Учебно-методическое пособие по курсу «Практическая психология образования»



Сторінка1/24
Дата конвертації14.04.2016
Розмір6.06 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
ОВЧАРОВА РАИСА ВИКТОРОВНА, доктор психологических наук, профессор

Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. — М: ТЦ «Сфера», 2000. — 448 с. ISBN 5-89144-099-7

Учебно-методическое пособие по курсу «Практическая психология образования» для подготовки педагогов-пси­хологов (специальность — 024400) ориентирован на тех­нологические аспекты профессиональной деятельности психолога. Книга содержит следующие разделы: введение в специальность, технология основных направлений рабо­ты практического психолога, методика работы психолога с детьми разного возраста, технология психологической помощи детям группы риска; методика работы психолога с семьей и педагогическим коллективом учреждений образования.

Пособие содержит контрольные вопросы, темы семи­нарских занятий, задания для самостоятельной работы сту­дентов и слушателей курсов повышения квалификации, списки рекомендуемой литературы по каждой теме. Книга может быть использована психологами, учителями, соци­альными работниками и педагогами, руководителями уч­реждений образования.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие



Раздел I. Введение в специальность практического психолога

Глава 1. Стратегия психологической службы образования и основные направления работы практического психолога

1.1. Требования к личности психолога в системе образования

1.2. Примерные модели психолога и его профессиональной деятельности

1.3. Статусы практического психолога в системе образования

1.4. Организация работы практического психолога

1.5. Взаимодействие психолога и педагога в ситуации совместной деятельности

1.6. Содержание и формы работы психолога в учреждениях образования

1.7. Авторские модели психологической службы.....

1.8. Основные формы работы практического психолога..............................................................

Глава 2. Психодиагностика как основа практической деятельности психолога

2.1. Современное понятие психодиагностики

2.2. Процедуры и методы школьной психодиагностики

2.3. Получение психологической информации в работе психодиагноста и ее использование....



Глава 3. Психологическое консультирование в деятельности психолога образования

3.1. Общее представление о психологическом консультировании

3.2. Виды психологического консультирования, их специфика

3.3. Методика индивидуального психологического консультирования



Глава 4. Психокоррекция как направление деятельности психолога образования

4.1. Психологическая коррекция

4.2. Содержание и методы психокоррекционной работы

4.3. Специфика психокоррекционного процесса......

4.4. Основные формы психокоррекционной работы с детьми и подростками

Раздел II. Технология работы психолога с различными возрастными группами

Глава 1. Психологическая помощь детям дошкольного возраста...

1.1. Психологическое сопровождение естественного развития дошкольника

1.2. Коррекция аффективного поведения детей с помощью сюжетно-ролевых, режиссерских и творческих

игр


1.3. Коррекция межличностного взаимодействия в группах детского сада

Глава 2. Методика работы психолога с младшими школьниками

2.1. Младший школьник как объект психологической помощи

2.2. Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе

2.3. Мотивация учения и адаптация ребенка в школе

2.4. Коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников

2.5. Восстановление запущенного младшего школьника как субъекта учебной деятельности

2.6. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения

Глава 3. Технология работы психолога с подростками...

3.1. Психические новообразования и трудности подросткового возраста

3.2. Технология психологической работы с подростками в школе

3.3. Групповая психотерапия подростков при акцентуациях характера

3.4. Социально-психологический тренинг для подростков, имеющих коммуникативные проблемы

3.5. Психологическая помощь подросткам-инвалидам



Глава 4. Методика решения психологических проблем учащихся старших классов

4.1. Юность и ее психологические проблемы

4.2. Новая парадигма профессиональной консультации старшеклассников

4.3. Программа «Лидерство»

4.4. Методика интеллектуального оргдиалога при обучении старшеклассников общению

4.5. Тренинг личностного роста



Раздел III. Методика работы школьного психолога с детьми «группы риска» и детьми, пострадав­шими от насилия

Глава 1. Психологическая помощь детям в случаях социально-педагогической запущенности

1.1. Социально-педагогическая запущенность у детей

1.2. Особенности личности социально и педагогически запущенного ребенка

1.3. Комплексная экспресс-диагностика социально-педагогической запущенности детей

1.4. Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности учащихся.

Глава 2. Девиантное поведение детей и подростков в аспекте деятельности практического психолога

2.1. Адаптивное и отклоняющееся поведение

2.2. Причины и факторы девиантного поведения; помощь детям и подросткам с девиантным поведением

2.3. Установление контакта с девиантными детьми

2.4. Диагностика девиантного поведения

Глава 3. Нарушения поведения, их профилактика и коррекция

3.1. Психология агрессивного поведения

3.2. Коррекция агрессивных проявлений: общие принципы, направления, технология

3.3. Аутоагрессия и ее профилактика

3.4. Аддективное поведение как вид саморазрушения личности

3.5. Мишени психологической коррекции аддиктивного поведения



Глава 4. Технология психологической работы с детьми, пострадавшими от насилия

4.1. Дети и насилие. Основные понятия

4.2. Особенности оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от насилия

4.3. Психодиагностическая и консультативная работа с детьми и подростками, пострадав­шими от насилия

4.4. Психотерапия и психопрофилактика насилия

Раздел IV. Методика работы психолога с семьями учащихся

Глава 1. Основные психологические концепции воспитания родителей и задачи психолога .

1.1. Что такое «воспитание родителей»?

1.2. Основные концепции и модели воспитания родителей

1.3. Диагностика семьи и семейного воспитания



Глава 2. Основы семейного консультирования

2.1. Модели помощи современной семье

2.2. Техника семейного консультирования

Глава 3. Основы коррекционной работы с семьей

3.1. Родительские коррекционные группы

3.2. Методика семейной психотерапии

3.3. Методика семейной психотерапии при акцентуациях характера у подростков



Раздел V. Методика работы психолога с педколлекти­вом образовательного учреждения

Глава 1. Педколлектив и педагоги в аспекте психологической помощи

1.1. Особенности педколлектива, его диагностика и пути развития

1.2. Психологический портрет педагога в аспекте психологической помощи

Глава 2. Методы психологической помощи педагогу в решении проблем психической саморегуля­ции и личностного роста

2.1. Педагог как личность и профессионал

2.2. Методы гармонизации внутреннего мира педагога

2.3. Методы самоактуализации педагога

2.4. Методы активизации личностных регуля­торов профессионального роста педагога

Глава 3. Психолог и педагогическая экспертиза профессиональной компетентности педагогов

3.1. Профессиональная компетентность педагога

3.2. Психологические аспекты педагогической экспертизы профессиональной компетентности педагога

3.3. Анализ конкретных видов работы педагога с детьми



Глава 4. Психологические методы повышения профес­сиональной эффективности педагога

4.1. Методы формирования индивидуального стиля педагогической деятельности и педагогического общения

4.2. Методы разрешения педагогических конфликтов

ПРЕДИСЛОВИЕ

Развитие практической психологии в системе образова­ния, создание психологического обеспечения учебно-вос­питательного процесса в учреждениях образования связаны с насущными потребностями школы и, прежде всего, не­обходимостью ее гуманизации в широком смысле этого слова. Обращенность к личности ребенка, его индивидуальности потребовала разработки профессиональных способов психо­логического сопровождения растущей и формирующей лич­ности. С созданием психологической службы в системе обра­зования появилась потребность в подготовке педагогов-пси­хологов, ориентированных в профессиональной деятельности на проблематику, связанную с обучением и воспитанием детей.

До настоящего времени специфика подготовки практи­ческих психологов для учреждений образования была тако­ва, что, получив профессиональную информацию, специа­листы не всегда оказывались вооруженными методами ее конкретного, практического использования. Академическая психологическая подготовка доминировала. Последнее свя­зано с отсутствием либо слабой разработкой методических вопросов психологии в практической психологии как науке и ее малым опытом как практической деятельности. Многие технологические подходы в работе с детьми и подростками заимствованы из зарубежной психологии без их достаточ­ной апробации и модификации к российским социокуль­турным условиям. Их описание разбросано по многочислен­ным источникам, что делает их малодоступными для сис­темного использования как студентами, так и будущими психологами.

На настоящий момент существует единственный россий­ский учебник (Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М: ТЦ «Сфера», 1998), которым могли бы пользоваться студенты психологических факульте­тов, изучая такие дисциплины специализации, как «Введе­ние в профессию психолога», «Организация психологичес­кой службы в системе образования», «Методические про­блемы психологии», «Психология девиантного поведения», «Психология семьи» и др. Кроме того, не решен вопрос с примерными учебными программами, ориентирующими пре­подавателей и студентов в этих дисциплинах.

Большие затруднения практикующих психологов связа­ны также с технологическими аспектами их деятельности. Предлагаемое учебно-методическое пособие представляет пер­вую попытку комплексного решения рассматриваемой про­блемы. В нем прослеживается стремление автора описать тех­нологические аспекты практической работы психолога в системе образования, начиная с организации его труда, вза­имодействия с педколлективом и кончая конкретными ме­тодиками, применяемыми в работе с различными возраст­ными группами и в наиболее распространенных случаях. Технология практической деятельности психолога, представ­ленная в системе, дает начинающему специалисту целостную картину не только того, что делать, но и как делать. Учебное пособие апробировано автором на психологическом факуль­тете и в Центре переподготовки и повышения квалифика­ции работников образования Курганского государственного университета при чтении комплексного курса «Практическая психология образования».

Текст пособия снабжен необходимым методическим ап­паратом для студентов и преподавателей, включающим фраг­менты программы, изложенной в виде резюме в «Кратком содержании». Наименования отдельных параграфов и разде­лов соответствуют вопросам, рассматриваемым на учебных занятиях. В конце каждого параграфа имеются контрольные вопросы для самопроверки, задания для самостоятельной работы и списки рекомендуемой литературы.



Раздел I

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА



Глава 1

СТРАТЕГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

1.1. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

С приходом психолога в систему образования связаны определенные социальные ожидания. Формализм, заорганизованность, нивелирование индивидуальностей, внешнее стимулирование деятельности и поведения детей — лишь некоторые гримасы «бездетной» педагогики и функциональ­ной психологии, сделавшие лицо школы малопривлекатель­ным для ее обитателей. Психология и психолог пришли в детский сад или школу, чтобы сделать их более гуманны­ми, способствующими личностному росту каждого ребен­ка, педагога и руководителя. Поэтому совершенно оправ­данно в требованиях к личности психолога можно выделить следующие характеристики.

1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные спо­собности, быть проницательным, рассудительным, сво­бодомыслящим, скрупулезным аналитиком, эксперимен­татором.

2. Психолог социабелен, любит работать с людьми, радует­ся социальному признанию (одобрению), великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо за­поминает имена людей, любезен, тактичен, дипломати­чен в общении.

3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы лич­ности групповым интересам, совестливый, добросовест­ный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро ре­шает практические вопросы.

4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

Какие личностные проявления несовместимы с работой психолога? Это незрелость личности, низкая сила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, независимость мыс­ли, неумение решать свои проблемы, излишняя затормо­женность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность и чув­ство виновной ничтожности.

Конечно, эти требования абсолютизированы, трудно най­ти людей, у которых бы они органично сочетались. Поэтому данные требования нужно рассматривать как эталонные, ко­торые могут служить общим ориентиром.

Сегодня в школу пришли два типа психологов: интел­лектуальный и социабельный. К первому типу относятся рассудительные аналитики, независимые, оригинальные люди. У них преобладают теоретические навыки. Как прави­ло, это выпускники университетов, которые связывают свое будущее с научной деятельностью, а не с работой в школе Они не стремятся «снизойти» до практических забот шко­лы; к учителям и руководителям, прошедшим только пси­хологический ликбез, относятся в лучшем случае снисходи­тельно. Думается, что эту категорию можно было стимули­ровать через создание на базе школ, где они работают, проблемных лабораторий, экспериментальных площадок. Это способствовало бы повышению мотивации психолога к оп­лодотворению его научных поисков.

Другая категория психологов относится к социальному типу. Это люди, чертами характера которых являются стрем­ление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека. Они нуждаются в контактах, решают пробле­мы, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться, об­ладают хорошими вербальными способностями. Этот тип чаще всего встречается среди педагогов, пришедших на факультет практических психологов. Мотивами их пере­квалификации в большинстве случаев являются социальные мотивы, реже — неудовлетворенность педагогической дея­тельностью.

Ниже (табл. 1) приводится психограмма профессии пси­холога1.

Качества и навыки, которые рекомендуют развивать к себе японским школьникам, ориентированным на профессию психолога: логичность и независимость мышления, груп­повая работа, лидерство, межличностное общение, точность, изобретательность, внимательное отношение к людям.

Психограмма профессии (психолог)

Таблица 1

No

п/п


Личностные особенности, профессиональные умения


1

Внимание стремление понять позицию других

2

Дружелюбие, общительность

3

Способность стать лидером

4

Вежливость, обходительность

5

Руководство здравым смыслом, следование предписаниям

6

Жизнерадостность

7

Терпеливость, упорство

8

Большое чувство ответственности

9

Способность выполнять работу, полную разнообразия

10

Энтузиазм в трудовой деятельности

11

Тщательность действий

12

Схватывание новых идей, самостоятельность суждений

13

Аккуратность и последовательность в работе

14

Способность к планированию своего будущего

15

Способность к устным высказываниям

16

Хорошая память

17

Способность обучать других

18

Умение заботиться о больных

19

Умение заботиться о посторонних

Общие принципы и правила работы психолога

1. Профессиональная деятельность практического психолога характеризуется особой ответственностью перед клиента­ми, обследуемыми, испытуемыми.

2. В работе с клиентами психолог руководствуется принци­пом честности и искренности.

3. Работа практического психолога направлена на достиже­ние исключительно гуманных целей, предполагающих сня­тие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого человека.

4. Психолог строит свою работу на основе безусловного ува­жения достоинства и неприкосновенности личности, со­блюдает и активно защищает основополагающие челове­ческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека

5. Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в вы­боре психодиагностических и психокоррекционных ме­тодов, а также в своих выводах и рекомендациях.

6. Психолог не должен принимать участие в том, что ка­ким-то образом ограничивает человеческую свободу и развитие, физическую и психологическую неприкосно­венность. Наиболее тяжким нарушением профессиональ­ной этики является его личное содействие или непос­редственное участие в делах, наносящих вред человеку.

7. Психолог обязан информировать тех, кому он подчи­нен, а также свои профессиональные объединения о за­меченных им нарушениях прав человека другими лица­ми, о случаях негуманного обращения с людьми.

8. Психолог обязан оказывать только те услуги, для кото­рых он имеет необходимое образование и квалифика­цию.

9. В случаях вынужденного применения психодиагности­ческих или психокоррекционных (психотерапевтических) методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, пси­холог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях

10. Психолог не имеет права передавать психодиагностичес­кие, психокоррекционные и психотерапевтические ме­тодики для пользования некомпетентным лицам.

11. Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия про­фессионально не подготовленными людьми, предупреж­дать об этом тех, кто по незнанию пользуется услугами таких людей.

12. Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обсле­дование и консультирование клиента по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев, связанных с проведением медико-пси­хологической или судебно-психологической эксперти­зы, определенных законом

13. Данные индивидуального психологического обследова­ния психолог имеет право сообщать или передавать тре­тьим лицам лишь при согласии на это самих клиентов

14. Учителям, родителям, заменяющим их лицам, админис­трации учебно-воспитательных учреждений допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку,

15. Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными средствами ее получения или распростране­ния, психологи обязаны предупреждать людей о воз­можных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетент­ным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологи­ческую помощь.

16. Психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб людям.

17. Психолог не может давать таких обещаний клиентам, которые он не в состоянии выполнить.

18. Если обследование ребенка или психологическое вме­шательство осуществляется по требованиям другого лица: представителя органа образования, врача, судьи и др., психолог должен известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих.

19. Психолог несет профессиональную ответственность за хранение в тайне информации о клиентах, с которыми он работает.

20. Принцип не нанесения ущерба испытуемому требует от психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили испытуемому какой-либо вред его здоровью, состоянию или социаль­ному положению. Выполнение принципа регламентиру­ют правила отношения психолога с испытуемым, заказ­чиком и выбора адекватных методов исследования и об­щения.

21. Правило безопасности для испытуемого применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здо­ровья, состояния испытуемого, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкрет­ным согласованным задачам психологического исследо­вания.

22. Правило предупреждения неадекватных действий заказ­чика относительно испытуемого. Психолог таким обра­зом формулирует свои рекомендации, организует хра­нение, использование и презентацию результатов ис­следования, чтобы исключить их. применение вне тех

задач, которые были согласованы между психологом и заказчиком, чтобы не ухудшить положение испытуемо­го. Психолог информирует испытуемого о характере пе­редаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.

23. Принцип компетентности психолога требует от психо­лога браться за решение только тех вопросов, по кото­рым он профессионально осведомлен и для решения ко­торых владеет практическими методами работы и наде­лен соответствующими правами и полномочиями. Выполнение принципа обеспечивается правилами, рег­ламентирующими отношения психолога с заказчиком, испытуемым и результатами исследования.

24. Правило сотрудничества психолога и заказчика обязы­вает психолога уведомить заказчика о реальных возмож­ностях психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов о пределах своей компетентности и границе своих возможностей. Психолог должен сооб­щить заказчику о принципах и правилах психологичес­кой деятельности и получить согласие заказчика руко­водствоваться ими при использовании методов и средств психологического характера.

25. Правило профессионального общения психолога и ис­пытуемого предполагает владение методами психодиаг­ностической беседы, наблюдения и воздействия на та­ком уровне, который позволял бы максимально эффек­тивно решать поставленную задачу и поддерживать \ испытуемого чувство симпатии и доверия, удовлетворе­ния от общения с психологом, Выполнять психологичес­кую работу с больным клиентом психолог может толь­ко по согласованию с лечащим врачом или при наличии у него специализации по медицинской психологии.

26. Правило обоснованности результатов исследования обя­зывает психолога формулировать результаты исследова­ния в терминах и понятиях, принятых в психологичес­кой науке, подтверждать свои выводы предъявлением первичных материалов исследования и данными математико-статистической обработки.

27. Принцип беспристрастности психолога не допускает пред­взятого отношения к испытуемому, формулирования выводов и осуществления действий психологического ха­рактера, противоречащих научным данным, какое бы субъективное впечатление ни производил он своим ви­дом, юридическим или социальным статусом, какое бы ни было отношение заказчика к испытуемому. Принцип выполняется, если выполняются правила, регламенти­рующие влияние на результаты исследования личности самого испытуемого, психолога и заказчика.

28. Принцип конфиденциальности деятельности психолога означает, что материал, полученный психологом в про­цессе его работы с испытуемым на основе доверитель­ных отношений, не подлежит сознательному или слу­чайному разглашению вне согласованных условий и дол­жен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку. Принцип реали­зуется в том случае, если процесс обмена психологичес­кой информацией регламентируется соответствующими правилами.

29 Правило кодирования сведений психологического харак­тера обязывает психолога на всех материалах психологи­ческого характера использовать не имена и фамилии ис­пытуемых, а их коды. Документ-дешифратор заполняет­ся в единственном экземпляре и хранится у психолога в недоступном для посторонних лиц месте.

30. Правило контролируемого хранения сведений психоло­гического характера предусматривает предварительное со­гласование с заказчиком списка лиц, получающих дос­туп к материалам, место и условия их хранения, сроки хранения и уничтожения.

31. Правило корректного использования сведений психоло­гического характера позволяет психологу достичь согла­шения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать. Не­обходимо создать условия для выполнения этого согла­шения. Сведения психологического характера об испы­туемом ни в коем случае не должны подлежать открыто­му обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

32. Принцип осведомленного согласия требует, чтобы пси­холог, заказчик и испытуемый были извещены об эти­ческих принципах и правилах психологической деятель­ности, ее целях, средствах и предполагаемых результа­тах и принимали в ней добровольное участие. Практическая психология как профессиональная деятель­ность начинает зарождаться в массовом масштабе и поэтому обостряет до предела проблему обоснованности воздействия одного человека на другого, границу профессиональных возможностей психолога.

Гранью, где смыкаются вопросы профессиональной и практической этики, является осуществление профессио­нального долга. Профессиональный долг требует от психо­лога действия, практическая этика определяет глубину воз­действия на другого человека, а профессия диктует приня­тие ограничений на собственные действия: «Я как психолог должен принять решение об оказании помощи, но я вижу (понимаю, знаю), что этому человеку я не смогу помочь, так как он не примет моей помощи, я должен отказаться от работы с ним, так как я не обладаю для этого необходимы­ми профессиональными средствами (Абрамова Г.С, 1997).

Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на пережива­нии чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.

Это делает профессию психолога одним из немногих ви­дов социальной активности, где обобщенные идеи о ценно­сти человека предельно конкретизируются и персонифици­руются в его словах и действиях, направленных на другого человека. В известном смысле психолог создает своими про­фессиональными действиями образ другого для тех людей, с которыми он работает, выполняя тем самым важную со­циальную задачу.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка