Учебно-методический комплекс специальность: 030301. 65 (020400) Психология Калининград 2010



Скачати 334.27 Kb.
Дата конвертації14.04.2016
Розмір334.27 Kb.
ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» В г.КАЛИНИНГРАДЕ



СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Специальность: 030301.65 (020400) – Психология

Калининград

2010

Социальная психология личности: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Баркаева И.Л., Калининград, 2010.

УМК рассмотрен и одобрен на заседании кафедры психологии,

протокол № 1 от 26.08.10.

УМК утвержден на заседании Совета филиала,

протокол №1 от 07.09.2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дисциплины «Социальная психология личности» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности «Психология».

Цель курса: систематизировать изложение теоретических и практических проблем психологии изучения личности; представить личность, особенности ее общения и поведения.

Задачи курса:

- представить личность как социальное качество, появляющееся на определенных этапах его развития;

- представить компоненты личности; механизмы ее социализации; этапы развития;

- изучить качества, свойства личности, особенности ее поведения, оказывающие влияние на жизнедеятельность личности в социуме;

-рассмотреть вопросы формирования личности, ее поведения, стратегии взаимодействия, социально-психологические характеристики;

- ознакомить с проблемами становления индивидуальности, подходами к изучению личности;

- дать представление о системных принципах диагностики личности;

- помочь студентам в их социальном и личностном самоопределении.

Курс рассматривается как важная часть подготовки специалистов по данному направлению высшего профессионального образования.

После изучения дисциплины студенты должны знать:

- основные зарубежные и отечественные теории личности и подходы к ее изучению;

- структуру личности, принципы развития;

- выделять основные методологические принципы психологической науки;

- персонологию и общую психологию личности;

- принципы социализации и индивидуализации личности;

- множественность определений личности как отражение многомерности феномена;

- психологические теории личности и критерии ее оценки.

Студенты должны уметь:

- оперировать понятиями: индивид, личность, индивидуальность, субъект познания, общения, деятельности;

- создавать модели исследования личности.



Виды занятий и методы обучения

Общее количество часов – 120.



Теоретические занятия проводятся в группе. Семинарские занятия организуются в группе. Используются следующие формы занятий: сообщения, доклады, дискуссии и т.д.

На семинарских занятиях по дисциплине применяются следующие методы обучения: беседа, дискуссия, опрос.



Самостоятельная работа студентов заключается в изучении справочной, специальной литературы, в работе с библиотечным фондом, в подготовке к семинарским занятиям, в написании курсовой работы.

Объем самостоятельной работы студентов для дисциплины составляет – 104 часа, а также написание курсовой работы 36 часов.



Формы контроля

Итоговой формой контроля учебным планом предусмотрен экзамен. Студенты заочного отделения выполняют курсовую работу.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п


Наименование темы

Общее количество часов

Количество аудиторных часов

Кол-во часов на самост. работу

Лек-ции

Практ

занят.


Всего

Раздел I. Генезис форм взаимодействия живого мира. Личность

1.

Понятие личности, ее формирова- ние. Структура личности

10

2




2

8

2.

Организм и среда

6

0




0

6

3.

Индивидные и субъектные свой-

ства личности



10

2




2

8

4.

Социокультурная действительность

6

0




0

6

5.

Интегральные личностные свойст-

ва: характер, направленность



6


0




0

6

6.

Самосознание и жизненный путь

личности. Этапы развития личности



10


2




2

8

Раздел II. Организация психической жизни в соответствии с формой рефлексии

о душевных проявлениях. Индивидуальность

7.

Путь к реальности в различных способах рефлексии о душе и мире

6


0




0


6


8.

Миф, философия, наука как различ-

ные формы организации консенсу-

сной реальности


6

0




0

6

9.

Понятие индивидуальности. Теории

и структура индивидуальности.

Жизненный путь человека и его

Индивидуальность



10

2




2

8

Раздел III. Современные методы работы с личностью в различных

теоретических парадигмах

10.

Норма и патология развития человека с точки зрения

современной психологии



10

0




0

10

11.

Генетические концепции

10

0




0

10

12.

Феноменологические концепции

10

0




0

10

13.

Основные различия между психотехникой и психотерапией

4

0




0

4

Раздел IV. Практическая часть

14.

Тренинг индивидуального

определения личности



4

0

2

2

2

15.

Диагностика интеллектуальных и

творческих способностей



4

0

2

2

2

16.

Диагностика ценностей,

нравственного уровня личности



4

0

2

2

2

17.

Психотехническое освоение индиви

дуальной психической реальности



4

0

2

2

2




ИТОГО

120

8

8

16

104

18.

Курсовая работа













36




ИТОГО

156










140























Содержание курса
Раздел I. Генезис форм взаимодействия живого мира. Личность
Тема 1. Понятие личности. Формирование личности. Структура личности

Понятие личности. Структура личности в психологии. Подход Б. Ананьева к процессу становления личности человека. Сознание и самосознание как новообразования этапов развития человека. Сущность рефлексии. Социализация и индивидуализация личности. Общественные отношения как основание свойств личности.



Тема 2. Организм и среда

Психическое как феномен взаимодействия живого и окружающей среды. Контакт с внутренней ситуацией, проявлениями внешнего мира, проявления адаптационной активности. Адаптивное поведение в соответствии с уровнем организации нервной системы. Тропизмы, таксисы, рефлексы. Раздражение- реакция. Инстинкт, сигнал – адаптивное поведение. Интерес как функциональное проявление потребности организма и наличия в среде возможности удовлетворения этой потребности.



Тема 3. Индивидные и субъектные свойства личности

Личность и биологическая детерминация. Структура человека как индивида. Превичные и вторичные свойства индивида, их становление (онтогенез). Темперамент как индивидное свойство личности. Связь темперамента с основными свойствами личности. Темперамент и общая активность, эмоциональность (импульсивность, впечатлительность, тревожность), психомоторная активность. Темперамент как эмоциональная основа характера. Темперамент и особенности поведения человека, поступки.

Проблема деятельности в психологии личности. Эмпирические характеристики человека как субъекта деятельности, познания, общения. Субъектные свойства личности – способности. Задатки, способности, одаренность личности. Особенности становления способностей – человек как субъект развития личностного потенциала. Жизненный путь человека как реализация ресурсов. Интеллект и креативность личности.

Тема 4. Социокультурная действительность

Понятие метакоммуникации. Возможность знания как выхода в метакоммуникацию. Феномен сознания. Контекст расшифровки знака как основной признак и принцип образования консенсусной реальности. Структура знаков как карта реальности. Миф как первая карта реальности. Личный интерес в карте культурно-социальных отношений. Эго как причина и следствие освоения культурно-социальной реальности. Принцип реальности в возникновении самосознания.



Тема 5. Интегральные личностные свойства: характер, направленность

Понятие характера. Характер в общей структуре личности. Черты характера и другие свойства личности. Личностные диспозиции как предрасположенность к определенному поведению. Понятия «нормального характера» и патологии характера через взаимосвязь личности и ситуации. Типологии характера. Акцентуации характера. Формирование характера. Направленность личности. Формирование направленности. Склонности, интересы, структура мотивации личности. Потребности личности. Мировоззрение как выражение направленности личности. Категории свободы и ответственности как феномены рефлексии. Становление морального сознания личности.



Тема 6. Самосознание и жизненный путь личности. Этапы развития личности

Самосознание человека. Сознание и самосознание. Критерии формирования самосознания: выделение себя из окружающей среды, рефлексия в отношении деятельности, осознание себя через другого, моральная оценка себя. Этапы развития самосознания. Структура самосознания: самопознание, самоотношение, саморегуляция. Понятие «Я» человека: экзистенциальное, психологическое, социальное, физическое.

Я-концепция личности. Самооценка, самоуважение, чувство собственного достоинства.
Раздел II. Организация психической жизни в соответствии с формой рефлексии о душевных проявлениях. Индивидуальность
Тема 7. Путь к реальности в различных способах рефлексии о душе и мире

Тип индивидуального сознания, соответствующий рефлексии (особенности формирования ЭГО). Идея индивидуального развития и устойчивого существования как возможности выхода в метакоммуникативную позицию (в соответствии с формой рефлексии).



Тема 8. Миф, философия, наука как различные формы организации консенсусной реальности

Миф. Организация психической жизни человека посредством мифологических представлений. Организация бытия. Пространство и время. путь к предметам. Понятие мифологического конструирования реальности.

Философия. Возможность индивидуального сознания. Путь к очевидности (теория познания). Уровни реализации связи человека и мира, три формы души (Аристотель). Мораль как видение истины. Сократ – отношения целей и ценностей. Универсалии- форма, материя-принцип индивидуации. Субстанции души и тела, осознанность как критерий душевного переживания, истина – видение очевидного. Уровни познания, структура личности. Новое время. Постановка проблемы индивидуальности.

Наука. Объективное знание как критерий реальности. Психология. Аксиологическая составляющая объективного знания.


Тема 9. Понятие индивидуальности. Теории и структура индивидуальности. Жизненный путь человека и его индивидуальность

Категория индивидуальности. Индивидуальность как интегральная целостность. Подходы к пониманию индивидуальности. Предпосылки развития индивидуальности. Переход от развития к саморазвитию человека. Индивидуальное становление человека по Б. Ананьеву. Теория интегральной индивидуальности В. Мерлина. Структура индивидуальности по Ганзену. Жизненный путь человека. Жизненное пространство личности. Временное пространство. Психологический возраст. Человек как автор своей жизни. Внутренний мир личности и индивидуальность. Этапы развития индивидуальности. Внутренний и внешний локус оценивания, регуляции, познания. Духовное измерение личности: смысл жизни, свобода и ответственность, одиночество, творчество как акт самореализации.


Раздел III. Современные методы работы с личностью в различных

теоретических парадигмах
Тема 10. Норма и патология развития человека с точки зрения современной психологии

Понятие нормы. Внешняя оценка (адаптация к условиям социума). Норма как возможность и способность самостоятельного регулирования своей жизненной ситуации. Мотивация и детерминация (идеи ответственности, опоры на себя, конгруэнтности. Открытость опыту).



Тема 11. Генетические концепции

Психоанализ. Природа бессознательного. Проблематика Эго З. Фрейда как вопрос ориентации в реальности или проявления организмических интересов в реальности речемыслительной действительности контекста. Стадии развития личности. Структура бессознательного. Принцип реальности. Психические защиты как нарушения организмического регулирования активности организма в процессе усвоения речемыслительного способа организации поведения. Процесс терапии: форма, цель, средства. Психодинамика. Ид, Эго, Эго-идеал, Супер-Эго. Понятие характера. В. Райх –телесность либидо. Л. Лоуэн –аналитическая биоэнергетическая концепция. Э. Эриксон – полный жизненный цикл. Аналитическая психология. Уровни протекания бессознательных процессов. Индивидуальное и коллективное. Понятие комплекса. Архетипы бессознательного. Процесс индивидуации. Эго и Самость. Норма и патология развития человека. Психологические типы. Особенности психотехнической работы в рамках генетических концепций. Ассоциативный тест, анализ сновидений, коллективное бессознательное.



Тема 12. Феноменологические концепции

К. Левин. Теория поля. Психика как контактная граница по Ф. Перлзу (здесь и теперь). Восприятие, сознавание, отношение. Опора на себя, экзистенциальный выбор. Возможность опоры на себя в организации речемыслительных контекстов посредством экзистенциального выбора. Механизм слияния по Ф. Перлзу как отказ от опоры на себя. Экзистенциальный выбор как принцип саморегуляции в речемыслительной действительности. Способы ухода от сознавания. Невротические механизмы как нарушения на контактной границе. Суггестивная динамическая парадигма психики. Теория игр Э. Берна. Проблематика «другого» как равнозначного мне. «Взрослый» как определитель личных контекстов. Игры как уход от ответственности. Основные подходы к психотехнике в рамках феноменологических концепций.



Тема 13. Основные различия между психотехникой и психотерапией

Системы ценностей. Особенности постановки задач. Формулирование проблематики. Психотехническое освоение индивидуальной психической реальности.

Психотехнический блок. Работа с внешней и внутренней экспрессией. Сознавание, переживание, выражение. Конгруэнтность.

Экзистенциальные слои жизни. Уровень существования. Цели и ценности. Возможность изменения.

Работа с индивидуальным временем: измененные состояния сознания и научение. Жизнь вл времени. Ритмы и циклы времени. Ритмы естественные и искусственные. «Свои» и «чужие». Личное место во внешних ритмах. Начало и конец цикла. Процедуры и формы перехода. Циклы внешние и внутренние, естественные и искусственные.

Ткань жизни. События, желания, привычки, поступки, сновидения. Техника и практика консультационного интервью.

Общение с бессознательным. Бессознательная детерминация, сознательная мотивация. Выслушать всех. Проблемы самоприятия.
Раздел IV. Практическая часть
Тема 14. Тренинг индивидуального определения личности


  1. Стратегии поведения в процессе социальной деятельности

  2. Коммуникативная компетентность и психотехника самоопределения личности

  3. Психотехника установления контакта, убеждающего воздействия, снятия эмоциональных напряжений.

Литература

Батаршев А.В. психология личности и общения. – М.: Владос, 2004

Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пособие для вузов. –М.: Высшая школа, 2003

Берч П. Трненинг . –СПб.: Нева ИД, 2003

Биик Дж. Тренинг преодоления социофобии: руководство по самопомощи. – М.: Ин-т психотерапии, 2003

Биркенбиль Коммуникативный тренинг. Наука общения для всех. – М.: Фаир-Пресс, 2002


Тема 15. Диагностика интеллектуальных и творческих способностей

  1. Диагностика интеллектуальных способностей

  2. Психодиагностика творческих способностей

  3. Психодиагностика общей креативности

  4. Личность и творчество. Особенности творческой личности и условия ее развития

Литература

Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: Искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – СПБ.: Речь, 2004

Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия: Теория, методика, практика. – СПБ.: Речь, 2004

Гурова Л.Л. психология мышления. – М.: Пер. Сэ, 2005



Тема 16. Диагностика ценностей, нравственного уровня личности

1.Диагностика ценностных ориентаций личности: терминальные и инструментальные ценности



  1. Особенности психотерапевтической работы с ценностями клиента

  2. Специфика экзистенциальных потребностей и их диагностика

  3. Диагностика уровня морального сознания методом гипотетических моральных дилемм

  4. Особенности психотерапевтической работы с людьми различных уровней личностной и экзистенциальной рефлексии

Литература

Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Межличностные отношения. Психологический практикум. Методические рекомендации. – СПБ.: Речь, 2003

Дикманн Х. Методы в аналитической психологии. – М.: ЦГЛ «РОН», 2001

Добротворский И.Л. Новые технологии победы. Как по-настоящему достичь успеха: Практическое руководство. Бизнес и успех. – М.: Рипол Классик, 2003

Добротворский И.Л, Школа совершенствования. Как зацепиться за успех. – М.: АиФ-Принт, 2003

Тема 17. Психотехническое освоение индивидуальной психической реальности


  1. Психотерапия и психотехника

  2. Теории индивидуальности: психофизиологическая, социально-психологическая, теория интегральной индивидуальности

Аналитическая психология. Работа с персоной и тенью. Творческое воображение, анализ и работа со сновидениями. Аспекты работы со сновидящим телом А. Минделл.

Терапия, центрированная на клиенте. Уровни групповой и личностной динамики. Условие ценности и концепция принятия.

Э. Берн. Роли, коммуникативные позиции и Эго-состояния. Концепция игры и скрипта. Ролевой сценарий как проявление характера.

Гештальтсеминар. Здесь и теперь. Проблемы сознавания. Удвоение сознавания. Переживание опыта. Оценка, долженствования, думание. Поддерживающие и фркстрирующие техники усиления контакта. Работа с полярностями. Невротические механизмы, аспекты формирования «своего» гештальта. «Дыры» личности.



Литература

Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: Пер. с англ. –М.: Фаир-Пресс, 2002

Берн Э. Люди, которые играют в игры. – М.: Эксмо-Пресс, 2004

Берн Э. Что вы говорите после того, как сказали «привет». Психология человеческой судьбы. – М.: Рипол Классик, 2004

Бреслав Г. М, психология эмоций: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2004

Гиппенрейтер Ю.Б. психология индивидуальных различий: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЧеРо, 2002


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ




п/п

Тема

Задания

Кол-во

часов

Вид

контроля

1.

Понятие личности, ее формирование. Структура личности

Понятие личности. Структура личности в психологии. Понятия: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность по Б. Ананьеву

Критерии формирования человека как личности

Структура личности,

ее типология.

Система отношений: статус, социальные роли личности


8

Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

темы


2.

Организм и среда

Психическое как феномен взаимодействия живого и окружающей среды. Адаптивное поведение в соответствии с уровнем организации нервной системы. Тропизмы, таксисы, рефлексы.

6

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

темы



3.

Индивидные и субъектные свойства личности


Структура человека как индивида. Темперамент как индивидное свойство личности. Проблема деятельности в психологии личности. Эмпирические характеристики человека как субъекта деятельности, познания, общения. Субъектные свойства личности – способности, задатки, способности. Интеллект и креативность личности.


8

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

темы


4.

Социокультурная действительность


Понятие метакоммуникации. Феномен сознания. Контекст расшифровки знака как основной признак и принцип образования консенсусной реальности. Структура знаков как карта реальности. Эго как причина и следствие освоения культурно-социальной реальности. Принцип реальности в возникновении самосознания

6

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

темы


5.

Интегральные личностные свойства: характер, направленность


Понятие характера. Характер в общей структуре личности. Типологии характера. Акцентуации характера. Формирование характера. Направленность личности. Формирование направленности. Склонности, интересы, структура мотивации личности. Потребности личности. Мировоззрение как выражение направленности личности. Становление морального сознания личности.

6

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

темы



6.

Самосознание и жизненный путь личности. Этапы развития личности


Самосознание человека. Сознание и самосознание. Критерии формирования самосознания: выделение себя из окружающей среды, рефлексия в отношении деятельности, осознание себя через другого, моральная оценка себя. Этапы развития самосознания. Структура самосознания: самопознание, самоотношение, саморегуляция.

Я-концепция личности.



8

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

конспектов


7.

Путь к реальности в различных способах рефлексии о душе и мире


Тип индивидуального сознания, соответствующий рефлексии (особенности формирования ЭГО). Идея индивидуального развития и устойчивого существования как возможности выхода в метакоммуникативную позицию

6

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

изученных темы



8.

Миф, философия, наука как различные формы организации консенсусной реальности


Миф. Организация психической жизни человека посредством мифологических представлений.

Философия. Возможность индивидуального сознания. Путь к очевидности (теория познания). Мораль как видение истины. Сократ – отношения целей и ценностей. Уровни познания, структура личности. Новое время. Постановка проблемы индивидуальности.

Наука. Объективное знание как критерий реальности. Психология. Аксиологическая составляющая объективного знания.


6

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

темы


9.

Понятие индивидуальности. Теории и структура индивидуальности. Жизненный путь человека и его индивидуальность


Категория индивидуальности. Индивидуальность как интегральная целостность. Предпосылки развития индивидуальности. Индивидуальное становление человека по Б. Ананьеву. Теория интегральной индивидуальности В. Мерлина. Структура индивидуальности по Ганзену. Жизненное пространство личности. Психологический возраст. Внутренний мир личности и индивидуальность. Этапы развития индивидуальности. Внутренний и внешний локус оценивания, регуляции, познания. Духовное измерение личности: смысл жизни, свобода и ответственность, одиночество, творчество как акт самореализации.

8

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

изученных темы



10.

Норма и патология развития человека с точки зрения современной психологии


Понятие нормы. Внешняя оценка (адаптация к условиям социума). Норма как возможность и способность самостоятельного регулирования своей жизненной ситуации. Мотивация и детерминация (идеи ответственности, опоры на себя, конгруэнтности. Открытость опыту)

10

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

темы


11.

Генетические концепции


Психоанализ. Природа бессознательного. Стадии развития личности. Структура бессознательного. Принцип реальности. Психические защиты как нарушения организмического регулирования активности организма в процессе усвоения речемыслительного способа организации поведения. Процесс терапии: форма, цель, средства. Психодинамика. Ид, Эго, Эго-идеал, Супер-Эго. Понятие характера. В. Райх –телесность либидо. Л. Лоуэн –аналитическая биоэнергетическая концепция. Э. Эриксон – полный жизненный цикл. Аналитическая психология. Уровни протекания бессознательных процессов. Индивидуальное и коллективное. Понятие комплекса. Архетипы бессознательного. Процесс индивидуации. Норма и патология развития человека. Психологические типы. Ассоциативный тест, анализ сновидений, коллективное бессознательное.

10

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

темы


12.

Феноменологические концепции


К. Левин. Теория поля. Психика как контактная граница по Ф. Перлзу (здесь и теперь). Опора на себя, экзистенциальный выбор. Экзистенциальный выбор как принцип саморегуляции в речемыслительной действительности. Невротические механизмы как нарушения на контактной границе. Суггестивная динамическая парадигма психики. Теория игр Э. Берна. Проблематика «другого» как равнозначного мне. Игры как уход от ответственности. Основные подходы к психотехнике в рамках феноменологических концепций.

10

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

изученной темы




13.

Основные различия между психотехникой и психотерапией


Системы ценностей. Формулирование проблематики. Психотехническое освоение индиви- дуальной психической реальности.

Психотехнический блок. Работа с внешней и внутренней экспрессией. Сознавание, переживание, выражение.

Экзистенциальные слои жизни. Цели и ценности. Работа с индивидуальным временем: измененные состояния сознания и научение. Ритмы и циклы времени. Ритмы естественные и искусственные. Ткань жизни. Техника и практика консультации онного интервью.

Бессознательная детерминация, созна- тельная мотивация. Выслушать всех. Проблемы самоприятия.



4

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

Темы. Подготовка к практическим

занятиям


14.

Тренинг индивидуального определения личности


Стратегии поведения в процессе социальной деятельности.

Коммуникативная компетентность и психотехника самоопределения личности.

Психотехника установления контакта, убеждающего воздействия, снятия эмоциональных напряжений


2

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

темы


15.

Диагностика интеллектуальных и творческих способностей


Диагностика интеллектуальных способностей.

Психодиагностика творческих способностей.

Психодиагностика общей креативности.

Личность и творчество. Особенности творческой личности и условия ее развития



2

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

изученных темы



16.

Диагностика ценностей, нравственного уровня личности


Диагностика ценностных ориентаций личности: терминальные и инструментальные ценности

Особенности психотерапевтической работы с ценностями клиента

Специфика экзистенциальных потребностей и их диагностика

Диагностика уровня морального сознания методом гипотетических моральных дилемм

Особенности психотерапевтической работы с людьми различных уровней личностной и экзистенциальной рефлексии


2

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

изученных темы



17.

Психотехническое освоение индивидуальной психической реальности


Психотерапия и психотехника

Теории индивидуальности: психофизиологическая, социально-психологическая, теория интегральной индивидуальности

Аналитическая психология. Работа с персоной и тенью. Творческое воображение, анализ и работа со сновидениями. Аспекты работы со сновидящим телом А. Минделл.

Терапия, центрированная на клиенте. Уровни групповой и личностной динамики. Условие ценности и концепция принятия.

Э. Берн. Роли, коммуникативные позиции и Эго-состояния. Концепция игры и скрипта. Ролевой сценарий как проявление характера.

Гештальтсеминар. Здесь и теперь. Проблемы сознавания. Удвоение сознавания. Переживание опыта. Оценка, долженствования, думание. Поддерживающие и фркстрирующие техники усиления контакта. Работа с полярностями. Невротические механизмы, аспекты формирования «своего» гештальта. «Дыры» личности.



2

Изучение учебной,

справочной, научно-методической литературы.

Конспектирование

изученной темы.

Подготовка к

написанию

курсовой работы




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Подготовка современного специалиста предполагает, что еще в стенах института он овладеет методологией самообразования, самовоспитания, самосовершенствования, поэтому так важна проблема активизации самостоятельной работы.

С целью организации данного вида работы необходимо в первую очередь использовать материал лекционных и практических занятий. Лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием производится студентами на семинарских занятиях после работы с учебными пособиями, монографиями и периодическими изданиями.

Основная часть времени отводится на знакомство с литературными источниками, которые предлагаются к изучению, работу библиотечных фондах вуза и города, а также освоение электронных источников информации.

Конспектируя наиболее важные вопросы, имеющие научно-практическую значимость, новизну, актуальность, делая выводы, заключения, высказывая практические замечания, выдвигая различные положения, гипотезы, студенты глубже понимают вопросы курса.

Обеспечение высокой профессиональной подготовки во многом зависит от способности студента работать самостоятельно. Самостоятельная работа формирует творческую поисковую активность студентов, представление о своих научных и социальных возможностях, а также способность выделять главное, развивает и совершенствует логическое мышление.

Подготовка к практическим занятиям осуществляется в соответствии с планом занятия, в котором дается список литературы.



Для успешной сдачи экзамена необходимо изучить теоретическую часть курса, научиться применять теоретические знания в практической профессиональной деятельности, практическом выполнении творческих заданий, для анализа явлений с точки зрения социальной психологии личности, а также для написания курсовой работы.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Социальная психология личности: объект, предмет исследования, связь с другими дисциплинами

  2. Понятие «личность» в психологии. Критерии определения уровня зрелости личности

  3. Основные теории личности

  4. Соотношение понятий: индивид, субъект деятельности – личность –индивидуальность. Концепция Б. Ананьева

  5. Теоретический подход структуры личности К. Платонова

  6. Механизмы и условия социализации личности

  7. Развитие самосознания личности

  8. Личностная и социальная идентичность

  9. Теории и концепции развития личности в зарубежной психологии

  10. Концепция Л. Колберга

  11. Теории развития личности: интенциональный подход Ш. Бюлер

  12. Взаимосвязь психического развития личности и ее основной деятельности

  13. Виды ведущей деятельности

  14. Социальное поведение личности: установки, ценностные ориентации

  15. Социальное поведение личности: концепция В.А. Ядова

  16. Структура и механизм социальной перцепции

  17. Механизмы социальной перцепции: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация личности

  18. Механизмы социальной перцепции: социальная рефлексия, имидж личности, стереотип

  19. Методы изучения личности

  20. Социальный потенциал зрелой личности

  21. Возрастные кризисы личности

  22. Цели личности и уровень притязания. Мотивация достижения успеха

  23. Самооценка личности

  24. Психологическая защита личности. Основные виды

  25. Самоактуализация личности. Условия самоактуализации

  26. Мотивы и потребности личности

  27. Личность и роль. Ролевое поведение

  28. Особенности формирования личности в разные возрастные периоды

  29. Индивидуально-психологические особенности личности

  30. Понятие о темпераменте. Роль темперамента в психике и поведении личности

  31. Понятие «характер личности». Акцентуации характера

  32. Способности личности. Способности и деятельность личности

  33. Личность и творчество. Особенности творческой личности

  34. Феномены группового влияния

  35. Теории лидерства. Типы лидеров

  36. Способы коммуникации: вербальная коммуникация

  37. Экспрессия личности. Невербальная коммуникация

  38. Понятие конфликта. Типы конфликтов. Источники конфликтов

  39. Структура конфликта. Стратегии взаимодействия в конфликтах

  40. Отклоняющееся поведение. Виды отклоняющегося поведения

  41. Биологические факторы отклоняющегося поведения личности

  42. Социальные факторы отклоняющегося поведения личности

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ



  1. Социальное восприятие мира

  2. Личность: познание собственного «Я»

  3. Истоки застенчивости и отчужденности личности

  4. Формирование социогенных потребностей личности

  5. Способности и одаренность личности

  6. Предрассудки: социально-психологический анализ

  7. Психофизиологические механизмы эмоций

  8. Возрастные особенности самосознания

  9. Экстравертированность и эффективное общение

  10. Эмпатия личности

  11. Личность и культура: социально-психологический анализ

  12. Социально-психологический феномен лидерства

  13. Личностная и социальная идентичность

  14. Психологические кризисы личности

  15. Этническая идентификация

  16. Роль языка в формировании этнической идентификации

  17. Психология доверительного поведения личности

  18. Социализация личности как социально-психологический феномен

  19. Профессиональная идентичность личности

  20. «Установка» в сфере пропаганды и рекламы

  21. Психологические особенности уверенной в себе личности

  22. Социальное взаимодействие и взаимоотношения

  23. Средства и способы манипулирования людьми в общении

  24. Стратегии взаимодействия личности в конфликте

  25. Отклоняющееся поведение как форма дезадаптации личности

  26. Психологическое здоровье личности

  27. Психологические особенности уверенной в себе личности

  28. Авторитет личности: основные направления изучения в психологии

  29. Механизмы социальной перцепции

  30. Альтруизм: социально-психологический анализ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
КУРСОВЫХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом в свободное от обязательных учебных занятий время. Цель написания курсовой работы состоит в углубленном самостоятельном изучении студентами заочного отделения вопросов по курсу «Социальная психология личности» и контроле результатов этой работы со стороны преподавателя.

Курсовая работа является одним из важнейших видов учебного процесса и выполняется студентами в соответствии с учебным планом. Курсовая работа представляет собой самостоятельное научное исследование, и может стать одним из важных этапов в процессе подготовки к написанию выпускной дипломной работы.

Написание курсовой работы должно способствовать углубленному усвоению лекционного курса и приобретению навыков решения практических задач и ситуаций, умению связать вопросы теории и практики.

Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно из предлагаемого перечня тем, в соответствии с собственными научными интересами и склонностями при консультативной помощи преподавателя, выступающего в роли руководителя контрольной работы. В выборе темы следует ориентироваться на собственный профессиональный интерес и возможности глубокого изучения. Желательна связь с профессиональной деятельностью, чтобы работа не только способствовала расширению общего кругозора будущего специалиста, но и помогала в решении практических задач.

После утверждения темы работы студент приступает к подбору и изучению литературы и практических материалов. В процессе работы целесообразно делать выписки с указанием страниц первоисточника, фиксировать возникшие в связи с этим мысли, замечания, предложения. Студент должен опираться на конкретные научные публикации, используя отдельные положения в качестве аргументов. Проводя анализ научных исследований, автор работы не должен лишать себя возможности высказывать собственное мнение по поводу обсуждаемых проблем.

В содержании работы должна быть отражена актуальность темы, под которой понимается ее современность в теоретическом и практическом планах. В конце работы оформляется список используемой литературы, составленный в алфавитном порядке и в соответствии с современными библиографическими требованиями.

В приложении к курсовой работе могут быть размещены таблицы исходящих или промежуточных вычислений, а также иллюстрации (рисунки, фотоснимки, диаграммы, схемы, анкеты, диагностический инструментарий и т.д.)

Последовательность выполнения курсовой работы такова: выбор темы, сбор информационного материала, подготовка и написание работы. Содержание курсовой работы должно соответствовать ее теме и плану.

Курсовая работа имеет следующую структуру:


    1. Содержание (план)

    2. Введение (обоснование актуальности темы, состояние разработанности соответствующей проблемы)

    3. Основной текст – курсовая работа может состоять из глав, поделенных на параграфы, или только параграфов

    4. Заключение 9выводы и предложения)

    5. Перечень использованных источников

Все разделы курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязаны

Содержание работы следует иллюстрировать таблицами, диаграммами, графиками, рисунками. Графическому материалу по тексту необходимо давать пояснения.

В курсовых работах, как правило, даются ссылки (сноски) на источники указанных материалов.

Объем курсовой работы – от 30 печатных страниц, выполненных через 1,5 интервала (в компьютерном наборе). Текст пишется на одной стороне листа с оставлением полей, страницы нумеруются. На титульном листе помещаются название института, тема работы, данные об авторе, факультете и группе.

Содержание контрольной работы строится на основе анализа литературы отечественных и зарубежных авторов. Рекомендуется учебная и справочная литература, периодические издания по психологии.

Выполнение курсовой работы способствует формированию у студентов навыков к самостоятельному научному творчеству, повышению теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.

Курсовая работа представляется для проверки преподавателю до начала сессии.

К сдаче экзамена по курсу «Социальная психология личности» допускаются студенты, успешно защитившие курсовую работу.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник.– М.: Аспект Пресс, 2000

  2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2004

  3. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. – СПб.: Знание, 1999

  4. Доценко Е.Л. психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: ЧеРо, 1997

  5. Капрара Д.В., Сервон Д. Психология личности. – СПб.: Питер, 2003

  6. Майерс Д. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 1998

  7. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб., 1999

  8. Реан А.А. Психология личности. Социализация. – М.: Олма-Пресс, 2004

  9. Свеницкий А.Л. Социальная психология: Учебник. – М.: Проспект, 2004

  10. Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004

  11. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие/ Под ред. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 1999

  12. Тейлор Ш., Пипло Л., Сире Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 2004

  13. Фернхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб.: Питер, 2001

  14. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993

  15. Хрящева Н.Ю. Креативность как фактор самореализации личности в изменчивом мире // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Под ред. А.Л. Свеницкого. – СПб.: Питер, 2000


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка