоспособностью на 28,5 % (в 1-й группе) и 24,5 % (во 2-й группе); ощущение духовной реализации увеличилось незначительно: на 9,9 % - в 1-й группе и на 3,3 % - во 2-й группе. Однако, значимых различий в динамике восприятия КЖ между двумя группами по данным показателям выявлено не было. При этом было выявлено, что у пациентов 1-й группы отмечалась более выраженная позитивная динамика, чем во 2-й группе по следующим показателям: «Психологическое и эмоциональное благополучие» (t=2,893, р≤0,01), «Межличностное взаимодействие» (t=4,876, р≤0,001), «Социо-эмоциональная поддержка» (t=2,967, р≤0,01), «Служебная поддержка» (t=2,344, р ≤ 0,05), «Личностная реализация» (t=2,263, р ≤ 0,05) и «Общее восприятие качества жизни» (t=2,584, р ≤ 0,05).

Анализируя результаты методики "Тип отношения к болезни" до лечения, можно отметить, что у больных с рекуррентным депрессивным расстройством диагностировался "диффузный" тип, который включал в себя апатический (63,129,44 баллов), тревожный (65,8710,66 баллов), меланхолический (59,9214,77 баллов) и ипохондрический (56,886,93 баллов) типы отношения пациентов к собственному заболеванию (Рис.3). Интерпретация профиля шкальных оценок позволила выделить специфические особенности личностной адаптации пациентов на начальном этапе, заключающиеся в интрапсихической направленности личностного реагирования на болезнь, что обуславливает нарушения социальной адаптации пациентов с этими типами реагирования. Для больных с рекуррентным депрессивным расстройством характерна выраженная удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в эффект лечения; утрата интереса к жизни, вялость и апатия в поведении, деятельности и межличностных отношениях; тревожное настроение; чрезмерное сосредоточение на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях.

Исследование динамики типов отношения к болезни в 1-й группе продемонстрировало изменение типов отношения болезни у пациентов с рекуррентным депрессивным расстройством, заключающиеся в повышении и преобладании показателей гармоничного (45,7611,34 баллов) и эргопатического (40,1110,87 баллов) типов отношения к болезни в сочетании с редукцией исходных типов отношения к болезни. Во 2-й группе также наблюдалась позитивная динамика, заключающаяся в снижении показателей меланхолического (49,9812,43 баллов), тревожного (46,718,56 баллов), ипохондрического (49,0111,12 баллов) и апатического (49,4514,34 баллов) типов отношения к болезни, однако изменение типа отношения к болезни не было зафиксировано. При этом были выявлены достоверные отличия, отражающие более выраженную позитивную динамику в редукции апатического (t=3,583, р≤0,001), меланхолического (t=3,124, р≤0,001), ипохондрического (t=3,487, р≤0,001) и тревожного (t=2,271, р≤0,05) типов отношения к болезни у пациентов 1-й группы.
Условные обозначения шкал: Г- гармоничный тип; Р – эргопатический тип; З – анозогнозический тип; Т – тревожный тип; И – ипохондрический тип; Н – неврастенический тип; М – меланхолический тип; А – апатический тип; С – сенситивный тип; Э – эгоцентрический тип; П – паранояльный тип; Д – дисфорический тип.

- достоверность различий в динамике между 1-й и 2-й группой на уровне р 0,05


Рисунок 3 – Динамика типов отношения к болезни пациентов с рекуррентным депрессивным расстройством в группах обследованных

Уровень суицидального риска у пациентов с рекуррентным депрессивным расстройством до лечения был выше среднего и составлял 23,46 балла. После прохождения лечения в обеих группах отмечалась позитивная динамика, заключающаяся в снижении уровня суицидального риска: в 1-й группе уровень суицидального риска снизился на 51,75 %, а во 2-й группе - на 17,35 %. При этом различия в динамике между двумя группами были достоверно значимы на уровне t=3,893, р≤0,001 (Рис.4).



Рисунок 4 – Динамика уровня суицидального риска у пациентов с рекуррентным депрессивным расстройством в группах обследованных

В процессе диагностики стратегий совладания с конфликтными ситуациями у пациентов с рекуррентным депрессивным расстройством до лечения было выявлено, что преобладающими копинг-стратегиями являлись «дистанцирование» (78,86 ± 5,41) %, «принятие ответственности» (76,12 ± 5,55) % и «самоконтроль» (68,78 ± 5,73) %. Иными словами, для пациентов с рекуррентным депрессивным расстройством в ситуациях фрустрации была характерна склонность преодолевать негативные переживания за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее, целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, личных побуждений и подавления потребностей, стремления скрывать личные переживания от окружающих, проявляющиеся в замкнутости. Выраженность стратегии принятия ответственности может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой (Рис.5).

- достоверность различий в динамике между 1-й и 2-й группой на уровне р 0,05



Рисунок 5 – Динамика стратегий совладания у пациентов с рекуррентным депрессивным расстройством в группах обследованных

Положительная переоценка ситуации (26,78 ± 3,42) %, активное противостояние трудностям и стрессогенному воздействию (34,23 ± 4,14) %, поиск внешних (социальных) ресурсов и действенной поддержки (32,85 ± 4,01) %, целенаправленный анализ ситуации (37,86 ± 4,45) % и избегание ситуации (37,96 ± 4,46) % - эти стратегии преодоления конфликтных ситуаций были менее характерными для пациентов с рекуррентным депрессивным расстройством.

После лечения были выявлены изменения в копинг-стратегиях пациентов с рекуррентным депрессивным расстройством. Так, усилилась стратегия конфронтации на 10,91 % в 1-й группе и на 5,92 % - во 2-й группе, что свидетельствовало об увеличении возможности активного противостояния трудностям и стрессогенному воздействию. Также изменились показатели принятия ответственности, что проявлялось в снижении самокритики и самоуничижения на 16,89 % - в 1-й группе и на 4,01 % - во 2-й группе. Однако достоверных различий между двумя группами по данным стратегиям выявлено не было.

Было определено, что в 1-й группе отмечалась достоверно значимая позитивная динамика по таким показателям способов совладания как «Дистанцирование» (t=2,278, р ≤ 0,05), «Поиск социальной поддержки» (t=3,584, р ≤ 0,001), «Планирование решения проблем» (t=2,241, р ≤ 0,025) и «Положительная переоценка» (t=3,592, р ≤ 0,001). То есть, преимущество проведения комплексной терапии с применением психообразования заключалось в активизации когнитивных усилий, направленных на снижение обесценивания собственных переживаний; в ориентации пациентов на взаимодействие с другими людьми, ожидание поддержки, внимания, совета и сочувствия; в поиске способов изменения ситуации, включающих аналитический подход к решению проблем, а также – в переоценке ситуации с фокусированием на личностной реализации, что, в целом, свидетельствовало об активизации адаптивных копинг-стратегий.

Изучение динамики клинико-психопатологических проявлений под влиянием комплексных воздействий, включающих психообразование, выявило редукцию основных симптомокомплексов (астено-депрессивный, апатико-депрессивный, тревожно-депрессивный). В механизмах действия технологий психообразования следует выделить трансформацию копинг-стратегий (активация адаптивных форм преодоления, ориентированных на социальную поддержку, аналитический подход к решению проблем), переход дезадаптивных типов отношения к болезни (апатического, меланхолического, ипохондрического и тревожного) в адаптивные (гармоничный и эргопатический) и развитие личностного ресурса за счет личностной реализации, улучшения личностных отношений и ощущения поддержки близких, что определяет высокий уровень восприятия качества жизни.

Полученные результаты исследования позволяют заключить, что предложенная психообразовательная программа в структуре комплексной терапии рекуррентного депрессивного расстройства направлена, прежде всего, на социальную реинтеграцию больных за счет мобилизации их внутренних резервов, восстановления уверенности в себе, изменения отношения пациентов к самой болезни и качеству жизни. Разработанная психообразовательная программа может использоваться в качестве лечебно-реабилитационных мероприятий в отделениях психиатрического стационара и психоневрологических диспансерах.



Литература

  1. Михайлова, И.И. Клинико-психологические факторы, влияющие на стигматизацию психических больных разных нозологических групп / И.И' Михайлова, В.С. Ястребов, С.Н. Ениколопов // Ж. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 2002. №7. - С. 58-65.

  2. Европейский план действий по охране психического здоровья. Проблемы и пути их решения / Социальная и клиническая психиатрия.- М., 2005.-№3.- С.94-102

  3. Николаев, Е.Л. О психологическом подходе к оценке психического здоровья населения Е.Л. Николаев // Соц. Клин: Психиатр. 2006. №3. — С38-46.

  4. Абдразякова, A.M. Критерии оценки эффективности психосоциальной реабилитации / A.M. Абдразякова, В.Г. Булыгина // Российский психиатрический журнал 2006.- № 3.- С. 54-58.

  5. Кожина А.М. Психообразование, как неотъемлемая часть психосоциальной реабилитации лиц молодого возраста, употреблявших психостмуляторы / А.М. Кожина, В.В. Литвиненко // Проблема привабливості наркологічної допомоги. Від служби до послуги: ХІV Українська науково-практична конференція з міжнародною участю «Довженківські читання», Харків, 9-10 квітня 2013 р. : тези доповідей. – Х., 2013. – С. 129-130.

  6. Гурович, И.Я. Сберегающи-превентивная психосоциальная; реабилитация / И.Я. Гурович // Социальная и клиническая психиатрия., 2007. -№1.- С.5-9.

  7. Краснов, В.Н. Направления развития научной и практической психиатрии: расхождения и взаимосвязи / В.Н. Краснов // Социальная и клиническая психиатрия, 2008.- № 1.- С. 5-11.

  8. Summerfield D. Does psychiatry stigmatise? J Royal Soc Med 2001; 94: 148-149.

  9. Mezzich Juan E., Cohen Neal, Liu Jason, Ruiperez Maria, Yoon Gihyon, Iqbal Saeed, Perez Carlos. Validization an efficient quality life index. Abstracts XI World Congress Psychiatry «Psychiatry on New Thresholds». - Hamburg, Germany, 6-11 August 1999. - P. 427-428.

  10. Методика для психологической диагностики типов отношения к болезни /Л.И. Вассерман (методические рекомендации) Л., 1987. – 16 с.

  11. Гавенко, В.Л. та ін. Спосіб визначення суїцидального ризику. — ХДМУ. — № заяв. 2001021010 від 13.02.01 — Надр.2001, бюл. 6 // Патент 40454А, МПК7 А61В 10/00.

  12. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. — С.235-239.


Роль психообразования в комплексном лечении больных с рекуррентным депрессивным расстройством

д.м.н. Марута Н.А., д.м.н Кожина А.М., д.м.н Колядко С.П.

Работа посвящена актуальной проблеме – оказанию своевременной помощи больным с рекуррентным депрессивным расстройством посредством психообразовательной программы, направленной на восстановление и развитие у них социальных, личностных механизмов адаптации, повышения уровня знаний о болезни. Цель исследования - изучить роль психообразования в структуре комплексной терапии больных с рекуррентным депрессивным расстройством. Использовались методы: клинико-психопатологический, психодиагностический, статистический. Обследовано 68 больных с рекуррентным депрессивным расстройством, распределенные в процессе исследования на две группы сравнения. Больные первой группы получали общепринятую терапию в сочетании с разработанной психообразовательной программой, больные второй группы проходили лечение традиционными способами лечения. В результате исследования доказано, что предложенная психообразовательная программа в структуре комплексной терапии рекуррентного депрессивного расстройства способствует социальной реинтеграции и повышению адаптивности больных за счет мобилизации их внутренних резервов, восстановления уверенности в себе, изменения отношения больных к самой болезни, качеству жизни и поведенческим реакциям.



Ключевые слова: рекуррентное депрессивное расстройство, психообразование
Role of psychical education in the complex therapy of patients with the recurrent depressed disorder

Maruta N.A., Kozhina A.M., Kolyadko S.P.

The research is devoted to the actual problem is providing of timely help a patient with the recurrent depressed disorder by means of the psychical education program, directed on renewal and development for them of social, personality mechanisms of adaptation, increases of level of knowledge’s about illness. Research purpose - to study the role of psychical education in the structure of complex therapy of patients with the recurrent depressed disorder. Methods were used: clinic-psychopathological, psychodiagnostical, statistical. 68 patients with the recurrent depressed disorder were inspected, up-diffused in the process of research on two groups of comparison. The patients of the first group got the generally accepted therapy in combination with the developed psychical education program, the patients of the second group passed treatment the traditional methods of treatment. The study proved that the offered psychical education program in the structure of complex therapy of the recurrent depressed disorder is instrumental in a social reintegration and increase of adaptations of patients due to mobilization of their internal backlogs, renewal of confidence in itself, changes of relation of patients to illness, quality of life and behavioral reactions.



Keywords: recurrent depressed disorder, psychical education
Роль психоосвіти в комплексному лікуванні хворих з рекурентним депресивним розладом

д.м.н. Марута Н.А., д.м.н Кожина А.М., д.м.н Колядко С.П.

Робота присвячена актуальній проблемі - надання своєчасної допомоги хворим з рекурентним депресивним розладом за допомогою психоосвітньої програми, спрямованої на відновлення і розвиток у них соціальних, особистісних механізмів адаптації, підвищення рівня знань про хворобу. Мета дослідження - вивчити роль психоосвіти у структурі комплексної терапії хворих з рекурентним депресивним розладом. Використовувалися методи: клініко-психопатологічний, психодіагностичний, статистичний. Обстежено 68 хворих з рекурентним депресивним розладом, які розподілені в процесі дослідження на дві групи порівняння. Хворі першої групи отримували загальноприйняту терапію у поєднанні з розробленою психоосвітньою програмою, хворі другої групи отримували лікування традиційними способами лікування. В процесі дослідження доведено, що запропонована психоосвітня програма в структурі комплексної терапії рекурентного депресивного розладу сприяє соціальній реінтеграції і підвищенню адаптивності хворих за рахунок мобілізації їх внутрішніх резервів, відновлення упевненості в собі, зміни відношення хворих до самої хвороби, якості життя і поведінкових реакцій.



Ключові слова: рекурентний депресивний розлад, психоосвіта


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка