Уголовный процесс республики беларусь в вопросах и ответах



Сторінка1/5
Дата конвертації24.04.2016
Розмір1.1 Mb.
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ Беларусь
Институт управления и предпринимательства

Е. В. Павлов


УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС РЕСПУБЛИКИ Беларусь

В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ




Учебное пособие

Минск 2001

УДК

ББК


С о с т а в и т е л ь

Е. В. Павлов, доцент

Р е ц е н з е н т ы:



М. И. Пастухов, доктор юридических наук, профессор;

А. А. Примаченок, кандидат юридических наук, профессор.

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры уголовно-право-вых дисциплин. Протокол № 8 от 10 апреля 2001 г.




ОТ АВТОРА

Настоящее учебное пособие представляет собой попытку кратко изложить содержание основных вопросов, изучаемых по курсу «Уголовный процесс Республики Беларусь».

Содержание этих вопросов раскрыто с учетом нового уголовно-процессуального законодательства. Усвоение этих вопросов предполагает их применение в учебном процессе, в подготовке к зачетам и экзаменам, а также на случай контрольной проверки знаний студентов.

При использовании учебного пособия следует иметь в виду, что содержание вопросов в нем изложено конспективно и не раскрывает некоторых проблем уголовного процесса. Поэтому настоящее пособие не может являться единственным источником изучения данного курса.

Помимо прослушивания лекционного курса и участия на семинарских занятиях, для более глубокого изучения проблем уголовного процесса в настоящем пособии предлагается список рекомендуемой и необходимой литературы.


Е. В. Павлов, доцент.

Содержание

От автора



  1. Понятие уголовного процесса, его значение и задачи

  2. Стадии уголовного процесса, понятие и система

  3. Функции уголовного процесса, их понятие и виды

  4. Связь уголовного процесса со смежными юридическими дисциплинами

  5. Уголовно-процессуальное право и его источники

  6. Пределы действия уголовно-процессуального закона

  7. Содержание и структура УПК Республики Беларусь

  8. Принципы уголовного процесса, их значение и система

  9. Субъекты уголовного процесса, понятие, классификация

  10. Суд и его полномочия

  11. Прокурор и его полномочия

  12. Следователь и его полномочия

  13. Органы дознания, их виды и назначение

  14. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по уголовному делу

  15. Участники уголовного процесса. Особенность их положения в уголовном процессе

  16. Иные участники уголовного процесса

  17. Предмет и пределы доказывания по уголовному делу

  18. Понятие доказательств. Относимость и допустимость доказательств

  19. Процесс доказывания, его элементы

  20. Обязанность доказывания. Презумпция невиновности в доказывании

  21. Источники доказательств. Классификация доказательств

  22. Образцы для сравнительного исследования, их юридическая природа

  23. Меры уголовно-процессуального принуждения, понятие, виды

  24. Меры пресечения в системе мер процессуального принуждения

  25. Основания и порядок применения мер пресечения

  26. Заключение под стражу. Основания и порядок применения

  27. Домашний арест как мера пресечения. Основания и порядок применения

  28. Залог как мера пресечения. Основания и порядок применения

  29. Личное поручительство. Основания и порядок применения

  30. Возбуждение уголовного дела, понятие, значение, задачи

  31. Органы и должностные лица, уполномоченные возбуждать уголовные дела

  32. Поводы, основания и процессуальный порядок возбуждения уголовного дела

  33. Отказ в возбуждении уголовного дела, основания к отказу

  34. Понятие, задачи и значение стадии предварительного расследования

  35. Формы предварительного расследования, их соотношение

  36. Дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно

  37. Дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно

  38. Общие условия предварительного расследования, их краткая характеристика

  39. Предварительное следствие. Понятие и значение

  40. Подследственность уголовных дел, понятие, виды

  41. Следственные действия. Понятие и виды следственных действий

  42. Протоколирование следственных действий, требования к протоколу

  43. Дополнительные способы фиксации следственных действий

  44. Допрос свидетеля. Процессуальный порядок допроса

  45. Допрос потерпевшего. Процессуальный порядок допроса

  46. Предъявление для опознания. Процессуальный порядок предъявления для опознания

  47. Очная ставка, процессуальный порядок ее производства

  48. Производство обыска. Понятие обыска и его виды

  49. Выемка. Процессуальный порядок производства выемки

  50. Осмотр места происшествия, организация и процессуальный порядок

  51. Освидетельствование, понятие, назначение и процессуальный порядок

  52. Следственный эксперимент, понятие, задачи и процессуальный порядок

  53. Производство экспертизы. Понятие, назначение и процессуальный порядок

  54. Получение образов для сравнительного исследования

  55. Задержание подозреваемого. Основания для задержания

  56. Привлечение в качестве обвиняемого, предъявление обвинения

  57. Изменение и дополнение обвинения в процессе расследования

  58. Приостановление и возобновление предварительного расследования

  59. Окончание предварительного расследования и его формы

  60. Окончание предварительного расследования с передачей дела прокурору для направления в суд

  61. Права участников уголовного процесса в связи с окончанием предварительного расследования

  62. Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему для направления в суд

  63. Подсудность. Понятие подсудности и ее признаки

  64. Назначение и подготовка судебного разбирательства по уголовному делу

  65. Вопросы, подлежащие выяснению по поступившему в суд уголовному делу

  66. Сущность и значение стадии судебного разбирательства

  67. Общие условия судебного разбирательства

  68. Председательствующий в судебном заседании, его функции

  69. Участники судебного разбирательства, их роль в судебном процессе

  70. Подготовительная часть судебного заседания, ее назначение

  71. Судебное следствие и его распорядок

  72. Судебные прения и последнее слово обвиняемого

  73. Постановление приговора, последовательность разрешения вопросов при постановлении приговора

  74. Структура и содержание приговора

  75. Кассационное производство, сущность и значение

  76. Основные черты кассации

  77. Кассационные основания к обжалованию и опротестованию приговора

  78. Порядок рассмотрения уголовного дела в кассационной инстанции

  79. Исполнение приговора, понятие, значение, задачи

  80. Порядок обращения приговора к исполнению

  81. Прокурорский надзор и судебный контроль за исполнением приговора

  82. Надзорное производство, понятие и значение

  83. Отличительные черты надзорного производства

  84. Порядок возбуждения надзорного производства

  85. Порядок рассмотрения уголовных дел в порядке надзора

  86. Возобновление уголовных дел по вновь открывшихся обстоятельствах, понятие, значение

  87. Основания возобновления производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам

  88. Порядок возобновления производства по вновь открывшимся обстоятельствам

  89. Суды, рассматривающие уголовные дела по вновь открывшимся обстоятельствам

  90. Порядок рассмотрения уголовных дел в суде по вновь открывшимся обстоятельствам

  91. Производство по уголовным делам частного обвинения

  92. Производство по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних

  93. Международно-правовые стандарты отправления правосудия в отношении несовершеннолетних

  94. Производство по уголовному делу о применении принудительных мер безопасности и лечения

  95. Ускоренное производство

1. Понятие уголовного процесса,

его значение и задачи
Уголовный процесс — это регулируемая законом деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда по возбуждению, расследованию, судебному рассмотрению и разрешению уголовных дел, а также по исполнению приговоров.

Эта деятельность определена нормами Конституции Республики Берусь и регулируется статьями Уголовно-процессуального кодекса РБ. Содержанием уголовного процесса является действия органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по раскрытию, расследованию преступлений и осуществлению правосудия.

Эти действия выполняются по установленной УПК процедуре, что служит гарантией законности, обеспечению прав и законных интересов участников уголовного процесса.

Согласно ст. 7 УПК задачами уголовного процесса являются защита личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства путем быстрого и полного расследования преступлений, изобличения и привлечения к уголовной ответственности виновных, правильного применения закона и недопущения привлечения к ответственности невиновных лиц.

В целом уголовный процесс служит делу укрепления законности и правосудия в Республике Беларусь, выполняет важную воспитательную роль в гражданском обществе.

2. Стадии уголовного процесса,

понятие и система
Стадиями уголовного процесса являются его относительно самостоятельные части (этапы), отличающиеся друг от друга непосредственными задачами, кругом органов и лиц, участвующих в их решении, порядком процессуальной деятельности и характером уголовно-процессуальных отношений их участников. Стадии уголовного процесса образуют целостную систему, в которую входят:


  1. Возбуждение уголовного дела, в которой полномочные органы государства и должностные лица выясняют наличие или отсутствие необходимых условий для возникновения процессуальной деятельности и принимают решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

  2. Предварительное расследование, в котором происходит полное всестороннее и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела и принимается решение о передаче дела прокурору для направления в суд.

  3. Назначение и подготовка судебного разбирательства. На этой стадии судья проверяет возможность направить дело в суд и осуществить подготовку судебного разбирательства.

  4. Судебное разбирательство, в котором суд непосредственно исследует все обстоятельства дела и принимает решение о виновности и наказании обвиняемого.

  5. Кассационное производство, в котором вышестоящий суд проверяет законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения по делу.

  6. Исполнение приговора. На этой стадии обращается к исполнению вступившее в законную силу судебное решение и разрешается процессуальные вопросы, связанные с исполнением этого решения.

Существуют еще две исключительные стадии уголовного процесса: 1. надзорное производство и 2. возобновление производства по вновь открывшимся обстоятельства. Эти стадии направлены на отмену или изменение незаконных и необоснованных решений суда, вступивших в законную силу.

Каждая стадия отделяется друг от друга итоговым процессуальным документом, который носит название постановление или определение (выносится судом).



3. Функции уголовного процесса,

их понятие и виды
Функции уголовного процесса — это основные направления уголовно-процессуальной деятельности, осуществляемой в рамках уголовного судопроизводства, определенными органами и отвечающие интересам участвующих в нем лиц.

Основными уголовно-процессуальными функциями являются: обвинение, защита и решение дела.



Обвинение — это процессуальная деятельность правомочных органов и лиц, направленная на изобличение в совершении преступления обвиняемого и применения к нему заслуженного наказания. Оно возникает с момента привлечения лица в качестве обвиняемого по делу и продолжается до принятия решения по существу обвинения. Осуществлять функцию обвинения правомочны орган дознания, следователь, прокурор и потерпевший, а также его представители.

Защита — это процессуальная деятельность обвиняемого и его защитников, направленная на установление обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность. Она появляется в процессе вместе с обвинением и противостоит ему. Цель защиты — обеспечить постановление наиболее благоприятного для обвиняемого решения. Защита осуществляется обвиняемым, его защитником и представителями обвиняемого. Защитник обязан защищать законные интересы обвиняемого законными средствами и методами.

Решение дела — это процессуальная деятельность полномочных органов, законного и обоснованного разрешения как отдельных вопросов уголовного дела, так в целом уголовного дела по существу. Эту функцию в стадии предварительного расследования выполняют орган дознания, следователь и прокурор, в последующих стадиях — суд. Решение дела как процессуальная функция начинается возбуждением уголовного дела и осуществляется на всем протяжении уголовного судопроизводства по делу.

4. Связь уголовного процесса со смежными

юридическими дисциплинами
Эта связь коренится в единстве социально-экономической основы, целенаправленности и роли в регулировании общественных отношений.

Наиболее характерна и важна связь уголовно-процессуального права с государственным и уголовным правом, законодательством о судоустройстве и прокурорском надзоре и гражданско-процессуальным правом.

Государственное право юридически закрепляет общественный строй и государственное устройство Республики Беларусь, социально-эконо-мический и политические права, свободы и обязанности граждан, основы построения и деятельности государственных органов. Уголовно-процес-суальное право регулирует деятельность органов дознания, следствия, прокуратуры и суда учитывает и подчиняется требованиям государственного права.

Уголовное право и уголовно-процессуальное право связано тем, что их нормы реализуются в одном виде деятельности — уголовном процессе. Эта деятельность предполагает согласованность и взаимообусловленность норм уголовного и уголовно-процессуального права, без чего успешная борьба с преступлениями невозможна.

Законодательство о судоустройстве и прокурорском надзоре, об адвокатуре, об органах следствия и дознания определяет принципы организации и деятельности органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также адвокатуры. Нормы этого законодательства согласуются с нормами уголовно-процессуального права. Гражданско-процессуальное право и уголовно-процессуальное право сближает единство судебной системы в Республике Беларусь, сходство процессуальных принципов, мер и форм деятельности суда. Однако их различает различие предмета и метода правового регулирования.
5. Уголовно-процессуальное право и его источники
Уголовно-процессуальное право — это система правовых норм, установленных или санкционированных государством, регулирующая деятельность по расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел с целью достижения задач уголовного процесса.

Источниками уголовно-процессуального права являются законы, декреты и указы, которыми регулируется порядок производства по уголовным делам. К источникам уголовно-процессуального права относятся:



  1. Конституция Республики Беларусь;

  2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь;

  3. Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»;

  4. Закон «О прокуратуре в Республике Беларусь»;

  5. Закон РБ «Об адвокатуре»;

  6. Закон «О Конституционном Суде Республике Беларусь»;

  7. Международно-правовые акты и международные договоры по вопросам судебной практики;

  8. Руководящие разъяснения Верховного Суда РБ по вопросам судебной практики;

  9. Приказы Генерального прокурора РБ и Министра внутренних дел Республики Беларусь.



6. Пределы действия

уголовно-процессуального закона
Действие уголовно-процессуального закона во времени. По общему правилу любое процессуального действие по уголовному делу регулируется той процессуальной нормой, которая действует в момент его выполнения. Поэтому нормы уголовно-процессуального права обратной силы не имеют. Уголовно-процессуальный закон вступает в силу по истечении 10 дней после его опубликовании или в день, указанный в самом законе, или в специально изданном законе о введение его в действие.

Уголовно-процессуальный закон прекращает свое действие, когда он отменен специальным законом или заменен новым уголовно-процес-суальным законом.



Действие уголовно-процессуального закона в пространстве. Определяется территорией Республики Беларусь, а также морских, речных и воздушных судов под флагом Республики Беларусь, находящихся за пределами РБ (в нейтральном пространстве).

Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц распространяется на всех граждан Республики Беларусь, иностранцев и лиц без гражданства. К лицам из числа иностранных граждан, обладающим правом дипломатической неприкосновенности, процессуальные действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом Республики Беларусь, производится по их просьбе или с их согласия, которое испрашивается через Министерство иностранных дел Республики Беларусь.

7. Содержание и структура УПК Республики Беларусь
Новый УПК принят Палатой представителей 24 июня 1999 г. и одобрен Советом Республики 30 июня 1999 г., а 16 июля 1999 г. подписан Президентом Республики Беларусь и введен в действие с 1 января 2001 г.

В основу УПК положены нормы Конституции Республики Беларусь, международные акты о правах человека, использован также опыт законодательств ряда зарубежных стран.

Характерными чертами нового УПК являются:


  • дальнейшая демократизация уголовного процесса;

  • повышение правозащитной роли суда, освобождение его от обвинительной функции;

  • обеспечение состязательности и равноправия сторон в суде;

  • расширение круга участников процесса и усиление защиты их прав и интересов;

  • дальнейшая детализация уголовного процесса.

В структурном отношении кодекс состоит из трех частей: «Общие положения», «Досудебное производство» и «Судебное производство». Он содержит 15 разделов, 48 глав и 474 статьи.

В первой части закреплены нормы, определяющие уголовно-процессуального права, цели и задачи уголовного процесса, конституционные принципы, права и обязанности субъектов уголовного процесса, доказательства и доказывание, меры процессуального принуждения.

Вторая часть содержит нормы, регулирующие порядок возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

Третья часть содержит статьи, регулирующие производство в суде первой инстанции, кассационное и надзорное производство, производство по вновь открывшимся обстоятельствам и производство по отдельным категориям уголовных дел.



8. Принципы уголовного процесса,

их назначение и система
Принципами уголовного процесса являются, закрепленные в законе наиболее общие руководящие положения, определяющие сущность, построение и осуществление уголовного судопроизводства на всех его стадиях и обеспечивающие выполнение стоящих перед ними задач.

Все принципы можно подразделить на конституционные и специальные. К конституционным принципам относятся принципы законности, публичности, осуществления правосудия только судом, обеспечение защиты прав и свобод граждан, презумпции невиновности, обеспечения обвиняемому права на защиту, равенства граждан перед законом, независимости судей и подчинения их только закону, гласности судебного разбирательства, состязательности и равенства сторон в суде.

К специальным принципам относятся всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств уголовного дела, оценка доказательств по внутреннему убеждению органов уголовного преследования и суда, непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства.

Нормы-принципы выражают самые важные свойства уголовного процесса и его качественные черты. Они носят императивный, властный характер и записаны в статьях УПК и Конституции Республики Беларусь. Своим адресатом они имеют человека и соответствующие государственные органы и выражают демократизм государства. Совокупность принципов образуют целостную взаимосвязанную систему. Нарушение их является основанием к отмене принятых по уголовному делу решений.



9. Субъекты уголовного процесса,

понятие, классификация
Уголовный процесс — сложная правовая деятельность, в которой участвуют многие должностные лица и другие граждане. Все они выполняют определенные функции и являются субъектами уголовно-процессуальных действий. Все субъекты уголовного процесса подразделяются на три группы:

  1. Государственные органы, осуществляющие производство по уголовному делу;

  2. Участники уголовного процесса;

  3. Иные субъекты уголовно-процессуальных действий.

К первой группе относятся: суд (единоличный и коллегиальный), прокурор, следователь (начальник следственного отдела), орган дознания (дознаватель). Только эти органы и должностные лица правомочны производить расследование и разрешение дел о преступлениях.

Ко второй группе относятся лица, участвующие в уголовном процессе и отстаивающие свои личные интересы или интересы представляемых ими лиц. Ими являются: подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Все они наделяются процессуальными правами и несут обязанности, что позволяет им действовать активно и оказывать влияние на ход и результаты процесса.

К третьей группе относятся лица, не заинтересованные в исходе дела и привлекаемые к участию в процессе для оказания содействия и помощи в решении задач уголовного судопроизводства. К ним относятся свидетели, эксперты, специалисты, переводчики и понятые.

10. Суд и его полномочия
Согласно ст. 109 Конституции, судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Суд осуществляет правосудие по уголовным делам в строго соответствии с законом, гарантируя при этом защиту прав и законных интересов всех участников судопроизводства.

Судебная система в Республике Беларусь состоит из общих судов и военных судов. К общим судам относятся Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской и районные суды. Военные суды состоят из межгарнизонных судов, Белорусского военного суда и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь.

В судебную систему Республики Беларусь входит также Конституционный Суд, осуществляющий контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

Суд рассматривает уголовные дела в качестве первой инстанции и производит постановление приговоров. В кассационной инстанции рассматривает уголовные дела по жалобам и протестам на приговоры, не вступившие в законную силу. В надзорной инстанции суд рассматривает уголовные дела по протестам на приговоры, вступившие в законную силу.

Уголовные дела в суде первой инстанции рассматриваются единолично или коллегиально. Коллегиально рассмотрение осуществляется в составе судьи и двух народных заседателей. В кассационной инстанции рассмотрение дел осуществляется в составе трех судей, а в надзорной — в составе не менее трех судей.

Судья единолично разрешает:



  • вопросы, связанные с назначением и подготовкой судебного разбирательства;

  • рассматривает уголовные дела о преступлениях, наказание за совершение которых не превышает десяти лет лишения свободы;

  • вопросы, связанные с исполнением приговора.

Коллегиально рассматриваются дела о преступлениях, за которые предусматривается наказание свыше десяти лет лишения свободы или смертная казнь, а также о преступлениях несовершеннолетних.

11. Прокурор и его полномочия
Прокурор является единственным должностным лицом, действующим на всех стадиях уголовного процесса. Его полномочия определены Законом «О прокуратуре Республики Беларусь» и ст. 34 УПК. На стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования он осуществляет надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Его указания обязательны для исполнения. Прокурор вправе возбуждать уголовные дела, поручать их производство следователю или органу дознания, отменять и изменять их решения. Он может сам принимать дело к своему производству и расследовать его в полном объеме, лично участвовать в производстве отдельных следственных действий. Некоторые следственные действия, затрагивающие права и свободы человека (арест, обыск, освобождение под залог и др.), проводятся только с его санкции. Он также рассматривает и разрешает жалобы на решения и действия органов дознания и предварительного следствия. Имеет право отстранять от расследования следователя или дознавателя в случае грубого нарушения ими уголовно-процессуального закона.

По окончании предварительного расследования проверяет качество расследования и определяет дальнейшее движение уголовного дела.

На стадии судебного разбирательства по делам публичного и частно-публичного обвинения прокурор выступает в качестве государственного обвинителя и действует в строгом соответствии с законом и своим внутренним убеждением.

На стадиях кассационного и надзорного производства прокурор поддерживает принесенный им протест и высказывает свое мнение о законности и обоснованности опротестованных решений. Прокурор также осуществляет надзор за законностью при исполнении приговоров и других судебных решений.

Систему органов прокуратуры составляют Генеральных прокурор, назначаемый Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики, и подчиненные ему прокуроры областей, городов и районов.

12. Следователь и его полномочия
Следователь — должностное лицо органов прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности и государственного комитета финансовых расследований, призванное осуществлять предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, представляющих значительную общественную опасность, указанных в ст. 182 УПК Республики Беларусь.

Все следователи имею равные процессуальные полномочия и несут одинаковые процессуальные обязанности. Они обладают широкой процессуальной самостоятельностью и все решения о направлении следствия и производстве следственных действий принимают самостоятельно и несут полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Исключение из этого правила составляют случаи, когда по закону необходимо получить санкцию прокурора. При несогласии с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, прекращения производства по делу, следователь может приостановить исполнение этих указаний и направить дело вышестоящему прокурору со своими возражениями. В этом случае прокурор или отменяет указания нижестоящего прокурора, или передает дело другому следователю.

Для выполнения стоящих перед следователем задач он наделен властными полномочиями по собиранию доказательств и по принятию необходимых решений. В своей работе следователь взаимодействует с органами дознания и вправе давать им письменные поручения о производстве следственных и оперативно-розыскных действий, может в любой момент до истечения срока дознания принять к своему производству дело, по которому предварительное следствие обязательно.

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом в связи с расследованием преступления, обязательны к исполнению всеми предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

В своей работе следователь обязан принимать меры по охране прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления и других участников уголовного процесса, выяснять причины и условия, способствующие совершению преступлений и требовать их устранения.

13. Органы дознания, их виды и назначение
Органами дознания являются указанные в ст. 37 УПК учреждения и должностные лица, возглавляющие эти учреждения и уполномоченные вести в пределах своей компетенции расследование уголовных дел в форме дознания. Ими являются:


  • органы милиции;

  • органы государственной безопасности — по уголовным делам, отнесенных законом к их ведению;

  • командиры воинских частей и военных учреждений по делам о преступлениях военнослужащих и приравненных к ним лицам;

  • начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

  • органы пограничных войск — по делам отнесенных законом к их ведению;

  • таможенные органы — по делам, отнесенных законом к их ведению;

  • органы финансовых расследований;

  • органы государственного пожарного надзора по делам о пожарах и нарушении противопожарных правил;

  • капитаны морских, речных судов и командиры воздушных судов, находящихся вне пределов Республики Беларусь;

  • главы дипломатических и консульских представительств РБ — по делам о преступлениях, совершенных на территории этих представительств.

Дознание является формой предварительного расследования. Оно осуществляется на том же законодательстве, что и предварительное следствие. Акты органов дознания имеют такое же юридическое значение, как и акты предварительного следствия.

Дознание осуществляется в двух видах: дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно, и дознание по делам, по которым предварительное следствие необязательно. В первом случае орган дознания, возбудив уголовное дело, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления и затем передает дело следователю для дальнейшего расследования. Во втором случае орган дознания расследует дело в полном объеме в срок до одного месяца от возбуждения уголовного дела до передачи его прокурору для направления в суд. Основную массу уголовных дел, расследуемых в форме дознания, осуществляет милиция. Кроме того, на органы милиции возлагается оперативно-розыскная деятельность.

Руководство дознанием осуществляет руководитель органа, непосредственно работу по дознанию выполняет дознаватель.

14. Обстоятельства, исключающие возможность

участия в производстве по уголовному делу
При расследовании уголовных дел возникает обстоятельства, исключающие участие в уголовном процессе судей, прокурора, следователя, дознавателя, защитника и других участников процесса.

Согласно ст. 77 УПК судья не может участвовать в рассмотрении уголовного дела, если он:



  • не является по закону надлежащим судьей для рассмотрения данного дела;

  • является по данному делу потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, свидетелем;

  • участвовал по данному делу в качестве какого-либо субъекта уголовного процесса;

  • является родственником кого-либо из субъектов уголовного процесса;

  • лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе данного дела;

  • является родственником кого-либо из состава суда, рассматривающего данное уголовное дело.

Кроме того, согласно ст. 78 УПК, судья не может повторно участвовать в рассмотрении того же дела, так как он уже выразил свое отношение к нему.

При наличии вышеуказанных обстоятельств судья обязан устраниться от участия в рассмотрении уголовного дела.

Прокурор, следователь, дознаватель не могут принимать участие в производстве по делу при наличии тех же оснований, что и судья, однако их прежнее участие в предварительном расследовании по данному делу, а для прокурора и поддержание обвинения в суде основанием для отвода не является.

15. Участники уголовного процесса.

Особенность их положения в уголовном процессе
Участниками уголовного процесса являются обвиняемый, подозреваемый, их защитники и законные представители, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, законные представители.

Этим лицам присущи общие правовые свойства, объединяющие их и отделяющие от всех других субъектов уголовного процесса:



  • каждый из них имеет в уголовном процессе свой интерес, к реализации которого он стремится при разрешении уголовного дела;

  • все они наделены правами, которые дают им возможность активно защищать этот интерес и влиять на ход и исход уголовного дела;

  • в одинаковой степени они обязаны подчиняться порядку расследования и судебного разбирательства.
  1   2   3   4   5


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка