Учитель глазами учеников, и



Скачати 159.97 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір159.97 Kb.
Учитель - глазами учеников, и ученик - глазами учителя
А. Рябов, психолог школы № 1415 Москвы

Каждому, кто имел хотя бы самое поверхностное знакомство со школьной жизнью, известно о существовании у детей «любимых» и «нелюбимых» учителей. Первые находят общий язык практически с каждым ребенком. Вторые пребывают в перманентных конфликтах как с целыми классами, так и с отдельными учащимися. Известно, что некоторые учителя хорошо ладят со старшеклассниками, но не могут работать, например, с шестиклассниками и т.д., и т.п. Список всевозможных вариантов взаимоотношений тех, кто учит, с теми, кто учится, можно продолжать долго.
как отношение ученика к педагогу, к изучению которого мы только попробовали приступить. В заключение уместно напомнить изречение древнего философа Ксенофонта: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится». Наиболее успешны именно те учителя, кто не забыл эту простую истину.

К сожалению, отношение школьников к своим педагогам практически не изучается. Во-первых, прежде не существовало школьных работников, призванных заниматься этим. А во-вторых, отсутствует адекватный психологический инструментарий, позволяющий оперативно оценить отношение школьника к работающим с ним педагогам. Восполняя этот пробел, мы предлагаем вашему вниманию методику, апробированную в течение нескольких лет в различных школах Москвы и Московской области. Ее основой стала адаптированная методика «Оценка otношений «учитель - ученик» Е. И. Рогова.
Пятнадцать утверждений

Вся процедура тестирования занимает не более одного школьного урока. Каждому ученику выдается специальный бланк с текстом опросника. Инструкция гласит: «Этот опросник предназначен для выяснения твоего мнения об учителях, которые работают в твоем классе. Никто никогда не станет выяснять твои фамилию и имя. Нас интересует только общая оценка, которую получит каждый учитель по результатам oпроса целого класса. Пожалуйста, внимательно и серьезно отнесись к заполнению анкеты. Результаты опроса будут обрабатываться с помощью компьютера. Бланк анкеты рассчитан на оценку 15 учителей, но если в вашем классе работают только 9 педагогов, то заполняются только первые 9 столбцов таблицы. Опросник состоит из 15 утверждений. Перед заполнением анкеты напиши в таблице фамилии оцениваемых тобой учителей, в скобках укажи предмет, который этот учитель преподает, и обязательно поставь его номер-шифр (его напишет на доске экспериментатор). Шифр конкретного учителя соответствует его номеру в алфавитном списке всех работающих в школе учителей. Без этого шифра определить фамилию оцениваемого учителя потом будет невозможно. Удобнее всего отвечать на анкету по строкам. Прочитав утверждение, нужно мысленно перебрать свои представления по данному вопросу о каждом из учителей, работающих в твоем классе, и выставить подходящую с твоей точки зрения оценку».
Опросник «Отношение к учителю»

Свою фамилию имя и отчество указывать не нужно

Пол _______ Класс (код группы)___________ Дата опроса ____________

Первым этапом обработки является подсчет «сырых» баллов. Каждый учитель может набрать их от 15 до 75. Полученные «сырые» баллы переводятся в стандартные оценки по десятибалльной шкале (см. таблицу). По этой шкале низким считается результат менее 3 баллов (ниже 37 «сырых» баллов), а высоким - более 7 (выше 67 «сырых» баллов), от 3 до 7 баллов - нормальный результат.
Таблица. Перевод «сырых» баллов в стандартную оценку

В исследованиях по этой методике участвовали более пяти тысяч школьников. Полученные нами сведения исключительно интересны. Во-первых, оказалось, что наиболее важными являются 8-е, 6-е и 10-е суждения, а наименее важными - 15-е, 1-е и 9-е. Другими словами, особое значение для школьника имеет доверие к учителю, удовольствие от работы с ним. И это для него гораздо важнее, нежели умение педагога предсказать его успехи в преподаваемом предмете. Во-вторых, дальнейший анализ детских оценок выявил, что критерии, которыми дети руководствуются в своих суждениях об учителях, существенно различаются в разном возрасте. Впрочем, о существовании таких различий известно любому опытному педагогу. Однако на свои расспросы мы получали чаще всего такой ответ: «Пятиклассники смотрят на нас как дети. А одиннадцатиклассники - уже как взрослые». Но что означает «как дети» и «как взрослые»? Чем принципиально отличаются критерии оценивания учителей выпускниками школы и, например, пятиклассниками?
Как «дети» и как «взрослые»

Разумеется, отношение ученика к учителю - явление многомерное, и вошедшие в нашу шкалу суждения охватывают далеко не все стороны их взаимодействия, но зато они именно такие, о которых школьники могут судить наверняка и выступать в качестве настоящих экспертов.

Итак, на что же ориентируются ученики в своей оценке учителя? Вопреки распространенному в учительской среде мнению о том, что дети прежде всего обращают внимание на умение учителя преподавать свой предмет, наши исследования показали: основой формирования отношения школьников к своим наставникам является эмоциональный компонент взаимодействия между ними. На втором месте находится оценка учителя как специалиста. И третье, относительно скромное место занимает оценка того, насколько удачно складываются их реальные отношения. Напомним, что отношение школьников к учителям с возрастом меняется не только количественно, но и качественно, отражая этапы личностного развития школьника. Поэтому неверно говорить, будто в ранние школьные годы отношение к учителям «лучше», а в более зрелые - «хуже». Отношение к учителю всякий раз специфически отображает достигнутый школьником к определенному возрасту уровень личностной активности и самостоятельности, понимания себя и окружающего мира.

Можно легко заметить, что суждения третьеклассников (9-10 лет), самых старших учеников начальной школы, о своих учителях весьма отличаются от мнений самых младших учащихся средней школы - пятиклассников. На все вопросы об учителях третьеклассники дают положительные ответы. Прежде всего это касается таких утверждений, как «Слово учителя для меня закон», «Я полностью доверяю учителю» и «Я вполне доволен учителем».

Что же происходит далее? При переходе из начальной школы в среднюю в связи с коренным изменением характера требований со стороны взрослых (изменяется сама социально-педагогическая ситуация) наблюдается и первое заметное изменение отношения к своим учителям. Известно, что в начальной школе педагог выступает перед ребенком в беспрекословно авторитетной роли. При переходе в среднее школьное звено за обучение пятиклассников (10-11 лет) берется гораздо большая группа педагогов, отнюдь не всегда знающих индивидуальную психологию своих учеников так же хорошо, как учитель начальной школы. В результате у детей уменьшается желание делиться с новыми учителями своими мыслями и снижается их личный авторитет. Думается, это происходит во многом из-за потери «интимности» и увеличения психологического расстояния в общении. Однако по-прежнему высоким остается желание быть похожим на учителя.

К 6-му классу (11-12 лет) школьники успевают более или менее привыкнуть к взаимодействию с разными, порой весьма непохожими друг на друга учителями. Кроме того, у них, по-видимому, еще сохраняется позитивное некритическое принятие требований взрослых, поэтому в целом отношение к учителям у шестиклассников несколько выше по сравнению с пятиклассниками.

В 7-м классе (12-13 лет) происходит дальнейшее снижение личного авторитета учителей и общего доверия к ним, хотя способность педагогов точно предсказать их успехи в преподаваемых предметах оценивается довольно высоко. Стоит обратить внимание, что ответы семиклассников наиболее близки к усредненным суммарным показателям всех классов. Но именно в этом возрасте и заканчивается период всеобщего одобрения педагогов.

В 8-м классе происходит второе серьезное снижение уровня отношения школьников к своим учителям. Столь тотальных критичных оценок, как у восьмиклассников, пожалуй, не наблюдается больше ни в одной возрастной группе. Вообще, происходит качественное изменение позиции школьников по отношению к взрослым. Стремительно падает личный авторитет учителя, снижается желание делиться с ним своими мыслями и становиться похожими на него. Учитель не рассматривается более как носитель непререкаемого авторитета, данного его социальным положением взрослого человека. Хотя для восьмиклассников по-прежнему продолжает оставаться достаточно важной оценка учителя.

В 9-м классе (14-15лет) уровень отношения к учителям в целом несколько возрастает, однако так и не достигает уровня более младших классов.

Десятиклассники (15-16 лет) несколько чаще, чем девятиклассники, отмечают способность учителя дать разумный совет в преподаваемом предмете и более довольны учителями. Впервые происходит по-настоящему осмысленное разделение отношения к учителю как к человеку с его личностными особенностями и как к профессионалу, обладающему специальными умениями и навыками.

К 11-му классу (16-17 лет) отношение школьников становится наиболее дифференцированным и осознанным. Личная авторитетность учителей снижается до наименьшего за всю школьную жизнь уровня, выпускники более критично оценивают их способности обучать школьников. Особенно охладевает желание стать похожими на учителей. Видимо, причина такого охлаждения в том, что влачащий жалкое материальное существование учитель, при всем возможном богатстве его души, вызывает в молодых людях в лучшем случае сочувствие, а отнюдь не желание идти его путем. (Прибавим к этому, что именно в данный период в основном завершается начавшееся ранее «строительство самого себя», молодой человек активно «присваивает» расхожие в данный момент в среде его сверстников представления об устройстве мира и своем собственном месте в нем.)

Стоит обратить внимание, что на протяжении всех школьных лет остаются стабильно высокими оценки школьниками справедливости учителей, удовлетворения их работой, способности дать разумный совет. Это своего рода нерастрачиваемый «золотой фонд» благожелательного отношения к своим наставникам.
И особенно важно чувство юмора

Сделанные нами статистические выкладки, конечно, помогают многое понять в структуре детского отношения к своим педагогам, однако вряд ли справедливо ограничиваться лишь одними цифрами. Поэтому мы предприняли вторую часть исследования, имея целью выяснить, что же подразумевают школьники, рассуждая о своем доверии к учителям, удовлетворении от работы с ними и т.д.

Нами была составлена специальная проективная анкета, состоящая из двадцати пунктов. Первые семь пунктов представляют собой модифицированную методику «Соотнесенные качества» (Л.Б. Филонов), приспособленную нами для изучения того, какие черты видят школьники в своих учителях и в самих себе и как они соотносят свои и чужие качества. Остальные пункты - это неоконченные предложения, составленные с учетом значимых факторных нагрузок пунктов цифровой анкеты.
Опросник для школьников

Класс ______ Возраст ___ Дата опроса _______

1. Напиши пять качеств хорошо тебе известного учителя, которого ты считаешь лучшим. Обозначь его инициалы и пол. Это необходимо для того, чтобы качества «брались» только у этого человека, а не «с потолка».

2. Напиши пять качеств так же хорошо известного тебе учителя, который является именно для тебя самым непривлекательным. Обозначь его инициалы и пол.

3. Напиши пять качеств хорошо известного тебе учителя, которого ты считаешь самым рядовым, обычным, средним, ничем не выделяющимся. Обозначь его инициалы и пол.

4. Напиши пять собственных положительных качеств, которые помогают тебе находить «общий язык» с учителями.

5. Напиши пять собственных отрицательных качеств, которые мешают тебе общаться с учителями.

6. Напиши пять качеств, которые, как ты считаешь, необходимо сформировать у себя для успешного общения с учителями.

7. Напиши пять своих качеств, от которых ты хотел бы избавиться в общении с учителями.

Допиши окончания каждого предложения. Пиши первое, что придет тебе в голову, долго не задумывайся.

8. Я могу полностью доверять тому учителю, который ___________________________

9. Я вполне доволен только таким учителем, который ____________________________

10. Справедливый учитель - это, по-моему, тот, кто ____________________________

11. Я получаю удовольствие от работы с такими учителями, которые _____________

12. Для меня важна оценка такого учителя, который _____________________________

13. Свое мнение школьники высказывают учителям _____________________________

14. Своими мыслями с учителями я ____________________________________________

15. За последний год мое отношение к учителям ________________________________

16. Классный руководитель в отличие от других учителей _______________________

17. С учителями мне хотелось бы _____________________________________________

18. Директор моей школы ____________________________________________________

19. Моим самым живым школьным воспоминанием является _______________________

20. К своим учителям_________________________________________________________

Анонимно опросив тех же самых учащихся 3-11-х классов, мы получили результаты, достаточно полно раскрывающие основу детских оценок. Ответы школьников одного возраста имеют между собой много общего и закономерно меняются от класса к классу, во многом перекликаясь и дополняя результаты первого исследования. Как же изменяется у школьников разного возраста умение соотносить свои собственные качества с качествами учителей?

Общая закономерность такова. Школьники 5-7-х классов переносят на себя требования взрослых и желательные качества в основном напрямую, то есть без особой внутренней переработки. Начиная с 8-го класса соотнесение своих и чужих качеств происходит с привлечением самооценки, дополняясь большим количеством нюансов и становясь все более избирательным и осознаваемым.

Проиллюстрируем это примерами. Ученики 5-6-х классов воспринимают личные качества скорее как особенности поведения и внешности. Хорошая учительница - это «очень добрая, красивая, хорошая, умная, справедливая». Плохая - «ругается, много-много задает, некрасивая, очень злая, очень кричит». Пятиклассники описывают свои качества, помогающие общаться с учителями, примерно так: «я вечно задаю вопросы, я плачу, я поднимаю руку до потолка, я подлиза, много говорю, всегда добиваюсь своего, строю глазки и ною». У шестиклассников чаще звучат «вежливость, доброжелательность, внимание и понимание, не списываю у других, хорошо отношусь к предмету и к учителю». Большинство пятиклассников не знает, какие качества мешают общаться с учителями. Они отвечают: «Я нервный, я почти не имею терпения, не работаю на уроке, я стеснительный». Шестиклассники более обстоятельны в своих ответах: «Иногда зеваю на неинтересных уроках, хихикаю, иногда наполовину делаю неинтересный предмет, занимаюсь на уроках перепиской с одноклассниками, меня бесит, когда мои ошибки обсуждают в классе». Главное, от чего стоит отказаться пятикласснику ради успешного общения с учителями - это «лень, непослушность, стеснительность», а также «чтобы не грубил, не валял дурака и не говорил глупости». У шестиклассников преобладает ответ «не знаю», так как они с гораздо меньшей готовностью, чем пятиклассники, повторяют то, что о них говорят учителя.

Ответы семиклассников о качествах лучшего учителя подчеркивают доброту, отзывчивость, честность, ум, чувство юмора, справедливость. Особо выделим чувство юмора. Появление его в качестве важной черты «хорошего» учителя свидетельствует о развитии у детей гибкости интеллекта. Умение понимать тонкий юмор появляется лишь тогда, когда у ребенка возникает способность воспринимать ситуацию одновременно в нескольких мысленных планах: в «конкретном», навязываемом извне в форме «объективных» требований взрослого, и в «игровом», абстрактном, позволяющем «возвыситься» над актуальной ситуацией и поискать творческое решение в диалоге с самим собой. Возможно, поэтому в дальнейшем школьникам крайне не нравятся учителя, обладающие, с их точки зрения, плохим чувством юмора, воспринимающие все в буквальном смысле, не умеющие пошутить над собой.

Семиклассникам помогают общаться с учителями «покладистость, понимание, ответственность, доброта, честность, ум, уважение, справедливость». Мешают «несдержанность, злоба, неуважение, плохое отношение к предмету, нежелание делать что-то». Для успешного общения семикласснику необходимо «уметь правильно подходить к вещам, иметь чувство юмора, хорошо учиться, не комментировать, не спорить по каждому поводу».

Отметим, что присущая детям потребность вслух поспорить с учителями объясняется вовсе не «патологической вредностью» семи-восьмиклассников, а тем, что у них таким образом формируется умение мыслить о других, а затем и о самих себе. Взрослым надо помнить, что формирование этого умения протекает в форме общения во внешней речи. Такая форма социального мышления на данном этапе становится ведущей. Подростки проводят очень много времени, сплетничая (чаще по телефону) друг о друге и о взрослых. И было бы гораздо хуже для их личностного развития, если бы они в этом возрасте помалкивали и только заискивающе улыбались в ответ учителям. Так что, как ни тяжело порой бывает выслушивать детские «глупости», педагогу нужно отчетливо понимать - они являются свидетельством взросления. Бурно общаясь с учителями, отстаивая свою точку зрения, ребенок формирует себя. Не зря ответ на неоконченное предложение «С учителями мне хотелось бы...» школьники 5-6-х классов отвечают: «Проводить больше времени, побольше общаться». А вот в 7-м классе большинство ответов уже весьма критические: «Никогда не видеться, общаться только в школе». Чем старше школьник, тем более ясно осознается им потребность общения с авторитетным взрослым. Начиная с 8-го класса, школьники хотят «быть в хороших отношениях, пообщаться вне урока, не в школе». А к 11-му классу большинству хочется «быть в более доверительных отношениях, ведь учителя - тоже люди, да и очень интересные, лучше узнать их как людей, а не как стандартных учителей, выполняющих свой долг».

Вернемся к примерам соотнесения школьниками своих качеств и качеств учителя. Выше мы отмечали, что 8-й класс - во многом переломный в отношении школьников к педагогам. В чем это проявляется? В представлениях о лучшем учителе на первый план выходят его справедливость, чувство юмора, «четкое упорство выучить детей хотя бы чему-нибудь, любовь к своему предмету и к детям». Непривлекательные - это «неуважение к людям, нечестность, вредность и несдержанность, плохое объяснение материала, нечестное выставление оценок». Кажутся парадоксальными собственные качества, помогающие восьмикласснику общаться с учителями: «веселая, умею хамить, умею слушать учителя, люблю «наезжать» на учителя, умею выпендриться, умею думать, люблю язвить». Мешают же «независимость, агрессия, обидчивость, злопамятность, гордость». Не хватает восьмиклассникам «трудолюбия, усидчивости, терпения, изворотливости, хитрости и вежливости». Свидетельством того, что у большинства подростков уже состоялось открытие собственного внутреннего мира и самоценности является частый ответ на просьбу назвать качества, от которых следовало бы отказаться в общении с учителями: «нет таких качеств - я собой вполне доволен».

Девятиклассники видят лучшие черты учителей в умении «держать дисциплину в классе, не повышать голос, интересно и понятно объяснить, понимать учеников, не иметь любимчиков и нелюбимчиков, не занижать и не завышать оценки». Непривлекательные учительские черты: «несправедливый, плохо объясняет, дает материал непонятно, без чувства юмора, часто ошибается». Школьники 14-15-ти лет отчетливо осознают, что главное, что формирует положительное отношение учителя к ним, - это «тактичность, чувство юмора, вежливость, проявление интереса к предмету, хорошее поведение на уроке, умение выслушать учителя». Общению с педагогами мешают «независимость, излишняя критичность (в отношении других), вспыльчивость, недоверие к некоторым учителям». Не хватает «понимания, уважения, доброты, умения поделиться с учителями своим мнением, мыслями и чувствами». Отказаться следует от «хамства, грубости, лени». Как видно из приведенных ответов, отношение девятиклассников отличается большим самопониманием и критичностью к себе. Похоже, усилия взрослых воспитать у детей общепринятые навыки общения впервые дают устойчивые результаты. Важно, что качества, упоминаемые старшими подростками, являются присвоенными их собственным сознанием, а не простым повторением услышанного от взрослых.

Для десятиклассников наиболее привлекательными качествами учителей становятся «глубокие знания, требовательность, справедливость, чувство юмора, общительность, умение понять другого человека». Особенно не нравятся «недобросердечность, заумность, неумение интересно объяснять урок, любовь публично вспоминать ошибки ученика». Способствуют общению с учителями «самокритика, понимание характера учителя, любовь к предмету, личное мнение об учителе, понимание своих ошибок, способность к компромиссам». Размышления, от чего необходимо отказаться и что приобрести в общении с учителями, приобретают вполне взрослый характер. «Избавиться от заносчивости, лени, субъективности, обидчивости, чуть-чуть хамства. А вообще я хочу остаться такой как есть». «Надо приобрести уверенность в себе, не всегда говорить все, что ты думаешь, сдержанность, уравновешенность, интеллект». Соотнесение собственных качеств с учительскими становится, с одной стороны, уверенным, с другой - достаточно гибким.

Одиннадцатиклассники определенно различают качества учителя-человека и учителя-специалиста. Лучшие качества учителя видятся им как «знание предмета, умение организовать урок, справедливость, внимание к мнению учеников, искренность, целеустремленность, непредвзятость, трудолюбие, требовательность, веселость». Среди нежелательных качеств упоминаются «несправедливость, грубость, недобросовестность, незнание предмета, неумение объяснять, навести тишину, нечеловечные требования, несвязная речь, недоверие». Для успешного общения с учителями одиннадцатиклассникам необходимы «умение терпеливо (и добросовестно) выполнять однообразную домашнюю работу, стремление читать дополнительную литературу по предмету, общительность, честность в отношениях, трудолюбие и усердие». Сильнее других мешают «страх перед некоторыми учителями, отношение к предмету, отношение к самому учителю как к человеку, плохое настроение», а также «неумение лицемерить, лгать в лицо, подхалимничать, нежелание прислуживаться». К концу школьного обучения отношение учащихся к своим учителям становится наиболее осознанным, но вместе с тем и наиболее личностно отстраненным. Учитель интересует выпускника прежде всего как носитель предметных знаний, которые ему в скором времени понадобятся как абитуриенту. Еще, может быть, учитель воспринимается как потенциальная угроза «порчи» аттестата посредственными оценками.

Остановимся кратко на ответах школьников на неоконченные предложения. Доверять школьники хотят таким учителям, которые взаимно доверяют им, уважают и понимают их. Довольными можно быть теми педагогами, которые хорошо учат, обладают справедливостью, достойны доверия. Об учительской справедливости большинство школьников судят исключительно по тому, насколько беспристрастно и непредвзято они выставляют оценки. Удовольствие от работы получают с теми учителями, которые обладают высоким личным авторитетом, могут дать устойчивые знания, добры и заботливы.

Начиная с 7-го класса большинство школьников стараются не высказывать учителям своего мнения и не делятся с ними мыслями. Способность осознанно понимать, как изменилось отношение к учителю за последний год, приходит к детям только в 7-м классе.

Начиная с 9-го класса субъективная оценка школьниками качества своего отношения к учителям неуклонно возрастает. От своего классного руководителя в отличие от других учителей они ожидают большей заботы о себе, внимания к собственным проблемам, понимания своих забот. Классного руководителя обычно считают самым близким к себе педагогом, от которого можно получить реальную помощь в затруднительных ситуациях. А вот о директоре школы, напротив, судят чаще всего поверхностно, плохо представляя суть его деятельности, практически ничего не могут сказать о его личностных особенностях и стиле административной работы. По-видимому, отношение большинства школьников к директорам представляет собой смесь уважения, детской боязни и нелепых домыслов.

(Окончание следует.)

ãЖурнал «Директор школы», № 1, 2002


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка