Учебно воспитательной работы



Сторінка1/20
Дата конвертації14.04.2016
Розмір4.49 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Департамент образования Белгородской области

Рассмотрен на педагогическом Утверждаю:

совете школы __________Л.Мельник

протокол № 1 от 29 августа 2014г приказ № 66 от 01.09.2014г

ПЛАН

УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная)

общеобразовательная

школа – интернат VIII вида»

на 2014 – 2015 учебный год


  1. Проблемно-ориентированный анализ работы школы

за 2013-2014 учебный год
Задачей школы в 2013-2014 учебном году являлось исправление дефектов развития умственно-отсталого ребёнка в соответствии с реализацией Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы, в связи с введением нового Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Решение этой задачи происходило в процессе обучения детей общеобразовательным и трудовым навыкам, в процессе разностороннего воспитательного воздействия на ход развития обучающихся.

Школа готовит обучающихся к трудовой деятельности. Эта задача решается путём сообщения воспитанникам системы профессионально-трудовых знаний. Трудовое обучение в свою очередь используется как мощное средство коррекции умственного развития аномального ребёнка и нравственного его воспитания.

Школа ведёт особую лечебную работу, направленную на оздоровление ребёнка, на исправление его физических недостатков. Проведение оздоровительных мероприятий есть необходимое условие для успешной реализации педагогических мероприятий по коррекции умственного развития обучающихся.

1. Статистические данные по школе - интернату по завершению 2013-2014 учебного года


  • сведения об обучающихся

В 2013 – 2014 учебном году в школе – интернате обучался 101 воспитанник. В течение года выбыло 2 обучающихся, таким образом закончило учебный год 99 воспитанников.

11 классов – комплектов:

I ступень – 4 класса – комплекта (29человек)

II ступень – 7 классов – комплектов (70человек)

В школе-интернате обучается 6 детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, 20 детей-инвалидов.

Выпуск обучающихся в 2013 – 2014 учебном году составил 17 человек.

Обучение школьников велось по программам для специальных коррекционных школ VШ вида под редакцией В.В. Воронковой.

Выполняя поставленные задачи, школа достигла следующих результатов: успеваемость обучающихся составляет 100 %. Качество знаний по школе - 50%

Педагогический коллектив школы в прошедшем году плодотворно работал над решением проблемы «Практическая направленность учебно-воспитательного процесса как средство социальной адаптации учащихся». Задачи, поставленные перед коллективом в прошедшем учебном году, в основном выполнены.

Работа по решению проблемы школы прослеживалась во всех направлениях деятельности коллектива, носила научно-методический характер и строилась на диагностической основе. Результативность работы по проблеме школы положительно сказалась на качестве знаний обучающихся, практических умений и навыках.


Учреждение работает в круглосуточном режиме, обеспечивается полная занятость детей в течение дня. Работа школы в режиме полного дня способствует защите обучающихся от перегрузок, обеспечивает научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха.

Наличие здоровьесберегающего образовательного пространства осуществляется через:

- предотвращение перегрузок, объем учебной нагрузки по предметам,

рациональное расписание уроков находятся в поле постоянного внимания и

контроля школьных служб;

- для снятия напряжения во время уроков используются динамические паузы, гимнастика для глаз, релаксационные упражнения.




  • сведения о кадрах

Директор – 1

Зам. директора - 3

Педагогических работников - 45 человек



  1. по образованию:

высшее – 25 человек (55%)



  1. по квалификации:

высшая – 5 человек

первая – 14 человек

вторая – 4 человека

процент имеющих 1 и 2 категорию составляет 42%





  1. по полу:

мужчин – 3 человека

женщин – 42 человека



  1. по стажу работы:

менее 2-х лет- 5 чел.

от 2 до 5 лет - 2 чел.

от 5 до 10 лет-3 чел.

от 10 до 20 лет – 12 чел.

более 20 лет - 23 чел.


  1. имеют награды:

«Отличник народного образования РФ» - 2 чел;

«Почетный работник общего образования» - 7 чел.


Педагог - психолог – 1

старшая вожатая – 1

библиотекарь – 1


  • учебно-материальная база

Количество кабинетов – 14

Актовый зал -1

Спортивный зал – 1

Столовая - 80 мест

Спортивная площадка - 1

Мастерские - 3

Детская площадка -1
Технические средства обучения.
Компьютеры - 19 шт сканеры – 2 шт

Проекторов – 5 шт. принтеры – 11шт

Музыкальные центры -2 шт.

Телевизор -1

Комплект оборудования для начальных классов -1
Фонд библиотеки
Общий фонд учебных изданий – 5691экз.
2. Состояние базового и коррекционного образования


  • выполнение учебного плана

Образовательная программа реализовывалась учебным планом, разработанным на основе базисного плана специальных коррекционных учреждений VIII вида, сохраняющего в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана и выборе учебно-методического комплекта по каждому циклу предметов соблюдалось преемственность между ступенями обучения и классами. Уровень недельной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого. Учебный план имел необходимое кадровое, нормативно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Учебный план позволяет осуществить принцип единства психолого-медико-педагогической и социальной коррекции в образовательном процессе, включает организацию всех видов учебных занятий, оценку уровня теоретической и практической подготовки обучающихся при текущем и итоговом контроле с соблюдением педагогами нормативных требований.

Продолжительность учебного года:

1 класс – 33 учебные недели

2-4 классы – 35 учебных недель

5-8 классы - 35 недель

9 классы - 34 недели

В ходе составления учебного плана школы учитывалось:

-выдерживаются ли гигиенические нормы учебной нагрузки;

-сохранен ли федеральный компонент в учебном плане;

- каково соотношение базисного и школьного компонентов;



Первая ступень образования – 1- 4 классы

Основными задачами начального обучения являются:

- формирование основ учебной деятельности, элементарного усвоения образовательных областей в соответствии с психофизическими возможностями обучающегося;


- реализация коррекционных мероприятий по физическому и психическому оздоровлению обучающихся, устранению или сглаживанию специфических, индивидуальных нарушений в доступных видах деятельности.

Обучение грамоте и чтению осуществляется в двух направлениях: письмо и развитие речи (5 часов в неделю), чтение и развитие речи (5 часов – 1-3 класс, 4 часа – 4 класс) с целью формирования навыков правильного, беглого и выразительного чтения произведений, доступных пониманию обучающихся; формирования умений правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме; социальной адаптации в плане общего развития и формирования нравственных качеств.

Образовательная область «Математика» представлена учебным предметом «Математика» (1-2 класс – 5 часов, 3-4 класс - 6 часов в неделю), которая предполагает формирование арифметических счётных навыков.

Образовательная область «Искусство» изучается в виде предметов «Музыка» (1 час) и «Изобразительное искусство» (1 час) (ИЗО) с целью развития художественного вкуса, развития навыков пространственной ориентации и зрительно-двигательной ориентации, развития эстетических чувств.

Образовательная область «Физическая культура» (2 часа) ориентирована на укрепление здоровья школьников, выполнение спортивных нормативов, кроме того, в предмет включены мотивационные уроки, направленные на формирование у обучающихся здорового образа жизни

Образовательная область «Технология» представлена учебным предметом «Трудовое обучение» (1-3 классы - 2 часа, 4 класс – 4 часа), которое предусматривает овладение обучающимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов (бумага, ткань).

К коррекционным занятиям относятся занятия по

- развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности( 2-4 классы 1 час в неделю), с целью привития обучающимся вопросов социальной адаптации в самостоятельной жизни, развития положительных нравственных качеств личности, развития культуры взаимоотношений, формирования навыков приспособления к условиям социальной среды путем усвоения и принятия норм, правил, способов поведения, принятых в обществе, развитие артикуляционного аппарата, исправление дефектов речи;

- занятия по ритмике ( 1 час, за счет 3 часа физической культуры), содержание обучения которой направлено на совершенствование движений и их коррекцию, а музыкальное и речевое сопровождение создают условия для развития речи обучающихся, их эстетического воспитания;

-индивидуальные и групповые коррекционные занятия по развитию речи (2 часа).
Школьный компонент представлен предметом «Православная культура» в 2-4 классах (1 час в неделю).

Вторая ступень образования - основная школа

(5 - 9классы).

Названная ступень является продолжением начальной школы, но в отличие от нее расширяет и углубляет понятийную и практическую основу образовательных областей, закрепляет навыки самостоятельной учебной деятельности, завершает подготовку по общеобразовательным предметам в соответствии с индивидуальными показаниями учебных возможностей обучающихся специального (коррекционного) учреждения.

Особое внимание на второй ступени уделяется новому виду деятельности - трудовому обучению, оно начинается с пропедевтического периода в 5 классе и на последующих годах преобразуется в доступный обучающимся профильный труд. Трудовое обучение - важная составляющая часть всего учебно - воспитательного процесса, поэтому обучение воспитанников разнообразным профилям труда рассматривается в неразрывной связи с общеобразовательной подготовкой, стратегией жизнедеятельности выпускников, их дальнейшей самостоятельной жизни, с учетом ресурсных возможностей региона, ближайшего социального окружения обучающихся.

Образовательная область «Филология» представлена учебными предметами «Письмо и развитие речи»» (5 класс – 5 часов, 6-9 классы – 4 часа в неделю) и «Чтение и развитие речи» (5,6 классы – 4 часа, 7-9 классы – 3 часа в неделю), которые ориентированы на овладение обучающимися функциональной языковой грамотностью, социальную адаптацию в плане общего развития и формирования нравственных качеств. Содержание обучения русскому языку направлено на развитие контекстной устной и письменной речи, где орфография обеспечивает самостоятельное связное высказывание в его устной или письменной форме. Коммуникативный подход в большей мере соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности умственно отсталых обучающихся, которым трудно освоить логику построения языка на основе анализа, запоминания и воспроизведения грамматических правил и категорий.

Образовательная область «Математика» представлена учебным предметом «Математика» (5,6 класс – 6 часов, 7,8 класс – 5 часов, 9 класс – 4 часа в неделю). Предмет ориентирован на подготовку обучающихся к практической деятельности в повседневной жизни. Математика имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях по труду. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, она значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления. Математические знания реализуются и при изучении других дисциплин учебного плана: трудового обучения, СБО, истории, географии, физкультуры, ИЗО и др. В 5-9 классах из уроков математики 1 час отводится на изучение элементов геометрии

Образовательная область «Естествознание» представлена следующими предметами:

учебный предмет «Природоведение» (2 часа в неделю), который вводится в 5 классе, предполагает подготовку обучающихся к усвоению систематических знаний по географии и биологии;



учебный предмет «География» (2 часа в неделю) предполагает изучение физической и экономической географии, позволяет на основе межпредметных связей сформировать доступные представления о физической, социально - экономической географии, ее природных и климатических ресурсах, влияющих на образ жизни, культуру, хозяйственную деятельность человека на земле. Особое место в курсе географии отводится изучению родного края, природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему воспитательной работы по гражданскому, нравственно - этическому воспитанию; в начальном курсе географии обучающиеся с умственной отсталостью получают необходимые практические знания и навыки ориентировки на местности;

учебный предмет «Биология» (2 часа в неделю) предполагает изучение растительного и животного мира, раздела «Человек». Естественнонаучное образование обучающихся с умственной отсталостью строится на основе психологических особенностей восприятия и анализа окружающего мира. Основной коррекционной задачей является преодоление инертности психических функций, расширение представлений о многообразии форм жизни окружающей среды. Так же, как и все другие предметы учебного плана, естествоведческие знания помогают осмыслению единства свойств неживой и живой природы, формируют у обучающихся практические навыки взаимодействия с объектами природы, ее явлениями. Раздел "Человек" позволяет изучить не только строение функции органов человека, но, прежде всего, вопросы профилактики различных заболеваний, в том числе профилактики наркомании, алкоголизма, ВИЧ-инфекции, венерических и др. заболеваний, характерных для социальной жизни современного общества.



Образовательная область «Обществознание» представлена предметами "История Отечества" (7-9 классы 2 часа в неделю), «Обществознание» (8, 9 классы 1 час в неделю), которые формируют систему знаний о самых значительных исторических событиях в становлении и развитии основ Российской государственности с древнейших времен до новейшей истории. Нарушение сложных форм познавательной деятельности при умственной отсталости (анализ, классификация, обобщение, мысленное планирование) не позволяют выстраивать курс истории на основе развернутых хронологических сведений, поэтому он представлен на наиболее ярких ключевых событиях эволюции России как государства, явлениях, обогащавших науку, производство, культуру, общественный уклад. Принцип социокультурного развития средствами истории способствует воспитанию гражданских, патриотических чувств, широкому использованию примеров из истории региона, формированию простейших обществоведческих представлений: о видах и структуре государственной власти, морали, этике, правовых устоях, культурных достижениях общества, правах и обязанностях граждан и др.

Образовательная область «Искусство» в 5-8 классах изучается в виде отдельных предметов «Музыка и пение» (5-8 классы- 1 час в неделю) и «Изобразительное искусство» (5-7 классы – 1 час в неделю). ИЗО – один из предметов, содержание которого направлено на развитие художественного вкуса обучающихся, способствует эстетическому воспитанию. Основой музыкального воспитания является хоровое пение, как активный способ развития музыкальных способностей.

Образовательная область «Технология» представлена предметом «Профессионально-трудовое обучение» ( 5 класс – 6 часов, 6 класс – 8 часов, 7 класс – 10 часов, 8 класс – 12 часов, 9 класс - 14 часов в неделю). Оно реализуется в рамках раздельного обучения мальчиков и девочек, что способствует их всесторонней подготовке к будущей жизни. Девочки обучаются швейному делу, а юноши - столярному делу. Целью профессионально-трудового обучения в 5-9 классах является подготовка обучающихся к самостоятельному труду по получаемой специальности, в условиях обычных предприятий и сферы образования.

Образовательная область «Физическая культура» представлена предметом «Физическая культура» (3 часа в неделю – 1 час за счет школьного компонента), которая ориентирована на формирование у школьников физического, психического здоровья, выполнение спортивных нормативов.
Коррекционная направленность обучения

В 5-9 классах вводятся коррекционные занятия с целью привития обучающимся вопросов социальной адаптации в самостоятельной жизни, развития положительных нравственных качеств личности, развития культуры взаимоотношений, формирования навыков активного приспособления к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил, способов поведения, принятых в обществе



Коррекционные курсы:

- Развитие речи (5,6,7 класс – 1 час) – является специфическим предметом, которым целенаправленно решается коррекция общего и речевого развития умственно отсталых детей. У обучающихся формируются элементарные представления об окружающем мире, необходимые для дальнейшего обучения, развивается наглядно-образное мышление. Школьники знакомятся с предметами ближайшего окружения, с явлениями природы и сезонными изменениями. Решая свои специфические задачи, в то же время, является пропедевтическим, подготавливающим обучающихся к усвоению более сложного материала на уроках чтения, истории, географии и биологии.

- Социально-бытовая ориентировка (СБО). Решение проблем успешной социальной адаптации и реабилитации умственно отсталых школьников, нуждающихся в целенаправленном воспитании подчинены эти занятия, в которых присутствуют элементы ОБЖ. На них осуществляется практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению уровня общего развития, т.е. посильно участвовать в труде, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.

Содержание специальных коррекционных занятий по СБО отличает практическая направленность.


Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия:

Логопедические занятия, где индивидуальные и групповые занятия проводятся с обучающимися, имеющими ярко выраженную речевую патологию.

ЛФК, групповые коррекционные занятия, которые проводятся в точном соответствии с медицинскими рекомендациями врача педиатра школы-интерната.

Развитие психических и сенсорных процессов, на которых конкретизируются пути и средства исправления недостатков психического развития, трудностей формирования жизненно необходимых знаний, умений и навыков. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Часы учебного плана школьного компонента использованы на:

- изучение предмета «Православная культура» 5-9 классы ( 1 час в неделю).

- увеличение количества часов на изучение физической культуры в 5-9 классах ( 1 час).
Учебный план за прошедший год выполнен, учебные программы пройдены. Практическая часть программы выполнена. Все выпускники сдали экзамены и получили свидетельства об окончании школы.

Дополнительное образование является неотъемлемой составной частью работы школы по воспитанию ребёнка, выявлению и развитию его способностей в рамках воспитательного процесса.

Задачи реализации дополнительного образования в школе:

                         удовлетворение образовательных потребностей, выходящих за рамки школьной программы;

                         укрепление здоровья школьников;

                         возможность профессионального самоопределения;

                         организация содержательного досуга.

Одной из основных задач школы является создание единого образовательного пространства обеспечивающего соответствующие условия для перехода к новому качеству образования на основе информационных технологий. Для решения этой проблемы необходимы: наличие современного компьютерного оборудования, высокоскоростного Интернета, web-сайта образовательного учреждения и высококвалифицированных кадров. Решая поставленные задачи, администрация школы продолжает работу по организации работы по информатизации системы учебно-воспитательной процесса по следующим направлениям:



  1. Формирование информационной культуры участников образовательного процесса – учителей, обучающихся и родителей.

  2. Создание условий для реализации личностно-ориентированного, индивидуализированного развития, воспитания и обучения на основе новых информационных технологий.

  3. Развитие материально-технической информационной базы.

  4. Развитие административно-управленческого информационного пространства.

  5. Развитие учебно-методического информационного пространства.

  6. Развитие образовательного информационного пространства.

  7. Развитие пространства информационной поддержки учебно-воспитательного процесса.

Развитие материально-технической базы ведется в двух направлениях:

- в направлении пополнения имеющегося технического компьютерного парка;

- в направлении поддержания и обновления компьютерного оборудования и электронных дидактических средств.

В школе работает мобильный, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация:

- о школе, ее основных направлениях деятельности, истории развития, традициях;

- об учащихся (информация доступна только после авторизации на сайте);

- о педагогических работниках школы;

- о школьных новостях, ярких событиях, конкурсах;

- о школьных кружках, творческих объединениях и спортивных секциях;

На сайте публикуются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – анализ работы школы, документы, регламентирующие работу школы и др.

Качество образования как комплексный подход в нашей школе учитывает учебные и внеучебные достижения детей, которые отслеживаются через систему мониторинга. Поскольку качественное образование напрямую зависит от того, какие учителя работают в школе, какие технологии применяются, что является ориентиром в работе учителя: знания или компетентности, то для достижения позитивного результата применяется определенная система требований к каждому из обозначенных параметров.

В целях повышения качества образования учителя школы применяют следующие технологии обучения:

- технология личностно – ориентированного обучения;

- технология проблемного обучения;

- технология развивающего обучения;

- технология саморазвития;

- модульное обучение;

- проектная технология;

- информационные технологии;

- технологии создания ситуации успеха;

- уроки-мастерские.

Качество образования – это то, что напрямую касается каждого ученика: наличие в школе всех видов благоустройств, полезного и вкусного питания, оснащенность современным оборудованием, а главное – достижения каждого школьника. Поэтому школьный мониторинг включает в себя систему различных индикаторов-показателей качества обучения и воспитания. Осуществление мониторинга способствует созданию эффективной системы статистики и оценки качества образования по следующим основным направлениям:



  1. Образовательная деятельность

  2. Создание морально-психологического комфорта.

  3. Сохранение и укрепление здоровья детей

  4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  5. Учет посещаемости.




  1. Анализ состояния качества знаний, умений и навыков обучающихся

 

В 2013 – 2014 учебном году педагогический коллектив продолжил работу по повышению качества образовательного процесса через личностно – ориентированный подход на основе здоровьесберегающей деятельности.

В соответствии с планом ВШК в течение учебного года администрацией школы посещались уроки учителей. Анализ посещенных занятий, результаты контроля показали, педагоги хорошо владеют предметным содержанием, добиваются усвоения программного материала по своим предметам, что положительно сказалось на качестве знаний обучающихся.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка