Учебно-методический комплекс психология личности направление: 030300 Психология Квалификации выпускника − бакалавр



Скачати 443.8 Kb.
Сторінка1/3
Дата конвертації15.04.2016
Розмір443.8 Kb.
  1   2   3
Филиал НОУ ВПО

«Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей,

экономики и права» в г. Калининграде

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС



ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Направление: 030300 – Психология

Квалификации выпускника − бакалавр

Калининград

2013


Психология личности: Учебно-методический комплекс /

автор-составитель: Н.А. Власюк. – СПб. : ИВЭСЭП, 2012

Рецензент:

М.И. Коваленко

кандидат психологических наук, профессор

Утвержден Научно-методическим Советом ИВЭСЭП,

протокол № 2 от 24.10.2012г.

Адаптирован для заочной формы обучения в филиале в г. Калининграде

Баркаевой И.Л., к.п.н.

Изменения утверждены на заседании кафедры психологии

Филиала ИВЭСЭП в г. Калининграде,
протокол № 1 от 02.09.2012г.

Изменения утверждены на заседании Совета филиала ИВЭСЭП в

г. Калининграде,

протокол № 1 от 04.09.2012г.



Лист регистрации изменений,

вносимых в УМК





Дата внесенных

изменений



Содержание изменений

Подпись автора
























































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дисциплины «Психология личности» составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения по направлению «Психология».



Цель курса: систематизировать изложение теоретических проблем психологии личности

Задачи курса:

- представить личность как социальное качество, появляющееся на определенных этапах его развития;

- представить компоненты теории личности; механизмы социализации; этапы развития; критерии оценки теории личности;

- изучить качества, свойства личности, особенности ее поведения, оказывающие влияние на жизнедеятельность личности в социуме;

-рассмотреть вопросы формирования личности, ее поведения, стратегии взаимодействия, социально-психологические характеристики;

- ознакомить с проблемами становления индивидуальности, подходами к изучению личности;

-сформировать у студентов психологическую культуру, личностные качества, а также общекультурные и профессиональные компетенции; компетенции социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления;

- развить навыкии осуществить их реализацию в проектной, научно–исследовательской, коммуникативной, организационной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030300 Психология (бакалавр).

Курс рассматривается как важная часть подготовки студентов-бакалавров по данному направлению высшего профессионального образования.

После изучения дисциплины студенты должны знать:

- основные зарубежные и отечественные теории личности и подходы к ее изучению;

- структуру личности, принципы развития;

- выделять основные методологические принципы психологической науки;

-критери оценки теории личности;

- механизмы социализации и индивидуализации личности;

- множественность определений личности как отражение многомерности феномена;

Студенты должны уметь:

- оперировать понятиями: индивид, личность, индивидуальность, субъект познания, общения, деятельности;

-представлять обобщающие положения теорий личности;

- осуществлять реализациюумений и навыков в проектной, научно–исследовательской, коммуникативной, организационной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.


Компетенции, формируемые у бакалавров в результате освоения дисциплины «Психология личности»


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС):

-общекультурных: проводить библиографическую и информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9); владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11).

-профессиональных: научно-исследовательская деятельность способностью и готовностью к: применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9); пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10); участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11); проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12);

педагогическая деятельность способностью и готовностью к: подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17); самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19).


МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

Дисциплина «Психология личности» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла ООП.Тесно взаимодействует с такими предметами блока как «Общая психология», «Социальная психология», «Дифференциальная психология», «Философия», «Социология» и др.

Для успешного изучения дисциплины студенты должны обладать умением понимать значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1); понимать современные концепции картины мира на основе сформированного мировоззрения (ОК-2); владеть культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3), а также способностью и готовностью к: отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2); психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6).

Важнейшие проблемы личности не могут быть решены вне контакта с другими дисциплинами. Так, «личность» в философии выступает как совокупность всех общественных отношений, а «личность» в социологии – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. «Личность» в общей психологии – это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Дифференциальная психология делает акцент на изучении индивидуально-психологических особенностей личности и различий между людьми. Социальная психология выводит структуру личности из структуры её взаимодействия с другими людьми и социальным целым, изучает статус и социальные роли личности в различных общностях, её самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной деятельности.

Каждая из этих научных дисциплин, изучая личность, имеет свой предмет познания, свою сферу исследования, что помогает в полной мере разобраться в понятии «личность», понять психику и поведение современного человека, выявить психологические закономерности бытия личности в социуме, межличностные отношения.

Виды занятий и методы обучения

Общее количество часов – 72. Теоретические занятия проводятся в группе. Общий объем лекционного курса – 2 часа. Семинарские занятия организуются в группе. Общий объем семинарских занятий – 6 часов. Используются следующие формы занятий: сообщения, доклады. На семинарских занятиях по дисциплине применяются следующие методы обучения: беседа, дискуссия, метод группового принятия решений.



Самостоятельная работа студентов заключается в изучении справочной, специальной литературы, в работе с электронным библиотечным фондом, в подготовке к семинарским занятиям. Объем самостоятельной работы студентов для дисциплины составляет - 64 часа.

Формы контроля. Промежуточной формой контроля учебным планом предусмотрена контрольная работа. Итоговой формой контроля учебным планом предусмотрен зачет.

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины и виды учебной работы

Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы или 72 часа.



Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость

72

Аудиторные занятия (всего)

8

Лекции

2

Практические / семинарские занятия

6

Самостоятельная работа

В том числе:



64

Контрольная работа




Вид промежуточного контроля

Контрольная работа – 6 семестр

Вид итогового контроля


Зачет - 6 семестр



Разделы дисциплины и медисциплинарные связи
1.Актуальные проблемы социальной психологии

2.Возрастная психодиагностика

3.Психология развития и возрастная психология

4.Социальная психология


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ


п/п


Наименование темы

Общее количество часов

Количество аудиторных часов

Кол-во часов на самост. работу

Лекции

Семи

нар./


практ.

Всего

Раздел I Введение в психологию личности

1.

Понятие «личность» в психологии,ее формирование. Сознание и самосознание как новообразования этапов развития человека

4

1

2

3

1

2.

Индивидные и субъектные свой-

ства личности. Возрастные кризисы



4

0




0

4

3.

Компоненты теории личности. Структура личности. Структурные концепции зарубежных и отечественных ученых. Теория черт Г. Олпорта, Г. Айзенка, Р. Кеттелла. А. Леоньева, Б. Ананьева

4

0




0

4

4.

Влияние билогических и социальных факторов на развитие личности

4

0




0

4

5.

Критерии оценки теории личности

4

0




0

4

6.

Взаимосвязь психического развития личности и ее основной деятельности

4

0




0

4

Раздел II. Социализация личности

7.

Институты социализации личности. Источники социализации личности. Факторы социализации

4

0




0

4

8.

Механизмы социализации личности. Критерии социально-зрелой личности

4

1

2

3

1

9.

Социализация личности как процесс передачи и накопления опыта. Стадии социализации

4

0




0

4

10.

Регуляция социального поведения личности. Ценностные ориентации, установки, мотивы и потребности

4

0




0

4

Раздел III. Теории личности в зарубежной и отечественной психологии

11.

Психоанализ З. Фрейда. Защитные механизмы

4

0




0

4

12.

Аналитическая теория К.Юнга

4

0




0

4

13.

Индивидуальная психология А.Адлера

4

0




0

4

14.

Неофрейдизм и его основные положения. Социокультурная теория К. Хорни

4

0




0

4

15.

Бихевиоризм. Поведенческая теория личности. Основные положения

4

0




0

4

16.

Когнитивные теори личности. Теория личностных конструктогв Дж. Келли. Теория Когнитивного диссонанса Фестингера


4

0




0

4

17.

Экзистенциально-гуманистическая теория личности. Основные положения

4

0




0

4

18.

Теории личности в отечественной психологии. Культурно-историческая теория Л. Выготского. Деятельностная теория личности А. Леонтьева,

С.Рубинштейна



4

0

2

2

2

ИТОГО

72

2

6

8

64

Самостоятельная работа













55

Подготовка к зачету













9


ПРОГРАММА КУРСА
Раздел I. Введение в психологию личности
Тема 1.Понятие личности, ее формирование. Сознание и самосознание как новообразования этапов развития человека

Понятие личности. Объект и предмет исследования. Структура личности в психологии. Сознание и самосознание как новообразования этапов развития человека. Общественные отношения как основание свойств личности. Критерии формирования самосознания: выделение себя из окружающей среды, рефлексия в отношении деятельности, осознание себя через другого, моральная оценка себя. Этапы развития самосознания. Структура самосознания: самопознание, самоотношение, саморегуляция.Понятие «Я» человека: экзистенциальное, психологическое, социальное, физическое.Я-концепция личности. Самооценка, самоуважение, чувство собственного достоинства.



Тема 2.Индивидные и субъектные свойства личности

Личность и биологическая детерминация. Структура человека как индивида. Первичные и вторичные свойства индивида, их становление (онтогенез). Понятия: индивид – субъект деятельности – личность – индивидуальность.

Темперамент как индивидное свойство личности. Связь темперамента с основными свойствами личности. Темперамент как эмоциональная основа характера. Темперамент и особенности поведения человека, поступки.Интегральные личностные свойства: характер, направленность

Понятие характера. Характер в общей структуре личности. Черты характера и другие свойства личности. Понятия «нормального характера» и патологии характера через взаимосвязь личности и ситуации. Типологии характера. Акцентуации характера. Формирование характера. Направленность личности. Формирование направленности. Склонности, интересы, структура мотивации личности. Эмпирические характеристики человека как субъекта деятельности, познания, общения. Субъектные свойства личности – способности. Задатки, способности, одаренность личности.



Тема 3. Компоненты теории личности. Структура личности. Структурные концепции зарубежных и отечественных ученых.

Теория черт Г. Олпорта, Г. Айзенка, Р. Кеттелла. А. Леоньева, Б. Ананьева. Мотивация: теории мотивации. Развитие личности Влияние внешних и внутренних факторов на развитие личности. Психопатология: норма и патология в развитии личности; причины отклоняющегося поведения. Психическое здоровье. Терапевтическое воздействие на личность.



Тема 4. Влияние билогических и социальных факторов на развитие личности

Внутренние и внешние детерминанты, влияющие на развитие и поведение личности. Генетические, биологические факторы. Социальные факторы: семья, дошкольные, школьные образовательные учреждения, учебные, трудовые коллективы.



Тема5. Критерии оценки теории личности

Дать сущностную характеристику понятиям: верификация; эмпирическая ценность личности; внутренняя согласованность; экономичность как субъективный критерий; функциональная значимость.



Тема 6. Взаимосвязь психического развития личности и ее основной деятельности

Критерий психического развития личности в определенном возрастном периоде. Концепция Д. Эльконина, основанная на идее последовательной смены форм ведущей деятельности. Типы ведущей деятельности


Раздел II.Социализация личности
Тема 7. Институты социализации личности. Источники социализации личности. Факторы социализации

Источники социализации личности: опыт раннего детсва, социальные институты, взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности. Развитие познавательных структур в процессе социализации Ж. Пиаже. Факторы социализации. Институты социализации: первичная социализация, жизненные циклы. Десоциализация, ресоциализация.



Тема 8. Механизмы социализации личности

Механизмы социализации личности: формирование «Я-концепции» личности, освоение социальных ролей, приобщение человека к социальному наследию культуре; формирование локус контроля; личностная и социальная идентичность; формирование динамического стереотипа личности. Критерии зрелой личности.



Тема 9. Социализация личности как процесс передачи и накопления опыта. Стадии социализации

Первичная социализация. Стадия индивидуализации, самоопределения. Стадия интеграции. Трудовая стадия социализации – усвоение социального опыта и активное воздействие человека на окружающих, посредством деятельности и общения. Послетрудовая стадия как процесс передачи социального опыта новым поколениям.



  1   2   3


База даних захищена авторським правом ©shag.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка