Учебно-методической комиссией филологического факультета 25 февраля 2002 г



Сторінка1/2
Дата конвертації24.04.2016
Розмір0.51 Mb.
  1   2


Утверждено

учебно-методической комиссией

филологического факультета 25 февраля 2002 г.

Методическое пособие составлено в помощь студентам отделения романо-германской филологии, для которых история зарубежной литературы – один из профилирующих предметов. На зачете студенты должны продемонстрировать не только знание основ эстетики романтизма, программных произведений в полном объеме, основных линий биографий и особенностей творческих личностей авторов, но и умение всесторонне анализировать тексты, обращая внимание не только на проблематику, идейную структуру и систему персонажей, но и на специфику композиции, образной системы, стиля и т. д., причем в комплексе, а не по отдельности. При этом они имеют полное право на собственную интерпретацию авторских концепций, выраженных в произведениях. Составитель старался избегать субъективных оценок и давать лишь ориентиры, без учета которых оригинальные трактовки будут малоубедительными. Более объемные, чем обычно в подобных изданиях, списки литературы в конце каждой темы, включающие не только монографии и предисловия, но и статьи в научных сборниках и периодике, призваны не просто расширить кругозор, но дать примеры многообразия исследовательских концепций, что весьма важно для второкурсников, пишущих свою первую курсовую работу.

Распределение материала в пособии осуществлено по издавна принятому в преподавании данного курса национальному признаку. В конце предложены примерные планы практических занятий и литература к ним. Учебных пособий по курсу литературы романтизма, целиком удовлетворяющих современным требованиям, пока нет. Из существующих лучшими можно назвать следующие учебники:



История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н. А. Соловьевой. М., 1991. (2-е изд. М., 1999).

История зарубежной литературы XIX века: В 2 ч. / Под ред. Н. П. Михальской. М., 1991.
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О РОМАНТИЗМЕ

Романтизм – не просто первое по времени возникновения и одно из важнейших художественных направлений и стилей XIX века. Этим термином можно определить целую культуру, общее мироощущение исторической эпохи, начавшейся после Великой французской революции. В этом смысле романтизм проявляет себя не только в литературе и вообще в искусстве, но и во всех сферах общественного сознания: науке, философии, религии, политике, даже в быту. Как почти любое значительное культурное явление, романтизм не представляет собой чего-то абсолютно цельного, обладающего постоянным набором специфических черт – он очень многообразен в своих национальных, жанровых, хронологических разновидностях. В марксистском литературоведении бытовала бинарная типология: романтизм делили на революционный и реакционный, прогрессивный и консервативный, активный и пассивный. Такой подход небезоснователен, однако он чересчур упрощает явление и сообщает ему ненаучную оценочную характеристику, поэтому его следует признать крайне условным и устарелым.

Хронологические рамки романтизма характеризуются относительной одновременностью начала (1790-е годы) и неопределенностью завершения (1820–1830-е – в Англии и Германии, 1870–1880-е – во Франции). Для США эти даты следует сдвинуть вперед на 20–30 лет.

Социально-политические предпосылки романтизма лежат в революционных потрясениях конца XVIII века: Война за независимость в Америке 1775–1783 гг. и, главное, Великая французская революция 1789–1794 гг. Ее эмоциональное переживание, а затем осмысление ее опыта, ее последствий сыграли решающую роль в возникновении и развитии романтического миросозерцания. На короткое время революция создала иллюзию всеобщего освобождения от многовекового рабства в плену внешних обстоятельств, человек почувствовал себя всесильным. Почти все ранние романтики в юности были апологетами революции, однако скоро наступило отрезвление. Во-первых, многих отвратил от революции якобинский террор. Во-вторых, свободы, принесенные революцией, как оказалось, относились вовсе не к сфере духа, а скорее к повседневному бытию: они вовсе не мешали обществу становиться мещанским, филистерским. В этой ситуации для многих романтиков разных поколений роль идейного заместителя революции сыграла личность Наполеона, своими военными победами добившегося славы своего рода романтического гения в политике.

Эстетические истоки романтизма – это прежде всего сентиментализм, создавший апологию индивидуального чувства, и различные варианты предромантизма: пейзажная медитативная поэзия, готический роман и подражания средневековым поэтическим памятникам.

Необходимо сказать отдельно о философских предпосылках. Отчасти это уже Руссо с его естественным человеком, культом природы и критикой цивилизации. Прямым предшественником романтиков в этой сфере стал И. Г. Фихте, создавший в своем “Наукоучении” (1794) концепцию абсолютного “я”, чье бытие единственно бесспорно, а весь остальной мир (“не-я”) является продуктом его деятельности – мышления. Ф. В. Шеллинг создал свою систему диалектики природы уже на основании романтических идей.

Один из основополагающих признаков романтизма – культ личности, т. е. героя, не просто сознающего свою самоценность, как у сентименталистов, но активного субъекта, определяющего и формирующего окружающую действительность. Проблема личности – центральная для романтиков.

Мировидение личности характеризуется романтическим двоемирием – ощущением глубокого разрыва между совершенством идеала, представление о котором принципиально субъективно, и низкой прозаической действительностью, нивелирующей индивидуальность, сводящей понятие о счастье к обывательскому комфорту. Буржуазность, или филистерство, – явление очень агрессивное, претендующее на всеохватность, поэтому романтики различными способами стараются ему противодействовать. Иногда это проявляется в форме прямого бунта, общественной борьбы (как, скажем, у Байрона). Но чаще романтический мятеж против обыденности означает просто ее игнорирование, уход от нее в древние времена (Средневековье), понимаемые как золотой век, или в экзотические страны Востока или Юга, население которых еще не отравлено духом буржуазности, или в мистическую религиозность, или во всепоглощающую любовь. Наиболее универсальным средством спасения от противоречий бытия, воплощением идеала становится искусство, занимающее одно из важнейших мест в романтической идеологии.



Эстетика романтизма подчеркнуто противопоставлена классицистической. Все нормы поэтики классицизма: представление об извечном универсальном идеале красоты, принцип иерархии жанров и стилей, несмешения трагического и комического, закон трех единств в драматургии – казались романтикам крайне условными, искусственными. Романтики требуют искусства естественного, свободного в той мере, в какой свободна природа и сама жизнь. Для этого художник должен опираться не на знание и разум, как классицист, а на прихотливую фантазию, творческое воображение. В романтических произведениях выразительность обычно доминирует над изображаемым, экспрессия и гротеск относятся к числу наиболее распространенных приемов.

Все это не означает, что рациональное начало было совсем чуждо романтикам. Даже самые ранние энтузиасты были способны к трезвой критической оценке своих пристрастий и вполне сознавали, что их представления об идеале, о творческом потенциале личности, о безграничной свободе во всех важных для них сферах жизни не выдержат столкновения с реальной действительностью. Это противоречие они пытались смягчить с помощью романтической иронии, которой удостаивалась не только прозаическая обыденность, но и сами их протагонисты, стремящиеся к заведомо недостижимому идеалу. В отдельных случаях осознание неизбывности конфликта приводило к разочарованию и пессимизму (“болезнь века”).

Список литературы

Жирмунский В. М. О поэзии классической и романтической // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

Тертерян И. Романтизм как целостное явление // Вопросы литературы. 1983. № 4.

Наливайко Д. Романтизм как эстетическая система // Вопросы литературы. 1982. № 11.

Дмитриев А. С. Теория западноевропейского романтизма // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980. С. 5–36.

Карельский А. В. Революция социальная и революция романтическая // Вопросы литературы. 1992. Вып.2.

Тураев С. От Просвещения к романтизму. М., 1983. С. 146–247.

НЕМЕЦКИЙ РОМАНТИЗМ

Общественная ситуация в Германии конца XVIII века. Невозможность широкой политической активности ввиду раздробленности страны. Внутренняя энергия нации направлена в духовные сферы. Расцвет литературы и немецкой классической философии. Специфика немецких романтиков (особенно ранних) – склонность к философскому теоретизированию, в частности, в области эстетики, а также к объединению в группы.



Список литературы

Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988.

Бент М. И. Немецкая романтическая новелла. Иркутск, 1987.

Гейне Г. Романтическая школа // Гейне Г. Собр. соч. М., 1958. Т.6.

Карельский А. В. Повесть романтической души // Deutsche romantische Novellen. М., 1977. С.5–39.

Йенский кружок (1796–1802)

Первое европейское романтическое объединение, “идеал романтического симпозиума” (Н. Берковский). Основные участники: братья А. В. и Ф. Шлегели, Л. Тик, Новалис, Ф. В. Шеллинг, Ф. Д. Шлейермахер. Выработка теории романтизма и ее практическое воплощение. Издание журнала “Атеней” (1797–1800). Отсутствие больших трактатов-манифестов. Фрагментарный стиль мышления.

Фридрих Шлегель (1772–1829) как главный теоретик иенской школы. “Критические (ликейские) фрагменты” и “Атенейские фрагменты”. Универсальность – главная характеристика “романтической поэзии” (116 фр.) Концепция романтической иронии не только как способа возвыситься над убожеством мещанской жизни, но как проявления высшей духовной деятельности человека, важнейшего средства художественного познания. 216 фрагмент: “три ведущие тенденции” своего времени (Французская революция, философия Фихте, роман Гете “Годы учения Вильгельма Мейстера”). Жанровая теория Ф.Шлегеля. Апология романа как синкретичного жанра, более всего отвечающего требованию универсальности искусства. “Люцинда” Ф. Шлегеля как проблемно-философский роман. Идеальная любовь – сотворчество, тождество жизни и поэзии. Пафос свершения, переживания достигнутого идеала. Автобиографизм. Критическое отношение современников к роману.

Жанровый универсализм Людвига Тика (1773–1853). “Белокурый Экберт” (1796) как образец раннеромантической новеллы-сказки. Цикл комедий (“Кот в сапогах” и другие, 1797–1800) – пример романтической иронии до выработки Шлегелем теории. “Странствия Франца Штернбальда” (1798) – первый романтический роман о художнике, жанровый эталон для последующих произведений в этом роде.

Творчество Новалиса (настоящее имя Фридрих фон Гарденберг) (1772–1801). Теоретические “Фрагменты”, философия “магического идеализма”. Любовь к Софии фон Кюн. Автобиографизм “Гимнов к ночи” и их метафизический смысл. “Генрих фон Офтердинген” (1801 – незаконч.) как самый характерный раннеромантический роман. История становления поэта. Символика “голубого цветка”. Значение образов восточной девушки, рудокопа, отшельника, Матильды, Цианы. Романтическая идея “томления”. Аллегорическая сказка Клингсора и ее функция в романе.

Список литературы

Грешных В. И. Ранний немецкий романтизм. Фрагментарный стиль мышления. Л., 1991.

Дмитриев А. С. Проблемы иенского романтизма. М., 1975.

Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма. М., 1978.

Вайнштейн О. Язык романтической мысли: (О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля). М., 1994.

Лагутина И. Н. Образ художника в романах Л.Тика “Странствия Франца Штернбальда” и Новалиса “Генрих фон Офтердинген” // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 9, Филология. 1990. № 3.

Матинян К. Р. Романтическая ирония в комедии Л.Тика “Кот в сапогах” // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 9, Филология. 1985. № 3.

Архипова И. А. Романтическая ирония и система жанров в раннем творчестве Л.Тика // Взаимодействие жанров в художественной системе писателя. М., 1982.

Иванов В. И. О Новалисе // Arbor mundi: Мировое древо. М., 1994. Вып.3.

Ханмурзаев К. К проблеме личности в романе Новалиса “Генрих фон Офтердинген” // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 9, Филология. 1975. № 2.

Гейдельбергский и берлинский кружки (1805–1816)

Наполеоновская оккупация Германии в середине 1800-х гг. как повод для возрождения национального самосознания. Отказ второго поколения немецких романтиков от индивидуализма иенцев, упование на народное коллективистское мышление. Фольклористская деятельность. Сборник народных песен “Волшебный рог мальчика”, составленный А. фон Арнимом и К. Брентано; “Детские и домашние сказки” братьев Я. и В. Гримм. Стремление к распространению “народного духа”. Увлечение германской мифологией, народным религиозным сознанием. “Религиозное отречение” от книжной культуры как итог этого этапа немецкого романтизма.

Творчество Клеменса Брентано (1778–1842). Годы учения у иенцев, отход от их идей. Любовная и философская лирика. Подражания народным песням (“Лорелея”). “Повесть о славном Каспере и пригожей Аннерль” (1817) – квинтэссенция позднего гейдельбергского мировоззрения. Чрезмерная забота о личной чести – путь к бесчестью. Здоровое нерефлективное народное сознание: “Не чти честь людскую, чти Господа Бога”. Рассказчик – писатель, стесняющийся своей профессии. Система символов в новелле. Роль рока в судьбе героев.

Список литературы

Жирмунский В. М. Проблемы эстетической культуры в произведениях гейдельбергских романтиков // Жирмунский В. М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981.

Анищук Т. В. Народная песня в эстетике гейдельбергских романтиков // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 9, Филология. 1982. № 1.

Аверинцев С. С. Поэзия К. Брентано // Аверинцев С. С. Поэты. М., 1996.

Бент М. И. Лейтмотив и предметный символ в новелле К. Брентано “Повесть о славном Каспере и пригожей Аннерль” как выражение внутриромантической коллизии // Филологические науки. 1985. № 5.

Национальная принадлежность Адельберта Шамиссо (1781–1838). Повесть Удивительная история Петера Шлемиля (1813) как сжатое изложение истории романтического сознания. Синтетичность жанра. Образ главного героя: обычный человек в фаустовской ситуации, а потом “романтик поневоле”. Ироническое изображение искусителя – “человека в сером”. Символический смысл образа тени. Функция мотива богатства. Научный поиск как способ снятия романтического конфликта. Трактовка повести Т. Манном.



Список литературы

Манн Т. Шамиссо // Манн Т. Собр. соч.: В 10 т. Т. 9. М., 1960.

Бент М. И. От философской повести к новелле-сказке: “Необыкновенная история Петера Шлемиля” Шамиссо // Филологические науки. 1992. № 1.

Фридрих Гёльдерлин (1770–1843)

Восторженное отношение к Французской революции в юные годы. Яркая гражданственность позиции (“Гимн свободе”, “Греция”). Увлечение натурфилософскими концепциями, пантеистическая лирика (“К природе”, “Эфиру”, “Судьба”). Отношения с Сюзеттой Гонтар – “Диотимой”. Пристрастие к античной культуре, пиетет перед “веймарскими классиками” – Гёте и Шиллером, тоска по утраченной Элладе. Любовь, природа и античность как три ипостаси романтического идеала. Трагическое ощущение дисгармонии между античным совершенством и современной действительностью в романе “Гиперион” (1799). Три варианта неоконченной драмы “Смерть Эмпедокла” (1798–1800). Конфликт романтического гения с природой и человеческим сообществом. Проблема истолкования причин и способа самоубийства исторического Эмпедокла.



Список литературы

Цвейг С. Борьба с демоном. М., 1992.

Дейч А. Судьбы поэтов (любое изд.).

Карельский А. В. Драма немецкого романтизма. М., 1992. С. 100–142.

Виндельбанд В. Гёльдерлин и его судьба // Виндельбанд В. Дух и история. М., 1995.

Неустроев В. П. Гёльдерлин: От классицизма к романтизму // Неустроев В.П. Литературные очерки и портреты. М., 1983.

Генрих фон Клейст (1777–1811)

Трагическая судьба и пессимистическое мировосприятие, ощущение непрочности положения человека в мире. Основная тема творчества – судьба сильного одинокого человека во враждебном мире. Излюбленный мотив – диалектика доверия–недоверия, понимания–непонимания, внешнего–внутреннего. Специфика клейстовского психологизма – отсутствие цельности в герое, раздвоенность его души. Романтическая версия классицистического конфликта страсти и долга.

Столкновение внутренней и внешней сил (притязаний чувства и закона государства) в характере главной героини трагедии “Пентесилея”. Сходство и различие характеров Пентесилеи и Ахилла. Возможность психоаналитической трактовки действий героев. Проблема катарсиса.

Трагедийный подтекст комических ситуаций в “Разбитом кувшине” и “Амфитрионе”. Попытка разрешить конфликт, опираясь на религиозно-мистическое начало, высший промысел (“Кетхен из Гейльброна”), и духовное самоограничение во имя торжества государственных интересов (“Принц Фридрих Гомбургский”).

Новеллистика Клейста. Противостояние личности и мира в “Землетрясении в Чили”. Неспособность к безоглядному доверию как причина трагической развязки в “Обручении на Сан-Доминго”. Проверка правомерности притязаний сильной личности в “Михаэле Кольхаасе”.

(Рекомендуемую литературу см. в планах практических занятий).

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776–1822)

Творчество Гофмана как кульминация немецкого романтизма. Синкретизм искусств: живопись, музыка, литература, театр. Высшее выражение романтического двоемирия и романтической иронии. Поиски синтеза творческих принципов и художественных идей ранних романтических школ – йенской и гейдельбергской. Внимание к реальности. Герой-“энтузиаст” живет не в условном романтизированном мире, а в современной Германии с ее устоявшимся филистерским бытом. Неоднозначность оценочной характеристики “энтузиастов”-романтиков и “обывателей”-филистеров. Вера во всемогущество романтического гения разрушается, самая яркая ирония обращена на протагониста-романтика. Обыватели – просто “не музыканты”, тоже достойные “блаженства” в своем роде.

Тема музыки и образы музыкантов в ранних новеллах Трансформация жанра волшебной романтической сказки (“Золотой горшок”). Изображение темной стороны человеческой жизни (“Песочный человек”). Политическая и социальная сатира (“Крошка Цахес, по прозванию Циннобер”, “Повелитель блох”). Параллельность и взаимообратимость двух миров в романе “Житейские воззрения кота Мурра”. Капельмейстер Крейслер как alter ego Гофмана. Фантастика и гротеск в романе.



Список литературы

Карельский А. В. От героя к человеку. М., 1990. С. 51–59.

Художественный мир Гофмана. М., 1982.

Чавчанидзе Д. Л. Романтическая ирония в творчестве Гофмана // Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та им. В.И.Ленина. 1967. № 280.

Корзина Н. А. Некоторые вопросы синтетического искусства в эстетике и художественной практике Гофмана // Вопросы романтического метода и стиля. Калинин, 1978.

Скобелев А. В. Жанровая природа “Фантазий в манере Калло” Гофмана // Взаимодействие жанра и метода в зарубежной литературе XVIII–XX веков. Воронеж, 1982.

АНГЛИЙСКИЙ РОМАНТИЗМ

Хронологические рамки английского романтизма почти совпадают с немецким (1790–1820). Англичанам, в сравнении с немцами, свойственны меньшая склонность к теоретизированию и бóльшая ориентация на поэтические жанры. Образцовый немецкий романтизм ассоциируется с прозой (хотя стихи писали почти все его адепты), английский – с поэзией (хотя романы и эссе тоже пользовались популярностью).

Список литературы

Елистратова А. А. Наследие английского романтизма и современность. М., 1960.

Дьяконова Н. Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики. М., 1978.

Дьяконова Н. Я., Чамеев А. Английский романтизм в системе европейских литератур // Национальная специфика произведений зарубежных литератур XIX–XX вв.: Проблемы романтизма. Иваново, 1996. С.17–28.
Уильям Блейк (1757–1827)

Блейк – романтик вне романтического движения. Дар художника-графика. Мистицизм, визионерство Блейка, отсюда антирационализм и антисенсуализм (главный философский противник – Локк), апологетика творческого воображения.

Лирический цикл “Песни Невинности и Познания” (1789–1794). Невинность как блаженное неведение. Двойственная роль Познания: оно несет не только зло, но и благо. Невинность, пройдя через Познание, обогащается мудростью, сохраняя свою сущность. Символика живой и неживой природы. Система контрастных образов (“Агнец” – “Тигр”, “Дитя-радость” – “Дитя-горе”, одноименные стихотворения с разным пафосом “Нянюшкина песнь”, “Святой четверг” и др.)

Мифотворчество в “пророческих книгах” (“Видения дщерей Альбиона”, “Бракосочетание Рая и Ада”, “Французская революция”, “Америка” и др.) Основные образы: создатель мира Юризен (Urizen), носитель механистического начала. Светлый Лос, превращающийся в деспота. Орк – олицетворение духовного мятежа.

Список литературы

Некрасова Е. А. Творчество Уильяма Блейка. М., 1962.

Жирмунский В. М. Уильям Блейк // Жирмунский В. М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981.

Васильева Т. Н. “Пророческие книги” Блейка // Уч. записки Кишинев. госуниверситета. 1969. Т.108.

Зверев А. Величие Блейка // Блейк У. Стихи. М., 1982 (текст парал.: рус.= англ.)

Батай Ж. Блейк // Батай Ж. Литература и Зло. М., 1994.
Озерная школа”

Полуофициальная дата рождения английского романтизма – 1798-й год, когда вышло в свет первое издание “Лирических баллад” Вордсворта и Колриджа, поселившихся в так называемом “озерном краю” (отсюда название содружества) на севере Англии. Эстетические взгляды Уильяма Вордсворта (1770–1850) в предисловии ко второму изданию “Лирических баллад” (1800). Требование простоты и прозрачности поэтического языка. Неприятие урбанизации страны, отмирания патриархальных устоев (“Майкл”). Демократизм общественных взглядов (“Последний из стада”). Пейзажная и натурфилософская лирика (“Нарциссы”, “Тинтернское аббатство”). Детские образы (“Нас семеро”, “Люси Грей”, “Слабоумный мальчик”). Воображение, познающее суть вещей изнутри, как основной поэтический принцип. Поэт – посредник между людьми и природой. Сонеты Вордсворта. Поэма “Прелюдия” как философско-поэтическая автобиография.



Особенности творческого пути Сэмюэла Тейлора Колриджа (1772–1834). В молодости – поэт, позднее – философ, эстетик, литературный критик (“Biographia Literaria”). Близость к йенским романтикам. Фрагментарность мышления (“Кристабель”, “Кубла Хан”). Теория поэтического языка, не совпадающая с вордсвортовской. Символика и морализм поэмы “Сказание о Старом Мореходе”. Мистический аспект образной системы. Мотивы преступления, наказания и искупления. Формальные особенности: балладный стих.

Список литературы

Элиот Т. С. Вордсворт и Колридж // Элиот Т. С. Назначение поэзии. Киев, 1997.

Сиповская М. П. К вопросу о творческом методе Вордсворта // Филологические науки. 1987. № 6.

Уоррен Р. П. Поэма, порожденная чистым воображением. Опыт прочтения [о “Старом Мореходе” Колриджа] // Уоррен Р. П. Как работает поэт. М., 1988.

Джордж Гордон Байрон (1788–1824)

Байрон – поэт, максимально точно и ярко выразивший свою эпоху не только творчеством, но и всей своей личностью и судьбой. Жизнетворчество как один из общих принципов романтизма. Полемика с современной литературной элитой в сатире “Английские барды и шотландские обозреватели” (1808). Путешествие по Средиземноморью. Парламентская деятельность, выступления в защиту луддитов. Светская жизнь в Лондоне (1813–1816). Скандальная репутация, неудача в семейной жизни и вынужденный отъезд из Англии в 1816 году. Жизнь в Швейцарии и Италии, помощь карбонариям.

Поэма “Паломничество Чайльд-Гарольда” (1-я и 2-я песни – 1812 г., 3-я – 1816 г., 4-я – 1818 г.) – создание нового, “байронического”, героя, пресыщенного жизнью и объятого тоской молодого скитальца. Роль образа автора, лирического начала. Развитие жанра лиро-эпической поэмы в “восточных повестях” – апофеозе романтического бунтарства (“Гяур”, “Корсар”, “Лара”, “Абидосская невеста”, “Паризина”, 1813–1816). Трансформация героя в активного, борющегося, любящего, страстного. Сходство сюжетных мотивов и ситуаций при различиях в поэтике. Байроновская модель в “южных поэмах” А. С. Пушкина.

Выход на метафизический уровень обобщения в драматических произведениях. “Фаустианская” тема в “Манфреде” (1816). Герой-богоборец в “Каине” (1821) и противоречивость его позиции. Образы Люцифера и Ады – персонификация альтернативы, стоящей перед героем: знание – любовь.

Ломка жанровых канонов в “Дон Жуане” (1818–1823): пародия, сатирический эпос, роман в стихах. Полемика и расчет с романтизмом. Ирония и скепсис. Изменения в образе Дон Жуана по сравнению с классическим.

Предпочтение слову дела, отъезд в восставшую Грецию в конце жизни как аналог “романтического самоотречения”.

Список литературы

Великий романтик: Байрон и мировая литература. М., 1991.

Дьяконова Н. Я. Лирическая поэзия Байрона. М., 1975.

Она же. Байрон в годы изгнания. Л., 1974.

Зверев А. М. Звезды падучей пламень: Жизнь и поэзия Байрона. М., 1988.

Перси Биши Шелли (1792–1822)

Неоднозначная репутация. “Эфирный лирик” и “пламенный революционер”. Юношеское прекраснодушие, “страстное восприятие абстрактных идей” (Т. С. Элиот).

Лирика Шелли – слияние философской отвлеченности и исповедальности, общественных и личных чувств (“Гимн интеллектуальной красоте”, “Ода западному ветру”, “Облако”, “Жаворонок”). Минорная интонация в интимной лирике (“Изменчивость”, “Строки”). Природа у Шелли.

Проблема оправданности бунта против тирании, справедливости мести в трагедии “Ченчи” (1819). Образ Беатриче, смысл ее лжи в последнем акте.

Космогоническая теория и трансформация мифологического образа в “Прометее освобожденном” (1820). Христианский мотив в этической концепции: освобождение духа и победа над деспотизмом за счет преодоления ненависти. Смысл и функция образа Демогоргона.

Защита поэзии”слияние эстетических, общественных и этических позиций Шелли. Разграничение функций поэзии и науки. Роль воображения в художественном творчестве.



Список литературы

Дьяконова Н. Я., Чамеев А. А. Шелли. СПб., 1994.

Клименко Е. И. Стиль Шелли // Клименко Е. И. Проблемы стиля в английской литературе первой трети XIX в. Л., 1959. С. 215–271.

Элиот Т. С. Шелли и Китс // Элиот Т. С. Назначение поэзии. Киев, 1997.

Джон Китс (1795–1821)

Раскрепощение эстетического сознания. Роль античных и ренессансных традиций. Стремление возможно полнее выразить в стихах мир чувственных впечатлений. Культ красоты и гармонии. Теория “негативной способности” поэта – умения передавать объективную сущность предмета (красоту), отрешаясь от субъективных впечатлений.

Жанровые предпочтения Китса: сонет, ода (цикл 1819 года: “Ода соловью”, “Ода греческой вазе”, “Осень” и др.); опыт баллады (“La belle dame sans merci”). Тематическое и стилевое разнообразие поэм: “Изабелла”, “Канун Святой Агнессы”, “Ламия”, “Гиперион”).

Список литературы

Дьяконова Н. Я. Китс и его современники. М., 1973.

Шайтанов И. О. Джон Китс // Китс Дж. Стихотворения и поэмы. М., 1989.

Проза английских романтиков

Мэри Шелли (1797–1851) и ее роман “Франкенштейн, или Современный Прометей” (1818). Соединение традиций просветительского и готического романа. Проблема ответственности ученого не только перед человечеством, но и перед своим творением. “Роман-предупреждение”. Соединение в главном герое двух личностей: ученого-рационалиста просветительского типа и романтика-индивидуалиста, обуреваемого страстями. Полемика автора с обоими типами мышления.

Вальтер Скотт (1771–1832) – создатель исторического романа. Историческое прошлое – разновидность экзотики, к которой тяготеет романтизм. Шотландский этнографический материал. Первый период творчества – собирание фольклора (“Песни шотландской границы”), создание романтических поэм на его основе (“Песнь последнего менестреля”, “Дева озера”): воспевание средневековья, элемент фантастики, местный колорит.

В романах (с 1814 г.: “Уэверли”, “Роб Рой”, “Пуритане” и др.) – обращение прежде всего к конфликтным историческим событиям (войнам, восстаниям, смутным эпохам). Главный предмет изображения – судьба личности в исторических катаклизмах. Центральный персонаж, с которым связана основная фабульная линия (обычно любовная), оказывается в гуще событий, причем между двух враждующих лагерей. Его функция почти служебная – быть связующим звеном, поэтому в разных романах эти герои очень похожи. Второстепенные герои выписаны более ярко и рельефно, именно в них отражен дух эпохи.

Репутация Скотта, его влияние на развитие европейского исторического романа. Скоттовская модель в произведениях других писателей (например, в Капитанской дочке” Пушкина). Проблема соотношения в его творчестве элементов романтизма и реализма.

Список литературы

Бельский А. Английский роман 1800–1810-х годов. Пермь, 1968.

Ладыгин М. Романтический роман М. Шелли “Франкенштейн” // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX–XX вв. Иваново, 1982.

Реизов Б. Г. Творчество Вальтера Скотта. М.; Л., 1965.

Дайчес Д. Сэр Вальтер Скотт и его мир. М., 1987.

Пинский Л. Е. Исторический роман Скотта // Пинский Л. Е. Магистральный сюжет. М., 1989.

ФРАНЦУЗСКИЙ РОМАНТИЗМ

Социальная направленность. Парадоксально замедленное развитие романтизма в стране, где произошла революция, давшая толчок всему явлению в общеевропейском масштабе. Причина – необыкновенная устойчивость традиций классицизма во Франции. Лишь свергнув почти насильственным путем устаревшие догмы на рубеже 1820–1830-х годов, французский романтизм стал общенациональным явлением и получил возможность беспрепятственно развиваться в тесной связи с уже возникшим реализмом.

Список литературы

История всемирной литературы: В 9 т. Т.6. М., 1989. (гл.5, разд.1–4).

Карельский А. В. Метаморфозы Орфея. М., 1998.

Обломиевский Д. Д. Французский романтизм. М., 1947.

Бондарев А. П. Эволюция французского романтизма: (Из истории французского романа XVIII–XIX вв.) // Художественное осмысление и действительность. М., 1988. С.75–82.

Ранний период (1790–1820)

1790–1800-е годы – восприятие романтизма как иноземного явления. Два направления в раннем французском романтизме, по-разному противопоставивших себя просветительскому рационализму.

Жермена де Сталь (1766–1817). Тесная преемственная связь с Просвещением. Трактат “О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями” (1800) – утверждение мысли об обусловленности искусства эпохой. Обоснование романтизма как “современного” искусства. Книга “О Германии” (1813): идея обоюдовыгодного взаимодействия национальных культур.

Франсуа де Шатобриан (1768–1848). Полемика с Просвещением. Резко отрицательное отношение к революционным преобразованиям. Католическая церковь как единственное спасение для изверившегося одинокого человека. “Соблазнение” красотами религии в трактате “Гений христианства” (1802). Повести “Атала” и “Рене” как иллюстрации теоретических положений. “Атала” – антируссоистское изображение природы и “естественного человека”. “Рене” – одно из первых в европейской литературе изображений “лишнего человека” и “болезни века” – бездеятельной тоски.

Развитие этого мотива в романе Бенжамена Констана (1767–1830) “Адольф” (1806–1807). Подробный психологический анализ характера современного молодого человека, одержимого неистовыми страстями, но неспособного к решительным действиям.

Шарль Нодье (1780–1844) и его роман “Жан Сбогар” (1818). Герой – иная разновидность романтического индивидуалиста, близкая к байронической. Мотив раздвоения: благородный юноша – и безжалостный разбойник, ангел – и демон. Трагическая развязка любовного сюжета.

1820-е годы – увлечение историческим романом. Трансформация скоттовской модели в романе Альфреда де Виньи (1797–1863) “Сен-Мар” (1826). Центральная фигура политического конфликта (главный герой – историческое лицо) – одновременно и романтический влюбленный. Нравственная ущербность позиции Сен-Мара (предательство интересов родины) как залог его гибели. Романтический историзм Виньи: защита права писателя на отступление от исторической достоверности ради художественной убедительности.

Список литературы

Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982.

Забабурова Н. В. Французский психологический роман: (Эпоха Просвещения и романтизм). Ростов н/Д, 1992.

Реизов Б. Г. Между классицизмом и романтизмом. Л., 1962.

Он же. Французский исторический роман в эпоху романтизма. Л., 1958.

Затонский Д. В. Романтики и чувство истории // Затонский Д. В. Искусство романа и ХХ век. М., 1973. С.104–111.

Бельская Е. А. Роман Шатобриана “Рене”: (О характере исторической и эстетической интерпретации героя) // Литературные традиции в зарубежной литературе XIX–XX веков. Пермь, 1983.

Шрейдер Н. С. Специфика повествования в “Рене” Шатобриана // Вопросы романтизма и реализма в зарубежных литературах. Днепропетровск, 1969.

Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л., 1977. С. 276–280 [О Б.Констане].

Шрейдер Н. С. О романтизме и реализме в романе Б.Констана “Адольф” // Метод и мастерство. Вып. 2. Вологда, 1970.

Нусинов И. М. Шарль Нодье // Нусинов И. М. Избранные работы по русской и западной литературе. М., 1959.

Чернов В. А. Романтический конфликт в “Жане Сбогаре” Нодье // Проблемы романтического метода и стиля. Калинин, 1980.

Карельский А. В. Неволя и величие поэта: (Творчество А. де Виньи) // Карельский А. В. От героя к человеку. М., 1990.

Виктор Гюго (1802–1885)

Живой символ французского романтизма с конца 1820-х до 1880-х гг. Слава не только классика литературы, но и общественного деятеля.

1810–1820-е гг. – постепенное освобождение от юношеского консерватизма и роялизма. Переход от классицизма к романтическим позициям. Первый лирический сборник “Оды и баллады” от издания к изданию (1822–1826) очищается от классицистических штампов. Явный романтический перелом в сборнике “Восточные мотивы” (1829). Ориенталистская экзотика. Расшатывание ритмики александрийского стиха. Эволюция от интеллектуальной риторики к поэзии эмоций. Становление таланта и завоевание лидерства в литературе. Кружок молодых романтиков “Сенакль”.

Начало карьеры драматурга. Предисловие к драме “Кромвель” – эстетический манифест не только Гюго, но всего французского романтизма. Резкая оппозиционность по отношению к классицизму. Отрицание единств и иерархии жанров. Контраст как основа романтической литературы. Теория гротеска. Программа реформы литературного языка. Историческая концепция происхождения лирики, эпоса и драмы.

Успешная премьера драмы Гюго “Эрнани” 25 февраля 1830 года – ознаменование окончательной победы романтизма над классицизмом в театре. Драматические произведения 1830-х гг.: “Король забавляется” (1832), “Мария Тюдор” (1833), “Рюи Блаз” (1838) и др. Контрастная структура драм Гюго: основа сюжетного конфликта – поединок между знатным деспотом и бесправным плебеем. Проблема раздвоенности личности. Поэтичность театра Гюго.

Роман “Собор Парижской Богоматери” (1830) как образец исторического романа французского романтизма. Попытка воспроизведения общей картины эпохи (конца Средневековья), отказ от изображения исторических событий. Переклички с современностью. Система персонажей и образов. Несоответствие внешнего облика и внутреннего содержания натуры человека (Клод Фролло, Квазимодо, Феб). Эсмеральда как воплощение нравственной красоты народа. Образ Собора, его символический смысл. Массовые сцены в романе. Тема исторического прогресса. Ирония и патетика в авторском стиле.

Лирика 1830-х гг. Камерные темы в сб. “Осенние листья” (1831). Демократизм “Песен сумерек” (1835). Усиление проповеднических интонаций в сб. “Внутренние голоса” (1837) и “Свет и тени” (1840).

Творческий кризис 1840-х гг. Общественно-политическая деятельность после Февральской революции 1848 г. Декабрьский переворот Луи Бонапарта 1851 г. и эмиграция Гюго. Памфлет “Наполеон Малый”. Разоблачительный и героический пафос этапного поэтического сборника “Возмездие” (1853).

Отверженные” (1840-е – 1862) как полифонический роман, эпопея современной жизни Франции. Социальная проблематика. Политические убеждения Гюго и их отражение в романе. Негативная роль государства в жизни общества и образ полицейского инспектора Жавера.



Этическая концепция Гюго как идейная основа произведения. Важность для писателя задачи морального урока. “Отверженные” как “эпос души”, теория морального прогресса, нравственного совершенствования человека под влиянием “благого примера” (“цепная реакция добра”: Жан Вальжан, Фошлеван, Эпонина, Жавер). Идея двух видов справедливости: христианского милосердия (епископ Мириэль) и революционного гуманизма (Анжольрас), противоречащих друг другу, но уживающихся в характерах некоторых персонажей и самого автора.

Публицистичность романа. Роль авторских эссеистических отступлений. Соотнесение вымышленных событий с реальным историческим фоном от битвы при Ватерлоо до баррикадных боев 1832 г.

Сборник стихов “Созерцания” (1856) как итог многолетних философских раздумий поэта. Поэтический эпос многотомной “Легенды веков” (1859, 1877, 1883). 1870-й год – возвращение из эмиграции. Отражение политических потрясений в сб. “Грозный год” (1872). Семейная тематика сб. “Искусство быть дедом” (1877).

Список литературы

Евнина Е. Виктор Гюго. М., 1976.

Трескунов М. С. Виктор Гюго. Л., 1969.

Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго (любое изд.).

Реизов Б. Г. Французский роман XIX века. М., 1977.

Готье Т. История романтизма // Готье Т. Избранные произведения: В 2 т. Т.1. М., 1972.

Резник Р. Снова Гюго // Вопросы литературы. 1979. № 10.

Жорж Санд (1804–1876)

Общественный имидж Жорж Санд – иллюстрация “эмансипации женщины” в XIX веке. Женская тема – сквозная, хотя не единственная в ее творчестве.

Ранние интимно-психологические романы начала 1830-х гг. (“Индиана”, “Валентина”). Индивидуальная судьба в социальном контексте. Защита прав женщины, протест против законов буржуазного брака. Руссоистская идея самоценности чувства, “голос сердца” как критерий оценки любых человеческих поступков.

Усиление роли социальных мотивов с конца 1830-х гг. Влияние идей утопического социализма. Отрицание революционного радикализма. Идеал: социальная гармония в виде примирения классов. В творчестве – изображение любви, ломающей социальные перегородки. Оформление эстетической концепции позднего романтизма, существовавшего бок о бок с реализмом: принципиальное отстаивание права изображать людей не такими, каковы они есть (прерогатива реалистов), а такими, какими они должны быть.

Осознание индивидуализма как изъяна души. Снятие идеализации пассивно-романтического сознания в романе “Орас” (1842). Противопоставление главному герою-скорбнику и эгоисту, опоздавшему родиться, более деятельных и потому более приспособленных к жизни персонажей.

Тема искусства в дилогии “Консуэло” – “Графиня Рудольштадт” (1842–1844).

Народная тематика социально-утопических романов 1840-х гг. (“Мельник из Анжибо”, “Грех г-на Антуана” и др.) Народ как “самая здоровая сила нации”. Идиллия крестьянской жизни в “сельских повестях” конца 1840-х гг. (“Чертово болото”, “Маленькая Фадетта” и др.)

Место и роль Жорж Санд в литературном процессе Европы XIX века. Современники о ее личности и творчестве.

Список литературы

Моруа А. Жорж Санд (любое изд.)

Трапезникова Н. С. Романтизм Жорж Санд. Казань, 1976.

Достоевский Ф. М. Смерть Жоржа Занда; Несколько слов о Жорже Занде // Достоевский Ф. М. Об искусстве. М., 1973.

Золя Э. Жорж Санд // Золя Э. Собр. соч.: В 26 т. Т. 25. М., 1966.

Франс А. Жорж Санд и идеализм в искусстве // Франс А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М., 1960.

Альфред де Мюссе (1810–1857)

Ранняя творческая зрелость. Поэтический сборник “Испанские и итальянские повести” (1830). Уверенное владение всеми традиционными приемами романтизма: пылкая страсть, байронический герой, “местный колорит”, легкий стиль, ирония. Участие в деятельности кружка “Сенакль”. Разочарование, осознание неабсолютности романтических истин. Комедия “Венецианская ночь” (1830) как пародия на “Эрнани” Гюго.

Раскрытие трагического мироощущения в произведениях 1830-х гг. Попытка основать приемлемое человеческое существование не на возвышенных идеалах, как у других романтиков, а на “банальных истинах”. Пьесы-пословицы (“Ни в чем не надо зарекаться”, “Любовью не шутят” и др.). Жанровая специфика драматургии Мюссе. Сборник “Спектакль в кресле” (1832). Переплетение комического и трагического в небольших пьесах: “Прихоти Марианны”, “Фантазио”, “Подсвечник”. Тема несчастной любви. Неудачный роман Мюссе и Жорж Санд.

Историческая драма шекспировского типа “Лоренцаччо” (1834). Идея бесплодности романтического эгоцентризма, невозможности плодотворной активности, направленной даже на достижение благой цели. Противоречивость и трагизм образа главного героя.

Роман “Исповедь сына века” (1836). Попытка понять исторические причины “болезни века”. Смысл публицистического вступления к роману (гл. II). Образ главного героя, оторванного от практической жизни, способного действовать лишь в частной сфере, в любви. Октав как представитель целого поколения. Разочарование в любви – потеря смысла жизни. Безнадежность, утрата веры в идеал, “пустота” настоящего времени, где отсутствует пафос революций 1830-х гг.

Образ Бригитты. Религиозная позиция как перспектива выхода из тупика, невозможная пока для Октава. Самопожертвование – единственная для него возможность остаться в границах нравственности.

Список литературы

Золя Э. Мюссе // Золя Э. Собр. соч.: В 26 т. Т. 25. М., 1966.

Моруа А. Альфред де Мюссе // Моруа А. Литературные портреты. М., 1970.

Сент-Бёв Ш. Альфред де Мюссе // Сент-Бёв Ш. Литературные портреты. Критические очерки. М., 1970

Шевякова Э. М. Семантическая структура романа Мюссе “Исповедь сына века” // Эстетика и творчество русских и зарубежных романтиков. Калинин, 1983.

АМЕРИКАНСКИЙ РОМАНТИЗМ

Зарождение американской национальной литературы после революции и провозглашения независимости на рубеже XVIII–XIX веков. Нативизм – художественное “открытие” континента. Экзотика индейцев, фронтира, “дальнего Запада” (ср. экзотика Востока для европейцев). Земля возможностей. Тема путешествий. “Американская мечта”.

Регионализм как важнейший фактор американской культуры. Новая Англия (Север), “средние штаты”, “черный пояс” (Юг). К середине XIX века обострение противоречий между демократическим промышленным Севером и аристократическим плантаторским Югом. Гражданская война 1861–1865 гг.

Отсутствие культурных традиций. Тесная связь с Европой и заимствование романтической идеи. Специфика романтического двоемирия в Америке – не конфронтация недостижимого идеала и низкой реальности, а вырождение идеала по ходу его осуществления. Экономические потрясения, политические конфликты конца 1830-х гг. Усиление аболиционистского движения (борьбы за отмену рабства негров). Творчество Г. Бичер-Стоу и ее роман “Хижина дяди Тома”.

Переориентация романтического сознания с освоения страны на познание нового человека, homo americanus.

Трансцендентализм (Р. У. Эмерсон, Г. Торо) как философия оптимизма, учение о “доверии к себе”. Человек наедине с природой в книге Г. Торо “Уолден, или Жизнь в лесу” (1854).

Поэты-“брамины”. Ориентация на сохранение традиций, устоев. Трактовка индейской темы в поэме Г. Лонгфелло “Песнь о Гайавате” (1855).

Список литературы

Боброва М. Н. Романтизм в американской литературе XIX века. М., 1972.

Николюкин А. Н. Американский романтизм и современность. М., 1968.

Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М., 1982.

Эстетика американского романтизма. М., 1977.

Джеймс Фенимор Купер (1789–1851)

Родоначальник американского романа во многих жанровых разновидностях: исторического (“Шпион”), морского (“Лоцман”), утопического (“Кратер”), сатирического (“Моникины”), социально-бытового (“Домой”, “Дома”). Публицистика: стремление восстановить в правах утраченные идеалы демократии, критика “плутократии”.

Три основные темы творчества: Война за независимость, море и фронтир. Разработка специфически национальной американской проблематики при сохранении ориентации на европейские образцы (В. Скотт). Мастерство Купера-пейзажиста. Функция детали в поэтике его романов.

Пенталогия о Кожаном Чулке (“Последний из могикан” и др.) Образ Натаниэля Бампо, белого человека, бегущего от цивилизации, не находящего себе места в обществе. Соединение философских идеалов просвещения, литературных и фольклорных традиций. Воплощение нравственного отношения к природе. Социально-историческая проблема конфликта между безжалостной цивилизацией и естественным состоянием человека в природе. Тлетворное влияние экспансии белых на индейские племена. Судьба Чингачгука. Отсутствие идеализации краснокожих. Трагизм образа Кожаного Чулка, невольно прокладывающего путь враждебному укладу жизни. Добровольное одиночество героя и его обреченность.

Популярность романов Купера в середине XIX века и ее падение к концу столетия. В. Г .Белинский об идейных достоинствах и М. Твен о художественных недостатках его романов.

Список литературы

Боброва М. Н. Джеймс Фенимор Купер. Саратов, 1967.

Шейнкер В. Н. Романы Купера о Кожаном Чулке и некоторые вопросы американского романтизма // Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та. 1968. Т. 427.

Вашингтон Ирвинг (1783–1859)

Раннее творчество. Связь с традицией просветительской сатиры XVIII века. Юмористический альманах “Сальмагунди” (1807–1808).Сатирическая аллегория в комической эпопее “История Нью-Йорка” (1809). Образ Дидриха Никербокера – плод литературной мистификации.

Конец 1810-х гг. – начало романтического периода творчества во время пребывания в Европе. Зависимость от идей европейской романтической культуры, особенно немецкой. Выход сборников новелл “Книга эскизов” (1819), “Брейсбридж-Холл” (1822), “Рассказы путешественника” (1824). Использование “бродячих”, в том числе фольклорных сюжетов европейской литературы, американизация популярных атрибутов европейского романтизма: “местный колорит”, поэтика крайностей, атмосфера зыбкой сказочной таинственности. Смешение серьезного с комическим, пародирование “готических” штампов (“Жених-призрак”, “Легенда о Сонной Лощине”).

Проблематика и поэтика рассказа “Рип Ван Винкль”. Герой как символ дореволюционной патриархальной Америки. Критическая оценка изменений в менталитете американцев, привлекательность прежнего безмятежного существования по сравнению с деловитостью и суетностью современной эпохи.

Арабо-мусульманская тематика сборника “Альгамбра” (1832). Серия поэтичных сказок на основе преданий юга Испании. Слияние бытового плана с условно-романтическим.

Список литературы

Мухамадеева Н. М. Эволюция творческого метода В. Ирвинга // Науч. тр. Кубан. гос. ун-та. 1977. Вып. 234.

Николаева Е. А. О дискредитации фантастического элемента в ранних новеллах В. Ирвинга // Взаимодействие жанра и метода в зарубежной литературе XVIII–XX веков. Воронеж, 1982.

Староверова Е. В. Литературная сказка в творчестве В. Ирвинга (“Альгамбра”) // Проблемы зарубежной реалистической прозы XIX–XX веков. Саратов, 1985.

Шейнкер В. Фольклорная традиция США и национальное своеобразие новелл В. Ирвинга // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX–XX веков. Иваново, 1982.

Натаниэль Готорн (1804–1864)

Пуританские традиции Новой Англии и противоречивое отношение к ним писателя. Историческая тематика ранних новелл 1830-х гг. (сборник “Дважды рассказанные истории”). Изображение, с одной стороны, фанатизма и жестокости в пуританских колониях (“Кроткий мальчик”, “Призыв Алисы Доун”, “Каменный человек”), с другой – суровых добродетелей пуритан, их героизма в противостоянии английской метрополии (“Седой заступник”, “Маскарад у генерала Хоу”). Двойственность нравственного видения эпохи, отражение светлых и темных сторон (“Эндикотт и красный крест”).

Вневременная, общечеловеческая и метафизическая проблематика в “пуританских” новеллах. Тема скверны, греха, тайной вины и раскаяния (“Молодой Браун”, “Черная вуаль священника”). Морализирование и дидактизм.

Новеллы 1840-х гг. – исследование психологии современного человека. Действие общих нравственных закономерностей в окружающем мире (сборник “Легенды старой усадьбы”). Увлечение Готорна трансцендентализмом и полемика с ним (“Родинка”). Тенденция к эссеистичности стиля, преобладание размышления над динамикой действия (“Уэйкфилд”). Фантастические и воображаемые эксперименты как основа сюжета.

Романное творчество Готорна. Эстетическое обоснование жанра в предисловии к роману “Дом о семи фронтонах”. Противопоставление romance и novel. Синтез основных мотивов творчества Готорна в романе “Алая буква” (1850). Проблема столкновения человека и общества. Историческое, нравоописательное, психологическое начала в романе. Соотношение вымысла и реальности. Эстетические идеи и композиционная функция вступительного очерка “Таможня”. Система персонажей. Роль детского образа (Пёрл). Символы и метафоры в романе.

Список литературы

Коренева М. М. Романтическая поэтика Готорна // Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М., 1982.

Головенченко А. Ф. Готорн-романтик: Проблематика. Поэтика: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 1994 (есть в библиотеке УрГУ).

Апенко Е. Развитие жанра романтической новеллы в творчестве Готорна // Национальная специфика произведений зарубежной литературы XIX–XX веков. Проблемы эстетики и поэтики. Иваново, 1985.

Березовская О. Н. Специфика историзма ранних новелл Готорна // Зарубежная литература. Проблема метода. Вып.1. Л., 1979.

Эдгар Аллан По (1809–1849)

Биография писателя. Приемные родители, воспитание на аристократическом Юге. Материальная зависимость, богемная жизнь, потери близких людей. Неуравновешенность, экзальтированность натуры при развитом рациональном начале.

Эстетические принципы Э. По. Установка на “тотальный эффект”, эмоционально-психологическое воздействие художественного произведения на читателя (статьи “Философия творчества”, “Поэтический принцип”). Предмет искусства – Красота, прекрасное и возвышенное. Первенствующая роль Разума в создании Красоты и “тотального эффекта”. Э. По как редкий пример романтика-рационалиста. Идея внутренней гармонии, пропорциональности частей произведения. Требование ограниченности объема. Функция воображения: принцип необычности, оригинальности.

Ритмико-музыкальное начало поэзии Э. По. Мотив “смерти прекрасной женщины” как основной в его лирике (“Аннабель Ли”, “Линор”, “Улялюм”, “Ворон”). Прием звукоподражания (“Колокола”). Тема поиска недостижимого идеала (“Эльдорадо”). Чувство меланхолии и обреченности.

Соединение эмоции и логики, фантастического и реально-бытового, страшного и комического как важнейшая особенность художественной манеры Э. По в прозе. Жанрово-тематическое многообразие его новеллистики. “Страшные” рассказы (“арабески”): “Падение дома Ашеров”, “Вильям Вильсон”, “Черный кот”, “Бес противоречия”, “Колодец и маятник” и др. Исследование крайних психологических состояний, “ужаса души”. Анализ различных форм кошмаров, гибели, пограничных между жизнью и смертью ситуаций. Гротескно-сатирические новеллы: “Черт на колокольне”, “Делец”, “Разговор с мумией”. Э. По как родоначальник детективного жанра: “Убийства на улице Морг”, “Похищенное письмо”, “Золотой жук”. Научный подход к предмету изображения в некоторых фантастических новеллах (“История с воздушным шаром”, “Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля”) как предвестие поэтики Ж. Верна и Г. Уэллса.

Судьба творческого наследия Э. По. Роль Ш. Бодлера, французских и русских символистов в его оценке.

Список литературы

Аллен Г. Эдгар По. М., 1987 (сер. ЖЗЛ).

Ковалев Ю. В. Эдгар Аллан По, новеллист и поэт. Л., 1984.

Венедиктова Т. Д. Поэтическое искусство США: современность и традиция. М., 1988. С. 37–42.

Шогенцукова Н. А. Опыт онтологической поэтики. М., 1995. С. 42–66.

Апенко Е. М. Романтизм и рационализм в эстетической системе Эдгара По // Литературные традиции в зарубежной литературе XIX–XX вв. Пермь, 1983.

Герман Мелвилл (1819–1891)

Бурная молодость: плавания на морских и китобойных судах, странствия по островам Полинезии. Первые морские и приключенческие романы на автобиографической основе: “Тайпи” (1846), “Ому” (1847), “Редберн” (1849), “Белый бушлат” (1850). Точное изображение морской жизни и символический план (“военный корабль как образ мира”).

Моби Дик, или Белый Кит” (1851) как романтический эпос, отражающий трагическую фазу современного сознания. Синтез социального, философского и “морского” романа. Перегруженность описательным материалом. Конкретика во вневременном измерении. “Моби Дик” как символистский роман. Сверхзадача автора: поиски во вселенной высших сил, ответственных за судьбу человека и общества, и их соотнесение с этическими категориями. Гносеология Мелвилла, главные персонажи как носители разных типов познающего сознания, от которых зависит значение основных символов (по Ю.Ковалеву). Субъективно-проецирующий тип познания капитана Ахава. Белый кит как воплощение мирового Зла. Титанизм и безумие Ахава. Измаил – протагонист автора, обладающий объективно-созерцательным типом сознания и потому наиболее адекватно трактующий символы. Моби Дик как символ Природы, Вселенной. Отсутствие нравственности в природе, ее враждебность человеку как трагический вывод философской линии романа.



Социальное измерение. Корабль “Пекод” с его многонациональной командой – символ Америки, страны иммигрантов. Его гибель в борьбе с неведомой бездушной силой (Моби Диком) – предощущение социальных катаклизмов, катастрофы гражданской войны 1860-х.

Развитие трагического мироощущения Мелвилла в малой прозе. “Писец Бартлби” (1856) как американская версия “подпо-льного человека”. Тема противостояния белой и черной рас, романтическая диалектика видимого–сущего, проблема зла как неотъемлемой части души человека в повести “Бенито Серено” (1856). Конфликт абсолютной и человеческой истин и библейские аллюзии в повести “Билли Бадд, фор-марсовый матрос” (1891).

Список литературы

Ковалев Ю. Герман Мелвилл и американский романтизм. М., 1972.

Зверев А. Мелвилл и ХХ век // Романтические традиции американской литературы XIX века и современность. М., 1982.

Шогенцукова Н. А. Опыт онтологической поэтики. М., 1995. С. 87–150.

Камышанов В. А. Кризис романтического метода и проблематика новеллистики Мелвилла // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 9, Филология. 1974. № 5.

Осипова Э. Загадка “Бартлби” // Зарубежная литература. Проблема метода. Л., 1984. Вып. 2.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

  1   2


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка